О развитии топливно-энергетического комплекса Северного Кавказа.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Льва Кузнецова по итогам заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Заседание Правительственной комиссии по вопросам
социально-экономического развития Северного Кавказа
в конце года традиционно
посвящено топливно-энергетическому комплексу. Это
всегда разговор не самый приятный,
поскольку ситуация в ТЭКе остаётся сложной,
прежде всего из-за накопившихся долгов. Мы с вами регулярно стараемся этими долгами
управлять. Есть разные тенденции – и умеренно позитивные, и негативные. Нам надо их оценить.
В абсолютных цифрах долг продолжает расти. Если говорить о газе, он вырос за текущий год на 6,6 млрд рублей – это
приблизительно 10%. С учётом долгов предыдущих лет общая задолженность по
состоянию на 1 ноября текущего года – более 70
млрд рублей. Это более половины долгов за
потреблённый газ в стране.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, 27 декабря 2016 года
В электроэнергетике долги
также продолжают расти. Региональные поставщики, которые входят в «Россети», стали хуже рассчитываться с генерирующими
компаниями. С начала года общая задолженность увеличилась на четверть и
составила почти 25 млрд рублей – это 41%
общероссийской задолженности на оптовом рынке.
На розничном рынке уровень текущих расчётов составляет около
90%, общая задолженность – около 21 млрд рублей.
Ситуация усугубляется тем, что в ряде регионов
тарифы на электроэнергию пока остаются необоснованно заниженными и не обеспечивают экономическую эффективность
работы энергокомпаний.
О причинах роста долгов мы подробно говорили на заседании комиссии в марте этого года. Прежде
всего это низкая платёжная дисциплина.
Исправлять ситуацию должны энергетические компании вместе с региональными властями и муниципалитетами.
Методы известны, они по стране довольно активно применяются, включая создание
единых расчётных центров.
Несмотря на все негативные
факторы, есть и некоторое движение вперёд. В
текущем году региональные и местные бюджетные организации практически не
допустили роста задолженности (подчёркиваю: речь идёт о региональных и местных бюджетных организациях) ни по электроэнергии, ни по газу. Не нарастили
долги за газ и теплоснабжающие организации округа. Тем не менее проблемы, о которых
я сказал, остаются.
Важной проблемой также остаётся
плохой учёт поставленных энергоресурсов. На Кавказе сети изношены, уровень потерь при
транспортировке высокий. Сети, конечно, надо модернизировать, и это задача
компаний – устанавливать счётчики, как это делается по всей стране. Энергетические
компании такую работу ведут, но её нужно ускорить.
В потери нередко списывается то,
что было украдено в результате самовольных подключений и врезок. Причём чаще всего те, кто этим воровством занимается, отделываются административными штрафами. Правоохранительные органы должны и дальше работать по этому направлению, выявляя правонарушения и преступления,
оперативно реагировать на сигналы
энергокомпаний. Но самое главное, чтобы такие
дела доходили до суда.
Кроме того, в отрасли действуют различные схемы ухода от выплаты долгов, в частности, через целенаправленное банкротство организаций ЖКХ, сетевых и сбытовых компаний.
Понятно, что ненадлежащим образом работают и
сами компании, и региональные власти. Нужно в этом строго разобраться.
Все названные факторы
ухудшают криминогенную обстановку в округе. Это мешает росту экономики и
благосостояния людей, которые живут на Кавказе, и снижает инвестиционную
привлекательность округа.
В работе комиссии нам нужно опираться
на проектный подход, как мы сейчас и
делаем это по другим направлениям. Все решения должны иметь чёткие индикаторы и
сроки исполнения, и за их
соблюдение должны отвечать конкретные люди.
Мы договаривались (что касается
долгов) о том, что по итогам работы за этот год
обсудим и вопросы дисциплинарной ответственности, а сейчас послушаем
руководителей регионов, как обстоят дела. В любом случае определённые выводы
должны быть сделаны.
Прежде чем перейти к обсуждению
основной темы, хочу проинформировать, что подписал постановление, которое
разрешает 20 регионам страны создавать у себя зоны территориального развития,
которые имеют возможность развиваться, рассчитывая на определённую
господдержку, стимулировать региональную экономику. В числе таких регионов и
шесть республик Северного Кавказа.
Из стенограммы:
Вопрос: Вопрос по
«Чеченнефтехимпрому», по активу. Планировалось, что он перейдёт в ведение
Чечни, и под это даже готовился проект
строительства НПЗ. Уйдёт ли «Чеченнефтехимпром» в Чечню из Росимущества и будет ли строиться
НПЗ под этот проект?
Л.Кузнецов:
Вопрос строительства НПЗ сейчас в стадии обсуждения, но с учётом ценовой
конъюнктуры и ограничения добычи нефти
компания «Роснефть» пока не приняла
окончательное решение по по этому проекту. Планы
по его реализации отложены на будущую
перспективу.
Что касается передачи активов, наше министерство за то, чтобы эти активы были переданы, чтобы в
рамках концепции развития реального сектора экономики в Чеченской Республике и
СКФО в целом у регионов была возможность эффективно использовать то имущество,
которое у них находится. Объёмы добычи, по оценке
Минэнерго, в регионе в целом снижаются. Качество нефти там не самое лучшее, она тяжёлая, новых больших геолого-разведочных работ
не проводится. Поэтому для крупных вертикально
интегрированных компаний сегодня
Северо-Кавказский федеральный округ не является приоритетным.
С точки зрения ответственной региональной
власти постановка вопроса оправдана, и мы
поддержим руководство Чеченской Республики. Но
окончательное решение будет за «Роснефтью» и
Минэкономразвития. Я уверен, что оно в 2017
году будет принято.
Вопрос: Премьер
говорил о дисциплинарных мерах. Были ли приняты соответствующие решения, какие и в
отношении кого?
Л.Кузнецов: Учитывая, что есть
позитивная динамика по ряду направлений и год календарный не завершился, премьер дал
возможность всем заинтересованным сторонам – и ресурсоснабжающим организациям,
и регионам – в I
квартале следующего года принять меры по исправлению ситуации, с тем чтобы в
дальнейшем определиться: или отказаться от принятия таких решений в связи с
тем, что произошло качественное изменение ситуации, или, если таких изменений
нет, подготовить окончательные дисциплинарные решения.
По статистике, мы видим три
ключевые проблемы. Первая – рост долга идёт в основном у потребителей,
населения. По энергетике и по газу это
доминирующий объём задолженности. По
энергетике объём платежей приближается к 90% –
это в целом хорошая ситуация, это
среднероссийский показатель, мы видим позитивный прирост 2%. По газу ситуация, к сожалению, не улучшается. Ключевая задача сейчас вместе с «Газпромом», учитывая, что «Газпром»
провёл реформу своих ресурсоснабжающих
организаций (он расформировывает сейчас «Межрегионгаз» в Пятигорске и создаёт
по каждому региону отдельную ресурсоснабжающую
организацию), посмотреть, дадут ли организационные меры эффект или не дадут.
Второй вопрос – это жилищно-коммунальные
предприятия. По газу, наоборот, здесь позитивная динамика: в прошлом году рост
задолженности был 2 млрд, в этом году всего лишь 250 млн. Почему? Потому что мы видим, что у нас есть
несовпадение роста тарифов для населения и для ресурсоснабжающих организаций. Этот диспаритет, по нашей оценке, создаёт конечные финансовые диспропорции. Здесь дано поручение Федеральной
антимонопольной службе проанализировать все эти тарифы и найти то решение,
которое бы сбалансировало и дало возможность
предприятиям ЖКХ работать эффективно.
Но не только проблема
тарифа является обоснованием неплатежей, есть и позиция некоторых
муниципалитетов, которые умышленно не платят. Есть даже цифра по статистике, которая
равна нулю. Не то что не хватает в тот или иной период (собрали, например, 10,
а нужно заплатить 15 млн), а просто систематически происходят неплатежи. По
этим муниципалитетам сегодня в Северной Осетии уже принято кадровое решение, ряд глав
муниципалитетов были освобождены от занимаемых должностей. Сегодня
принимается решение о консолидации активов вместе с «Газпромом» и «Россетями».
И мы надеемся, учитывая актуальность этого вопроса и контроль за ситуацией с
платежами на высоком уровне, что позитивная динамика все же появится. В Ставрополье, например, она есть, в
Карачаево-Черкесии мы тоже видим более 90% платежей.
Ну и самое последнее – это платежи самих бюджетов. Здесь мы видим
качественное осознание ситуации, несмотря на тяжёлое положение с бюджетами. По
декабрю региональные, местные бюджеты выполнили на 100% свои текущие
обязательства. Хочется верить, что ситуация и дальше будет иметь такую же
стабильную динамику.
Вопрос:
Скажите, а можно вопрос не по теме, предновогодний? Где Вы намерены встречать Новый
год?
Л.Кузнецов: Можно
сказать точно – в Москве, с семьёй, а может быть, на пару дней съезжу в Сочи, в
том числе и на наш курорт «Архыз». Курорт «Архыз» пока ещё развивается. К
сожалению, мы ещё не создали пока такую комплексную инфраструктуру, которая
позволила бы сегодня приезжать туда надолго людям разных возрастов. Это
ключевой вызов проекта сегодня.
Сейчас идёт изменение и увеличение количества частных инвесторов,
которые вкладывали средства как раз в строительство мест размещения. Мы сегодня
вместе с корпорацией «Курорты Северного Кавказа» ищем инвесторов, которые,
кроме мест размещения, создадут ещё места для развлечений – это спа, спортивные
объекты. Наша концепция в том, чтобы это был семейный отдых, семейный туризм. Мы
получили доверие частных инвесторов. Теперь, в непростой экономической ситуации,
наша задача вместе с ними комплексно развить курорт и дать всем возможность
приезжать на «Архыз». Но даже сегодня, несмотря на все сложности, мы по
отношению к прошлому году имеем уже плюс 20% туристов, которые приезжают на
курорты Северного Кавказа.