Д.Медведев: «Сеть дорог у нас одна из самых протяжённых в мире – почти 1,5 млн км. С 2010 по 2017 год доля федеральных дорог, которые соответствуют нормативным требованиям, увеличилась с 39 до 71%. К 2020 году в хорошем состоянии должно быть порядка 85% дорог».
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня обсудим положение дел в дорожном хозяйстве, подведём некоторые итоги за прошлый год, поговорим о планах.
Но прежде чем перейти к основной теме, хочу проинформировать, что по итогам двух совещаний, которые были 10 января и 17 января, я утвердил перечень мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития в нашей стране в текущем году, и поручения.
В перечне содержатся меры, которые связаны с поддержкой экономики, прежде всего промышленности. Это должно дать положительный эффект для экономического развития нашей страны. Объём поддержки промышленности установлен в размере до 107 млрд рублей. Подписанный документ предусматривает проработку рядом министерств предложений по поддержке социальной сферы (я имею в виду уже поручения), в частности образования, занятости, рынка лекарств, а также отдельных отраслей экономики, включая сельское хозяйство. Кроме того, должны быть разработаны меры по поддержке тех регионов, которые находятся в сложном положении. Окончательное решение будем принимать с учётом складывающейся ситуации в экономике, по итогам I квартала текущего года. И перечень мероприятий, и поручения – это, по сути, набор наших оперативных действий по дополнительной поддержке экономики и социальной сферы в 2017 году.
Участники совещания
-
Список участников совещания о развитии дорожного хозяйства в Российской Федерации, 20 января 2017 года
Теперь – к основной теме
сегодняшнего совещания. Дорожное строительство является одним
из приоритетов нашей работы. Сеть дорог у нас одна из самых протяжённых в мире
– почти 1,5 млн км. Дороги в нашей стране традиционно принято ругать. Зачастую
это справедливо, хотя ситуация в некоторых случаях меняется в лучшую сторону.
Прежде всего это касается федеральных трасс. С 2010 по 2017 год доля дорог,
которые соответствуют нормативным требованиям, увеличилась с 39 до 71%. К 2020
году в нормальном, в хорошем состоянии должно быть порядка 85% дорог. Сложнее
обстоит ситуация с региональной и местной дорожными сетями – они гораздо
медленнее приводятся в порядок. Там объём работ предстоит очень большой, есть
немало замечаний и по срокам, и по качеству работ. Всё это нужно учитывать.
Прошлый год был достаточно насыщенным. Построено более 300 км новых федеральных трасс, свыше 8,7 тыс. км отремонтировано. Стартовало несколько масштабных строек. Самые большие – транспортный переход через Керченский пролив и автодорога «Таврида». Очень важно, чтобы в условиях непростого бюджета, оптимизации расходов нам удалось не допустить существенного снижения финансирования дорожного хозяйства. Объём Федерального дорожного фонда составил в прошлом году 614 с лишним миллиардов рублей. Мы предполагаем, что расходы регионов за 2016 год будут более 700 млрд рублей. Правда, это вместе с межбюджетными трансфертами из федерального бюджета. Финансирование дорожной деятельности в регионах в таком объёме стало возможным в том числе благодаря нашему решению направить в региональные фонды дополнительные средства от акцизов на бензин – это порядка 40 млрд рублей ежегодно.
Какие вопросы сегодня надо проанализировать? Первый вопрос – это система «Платон». Она начала работать немногим более года назад, является для нашей страны новой, вызвала широкий резонанс в обществе. Для этой системы прошлый год был испытательным сроком. Было много сомнений и шероховатостей, тем не менее сама по себе система себя оправдывает. Деньги, собранные в рамках «Платона», идут на строительство новых и ремонт уже существующих дорог. Надо проанализировать, как система работает, в том числе с точки зрения собираемости средств, перечисления их в региональные дорожные фонды, эффективности расходования, и каковы перспективы у этой системы.
Во-вторых, приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», который мы запустили в прошлом году для поддержки городских и пригородных дорог. Наша задача – в ближайшие годы привести в нормативное состояние дорожную сеть большинства городов (вчера на заседании распределили трансферты, это около 30 млрд рублей) и, конечно, сократить количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны. Это тоже большой, важный проект, мы ему придаём серьёзное значение.
Сейчас готовится комплексный план действий Правительства до 2025 года. Главная задача – выйти на такие темпы роста экономики, которые были бы выше среднемировых. Без кардинального улучшения инфраструктуры этого не сделать. Дорожный комплекс – это важнейший самостоятельный сектор экономики, его вклад в валовый внутренний продукт составляет 7-8%. Надо обсудить, как отразить всё это в комплексном плане, какие основные приоритеты дорожного хозяйства в него будут заложены.