Заместитель Председателя Правительства Аркадий Дворкович совершил рабочую поездку в Сочи, где совместно с первым заместителем Председателя Государственного совета КНР Чжаном Гаоли провёл заседание межправительственной Российско-Китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству. По итогам встречи Аркадий Дворкович отметил, что обсуждались вопросы по всем основным направлениям деятельности комиссии. «Наибольшее внимание было уделено сотрудничеству в газовой сфере, обсуждению западного маршрута», – заявил он. Также участники встречи рассмотрели отдельные аспекты реализации проекта «Ямал СПГ». Вице-премьер отметил, что в ближайшее время работа по этой теме в тесном контакте с Чжаном Гаоли будет продолжена.
В нефтяной сфере речь шла об увеличении поставок сырой нефти. Кроме того, обсуждались проекты сотрудничества в электроэнергетике, в том числе в области возобновляемых источников энергии, атомной энергетики. По мнению Аркадия Дворковича, работа здесь продвигается неплохо. Он также отметил, что есть продвижение по углю, в частности по сокращению сроков контроля проверки угля. «Надеемся продолжить работу в этом направлении», – сказал вице-премьер.
Аркадий Дворкович и Чжан Гаоли также приняли участие в церемонии открытия второго Российско-Китайского делового форума малого и среднего бизнеса.
Выступление Аркадия Дворковича на форуме:
Уважаемые участники и гости форума!
Российско-Китайский деловой форум малого и среднего бизнеса проводится уже второй раз, а это означает, что он имеет все шансы стать традицией и играть важную роль в развитии торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем. Убедительным свидетельством того является солидный состав его участников с обеих сторон.
В нынешнем году мы отмечаем юбилеи событий, имевших этапное значение в современной истории российско-китайских отношений. В апреле исполнилось 20 лет с тех пор, как Россия и Китай провозгласили свою решимость развивать отношения равноправного доверительного партнёрства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. В июле будет 15 лет подписанию Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
За прошедшие годы партнёрство и стратегическое взаимодействие между нашими странами устойчиво развивались по восходящей во всех сферах и приобрели подлинно всесторонний характер.
Одним из важнейших свершений стало существенное укрепление материальной базы российско-китайских отношений. За 15 лет реализации договора товарооборот между нашими странами увеличился в 10 раз, приблизившись к отметке 90 млрд долларов США. Китай стал главным торговым партнёром Российской Федерации. Осуществлён ряд крупных совместных проектов.
Произошедшие в последнее время неблагоприятные общемировые политические и экономические события отрицательно сказались на наших торгово-экономических связях. Так, по итогам 2015 года двусторонний товарооборот сократился на треть.
Вместе с тем в таких сферах, как, например, энергетика, взаимные инвестиции, промышленная кооперация, наблюдался прогресс. Есть все основания полагать, что нынешние трудности носят временный характер и будут преодолены. Поставленная руководителями наших стран задача увеличить взаимную торговлю до 200 млрд долларов США до 2020 года очень сложна, но выполнима.
В этих целях необходимо активно искать пути оптимизации структуры торговли, а также новые точки наращивания экономического взаимодействия в целом. Среди ключевых направлений – дальнейшее развитие сотрудничества в энергетике, космической и радиоэлектронной промышленности, усиление кооперации в гражданском авиа- и судостроении, в области высокоскоростного железнодорожного транспорта, связи и телекоммуникаций, спутниковой навигации, а также в агропромышленном комплексе.
В этой связи мы возлагаем большие надежды на созданную в 2014 году межправительственную Российско-Китайскую комиссию по инвестиционному сотрудничеству, работа которой уже принесла значимые результаты. Ею утверждён перечень из 58 совместных проектов, на постоянной основе осуществляется мониторинг их реализации.
Сегодня пройдёт очередное заседание Российско-Китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству, которое, я уверен, будет ознаменовано продвижением взаимодействия в газовой и нефтяной сферах, электроэнергетике и угольной промышленности.
Придаём большое значение расширению сотрудничества в создании новой и модернизации существующей инфраструктуры, в том числе в рамках проекта нового Шёлкового пути. В условиях усиления конкуренции региональных объединений новый Шёлковый путь должен стать плодотворным проектом. Для этого необходимо выработать оптимальную стратегию сотрудничества его участников. Мы осуществляем сопряжение ЕАЭС и Шёлкового пути. На это нацелена российская инициатива о начале консультаций членов ЕАЭС, ШОС и АСЕАН по формированию экономического партнёрства. Оно охватило бы почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности.
Значимым фактором стимулирования социально-экономического подъёма российских и китайских регионов является межрегиональное и приграничное сотрудничество. Россия заинтересована в развитии особых экономических зон и региональных технопарков, а также в участии китайской стороны в региональных проектах, в том числе на Дальнем Востоке. Условия, предлагаемые на территориях опережающего развития Дальнего Востока, являются привлекательными для китайских инвесторов и выгодными для России. По состоянию на апрель 2016 года от инвесторов из разных стран официально поступило 166 заявок на открытие на данных территориях новых предприятий, но, к сожалению, только восемь из них от инвесторов из КНР. Надеемся, что китайский бизнес займёт в этом деле более активную позицию.
Строить наши торговые отношения следует не только на уровне крупного бизнеса. Как для России, так и для Китая малый и средний бизнес играет исключительно важную роль в экономике. И одним из перспективных направлений взаимодействия является сотрудничество по линии малого и среднего предпринимательства.
Считаю нашей общей задачей создать оптимальные условия для взаимодействия малых и средних предприятий двух стран, включая снятие межгосударственных рыночных и административных барьеров, обеспечение доступа к международным финансовым рынкам и инвестициям, трансфера технологий, встречного финансового стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и другие меры. Важно, чтобы эти шаги не оставались на бумаге, а предприниматели ощущали их в практической деятельности.
С прошлогоднего форума произошёл ряд изменений, направленных на оптимизацию условий осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Показательно, что в 2015 году в исследовании Всемирного банка Doing Business Россия поднялась в общемировом рейтинге по сравнению с 2014 годом на 11 позиций – до 51-го места (из 189 стран), продолжив пятилетнюю положительную динамику. Это хорошее движение вперёд, но ещё многое предстоит сделать.
Важными инструментами упрощения условий ведения бизнеса в России являются «дорожные карты» – планы мероприятий Национальной предпринимательской инициативы, реализуемые государственными органами власти совместно с предпринимательским сообществом в таких сферах, как оптимизация процедур взаимодействия с налоговыми и таможенными органами, энергетическими компаниями, поддержка экспорта. В 2016 году «дорожные карты» будут дополнены новыми мероприятиями по оптимизации подключения к газоснабжению, по оптимизации технологического присоединения к теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, по оптимизации экспортных и импортных процедур. Также разрабатывается отдельная «дорожная карта» по корпоративному управлению.
В этой работе мы опираемся на лучшие практики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима для малых предприятий с низкими ставками налогов и минимальными требованиями к налоговому администрированию. Для новых субъектов малого предпринимательства введены налоговые каникулы. Правом пользования такой льготой впервые наделены зарегистрированные индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в производственной, научной или социальной сфере, а также в сфере предоставления бытовых услуг гражданам.
С 1 июля 2015 года введено специальное регулирование в отношении особенностей участия субъектов малого и среднего бизнеса в закупках крупнейших государственных компаний. В частности, Правительством Российской Федерации определена квота по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в таких закупках.
Также малые и средние предприятия пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемых ими помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на внеконкурсной основе. При этом для них установлены льготные условия выкупа таких помещений.
На федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, находящихся на разных стадиях развития. Ключевую роль играет реализуемая Минэкономразвития России программа, в рамках которой во всех регионах страны предпринимателям предоставляются субсидии, создаются центры поддержки и развития предпринимательства, инжиниринговые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, центры поддержки экспорта.
У нас создан специальный орган – Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Она наделена широким кругом полномочий и инструментов для поддержки малых и средних предприятий и в перспективе станет системным интегратором программ поддержки. Сегодня на форуме выступит её руководитель Александр Браверман.
Также хочу отметить следующую важную особенность российского законодательства о малом и среднем предпринимательстве. Ранее в России действовало ограничение на участие в уставном капитале для иностранных граждан. Сейчас оно снято, и предприятия, учреждённые иностранными гражданами, могут без ограничений участвовать в государственных программах поддержки малого и среднего предпринимательства, использовать иные установленные преференции. Кроме того, в 2015 году с 25 до 49% увеличена доля возможного участия иностранных предприятий в уставном капитале малых и средних компаний. Рассчитываем, что это будет способствовать привлечению иностранных инвестиций, формированию новых технологических цепочек, в том числе с предприятиями из Китая.
Особое значение для Российской Федерации имеет развитие несырьевого экспорта. С целью формирования благоприятных условий для выхода на зарубежные рынки и оказания адресной поддержки российским экспортёрам с 2015 года Правительством Российской Федерации принято решение о создании Российского экспортного центра. Он выступает координатором предоставления кредитной и страховой поддержки, консультационных услуг по продвижению продукции на внешние рынки, осуществляет поиск зарубежных партнёров и оказывает содействие в получении зарубежных патентов, сертификатов и лицензий. Эта организация также участвует в мероприятиях форума.
Один из наших приоритетов – ускоренное развитие электронных каналов торговли. Создание системы продвижения продукции на внутренний и зарубежные рынки на основе современных информационных технологий позволит вывести на новый качественный уровень внешнеэкономические связи. И нам, конечно же, интересен опыт, накопленный КНР в данной сфере.
В рамках форума предлагаю участникам провести совместный критический анализ барьеров для развития малых и средних предприятий в России, в частности оценить адекватность уровня и качества администрирования налогов, а также обсудить финансовые инструменты развития и систему государственной поддержки.
Желаю всем участникам плодотворной работы, успехов в самореализации и ведении собственного дела и продуктивного участия в форуме, а также хотел бы пригласить китайскую сторону принять участие в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме 16–18 июня, Восточном экономическом форуме во Владивостоке 2–3 сентября и форуме «Открытые инновации» в конце октября этого года.
Спасибо большое!