Из стенограммы:
Вопрос: Аркадий Владимирович, обсуждался ли вопрос создания инновационной госструктуры?
А.Дворкович: Сегодня эксперты, которые входят в Экспертный совет при Правительстве, представили свои предложения по развитию системы институтов, которые занимаются продвижением инноваций в нашей стране. Их достаточно много, и одним из предложений экспертов действительно было создание корпорации, которая координировала бы деятельность всех этих институтов. Данное предложение не было поддержано Председателем Правительства, были поддержаны другие – создание в рамках Аппарата Правительства проектного офиса, который будет поддерживать деятельность в том числе и курирующего вице-премьера (в данном случае им являюсь я), с тем чтобы на ежедневной основе обеспечивать необходимую координацию работы институтов развития. Было поддержано переформатирование мандатов существующих институтов развития, если это необходимо, и там, где это необходимо. Мы видим, что в отдельных случаях это точно необходимо. Были отдельные предложения на этот счёт, они ещё не до конца проработаны со всеми ведомствами, курирующими деятельность отдельных организаций, это будет сделано в ближайшие недели и предложения будут представлены. Я бы не исключал и объединений, и, возможно, ликвидации отдельных институтов, но пока о конкретных таких решениях говорить преждевременно.
Третье. Необходимость создания, как и поручено Президентом, агентства по технологическому развитию с целью трансферта технологий в Российскую Федерацию (это главная и, как видят эксперты, единственная задача этого агентства, это не должен быть институт с широким профилем деятельности, то есть задача одна), и проектного офиса национальной технологической инициативы – также отдельная, специфическая задача. Уже подготовлены предложения по созданию такого офиса на базе Российской венчурной компании с последующим выделением этой специальной организации из рамок РВК.
Также были представлены предложения по софинансированию НИОКР, отдельным льготным системам. Это требует дальнейшей проработки с Минфином, Минэкономразвития и другими ведомствами.
Вопрос: То есть будет три организации – проектный офис при Аппарате Правительства, агентство, о котором упоминал...
А.Дворкович: Да, это будут три новые структуры, при этом судьба существующих структур («Роснано», РВК, фонд поддержки малых форм в научно-технической сфере – фонд Бортника так называемый, «ВЭБ Инновации», «Сколково»)… Их мандаты, их целевые установки, ключевые показатели эффективности будут уточнены.
Вопрос: В течение какого срока?
А.Дворкович: В течение ближайших недель будут представлены уже согласованные со всеми ведомствами предложения. Останутся ли живы все эти институты, ещё предстоит решить.
Вопрос: А с руководителями их что будет?
А.Дворкович: Вы знаете, руководство любой организации временно, и загадывать судьбу любого руководителя такой организации я бы не стал. Понятно, что ротация будет, но в какие сроки – в этом году в отдельных организациях или в следующем, – пока таких решений не принималось. Но конечно, этих изменений нельзя исключать, всё возможно.
Вопрос: А проектный офис при Аппарате Правительства возглавит Слепнёв, как говорят?
А.Дворкович: У нас много хороших кандидатур, много сильных профессионалов. Андрей Слепнёв – один из очень сильных профессионалов. Он поработал и в министерствах, в Администрации Президента, и в Евразийской экономической комиссии, так что он, конечно, способен решать многие задачи, возможно, и эту. Но пока тоже это решение не принято.
Вопрос: Аркадий Владимирович, широко обсуждается тема появления ещё одного вице-премьера, заместителя Председателя Правительства, который будет заниматься инновационным развитием...
А.Дворкович: Структура Правительства – это прерогатива Президента по представлению Председателя Правительства. Насколько я знаю, таких планов пока нет.
Вопрос: Сегодня министр нефти Ирака заявил, что в России есть…
А.Дворкович: В России всё есть.
Вопрос: В общем, он сказал, что Россия гибко настроена в вопросе нефтедобычи. Будет ли Россия снижать добычу нефти в 2016–2017 годах?
А.Дворкович: Россия как государство не может гибко регулировать добычу нефти, это прерогатива компаний, которые работают в нашем нефтяном секторе. Они сами принимают инвестиционные решения в рамках существующей системы регулирования налоговой системы. В этой системе регулирования нет полномочий Правительства увеличивать или снижать объёмы добычи. Другое дело, что если цены низкие – налоги повышаются, понятно, что стимула для инвестиций меньше и это может привести к некоторому падению добычи. Но, по нашим оценкам, в нынешней ситуации, при нынешней системе плюс с учётом тех предложений по корректировке налоговой системы – я имею в виду налог на финансовый результат прежде всего – мы можем поддержать добычу на существующем уровне. Но если цены будут оставаться долго на низком уровне, некоторое снижение возможно, и об этом наши партнёры, другие страны, знают, мы об этом не раз говорили. Конечно, наша нефтяная отрасль будет сама реагировать на изменение мировой конъюнктуры. Но после периода низких инвестиций в мире в целом цены на нефть практически неизбежно поднимутся. До какого уровня, никто не знает, но поднимутся, и тогда и добыча опять начнёт расти.
Вопрос: Аркадий Владимирович, премьер на прошлой неделе говорил о том, что нужно в новом «антикризисном плане» предусмотреть коридор цен на нефть, узкий коридор. Вот какой это коридор может быть, по вашему мнению?
А.Дворкович: Сегодня у экспертов, у официальных представителей отдельных стран оценки есть самые разные, где-то от 20 до 40 долларов за баррель. Эти оценки разнятся. Мы сегодня видим, что цены находятся где-то около 30 долларов за баррель плюс-минус один-два доллара. Могут действительно оказаться на более низком уровне какое-то время, могут возрасти. Но, думаю, что речь идёт именно об этих цифрах – между 20 и 40 долларами за баррель.
Вопрос: Аркадий Владимирович, получали ли предложения Минэкономразвития по продлению действия нынешнего тарифа на «Платон» до октября?
А.Дворкович: Министерство экономического развития выдвигало предложение установить пониженный тариф ещё несколько месяцев назад. Тогда это предложение окончательно принято не было, было принято промежуточное решение установить пониженную ставку до 1 марта. Сейчас мы обсуждаем, как действовать дальше, но нужно учитывать, что это будет совмещено с решениями в налоговой сфере, я имею в виду транспортный налог. Есть предложения по корректировке акцизов на моторное топливо, для того чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных дорожных фондов, чтобы в полной мере обеспечить ремонт, реконструкцию и строительство новых дорог. То есть независимо от налоговых изменений это решение по продлению принято быть не может. Но принципиально решение будет то или иное принято, в законодательстве оно будет зафиксировано в надлежащие сроки. Налоговые изменения должны пройти все процедуры в Государственной Думе. Но по «Платону», по самой системе оплаты, по ставке, конечно, до 1 марта то или иное решение будет принято. Какое, я пока не могу сказать.
Вопрос: Накануне Улюкаев обозначил четыре отрасли, которые будут приоритетно поддержаны в текущем году в рамках «антикризисного плана». У вас есть понимание, какая сумма может быть затрачена на поддержание этих отраслей и за счёт каких источников?
А.Дворкович: Мы уже говорили о том, какие отрасли будут фокусом для господдержки в этом году в дополнение к тому, что мы уже делали раньше. Это автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, лёгкая промышленность и строительство. Пока общая сумма оценивается в районе 100 млрд рублей. Пока, по существующим и уже одобренным программам, несколько меньше, но потенциально, с учётом предложений, фигурирующих в расчётах, это действительно может составить около 100 млрд рублей.
Это не означает, что это конечный список. Мы продолжаем и другие программы поддержки. Например, сельское хозяйство пользуется традиционной поддержкой, и фокус на те четыре отрасли, которые я назвал, не означает, что мы отказываемся от поддержки сельского хозяйства. Мы сохраняем эту поддержку в полном необходимом объёме. Если средства будут востребованы, то из антикризисного фонда по решению Правительства могут быть выделены дополнительные ресурсы.
В любом случае окончательные согласованные предложения в ближайшие дни лягут на стол Председателя Правительства, будут обсуждены, и будут приняты решения.
Вопрос: По поводу сельского хозяйства. Вчера Владимир Владимирович Путин заявил о том, что Минпромторг и Минсельхоз в ближайшее время должны будут договориться с производителями удобрений о цене на удобрения. Какие преференции, какие механизмы могут быть задействованы по этому вопросу?
А.Дворкович: Наши министерства – Минпромторг, Минсельхоз находятся в постоянном контакте с ассоциациями и сельхозпроизводителей, и производителей удобрений, стыкуют позиции с учётом корректировки цен на мировых рынках и курсов валют, а также ситуации с затратами и ценами на внутреннем рынке. И, как и в прошлом году, они должны найти сбалансированный коридор, сбалансированные решения. Как мы видели в прошлом году, это удалось сделать после двух-трёх недель достаточно нервной ситуации, потом всё успокоилось, и год мы прошли в нормальном режиме. В этом году будет то же самое, уверен, что наши коллеги договорятся, при необходимости я этот процесс скоординирую.
Вопрос: Речь идёт о скидке?
А.Дворкович: Я не знаю, это всё на усмотрение ассоциаций, они между собой договариваются, как им удобно. Но здесь не будет, подчеркну, какой-то доминирующей стороны – ни производители удобрений, ни сельхозпроизводители не будут доминировать в переговорном процессе, они на равных общаются. Это равный процесс, именно эти справедливые правила игры я и отслеживаю.
Вопрос: Аркадий Владимирович, если говорить про «антикризисный план», то эти 100 млрд – это на поддержку четырёх отраслей? Это не значит, что это общая сумма нового «антикризисного плана»?
А.Дворкович: Пока подписана и публично заявлена, одобрена программа поддержки автомобильной промышленности, дополнительно около 50 млрд рублей. Остальные программы находятся сейчас в стадии окончательного уже не обсуждения, а подготовки к подписанию. И 100 млрд, которые я назвал, это оценка примерной стоимости этих программ дополнительной поддержки соответствующих отраслей. Но есть и разные другие предложения, касающиеся, естественно, и финансовых институтов, и институтов развития. В частности, вы знаете, что идёт обсуждение темы Внешэкономбанка, других институтов развития, и понятно, что общие объёмы поддержки экономики будут больше. Я вообще не затрагивал тему социальных институтов, рынка труда, образования, здравоохранения. Конечно же, мы этим сферам уделяем особое внимание, они точно не окажутся без поддержки.
Вопрос: А когда Вы говорите об антикризисном резерве Правительства, речь идёт о 190 млрд антикризисного фонда или Вы относите к антикризисному резерву в том числе те более 300 млрд, которые…
А.Дворкович: Все эти средства являются сейчас резервными, но какие из них войдут именно в резерв, который может быть направлен на осуществление «антикризисного плана», пока решение не принято. То есть необязательно вся эта сумма будет направлена на поддержку экономики.
Вопрос: А обсуждается ли какое-то повышение нагрузки на нефтяников?
А.Дворкович: В предложениях ведомств есть отдельные пункты, касающиеся акцизов, как я уже говорил, на бензин, дизельное топливо. Также отдельные ведомства предлагают повышение дивидендных выплат со стороны государственных компаний, в том числе в нефтегазовом секторе. Формально это можно считать увеличением нагрузки, но пока каких-то предложений по пошлинам, по НДПИ не было. Мы обсуждаем с учётом изменений конъюнктуры ускорение завершения налогового манёвра. Но нужно очень аккуратно провести все расчёты с участием нефтяных компаний, чтобы убедиться, что это не подорвёт инвестиционные планы.
Вопрос: Аркадий Владимирович, как вы считаете, 19,5% «Роснефти» может быть приватизировано в будущем году?
А.Дворкович: Тема приватизации обсуждается, об этом говорил и Председатель Правительства, и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Конкретные параметры приватизации, набор проектов будет объявлен. Я пока конкретные сделки назвать не могу.