Первый вопрос повестки – о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за I квартал 2016 года.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Принятые решения
Мы сегодня в основном занимаемся вопросами, связанными с выполнением ФЦП, ФАИП.
Но, прежде чем мы перейдём к этим делам, хочу сказать, что подписал постановление, которое направлено на упрощение административных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности. Они касаются тех предприятий, которые выпускают продукцию, в том числе и двойного назначения.
Такого рода упрощение связано с тем, что они смогут получать услуги в специальных экспортных центрах, которые занимаются экспертизой, также в Службе по техническому и экспортному контролю, как это и существовало ранее. Но теперь можно выбирать, пользоваться услугами этих организаций или проводить идентификацию продукции самостоятельно, что, естественно, позволит упростить правила в этом смысле, сделать их более понятными, прозрачными и установить единые для всех участников внешнеэкономической деятельности подходы, правила заполнения соответствующих документов. Но при этом экспортёры будут нести также полную ответственность за достоверность идентификационной оценки и за нарушение законодательства в сфере экспортного контроля.
Повестка заседания
Теперь вернёмся к ФЦП и адресной инвестиционной программе. Мы сегодня рассматриваем результаты за первые три месяца этого года по существующей практике и в рамках действующего законодательства.
Мы две недели назад обсуждали доклад об исполнении федерального бюджета, сегодня рассмотрим инвестиционную часть.
Что можно сказать по ситуации на сегодняшний день?
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 23 июня 2016 года
Несмотря на известные обстоятельства, средства, которые направляются и в ФЦП, и в ФАИП, остаются очень значительными – это более 1 трлн рублей в рамках 39 федеральных целевых программ, то, что связано именно с открытой частью ФЦП. Естественно, что эти деньги должны работать, приносить максимальную отдачу, превращаться в новые дороги, в новые мосты, в больницы, в школы, в объекты культуры, в новые промышленные предприятия.
Помимо капитальных вложений значительные средства инвестируются также в научные исследования и разработки. Мы рассчитываем, что их результаты также будут использоваться во многих отраслях.
Что касается исполнения, по итогам I квартала ситуация разная и эффективность разная. Темпы освоения, к сожалению, как обычно, отстают. По сравнению с I кварталом прошлого года есть и проблемы с кассовым исполнением. Конечно, здесь сказалась общая неопределённость при планировании расходов. При этом уровень заключённых контрактов примерно одинаков. Есть, правда, и некоторые положительные моменты. Увеличилось софинансирование целевых программ со стороны регионов и организаций (c 9% в прошлом году до 16% в этом году), что само по себе неплохо, потому что это позволяет более быстро исполнять эти обязательства.
Лучше всего обстоят дела по двум программам, которые оцениваются как весьма эффективные. 33 программы в целом реализуются нормально. По двум программам работа оценивается как недостаточно эффективная – это «Укрепление единства российской нации» и «Единый номер экстренных служб».
Ещё несколько слов о том, как выполняется ФАИП. В рамках адресной инвестиционной программы осуществляются капвложения в строительство, в реконструкцию, в техническое перевооружение учреждений, объектов инфраструктуры, промышленных предприятий. Значительная часть этих строек предусмотрена и в ФЦП, остальные реализуются в так называемой непрограммной части. Речь идёт о более чем 1,6 тыс. объектах, это действительно большие объёмы.
Здесь исполнение также пока выглядит неровно. Нужно на это обратить внимание всех – и федеральных органов исполнительной власти, главных распорядителей бюджетных средств, и, конечно, регионов, и вообще всех, кто занимается софинансированием. Необходимо принять все меры, чтобы финансирование шло более равномерно, чтобы деньги не лежали на счетах в казначействе, а работали уже прямо сейчас. Понятно, что стройки обычно подчиняются определённым закономерностям, но всё равно нужно стараться ситуацию по исполнению сделать более равномерной.
Есть также вопрос в повестке дня по изменениям в Жилищный кодекс, которые расширяют полномочия органов государственного жилищного надзора. Теперь жилищные инспекции смогут контролировать точность и обоснованность нормативов потребления коммунальных услуг. Вопрос этот, казалось бы, технический, но тем не менее важный, потому как на основании этих нормативов рассчитываются коммунальные платежи.
Нормативы потребления тепла, воды, электричества, других коммунальных услуг сейчас определяются по решению региональных властей, но должны соответствовать правилам, которые установлены на федеральном уровне. Проверять, как выполняются эти требования, будут и жилищные инспекции. В случае нарушений у инспекторов теперь будет право выдавать региональным властям предписания об их устранении.
Мы продолжаем поддержку рынка труда. Сегодня распределяются субсидии регионам на реализацию дополнительных мер в этой сфере. Всего выделяется 776 млн рублей, их получают 17 регионов. Это помощь крупным предприятиям, где сложилась непростая ситуация, где будет организована временная занятость или переобучение работников.
Предусмотрены стимулы для работодателей, которые принимают на работу людей, уволенных с других предприятий в связи с их ликвидацией или сокращением штатов, а также инвалидов и выпускников, которые ищут работу после окончания вузов. Этими мерами мы сможем поддержать как минимум 25 тыс. человек в этих регионах.
Кроме того, мы утверждаем изменения в распределении субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства. По итогам конкурсного отбора выбраны 28 заявок из 12 регионов, которые показали наиболее эффективную работу, в том числе по такому важному направлению, как занятость в моногородах.
Также мы рассмотрим целый ряд решений международных, включая подписание ряда документов между Россией и Китайской Народной Республикой в рамках визита Президента России в КНР.