Об изменениях в Правилах дорожного движения.
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 28 марта 2016 года.
<…>
Д.Медведев: Добрый день! У нас накопились кое-какие текущие вопросы, мы их обсудим, как и принято, но прежде чем мы к ним перейдём, хочу к двум вопросам обратиться, для того чтобы в том числе сделать их публичными.
Первый касается проекта постановления Правительства, который был подготовлен при участии различных ведомств. Речь идёт о внесении изменений в Правила дорожного движения. Почему, собственно, я к этому обращаюсь? Потому что там речь идёт о дополнении Правил дорожного движения нормой, которая давно обсуждается, но, скажем прямо, является достаточно спорной, то есть нормой о запрете так называемого опасного вождения. По статистике, именно из-за вот такого опасного вождения, из-за тех, кто лихачит на дорогах, и происходит 80% аварий.
Но термин «опасное вождение» для всех (и для наших водителей) совершенно новый. Мы несколько лет обсуждали, каким образом описывать вот такую технологию вождения.
Все должны понимать, что это означает, поэтому норма, если она будет всё-таки одобрена, не должна стать поводом для злоупотреблений, а действовать исключительно в отношении нарушителей. И по понятным причинам очень многое будет зависеть от практики её применения органами внутренних дел, Министерством внутренних дел. И они, собственно, и будут эту практику создавать.
Поэтому с учётом того, что тема острая (мы обсуждали этот вопрос с Игорем Ивановичем Шуваловым, я обсуждал этот вопрос с Министром внутренних дел), я всё-таки предлагаю, прежде чем менять правила, ещё раз подвергнуть вот эти формулировки публичному обсуждению с участием экспертов Открытого правительства и общественных организаций. Игорь Иванович (обращаясь к И.Шувалову), давайте это организуем, а по результатам окончательно определимся, как поступить.
И.Шувалов: Мы выполним Ваше поручение, Дмитрий Анатольевич. Мы на этой неделе в рамках Открытого правительства проведём соответствующие слушания, пригласим специалистов Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, экспертов – тех, кто работает с Правительством уже на протяжении двух лет, для того чтобы найти правильные формулировки для определения такого правонарушения. Мы выполняем поручение Правительства, которое вышло в августе, о том, что соответствующая ответственность должна быть закреплена в Кодексе об административных правонарушениях. Первоначально, до того как вносить изменения в этот кодекс, необходимо Правительству определить, что же является опасным вождением.
Действительно, мы понимаем эту ответственность. Ответственность заключается в том, чтобы не создать мотивов для дополнительных злоупотреблений со стороны тех, кто будет налагать соответствующие взыскания. Мы также понимаем, что большая ответственность и перед теми, кто страдает от такого опасного вождения. Дмитрий Анатольевич, позвольте коллегам напомнить, что опасное вождение – это не то, что придумано в Российской Федерации, или то, что мы пытаемся закрепить нормами права. Во многих государствах определение «опасное вождение» существует, например в Соединённых Штатах Америки, Великобритании. И должен сказать, что за опасное вождение существует как штраф – ответственность в виде материального штрафа (иногда до 5 тыс. долларов), так и лишение свободы на определённый срок, то есть вплоть до уголовной ответственности. Эксперты сейчас не предлагают вводить уголовную ответственность, пока обсуждается вопрос о введении материальной ответственности, если мы договоримся, каковы же должны быть нормы, определяющие опасное вождение. По итогам такого публичного слушания мы Вам доложим.
Д.Медведев: Это даже не материальная, а административная ответственность, потому что материальная ответственность, собственно, обычно заключается в имущественных последствиях, а это именно ответственность за административный проступок в рамках Административного кодекса и Правил дорожного движения. Но вы правы, в целом ряде стран это квалифицируется как отдельное правонарушение – и административное, и в некоторых случаях даже уголовное. Но конструкция новая, ещё раз подчёркиваю, нам важно, прежде чем её принимать, определиться, как она будет работать. Там не должно быть двусмысленностей. Когда я смотрел саму формулировку, у меня некоторые описательные части этого термина вызвали вопросы.
Давайте всё это пообсуждаем. Может быть, постараемся найти какую-то оптимальную формулировку.
И.Шувалов: Сделаем.
Д.Медведев: Спасибо.
<…>