Д.Медведев: «Оптимизировать расходы – это не значит только их сократить и меньше тратить, хотя это и важно. Здесь важным является и другое – сконцентрировать ресурсы на приоритетах, грамотно планировать финансовые потоки и использовать свободные денежные средства».
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы договорились провести совещание в таком очень широком составе на тему эффективности исполнения бюджета. Причём не в разрезе приглашения министерств, как это бывает на заседаниях Правительства, а через общение с главными распорядителями бюджетных средств, а также государственными корпорациями, компаниями с государственным участием – всеми, кто так или иначе связан с государственным имуществом и государственным финансированием.
По понятным причинам нам мало сегодня просто сократить статьи расходов, нам критически важно научиться тратить деньги эффективно. Когда денег много, понятно, всё проще. Сейчас денег мало, и эффективность трат выходит на передний план.
Основная проблема также заключается в том, что у нас до сих пор остаётся очень слабая финансовая дисциплина. Эти два вопроса мы сегодня и обсудим: эффективность трат и финансовая дисциплина. Мы пригласили сюда представителей разных структур, ещё выступят коллеги и доложат свои предложения. Я вначале остановлюсь на нескольких моментах.
В условиях жёстких ресурсных ограничений для нас принципиально важным является обеспечение стабильности бюджетной системы, но при этом сохранение условий для развития отдельных отраслей, для развития социальной сферы, для нормальной работы компаний и предприятий. За всем этим стоят интересы людей, и это главное. Мы должны вовремя платить зарплату, выполнять социальные обязательства, но тем не менее сохранять инвестиционные расходы и продолжать инфраструктурные проекты. Поэтому оптимизировать расходы – это не значит только их сократить и меньше тратить, хотя это и важно. Здесь важным является и другое – сконцентрировать ресурсы на приоритетах, грамотно планировать финансовые потоки и использовать свободные денежные средства.
Д.Медведев: «Оптимизировать расходы – это не значит только их сократить и меньше тратить, хотя это и важно. Здесь важным является и другое – сконцентрировать ресурсы на приоритетах, грамотно планировать финансовые потоки и использовать свободные денежные средства».
Одна из основных проблем – низкий уровень исполнения расходных обязательств. По данным Счётной палаты (я думаю, Татьяна Алексеевна (Т.Голикова) об этом скажет ещё), по итогам прошлого года – самый низкий за последние три года, что особенно прискорбно с учётом того, что денег у нас становится меньше, экономика сжимается, выполнять обязательства всё труднее, а уровень исполнения расходов, тех, которые уже запланированы, – ухудшается.
Участники совещания
-
Список участников совещания о повышении эффективности бюджетных расходов, 11 февраля 2016 года
На протяжении ряда лет бюджетные ассигнования распределяются лишь в конце года. Это просто безобразие. Мне, когда я получаю эти бумаги где-то в конце декабря, просто хочется позвонить и принять кадровые решения в отношении тех структур, которые их долго готовили и вносили. Мы же понимаем, что это такое. Это просто непрофинансированные обязательства. В конце года лавиной всё это вываливают в Правительство, и потом мы вынуждены принимать такие решения. Это безобразие, хочу об этом прямо сказать в начале нашего совещания. Если что-то подобное в этом году повторится – а год действительно очень сложный, – очевидно, что дисциплинарная ответственность наступит для всех, кто таким образом готовил документы, вне зависимости от чинов и званий.
Всё это говорит и о недостаточном качестве бюджетного планирования. Очень долго проводятся конкурсы по заключению государственных контрактов, согласовывается проектная документация. Причём здесь виноваты очень часто самые разные структуры, нельзя во всём обвинять Минфин. У нас любимое занятие говорить: Минфин нам что-то не согласовывает. Да, Минфин тоже, наверное, не идеально работает, но я разбирался по нескольким случаям (не буду называть) – Минфин всё сделал. Месяцами туда-обратно гоняют бумажки – по конкурсам, по определению критериев.
Я неоднократно обращал внимание руководителей федеральных органов власти на ещё одну очень серьёзную проблему – это дебиторская задолженность. Это касается в том числе межбюджетных трансфертов и субсидий. Недопустимо, когда деньги, которые ждут в регионах, на предприятиях, просто лежат на счетах, а это сплошь и рядом. Даже в нынешних весьма сложных экономических условиях мы находим возможность не просто сохранить, а увеличить бюджетные средства по ряду направлений, которые считаем перспективными и которые у нас на самом деле хорошо развиваются. И что же мы видим? К концу года по ним большие остатки, огромные остатки. И не потому, конечно, что эти деньги никому не нужны, – нет, это вопрос просто элементарной финансовой дисциплины.
Теперь в отношении компаний с государственным участием. Мы, собственно, ожидаем от вас, коллеги, такого же подхода к своим операционным расходам. Во всех государственных компаниях создаются единые казначейства (насколько я понимаю, практически созданы), которые должны сделать эту работу более целенаправленной и результативной. Наша общая задача – также не допустить роста объёмов дебиторской задолженности. Скоро заработает норма, которая предусмотрена законом о бюджете, о казначейском сопровождении субсидий и взносов в уставный капитал государственных компаний. Я рассчитываю, что казначейство обеспечит комфортные условия, с тем чтобы не происходило сбоев в текущей работе государственных компаний, чтобы это не повлияло на инвестиционные планы. Казначейство будет отслеживать, на что идут средства от одного субподрядчика к другому, чтобы эти средства расходовались эффективно. Там мы сделали кое-какие исключения, хочу прямо предупредить эти компании: если мне не понравится, как там всё работает, – всё заберём, через казначейство запустим. Вы понимаете, о чём я говорю.
Особое внимание хочу заострить на работе с государственными программами. Есть примеры, когда бюджетные деньги, которые мы выделяем на такие программы, либо не тратятся, либо в течение года неоднократно перераспределяются. Да, у нас тяжёлые условия, мы вынуждены перепланировать многое, тем не менее нужно стараться минимизировать такого рода решения.
Что касается компаний с государственным участием. Нужно максимально внимательно, аккуратно подходить сегодня к формированию своих инвестиционных программ. По сути, мы с вами понимаем: несмотря на то, что это акционерные общества или государственные корпорации и у них свои, отдельные права, как принято говорить, на имущество и на денежные средства, это всё равно в конечном экономическом смысле (подчёркиваю, в экономическом смысле, не юридическом) не сильно отличается от бюджетных инвестиций. Но при этом, если бюджетные инвестиции оказались под серьёзным прессингом, инвестиции государственных компаний в этом смысле не испытывают такого серьёзного давления, и там есть чем позаниматься.
У нас предусмотрен ряд мер, чтобы увеличить доходы в федеральный бюджет, в том числе есть идея, чтобы государственные компании направляли на выплату дивидендов не менее 50% от прибыли. Но такое решение вовсе не означает автоматическое сокращение инвестиционной активности российских компаний. Тут нужно всё взвесить, потому что в каждом таком решении есть, естественно, и плюсы, и минусы. В любом случае источником финансирования программ должен быть денежный поток, который высвобождается в результате сокращения операционных издержек. Во-вторых, проекты, которые в достаточной мере рентабельны, – а такие проекты, надеюсь, составляют большинство у государственных компаний, – могут быть профинансированы через заёмные источники или через продажу активов компании. Ну и, конечно, такое решение должно приводить к отказу от неэффективных проектов.
Есть идеи повышения эффективности расходов у Министерства финансов, у Счётной палаты. Надеюсь, что и у руководителей наших органов управления, главных распорядителей бюджетных средств, у государственных компаний, компаний с госучастием будут свои, дополнительные соображения.
Начнём обсуждение.