Д.Медведев: «Важна инфраструктура для того, чтобы заниматься научными исследованиями. Мы сформировали целый ряд таких институтов, создан межведомственный совет по медицинской науке, меняется законодательство. Недавно был принят закон о биомедицинских клеточных продуктах. И важно сократить дистанцию между научными изысканиями и их переходом в практическую сферу».
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мне хотелось бы обсудить с вами текущую ситуацию в медицинской науке – и в общем плане, и в прикладном, потому что медицинская наука – это не только набор чистых знаний, но это и исследовательская деятельность, и в конечном счёте конвертация этой деятельности в практические навыки, в новые медицинские решения или медицинские препараты, лекарства. В этом смысле медицинская наука всегда носит и абсолютно прикладной характер. В конечном счёте это по большому счёту способность нашего государства, нашей системы здравоохранения противостоять тем проблемам, которые в этой сфере существуют, способность лечить людей.
У нас не первая встреча, которая посвящена вопросам импортозамещения и в фармацевтической, и в медицинской промышленности, поэтому я позвал и Министра промышленности сюда, чтобы мы могли обсудить такой прикладной аспект.
Участники встречи
-
Список участников встречи с представителями медицинской науки, 28 июля 2016 года
Что ещё хотел бы сказать? У нас есть своя, и весьма приличная, научная школа, есть свои традиции. Наверное, есть и проблемы. Но в любом случае у нас есть достижения, в том числе в текущем периоде, когда продолжают разрабатываться новые вакцины (достаточно упомянуть вакцину против лихорадки Эбола), появляются и другие препараты – может, они в меньшей степени на слуху, тем не менее очень важны для большого количества людей.
Д.Медведев: «Важна инфраструктура для того, чтобы заниматься научными исследованиями. Мы сформировали целый ряд таких институтов, создан межведомственный совет по медицинской науке. Потихоньку меняется законодательство. Недавно был принят закон о биомедицинских клеточных продуктах».
Самое главное, конечно, с точки зрения государства, чтобы все эти современные решения – и научные, и технологические – воплощались уже в практической жизни, превращались в новые диагностические методы, в методы лечения, естественно, в новые лекарства.
Мы имеем Стратегию развития медицинской науки на период до 2025 года, принятую в декабре 2012 года.
Давайте обменяемся мнениями, всё ли там отражено так, как надо сегодня, или нужно что-то корректировать. Но стратегия на то и стратегия, она просто отражает общее видение, куда мы должны двигаться, какие задачи должна медицинская наука решать, какие прикладные последствия это должно иметь.
А вот что не менее важно – это инфраструктура для того, чтобы заниматься научными исследованиями. Мы сформировали целый ряд таких институтов, создан межведомственный совет по медицинской науке. Потихоньку меняется законодательство. Может быть, это достаточно консервативная отрасль законодательства – я имею в виду законодательство, непосредственно связанное с биотехнологиями, – тем не менее недавно был принят закон о биомедицинских клеточных продуктах, вокруг которого достаточно долго шла дискуссия. Есть и другие нормативные решения, которые пока не приняты и по которым тоже продолжается обсуждение. Можно было бы сегодня тоже о них поговорить.
Мы здесь должны найти разумный баланс: с одной стороны, не сдерживать научные исследования и воплощение этих научных исследований в практические результаты – в медицинские технологии, препараты, с другой стороны, не создавать таких юридических конструкций, которые будут забегать вперёд или создавать избыточное напряжение. Это тонкая материя, здесь всегда идут споры на грани между наукой и некими нравственными представлениями. Границы в этом смысле всё равно так или иначе расширяются, а вот как нам поступить в той или иной ситуации, это уже вопрос практического выбора. Я хотел бы тоже от вас услышать, что здесь можно, что допустимо, а чего делать бы, наверное, не стоило.
Д.Медведев: «За последние годы фармацевтическая отрасль получила очень неплохое развитие. Прирост объёмов производства в российском фармакологическом кластере в прошлом году – порядка 20-25%. Развитие фармацевтической промышленности является одним из приоритетов развития промышленности в целом».
И конечно, очень важно, ещё раз говорю, сократить дистанцию между передовыми решениями в сфере медицинских технологий и фармакологической промышленностью. Между научными изысканиями и их переходом в практическую сферу дистанция пока достаточно большая. Хотя надо признать, что за последние годы всё-таки, если говорить о фармацевтике в узком смысле слова, развитие эта отрасль получила очень неплохое. У нас по прошлому году – порядка 20 или 25% даже прирост объёмов производства в российском фармакологическом кластере. Это, конечно, далеко не везде наши препараты и далеко не везде то, что сделано на базе наших суспензий, наших субстанций. Тем не менее движение вперёд есть. Многие эти производства выглядят очень современно. Поэтому мы тоже придаём этому большое значение, и развитие фармацевтики, фармацевтической промышленности является одним из приоритетов развития промышленности в целом. Мы стараемся и нормативными, и финансовыми решениями эту сферу поддерживать.
Давайте сейчас просто обменяемся представлениями о том, что мы могли бы сделать в ближайшее время.