• Анонсы
  • Новости

Новости

27 мая, пятница
26 мая, четверг
25 мая, среда
24 мая, вторник
23 мая, понедельник
1

Календарь

Май
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
2016
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

Совещание о повышении эффективности бюджетных расходов

Д.Медведев: «Оптимизировать расходы – это не значит только их сократить и меньше тратить, хотя это и важно. Здесь важным является и другое – сконцентрировать ресурсы на приоритетах, грамотно планировать финансовые потоки и использовать свободные денежные средства».

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Вступительное слово Дмитрия Медведева на совещании о повышении эффективности бюджетных расходов

Мы договорились провести совещание в таком очень широком составе на тему эффективности исполнения бюджета. Причём не в разрезе приглашения министерств, как это бывает на заседаниях Правительства, а через общение с главными распорядителями бюджетных средств, а также государственными корпорациями, компаниями с государственным участием – всеми, кто так или иначе связан с государственным имуществом и государственным финансированием.

Участники совещания

  • PDF

    113Kb

    Список участников совещания о повышении эффективности бюджетных расходов, 11 февраля 2016 года

По понятным причинам нам мало сегодня просто сократить статьи расходов, нам критически важно научиться тратить деньги эффективно. Когда денег много, понятно, всё проще. Сейчас денег мало, и эффективность трат выходит на передний план. 

Основная проблема также заключается в том, что у нас до сих пор остаётся очень слабая финансовая дисциплина. Эти два вопроса мы сегодня и обсудим: эффективность трат и финансовая дисциплина. Мы пригласили сюда  представителей разных структур, ещё выступят коллеги и доложат свои предложения. Я вначале остановлюсь на нескольких моментах.

В условиях жёстких ресурсных ограничений для нас принципиально важным является обеспечение стабильности бюджетной системы, но при этом сохранение условий для развития отдельных отраслей, для развития социальной сферы, для нормальной работы компаний и предприятий. За всем этим стоят интересы людей, и это главное. Мы должны вовремя платить зарплату, выполнять социальные обязательства, но тем не менее сохранять инвестиционные расходы и продолжать инфраструктурные проекты. Поэтому оптимизировать расходы – это не значит только их сократить и меньше тратить, хотя это и важно. Здесь важным является и другое – сконцентрировать ресурсы на приоритетах, грамотно планировать финансовые потоки и использовать свободные денежные средства.

Д.Медведев: «Оптимизировать расходы – это не значит только их сократить и меньше тратить, хотя это и важно. Здесь важным является и другое – сконцентрировать ресурсы на приоритетах, грамотно планировать финансовые потоки и использовать свободные денежные средства».

Одна из основных проблем – низкий уровень исполнения расходных обязательств. По данным Счётной палаты (я думаю, Татьяна Алексеевна (Т.Голикова) об этом скажет ещё), по итогам прошлого года – самый низкий за последние три года, что особенно прискорбно с учётом того, что денег у нас становится меньше, экономика сжимается, выполнять обязательства всё труднее, а уровень исполнения расходов, тех, которые уже запланированы, – ухудшается.

На протяжении ряда лет бюджетные ассигнования распределяются лишь в конце года. Это просто безобразие. Мне, когда я получаю эти бумаги где-то в конце декабря, просто хочется позвонить и принять кадровые решения в отношении тех структур, которые их долго готовили и вносили. Мы же понимаем, что это такое. Это просто непрофинансированные обязательства. В конце года лавиной всё это вываливают в Правительство, и потом мы вынуждены принимать такие решения. Это безобразие, хочу об этом прямо сказать в начале нашего совещания. Если что-то подобное в этом году повторится – а год действительно очень сложный, – очевидно, что дисциплинарная ответственность наступит для всех, кто таким образом готовил документы, вне зависимости от чинов и званий.

Всё это говорит и о недостаточном качестве бюджетного планирования. Очень долго проводятся конкурсы по заключению государственных контрактов, согласовывается проектная документация. Причём здесь виноваты очень часто самые разные структуры, нельзя во всём обвинять Минфин. У нас любимое занятие говорить: Минфин нам что-то не согласовывает. Да, Минфин тоже, наверное, не идеально работает, но я разбирался по нескольким случаям (не буду называть) – Минфин всё сделал. Месяцами туда-обратно гоняют бумажки – по конкурсам, по определению критериев.

Я неоднократно обращал внимание руководителей федеральных органов власти на ещё одну очень серьёзную проблему – это дебиторская задолженность. Это касается в том числе межбюджетных трансфертов и субсидий. Недопустимо, когда деньги, которые ждут в регионах, на предприятиях, просто лежат на счетах, а это сплошь и рядом. Даже в нынешних весьма сложных экономических условиях мы находим возможность не просто сохранить, а увеличить бюджетные средства по ряду направлений, которые считаем перспективными и которые у нас на самом деле хорошо развиваются. И что же мы видим? К концу года по ним большие остатки, огромные остатки. И не потому, конечно, что эти деньги никому не нужны, – нет, это вопрос просто элементарной финансовой дисциплины.

Совещание о повышении эффективности бюджетных расходов

Теперь в отношении компаний с государственным участием. Мы, собственно, ожидаем от вас, коллеги, такого же подхода к своим операционным расходам. Во всех государственных компаниях создаются единые казначейства (насколько я понимаю, практически созданы), которые должны сделать эту работу более целенаправленной и результативной. Наша общая задача – также не допустить роста объёмов дебиторской задолженности. Скоро заработает норма, которая предусмотрена законом о бюджете, о казначейском сопровождении субсидий и взносов в уставный капитал государственных компаний. Я рассчитываю, что казначейство обеспечит комфортные условия, с тем чтобы не происходило сбоев в текущей работе государственных компаний, чтобы это не повлияло на инвестиционные планы. Казначейство будет отслеживать, на что идут средства от одного субподрядчика к другому, чтобы эти средства расходовались эффективно. Там мы сделали кое-какие исключения, хочу прямо предупредить эти компании: если мне не понравится, как там всё работает, – всё заберём, через казначейство запустим. Вы понимаете, о чём я говорю.

Особое внимание хочу заострить на работе с государственными программами. Есть примеры, когда бюджетные деньги, которые мы выделяем на такие программы, либо не тратятся, либо в течение года неоднократно перераспределяются. Да, у нас тяжёлые условия, мы вынуждены перепланировать многое, тем не менее нужно стараться минимизировать такого рода решения.

Что касается компаний с государственным участием. Нужно максимально внимательно, аккуратно подходить сегодня к формированию своих инвестиционных программ. По сути, мы с вами понимаем: несмотря на то, что это акционерные общества или государственные корпорации и у них свои, отдельные права, как принято говорить, на имущество и на денежные средства, это всё равно в конечном экономическом смысле (подчёркиваю, в экономическом смысле, не юридическом) не сильно отличается от бюджетных инвестиций. Но при этом, если бюджетные инвестиции оказались под серьёзным прессингом, инвестиции государственных компаний в этом смысле не испытывают такого серьёзного давления, и там есть чем позаниматься.

У нас предусмотрен ряд мер, чтобы увеличить доходы в федеральный бюджет, в том числе есть идея, чтобы государственные компании направляли на выплату дивидендов не менее 50% от прибыли. Но такое решение вовсе не означает автоматическое сокращение инвестиционной активности российских компаний. Тут нужно всё взвесить, потому что в каждом таком решении есть, естественно, и плюсы, и минусы. В любом случае источником финансирования программ должен быть денежный поток, который высвобождается в результате сокращения операционных издержек. Во-вторых, проекты, которые в достаточной мере рентабельны, – а такие проекты, надеюсь, составляют большинство у государственных компаний, – могут быть профинансированы через заёмные источники или через продажу активов компании. Ну и, конечно, такое решение должно приводить к отказу от неэффективных проектов.

Есть идеи повышения эффективности расходов у Министерства финансов, у Счётной палаты. Надеюсь, что и у руководителей наших органов управления, главных распорядителей бюджетных средств, у государственных компаний, компаний с госучастием будут свои, дополнительные соображения.

Начнём обсуждение.

Выделить фрагмент

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.