Тема брифинга – о контроле за расходованием средств, выделяемых на реализацию ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года».
Стенограмма:
Д.Козак: Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года» носит в принципе обычный рабочий характер, я не понимаю, почему она превратилась в такую большую общественную дискуссию. Естественно, при расходовании бюджетных средств что на федеральном уровне, что на региональном уровне существуют противоречия между теми органами, которые расходуют средства, и теми, кто обязан контролировать эффективность использования средств федерального бюджета. Здесь ровно такая ситуация, которая происходит и во многих других и регионах, и даже между федеральными органами исполнительной власти. Вы знаете, что расходуют отраслевые ведомства средства, а эффективность их использования согласовывается, контролируется Министерством экономического развития и Минфином. Здесь ровно такая история. Программа обширная, очень много объектов. При утверждении программы было предусмотрено множество комплексных инвестиционных проектов так называемых, когда в самой программе указывается общая сумма на множество мероприятий, которая в последующем при заключении соглашений с субъектами требует расшифровки. И действительно в 2015 году есть некоторая задержка в согласовании и самих объектов, которые подлежат реализации в рамках программы, поскольку были первоначально летом текущего года одни предложения, как расшифровать объекты, а потом появились новые предложения.
Когда согласовали расшифровку, возникла дискуссия относительно стоимости объектов. Представляются соответствующие обоснования, предъявляются объекты-аналоги, они, естественно, проверяются на предмет эффективности. Таким образом, в нынешнем году Крыму и Севастополю уже перечислено 2,8 млрд рублей почти на 140 объектов, которые в настоящее время проектируются. Ещё будет около 1 млрд рублей перечислено в этом году. Значительная часть объектов в связи с тем, что Крым и Севастополь не укладывались в финансовый год, по предложению самих крымских властей была перенесена на 2016 год. Мы это сделали в ноябре.
Тем не менее в связи с тем, что возникла дискуссия между федеральными органами исполнительной власти и органами власти Крыма, ещё в сентябре, затем в ноябре (немножко пожёстче) было дано поручение образовать комиссию, провести служебное расследование причин столь длительной задержки расходования средств, потому что замораживание средств – это тоже плохо, это ущерб. И сейчас по поручению Председателя Правительства предложено усилить эту комиссию, чтобы в составе комиссии были не только Минфин и Минэкономразвития, но и Генеральная прокуратура.
Такая комиссия выедет на место, разберётся, и примем объективные решения. Все ресурсы, которые выделены, безусловно, должны быть в установленные сроки израсходованы. Такое правило действует и для субъектов Российской Федерации, и для федеральных органов исполнительной власти. Если до 1 апреля следующего года субсидии, которые выделены на реализацию региональных программ, не будут израсходованы в соответствии с согласованным графиком, они подлежат возврату в федеральный бюджет. Это общее правило, оно действует уже два года в нашей стране, и осенью этого года мы применяли меры финансовой ответственности к федеральным органам исполнительной власти – около 6 млрд рублей было возвращено в федеральный бюджет.
Вопрос: А Минэкономразвития и Минфин уже подготовили, внесли какие-то свои предложения?
Д.Козак: Министерство экономического развития и Минфин представили результаты своего собственного разбирательства, собственного внутреннего расследования. К сожалению, они не в полном объёме выполнили ту задачу, которая перед ними ставилась 13 ноября. Они представили только результаты проверки собственно работы Минфина и Минэкономразвития по задержке сроков, а не анализировали работу региональных властей в этом направлении.
Вопрос: По задержке сроков?
Д.Козак: По задержке сроков. А не анализировали работу региональных властей в этом направлении. Поэтому им дано поручение дополнительно объективно разобраться, на какой стадии процесса – на региональном или на федеральном уровне – имеется торможение, с тем чтобы мы приняли объективное решение с точки зрения совершенствования процедур прохождения, согласования различными ведомствами решения о выделении денег. И естественно, если кто-то проявил халатность, то решить вопрос о соответствии занимаемой должности чиновника. Такая работа будет выполнена в ближайшее время.
Вопрос: В связи со словами о некомпетентности руководителей Крыма можно ли говорить, что эта ситуация может стать поводом для отставки?
Д.Козак: Пока об этом речь не идёт. Я не знаю, кто сказал о некомпетентности руководителей Крыма. Да, наверное, на среднем, на низовом уровне есть чиновники, которые не вполне справляются со своими обязанностями, судя по тому, что происходит с обоснованием стоимости, с планированием расходования средств. Когда средства запланированы на текущий финансовый год, они должны быть израсходованы, освоены, эффективно израсходованы в текущем финансовом году.
Потому что бюджетные деньги имеют свою цену в том году, в котором запланированы. Если мы не израсходовали в этом году деньги на те цели, которые запланированы, перенесли на 2016 год, это означает, что мы заморозили деньги – денег всегда не хватает – и не выполнили ряд других задач в масштабе всей страны. Деньги значительные.