На встрече обсуждались вопросы создания единого механизма администрирования налоговых и неналоговых платежей, а также положение дел с текущим сбором налогов.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Расскажите о том, как обстоят дела по состоянию на май со сбором налогов, в чём есть достижения, в чём есть проблемы. И отдельно, но в контексте того, о чём вы сейчас скажете, ещё доложите, пожалуйста, как у нас идёт исполнение указа по объединению всех каналов сбора налогов и неналоговых платежей. С учётом того, что центральную методическую роль играет ваше ведомство и, по сути, всё, что касается того, как собирать и налоги, и так называемые неналоговые платежи, теперь будет определять Федеральная налоговая служба России.
М.Мишустин: Мы сейчас подводили итоги четырёх месяцев – с января по апрель 2016 года. Есть снижение соответствующее по сравнению с темпами сбора налогов по прошлому году, в основном по НДПИ. То есть это налог на добычу полезных ископаемых. В первую очередь это связано с ценой на нефть, прямой счёт, и получилось примерно 26%. Собственно говоря, это в основном и повлияло на снижение.
Однако если не учитывать, соответственно, нефтегазовые платежи, то у нас по темпам сбора идёт плюс. То есть мы, в частности, за январь – апрель 2016 года увеличили налоговые поступления. Без нефтегазовых платежей в консолидированный бюджет поступило порядка 4 трлн рублей, что на 3% больше аналогичного периода 2015 года. А, соответственно, в федеральный бюджет поступило 1,5 трлн рублей, это на 5% примерно больше соответствующего уровня.
Растёт стабильно сбор налога на добавленную стоимость. Это очень важно при очень непростой экономической ситуации.
Мы создали систему автоматизированного контроля за возвратом налога на добавленную стоимость, которая применена по всей России. В квартал поднимается вверх, на федеральный уровень, порядка 3 млрд счетов-фактур, и в случае предъявления вычета по налогу на добавленную стоимость, соответственно, вся цепочка проверяется. Если кто-то не заплатил государству, соответствующие меры, в том числе и принудительное взыскание, применяются. Так вот у нас уже стабильно в течение трёх лет темп роста сбора налога на добавленную стоимость растёт. Кроме того, есть ещё результаты неплохие по НДФЛ (по налогу на доходы физических лиц) – плюс7%. Акцизы выросли. Это вот краткая ситуация сегодня. Мы, естественно, всеми средствами, которыми обладает Федеральная налоговая служба, будем пытаться усилить налоговое администрирование и, соответственно, выполнить все соответствующие параметры, которые заложены как в федеральном, так и в региональных, и в местных бюджетах.
Д.Медведев: Бюджет у нас в этом году сложный, и, естественно, его нужно выполнять не только по расходам, но и по доходам. Доходы в ваших руках, тем более сейчас это уже консолидированный практически и сбор, и учёт, поэтому нужно максимально внимательно заниматься администрированием.
Что касается неполучения части доходов по одному из налогов, то есть по НДПИ, – этот фактор, конечно, не от нас зависит. Это фактор объективный, он связан с текущими котировками цен на нефть и, соответственно, с учётом определённых корреляций цен на газ. Тем не менее всё равно нужно стараться и здесь соблюдать все те позиции, которые мы для себя наметили, но имея ввиду, кстати, и то, что цены не являются в этом смысле стабильными, что, конечно, не упрощает вам задачу.
Цены меняются, и уже даже с начала года цены на нефть поднялись практически в два раза против тех величин, против абсолютных величин падения, к тем величинам, которые есть сейчас. Мы не знаем, какие цены будут в ближайшее время, потому что это не поддаётся такому анализу, не знаем, естественно, какая будет среднегодовая цена, но всё-таки какие-то планы нужно делать. Что же касается того, что растёт поступление от налогов и сборов, не связанных с углеводородами – с нефтью и газом, это хорошо, это означает, что ведомство переключается на изыскание налогов и неналоговых платежей из других источников. Ну а самое главное, что для этого есть экономическая база, которая создаёт дополнительные доходы. Как всё-таки идёт объединение структур? Как исполняется указ?
М.Мишустин: Мы работаем над созданием единого механизма администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей, как это было, соответственно, поручено.
В настоящее время, практически за I квартал, Министерством финансов, в частности с нашим участием, с Федеральной таможенной службой, были проведены соответствующие мероприятия, проведен конкурс, у нас уже есть подрядчик, для того чтобы начать системно работать над тем, как проанализировать рабочие процессы Налоговой службы и Таможенной службы для соответствующих объединений, в том числе наших информационных баз.
Речь в первую очередь идёт о том, чтобы мы могли получать в соответствующем, правильном формате всю информацию об импорте и с применением автоматизированной системы контроля за возмещением НДС совмещать соответствующие потоки информации, которые идут по импорту. Также подтверждение нулевой ставки при вывозе товаров – то, что мы на сегодняшний день делаем. И, конечно, ещё целый ряд работ сделать, которые связаны с тем, чтобы упростить в первую очередь таможенное администрирование и все соответствующие функции, которые могут быть упрощены для наших предпринимателей.
Я буду регулярно Вам докладывать. В настоящее время мы приступили к первому этапу – анализу рабочих процессов и будем продолжать в соответствующем ключе работать совместно с Таможенной службой и другими органами, в том числе и под руководством Минфина. Ещё, естественно, там есть целый ряд поручений. В частности, соответствующие поручения по администрированию страховых взносов.
Д.Медведев: Да, вот об этом я и хотел спросить. Расскажите, как вы к этому готовитесь. Потому что это более сложная история, даже потому, что всё-таки они взыскивались другим органом. У нас были разные периоды: этим занималась налоговая служба, потом всё это перешло в фонды, сейчас обратно вернулось. Базы объединяются?
М.Мишустин: База для сбора страховых взносов и для налога на доходы физических лиц одна – это фонд оплаты труда. Соответственно, информации, которая содержится в налоговой службе, достаточно для того, чтобы соответствующим образом выстроить администрирование страховых взносов. В первую очередь по соответствующим поручениям мы максимально упростили налоговую отчётность и соответствующую отчётность от работодателей, которую они должны были сдавать в фонды или в другие предприятия.
В настоящий момент все проекты необходимых форм отчётности разработаны. Мы вообще считаем, что должна быть квартальная отчётность одна. Сейчас это в дискуссии, но в любом варианте информация, связанная с тем, какие соответствующие страховые платежи из фонда заработной платы работодателя поступают, для нас, так сказать, будет в одной информационной базе храниться и соответствующим образом, регламентно, обмениваться с фондами, с администраторами.
Что касается подготовки. Соответствующая глава нового кодекса (проект) готова. Законопроект в Думе. Мы в настоящий момент практически работаем над тем, чтобы по Вашему поручению в ближайшее время приступить к администрированию. Я надеюсь, что в первую очередь это будет проще для наших работодателей, то есть для бизнеса. У людей будет возможность в одной точке, в личном кабинете Федеральной налоговой службы, увидеть не только соответствующие свои уведомления на транспортный, имущественный, земельный налог, но также увидеть соответствующие страховые взносы, которые за человека работодатель платит, для того чтобы принять решение по своим пенсионным и другим правам.
Д.Медведев: Мы с вами понимаем: и для работодателя, то есть для компаний, и для обычных граждан чем проще отчётность, тем лучше. Поэтому в этом направлении и нужно выстроить работу. Все призывы всё это делить на части, сопровождать бо́льшим количеством бумаг или даже электронных форм отчётности – это всё от лукавого. Нужно всё делать проще для восприятия, к этому стремится весь мир. Тем более что есть возможность использовать теперь электронные средства верификации, электронную отчётность, личный кабинет плательщика.
Всё это нужно развивать так, как вы делали в Федеральной налоговой службе, и распространять эти практики на другие органы.
М.Мишустин: Исходя из этого будем продолжать работать.
Д.Медведев: Хорошо, договорились. Спасибо.
<…>