В повестке: о состоянии конкуренции, семь проектов федеральных законов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги!
Напомню, завтра начинается инвестиционный форум в Сочи, многие члены Правительства в нём участвуют, и я тоже. Мы поговорим о
государственном управлении, прежде всего о проектном подходе, о котором сейчас
много говорится. В рамках принятых решений
реализуются новые проекты. Обсудим, каким
образом это делать, с участием деловых кругов
и российских регионов. Хотя форум является
инвестиционным, он всегда позиционировался в основном как региональный форум, в
котором участвуют все регионы нашей большой
страны.
Теперь к повестке дня. Начнём с
рассмотрения доклада Федеральной антимонопольной службы о состоянии
конкуренции. Это не первый доклад на эту тему
и, думаю, не последний. В его подготовке
принимали участие и члены экспертного совета, и авторитетные общественные объединения предпринимателей.
Современная экономика
строится на нормальном деловом климате, во всяком случае стремится к этому. Одна
из ключевых его составляющих – здоровая
конкуренция. Это наилучший, естественный
механизм отбора наиболее эффективных моделей ведения бизнеса. Мы хотим, чтобы в России было как можно
больше эффективных компаний, которые способны добиваться успеха не только
внутри страны, но и за её пределами. Пока, по мнению российских предпринимателей,
состояние конкурентной среды в целом, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
В докладе названо несколько главных препятствий для улучшения
состояния конкурентной среды. Это и наличие
значительного государственного сектора, и несовершенное тарифное регулирование, и недостаточное развитие
малого и среднего бизнеса, которое ведёт к
доминированию крупных корпораций. Проблемы эти
не новые, мы стараемся двигаться в их разрешении.
За последние 10 лет
реформировано антимонопольное регулирование. Все признают,
что оно становится более совершенным, ориентируется на лучшие мировые практики. Совершенствуются системы государственных и
муниципальных закупок, практически завершено
формирование основных институтов федеральной контрактной системы. В регионах действует стандарт развития конкуренции. Результаты пока разные, в докладе антимонопольной службы содержится рейтинг
регионов по состоянию конкурентной среды. В
этом рейтинге лидируют разные регионы по
своему потенциалу – это и Новосибирская, и Самарская
области, Москва, Петербург и Смоленская область. Нужно
обсудить, насколько всё это обосновано и чем руководствовались при подведении итогов. В любом случае это индикатор, на
который нужно обратить внимание.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 29 сентября 2016 года
Очевидно, что для развития
конкуренции ещё очень многое предстоит сделать как на уровне Правительства, так
и отдельных ведомств, региональных властей и
муниципальных органов. Аналитические выкладки Федеральной антимонопольной службы должны помочь
в этой работе. Необходимо будет продолжить эту деятельность.
У нас в повестке дня ещё два законопроекта, которые дополняют и уточняют систему мер государственной защиты. Она применяется у нас в отношении свидетелей и потерпевших по уголовным делам, судей и
должностных лиц правоохранительных органов,
включая прокуроров, следователей, сотрудников Министерства внутренних дел, если существует реальная угроза их жизни и
здоровью. Причины этого известны и понятны.
Здесь есть и правоприменительная практика, которая систематизируется. Сегодня предлагается принять ряд изменений,
дополняется Уголовно-процессуальный кодекс в части решения о продлении или
прекращении действия мер госзащиты. Во-вторых,
уточняется дополнительно целый ряд аспектов, включая порядок применения мер
безопасности в отношении лиц, физическое состояние
которых не позволяет выразить письменное согласие (а этого требует действующее
законодательство) на применение этих мер. И целый ряд других правил в этом
смысле конкретизируется.
Ещё один вопрос важный, который касается изменений в
законодательство. Изменения эти направлены на то, чтобы помочь детским
спортивным школам, спортивным клубам оперативно покупать необходимый инвентарь,
форму, оплачивать гостиницы, питание, проезд на соревнования.
Вопрос этот возник, когда ко мне обратились (это было уже
несколько месяцев назад), я давал поручение по просьбе таких школ спортивных и
клубов. В чём там проблема? Сегодня у спортивных организаций есть определённые
сложности, они связаны с тем, что эти закупки зависят от достигнутых
результатов и их невозможно спланировать заранее, а в спорте всякое бывает. Для
поддержки такого рода спортивных школ требуется, чтобы эта величина закупок
была более гибкой, не ограничивалась суммой 100 тыс. рублей.
Кроме того, теперь физкультурно-спортивные организации смогут
осуществлять закупки вне конкурса в преддверии соревнований на более
значительные суммы. Надеюсь, это в целом послужит развитию юношеского и
массового спорта.
Из
стенограммы:
И.Артемьев:
Сегодня Правительство Российской Федерации заслушивало доклад Федеральной
антимонопольной службы о состоянии конкуренции в России. Это был уже десятый
доклад, который в соответствии с законом о конкуренции мы представляем каждый
год Правительству. Он имеет большую ценность, потому что мы говорим не только о
хорошем, но и о проблемах с конкуренцией во многих отраслях. Все эти доклады
носят откровенный характер, и Правительство готово слушать такие доклады и
делать из этого выводы.
В Российской Федерации,
безусловно, созданы законодательные основы защиты конкуренции и поощрения
конкуренции.
Приняты пакеты антимонопольных законов – первый,
второй, третий, четвёртый; ведётся работа с международными организациями; вышло огромное количество актов Правительства, прежде всего правила
недискриминационного доступа в таких отраслях, как энергетика и другие сферы
естественных монополий, когда более чем в 200 федеральных актов были внесены
антимонопольные нормы – это в частности,
такие фундаментальные законы, как закон о биоресурсах, закон о недрах, закон о
земле (там в каждом случае имеются главы, посвящённые антимонопольному
регулированию, когда антимонопольные стабилизирующие нормы входят в отраслевое
законодательство). Вместе с тем за последние годы наши высшие суды приняли на
своих пленумах соответствующие решения о правоприменении, о судебной практике.
Всё это говорит о том, что фундаментальные основы заложены. Это, в общем,
главный результат работы в очень непростых условиях, и прежде всего работы
Правительства Российской Федерации, Президента и парламента страны. Это первый
фактор.
На региональном уровне
в последние годы также произошли позитивные изменения. Я имею в виду прежде
всего утверждение Правительством стандарта развития конкуренции, где были
указаны конкретные параметры: сколько должно быть, допустим, к 2018 году в
процентной доле частных детских дошкольных учреждений, частных школ, частных
компаний, которые осуществляют пассажирские социальные перевозки в наших городах.
Эти параметры сейчас осуществляются по-разному в разных регионах, но
губернаторы стали за это отвечать. Они ориентируются на эти параметры и
проводят теперь совершенно конкретную работу – это тоже положительный
результат. Это, пожалуй, самое важное, чего мы достигли
на системном уровне.
Если же говорить о ситуации в отраслях, то ситуация с конкуренцией в целом только
ухудшалась последнее время. Пожалуй, только в отрасли связи можно говорить об определённых позитивных тенденциях. В
частности, министерством были взяты на вооружение такие вещи, как сетевой нейтралитет и многое другое.
Что касается других отраслей,
то и там есть отдельные позитивные моменты, но
в целом ситуация тревожная. Серьёзные ограничения
конкуренции вызвал, конечно, мировой экономический кризис, повлияли и санкции. Но, как говорил Президент в одном из своих
посланий парламенту, значительную часть
негатива мы создаём сами. По-прежнему во
многих случаях сохраняется советский стиль руководства. Он заключается в примитивном перераспределении
ресурсов «под столом», то есть без тендеров и конкурентных процедур. Зачастую, когда не знают, как решить проблему,
создают ГУП или одну компанию, которая будет монополизировать целую отрасль. Многим нашим
хозяйственным руководителям удобнее командовать какой-то одной компанией, не
допуская конкуренции. Они думают, что смогут
добиться эффективных результатов, но очень скоро это приводит к тому, что
монополии разлагаются, они начинают действовать неэффективно, и на единицу удельных затрат у них всегда самые высокие показатели. Потребителю это крайне неудобно.
Мы насоздавали госкорпораций
в различных отраслях. Эти госкорпорации
монополизировали рынки. Я приводил пример с
дорожной отраслью: монополизация подрядов в дорожном строительстве за какие-то полтора
года увеличилась в три раза – на 300%. То есть одни и те же компании у нас побеждают в
дорожном строительстве, как будто нет других.
В госзакупках по 223-му
закону, где закупают госкорпорации и оборот составляет десятки триллионов
рублей, экономия, то есть разница между стартовой ценой и ценой заключения контракта менее 1%. О чём это говорит? Что эти корпорации имитируют бурную деятельность, на
самом деле они ничего не делают для снижения своих удельных затрат, закупают
втридорога топливо, электроэнергию, другие товары. В некоторых случаях нам предоставляется тарифная
заявка, которую должен оплатить потребитель, где в тарифе 500 бутылок вина и
бриллиантовые женские украшения. Доходит до абсурда во многих ситуациях.
Не везде, конечно, так. В
«Росатоме» ситуация позитивная. Там выстроили
отличную систему закупок. Единственной
компанией из юридических лиц, которую Федеральная
антимонопольная служба наградила грамотой, был
«Росатом» – именно за успехи в системе государственных закупок и разработку
процедур прозрачности и открытости. Но в других
корпорациях ситуация остаётся драматической, и
здесь нужно принимать соответствующие новые пакеты поправок и так далее.
Что касается частного образования, частной медицины,
ситуации с частными компаниями в транспортном секторе – здесь в последние годы происходит ухудшение, которое носит и объективный характер,
и субъективный характер.
Сегодня
Председатель Правительства распорядился, чтобы
все отрасли до марта согласовали с Министерством экономического развития и Федеральной
антимонопольной службой свои программы развития конкуренции. А мы позаботимся о
том, чтобы там были заложены конкретные
параметры, чтобы они были достижимы, измеримы и
подконтрольны. Раньше это были общие
программы, от которых можно было, по сути дела, отписаться. Мы постараемся по поручению Председателя
Правительства сделать такие программы, чтобы
от них отписаться уже было нельзя.
Второе.
Председатель Правительства согласился с предложениями ФАС и ряда министерств о том, чтобы в ближайшее время
подготовить и представить Президенту
Российской Федерации национальный план по развитию конкуренции в России. Он будет
готовиться по аналогии с планом по борьбе с
коррупцией. Сегодня
соответствующие проекты указа прорабатываются в Правительстве Российской Федерации. Председатель Правительства поручил в ближайшие два месяца
представить ему соответствующие документы. Таким
образом, мы получим системный план, который сыграет очень важную роль в
повышении эффективности российской экономики.
Вопрос:
Какие меры хотело бы видеть ваше ведомство в
этом национальном плане?
И.Артемьев:
Это очень большой и серьёзный документ. Если сказать просто, то мы должны для развития конкуренции уменьшать госсектор в
экономике. Мы должны вернуться к тому, чтобы
частные банки могли нормально работать, чтобы
частная инициатива поощрялась, развивалась поддержка малого бизнеса, чтобы
приватизация прошла нормально, чтобы инвестиционный климат был соответствующий,
а для этого надо снять бюрократические, криминальные, чиновничьи барьеры. План уже есть в первом варианте. Мы обсуждали его
с Министерством экономики, мы учитываем их
критику и Администрации Президента. Мы уже два
месяца над этой темой работаем, потому что Президент нашей страны согласился с
проработкой этого вопроса. А сегодня Дмитрий Анатольевич принял решение,
публичное и для нас исключительно важное, о поддержке этой идеи. Появление
такого национального плана ознаменует вхождение российской экономики в более
зрелый период с точки зрения рыночных реформ.
Вопрос:
По
поводу цен на бензин. Если в 2017 году будут повышены акцизы, то не опасаетесь
ли Вы, что цены будут выше и как вы будете их сдерживать?
И.Артемьев:
Что
касается акцизов, то вопрос в Правительстве обсуждается. Акцизы в последнее
время неоднократно повышались, но при этом они прямо транслировались в цену. Но
из-за того, что у нас есть конкуренция на рынке, абсолютный рост
соответствующих цен был в пределах инфляции и ниже роста акцизов примерно в два
с лишним раза. То есть рыночная среда за счёт конкуренции, за счёт естественных
сдерживающих конкурентных факторов не позволяла полностью, на 100%
перекладывать акциз в цену, поэтому это был такой позитивный фактор. Притом что
мы понимаем, зачем вводятся эти акцизы. Таким образом пополняются дорожные
фонды, чтобы те же автолюбители, покупающие бензин, могли ездить по нормальным
дорогам. Поэтому здесь есть прямая логическая связь.
Мне трудно
прогнозировать, будут ли и насколько
повышены акцизы, но могу сказать, что конкуренция опять же уменьшит это
увеличение цены. Это точно произойдёт благодаря ёмкости этого рынка и развитости
конкуренции.
Второе. У нас уже лет
пять-шесть нет какой-либо лихорадки с ценами на бензин. Это потому, что есть нефтяные
индикаторы и есть биржа. Это то, что мы строили почти 10 лет, что Президент Путин ещё в своём Послании
2005 года парламенту потребовал сделать. Поэтому здесь мы не видим каких-либо
проблем.
Вопрос:
Вы говорили о возможности отмены внутрироссийского
роуминга. Хочется понять, есть конкретные
рычаги воздействия на сотовых операторов или они могут отказаться?
И.Артемьев:
Есть
техническое определение роуминга, как переключение с одного реле на другое,
одного оператора на другого. Для нас же как для потребителей слово «роуминг»
давно уже означает и другое. Это повышение цены и высокий тариф для населения,
когда мы пересекаем границу иностранного государства.
Нужно выпрямлять это. Никакого
внутрисетевого роуминга на территории Российской Федерации не должно быть – это
первый этап. И второй – в рамках Таможенного союза его тоже не должно быть,
потому что мы заключили соответствующее соглашение пяти стран. Министр связи
согласен с нами. Мы видим усилия Министерства
связи, чтобы это сделать. В единой стране, в едином многонациональном государстве не может быть 20 роумингов, 30 странных переключений и повышений
тарифов. Только для этого ещё надо договориться с операторами, потому что
операторы привыкли на этом зарабатывать.
Вопрос:
Будут ли приняты какие-то меры, касающиеся регулирования импорта?
И.Артемьев:
Мы, конечно, поддерживаем импортозамещение. Мы понимаем, что это нам
необходимо, это наша независимость и безопасность – продовольственная,
лекарственная, в области обороны и так далее. Но при этом важно не перегибать
палку, здесь нужна мера. И если сегодня, например, какой-нибудь иностранный
производитель какую-то таблетку нам готов поставить (я привожу совершенно
реальный пример) на миллиард рублей дешевле, чем два наших, отечественных, а мы
его выкидываем из торгов... Зачем мы это делаем? Может быть, просто дать нашим
производителям 30-процентную преференцию к цене, и пускай они борются, а мы
сэкономим этот миллиард?
Здесь нужно найти разумный баланс. Не мы это всё
начали. Санкции начались против нас достаточно неожиданно, и нам пришлось очень
быстро продумывать программу импортозамещения. Изменения в этой сфере
происходят очень позитивные – и в сельском хозяйстве, и в промышленности. Мы их
поддерживаем.