ЖКХ и городская среда. Моногорода.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Михаила Меня по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас сегодня очередное заседание президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Обсудим два направления: развитие жилищно-коммунального хозяйства и городской среды в целом, а также поддержку моногородов.
Совсем недавно мы обсуждали эту тему на форуме «Городское развитие и совершенствование качества городской среды». Перед этим говорили о московской программе благоустройства «Наш двор», с Сергеем Семёновичем (Собяниным) смотрели один из дворов. Программа действительно полезная, она носит региональный характер, но есть идея распространить эту практику на федеральный уровень. Хотел бы ещё раз это подтвердить с учётом того, что выборы закончились и нужно исполнять те обещания, которые мы давали, те решения, которые были приняты. Так что поговорим и о том, каким образом эту программу продвигать на федеральном уровне.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 19 сентября 2016 года
Развитие городов – это не просто набор инженерных и технических
мер. Люди хотят жить в комфортных, современных условиях и,
конечно, с соблюдением всех норм безопасности. В развитии общественного
пространства важно всё, тут нет мелочей: и как освещены улицы, и как обустроены
тротуары, детские площадки, пешеходные зоны, в каком состоянии парки, дороги,
остановки общественного транспорта, как выглядят места отдыха.
Д.Медведев: «В развитии общественного пространства важно всё, тут нет мелочей: и как освещены улицы, и как обустроены тротуары, детские площадки, пешеходные зоны, в каком состоянии парки, дороги, остановки общественного транспорта, как выглядят места отдыха. Такому системному подходу могли бы помочь современные комплексные решения в сфере благоустройства для городов разного типа».
Такому системному подходу могли бы помочь современные комплексные решения в сфере благоустройства для городов разного типа. Я давал поручение АИЖК профинансировать разработку соответствующих решений с привлечением лучших специалистов. На это придётся какие-то деньги запланировать, но наши города должны быть именно современными, поэтому просил бы не затягивать и принять все необходимые решения на этой неделе.
При этом мы не должны скатываться просто к типизации городского пространства по советскому примеру, когда, как из-под копирки, выходили довольно безликие общественные здания и жилые дома. Такой градостроительной уравниловки нам не нужно. Не может быть вообще городской эстетики на всю страну, она всё равно носит региональный характер, все города друг от друга отличаются. Каждый город уникален по-своему: и природой, и культурными достопримечательностями, и историей, и бизнес-пространствами, и развлекательной индустрией. Поэтому речь идёт скорее о создании так называемого дизайн-кода для каждого города.
Д.Медведев: «Градостроительной уравниловки нам не нужно. Каждый город уникален по-своему: и природой, и культурными достопримечательностями, и историей, и бизнес-пространствами, и развлекательной индустрией».
Во многих программах благоустройства, к сожалению,
отсутствует один из важнейших элементов –публичное обсуждение проектов и
общественный контроль за их выполнением. Очевидно, что люди создают спрос на
изменения и именно они должны определять направление преобразований. Без
участия жителей приоритетный проект, который мы с вами сегодня обсуждаем,
конечно, никогда не состоится.
Поэтому важно наладить в каждом муниципалитете обратную связь с жителями, чтобы именно они оценивали преобразования, и публично обсудить, утвердить пилотные проекты по благоустройству 40 городов, которые примут команды и матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. А федеральные и региональные власти должны обеспечить чёткий мониторинг этой работы.
Конечно, в центре всех наших усилий по улучшению городской среды находится жилищно-коммунальное хозяйство. Ещё несколько лет назад наши люди называли состояние ЖКХ проблемой номер один из-за сильного износа инфраструктуры, плохого сервиса. С тех пор некоторые изменения в лучшую сторону произошли, хотя назвать их кардинальными пока нельзя. Были введены специальные лицензионные процедуры по управлению многоквартирными домами. Благодаря этому собственники квартир теперь имеют рычаги влияния на управляющие компании, а ещё совсем недавно с этими компаниями очень трудно было найти общий язык. Теперь такой инструмент существует.
На федеральном уровне сформирована правовая база для комфортной работы частных инвесторов. С одной стороны, мы гарантируем возврат вкладываемых инвестиций, а с другой – обеспечиваем адекватную стоимость коммуналки, поскольку установленный тариф ограничен предельным размером.
В этом году мы впервые стали оказывать государственную поддержку частным инвестпроектам по модернизации коммунальной инфраструктуры в небольших городах, что очень важно, потому что там в коммунальную инфраструктуру вообще ничего не вкладывалось.
Д.Медведев: «Люди ждут от нас более активных действий по модернизации ЖКХ. Здесь можно действовать по двум направлениям. Во-первых, повышать прозрачность самой этой структуры, а во-вторых, создавать условия для привлечения частных денег в модернизацию жилищно-коммунального комплекса».
Однако далеко не все проблемы отрасли решены. Люди ждут от нас более активных действий по модернизации ЖКХ.
Здесь можно действовать по двум направлениям. Во-первых, повышать прозрачность самой этой структуры, а во-вторых, создавать условия для привлечения частных денег в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, что должно быть предметом личного контроля любого должностного лица, в том числе высших должностных лиц в регионах.
В итоге мы должны получить существенное сокращение числа аварий в коммунальных сетях. К 2018 году предполагается на треть улучшить качество услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, чтобы большинство людей благоприятно оценивало состояние этой отрасли.
Что касается задач по развитию городского пространства, они актуальны и для моногородов. В них живёт каждый 10-й гражданин нашей страны. Из-за узкой специализации экономики таких территорий они все находятся в зоне риска. Поэтому считаю оправданным, что мы выделили эту работу в отдельное стратегическое направление. Цель ‑ уменьшить количество моногородов, которые зависят от деятельности одного предприятия, чтобы они превратились в города с более здоровой структурой экономики, утратили эту монопрофильность. Нам необходимо повысить занятость людей и инвестиционную привлекательность моногородов, создать более 200 тыс. новых рабочих мест к 2018 году, привлечь в моногорода миллиарды дополнительных инвестиций и улучшить качество городской среды.
В ближайшие два года мы продолжим создавать новые возможности для бизнеса в моногородах. В частности, будем предоставлять статус территории опережающего социально-экономического развития, который предусматривает налоговые и другие льготы, и сохранять этот режим в последующие годы вне зависимости от того, исключён такой город из перечня моногородов или нет.
Хотел бы также вас проинформировать, что подписал документы о формировании в трёх моногородах – это Краснотурьинск, Надвоицы и Анжеро-Судженск – территорий опережающего социально-экономического развития. По этим трём городам решения приняты. Эти решения позволят создать более 6 тыс. новых рабочих мест, в том числе на малых и средних предприятиях.
Д.Медведев: «В ближайшие два года мы продолжим создавать новые возможности для бизнеса в моногородах. В частности, будем предоставлять статус ТОР. Нам необходимо повысить занятость людей и инвестиционную привлекательность моногородов, создать более 200 тыс. новых рабочих мест к 2018 году».
И важно продолжить действенные меры по оздоровлению городской среды. С этой целью мы запускаем программу «Пять шагов по благоустройству», которая коснётся оживлённых городских пространств, молодёжных центров, достопримечательностей, социальных учреждений, а также заброшенных и неэффективно используемых промышленных зон. Особая ответственность – на мэрах моногородов и их командах. Мы составим открытый рейтинг качества работы руководителей таких населённых пунктов.
Нужно увязать все эти мероприятия с другими приоритетами. И поскольку в моногородах людей волнует не только состояние бизнеса, структура экономики, но и образование, здравоохранение, дороги, экология, то есть то, чем мы занимаемся по другим направлениям, хотел бы специально отметить, что все эти планы должны носить конкретный характер, иметь чёткие и понятные для людей показатели на 2017–2018 годы. Этим же нужно и руководствоваться в работе над проектами.
В контексте того, о чём сегодня говорил Президент страны на совещании с членами Правительства, также хотел бы обратиться к коллегам по Правительству: ещё раз проинвентаризировать все те поручения и решения, которые давались и принимались в последний период, с тем чтобы нам лучше оценить наши возможности и наши обязательства по их исполнению. То есть, не забывая о том, чем мы до этого занимались, надо самым внимательным образом посмотреть на решения, которые принимались в последнее время. Потом мы с вами обсудим, каким образом и за счёт каких ресурсов они будут исполняться в ближайшие несколько месяцев.