Повестка: об организации работы комиссии; об импортозамещении в сельском хозяйстве.
Посещение опытно-производственного хозяйства ЗАО «Центральное» Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского института садоводства и виноградарства
Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании
Брифинг Аркадия Дворковича и Дмитрия Рогозина
Перед началом заседания комиссии Дмитрий Медведев посетил опытно-производственное хозяйство ЗАО «Центральное» Северо-Кавказского зонального научно-исследовательского института садоводства и
виноградарства. Предприятие было создано в 1958 году. В настоящее время основным видом его деятельности является
производство плодов и ягод (более 85% в структуре производства), а также
пчеловодство на более чем 1,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В 2014 году
валовой сбор плодов составил около 6 тыс. тонн.
В хозяйстве имеется два фруктохранилища на 2 тыс. тонн. В
2006 году произведена реконструкция холодильника, что позволяет сохранять плоды
до 9 месяцев без потери вкусовых качеств.
Численность сотрудников ЗАО «Центральное» – 103
человека.
Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании комиссии:
У нас сегодня первое заседание Правительственной
комиссии по импортозамещению. Прежде чем его начать, хотел бы всех поздравить с
тем, что наша страна выиграла право на проведение чемпионата мира по
профессиональному мастерству, так называемого чемпионата WorldSkills-2019. На мой взгляд, результат объективный, хотя были различные сложности.
Все, кто этим занимался, молодцы. Надеюсь, что это будет дополнительным
фактором, способствующим развитию производительных сил в нашей стране. Конечно,
через четыре года эти соревнования, когда они пройдут в Казани, будут важным событием,
тем более что Казань обошла достойных соперников – это и Париж, и бельгийский
город Шарлеруа. Татарстан умеет такие мероприятия проводить, поэтому, уверен,
всё будет сделано очень хорошо. Наша задача заключается в том, чтобы повысить
интерес молодых людей к рабочим профессиям, сделать их более престижными,
востребованными и в конечном счёте привлечь молодёжь в промышленность и в
сельское хозяйство.
Сегодня, как я уже сказал, у
нас первое заседание Правительственной комиссии по импортозамещению.
Задача комиссии – создать условия для
собственного производства в тех отраслях, в тех секторах, где сохраняется
высокий уровень зависимости от импорта. Это достаточно длинный
перечень: это и станкостроение, и большинство подотраслей машиностроения,
радиоэлектронная промышленность, лёгкая промышленность, фармацевтика,
медицинская промышленность. По большому счёту практически в каждой отрасли есть
те или иные возможности для импортозамещения. А
сегодня обсудим, как идёт импортозамещение в отраслях
агропромышленного комплекса, что логично с учётом того, что в настоящий момент
идёт сбор урожая, лето и встречаемся мы здесь, в Краснодарском крае, который
является одним из основных агропромышленных регионов нашей страны. Рассмотрим также
несколько вопросов, связанных с организацией работы комиссии.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по импортозамещению, 11 августа 2015 года
Я уже говорил недавно на заседании
Правительства, что импортозамещение – это достаточно сложный
процесс, этот процесс не может происходить механически. У нас нет цели любой
ценой заместить импортные товары, тем более, на посредственные товары
отечественного производства. Это в первую очередь и невыгодно экономически, и
просто невозможно. Речь идёт именно о том, чтобы российские предприятия – и
промышленные, и сельскохозяйственные – производили как можно больше современной,
качественной и востребованной продукции, продукции мирового уровня (вот в этом
задача), которая сможет конкурировать не только на нашем рынке, но и на рынках
других стран.
Там, где производятся аналоги
импортных товаров, нам нужно будет провести модернизацию действующих предприятий, увеличить выпуск
продукции. Если таких аналогов нет, а продукция необходима для нормальной
работы, нужно как можно быстрее организовать производство уже в наших условиях
и, конечно, стараться делать это на базе наших технологий, там, где это
возможно. Такое импортозамещение имеет прямой
смысл, хотя, безусловно, в ряде случаев придётся использовать и заграничные
технологии.
Всеми этими вопросами мы будем заниматься в рамках комиссии.
Внутри комиссии будут сформированы два направления: одно – по гражданским
отраслям, второе направление – по оборонке. Работу новой структуры нужно будет
строить по двум направлениям. Во-первых, это координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти, региональных властей, государственных компаний, компаний
с государственным участием, институтов развития по вопросам импортозамещения.
Вторая
задача – с 10 января 2016 года комиссия будет рассматривать вопросы, которые
связаны с проведением государственных закупок в рамках
конкретных инвестпроектов. В них, как вы знаете, мы вкладываем значительные
государственные ресурсы, в том числе средства Фонда национального
благосостояния и Внешэкономбанка. И, конечно, важно, чтобы эти деньги работали
на развитие российских предприятий. Мы будем стимулировать участников таких
инвестпроектов – это государственные компании, компании с госучастием, – для
того чтобы они проводили закупки необходимых товаров и услуг преимущественно у
российских поставщиков.
Отсрочка
до начала 2016 года связана с необходимостью принятия большого количества
нормативных актов, которые конкретизируют положения Федерального
закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Над этими документами
необходимо работать активно, по чёткому плану с конкретными сроками, с
ответственными. У Минэкономразвития есть предложения по этому поводу, мы их
послушаем.
Так что поле деятельности у комиссии большое, оно и
стратегическое, если хотите, идеологическое, и вполне адресное, конкретное,
применительно к инвестиционным проектам. Поэтому просил
бы всех коллег, всех членов комиссии активно включиться. У нас сейчас лето, но
те члены комиссии, которые сейчас в отпусках находятся, получат информацию от заместителей
федеральных органов исполнительной власти, которых я сегодня тоже пригласил,
для того чтобы была информация на эту тему.
Начинаем мы с агропромышленного комплекса. Это неслучайно.
Именно в сельском хозяйстве были приняты самые первые решения по развитию
импортозамещения, раньше, чем в других отраслях, был утверждён специальный план
по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве. Скорректирована государственная
программа на период до 2020 года, которая была привязана к этим
целям. Из федерального бюджета выделено дополнительное финансирование. Только в
этом году на поддержку сельского хозяйства планируется направить почти 240 млрд
рублей. И в целом мы в следующем году, в следующий период эту поддержку снижать
не собираемся.
В марте этого
года утверждён перечень инвестпроектов, которые ориентированы на развитие
импортозамещающих производств в сельском хозяйстве. Их довольно много – приблизительно
460. Объём инвестиций по ним тоже значительный – 265 млрд рублей. Только в
Краснодарском крае будет реализовано 13 таких проектов на общую сумму кредитного
ресурса практически 4 млрд рублей.
Сельское
хозяйство получило и весьма мощный стимул в связи с введением так называемых
ответных ограничительных мер, или эмбарго, по импорту продовольствия. Это
достаточно широкий спектр сельхозпродукции. Недавно мы продлили действие этих
ограничений ещё на год. И нужно признаться, что у аграриев в связи с этим есть
определённые успехи – где-то больше, где-то меньше, но практически все наши
обсуждения с тружениками села, с аграриями свидетельствуют о том, что фронт
работ у них стал шире, возможности реализации продукции, которую они
производят, – выше. Но наша задача – на этом не останавливаться и стараться
помогать им в этом. Тем более что мы с вами понимаем: ограничения важные, они
продлены на год, но они не будут бесконечными. И этой паузой нужно
воспользоваться всем – и государству, и самим аграриям.
Понятно, что
полностью заместить импорт пока ещё не удаётся. По некоторым товарным группам
на это потребуется несколько лет. Хотя надо сказать прямо: что бы там ни
говорили, какие бы прорицания на эту тему ни делались, никакого дефицита ни по
мясу, ни по молоку, ни по овощам, ни по фруктам в нашей стране нет, и – во
всяком случае в этом году – ситуация абсолютно стабильная.
На прошлой
неделе у меня был селектор с регионами о ходе уборочных работ. Они
идут по плану, в этом году мы намерены собрать порядка 100 млн тонн зерна,
может быть, даже чуть больше. В Краснодарском крае, где мы сегодня работаем,
уборка колосовых уже фактически закончена.
Основной упор
нам нужно будет сделать на развитие перерабатывающих производств, логистических
центров. Я сейчас с аграриями разговаривал, они выставили тут разные вкусные
свои продукты. Конечно, логистика имеет ключевое значение. Мы пока не имеем
должного объёма мощностей по хранению и переработке. На это нужно нацелить
основные усилия. И использовать самые передовые технологии выращивания и
переработки.
Только что мы
посетили одно из хозяйств – хозяйство «Центральное» Северо-Кавказского
зонального НИИ садоводства. Там используются современные,
прогрессивные технологии, причём российские, которые дают хорошие результаты.
Но есть и проблемы, которые мы тоже обсуждали непосредственно в поле, что
называется, и можем продолжить это обсуждение – и нужно продолжить его – в этом
зале.
Сегодня мы
пригласили представителей профессиональных объединений сельхозпроизводителей,
нескольких крупных перерабатывающих предприятий. Естественно, у них тоже будет
возможность высказаться. Но сначала – по организации работы самой комиссии,
потому что у нас сегодня не совещание по селу в чистом виде, а именно комиссия
по импортозамещению, которая рассчитана на разные отрасли нашей экономики.
<…>
Стенограмма:
А.Дворкович:
Прежде
всего – о работе комиссии по импортозамещению. Сегодня были приняты решения,
направленные на организацию её работы, а также работы её отдельных органов.
Будет две подкомиссии – по гражданским и по оборонным отраслям промышленности,
и Дмитрию Олеговичу и мне поручено этими вопросами в ежедневном режиме заниматься.
Составы этих подкомиссий будут сформированы в самые ближайшие дни, и будут
намечены планы на ближайшие месяцы, сначала по формированию (и корректировке,
где уже существуют) соответствующих программ импортозамещения, а затем, со
следующего года, уже по выполнению функций, связанных с конкретными
инвестиционными проектами в этих сферах, реализуемыми
нашими государственными компаниями, компаниями с госучастием, а также при
наличии государственной поддержки.
Как вы знаете, у нас основные планы импортозамещения
уже утверждены, сейчас идёт их детализация, конкретизация, выбор конкретных
исполнителей, проходят различные конкурсные процедуры, процедуры размещения
госзаказа, и это теперь уже абсолютно конкретная, иногда почти ручная работа.
Где-то механизмы являются более рыночными, как, например, в агропромышленном
комплексе, который мы сегодня рассматривали.
Если говорить конкретно про АПК, программа
импортозамещения действует уже практически год, она являлась логическим
продолжением госпрограммы «Развитие АПК» в целом, которая сейчас продолжается. И сегодня мы обсуждали прежде
всего препятствия к её реализации, будь то меры, направленные на борьбу с
фальсифицированной, контрабандной продукцией, или доступ к финансированию,
ветеринарные требования, то есть тот перечень вопросов, которые в принципе всегда
стоят на повестке дня, но если мы хотим активно заниматься импортозамещением,
нужно решать эти вопросы быстрее.
Ещё один акцент был сделан на более глубокую переработку
сельскохозяйственного сырья (вторичные, третичные переделы) и меры по поддержке
этих секторов.
Вот это основной фокус сегодняшней дискуссии. Мы
договорились о том, что будут даны поручения по усилению ответственности при
производстве и реализации продукции, по которой публикуются, предъявляются
недостоверные сведения о её составе, то есть, по сути, всё, что связано с
фальсификатом, а также даны поручения, связанные с более активной реализацией
программы в части глубокой переработки сельхозсырья.
Вопрос: А что это
за программа?
А.Дворкович: Речь
идёт о производстве пищевых добавок, аминокислот – всё, что связано с
переработкой субпродуктов из мясного сырья. Во всём мире из этого получают
продукты, которые потом используют в самых различных отраслях – в медицине, в
химии, в других сферах. У нас этого не делается, мы всё это покупаем. Мы
используем у себя, по сути, либо сырьё, либо продукт его первичной переработки,
и вынуждены импортировать всё остальное. Но у нас есть потенциал делать это всё
самостоятельно.
Вопрос: А
господдержка нужна для этого?
А.Дворкович:
Господдержка, как правило, нужна, особенно в условиях высоких процентных
ставок. Если бы они были у нас низкие, наверное, можно было сделать и без
господдержки. Когда процентные ставки высоки, нужно искать возможности субсидирования ставок прежде
всего.
Вопрос: А налоговые?..
А.Дворкович: По налогам дополнительных
преференций не требуется, пожалуй. Если компании будут размещаться на
территориях опережающего развития, в особых зонах, – там эта поддержка
автоматически будет. Думаю, что многие будут выбирать именно такой способ
работы.
Вопрос: Будут даны поручения? Или
ещё…
А.Дворкович: Они будут зафиксированы в
протоколе сегодняшней комиссии.
Вопрос: Дмитрий Олегович, два
вопроса, если позволите. Во-первых, по импортозамещению. По замещению военной
продукции, производимой на Украине, более-менее понятно, а по части продукции,
которую поставляли страны НАТО, гораздо меньше информации. Могли бы вы
рассказать, как обстоят дела, какие объёмы, может быть, уже замещены? Какие
планы, сроки и, может быть, стоимость этой части программы?
Д.Рогозин: В данном конкретном случае
детальные планы-графики замещения указанной продукции военного назначения, а
также комплектующих изделий к продукции военного назначения, формировались у
нас ещё год тому назад, сразу после того, как наступили известные события,
связанные с госпереворотом на Украине, и после введения санкций.
Детальные
планы-графики по Украине касаются 186 образцов вооружения, военной, специальной
техники. Что касается стран НАТО и Европейского союза, то это более 800
образцов вооружения, военной, специальной техники. Итого получается примерно 1000 в
целом и, соответственно, десятки тысяч конкретных изделий, которые необходимо
заместить. Сроки замещения: в том, что касается Украины, крайняя позиция – это
2018 год. Самое сложное – это
прежде всего газогенераторы, силовые машины для ряда надводных кораблей, а
также авиационные двигатели для вертолётов и самолётов. По ним приняты все
необходимые решения. Что касается стран НАТО и Европейского союза – самые
поздние позиции будут реализованы в 2021 году, но они составляют отдельные доли
процента. В основном, 90%, – также 2018 год (будет замещено). Что касается
комиссии по импортозамещению, то в рамках подкомиссии, которую мне поручено
возглавить, будут рассматриваться не только вопросы сугубо военной продукции,
но и продукции двойного назначения.
А.Дворкович:
Авиация
и судостроение полностью…
Д.Рогозин: Да, авиация,
судостроение, радиоэлектроника, двигателестроение и так далее, поэтому там
потребуется не только принятие решений по инвестиционным проектам, но и,
скажем, изменение ряда нормативных актов и просто конкретной технической
документации. Я вам пример приведу: по судовому оборудованию у нас изначально в
решениях проектантов заложена закупка импортной техники, то есть этот ворох
бумаг надо пересмотреть и исправить, помимо конкретных решений, поэтому работа
большая предстоит. Она нам понятна. Она уже частично организована.
А.Дворкович:
Такие примеры есть во всех отраслях: в нефтянке, газе, нефтехимии – везде есть
технические требования, которые изначально ориентированы на зарубежную
продукцию. Если компании будут понимать, что в случае получения ими
господдержки они обязаны ориентироваться на российскую продукцию в какие-то
определённые сроки, где это возможно, они должны будут это делать. Именно такие
вопросы будут рассматриваться на комиссии.
Вопрос:
А есть какие-то данные по продукции стран НАТО? Мы можем сказать, что
столько-то процентов на данный момент замещено уже?
Д.Рогозин: Есть такие данные, но они относятся к категории
закрытой информации. Зачем мы будем это всё раскрывать? Могу
сказать только одно: это данные печальные для наших партнёров, которые ввели
санкции. Мы довольно-таки активно идём по этому пути.
Есть, конечно, проблемные моменты, есть сложные технические
решения. Здесь проблема в чём? Скажем, если говорить про Украину (я уже об этом
вам, по-моему, рассказывал), это не самая современная продукция. Это продукция,
которую по линии нашей инженерной просто рутинно по-прежнему поставляла
Украина, вместо того чтобы выработать новые инженерно-технические решения.
Поэтому замещение будет не старья, а просто вместо той старой технологии будут
вырабатываться новые технологии, и они будут уже в рамках планов-графиков
импортозамещения внедряться.
Вопрос:
Аркадий
Владимирович, а расширяться санкции, вернее, продэмбарго будет на те семь
стран, которые поддержали..?
А.Дворкович:
На
эту тему уже давались комментарии в последние дни. Вопрос активно
рассматривается, принципиальный подход состоит в том, что все, кто применяет
против нас санкции, должны сталкиваться с соответствующими ответными мерами,
продовольственным эмбарго. Есть некоторые нюансы, детали, которые мы сейчас
обсуждаем, так что наберитесь терпения, думаю, что в ближайшее время решение
будет принято.
Вопрос:
Аркадий Владимирович, дано поручение проработать вопрос по пошлине на зерно к
сентябрю. Уже есть какие-то предложения и может ли быть, допустим, введён лимит
на экспорт зерна?
А.Дворкович:
Нет,
мы не планируем никаких лимитов. Пошлина работает, технические проблемы,
которые в первые дни работы новой формулы возникали, по моим сведениям, сейчас решены.
Тем не менее до конца августа мы проанализируем все те вопросы, проблемы,
которые поднимали наши экспортёры, и решим, нужно ли что-то менять в механизме.
Никаких лимитов на сам экспорт не планируется. Сейчас объёмы экспорта
достаточно умеренные, и рисков здесь не видим.
Вопрос:
Сколько
прогнозируете в сельхозгоду экспорта?
А.Дворкович:
При
урожае, который сегодня прогнозируется на уровне 100 или чуть более 100 млн т,
25–27 млн т вполне можно экспортировать без всякого риска для внутреннего
баланса.
Вопрос:
Дмитрий Олегович, вчера вы дали поручение проработать, разработать и внедрить
систему автоматического зависимого наблюдения в малой
авиации. Могли бы вы чуть подробнее рассказать, во-первых, каким образом
будет реализована там технология ГЛОНАСС, что конкретно скрывается за такой
сложной для восприятия формулировкой? Аркадий Владимирович, вы, возможно,
дополните тоже, как это всё будет внедряться?
Д.Рогозин:
Эта
система ADS-B в принципе в Соединённых Штатах уже была внедрена и, в частности,
была применена в штате Аляска, причём принудительно для всех видов и объектов
малой авиации – как вертолётов, так и малой авиации. Собственно говоря, это
достаточно сложное оборудование, которое предполагает возможность
принудительного сброса информации с воздушного судна по курсу движения, по
эшелону, то есть по высоте, по скорости, и эта же информация поступает каждому
воздушному судну по его окружению, что вокруг него происходит. Собственно
говоря, это серьёзное уточнение воздушной обстановки для каждого пилота.
Что касается нашей обстановки, нашей ситуации, то,
конечно, эта резонансная катастрофа над Истринским водохранилищем… Сейчас не
будем забегать вперёд, но мы можем сказать только одно: у нас действительно на
воздушных судах подобного класса (как на лёгких вертолётах, так и на лёгких самолётах)
нет такого рода системы. То есть в принципе при
желании пилот, который является грубым нарушителем правил воздушного движения,
может отключить датчик о своём местонахождении либо идти на предельно малой
или, скажем так, преступно малой высоте, и тем самым, собственно говоря, скрыть
от диспетчера своё местонахождение. Соответственно, диспетчер не сможет предупредить
другие воздушные суда, которые находятся в этом регионе, о наличии реальной
опасности. Судя по всему, что-то похожее и произошло.
Правительство приняло
по этому поводу решение, мы создали акционерное общество «ГЛОНАСС». Мы активно
развиваем проекты, связанные с нашей навигационной системой, в частности «ЭРА-ГЛОНАСС».
Этими датчиками, модулями «ЭРА-ГЛОНАСС» сегодня оборудован и государственный
транспорт, и транспорт, который перевозит особо чувствительные предметы. В
перспективе у нас внедрение такого рода систем и для большегрузных машин. По
сути дела, мы хотим предложить сегодня нашим властям, которые отвечают за
безопасность воздушного движения (мы здесь с Аркадием Владимировичем (А.Дворкович) будем вместе потом уже принимать
решение, когда эта технология будет в реальности), – предложить на основе ГЛОНАСС
систему, подобную той, которая создана в Соединённых Штатах, но, может, более
простую, которая позволит любому пилоту ориентироваться полностью в воздушном
пространстве, видеть всё, что вокруг него происходит, но так, чтобы этот сигнал
был принудительно оборудован в каждом воздушном судне. Возможно, для этого надо
будет выбрать пилотный регион, скажем, Москву и Московскую область, где
наиболее интенсивное движение. Поэтому пока я дал поручение быстро, оперативно
представить техническую документацию и конкретные инженерные решения по
созданию такого рода системы. Я думаю, это мы быстро сделаем. А дальше будет
принято решение уже о её внедрении.
Вопрос:
Сроки уже есть какие-то? Быстро – это насколько быстро?
Д.Рогозин:
Быстро – это значит быстро. Всем понятно, что произошло. И вся эта вольница – с
ней надо заканчивать, безусловно. До сих пор такого рода системы не было, но мы
вполне способны, наша промышленность способна, в том числе оборонная
промышленность, достаточно быстро представить все необходимые решения.
А.Дворкович:
Здесь
просто могу дополнить. Тем не менее тут есть
две составляющие – техническая действительно возможность наблюдения и получения
информации о соответствующем месте нахождения воздушных судов, и здесь Дмитрий
Олегович всё уже сказал. Действительно, надо начинать с пилотного района, с
пилотных зон, прежде всего близлежащих к крупным аэропортам или к каким-либо
иным важным объектам. И наконец, необходимо ввести в законодательство более
жёсткие меры ответственности за нарушения в этой сфере. Сейчас эти меры
ответственности слишком низкого уровня, они, по сути, не работают. Спасибо.
<…>