В повестке: о развитии механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, об использовании электронной подписи при предоставлении госуслуг, о создании единого информационного ресурса – регистра населения.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Николая Никифорова по завершении заседания
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
Прежде чем мы приступим к обсуждению вопросов, хочу сказать,
что утвердил план перехода федеральных
органов исполнительной власти, а также государственных внебюджетных фондов, на
использование отечественного программного обеспечения. Рассчитан этот план на три
года, включая текущий. За это время должны быть разработаны необходимые для
перехода нормативно-правовая, методическая и техническая базы, определены
правила предоставления офисного программного обеспечения, в том числе по облачным
технологиям, а также утверждены требования к самим программам, которые будут
использоваться органами власти, и должен быть запущен пилот по этим
направлениям.
Теперь – непосредственно к теме нашего сегодняшнего совещания.
Несколько вопросов важных: обсудим, как продвигается предоставление
государственных услуг в электронном виде, рассмотрим подготовленные «дорожные
карты» по поддержке российской микроэлектроники. Затронем также вопросы,
которые связаны с электронной подписью и созданием единого информационного
ресурса, где в перспективе должны быть собраны сведения обо всех гражданах нашей
страны, населении всего государства, и какие-то организационные вопросы
посмотрим.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, 26 июля 2016 года
Теперь несколько слов
по государственным и муниципальным услугам. В прошлом году в электронном виде
было оказано более 100 млн таких услуг. Чаще всего это достаточно простые
услуги: люди проверяли, есть ли у них штрафы в ГАИ, задолженность по налогам,
оформляли заграничные паспорта, узнавали о состоянии пенсионного счёта. Но есть
и более сложные, комплексные услуги, которые тоже становятся востребованными.
Доля граждан, которые
сегодня получают государственные услуги в электронном виде, уже сейчас
составляет 40%. Это в два раза больше по сравнению с тем, что было ещё
некоторое время назад, и в два раза больше по сравнению с теми, кто пользуется
коммерческими электронными сервисами.
Намеченных на этот год
показателей мы в основном достигли, но нужно двигаться дальше, делать сами сервисы
более удобными, следить, чтобы как можно больше ведомств оказывали услуги в
электронном виде, с тем чтобы к 2018 году государственные услуги именно в электронной
форме, как это и вытекает из известных указов, получало уже 70% населения. Для этого нужно продолжить проведение информационной кампании,
объяснять людям, что не нужно отстаивать длинные очереди, чтобы получить
какую-то справку. Вроде это понятная, рутинная вещь, тем не
менее далеко не все понимают, как в современном мире это можно сделать, что
взаимодействие с государством через электронную систему общения – это и достаточно
просто, и удобно, что всё это уже получило своё развитие. Наконец, такая
система исключает по понятным причинам коррупцию: решение о предоставлении
услуги никак не связано с настроением чиновника, который принимает заявление.
Также мы обсудим ряд проектов, для осуществления
которых нужна российская микроэлектронная продукция. На прошлом заседании был рассмотрен
план гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции
на среднесрочную перспективу, он должен сориентировать государственный заказ в
этой области.
И ещё одна тема – это совершенствование процедуры
идентификации и аутентификации при получении услуг. В нашей стране для этого
используется электронная подпись различных видов. Здесь есть ряд сложностей, мы
не так давно их обсуждали на другом совещании. Нет единой электронной подписи,
люди вынуждены заверять в специальном удостоверяющем центре сразу несколько
подписей для работы с разными ведомствами. Это не бесплатно, люди
фактически переплачивают. Об этой проблеме и Президент недавно говорил. Есть
предложения, как эту ситуацию можно исправить. И в целом нужно смотреть в
будущее, какова судьба этих подписей в общем контексте цифровизации всего
окружающего мира.
И заслушаем ещё один доклад о едином информационном
ресурсе со сведениями о тех, кто живёт в России, – это регистр населения.
Проект новый, масштабный, работа над ним будет идти в несколько этапов, должна
закончиться в 2025 году, но появление такого регистра в обозримой перспективе
существеннейшим образом оптимизирует государственные услуги в электронном виде.
Для этого нужно, конечно, проработать вопросы информационной безопасности,
условий, каким образом ведомства к такой информации допускаются. Если мы всё
это сделаем, тогда этот регистр населения действительно будет играть очень
положительную роль.
Стенограмма:
Н.Никифоров:
Уважаемые
коллеги! Состоялось очередное заседание Правительственной комиссии по
информационным технологиям. Возглавляет комиссию Председатель Правительства
Дмитрий Анатольевич Медведев. Мы рассмотрели вопросы перевода государственных
услуг в электронный вид.
Президентом нашей
страны поставлена задача Правительству, всем регионам к 2018 году обеспечить
оказание 70% услуг государством, муниципалитетами нашим гражданам именно в
электронном виде.
По итогам 2015 года мы
уже достигли показателя 40%. Предстоит серьёзная работа по повышению
популяризации использования электронных госуслуг населением.
Работает единый
государственный портал по адресу gosuslugi.ru.
На нём зарегистрировано около 30 млн жителей Российской Федерации. Прирост
зарегистрированных пользователей составляет примерно 1 млн человек в месяц. Это
весьма существенный рост.
Мы контролируем
статистику в разрезе отдельных федеральных органов власти. Среди таких органов-лидеров
я хотел бы отметить Министерство внутренних дел, Пенсионный фонд, налоговую
службу, Росреестр и некоторые другие структуры.
Также есть значительная
дифференциация по уровню оказания услуг между регионами Российской Федерации. Регионами-лидерами
являются Республика Татарстан, Москва, целый ряд регионов Приволжского
федерального округа, Центрального округа, Южного округа. Несколько более низкие
темпы пока показывают Дальневосточный округ, Уральский округ.
Даны конкретные поручения по интенсификации работы и
принятию всех необходимых организационных решений, для того чтобы все ведомства
обеспечивали качественное, своевременное оказание услуг в электронном виде, а на местах при
посещении гражданами тех или иных государственных организаций сотрудники всегда
должны информировать их о возможности получения услуг электронных.
Уже целый ряд норм в законодательстве предполагает
дополнительные преференции в случае, если услуга оказывается в электронном виде
или, к примеру, в более быстром режиме. Самый яркий, популярный пример сегодня
– это ускоренная оплата штрафов за нарушение правил дорожного движения: в этом
случае законодатель предусмотрел 50-процентную скидку.
Фактически этим в основном пользуются те, кто
получает информацию и оплачивает такого рода штрафы в электронном виде.
Планируем подобные мероприятия продолжать. Наша цель
неизменна – по итогам 2016 года мы должны достигнуть значения уже 50%.
Председателем Правительства даны жёсткие поручения и руководителям субъектов
Федерации, и соответствующим федеральным органам исполнительной власти, для
того чтобы эта задача, поставленная Президентом, была безусловно выполнена.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста,
подробнее о едином реестре населения. На каком этапе эта работа?
Н.Никифоров: Единый реестр населения
будет формироваться на основе данных системы записи актов гражданского
состояния. Сегодня этот ресурс децентрализован, фактически в каждом субъекте
Федерации, даже в каждом муниципалитете этот ресурс организован отдельно. Та
концепция, которую сегодня предлагало Министерство финансов, подразумевает в
течение некоего среднесрочного периода сборку этого ресурса в единый
федеральный банк данных и, более того, на его основе увязку его с данными
Федеральной налоговой службы, других ведомств, чтобы обеспечить единство этой
информации, единый способ учёта информации о тех или иных юридически значимых
действиях, которые касаются жизни наших граждан. Это позволит и более
оптимально оказывать госуслуги, и снизить расходы, потому что сегодня вся эта
информация учитывается в различных разобщённых ведомственных системах.
Вопрос: А сегодня какие-то решения
по этому вопросу приняты?
Н.Никифоров: Поставлены Председателем
Правительства сроки – в сентябре-октябре завершить разработку концепции и в
ноябре уже подготовить соответствующий федеральный закон, в котором все эти
нормы будут отражены. Сегодня мы в целом одобрили подходы, о которых я сказал,
и планируем детализировать их на уровне конкретных нормативных актов, в том
числе на уровне федерального закона.
Вопрос: А финансирование
потребуется?
Н.Никифоров: Финансирование будет
осуществляться в рамках текущих лимитов федеральных органов власти, о каком-то
дополнительном финансировании речь не идёт.
Вопрос: Какие предложения в ходе
заседания вы высказывали по развитию госуслуг в электронном виде?
Н.Никифоров: У Минкомсвязи было
несколько предложений. Первое: мы разработаем специальную методику, как нам при
очном оказании услуг обращать внимание граждан на возможность получать услуги
электронно. Проще говоря, когда гражданин будет в многофункциональный центр
обращаться за той или иной услугой, связанной, к примеру, с автомобилем, мы на
уровне сотрудника многофункционального центра будем предлагать ему зарегистрироваться
на портале государственных услуг, подписаться на те или иные электронные
уведомления, в частности о задолженности по налогам и т.д. То есть речь идёт об
организации самой работы и популяризации электронных госуслуг. Мы видим серьёзную
разницу между положением дел в тех субъектах, где губернатор, должностные лица
уделяют этому вопросу внимание, и в тех субъектах, где этот вопрос находится во
второстепенной повестке. Разница существенная, и поэтому считаем, что именно
организационные усилия позволят, безусловно, исполнить поручения Президента.
Минкомсвязь в том числе и занимается
организацией такой кампании по популяризации этого направления. В прошлом году
весьма существенные результаты – около 25 млн граждан были так или иначе
охвачены информационной кампанией по разъяснению, что же такое электронные госуслуги,
почему их сегодня выгодно использовать, прежде всего для граждан: это экономия
времени и иногда, как я уже приводил пример, экономия денег. И самое главное,
не нужно ходить по каким-то инстанциям и зависеть, как сегодня Председатель
Правительства в своём вступительном слове на правительственной комиссии сказал,
от настроения чиновника, который принимает тот или иной документ – электронное
оказание услуг подразумевает чёткий, безусловный регламент и с компьютером
здесь не поспоришь. Есть электронная форма, ты её заполняешь, и услуга будет,
безусловно, оказана в установленные сроки.
Вопрос:
Николай Анатольевич, можно не по теме сегодняшнего мероприятия? Вы говорили,
что Минкомсвязь будет готовить поправки к «пакету Яровой». Начата ли эта
работа? Были ли встречи какие-то с представителями отрасли? И «МегаФон» и МТС
предлагали ввести однопроцентный сбор, как в фонд универсальных услуг. Ваше
мнение на этот счёт?
Н.Никифоров:
Рабочие встречи с представителями индустрии идут постоянно.
Они шли и, скажем так, на финальном этапе принятия этого законопроекта в
Государственной Думе, они продолжаются и сейчас.
Наша задача – найти сбалансированную
модель, как реализовать антитеррористические идеи законодателей в нашей
реальной, действующей, эффективно работающей отрасли связи так, чтобы не
допустить тех или иных перекосов.
Самое главное – не допустить роста цен
или каких-то ограничений, проявлений, которые эту отрасль будут разрушать и,
соответственно, сказываться на качестве оказываемых услуг населению. Уверен, что мы те или иные
компромиссные решения найдём. Я бы пока воздержался от конкретных оценок, тем
более относительно каких-то дополнительных сборов. Дело в том, что нам
предстоит в диалоге с индустрией, с одной стороны, а с другой стороны, в
диалоге с теми органами власти, которые отвечают за безопасность и
правоохранительную сферу, выработать необходимый набор решений в части объёма
собираемой информации, сроков хранения, процедур сертификации, некоторых других
вопросов, для того чтобы эту сбалансированную модель и оценить с точки зрения
возможных последствий.
Если
потребуется, будем вносить предложения по детализации вопросов правоприменения
этого закона. Поправки в законодательство вносятся регулярно, и ничего плохого
в этом нет. Поэтому, если они потребуются, мы обязательно будем их вносить в
Правительство. Если поддержит Правительство, то уже Правительство с
соответствующей инициативой выйдет в Государственную Думу.
Пока
преждевременно давать те или иные оценки. Сейчас идёт нормальная, спокойная
работа.
Для
телекоммуникационной индустрии было крайне важно увидеть конкретные поручения
Президента Российской Федерации. А уже на основе поручений Президента даны соответствующие
поручения Правительства о проработке всех этих вопросов. Поэтому сейчас эта
работа идёт, нужно дождаться её завершения.
Вопрос: Член Совета Федерации
внёс законопроект о переносе срока вступления закона на 2023 год. Как вы
считаете, нужно это?
Н.Никифоров: С точки зрения
телекоммуникационной индустрии, конечно, это было бы воспринято положительно.
Но ещё раз: закон не про телекоммуникационную индустрию, это пакет
антитеррористических поправок. Террористы свои планы на пять лет откладывать не
собираются, поэтому нужно понимать, зачем был принят этот закон, и просто
соблюсти баланс конкретных инструментов и конкретных инициатив законодателей. Я
думаю, что мы в части связи такие решения найдём. На самом деле в законе очень много и других сфер, просто связная
сфера вызвала, пожалуй, самое резонансное обсуждение. Мы в своей части,
телекоммуникационной, всё отработаем.
В качестве текущих результатов работы
хотел бы обратить внимание на извещение Федеральной службы безопасности,
которое было официально опубликовано, касающееся того, что сертификация
оборудования – в том числе базовых станций сотовой связи, абонентских
устройств, проще говоря, телефонов или смартфонов, которыми пользуются наши
жители при передаче и шифровании или кодировании информации в сети Интернет,
если эта информация не относится к категории, составляющей государственную
тайну, – не требуется.
Это просто яркий пример того, что очень
часто обсуждение тех или иных законопроектов или даже уже законов носит излишне
эмоциональный характер. Вот уже из рождающейся подзаконной базы, разъяснений
конкретных федеральных органов власти мы видим, что подход предлагается
сбалансированный. Уверен, что мы такие же сбалансированные решения найдём – и
по вопросам хранения данных пользователей, и по некоторым другим статьям
данного закона.
Вопрос:
В СМИ ходила информация, даже операторы комментировали, что «пакет Яровой»
ставит под угрозу проведение чемпионата мира.
Н.Никифоров:
Такой угрозы точно нет. Такие заявления не соответствуют действительности.
Системы связи будут готовы на всех стадионах, операторы активно в этом
участвуют. Я считаю, что Российская Федерация, как и на сочинской Олимпиаде, как и на Универсиаде в Казани, так и
на чемпионате мира по футболу покажет должный уровень самых современных
телекоммуникационных услуг. Более того, это будет первый чемпионат мира, в
рамках которого будет обеспечена телетрансляция матчей в формате сверхвысокой
чёткости. То есть это не так называемый Full HD, к которому
зачастую даже жители Российской Федерации уже привыкли, приобретая новые
телевизоры, а это формат ещё более высокой чёткости, который задаёт новый
стандарт, в том числе трансляций подобного рода спортивных мероприятий. Так что
здесь мы ждём целый ряд в том числе и технологических побед.