На заседании обсуждались вопросы импортозамещения, нормативно-правового регулирования, инвестиционного сотрудничества и развития в фармацевтическом, строительном, агропромышленном и пищевом секторах, в сферах розничной торговли и недропользования, на рынках электроэнергии и энергоэффективных технологий.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Алексея Улюкаева
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день, уважаемые дамы и
господа! Прежде чем мы начнём наше общение, я хотел бы вспомнить Кристофа де
Маржери. Он был одним из самых активных членов Консультативного совета по
иностранным инвестициям, многое сделал для развития российско-французских
деловых и культурных связей. С его уходом наша страна, конечно, потеряла не
только большого друга, но и надёжного партнёра, который ставил принципы честного
экономического сотрудничества выше любой политики. Предлагаю почтить его
память.
Спасибо. Теперь разрешите
приступить к нашей работе. Как обычно, мы наши встречи проводим один раз в год
осенью. Этот формат хорошо себя зарекомендовал. Мы общаемся напрямую,
откровенно обсуждаем наиболее острые вопросы, они всегда носят прикладной
характер, посвящены либо отдельным вопросам ведения деятельности в Российской
Федерации, либо новым проектам, либо каким-то другим мероприятиям. Конечно, также проходят и двусторонние
встречи с моими коллегами – членами российского Правительства, с коллегами по
бизнесу, это очень важно. Так поступим и сегодня.
Приятно также констатировать то, что
число участников нашего Консультативного совета возрастает. В этом году к нам
присоединились господин Эммануэль Фабер, президент компании Danone, и господин
Санни Джордж Вергезе, управляющий директор и президент компании Olam International Limited из
Сингапура. Поэтому у нас теперь более широкое представительство, в том числе
стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Дополнительные перспективы открыл
заработавший с 1 января 2015 года Евразийский
экономический союз. Для ваших компаний появились возможности по расширению
присутствия на рынках пяти государств – то есть на общем рынке России,
Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, что само по себе, конечно, неплохо.
Также для тех, кто, может быть, не в
курсе, сообщу, что это новое интеграционное объединение уже заключило первое
соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Всего интерес к подобному
сотрудничеству с Евразийским союзом проявили уже более 40 стран, с ними всеми
идут переговоры о создании различных платформ для сотрудничества, включая и
зону свободной торговли.
Коллеги! Многие из вас давно и активно
работают на российском рынке, знают его и сильные, и слабые стороны, видят его динамику.
Поэтому мы здесь никакой Америки, что
называется, не откроем. При этом хотел бы отметить, что совокупный объём
накопленных прямых инвестиций по линии компаний стран, включённых в
Консультативный совет, увеличивается, даже несмотря на текущие проблемы, и
приближается к 130 млрд долларов. Это говорит о заинтересованности в расширении
своих позиций на нашем рынке компаний, которые здесь представлены – даже
несмотря на известные препятствия.
Ваши рекомендации, которые вы регулярно
формулируете, в том числе в ходе нашей встречи, помогают нам продвигаться в
формировании благоприятной деловой среды. Многие интересные идеи рождались
здесь, прямо в этом зале, в ходе наших дискуссий. Надеюсь, что и в этот раз так
будет.
Конечно, работа в этом направлении
должна продолжаться. Одной из ключевых задач является для нас (я имею в виду
для российского Правительства) возобновление экономического роста. Без
дальнейшего улучшения инвестиционного климата, развития отношений с иностранным
бизнесом, в том числе с крупнейшими компаниями, которые сегодня здесь
присутствуют, рост не будет устойчивым.
Мы, как и в предыдущие периоды,
пройдёмся по самым разным вопросам, поговорим и о текущей ситуации, о тех
мерах, которые, на ваш взгляд, необходимо принять для повышения инвестиционной
привлекательности России применительно к другим юрисдикциям. Это совпадает
абсолютно и с нашими целями.
Рассчитываю на то, что, как и обычно, у
нас будет заинтересованный, дружеский и очень глубокий разговор.
Давайте приступим к обсуждению вопросов,
которые мы имеем. Как и принято, сначала хотел бы передать слово господину
Марку Уайнбергеру – координатору иностранных участников Консультативного совета
по иностранным инвестициям в России, в качестве модератора заседания и,
естественно, председателя совета директоров Ernst&Young.
Прошу вас.
Стенограмма:
А.Улюкаев: Добрый день, уважаемые коллеги! Только что
завершилось ежегодное традиционное заседание Консультативного совета по
иностранным инвестициям. Ему предшествовала большая работа в течение года, с
прошлого заседания исполнялись соответствующие поручения. Сегодня подвели итог
того, насколько мы продвинулись в этом направлении. До этого провели исполком
заседания, утром у нас был брифинг для участников КСИИ. Сегодня обсуждение
продолжилось под руководством Председателя Правительства.
В отличие от прошлого года, когда было много
эмоциональных разговоров на тему того, что санкции создают новые условия и как
бы нам к ним приспособиться, как бы отделить политику от экономики, сегодня
разговор был совсем другой, практический. Сегодня все понимают, как на самом
деле можно работать. Первый шок исчез. Инвестиции идут, продолжается работа
иностранного бизнеса в нашей стране, поэтому говорили больше о практических
вещах, например, как совместить линию на импортозамещение и активную работу
иностранных инвесторов; каким образом здесь информационное взаимодействие
наладить, обеспечить правовую защиту; что такое «национальный производитель» и
каким образом получают этот статус национального производителя; степень
локализации производства, возможность использования этих локализованных
производств в рамках законодательства о государственных закупках, 44, 223-го
федеральных законов. Традиционный вопрос – это разного рода неналоговые
обременения, сборы, которые прежде всего касаются природоохранного
законодательства, твёрдых бытовых отходов и водоснабжения, водоотведения,
требований по чистоте воды.
Надо
сказать, мы совместно с коллегами в большинстве случаев нашли взаимоприемлемые
решения, которые устраивают и наших иностранных партнёров,
в том числе по отсрочке введения соответствующих требований. Это касается и
требований по ветеринарным сертификатам, которые отсрочены до 2018 года,
требований в области природоохранного законодательства, которые отсрочены до
2019 года, и так далее. И вместе с этими вопросами обсуждались вопросы,
связанные в целом с развитием структуры российской экономики. В частности,
обсуждалась проблематика малого и среднего предпринимательства, его сопряжения
с работой крупных инвесторов, в том числе и глобальных инвесторов, проблематика
развития финансового обеспечения экономического роста и так далее.
Вопрос:
Обсуждалось ли привлечение иностранных инвесторов в Крым?
А.Улюкаев:
Нет, территориальные аспекты не обсуждались практически вовсе, кроме нескольких
случаев, когда речь шла о конкретных вопросах компаний, которые работают в том или
ином регионе и ставят вопросы взаимодействия, скажем, с местными
администрациями. Крым не обсуждался.
Вопрос:
Алексей Валентинович, скажите, пожалуйста (связанный вопрос), Fitch подтвердил
рейтинг, то есть не стал пересматривать суверенный рейтинг РФ в сторону
ухудшения, но в то же время сохранил негативный прогноз. Можете это как-то
прокомментировать?
А.Улюкаев:
Я
думаю, что это ожидаемое решение. Собственно говоря, и я, и коллеги из иных правительственных
структур ожидали и публично об этом говорили. Дело в том, что состояние нашей
макроэкономики, уровень государственного долга, состояние бюджета и перспективы
снижения дефицитности бюджета, политика свободного плавания национальной валюты
и инфляционного таргетирования, те знания и представления о движении основных экономических
индикаторов, которые сложились сейчас, разделяются, кстати
говоря, большинством аналитиков международных инвестиционных банков и
рейтинговых агентств. Если мы посмотрим по прогнозу социально-экономического
развития на текущий год, на 2016 год, мы увидим, что то, что мы берём в расчёт,
и то, что берут в расчёт рейтинговые агентства, сейчас почти одинаково. Зазор
буквально в десятые доли, и в ряде случаев рейтинговое агентство даёт более
оптимистическую картину, в частности по текущему году, чем даже наше ведомство.
Поэтому подтверждение существующего прогноза – это ожидаемое решение. Конечно,
мы считаем, что тот уровень рейтинга, который имеет сейчас Россия, ниже
реального состояния её макроэкономики и реальной возможности обеспечить
обслуживание обязательств, исполнение контрактов и обязательств по облигациям
или по кредитам. Но для того, чтобы признать эту реальность, видимо, коллегам
из международных рейтинговых агентств потребуется какое-то время.
Вопрос:
А когда, по вашему мнению, может быть пересмотрен суверенный рейтинг?
А.Улюкаев:
Я
думаю, что это актуально будет для 2016 года.
Вопрос:
В связи с чем часть тем перетекла с прошлого года: снабжение, налоговые
поступления и так далее? Почему инвесторы снова подняли эти вопросы?
А.Улюкаев:
Вы
знаете, это, может быть, какие-то информационные недоработки. На самом деле
сейчас мы скорее отчитывались перед инвесторами о том, как исполнили и
реализовали те поручения, которые дал нам Председатель Правительства по итогам
прошлогоднего обсуждения. И мне кажется, они были удовлетворены этим отчётом. Спасибо.