• Анонсы
  • Новости

Новости

29 июля, пятница
28 июля, четверг
27 июля, среда
26 июля, вторник
25 июля, понедельник
22 июля, пятница
21 июля, четверг
1

Календарь

Июль
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
2016
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

О ситуации в топливно-энергетическом комплексе Северного Кавказа

Заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад первого заместителя Министра энергетики Алексея Текслера о состоянии и проблемах развития топливно-энергетического комплекса в Северо-Кавказском федеральном округе

Доклад полномочного представителя Президента в Северо-Кавказском федеральном округе Сергея Меликова о ситуации в топливно-энергетическом комплексе СКФО

Брифинг Льва Кузнецова по завершении заседания

Стенограмма:

Д.Медведев: Добрый день! Мы с вами на заседании Правительственной комиссии по развитию Северного Кавказа неоднократно обсуждали проблемы ТЭКа. Ситуация далеко не самая лёгкая в этой сфере, она если и меняется, то очень медленно, а в целом ряде позиций наблюдается не прогресс, а регресс. Поэтому мы договорились, что будем встречаться как минимум один раз в год, в рамках заседания комиссии говорить именно об этой теме.

Дом Правительства, Москва

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

Очевидно, что не все решения заработали в полном объёме. Сегодня разберёмся, почему. Рассчитываю, что разговор будет предельно конкретный и откровенный.

Ситуация в ТЭКе требует постоянного контроля. К сожалению, вокруг топливно-энергетического комплекса, особенно на Кавказе, всё ещё концентрируется теневой бизнес, который связан с несанкционированными подключениями к электросетям, к газовым коммуникациям, с врезками в магистральные трубопроводы и с работой нелегальных мини-нефтеперерабатывающих заводов.

Это подпитывает коррупцию и в самой системе ТЭКа, и в органах власти, это обостряет криминогенную ситуацию в регионе. Понятно, что инвесторы тоже с осторожностью к этому относятся и это мешает нормальному развитию экономики и социальной сферы.

Есть, конечно, и результаты определённые. Правоохранительным органам нужно продолжать эту работу – делать это, наверное, более эффективно и, может быть, в ряде случаев более жёстко.

Участники заседания

  • PDF

    188Kb

    Список участников заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, 11 марта 2016 года

По информации МВД, с начала 2015 года выявлено почти 100 врезок в локальные трубопроводы по транспортировке нефти и газа. Значительная часть – в Ставропольском крае и в ряде республик (это и Ингушетия, и Дагестан, и Кабардино-Балкария, и Северная Осетия, и Чеченская Республика).

Принятыми мерами прекращена деятельность пяти мини-заводов по переработке сырой нефти. Надо понять, что за этим всем последует.

Пресечены также попытки незаконного отбора нефти из скважин. Но ещё интенсивнее необходимо противостоять самой коррупции и просто безответственному подходу к делу. Потому что по понятным причинам эти врезки возникают не сами по себе, а это действия в сговоре с представителями власти и муниципалитетов, а также руководства энергетических компаний в округе. По-другому это быть не может, это очевидно абсолютно. Не могут просто так прийти, врезаться в магистральную трубу и сказать, что здесь всё так и было.

Поэтому здесь коренится причина, и из-за этого мы не можем решить эту острую для Кавказа проблему, а также не можем принять эффективные решения по расчётам за долги за газ и за электроэнергию. Напомню, что, если говорить о природном газе, задолженность потребителей Северного Кавказа, Северокавказского федерального округа, за 2015 год выросла более чем на 7 млрд рублей. Сейчас она составляет почти половину всех долгов за газ в стране. Почти половину!

В электроэнергетике тоже ситуация весьма сложная, она похожа. Региональные сбытовые компании не полностью рассчитываются с генерирующими компаниями на оптовом рынке. Уже в текущем году их задолженность составила 135 млн рублей. Это нужно прибавить к общему накопившемуся долгу – 32 млрд рублей.

На розничном рынке уровень расчётов в 2015 году составил 94%. Сама по себе цифра не идеальная, но в общем-то приемлемая, тем не менее задолженность выросла на 2 млрд рублей с лишним.

Причины роста долгов во всех случаях одни и те же. Во-первых, это платежи бюджетных организаций, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а это также прямая ответственность региональных властей и муниципалитетов. У нас есть примеры, когда власти республик, власти регионов Северного Кавказа в короткие сроки решали проблему задолженности. Я сейчас не буду называть, но такие примеры есть. Достаточно на это обратить пристальное внимание. Я считаю, что платёжная дисциплина должна быть одним из показателей эффективности работы руководства регионов, критерием оценки эффективности руководства регионов.

Во-вторых, Северный Кавказ страдает от огромных потерь газа и электричества при транспортировке из-за изношенных сетей и отсутствия учёта поставленных энергоресурсов. К этим потерям очень часто плюсуется то, что было украдено в результате самовольных подключений и врезок. Всё в один котёл погружают, в одну кучу, а потом сами разбирайтесь, страна большая, всё переварит… И компании эти здоровые, и энергоснабжающие компании, и «Газпром», ничего страшного… А это преступление.

Заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

Проблема потерь должна решаться и с помощью модернизации сетей, и при помощи установки счётчиков. Мы так делаем по всей стране, но применительно к Кавказу ситуация, ещё раз говорю, выглядит запредельно плохо. Также нужно работать с неплательщиками, привлекая правоохранительные органы. Конечно, этим должны заниматься и энергокомпании, я имею в виду и «Газпром», и «Россети», и вообще все, кто в этом процессе находится.

Ещё раз хотел бы специально акцентировать внимание – мы не первый раз эту тему смотрим, смотрим регулярно: очень многое зависит от воли и личной ответственности глав регионов и глав муниципалитетов. Как только всё собирается в кулак, платежи улучшаются. Примеров много. Как только идёт расслабление, даже с учётом всяких наших внутренних трудностей, – всё, платить перестают. Всё это нужно учитывать, в том числе при принятии кадровых решений.

Прежде чем мы приступим к обсуждению этой сложной, застарелой проблемы, несколько слов ещё скажу о новой редакции госпрограммы развития Северного Кавказа. Вы знаете, я её подписал 27 февраля, эту новую редакцию.

По большому счёту это план, направленный на улучшение ситуации в экономике на Северном Кавказе. Коллеги – руководители регионов принимали участие в подготовке необходимых решений. В нём значительно больше внимания уделено привлечению внебюджетных источников, созданию более комфортных условий для реализации перспективных бизнес-проектов, особенно в сфере туризма, оздоровительного отдыха и агропромышленного производства. Надеюсь, это обеспечит более масштабный подход к решению задач развития округа и позволит эффективнее использовать организационные и финансовые ресурсы.

Коллег – руководителей региональных правительств, регионов в целом прошу включиться в подготовку региональных мероприятий, а также предложений по бизнес-проектам. Это в части, которая касается программы.

Теперь более подробная информация о том, что происходит с энергетикой. Сначала послушаем сообщение по линии Министерства энергетики, потом обменяемся впечатлениями.

Пожалуйста, Алексей Леонидович Текслер, первый замминистра энергетики.

Доклад первого заместителя Министра энергетики Алексея Текслера на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

А.Текслер (первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Топливно-энергетический комплекс Северо-Кавказского федерального округа представлен предприятиями по добыче нефти, природного газа, нефтепереработке, нефтегазохимии, электроэнергетики. Добыча нефти в округе ведётся в пяти субъектах Федерации. В последние годы уровень добычи удалось стабилизировать на отметке около 1,5 млн т в год. Газ добывается в четырёх субъектах, объём добычи незначительный, и в связи с истощённостью месторождений наблюдается снижение добычи примерно на 10% в год. При этом уровень газификации регионов СКФО один из самых высоких в России – около 97%.

Через территорию СКФО проходят магистральные транзитные нефтепроводы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) мощностью около 40 млн т в год и Баку – Махачкала – Новороссийск мощностью 7 млн т в год. До конца текущего года пропускная способность нефтепроводов КТК будет увеличена до 67 млн т нефти в год.

Потребность СКФО в нефтепродуктах практически полностью обеспечивается за счёт поставок из других регионов России, дефицита нефтепродуктов в регионе нет.

В округе реализуется несколько перспективных проектов в сфере газонефтехимии. Так, на базе ООО «Ставролен» в городе Будёновске ведётся реконструкция установки полимерилизации этилена мощностью 300 тыс. т в год, что позволит к 2017 году повысить качество выпускаемой продукции и расширить ассортимент. Важным для отрасли также является проект «Этана» по строительству завода по производству ПЭТФ в городе Нальчике мощностью 486 тыс. т в год.

В части электроэнергетики. СКФО является самодостаточным регионом по производству и потреблению электроэнергии. В 2015 году выработка электроэнергии в СКФО составила 25 млрд кВт•ч, что полностью покрыло потребность местных потребителей. В структуре установленной мощности генерации основную долю, около 60%, составляют тепловые станции, 40% установленной мощности занимает гидрогенерация.

Для повышения надёжности энергоснабжения потребителей СКФО в 2015 году Правительством Российской Федерации было принято решение о строительстве Грозненской ТЭС мощностью 360 МВт с возможностью отпуска тепла потребителям города Грозного. Первый энергоблок мощностью 180 МВт должен быть введён в эксплуатацию в середине 2018 года и к концу года будет введён второй блок. Кроме того, для обеспечения перспективных потребностей округа в ближайшие годы в СКФО будут введены ещё несколько электростанций в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставропольском крае, в том числе на основе гидро- и солнечной генерации.

Презентация

  • PDF

    2Mb

    Слайды к докладу первого заместителя Министра энергетики Алексея Текслера о состоянии и проблемах развития топливно-энергетического комплекса Северо-Кавказского федерального округа

Хочу отметить, что энергетические компании СКФО своими заказами участвуют в технологическом импортозамещении. Крупнейшие энергомашиностроительные предприятия СКФО показаны на пятом слайде моей презентации. При этом в рамках региональных и отраслевых программ развития промышленности есть возможность наращивать объёмы производства оборудования и запасных частей для нужд нефтегазовых и электроэнергетических компаний. Проработка этих вопросов нашла отражение в проекте протокольного решения.

Но, конечно, основной проблемой, как уже было сказано, является платёжная дисциплина. Ситуация с платежами за электроэнергию в 2015 году, несмотря на продление особых условий ценообразования и возможность льготной покупки электроэнергии с оптового рынка, не улучшилась в 2015 году. Расчёты за покупку электроэнергии с оптового рынка, то есть платежи генераторам, в прошлом году произведены с территории СКФО не в полном объёме, задолженность выросла на 4,7 млрд рублей. Наибольший рост задолженности, 2,9 млрд рублей, произошёл в Дагестане. Минимальный уровень расчётов в процентном отношении в 2015 году показан в Республике Ингушетия – всего 44%.

При этом есть и положительные примеры. Так, в Чеченской Республике с мая 2015 года после ряда решений расчёты на оптовом рынке производятся в полном объёме. Хотел бы отметить здесь активную работу по наведению порядка республиканских властей.

Хочу также выделить независимые энергосбытовые компании СКФО, в том числе Дагестана, которые произвели стопроцентные расчёты с генераторами и просроченной задолженности не имеют.

Хуже обстоят дела с расчётами на оптовом рынке, за которые ответственны гарантирующие поставщики, входящие в структуру «МРСК Северного Кавказа». Основными причинами роста задолженности перед поставщиками оптового рынка электрической энергии являются долги на розничном рынке, а также сверхнормативные потери в сетях.

На розничном рынке, где ведутся расчёты с конечными потребителями, уровень оплаты электроэнергии в 2015 году составил, как уже было сказано, 94%. Наибольший прирост задолженности потребителей произошёл в Республике Дагестан – 823 млн рублей. Самый низкий уровень в расчётах – 65% в Республике Ингушетия. Также есть положительные примеры. Могу привести опыт Чеченской Республики, где по итогам 2015 года произошло снижение общей задолженности на 174 млн рублей.

Среди основных причин низкой платёжной дисциплины нужно отметить неплатежи предприятиями ЖКХ и водоснабжения, которые находятся в сфере ответственности местных властей. Так, средний уровень расчётов предприятий ЖКХ с энергетиками составил всего 75% в прошлом году. При этом существенно улучшился уровень расчётов бюджетных учреждений. Могу отметить, что поручение о стопроцентной оплате, которое было дано на прошлой правкомиссии, выполнено правительствами Чеченской Республики, Республики Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республики.

Для решения проблемы неплатежей организаций ЖКХ и бюджетного сектора необходимо принятие местными регуляторами сбалансированных тарифных решений или решений о компенсации выпадающих доходов, возникших при формировании тарифов. Считаю необходимым дать поручение ФАС России провести проверку утверждённых тарифно-балансовых решений и в случае необходимости принять меры по установлению экономически обоснованных тарифов. 

Необходима также модернизация систем ЖКХ и особенно водоснабжения, установка приборов учёта и повышение в целом энергоэффективности жилищно-коммунальной сферы.

Вторым основным неплательщиком на розничном рынке являются территориальные сетевые организации, имеющие задолженность перед сбытовыми компаниями за покупку потерь. Это существенным образом влияет на расчёты с генерацией. Данная проблема особо актуальна для Республики Дагестан, где сформировался основной объём задолженности. Главная причина формирования задолженности – это потери, которые значительно превышают нормативные. По сути, все сверхнормативные потери – это незаконные подключения, или, попросту говоря, хищения электроэнергии. Считаем, что для решения этой проблемы необходимо усиление проверок со стороны правоохранительных органов, проверки должны носить постоянный и плановый характер.

Также «МРСК Северного Кавказа» совместно с субъектами Российской Федерации должна разработать технические мероприятия по доведению фактических потерь до нормального уровня, в том числе эти мероприятия должны включать широкое применение самоизолирующего провода, установку приборов учёта и другие меры, предотвращающие хищения электроэнергии. Реализация таких мероприятий с одновременным усилением правоохранительной работы – залог решения проблем.

Здесь особая роль в части контроля за ситуацией должна быть обеспечена со стороны российских сетей, но, естественно, вместе с субъектами Российской Федерации. Примеры отдельных субъектов говорят о том, что с этой проблемой справляться можно.

Также нельзя не отметить, что на платёжную дисциплину влияет продолжающаяся практика сбора платежей за энергетические услуги наличными средствами. Здесь постоянно происходят злоупотребления. Нужно переходить на безналичную форму расчётов через банки, почту, терминалы оплаты. Я бы хотел обратить внимание «Россетей», «Газпрома» и местных властей на то, что эта задача является одной из самых основных в настоящий момент.

В сфере платежей за газ с начала 2015 года задолженность увеличилась на 13%, или, как было уже отмечено, на 7,8 млрд рублей, в том числе за счёт населения – на 11,7%. Основные причины неплатежей являются общими для рынка газа и электричества. Мы их подробно разбирали. Конечно, «Газпром» и «Межрегионгаз» вместе с субъектами, правоохранительными органами должны усилить работу как с должниками, так и по вопросу так называемого разбаланса газа.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В прошлом году для повышения платёжной дисциплины были внесены изменения в законодательство Российской Федерации, которые повысили ответственность за неплатежи. Также были введены новые механизмы, такие как предоставление гарантий оплаты неотключаемыми потребителями, особый порядок исполнения договоров аренды и концессии в отношении систем жизнеобеспечения, были введены неустойки за просрочку, изменены ставки пеней. Всё это, безусловно, по мнению Минэнерго, положительно скажется на ситуации с неплатежами в целом по стране и, естественно, в СКФО, в первую очередь, естественно, на розничном рынке.

Также в отношении субъектов СКФО, напомню, было принято решение о продлении возможности поставки электрической энергии с оптового рынка по регулируемым договорам при соблюдении ими ряда условий. Надо отметить, что эта скидка в целом на оптовом рынке составляет около 30%, то есть это достаточно существенная величина. Среди этих условий, естественно, снижение задолженности за потребляемую электрическую энергию, услуги по её передаче, а также минимизация уровня потерь электричества в сетях.

В целях обеспечения контроля за соблюдением данных показателей, обязательств в текущем году будут заключены соглашения между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов СКФО, Минэнерго, территориальными сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками.

Предложения Минэнерго и других заинтересованных ведомств нашли отражение в проекте протокола. Прошу поддержать.

Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Спасибо.

Сергей Алимович, какие у вас соображения?

С.Меликов (полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе): Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Уважаемые коллеги, дело в том, что проблема, которая сегодня обсуждается на заседании правительственной комиссии, на самом деле выходит уже за параметры традиционных площадок.

Заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

У нас в начале года состоялся форум Общероссийского народного фронта в Ставрополе. И я возьму на себя ответственность сказать, что не менее трети вопросов, которые выносились на обсуждение и задавались главе государства, касались сферы ЖКХ и прямо или косвенно затрагивали проблемы ТЭК, особенно те, Дмитрий Анатольевич, которые Вы озвучили в своём вступительном слове.

Поэтому мне хотелось бы некоторые вещи довести, если позволите. По итогам оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление преступлений экономической, налоговой, коррупционной направленности в топливно-энергетическом комплексе на территории Северо-Кавказского федерального округа правоохранительными органами в указанной сфере выявлено 632 преступления, в том числе в 2015 году – 311, за текущий год уже 39. В суд направлено 248 уголовных дел. Общий ущерб по указанным преступлениям составил почти 16 млрд рублей, в том числе более 12 млрд – по преступлениям, выявленным за 2015 год, и остальные уже в этом, в 2016 году.

К уголовной ответственности привлечены 214 фигурантов, из них 96 – в прошлом году, три – в текущем. В ходе контрольных мероприятий Федеральной налоговой службы в бюджеты всех уровней доначислено 6,5 млрд рублей, в том числе более 1,5 млрд в 2015 году и треть миллиарда в этом году уже.

Результаты проводимых оперативно-профилактических мероприятий свидетельствуют о том, что вопросы декриминализации тесно связаны с проблемой задолженности субъектов округа за поставленные ресурсы.

Работа по решению проблемы долгов в течение прошлого года проводилась совместно с органами исполнительной власти субъектов округа, региональными ресурсоснабжающими организациями в рамках реализации комплексных планов по ликвидации задолженности, согласованных со всеми заинтересованными сторонами, а также в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации №152-к. Повысилась роль глав субъектов, которые принимают личное участие в разрешении ряда проблем. В частности, созданы в каждом субъекте комиссии, возглавлять которые поручено лично председателям правительств.

Однако, несмотря на все усилия, ситуация с долгами продолжает ухудшаться. При этом, Дмитрий Анатольевич, решения правительственной комиссии (протокол №9 от 18 декабря 2013 года) остаются невыполненными. По-прежнему игнорируется очевидный факт, что существующие объёмы долга это результат неэффективной, а зачастую недобросовестной деятельности самих компаний-поставщиков. До сих пор не устранены основные факты, создающие условия для роста. Вот основные из них.

Первое – ненадлежащий учёт абонентов. Проблема характерна прежде всего для газовой сферы округа. По сведениям региональных газовых компаний, мероприятия по инвентаризации абонентских баз остаются незавершёнными. Таким образом, помимо неисполнения решений правительственной комиссии, принятых ещё в 2013 году, региональными газовыми компаниями игнорируются и требования пункта 22 правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства 2008 года, которые предписывают проведение проверки абонентов не реже одного раза в год. Это не выполняется.

Сроки окончания инвентаризации руководством газовых компаний вновь переносятся на конец теперь уже 2016 года. При этом результатом оперативно-профилактических мероприятий, проводимых правоохранительными органами, по-прежнему является выявление многочисленных фактов задваивания лицевых счетов, бездоговорного потребления, большого количества лицевых счетов несуществующих абонентов, что вызывает просто поток жалоб в адрес и глав субъектов, и Администрации Президента, в частности аппарата полномочного представителя.

Второе – отсутствие прозрачной системы контроля объёмов поставляемых и потребляемых энергоресурсов. Низким остаётся уровень оснащённости приборами учёта энергоресусов как в электроэнергетике, так и в газовой сфере. Так, индивидуальными приборами учёта электроэнергии в полном объёме оснащены только потребители Ставропольского края. В Республике Ингушетия и Чеченской Республике уровень оснащённости 75%, в Республике Дагестан – 63%. Может быть, поэтому показатели в Дагестане ниже, чем в других субъектах.

Что касается газа, то около половины всех обслуживаемых в округе абонентов – физических лиц не имеют приборов учёта газа, а более четверти узлов учёта газа, по показаниям которых осуществляются расчёты, требуют модернизации или замены. То есть учёт объёмов поставляемого и потребляемого газа в Северо-Кавказском округе ведётся весьма условно, что и создаёт предпосылки для того, о чем Вы говорили, Дмитрий Анатольевич, во вступительном слове.

Надо сказать, что низкий уровень оснащённости населения приборами учёта энергоресурсов – прежде всего результат недостаточной разъяснительной работы, в том числе со стороны властей субъектов округа, региональных властей, муниципальных властей, и, как следствие, неосведомлённости населения о требованиях законодательства об обязательной установке счётчиков.

Не знают граждане и о том, что установка прибора учёта оплачивается не единовременно, а в течение пяти лет. Считаю, что повышение информированности населения – одна из основных задач, стоящих перед руководством региона. Ещё раз повторяю, что эта задача стоит перед вами, уважаемые главы, присутствующие здесь, на совещании.

Вместе с тем складывающаяся ситуация свидетельствует о том, что ресурсоснабжающими организациями требования федерального законодательства игнорируются. Так, в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» обязанность по установке приборов возлагалась на организации, осуществляющие снабжение энергоресурсами. Часть 12 статьи 13 того же закона устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций до 1 июля 2013 года в отношении приборов учёта электроэнергии и до 1 января 2016 года в отношении приборов учёта газа совершить действия, направленные на оснащение потребителей приборами учёта энергоресурсов, в том числе в принудительном порядке. При этом в случае отказа собственников жилых помещений от оплаты расходов по установке приборов учёта данная оплата взыскивается в принудительном порядке через суд, плюс судебные издержки. Однако до настоящего времени таких мероприятий компании-поставщики в округе не проводили вообще. При этом объёмы затрат, необходимых для полного оснащения населения приборами учёта, по расчётам самих ресурсоснабжающих организаций, сделанных по нашему запросу, в газовой сфере составляют 7 млрд 135 млн рублей, в электроэнергетике – 183 млн рублей, и указанные суммы не идут ни в какое сравнение с теми убытками, которые несут поставщики энергоресурсов в результате потерь в сетях.

Третье – высокий уровень потерь. Несмотря на то что проблема потерь является злободневной и для энергетики, и для газовой сферы, считаю необходимым особо остановиться на последней, поскольку суммы ущерба от так называемого разбаланса газа просто катастрофические, а вопрос об ответственности до сих пор остаётся открытым.

В 2015 году объём потерь газа в газораспределительных сетях округа составил более 3,5 млрд кубометров, стоимость – более 16,5 млрд рублей, что в 2,3 раза превышает объём прироста долга за прошедшие годы. При этом прямые убытки компании-поставщика – около 70 млрд. За эти убытки в конечном счёте никто не несёт ответственность.

Очевидно, что, несмотря на высокий уровень износа сетей, к технологическим потерям указанные объёмы отношения не имеют, они слишком большие. Невозможно их списать ни на использование населением несертифицированного оборудования, ни даже на многочисленные врезки. Уже в январе текущего года (это данные на 1 февраля) газа потеряно на сумму 3,3 млрд рублей, а ответственность за разбаланс по-прежнему никто не несёт.

Казалось бы, очевидно, что отвечать за объёмы доведённого до потребителя ресурса должен тот, кто его транспортирует. Однако на сегодняшний день договорами на транспортировку газа механизм учёта объёмов транспортируемого газа и имущественная ответственность газораспределительных организаций перед поставщиком не определены.

В них поэтапно расписано, как учитывается объём газа, принятый газораспределительной организацией для последующей транспортировки, но нет ни одного слова о способе определения объёма газа, фактически доведённого до потребителя, и стоимости фактически оказанных услуг по его транспортировке. То есть независимо от потерь разбаланса газовые компании оплачивают газораспределительным организациям транспортировку всего газа, в том числе потерянного.

Таким образом, газораспределительные организации не заинтересованы в выявлении врезок и иных способов несанкционированного отбора. Это то, что и идёт как раз, Дмитрий Анатольевич, в эту общую копилку потерь.

Более того, существующее положение дел способствует созданию условий для роста объёмов незаконного отбора, в том числе в сговоре с представителями газораспределительных организаций.

Сложившаяся ситуация лишний раз подтверждает тезис о том, что на сегодняшний день учёт поставляемого и потребляемого в округе газа надлежащим образом не обеспечен.

Четвёртое – необходимое списание безнадёжных долгов. Несмотря на то что необходимое списание безнадёжных долгов является фактом очевидным, реальных шагов в данном направлении ресурсоснабжающими организациями по-прежнему не предпринимается.

Из года в год, представляя данные о долгах, поставщики энергоресурсов включают в них и те объёмы, по которым давно истёк срок исковой давности. Так, из общего долга за газ около 6 млрд рублей – это долги, накопленные ещё до начала работы в регионе организации «Газпром межрегионгаз» (2007 год). Ещё как минимум около 6 млрд рублей – долги со сроком образования свыше 36 месяцев. Конечно, в этом хвосте удобно прятать и те задолженности, которые образуются вновь. То есть более 11 млрд рублей в объёме долга за газ, это 16% всего долга СКФО, составляют эти долги.

В объёме долга за электроэнергию сумма задолженности с истекшем сроком исковой давности не менее 1 млрд 932 млн рублей – 11% долга СКФО. При этом названные суммы – это результат несвоевременного принятия мер по их взысканию, и как итог – существующий де-факто убыток ресурсоснабжающих организаций.

Нуждается в дополнительной инвентаризации и оставшаяся часть задолженности. На сегодня долги населения, самой проблемной категории потребителей… 71% этой задолженности, по сути, ничем не подтверждены. А учитывая выявляемые правоохранительными органами манипуляции с абонентскими базами, большое количество жалоб населения на откровенные приписки долгов, в том числе то, о чём говорилось на форуме Общероссийского народного фронта, а также многочисленные публикации по данной теме в средствах массовой информации, сумма 48 млрд рублей вызывает обоснованные сомнения.

В данной ситуации наиболее логичным представляется проведение проверок в отношении ресурсоснабжающих организаций на предмет подтверждения декларируемых объёмов задолженности. Такое предложение было изложено в докладе на имя Президента Российской Федерации.

Кроме того, на сегодняшний день полагал бы целесообразным внести следующие предложения. Рекомендовать «Газпром межрегионгазу» и «Россетям» провести мероприятия по инвентаризации задолженности потребителей Северо-Кавказского федерального округа за поставленные энергоресурсы. Поручить Счётной палате Российской Федерации провести проверку «Газпром межрегионгаза», «Россетей», а также «Газпром межрегионгаза» в Пятигорске, Ставрополе, Грозном и «МРСК Северного Кавказа» в части организации деятельности на территории Северо-Кавказского федерального округа. Обязать «Газпром межрегионгаз» принять меры, направленные на повышение степени ответственности газораспределительных организаций за потери газа. Обязать ресурсоснабжающие организации принять меры по исполнению требований 261-го федерального закона по обеспечению потребителей приборами учёта энергоресурсов. Безусловно, повысить и не снижать требования к главам субъектов Российской Федерации, к правительствам субъектов Российской Федерации по проводимой работе по снижению задолженности и нормализации обстановки, складывающейся в сфере топливно-энергетического комплекса.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Мы в ходе планирования наших мероприятий на март, после заседания правительственной комиссии, 17 марта планируем провести расширенное совещание по этой теме на территории Северо-Кавказского федерального округа с участием представителей Генеральной прокуратуры, Следственного управления, Министерства внутренних дел, всего силового блока, председателей правительств наших субъектов. Мы приглашаем всех заинтересованных лиц в этом совещании принять участие.

Д.Медведев: Спасибо, Сергей Алимович.

<…>

Брифинг Льва Кузнецова по завершении заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

Стенограмма:

Л.Кузнецов: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня Председатель Правительства сообщил, что 27 февраля подписал постановление Правительства о внесении изменений в госпрограмму о социально-экономическом развитии Северо-Кавказского федерального округа. Первоначально программа была ориентирована (это было очень важно, первый этап) на устранение социальных диспропорций, которые в округе, к сожалению, ещё имеют место быть. Это в первую очередь дефицит детских дошкольных учреждений, мест в школах, слаборазвитая инфраструктура, вопросы переселения граждан из опасных оползневых зон и многие другие вещи, в том числе развитие системы здравоохранения, количество коек, наличие самих объектов в тех или иных регионах.

Но мы понимаем, что сегодня ключевой вызов – это наполнение бюджета, сокращение безработицы, и, конечно, этого можно достигнуть только через развитие реального сектора экономики. Ключевое изменение программы в том, что с 2017 года основные денежные средства, выделяемые по этой программе, будут направлены на стимулирование развития реального сектора экономики.

Очень важно, что проекты, которые будут попадать в программу, должны соответствовать отраслевым планам. Они, конечно, должны быть ориентированы на партнёрство с базовыми инвесторами, которые должны быть в регионах, учитывать исторические специализации каждого из субъектов, но при этом быть ориентированы и на комплексные кооперационные связи (в том числе на межрегиональной основе), избегать дублирования при государственной поддержке и, самое главное, иметь короткие сроки реализации с большим социальным эффектом. Поэтому это очень важно.

И вторая ключевая задача – кроме принципа финансирования очень важно было, что мы изменили структуру программы по вопросам её синхронизации. До настоящего момента у нас внутри этой программы ряд её инструментов имели разные периоды своего существования. Программа была обеспечена финансированием только до 2020 года и не имела лимитов с 2021 по 2025 год, а в целом программа у нас с 2013 по 2025 год. Поэтому такие, скажем так, структурные вещи, которые тоже создавали сложности в реализации программы, в рамках корректировки устранены.

Вопрос: «Коммерсант». Лев Владимирович, поясните, пожалуйста, будет ли применяться новый подход в рамках реализации программы для достижения новых задач. И соотносится ли как-то новая редакция программы с экономическим планом действий Правительства?

Л.Кузнецов: Да, конечно. Как я и сказал, именно по приоритетам, которые мы будем реализовывать, в первую очередь мы будем ориентироваться на отраслевые программы. К примеру, мы совсем недавно провели вместе с Министерством сельского хозяйства совещание, где определили чёткую специализацию в целом округа и субъектов по тем или иным направлениям. Основным доминирующим компонентом должна стать программа продовольственной безопасности, о чём Президент заявил в своём Послании – к 2020 году решить эту задачу комплексно в стране. Здесь есть ниша, где Северный Кавказ по природно-климатическим условиям имеет неоспоримые конкурентные преимущества. И что очень важно, вторая задача – по импортозамещению. Как раз в этот период производить продукцию, которая способна поставляться на внешние рынки, но самое главное – по своим и качественным, и стоимостным характеристикам является доступной для наших потребителей как внутри СКФО, так и за его пределами.

Вопрос: Юлия Калачихина, «Газета.Ru». Вы сказали, что с 2017 года основные средства будут направляться на инвестпроекты. Хочется понять механизм их отбора и что это за инвестпроекты.

Л.Кузнецов: Первое. Относительно механизма отбора я также подчеркнул, что механизм простой – это экономическая и социальная эффективность проектов. То есть мы будем смотреть, насколько эти проекты эффективны с точки зрения бюджета, насколько эти проекты эффективны с точки зрения их конкурентоспособности (не только в короткий промежуток времени, но и, как мы говорим, при нормализации внешнеэкономических взаимоотношений) и насколько эти проекты эффективны с точки зрения решения вопроса по безработице. Потому что на Кавказе этот вызов является одним из ключевых, он формирует и социальную, и экономическую, и политическую стабильность. И конечно, для нас этот вопрос очень важный.

Эти проекты, ещё раз подчеркну, конечно, могут быть, условно, в собственной логике развития, но доминантой являются отраслевые приоритеты. И очень важно, что эти приоритеты должны также учитывать межрегиональную кооперацию. Для нас важно всё-таки выстраивать технологические цепочки, если брать то же сельское хозяйство, где не только производство продукции, но и её переработка, где, соответственно, создаются системы хранения, системы для круглогодичной поставки данной продукции в детские дошкольные учреждения, воинские части и крупные торговые сети. Наша задача по сельскому хозяйству (я это говорю не просто как какой-то лозунг) – чтобы Кавказ (в той компоненте это плодово-ягодные культуры, овощи) в конечном итоге был крупным игроком на российском рынке. Мы до этого говорили, что Россия кормит Кавказ, а наша задача – чтобы Кавказ в том числе участвовал в обеспечении продовольственной безопасности, в хорошем смысле кормил Россию, поставлял на российский рынок качественную, экологическую продукцию.

То же самое в промышленности, то же самое в туристическом сегменте, потому что одним из ключевых приоритетов для Кавказа является туристическая отрасль. Мы знаем сегодня, и вы много слышали, какое внимание уделяется Президентом, Председателем Правительства развитию внутреннего туризма и въездного туризма. У нас есть хорошие точки роста. Исторически уже сложившиеся – Кавказские Минеральные Воды, Эльбрус, где мы сегодня реализуем крупный горнолыжный проект, развивая и дополняя то, что было создано в советское время. Новый проект «Архыз» в Карачаево-Черкесии, который сегодня уже, несмотря на то, что он ещё в стадии строительства, сформировал своего туриста. И на первом этапе ещё один локальный, но тоже очень важный для социального развития проект – это «Ведучи» в Чеченской Республике. Поэтому проекты туристические горнолыжные и бальнеологические для нас являются тоже доминантой, при этом доминантой не только в решении задач Северо-Кавказского региона, но и с точки зрения международной компоненты, с точки зрения медицинского туризма. Если говорить про импортозамещение, по нашей оценке, они также способны стать яркими. Для того чтобы гарантировать доступную профилактику и укрепление здоровья, доступную качественную медицинскую помощь и в то же время быть доступными как для граждан России, так и для иностранных гостей нашей страны.

Вопрос: ТАСС, Вероника Ичёткина. Могли бы вы рассказать нам об итогах зимнего туристического сезона в регионе? Насколько увеличилось число туристов по сравнению с предыдущим годом? А также могли бы озвучить свой прогноз на летний сезон? Ожидаете ли роста турпотока и готова ли инфраструктура региона к возможному увеличению потока?

Л.Кузнецов: Я хочу сказать, что, хотя у нас календарная зима уже закончилась, всё-таки зимний сезон ещё продолжается. Поэтому подводить окончательные итоги ещё, наверное, рано. Мы видим устойчивый приток туристов в этом году по сравнению даже с прошлым годом, когда он был очень успешным для наших северокавказских курортов. Увеличилось количество людей, которые посетили и Эльбрус, и Архыз. Поэтому я думаю, что мы чуть позже озвучим окончательные цифры. Но могу сказать, что мы сохранили эту позитивную динамику.

И ещё раз говорю: для нас критично важно сегодня, чтобы на развивающиеся курорты и те, которые сегодня, скажем так, приобретают второе дыхание, преображаются, люди не только приехали в первый раз. Для нас критично важно, сколько людей захотят опять приехать на эти курорты. Поэтому о горнолыжной тематике мы чуть позже скажем, хотя вы знаете, что мы в конце прошлого года открыли самый высокий горнолыжный подъёмник в Европе на самой высокой вершине Европы – Эльбрусе. Это тоже имиджевая вещь, но она не ради имиджа, потому что она и продлевает сезон, и даёт возможность, скажем так, нового качественного катания, не только содействует горнолыжному зимнему отдыху, но и создаёт предпосылки для более стабильного отдыха в виде альпинизма. Люди приезжают на Эльбрус не только кататься, но и покорить эту вершину, это одна из престижных вершин в целом на карте любого альпиниста Европы и мира.

Я говорил уже о Кавказских Минеральных Водах. Мы считаем, что как раз с точки зрения круглогодичного курорта, и летнего в том числе, это, наверное, одна из ключевых точек роста не только на Кавказе, но и в России. Потенциал курорта на сегодняшний момент без каких-либо крупных инфраструктурных, инвестиционных вложений – до 2 млн туристов. Мы сегодня принимаем (за прошлый год) – около 800 тыс., поэтому где-то 1 млн туристов в принципе курорт способен безболезненно для себя принять.

Для этого сегодня принимается несколько и законодательных, и инфраструктурных решений. В первую очередь мы уже внесли в Правительство как министерство закон об эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды, чтобы в первую очередь сохранить и передать будущим поколениям эту уникальную территорию с точки зрения воздуха, с точки зрения лечебных ресурсов, в том числе в первую очередь разнообразных водных источников (а их больше 100 у нас там), и с точки зрения гармоничного развития городов, которые существуют на этой территории, скажем так, в балансе с природой.

Вторая часть. Мы сегодня работаем над новым проектом (более детальную презентацию мы всё-таки будем готовы сделать чуть позже, ближе к лету) медицинского кластера, где как раз и должна использоваться научная, образовательная база и уникальные природные условия, чтобы создать один из крупнейших медицинских центров. Причём как с точки зрения оказания высокотехнологичной помощи по определённым профилям, как раз ориентированным на уникальные особенности Кавказских Минеральных Вод, так и с точки зрения профилактики и укрепления здоровья. Для нас очень важно не только лечить людей, но и профилактировать, создавать условия для того, чтобы люди не подрывали своё здоровье. Это сегодня является общемировым трендом, мы не хотим отставать.

Для нас важна, как я сказал, медицинская компонента, потому что Кавказ сегодня по многим медико-бальнеологическим показателям всё-таки ещё пока не лидер – и в количестве коек, и в количестве врачей, и в количестве различного рода медицинских учреждений. Поэтому этот проект нам позволит закрыть этот дефицит и в конечном итоге сформировать более качественные условия для тех, кто приезжает на курорт, расширить количество предложений и возможностей, создать качественную среду для жителей Кавказских Минеральных Вод, что тоже критично важно. Но при этом это всё реализовывать в гармонии и сохраняя эту уникальную территорию. Поэтому тема туризма, я считаю, один из ключевых, опорных проектов, если говорить в целом, социально-экономического развития.

Вы знаете, что одно место в туристической отрасли даёт более 50 рабочих мест в смежных отраслях, дополнительных рабочих мест – это в прямой кооперации с туризмом. Мы специально изучали похожие территории в Австрии, на севере Италии. Только за счёт этой компоненты эти территории за 20 лет качественно изменили своё социально-экономическое положение, подняв, что очень важно, реальные доходы и изменив качество жизни местного населения. А для нас это является ключевой задачей, потому что это способствует развитию малого и среднего бизнеса, это закрепляет людей в традиционных местах проживания, что для нас тоже критично важно, и в конечном итоге способствует комплексному эффективному развитию территорий, создавая понятные приоритеты как для поколения сегодняшнего, так и, главное, для молодёжи, что очень важно.

Вопрос: Агентство «Рамблер». Было ли дано поручение ФАС проверить обоснованность тарифов ЖКХ? Это первый вопрос. И второй, где-то смежный с туризмом. Для туристов важна безопасность. Последнее происшествие с нападением на журналистов и правозащитников – власти что-то по этому поводу делают или это целиком задача правоохранительных органов?

Л.Кузнецов: По ЖКХ, конечно, будут даны поручения, я уверен, в рамках протокола, который будет по результатам правительственной комиссии. Потому что ключевой вопрос для нормализации обстановки – в том числе и экономически справедливые тарифы. Но эти тарифы (здесь есть вторая сторона медали) должны соответствовать потребительским и реальным доходам жителей. Поэтому вот этот здоровый баланс, когда мы должны содействовать развитию отраслей, но при этом делать их экономически доступными для населения, является критично важным. Поэтому я уверен, что вот именно из этой логики, в рамках поручения, ФАС и будет исходить, в том числе учитывая и предельный возможный рост, который был установлен на этот период по тарифам на энергоресурсы.

Вопрос безопасности всегда является ключевым в любой территории, в любой стране. И мы видим, что, к сожалению, последние события и у нас, и за пределами ещё раз подчёркивают, как критично важно уделять этому внимание. Недавно было у нас заседание в Нальчике как раз по вопросам безопасности туристических проектов. Понятно, что многое ещё предстоит сделать. Я думаю, конечно, последние события не сыграли в плюс – это негатив. Оценку ещё предстоит сделать силовым органам, они над этим работают, но наша как раз задача, вместе с вами в том числе (и у нас есть поэтому в рамках госпрограммы отдельное направление – это информационное сопровождение программы), – как раз максимально объективно давать оценку того, что есть ещё плохого и с чем нужно бороться на Северном Кавказе, с другой стороны, развеивать те мифы, стереотипы, которые негативно влияют на привлечение инвестиций, на поток туристов, желающих приехать на Кавказ, и в конечном итоге на социально-экономическое развитие.

Вопрос: Позвольте вернуться к вопросу госпрограммы. У меня технический вопрос. В этом году на финансирование из федерального бюджета заложено 13 с небольшим миллиардов рублей бюджетных ассигнований. Уточните, пожалуйста, эти средства уже предусмотрены в текущей версии бюджета?

Л.Кузнецов: Да, все эти деньги были заложены при утверждении бюджета Государственной Думой. Соответственно, принятие госпрограммы позволит их просто, в хорошем смысле, раскассировать и направить на те задачи, которые были предопределены. Я подчеркну, всё-таки задача госпрограммы в рамках 2016 года – обеспечить завершение первого этапа, это строительство объектов социальной инфраструктуры, чтобы не было переходящих объектов, долгостроев, и в конечном итоге минимизировать те дефициты, которые ещё сегодня на Кавказе по этим направлениям присутствуют.

Вопрос: То есть в этой части дополнительное увеличение расходов бюджета не планируется в 2016 году?

Л.Кузнецов: Пока у нас риторика по бюджету идёт – не увеличивать расходы, а оптимизировать. Наша ключевая задача в рамках утверждённых лимитов – максимально эффективно обеспечить освоение денежных средств. Ключевой индикатор – завершение и введение в эксплуатацию тех объектов или тех мероприятий, на которые денежные средства выделены.

Вопрос: ТАСС. Лев Владимирович, не могли бы уточнить: регион может принять до 2 млн человек в этом году летом или только Кавказские Минеральные Воды?

Л.Кузнецов: Я имел в виду, что курорт Кавказские Минеральные Воды в целом обладает возможностью принять до 2 млн человек. Понятно, что я привел статистику, которая у нас сегодня есть.  Наша задача – обеспечить (в том числе информационно) качественные характеристики, которые бы эти цифры приблизили.

Я немножко углублюсь в примеры. Сейчас отдельные программы есть по Кисловодскому парку, очень важно, что мы сохранили этот парк, сейчас создаётся федеральное учреждение, которое будет отвечать за его развитие. Это как бы раз. Сегодня по поручению Президента формируется программа по развитию города Кисловодска, потому что для туристов важна не только медицинская компонента или что вокруг неё есть, но очень важна ещё социокультурная среда (это развитие других объектов – и общепита, и культурно-массовых мероприятий).

Поэтому такие мероприятия в конечном итоге должны дать возможность вернуть того туриста, который в советское время туда приезжал.

Базовые места размещения такие есть, и наша задача как раз – при позитивном туристическом потоке дать сигнал инвесторам по обновлению и спального фонда, и других объектов, которые бы стимулировали дальнейшее развитие этого региона.

Здесь важная компонента и транспортная доступность. Сегодня по поручению Председателя Правительства прорабатываются механизмы по ключевым туристическим направлениям, чтобы сформировать новую модель, которая позволяла бы и обеспечивать более, скажем так, конкурентоспособные авиационные цены, железнодорожные цены, и стимулировать туроператоров внутренних, которые формировали бы группы, приезжающие на российские курорты.

Эта программа сегодня проводится в рамках Министерства культуры, мы активно с ними взаимодействуем. И через это, я уверен, мы можем сформулировать и сформировать качественное предложение нашему туристу для посещения именно этого уникального места, богатого и историей,  и очень важными лечебными компонентами.

Выделить фрагмент