В повестке: о работе правительственной комиссии по оказанию помощи семьям погибших и содействию в ликвидации последствий авиакатастрофы в Ростове-на-Дону; о мерах поддержки детей-сирот.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Ольги Голодец о мерах поддержки детей-сирот
Из стенограммы:
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 21 марта 2016 года
Д.Медведев: Давайте начнём совещание с трагического лётного происшествия, которое произошло в Ростове-на-Дону с самолётом «Боинг-737» компании «Флай Дубай». Прежде всего хочу ещё раз выразить соболезнования от имени Правительства Российской Федерации всем родственникам тех, кто погиб в этой авиакатастрофе. Сейчас идёт расследование как по линии технологических служб, так и по линии правоохранительных органов. Мною была, как известно, сформирована комиссия, Министр транспорта возглавляет её. Он там занимается всеми вопросами, был на месте вместе с другими коллегами. Выводы, естественно, должны сделать все те, кому это положено, то есть и Международный авиационный комитет, и Министерство транспорта по линии российских авиационных служб, и, конечно, правоохранительные структуры. Тем не менее ряд решений необходимо было принять быстро, в том числе по компенсациям, как тем, которые носят региональный характер, зависят от властей, так и по процедурам, которые вытекают из существующих международных конвенций. Ну и, конечно, оказать все меры поддержки родственникам тех, кто погиб в авиакатастрофе, по линии медицины катастроф, по линии Министерства здравоохранения.
Аркадий Владимирович, с учётом того, что Минтранс в вашей компетенции, расскажите о тех шагах, которые были сделаны комиссией.
А.Дворкович: Правительственная комиссия под руководством Министра транспорта провела своё первое заседание на месте, в Ростове, в выходные дни. Все основные решения были приняты. Полоса освобождена от обломков, и начнутся полёты воздушных судов в аэропорт Ростова-на-Дону.
Идёт экспертиза останков, которые были обнаружены на месте трагедии. Это необходимо для совершения всех юридических действий.
Все региональные выплаты начались, идут полным ходом. Прежде всего от правительства Ростовской области, поскольку большинство погибших именно в Ростовской области ранее проживало.
Также совершаются все необходимые юридические действия для получения компенсаций по страховым каналам. Все пассажиры застрахованы в рамках обязательств, вытекающих из международной конвенции. Эти выплаты будут осуществлены в сроки, в которые это предусмотрено.
Компания оказывает всё необходимое содействие. Представители компании «Флай Дубай» вылетели в Ростов. Они находятся уже там, на месте.
Также к расследованию подключились представители компании «Боинг», предоставляющие техническую экспертизу по данному случаю.
Мы уже делали определённые выводы на основе предыдущих подобных трагических случаев. И многие рекомендации были в России уже выполнены. Тем не менее субъективный фактор остаётся очень серьёзным. Будем продолжать работу, связанную с квалификацией пилотов, какую бы страну они ни представляли. Естественно, мы должны делать всё возможное, чтобы как минимум в небе над Россией не происходили подобные события.
Д.Медведев: Здесь пока рано даже предварительные делать выводы, хотя версии высказаны. Они в достаточной степени типизированы. Они отражают некие общие подходы к тому, что могло случиться. Но в любом случае, если потребуются какие-то технологические выводы… Потому что, если помимо, собственно, квалификации лётного персонала (это, действительно, и в нашей компетенции, но не только потому, что у нас выполняются международные рейсы, как, собственно, и этот рейс) есть ещё и технологические вопросы, то их нужно проанализировать и по итогам этого анализа внести предложения в Правительство, с тем чтобы какие-то корректировки внести по технической оснастке, если это потребуется, или же по правилам, которые существуют в области воздушных перевозок в нашей стране.
А.Дворкович: Так и делаем. Естественно, мы всё делаем в максимальной степени вне зависимости от данных событий в рамках той программы, которая исполняется.
Д.Медведев: Конечно, это задача, которая должна решаться повсеместно. Это понятно.
Так. Теперь к другим вопросам.
Сначала несколько слов о документах, подписанных совсем недавно. Я утвердил перечень крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных, которые финансируются за счёт ФЦП, а также за счёт ФНБ – Фонда национального благосостояния.
Каждый проект тщательно анализировали с точки зрения его значимости, полезности для экономики, социальной сферы, принимали во внимание и значимость проекта, и то, что, конечно, сегодня денег немного, финансовые возможности государства не такие, как были несколько лет назад. Однако значительная часть этих проектов получила поддержку именно потому, что эти проекты связаны с инвестициями, как принято говорить, в будущее.
Сейчас главное – наладить мониторинг этих крупных проектов, чтобы максимально увеличить отдачу от каждого вложенного рубля, повысить эффективность управления. Ответственные за них представляют информацию в Минэкономразвития, а ведомство, то есть Минэкономразвития, в свою очередь ежеквартально будет докладывать и в Правительство, и в Счётную палату, и в Экспертный совет при Правительстве, ну и в целом отчитываться по тому, как эти проекты идут.
Это большие проекты, в частности строительство Центральной кольцевой автодороги, строительство скоростной трассы Москва – Петербург, возведение транспортного перехода через Керченский пролив. И всё это также выходит на вопросы транспортной инфраструктуры БАМа, Транссиба, строительства взлётно-посадочных полос в целом ряде случаев, в целом ряде аэропортов.
Отдельное внимание также там уделяется возведению спортивных объектов в связи с теми обязательствами, которые исполняет наша сторона в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу. И целый ряд других крупных проектов, включая, например, здравоохранение – там речь идёт о строительстве федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии, реконструкции в Крыму Республиканской клинической больницы и ряда других объектов в области здравоохранения. Так что прошу всех, кто координирует деятельность в соответствующих областях – и в области транспорта, инфраструктуры, здравоохранения, – самым внимательным образом следить за тем, как эти проекты исполняются.
И ещё один документ, который я подписал, регулирует порядок выделения регионам денег на обеспечение жильём бывших военнослужащих, а также тех, кто к ним приравнен. Бывшие сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, спасатели, которые вышли в отставку, – все они относятся к этой категории. В 2016 году в федеральном бюджете мы предусматриваем на эти цели 1,7 млрд рублей. Средства регионы могут раскассировать только после утверждения правил их предоставления, эти правила как раз утверждены. Теперь субвенции должны быть быстро переправлены в бюджеты субъектов Федерации, и, конечно, нужно как можно быстрее начинать здесь тоже работу.
И ещё один социальный вопрос, на котором хотел сконцентрировать внимание, он касается детей-сирот. Эта та ситуация, когда таким детям, больше как на государство, рассчитывать не на кого, и забота о таких детях –это ответственность нашей страны в целом, это ответственность государства. С сентября прошлого года вступило в силу новое положение Правительства на эту тему, оно направлено на создание в организациях для детей-сирот условий, которые максимально приближены к условиям проживания в семье. Ситуация эта в регионах неоднозначная, неравномерная. Сейчас более 70% таких организаций соответствуют новым требованиям, но есть и часть организаций, которые не соответствуют этим требованиям. С ними нужно разбираться, естественно, стараться их доукомплектовать необходимым оборудованием, финансированием снабдить. Ну а те, которые уже свой срок отслужили, наверное, должны перепрофилироваться, закрываться.
Но ни один детский дом не может заменить семью, поэтому мы развиваем также институт приёмных родителей – упрощены процедуры усыновления, целый ряд других вопросов. Ольга Юрьевна, расскажите о том, как эта программа с учётом изменений реализуется, сколько детей было всего устроено в семьи. Пожалуйста.
О.Голодец: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Действительно, для ребёнка самое важное – это найти свою, новую семью, в которой ему было бы комфортно, в которой он мог бы развиваться как личность. На момент начала программы в 2012 году в банке для усыновления состояло 119 тыс. детей. На сегодняшний день (прямо по состоянию на сегодняшнее утро) в этом банке состоит 68 884 ребёнка, то есть результаты работы абсолютно говорят сами за себя. За год нам удалось передать в приёмные семьи 71 тыс. человек, и это существенно больше, чем в предыдущие годы, потому что, например, в 2014 году в семьи было передано 64 тыс. детей. Такие цифры возникают из-за того, что мы передаём в семьи, но возникают новые сироты в силу ряда обстоятельств. Но результат вот такой – 68 884 человека.
Действительно, мы перешли на новые формы работы в детских домах. Мы требуем, чтобы детские дома предоставляли условия, максимально близкие к семейным. И то, что сегодня большинству детских домов это уже удалось сделать, – огромная заслуга и регионов, и руководства этих учреждений, и общественности, которая очень серьёзно вовлечена в процесс изменения самих учреждений.
Мы считаем, что буквально в ближайшее время, в течение года, все оставшиеся детские дома перейдут также на новые формы работы и для детей будут созданы максимально приближенные к семейным условия проживания.
Вместе с тем работа по устройству в семьи продолжается, здесь работают и институты приёмных семей, здесь работают специальные службы сопровождения – всё то, что даёт тот результат, на который нам удалось выйти за эти годы.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Эта работа должна быть продолжена, собственно, до того момента, пока мы не определимся с тем, как будут защищены права любого ребёнка, который не имеет семьи, с преимуществом, конечно, его устройства в семью в той или иной форме.
Какое-то количество учреждений всё равно, видимо, останется, потому что, к сожалению, жизнь так устроена, что сложные семейные случаи возникают, но нужно сделать всё, чтобы условия жизни в таких домах были нормальные, человеческие, а не такие, как, к сожалению, нам достались ещё с советских времён.
<…>