В повестке: об итогах исполнения федерального бюджета, ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие 2016 года.
Из вступительного слова Дмитрия Медведева:
Принятые решения
Добрый день, коллеги! Начну с ситуации, которая сложилась в Приморье. Там произошло наводнение в конце августа. В результате оказались подтоплены более 2,5 тыс. жилых домов (где проживают около 8,5 тыс. человек), больница, несколько детских садов, три школы и другие социальные объекты. Нарушено дорожное сообщение, энергоснабжение. В ряде случаев повреждены мосты. Основная задача сейчас – минимизировать последствия этого стихийного бедствия, быстро организовать помощь всем пострадавшим. В регионе уже развёрнута спасательная операция. Мы сегодня рассмотрим вопрос о выделении 718 млн рублей на ликвидацию последствий наводнения в крае. Действовать надо оперативно, чтобы обеспечить людей всем необходимым, и в самой короткой перспективе, буквально сейчас, приступить к восстановлению инфраструктуры, которая оказалась разрушена.
Повестка заседания
Теперь по повестке дня. Начнём с тех вопросов, которые касаются исполнения федерального бюджета, федеральных целевых программ и Адресной инвестиционной программы. Мы с вами такие вопросы рассматриваем регулярно, каждые три месяца, чтобы понимать, с какой эффективностью расходуются бюджетные средства и в целом какова текущая ситуация. Сегодня рассмотрим итоги за первые шесть месяцев, то есть за первое полугодие текущего года. Более подробно доложат коллеги из Министерства финансов и Министерства экономического развития. Я назову лишь основные цифры.
Доходы федерального бюджета за первое полугодие составили около 6 трлн рублей, вернее 5 трлн 869 млрд, причём бо́льшая часть, почти две трети, – это доходы, которые не связаны с продажей нефти и газа (64%). Понятно, здесь есть объективные условия, но есть и определённые последствия для нашей бюджетной системы, экономики в целом, которая уже значительно меньше, чем раньше, зависит от мировых цен на топливо и сырьё. В основном доходную часть формируют налоговые поступления.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 5 сентября 2016 года
Израсходовано за полгода чуть более 7 трлн рублей. На что пошли эти деньги? Основные статьи расходов – это трансферты государственным внебюджетным фондам (Пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования), ну и в целом расходы на социальное обеспечение – это почти 2 трлн 300 млрд рублей. Именно за счёт этих средств мы платим пенсии, различные пособия и инвалидам, и ветеранам, и семьям с детьми, то есть тем, кто нуждается в особой поддержке; оплачиваются больничные, обеспечивается бесплатная медицинская помощь, софинансируются региональные программы, которые связаны, например, с адресной помощью пенсионерам или улучшением социального обслуживания.
Другое направление расходов, тоже объёмное, – это зарплата тех, кто работает в бюджетной сфере (по этой статье за полгода было израсходовано более 1,1 трлн рублей), а также помощь региональным бюджетам. Почти 700 млрд рублей мы направили на решение важнейших вопросов, которые сегодня волнуют людей, в первую очередь это и здравоохранение, конечно, и образование, дороги, поддержка сельского хозяйства. Как неоднократно я уже говорил, мы такую поддержку и впредь будем оказывать.
Ещё один важный момент: бюджетным законодательством установлен предельный срок, до которого нужно заключить контракты или объявить о проведении закупки товаров, работ или услуг за счёт бюджетных средств, этот срок – 30 сентября. Времени осталось немного, поэтому обращаю внимание всех руководителей министерств и ведомств, всех распорядителей бюджетных средств, что этот вопрос требует максимального внимания. Нужно обеспечить как можно более быстрое освоение этих лимитов, этих объёмов финансирования.
К сожалению, у нас нередки ситуации, когда деньги выделены, а потом лежат мёртвым грузом. Подобная ситуация была и в прошлом году, и в этом году есть проблемы. По сути, это продолжение ещё советских традиций. Но в любом случае эффективность расходов нужно увеличивать и работать с государственными деньгами, естественно, оперативно и эффективно. Минфин должен держать этот вопрос на контроле и представить в Правительство предложения по перераспределению неиспользуемых средств до 30 сентября. То есть, если средства не будут использованы, соответственно, они подлежат перераспределению, – обращаю на это внимание всех присутствующих.
Теперь о том, как расходовались бюджетные деньги в рамках федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы. На реализацию 39 федеральных целевых программ в этом году было направлено более 1 трлн рублей – деньги весьма значительные. Минэкономразвития доложит, насколько эффективно они используются. В целом ситуация достаточно нормальная и по кассовому исполнению, и по привлечению внебюджетных источников. При этом, как обычно, у нас есть программы, которые идут очень неплохо, но есть и программы, где средства расходуются недостаточно эффективно. Нужно ведомствам, которые отвечают за эти программы, ситуацию исправить и доложить предложения.
Несколько слов по выполнению Федеральной адресной инвестиционной программы. В рамках этой программы консолидируются бюджетные деньги, которые целевым образом направляются на строительство и обновление объектов инфраструктуры, на промышленные предприятия, на социальные учреждения (конечно, когда такие объекты требуют значительных инвестиций), на новые дороги, новые мосты, современные дома, на образовательные, медицинские и научные центры, на театры, музеи. Вот основные направления расходования этих средств. На исполнение адресной программы в этом году мы направляем почти 900 млрд рублей. За счёт этих денег должно быть построено или модернизировано, напомню, 1749 различных объектов.
Бо́льшая часть года прошла, по освоению средств ситуация, как я сказал, относительно понятная, а вот сдача готовых объектов – там проблемы есть. Есть, конечно, и причина этого. Тем не менее ещё раз прошу всех внимательно ситуацию проанализировать и сконцентрироваться на том, чтобы завершить работу по этим объектам в течение календарного года.
Сегодня мы распределим субсидии регионам на компенсации пожилым людям оплаты взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов. Я напомню, мы соответствующую льготу с вами обсуждали и приняли. Очевидно, что многим в силу возраста трудно самостоятельно такие платежи вносить. Чтобы помочь таким людям, с начала этого года мы ввели льготу для пенсионеров старше 70 и 80 лет, одиноким и неработающим людям старше 70 лет компенсируется, как известно, 50% затрат на капитальный ремонт, а тем, кому исполнилось 80 и больше и кто живёт одиноко или в семьях, где есть только неработающие пенсионеры, компенсируются все 100%, то есть полностью компенсируется этот взнос. Из федерального бюджета на это выделено 3 млрд 760 млн рублей.