Развитие Северного морского пути, приоритетные проекты, реализуемые на территории Арктической зоны России, и ряд других вопросов обсудили на заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики, которое состоялось под председательством Заместителя Председателя Правительства Дмитрия Рогозина.
Дмитрий Рогозин отметил, что по поручению госкомиссии Минэкономразвития сформировало перечень проектов по развитию Арктической зоны России и должно обеспечить мониторинг их реализации. В перечень приоритетных вошли 145 проектов с общим объёмом финансирования в пределах 4,8 трлн рублей (из них около 3,75 трлн – из внебюджетных источников). К числу наиболее перспективных, имеющих межотраслевой, комплексный характер, отнесены 17 проектов с общим объёмом финансирования около 1,7 трлн рублей.
По словам Заместителя Председателя Правительства, все представленные проекты являются масштабными и системообразующими, имеют межрегиональный характер. Они способны стимулировать социально-экономическое развитие Арктической зоны и оказывать значительное влияние на развитие смежных отраслей, инфраструктуры, социальной сферы региона и всей страны.
Проекты находятся на разных стадиях готовности к реализации. Часть из них обеспечена финансированием, но возникают проблемы административного и нормативно-правового характера. Для другой части проектов требуется инвесторы. Некоторые проекты ждут принципиального решения на государственном уровне, например проект «Белкомур», в котором предполагается участие иностранного инвестора.
Один из самых важных, системообразующих проектов в Арктике – утверждённый Правительством Комплексный проект развития Северного морского пути.
Однако не все приоритетные направления развития и основные мероприятия стратегии развития Арктической зоны нашли отражение в комплексном проекте. В отраслевом разрезе проект только фрагментарно отражает основные направления развития транспортной инфраструктуры, в том числе прибрежно-портовой.
По мнению Дмитрия Рогозина, очевидно, что комплексный проект требует доработки, чтобы соответствовать той роли, которую может и должен играть Северный морской путь в судьбе Арктики.
В первую очередь надо решать проблемы сегодняшнего дня, важные и срочные, сдерживающие хозяйственную и экономическую деятельность, считает вице-премьер. К их числу относятся вопросы тарифной политики и координации размещения заказов для грузоперевозок государственных заказчиков, уменьшение так называемого мёртвого фрахта. Решение только этих вопросов, а по сути, наведение должного порядка, позволит экономить ежегодно от 15 до 20% бюджетных средств.
Дмитрий Рогозин отметил, что в экспертном сообществе разделяют идею образования единого оператора в Арктике. При этом эксперты отмечают необходимость увязать деятельность транспортно-логистического оператора с организацией единого центра обеспечения судоходства на базе «Администрации Северного морского пути», что предусматривает наделение её дополнительными полномочиями и расширение её функций.
Заседание президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики проводилось совместно с Морской коллегией при Правительстве.