В повестке: о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, прогнозе социально-экономического развития, основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Принятые решения
Мы завершаем подготовку бюджета – главного финансового закона страны на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Обсудим комплекс документов, которые формируют идеологию бюджета, определяют основные условия нашей работы, ключевые задачи на ближайшие три года, чтобы затем направить весь пакет документов в Государственную Думу.
Как мы с вами условились (и с коллегами-депутатами тоже), это должно произойти до 28 октября текущего года. В этот набор документов входят прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов. Банк России представит основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.
Повестка заседания
Подготовка бюджета даже в
относительно спокойной ситуации – это всегда нелёгкий процесс, и в обычных
условиях всегда ищут компромисс между потребностями и возможностями
государства. А сейчас нам приходится учитывать и дополнительные факторы,
которые появились в последние годы. Так что в этом смысле формирование проекта
государственного бюджета было подчинено той же логике, которая была и в
прошлом, и в позапрошлом году – я имею в виду наличие санкций и различного рода
ограничений, а также те сложные процессы, которые в настоящий момент продолжаются
на сырьевых рынках и у наших ключевых торговых партнёров. К сожалению, всё это
не добавляет определённости при формировании наших финансовых планов.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 13 октября 2016 года
Тем не менее всю необходимую работу по подготовке бюджета мы с вами провели. Это длинный, сложный процесс, провели массу разных отраслевых совещаний, было много согласований, споров, но в результате бюджет подготовлен. Он, конечно, непростой, отражает текущую экономическую ситуацию, по отдельным позициям и весьма жёсткий. Но хотел бы сразу настроить всех, кто с ним в дальнейшем будет работать, на максимально рациональный и прагматичный подход, поскольку новый бюджет адекватен тем возможностям, которыми мы сегодня располагаем.
Начнём с
прогноза. Ориентиром для бюджета стал консервативный вариант
социально-экономического развития нашей страны, нашей экономики. Мы исходили из
весьма осторожной оценки будущей динамики цен на нефть. Это тоже вызывало
споры. Тем не менее я считаю такой подход правильным, чтобы доходы бюджетников
– врачей, учителей, всех, кто получает деньги из бюджета, – меньше зависели от
сырьевой конъюнктуры.
Также мы исходили из другого предположения – о вероятности сохранения санкций и ответных мер, которые мы принимали в течение всех трёх лет на протяжении срока бюджетного прогнозирования. Но даже этот базовый сценарий предусматривает постепенный переход экономики от стагнации к росту. Мы ожидаем, что уже в следующем году появятся признаки не только восстановления, но и роста экономики и в дальнейшем этот рост будет укрепляться.
Мы сегодня также рассмотрим проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2017–2019 годы. Он подготовлен в соответствии с существующими правилами Банком России.
Каковы задачи в этой сфере?
Д.Медведев: «Мы продолжим политику максимального сдерживания инфляции. В текущем году она снизилась почти вдвое – с почти 13% в декабре 2015 года до 6,9% в августе 2016 года. Банк России планирует снизить инфляцию до 4% к концу следующего года и в последующем сохранять её на этом уровне».
Во-первых,
мы продолжим политику максимального сдерживания инфляции. В текущем
году она снизилась почти вдвое – с почти 13% в декабре 2015 года до 6,9% в августе
2016 года. Тем самым мы смогли сохранить и защитить от обесценивания зарплаты,
пенсии, социальные пособия, другие выплаты.
Это позитивная тенденция, и её нужно поддерживать. Банк России планирует
снизить инфляцию до 4% к концу следующего года и в последующем сохранять её на
этом уровне. Это цель сложная, амбициозная, но очень важная для нашей
экономики.
Во-вторых, нужно сделать кредитные ресурсы более доступными. Низкие и стабильные процентные ставки позволяют более уверенно планировать бизнес, планировать потребительские расходы, включая покупку недвижимости, образование, лечение. В этом году Банк России уже дважды снижал ключевую ставку. Рассчитываем, что экономическая ситуация следующего года позволит продолжить политику стимулирования кредитной активности.
В-третьих, нужно создавать условия, чтобы сбережения становились инвестициями, не лежали, что называется, в чулках, а работали на развитие экономики. Для этого прежде всего необходимо доверие к банковской системе (мы стараемся его в максимальной степени поддерживать), выгодные ставки по вкладам и гарантии их сохранности и возврата.
Ещё один документ – это основные направления таможенно-тарифной политики. В ближайшие три года с помощью мер таможенно-тарифного регулирования мы продолжим создавать благоприятные условия для импортозамещения и поддерживать российские компании, которые экспортируют товары на мировой рынок, прежде всего в несырьевом секторе. В условиях нестабильности глобальной экономики, санкционного давления эффективно решать эти задачи позволяет формат Евразийского экономического союза. Мы намерены наращивать производственную технологическую кооперацию внутри союза, чтобы создавать товары и услуги, которые ранее нам приходилось импортировать, и в целом повысить конкурентоспособность и экспортные возможности компаний, которые работают в странах нашего союза.
Кроме того, нам нужно будет завершить гармонизацию таможенно-тарифной политики в рамках так называемой пятёрки. Это обеспечит максимальные преимущества нашим производителям в рамках зоны свободной торговли и тех зон, которые союз сегодня создаёт с другими государствами.
Защищать интересы российских экспортёров мы сможем в двусторонних переговорах с ведущими торговыми партнёрами и многосторонних форматах, таких как Всемирная торговая организация, будем последовательно устранять барьеры для продвижения российских товаров на внешние рынки.
Мы также обсудим проект основных направлений налоговой политики. На чём здесь нужно сконцентрировать внимание? Во-первых, налоговая система должна обеспечивать доходы бюджета. От этого зависит выполнение приоритетных проектов и социальных обязательств государства, поэтому нужно совершенствовать налоговое администрирование, поощрять добросовестных плательщиков и, конечно, жёстче спрашивать с тех, кто нарушает налоговые правила. Во-вторых, необходимо создавать благоприятные условия для деловой активности. Уже сформирована система налоговых стимулов для малого бизнеса и для индивидуальных предпринимателей. Действуют такие механизмы, как территории опережающего развития и специальный инвестиционный контракт. В ближайшие годы мы продолжим их развитие.
Будем продолжать также совершенствовать систему акцизов и налогообложения добычи полезных ископаемых. Но делать это нужно так, чтобы дополнительная фискальная нагрузка не влияла на инвестиционные программы, не мешала компаниям развиваться, вести разведку и осваивать новые месторождения.
В-третьих, более сбалансированными предстоит сделать региональные бюджеты. Для этого нужно иначе распределить налог на прибыль между территориями и федеральным центром и ввести дополнительные требования к участникам консолидированных групп налогоплательщиков. Кроме того, мы продолжим предоставлять дополнительные льготы по региональным инвестиционным проектам, особенно по таким стратегически важным регионам, как Дальний Восток.
Хочу особо подчеркнуть: в целом уровень налоговой нагрузки на бизнес не должен увеличиваться. Это соответствует и нашим прежним подходам. Более того, для малых и средних предприятий, для людей, которые работают в сфере услуг без создания предприятия, сам механизм учёта и уплаты налогов должен стать проще и прозрачнее.
Несколько слов собственно о бюджетной политике и проекте федерального бюджета.
Первое. Бюджет должен обеспечивать макроэкономическую и социальную стабильность. Всё то, что полагается людям по закону – так называемые публичные нормативные обязательства, – должно быть гарантировано финансовыми источниками. Именно поэтому мы и используем консервативный прогноз.
Бюджет – это ключевой инструмент социальной
политики. От него зависит жизнь миллионов людей
– не только напрямую, через зарплаты, социальные выплаты, но и косвенно, через те проекты, которые мы
ведём в рамках различных государственных программ.
Граждане должны быть уверены: все социальные
обязательства будут исполняться в полном объёме, как бы ни складывалась
экономическая ситуация.
Благодаря резервам, мерам поддержки отдельных отраслей и тем решениям, которые принимались в социальной сфере, мы неплохо прошли сложный период, сохранили устойчивость государственных финансов, хотя желающих заработать на трудностях политические очки, в том числе в предвыборный период, было много. Нас призывали к разным решениям: и фактически включить печатный станок, и отказаться от антиинфляционных действий или срезать социальные расходы, увеличить налоги. Ни на одно такое крайнее решение мы не пошли.
Д.Медведев: «Мы планируем следующие показатели доходной и расходной частей государственного бюджета: доходы – 13,4 трлн рублей (это 15,5% к ВВП), расходы – чуть более 16 трлн. Дефицит – порядка 2,7 трлн, это чуть больше 3% ВВП».
Исходя из консервативного варианта прогноза, мы соответственно планируем показатели
доходной и расходной частей государственного бюджета.
Приведу некоторые основные цифры укрупнённо: доходы – 13,4 трлн рублей (это 15,5% к ВВП), а расходы – чуть более 16 трлн. Дефицит – порядка 2,7 трлн, это чуть больше 3% ВВП. Такой дефицит в целом адекватен нынешнему
состоянию российской экономики, это меньше,
чем мы ожидаем по итогам текущего года. Главное,
что он просчитан с учётом наших реальных возможностей по его финансированию и
обслуживанию государственного долга, поэтому
он безопасен для бюджетной системы.
По механизму финансирования дефицита есть разные мнения. Нужно действовать, безусловно, крайне аккуратно. Постоянно жить в долг, как некоторые государства, мы себе позволить не можем. Поэтому Минфин предлагает провести бюджетную консолидацию, поэтапно снижать дефицит на один процентный пункт к валовому внутреннему продукту в год и постепенно привести расходы в соответствие с доходами, как это было у нас некоторое время назад.
Речь идёт о федеральном бюджете, но мы понимаем, что сбалансированность всей системы в немалой степени зависит от региональных бюджетов. Здесь необходимо повысить эффективность межбюджетных отношений. Мы дополнительно поможем тем регионам, которые сегодня сталкиваются с трудностями, в том числе будем стимулировать их снижать долговую нагрузку, стараться наращивать налоговый и экономический потенциал.
Второе, о чём хотел бы сказать. Сохраняя финансовую стабильность, мы не должны топтаться на месте. Наша цель – восстановить рост экономики. Поэтому мы продолжаем адресную поддержку ключевых отраслей – и промышленности, и сельского хозяйства, – причём не разгоняя инфляцию. Будем финансировать важнейшие инфраструктурные проекты, помогать предприятиям реального сектора, будем стараться адаптировать к новой обстановке малый и средний бизнес, продолжим стимулировать инновационную, инвестиционную и предпринимательскую активность.
Для этого нужно задать понятные ориентиры для тех, кто планирует инвестировать в реальный сектор. Именно поэтому мы возвращаемся к трёхлетнему бюджетному планированию – это тоже в целом достижение, о чём вчера на совещании у Президента говорил Министр финансов.
Как и в прошлые годы, будет сформирован специальный резерв – до 100 млрд рублей, по возможности его объёмы могут быть увеличены, – который будет использован в том числе на те приоритетные проекты, приоритетные цели, которыми мы занимаемся.
Будем заниматься и мобилизацией дополнительных доходов. Хочу специально подчеркнуть: сама по себе мобилизация должна не только решать фискальные задачи (хотя они тоже важны), но и стимулировать структурные изменения – сокращать избыточное присутствие государства в экономике, выравнивать конкурентные условия для предприятий и работать в конечном счёте на восстановление роста.
Третье, о чём хотел бы сказать.
Двигаться к этим целям предстоит в условиях жёстких ограничений. Главным распорядителям бюджетных средств придётся ещё более активно заниматься оптимизацией расходов, в том числе перераспределять ресурсы от низкоэффективных программ в пользу приоритетов. Вчера мы об этом говорили с вами на заседании президиума совета по приоритетным проектам.
Именно поэтому мы и переходим на проектное управление. Его смысл очевиден: мы должны направлять ресурсы туда, где возможна максимальная отдача и для людей, и для экономики, где нужно сфокусироваться на конкретных результатах и эти результаты предъявить в виде построенных школ, больниц, жилых домов, безопасных дорог, новых промышленных предприятий, всех тех позиций, которые мы сформулировали в приоритетах.
Есть определённые резервы и в администрировании доходов бюджета. Концентрация ряда полномочий в рамках Министерства финансов, включая таможню, алкогольный рынок, надеюсь, позволит увеличить поступления в казну. Мы на это также рассчитываем.
Теперь о бюджетах государственных внебюджетных фондов – Пенсионного, фондов социального и обязательного медицинского страхования. Через эти фонды идут средства на социальные пособия, которые получают люди, на пенсии, больничные, ежемесячные выплаты инвалидам, ветеранам. Через фонды выделяются деньги на бесплатную медицинскую помощь, выдаётся материнский капитал.
Наша главная задача – поддержать бюджеты фондов и обеспечить выполнение социальных обязательств, чтобы и пенсионеры, и многодетные семьи, все, кто нуждается в помощи, получили такую помощь в необходимых объёмах и вовремя. В бюджетах должны быть заложены все необходимые для этого решения. Сегодня мы обсудим их основные параметры.
В бюджете Пенсионного фонда мы предусмотрели расходы на ежегодную индексацию. Несмотря на то что инфляция замедляется, цены всё-таки растут. Особенно остро это ощущают люди с невысокими доходами, в том числе пенсионеры. Им в этих условиях труднее, поэтому мы провели частичную индексацию пенсий в феврале. В начале следующего года пенсионеры получат единовременную выплату в виде 5 тыс. рублей, а в феврале мы уже проведём индексацию пенсий в полном объёме по итогам накопленной инфляции за 2016 год. Будут проиндексированы и некоторые другие социальные выплаты.
По проектному подходу. Мы действительно меняем способ работы и поэтому рассмотрим проект постановления Правительства, которое создаёт необходимую нормативно-правовую базу для того, чтобы и в Правительстве, и в министерствах был единый порядок проектной деятельности.
Изменятся и межведомственные отношения. Те, кто участвует в проектах, должны напрямую взаимодействовать друг с другом, решать вопросы без долгих и, как правило, избыточных согласований.
На заседании президиума в Сочи было дано поручение по организации проектной деятельности в федеральных министерствах и ведомствах. В ближайшее время мы обсудим состояние этой работы на одном из заседаний президиума совета.