Обсуждались, в частности, вопросы российско-австрийского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Уважаемый господин Президент, я сердечно Вас приветствую! Рад нашей новой встрече.
Хотел бы сразу сказать, что взаимодействие между нашими странами носит очень конструктивный и дружественный характер, базируется на взаимном уважении, на учёте интересов государств, народов. Конечно, мы стараемся обсуждать и политические вопросы, и внешнеэкономические вопросы, и двустороннее сотрудничество.
В феврале у нас была встреча с вице-канцлером, господином Миттерленером, который приезжал участвовать в заседании межправкомиссии.
Ещё раз хотел бы, пользуясь этой возможностью, сказать, что мы рассчитываем на развитие взаимодействия с Австрией по широкому кругу вопросов, тем более что в настоящий момент, действительно, отношения между Россией и Евросоюзом далеки от идеальных. Мы помним гораздо лучшие времена. Но как люди, которые с оптимизмом смотрят в будущее, мы считаем, что рано или поздно эта полоса тоже закончится, потому что курс, который в настоящий момент существует, далёк от верного. Нам всем нужно думать о будущем: развивать экономическое взаимодействие, естественно, проводить политические консультации – в этом заинтересованы и народ Российской Федерации, и все государства, которые входят в Европейский союз, и, конечно, Австрия.
Значительная часть политиков это понимает, и мы это ценим. В том числе ценим ту позицию, которую Вы лично занимали все эти годы как Федеральный президент Австрийской Республики, и которую занимаете в настоящий момент.
У нас много самых разных проектов, в которых участвует наше Правительство. Мы регулярно встречаемся. Хорошо, что (ещё раз скажу) прошло заседание межправкомиссии, потому что три года уже не было этих заседаний. Ни к чему хорошему это не ведёт. Отсутствие контактов означает снижение торговых связей, уменьшение инвестиционного взаимодействия.
У нас в прошлом году товарооборот сократился на четверть по сравнению с 2014 годом. Кому это выгодно? Думаю, что никому не выгодно – ни австрийскому бизнесу, ни российскому бизнесу. Конечно, это связано и с конъюнктурой сырьевых цен, и с теми ограничениями, которые существуют.
Наше мнение – нужно двигаться вперёд. Надеюсь, что и Ваш визит этому будет способствовать. Ещё раз сердечно Вас приветствую в Москве.
Х.Фишер (как переведено): Большое спасибо. Австрийская делегация и я лично ожидали этого визита и переговоров с Вами с интересом и уверенностью в их благоприятном исходе. Мы целиком и полностью разделяем провозглашённый Вами девиз «Мы должны в первую очередь смотреть в будущее». Мы не должны жаловаться по поводу различных событий последних лет, хотя совсем забыть о них не получается. Тем не менее мы должны смотреть в будущее и работать над решением многочисленных задач, стоящих перед нами.
Как мне сказал вице-канцлер, господин Миттерленер, он остался очень доволен своим недавним визитом в Россию. Было не так просто организовать его, но в конечном итоге он всё же состоялся, потому что при наличии доброй воли можно добиться очень многого. Направление развития наших отношений, как мне кажется, задано правильно.
Мы также сожалеем, что двусторонний товарооборот – и экспорт, и импорт – в прошлом году сократился, по нашим подсчётам, почти на четверть, до 4,3 млрд евро. Однако мы работаем над тем, чтобы вновь нарастить его до прежнего уровня. Мы знаем, что Россия является вторым по величине инвестором в Австрии, равно как и то, что австрийские инвесторы очень заинтересованы в России, что многие австрийские предприятия поддерживают экономические контакты с Россией. Если я не ошибаюсь, около 550 австрийских фирм имеют представительства в России, что является весьма серьёзной цифрой.
Пользуясь случаем, я хочу – и должен – затронуть следующую тему. Очень многие предприниматели сообщают нам об успешной и не обременённой никакими проблемами работе здесь. Некоторые, однако, сообщают также о проблемах и трудностях. Возможно, Вы знаете о ситуации, в которую попала компания EVN, которая заключила очень крупный, стоимостью в несколько сотен миллионов евро контракт с властями города Москвы на строительство очистных сооружений. Однако после смены мэра города этот проект оказался заблокирован. В этой связи руководство EVN сообщило нашему министру экономики, другим членам правительства и лично мне, что ожидает теперь убытков в размере от 200 до 300 млн евро. Эту проблему необходимо обсудить. Не думаю, что мы сможем решить её непосредственно за этим столом, однако важно, чтобы мы были готовы к переговорам по этому поводу. Мы передадим Вашим сотрудникам ряд документов, в которых изложена суть проблемы. Тем самым нам удастся сэкономить часть времени.
Ещё одна проблема, о которой я узнал только вчера утром, касается фирмы Mondi – производителя бумаги и целлюлозы. С этой целью компания до сих пор самостоятельно производила большое количество энергии. Часть её использовалась для производства целлюлозы, а остальная энергия шла на продажу. Однако недавно ситуация изменилась таким образом, что компания теперь вынуждена передавать всю произведённую энергию, которую она частично использовала на собственные нужды, российскому покупателю, а потом выкупать у него обратно по более высоким ценам энергию, необходимую для производства. Руководство компании очень озабочено этим обстоятельством, и поэтому было бы замечательно, если бы мы по возвращении в Вену могли сообщить, что подняли эту тему на переговорах и были при этом услышаны, что будут предприняты усилия по урегулированию ситуации.
Для успешного развития экономических отношений необходимы хорошие транспортные связи, и одну из главных ролей играет при этом воздушное сообщение. В этой связи авиакомпания Austrian Airlines уже очень давно имеет определённые пожелания, о которых я знаю, кажется, ещё со времени наших прошлых переговоров – мы уже тогда поднимали эту тему. Речь идёт о правах на полёты над территорией России, в частности над Сибирью, и о соответствующих тарифах.
<…>