Совещание с участием представителей Экспертного совета при Правительстве.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Аркадия Дворковича по завершении совещания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы договаривались обсудить сегодня совершенствование
институтов инновационного развития, поэтому здесь у нас и министры
присутствуют, и эксперты – те, кто, собственно, этими вещами занимается.
Понятно, что эффективность созданной инфраструктуры поддержки инноваций
оценивается очень по-разному: кто-то считает, что она достаточно современная,
кто-то считает, что она слабая.
Тем не менее очевидно и отрицать трудно, что в
последние годы было затрачено довольно много усилий, для того чтобы в России
появилась современная система продвижения инноваций. Этим занимались и
государственные структуры, и общественные структуры, и, конечно, бизнес.
Мы сами либо создавали специализированные институты,
либо занимались научно-технологической политикой в широком смысле. Были
проведены преобразования в академической науке, в системе высшего
профессионального образования, и, конечно, была поддержка высокотехнологичной
промышленности. В конечном счёте всё это сформировало определённые результаты.
Эти результаты, как я и сказал, по-разному оцениваются, тем не менее они
признаются и на международном уровне. Относительно недавно, в конце второй
декады января, агентство Bloomberg
опубликовало рейтинг самых инновационных стран. Россия в нём поднялась на
несколько ступенек и занимает достаточно неплохую с учётом текущей
экономической ситуации 12-ю позицию, притом что, скажем, Соединённые Штаты
Америки в этом рейтинге занимают восьмую позицию. Понятно,
что все рейтинги условны, тем не менее они отражают какие-то тренды, какие-то
запросы, движения, которые формируются в той или иной стране. В любом случае
оценка того, что мы делаем, связана не только с принимаемыми решениями, но и с
уровнем высшего образования в стране, количеством высокотехнологичных
предприятий. Очевидно, что наша система действительно пока далека от
совершенства. Но, строго говоря, наверное, совершенных систем и не существует,
потому что рано или поздно любая, даже самая совершенная система приходит в
противоречие с развитием и принимаются решения, направленные на то, чтобы не
отстать от тех течений, тех запросов, которые формируются уже в самих
экономиках и в обществе.
Участники совещания
-
Список участников совещания о развитии российской инновационной системы, 26 января 2016 года
Среди тех проблем, которые
есть у нас, совершенно необходимо упомянуть низкий уровень кооперации между
наукой и частным бизнесом, недостаточную востребованность инноваций, о чём мы
не устаём говорить последние лет 7–8 (во всяком случае на всех совещаниях,
которые я проводил на эту тему, мы постоянно этот вопрос затрагивали), слабую
систему защиты интеллектуальной собственности (даже несмотря на нормативную
развитость, она тем не менее пока эффективно не защищает субъекты интеллектуальной
собственности). Поэтому есть что обсудить, включая такие вопросы, как оценка
эффективности деятельности институтов развития, актуализация программ
инновационного развития компаний с государственным участием (мы
этим занимались, но, наверное, есть смысл ещё раз к этому вернуться, особенно в
текущей ситуации, когда в экономике существует целый набор кризисных явлений),
повышение эффективности расходов на исследования и разработки и, конечно,
обеспечение прозрачности мер поддержки, потому что об этом всегда говорят и
будут говорить.
Обсудим эти вопросы,
включая и то, что в ближайшее время по поручению Президента также предстоит
создание нового агентства по технологическому развитию, которое должно
сосредоточиться на услугах по поиску и приобретению лицензий на технологии для
отечественного бизнеса и на некоторых других задачах.
Давайте коротко
обменяемся впечатлениями о том, что происходило в последнее время. У меня
просьба без каких-то рапортов просто делать предложения о том, что, на ваш
взгляд, можно было бы изменить в текущей системе регулирования институтов
инновационного развития в нашей стране с учётом того опыта, который мы накопили
за последние годы.
Вопрос:
Аркадий Владимирович, обсуждался ли вопрос создания инновационной госструктуры?
А.Дворкович:
Сегодня эксперты, которые входят в Экспертный совет при Правительстве,
представили свои предложения по развитию системы институтов, которые занимаются
продвижением инноваций в нашей стране. Их достаточно много, и одним из
предложений экспертов действительно было создание корпорации, которая
координировала бы деятельность всех этих институтов. Данное предложение не было
поддержано Председателем Правительства, были поддержаны другие – создание в
рамках Аппарата Правительства проектного офиса, который будет поддерживать
деятельность в том числе и курирующего вице-премьера (в данном случае им
являюсь я), с тем чтобы на ежедневной основе обеспечивать необходимую
координацию работы институтов развития. Было поддержано переформатирование мандатов существующих институтов
развития,
если это необходимо, и там, где это необходимо. Мы видим,
что в отдельных случаях это точно необходимо. Были отдельные предложения на
этот счёт, они ещё не до конца проработаны со всеми ведомствами, курирующими
деятельность отдельных организаций, это будет сделано в ближайшие недели и
предложения будут представлены. Я бы не исключал и объединений, и, возможно,
ликвидации отдельных институтов, но пока о конкретных таких решениях говорить
преждевременно.
Третье. Необходимость создания, как и поручено
Президентом, агентства по технологическому развитию с целью трансферта
технологий в Российскую Федерацию (это главная и, как видят эксперты,
единственная задача этого агентства, это не должен быть институт с широким
профилем деятельности, то есть задача одна), и проектного офиса национальной
технологической инициативы – также отдельная,
специфическая задача. Уже подготовлены предложения по созданию такого офиса на
базе Российской венчурной компании с последующим выделением этой специальной
организации из рамок РВК.
Также были представлены
предложения по софинансированию НИОКР, отдельным льготным системам. Это требует
дальнейшей проработки с Минфином, Минэкономразвития и другими ведомствами.
Вопрос:
То есть будет три организации – проектный офис при
Аппарате Правительства, агентство, о котором упоминал...
А.Дворкович:
Да, это будут три новые структуры, при этом судьба существующих структур («Роснано»,
РВК, фонд поддержки малых форм в научно-технической сфере – фонд Бортника так
называемый, «ВЭБ Инновации», «Сколково»)… Их мандаты, их целевые установки,
ключевые показатели эффективности будут уточнены.
Вопрос:
В течение какого срока?
А.Дворкович:
В течение ближайших недель будут представлены уже согласованные со всеми
ведомствами предложения. Останутся ли живы все эти институты, ещё предстоит
решить.
Вопрос:
А с руководителями их что будет?
А.Дворкович:
Вы знаете, руководство любой организации временно, и загадывать судьбу любого
руководителя такой организации я бы не стал. Понятно, что ротация будет, но в
какие сроки – в этом году в отдельных организациях или в следующем, – пока
таких решений не принималось. Но конечно, этих изменений нельзя исключать, всё
возможно.
Вопрос:
А проектный офис при Аппарате Правительства возглавит Слепнёв, как говорят?
А.Дворкович:
У нас много хороших кандидатур, много сильных профессионалов. Андрей
Слепнёв – один из очень сильных профессионалов. Он поработал и
в министерствах, в Администрации Президента, и в Евразийской экономической
комиссии, так что он, конечно, способен решать многие задачи, возможно, и эту.
Но пока тоже это решение не принято.
Вопрос:
Аркадий Владимирович, широко обсуждается тема появления ещё одного
вице-премьера, заместителя Председателя Правительства, который будет заниматься
инновационным развитием...
А.Дворкович:
Структура
Правительства – это прерогатива Президента по представлению Председателя
Правительства. Насколько я знаю, таких планов пока нет.
Вопрос:
Сегодня министр нефти Ирака заявил, что в России есть…
А.Дворкович:
В
России всё есть.
Вопрос:
В общем, он сказал, что Россия гибко настроена в вопросе нефтедобычи. Будет ли
Россия снижать добычу нефти в 2016–2017 годах?
А.Дворкович:
Россия
как государство не может гибко регулировать добычу нефти, это прерогатива
компаний, которые работают в нашем нефтяном секторе. Они сами принимают
инвестиционные решения в рамках существующей системы регулирования налоговой
системы. В этой системе регулирования нет полномочий Правительства увеличивать
или снижать объёмы добычи. Другое дело, что если цены низкие – налоги
повышаются, понятно, что стимула для инвестиций меньше и это может привести к
некоторому падению добычи. Но, по нашим оценкам, в нынешней ситуации, при
нынешней системе плюс с учётом тех предложений по корректировке налоговой
системы – я имею в виду налог на финансовый результат прежде всего – мы можем
поддержать добычу на существующем уровне. Но если цены будут оставаться долго
на низком уровне, некоторое снижение возможно, и об этом наши партнёры, другие
страны, знают, мы об этом не раз говорили. Конечно, наша нефтяная отрасль будет
сама реагировать на изменение мировой конъюнктуры. Но после периода низких
инвестиций в мире в целом цены на нефть практически неизбежно поднимутся. До
какого уровня, никто не знает, но поднимутся, и тогда и добыча опять начнёт
расти.
Вопрос:
Аркадий Владимирович, премьер на прошлой неделе говорил о том, что нужно в
новом «антикризисном плане» предусмотреть коридор цен на нефть, узкий коридор.
Вот какой это коридор может быть, по вашему мнению?
А.Дворкович:
Сегодня у экспертов, у официальных представителей отдельных стран оценки есть самые
разные, где-то от 20 до 40 долларов за баррель. Эти оценки разнятся. Мы сегодня
видим, что цены находятся где-то около 30 долларов за баррель плюс-минус
один-два доллара. Могут действительно оказаться на более низком уровне какое-то
время, могут возрасти. Но, думаю, что речь идёт именно об этих цифрах – между
20 и 40 долларами за баррель.
Вопрос:
Аркадий Владимирович, получали ли предложения Минэкономразвития по
продлению действия нынешнего тарифа на «Платон» до октября?
А.Дворкович:
Министерство экономического развития выдвигало предложение установить
пониженный тариф ещё несколько месяцев назад. Тогда это предложение
окончательно принято не было, было принято промежуточное решение установить
пониженную ставку до 1 марта. Сейчас мы обсуждаем, как действовать дальше, но
нужно учитывать, что это будет совмещено с решениями в налоговой сфере, я имею
в виду транспортный налог. Есть предложения по корректировке акцизов на
моторное топливо, для того чтобы компенсировать выпадающие доходы региональных
дорожных фондов, чтобы в полной мере обеспечить ремонт, реконструкцию и
строительство новых дорог. То есть независимо от налоговых изменений это
решение по продлению принято быть не может. Но принципиально
решение будет то или иное принято, в законодательстве оно будет
зафиксировано в надлежащие сроки. Налоговые изменения должны пройти все
процедуры в Государственной Думе. Но по «Платону», по самой системе оплаты, по
ставке, конечно, до 1 марта то или иное решение будет принято. Какое, я пока не
могу сказать.
Вопрос:
Накануне Улюкаев обозначил четыре отрасли, которые будут приоритетно поддержаны
в текущем году в рамках «антикризисного плана». У вас есть понимание, какая
сумма может быть затрачена на поддержание этих отраслей и за счёт каких источников?
А.Дворкович:
Мы уже говорили о том, какие отрасли будут фокусом для господдержки в этом году
в дополнение к тому, что мы уже делали раньше. Это автомобильная
промышленность, транспортное машиностроение, лёгкая промышленность и
строительство. Пока общая сумма оценивается в районе 100 млрд рублей. Пока, по
существующим и уже одобренным программам, несколько меньше, но потенциально, с
учётом предложений, фигурирующих в расчётах, это действительно может составить
около 100 млрд рублей.
Это не означает, что это конечный список. Мы
продолжаем и другие программы поддержки. Например, сельское хозяйство
пользуется традиционной поддержкой, и фокус на те четыре отрасли, которые я
назвал, не означает, что мы отказываемся от поддержки сельского хозяйства. Мы сохраняем
эту поддержку в полном необходимом объёме. Если средства будут востребованы, то
из антикризисного фонда по решению Правительства могут быть выделены
дополнительные ресурсы.
В любом случае окончательные согласованные
предложения в ближайшие дни лягут на стол Председателя Правительства, будут
обсуждены, и будут приняты решения.
Вопрос:
По поводу сельского хозяйства. Вчера Владимир Владимирович
Путин заявил о том, что Минпромторг и Минсельхоз в ближайшее время должны будут
договориться с производителями удобрений о цене на удобрения.
Какие преференции, какие механизмы могут быть задействованы по этому вопросу?
А.Дворкович:
Наши
министерства – Минпромторг, Минсельхоз находятся в постоянном контакте с
ассоциациями и сельхозпроизводителей, и производителей удобрений, стыкуют
позиции с учётом корректировки цен на мировых рынках и курсов валют, а также
ситуации с затратами и ценами на внутреннем рынке. И, как и в прошлом году, они
должны найти сбалансированный коридор, сбалансированные решения. Как мы видели
в прошлом году, это удалось сделать после двух-трёх недель достаточно нервной
ситуации, потом всё успокоилось, и год мы прошли в нормальном режиме. В этом
году будет то же самое, уверен, что наши коллеги договорятся, при необходимости
я этот процесс скоординирую.
Вопрос:
Речь
идёт о скидке?
А.Дворкович:
Я
не знаю, это всё на усмотрение ассоциаций, они между собой договариваются, как
им удобно. Но здесь не будет, подчеркну, какой-то доминирующей стороны – ни
производители удобрений, ни сельхозпроизводители не будут доминировать в
переговорном процессе, они на равных общаются. Это равный процесс, именно эти
справедливые правила игры я и отслеживаю.
Вопрос:
Аркадий Владимирович, если говорить про «антикризисный план», то эти 100 млрд –
это на поддержку четырёх отраслей? Это не значит, что это общая сумма нового
«антикризисного плана»?
А.Дворкович: Пока подписана и публично заявлена, одобрена
программа поддержки автомобильной промышленности, дополнительно около 50 млрд
рублей. Остальные программы находятся сейчас в стадии окончательного уже не
обсуждения, а подготовки к подписанию. И 100 млрд, которые я назвал, это оценка
примерной стоимости этих программ дополнительной поддержки соответствующих
отраслей. Но есть и разные другие предложения, касающиеся, естественно, и
финансовых институтов, и институтов развития. В частности, вы знаете, что идёт
обсуждение темы Внешэкономбанка, других институтов развития, и понятно, что
общие объёмы поддержки экономики будут больше. Я вообще не затрагивал тему
социальных институтов, рынка труда, образования, здравоохранения. Конечно же,
мы этим сферам уделяем особое внимание, они точно не окажутся без поддержки.
Вопрос:
А когда Вы говорите об антикризисном резерве Правительства, речь идёт о 190 млрд антикризисного фонда или
Вы относите к антикризисному резерву в том числе те более 300 млрд, которые…
А.Дворкович:
Все эти средства являются сейчас резервными, но какие из них войдут именно в
резерв, который может быть направлен на осуществление «антикризисного плана»,
пока решение не принято. То есть необязательно вся эта сумма будет направлена
на поддержку экономики.
Вопрос:
А обсуждается ли какое-то повышение нагрузки на нефтяников?
А.Дворкович:
В предложениях ведомств есть отдельные пункты, касающиеся акцизов, как я уже
говорил, на бензин, дизельное топливо. Также отдельные ведомства предлагают
повышение дивидендных выплат со стороны государственных компаний, в том числе в
нефтегазовом секторе. Формально это можно считать увеличением нагрузки, но пока
каких-то предложений по пошлинам, по НДПИ не было. Мы обсуждаем с учётом
изменений конъюнктуры ускорение завершения налогового манёвра. Но нужно очень
аккуратно провести все расчёты с участием нефтяных компаний, чтобы убедиться,
что это не подорвёт инвестиционные планы.
Вопрос:
Аркадий Владимирович, как вы считаете, 19,5% «Роснефти» может быть
приватизировано в будущем году?
А.Дворкович:
Тема приватизации обсуждается, об этом говорил и Председатель Правительства, и
первый вице-премьер Игорь Шувалов. Конкретные параметры приватизации, набор
проектов будет объявлен. Я пока конкретные сделки назвать не могу.