О паспортах приоритетной программы по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» и приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития «Экология».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Михаила Абызова по итогам заседания
Брифинг Сергея Донского по итогам заседания
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
Сегодня мы завершаем рассмотрение приоритетных
проектов и паспортов. Но прежде чем к этому перейти, хочу сообщить о принятых
решениях. Подписано три постановления, которые
направлены на формирование в нашей стране национальной системы поддержки экспорта – прежде всего это высокотехнологичные товары.
Российские производители смогут компенсировать
часть затрат, которые связаны с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности и
сертификацией высокотехнологичной продукции, а также тех расходов, которые неизбежны при адаптации наших товаров к стандартам и
требованиям внешних рынков.
Кроме того, мы увеличиваем
уставной капитал Российского экспортного
центра. 732 млн рублей пойдут на создание региональной инфраструктуры поддержки экспорта, торговых
домов за рубежом и на продвижение товаров и их популяризацию на иностранных
рынках.
В следующем году в рамках проекта по экспорту существенно нарастим объёмы поддержки по этим и другим направлениям.
Теперь
– к запланированным вопросам. Мы завершаем
формирование пилотного портфеля приоритетных проектов, утвердим ещё два паспорта.
Первый
касается запуска реформы контрольно-надзорной
деятельности. Это, без преувеличения, один из
наиболее сложных и масштабных проектов. По сути, мы должны обновить идеологию
работы всей системы контроля и надзора в нашем государстве, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей
перейти к современной модели контроля, которую
принято называть партнёрской, сервисной. Одним
из основных показателей станет не количество проверок,
а развитие бизнеса. Это полностью
соответствует идеям Послания Президента.
Проектные предложения мы уже рассматривали, обсудили
цели и задачи реформы, одобрили целый ряд
базовых подходов, определили органы, которые
должны будут заниматься реализацией этого проекта в первоочередном порядке.
В
рамках реформы планируется внедрение
риск-ориентированного подхода, чтобы не было
вопросов, почему одни объекты проверяют
слишком часто, а другие реже. Будут установлены классы опасности, исходя из них сформирован
график проверок. Внимание инспекторов будет сосредоточено на тех объектах, которые отнесены к категориям
чрезвычайного, высокого и значительного риска.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 21 декабря 2016 года
Особое
значение также будет уделено информатизации, которая позволит усовершенствовать работу единого
реестра проверок, развить систему личных кабинетов, повысить прозрачность, электронную доступность обязательных требований
и оперативно обмениваться результатами, чтобы исключить дублирование и потерю
времени и сил. Там должны использоваться и современные технологии, в том числе связанные с обработкой больших массивов данных, и целый ряд других.
Отдельно
хочу подчеркнуть запланированную работу по системному пересмотру обязательных требований. Задача сложная, массив
требований очень большой, но нужно разбирать завалы по отдельным секторам и
видам деятельности, менять правила принятия новых требований. При этом имеется
в виду и необходимость отмены существующих требований, если они поглощаются
вводимым новым требованием.
Отдельный блок программы посвящён совершенствованию
контроля на региональном уровне, внедрению лучших региональных практик.
Посмотрим, как это будет работать.
Второй проект получил название «Чистая страна». Он
позволит создать в России эффективную модель переработки твёрдых коммунальных
отходов и попутно сформировать новую отрасль, которая не только поможет
расчистить наши города от бытового мусора, но и даст довольно значительные
дополнительные объёмы электроэнергии и новые рабочие места. Также будет
сформирован спрос на профильное оборудование, инфраструктуру, на строительные
услуги на значительные суммы – это десятки миллиардов рублей. И, конечно, самое
главное, что улучшатся экологические условия для жизни миллионов людей. В
рамках программы будет запущен пилотный проект по строительству пяти объектов
термической обработки таких отходов – четыре объекта в Московской области и
один в Татарстане. Кроме того, будет предотвращено возникновение довольно
значительных объёмов вредных выбросов, в частности это диоксины, парниковые
газы. Это тоже, естественно, будет способствовать оздоровлению экологической
ситуации.
Определимся также с подходами к реализации проекта по
другим направлениям, включая развитие Байкальской природной территории.
Из стенограммы:
М.Абызов:
Сегодня на заседании президиума был утверждён
паспорт проекта по реформам контроля и надзора. В рамках этого паспорта были
определены три ключевые цели. Первое – это снижение
ущерба по контролируемым государством рискам.
Второе – это снижение административной
нагрузки на бизнес. Третье – повышение
качества государственного контроля. Для
достижения этих трёх целей были определены восемь приоритетных проектов,
параметры которых были утверждены сегодня на заседании президиума. На каких основных проектах хотелось бы
остановиться особенно?
Первое – внедрение риск-ориентированного подхода и
концентрация работы контрольно-надзорных органов
по контролю за рисками, которые представляют наибольшую
потенциальную опасность. Уже с 2018 года, по
итогам работы в следующем году, все плановые
проверки контрольно-надзорных органов должны будут
осуществляться по объектам высокой категории рисков.
Такой же подход будет применяться к другим надзорным мероприятиям, в том числе
внеплановым проверкам.
Второе – упор на профилактику
в деятельности контрольно-надзорных органов.
Это та задача, которая была поставлена перед Правительством Президентом
Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию.
В рамках этой задачи в следующем году мы должны будем начать масштабную работу на уровне субъектов Российской Федерации, наших территориальных контрольно-надзорных подразделений, по
профилактике особо опасных рисков. Это означает, что в ежеквартальном режиме мы будем
проводить открытые слушания по итогам
проверок, которые надзорные ведомства будут
проводить в течение 2017 года. В рамках этой
работы будем обобщать выявленные нарушения, выявлять нарушения высокой степени опасности и будем готовить соответствующие методические
рекомендации и разъяснения для бизнеса, как
организовать свою работу, чтобы избежать нарушений в будущем. За счёт этой масштабной работы мы рассчитываем
существенно расширить понимание бизнесом тех требований, которые существуют на уровне
государства и предъявляются контрольно-надзорными органами.
Третье – это существенная, глобальная информатизация и автоматизация в работе
контрольно-надзорных органов. Необходимо за
следующий год разработать и начать внедрение системы личных кабинетов. Такая
практика в работе наших федеральных органов на
сегодняшний день есть. Очень позитивно она себя зарекомендовала в деятельности
Федеральной налоговой службы, когда бизнес своевременно оповещается о проверках и о системе надведомственного контроля и
взаимодействия с контрольными органами.
Кроме
того, это позволит нам существенно повысить качество межведомственного
взаимодействия, когда информация о проверках, проведённых нашими ведомствами,
будет доступна для других контрольно-надзорных органов. Это означает, что мы
сможем избегать дублирующих проверок и снизить, таким образом, административную
нагрузку для бизнеса.
Информационные
системы являются мощным инструментом по профилактике коррупционных нарушений в
деятельности контрольно-надзорных органов, потому что, чем меньше контакта у
предпринимателя с контролёром, чем больше это взаимодействие построено в
электронном формате, тем коррупционные риски меньше.
Нам
необходимо существенным образом совершенствовать работу с кадровым составом
наших надзорных ведомств. Это тоже сегодня обсуждалось. Высказывались в том
числе предложения по оптимизации структуры контрольно-надзорных ведомств. На
сегодняшний день на федеральном, региональном, межрегиональном, окружном уровне
структур достаточно много, их деятельность может быть оптимизирована. А за счёт
высвобождаемых ресурсов мы сможем в том числе поднять уровень оплаты труда
нашего инспекторского состава.
Вот
основные задачи, которые были определены на 2017 год. Сегодня мы этот паспорт
проекта опубликуем, и можно будет детально ознакомиться со всеми параметрами
его реализации – как в следующем году, так и на перспективу до 2024 года.
Из стенограммы:
С.Донской: Сначала расскажу о приоритетном проекте «Чистая
страна». Подходы к этому проекту мы предварительно рассматривали в августе.
Сегодня был утверждён паспорт этого проекта. Этот проект базируется на трёх
группах мероприятий. Первая – это создание мусороперерабатывающей отрасли, и
первые шаги здесь мы делаем, строя пять заводов по термической обработке
отходов: четыре завода в Подмосковье и один завод в Казани, в Татарстане. Эти
заводы являются как раз такими ключевыми способами утилизации отходов. Потому
что надо признать, что сегодня отрасль фактически работает с минимальным уровнем
эффективности. Утилизация отходов около 8% – это минимальный уровень даже со
времен Советского Союза.
Повышение эффективности работы этой отрасли, а фактически создание новой
отрасли – это ключевая задача которую мы рассматриваем, реализуя этот
приоритетный проект. Начали с этих заводов, с создания мусороперерабатывающих
мощностей.
Вторая
группа мероприятий акцентируется на задачах, связанных с ликвидацией прошлого
экологического ущерба. В 20 регионах планируется проведение работ по ликвидации
старых полигонов по захоронению отходов, накопленных промышленных отходов. Все
объекты прошлого экологического ущерба в следующем году в соответствии с
законодательством будут размещены в реестре. То есть мы хотим, кроме проведения
конкретных работ, ещё и запустить всю процедуру, связанную с подсчётом или
оценкой прошлого экологического ущерба, который накопился за всё это время у
нас в России.
И
последняя тема – это ликвидация незаконных свалок, которые возникли за
последние годы. Оценки разные. Более 20 тыс. незаконных свалок было зафиксировано
за последние пять лет, когда мы начали активно этим заниматься. В 2014 году был
принят новый закон об отходах, который определяет ответственность тех, кто
занимается незаконными, несанкционированными свалками и создаёт условия для образования
источника финансирования подобных мероприятий. Этот закон позволяет нам сейчас
масштабно развернуть уборку таких свалок. Вокруг
городов, в лесах несанкционированных свалок
достаточно много.
Один из элементов общей системы обнаружения и контроля
работы по ликвидации этих свалок – это создание общественной информационной системы, где
каждый человек сможет сообщить об обнаруженной свалке, а потом проследить и
зафиксировать, что её убрали. Такую общественную информационную систему мы собираемся
в следующем году ввести в эксплуатацию. Она
уже фактически создана, надо будет отработать и регламентировать порядок её работы и получения
информации от населения. Это третья группа мероприятий, которая включена в проект «Чистая
страна».
Исходя из объёма планируемой работы в рамках приоритетного проекта и
количества людей, которое проживает на территориях, затронутых мероприятиями,
можно сказать, что через уборку и утилизацию отходов снижение негативного
воздействия на окружающую среду затронет около 33 млн человек. Этот проект при его удачной реализации даст
хороший эффект для решения проблем, связанных с качеством жизни, окружающей средой и
конкретно с оборотом отходов.
Данный приоритетный проект
является ключевой задачей в рамках реализации
перехода всех регионов на новую систему оборота отходов. Несмотря на то что планируется некоторая
корректировка по срокам введения в действие ряда
мер (в
Госдуму внесён и рассматривается закон), некоторые
пилотные регионы собираются переходить на
новую систему. Приоритетный проект является
основным элементом, который поможет этим пилотным регионам перейти на новую
систему. Мы стараемся это взаимоувязать.
Вопрос: Какие средства из бюджета будут выделены на
мусоросжигательные заводы?
С.Донской: Из бюджета средства не выделяются. На строительство заводов будут потрачены
исключительно частные инвестиции. Есть
привлечённые средства банков, инвестора. Ключевая задача
– сделать систему окупаемой с учётом новых
тарифов. Планируется, что оператором всех пяти
проектов будет «Ростех», который потратит на все проекты около 30 млрд рублей. Всё остальное – привлечённые средства.
Инициативу проявили регионы,
они выступили с предложениями построить у себя и
отрегулировать всю систему обработки отходов. Плюс ко всему учитывались возможности наиболее
эффективно реализовать этот проект с точки зрения создания самих заводов по
переработке. Машиностроительные мощности находятся
ближе к Московской области. Исходя из этого
«Ростех» выбирал территории.
Вопрос: Вы сказали, что на пять проектов «Ростех» выделит 30
млрд рублей. Какая общая стоимость всех пяти проектов?
С.Донской: Пока цифра – 150 млрд. Но эта цифра предварительная и
ещё будут проходить разные экспертизы, цифры будут уточняться и скорее всего
снижаться. А пока прошла только общая оценка.
Вопрос: Сергей Ефимович, получается, что проект «Чистая
страна» – это как раз реализация поручений, содержащихся в Послании Президента, потому что он говорил в
том числе про необходимость ликвидировать свалки.
С.Донской: Это в том числе. У нас кроме этого проекта
рассматривались и подходы по другим направлениям. Речь идёт, в частности, о
водном хозяйстве, и здесь акцент мы делаем на Волгу. У нас есть поручение
отработки схемы финансирования всех мероприятий по волжскому проекту с
Минфином. Речь идёт о том, что для реализации задачи по очистке Волги,
приведения её в благоприятное состояние, потребуется (предварительная оценка)
от 150 до 200 млрд рублей. Сумма огромная. С другой стороны, конечно, это не в
один год должно выделяться. Это распределяется на достаточно длительный период,
когда надо будет и очистные строить, и разные мероприятия проводить. Исходя из
этого, для того чтобы эту сумму можно было бы собрать и направить на конкретные
мероприятия, у нас есть поручение провести согласительные, подготовительные
работы с Минфином, выработать механизм финансирования.
Мы,
естественно, затронули тему, связанную с Байкалом, эта тема и в прошлый раз, в
августе, звучала. Речь идёт о подготовке приоритетного проекта по Байкалу. К
апрелю мы должны сделать все необходимые шаги в части подготовки проекта, включая
мероприятия, связанные с экологической реабилитацией, развитием экологического
туризма и так далее.
Также
рассматривался наш приоритетный проект «Дикая страна. Сохранить и увидеть». В
качестве приоритета мы здесь ставили создание условий для расширения
экологического туризма на особо охраняемых природных территориях, в
национальных парках. Сейчас, по оценкам министерства, около 2 млн человек –
исходя из той инфраструктуры, которая есть – могут посетить наши уникальные
уголки природы. А потенциал здесь в 10 раз больше, около 20 млн человек. И мы
взяли на себя обязательства в рамках подготовки приоритетного проекта
отработать механизм концессионных соглашений на территории ООПТ, тем самым
привлекая частных инвесторов для строительства такой инфраструктуры. На самом
деле здесь очень большое поле деятельности и интерес у инвесторов достаточно
большой. Такие уникальные объекты и с туристической, и рекреационной точки
зрения очень интересны. Для того, чтобы их создать, чтобы они негативно не
влияли на нацпарки и позволяли людям бывать в таких местах, мы как раз такие
изменения в законодательстве и планируем.
В
рамках проектов мы поставили задачу, связанную с созданием новых национальных
парков и заповедников: у нас в Год экологии их запланировано больше восьми. Рассматривалась
и тема по животным. В Послании Президента эта тема также прозвучала, что
необходимо завершить подготовку законодательства, касающегося бездомных
животных. Наша задача – подготовить все основания
для того, чтобы весной можно было этот закон принять.
А паспорт проекта мы собираемся разработать и утвердить после закона.
Вопрос: Вы встречались с коллегами из Норвегии. Обсуждали
ли шельф? И каковы итоги заседания комиссии ООН по заявке?
С.Донской:
Что касается Норвегии, была очень позитивная встреча. Мы возобновили работу межправкомиссии. Кроме встреч с министром экологии и климата и министром нефти и энергетики состоялась
встреча с моей коллегой, которая возглавляет
межправкомиссию со стороны Норвегии. Мы
обсудили планы, и ожидается, что весной заседание
межправкомиссии будет проведено. Мы не встречались с 2014 года.
Планируем до заседания
комиссии в апреле подписать соглашение по обмену информацией и проведению
геологоразведки в бывшей спорной, серой зоне.
Сейчас там все интересы определились. Сейчас задача
– подписать подобное соглашение. Об этом
договорились с министром нефти и энергетики.
Звучала и климатическая тема.
Мы рассказали
о проведении у нас Года экологии и пригласили коллег участвовать в
мероприятиях, в частности в «Экотехе». Эта встреча
показала, что Норвегия готова начать активную деятельность в рамках межправкомиссии.
По ООН ситуация следующая. Эта встреча в какой-то мере является продолжением
августовской встречи. Мы дополнительно
предоставили информацию, дали четыре презентации по исследованиям, которые были
проведены. В том числе выразили своё отношение
к датской заявке. Договорились,
что следующая встреча состоится весной.
Мы поставили вопрос о необходимости увеличения времени работы комиссии в отношении
нашей заявки. Комиссия
должна это рассмотреть и дать ответ. Пока ответа мы не получили. Мы настаиваем на том, чтобы максимально
отработать нашу заявку до изменения состава комиссии по рассмотрению заявок
стран о внешних границах континентального
шельфа, которое произойдет летом этого года.