Заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Александра Хлопонина
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день! Наша с вами сегодняшняя встреча,
сегодняшнее заседание правительственной комиссии в этом году завершающее, мы
подведём некоторые итоги работы за текущий год. По традиции у нас завершающее
заседание правительственной комиссии, как правило, посвящено вопросам энергетики,
поскольку они очень важны для Северного Кавказа и здесь есть весьма
существенные проблемы.
Прежде чем перейти к повестке дня заседания, хотел
бы также отметить два хороших события, которые произошли в жизни
Северо-Кавказского федерального округа. Какие это события? На прошлой неделе
завершилась реконструкция аэропорта Владикавказ в Беслане, он начал принимать,
насколько я понимаю, первые рейсы. После модернизации здесь могут совершать
посадки практически все среднемагистральные самолёты, отечественные и иностранные.
Это, конечно, очень хорошо. Ну а через неделю
планируется открыть аэропорт Уйташ в Махачкале. Здесь завершилась
реконструкция взлётно-посадочной полосы.
Д.Медведев:
«На прошлой неделе
завершилась реконструкция аэропорта Владикавказ в Беслане. После модернизации
здесь могут совершать посадки практически все среднемагистральные самолёты,
отечественные и иностранные. Через неделю планируется открыть аэропорт
Уйташ в Махачкале. Здесь завершилась реконструкция взлётно-посадочной полосы.
Оба события очень существенные, потому что они позволяют людям проще добираться
на Кавказ из других регионов. С учётом того, что мы развиваем на Кавказе
туристический кластер, дополнительные рейсы будут востребованы жителями нашей
страны».
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, 12 декабря 2014 года
Оба события очень существенные, потому что они
позволяют людям проще добираться на Кавказ из других регионов. С учётом того,
что мы развиваем на Кавказе туристический кластер и вообще развиваем
Северо-Кавказский округ, дополнительные рейсы будут востребованы жителями нашей
страны. Уверен, это принесёт пользу.
Теперь – к повестке дня заседания. Сегодня мы рассмотрим ситуацию в
топливно-энергетическом комплексе. Тема имеет серьёзное значение не только для
развития экономики и социальной сферы, но, скажем прямо, и для декриминализации
региона, для искоренения коррупции в системе топливно-энергетического
комплекса.
Эти вопросы, как и в прежние годы, требуют
пристального внимания и прямого участия федерального центра. Проблемы в ТЭКе
хорошо известны, мы не первый раз на них останавливаемся. Если я правильно
помню, это у нас уже третье заседание правительственной комиссии в конце года,
где мы говорим о проблемах ТЭКа.
Во-первых, это фактическое отсутствие качественной
переработки нефти. Число мини-НПЗ, которые проводят первичную переработку, до
мазута, постепенно снижается, а для выпуска моторного топлива у них нет
оборудования. Повлиять на ситуацию в лучшую сторону может реализация в округе
проектов по строительству крупных предприятий по переработке нефтяного сырья.
Такие проекты есть, но они пока не реализованы. Нужно обсудить все плюсы и
минусы этих проектов, их осуществимость в настоящий момент, но тему не
закрывать в любом случае.
Во-вторых, нефтяной бизнес, который связан с мини-НПЗ,
зачастую находится в тени или, как правило, скажем так, находится в тени,
связан с несанкционированными врезками в трубопроводы, продажей мазута под
видом дизтоплива и массой других нарушений, которые сопровождают эту работу.
Правоохранительные органы с этим борются, есть уже результаты за последние два года, с тех пор как мы на это вместе обратили
внимание. Но работу эту нужно продолжать по линии
правоохранительных органов и Генеральной прокуратуры.
Из-за изношенных сетей, отсутствия должного учёта и
несанкционированных врезок мы несём большие потери при транспортировке газа.
Эта проблема должна, естественно, решаться модернизацией сетей и установкой
счётчиков у конечных потребителей. Мы об этом говорили на заседании комиссии
ровно год назад, это было 18 декабря 2013 года. Надо послушать, что сделано,
жду доклада по этому поводу. Проблемы изношенности сетей характерны и для
электроэнергетического комплекса Северного Кавказа. В инвестпрограмме МРСК
Северного Кавказа на 2015–2019 годы львиная доля средств предусмотрена именно
на модернизацию сетей – практически 12,5 млрд рублей из 14. Это особенно важно,
учитывая планы по развитию генерирующих мощностей в округе. И, конечно,
надёжное электроснабжение необходимо для развития туристической инфраструктуры
(о чём я уже говорил), для нормальной работы гостиниц, санаториев, ресторанов и
других объектов отдыха на территории округа.
Д.Медведев: «В инвестпрограмме МРСК Северного
Кавказа на 2015–2019 годы львиная доля средств предусмотрена на модернизацию
сетей – практически 12,5 млрд рублей из 14. Это особенно важно, учитывая планы
по развитию генерирующих мощностей в округе».
Следующая проблема – хроническая, но которая
поддаётся всё-таки лечению определённому. Это задолженность по оплате за газ и
электроэнергию. Вопрос газовых неплатежей был взят под постоянный контроль и на
федеральном, и на региональном уровне, но этого мало. Пора навести порядок с
платежами самих бюджетных учреждений, не только коммерческих организаций.
Федеральные дотации на их содержание предусматривают оплату газа, но фактически
до поставщиков топлива деньги не доходят. Хотел бы услышать от глав регионов, в чём причина и как эту ситуацию
исправить.
Ситуация с платежами
за электроэнергию по-прежнему непростая, но здесь тоже наметились некоторые
улучшения. В частности, почти на 10% сократилось отставание в расчётах с
поставщиками оптового рынка по сравнению с предыдущим периодом. Эту позитивную
тенденцию надо закрепить, прежде всего за счёт дальнейшего повышения платёжной
дисциплины, внедрения технологий, которые обеспечивают эффективный учёт
ресурсов и прозрачность расчётов. Также рассчитываю услышать предложения на
этот счёт.
Это у нас действительно завершающее заседание.
Пользуясь этой возможностью, хотел бы поблагодарить всех глав регионов,
входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, за активную работу, за
нормальную, полноценную кооперацию с федеральными структурами. Надеюсь, что в
таком же ключе мы будем работать и в следующем году.
<…>
Вопрос:
В
первой части совещания мы услышали вступительную речь премьера, где он озвучил
проблемы, которые есть в ТЭКе Северного Кавказа, и в том числе затронул теневую
часть этого бизнеса. Были ли приняты какие-то решения, даны поручения по итогам
совещания?
А.Хлопонин:
Давайте по порядку. Действительно, у нас эти проблемы в топливно-энергетическом
комплексе накопились за последние 10 лет. Можно разные причины называть. Три
года назад по поручению Дмитрия Анатольевича Медведева была создана специальная
комиссия, которая как раз занимается проблемами декриминализации в
топливно-энергетическом комплексе. Мы решили расширить эту комиссию, заниматься
не только декриминализацией, но и по большому счёту вносить какие-то
определённые предложения в систему, в структуру управления этим комплексом, для
того чтобы все эти проблемы устранить.
Было отмечено в закрытой части заседания, что
действительно за последний год ситуация изменилась и количество долгов
снизилось в значительной степени, выстроились прямые отношения с поставщиками.
Ситуация меняется, но не такими темпами, как бы нам хотелось.
Основные проблемы, которые были вскрыты, которые
обсуждались в закрытой части. Прежде всего, если брать в целом
топливно-энергетический комплекс, у нас упали объёмы добычи нефти (практически
92% к уровню прошлого года), у нас упали объёмы добычи газа (приблизительно
тоже 93% к уровню прошлого года). Есть объективные, субъективные причины. На
этом фоне у нас на Северном Кавказе глубинной переработки нефти практически
нет, то есть те мини-НПЗ, которые сегодня работают, проводят только первичную
переработку нефтепродуктов, и на самом деле качество очень низкое. Часть
мини-НПЗ сегодня работает вообще в нелегальном пространстве, механизма
лицензирования на сегодняшний день не существует, поэтому на самом деле это
работа Ростехнадзора, Росприроднадзора позволила нам закрыть около 30
неэффективных мини-НПЗ на территории Северо-Кавказского
округа. При этом давно были даны
поручения о строительстве нефтеперерабатывающих заводов. Вы знаете, что у нас
есть поручение по строительству нефтеперерабатывающего завода в Чеченской
Республике. Этим проектом занимается «Роснефть», объём производства и
переработки – около 1 млн т нефти, и на сегодняшний день идёт стадия
проектирования. Мы надеемся, что в ближайшее время проект будет завершён и
начнётся строительство этого завода в Грозном.
Второй завод сегодня строится в Махачкале. Но пока что, по проверке Росприроднадзора,
глубина переработки достаточно невысокая (около 60%), оборудование требует
значительной корректировки, и здесь тоже поставлена прямая задача – разобраться
и доложить в ближайшее время о дальнейшем плане строительства
нефтеперерабатывающего завода в Махачкале. И прозвучали, безусловно,
предложения проработать Министерству энергетики вопросы лицензирования
мини-перерабатывающих заводов – не только на территории Северного Кавказа, но и
в целом по России.
Теперь, что касается долгов. Это отдельная часть
вопросов, которые мы разбирали. Здесь выявлен ряд ключевых проблем, по которым
надо усилить работу. Первое – у нас до сих пор очень большие проблемы в
тарифообразовании. У нас на сегодняшний день тарифы реально не обоснованы, то
есть занижены. И в связи с тем, что длительный период региональные
энергетические компании не приводили эти тарифы к реально обоснованным, вот
этот разрыв только нарастает. С этим надо что-то делать. У регионов нет денег,
для того чтобы компенсировать выпадающие доходы у наших компаний.
Соответственно, здесь надо принимать волевое решение: либо давать поручение Минфину совместно с другими министерствами
проработать этот вопрос, либо дополнительно выделять субсидии регионам на
компенсацию этих выпадающих доходов, либо субъектам привести эти тарифы в
соответствие с реально обоснованными. Предложение тоже будет доложено
Председателю Правительства в ближайшее время.
У нас, к сожалению, есть в этой системе «мёртвые
души». Мы сделали проверку, об этом докладывала Служба судебных приставов: когда
они прошли по реальным платежам, по плательщикам, выяснилось, что половина
адресов – фиктивные, у нас на самом деле половина несуществующих плательщиков.
Это очень большая проблема. И пришли к пониманию, что как таковой полноценной
базы о плательщиках у нас на сегодня не существует. Поэтому тоже поставлена
задача в ближайшее время со всеми федеральными заинтересованными структурами
привести эту базу в соответствие.
У нас большая проблема в отсутствии приборов учёта.
Мы говорили о том, что были поручения, в частности на прошлой комиссии, по
разработке программы о финансировании установки приборов учёта. Она выполнена
не в полном объёме. И были даны поручения привести её в соответствие, выполнить
в полном объёме. Наличие приборов учёта позволит в значительной степени тоже
улучшить платёжную дисциплину.
У нас выявлены факты наличия бесхозных сетей в
территориях. Здесь дано прямое поручение республикам о том, чтобы привести это
в порядок и либо поставить их на учёт, забрать в собственность региональную (муниципальную),
либо передать на баланс наших компаний. Это тоже прописано в поручении, дано
поручение в ближайшее время доложить Председателю Правительства о конкретных
мероприятиях.
У нас по газу, действительно, на сегодняшний день
объём неплатежей населения очень большой, составляет около 73%. Здесь тоже надо
навести порядок, потому что те факторы, которые были обозначены, в полной мере
как раз и говорят о том, что здесь надо проводить работу на местах.
В целом же, несмотря на вот этот пласт проблем,
который обсуждался в закрытой части, констатировали о том, что действительно
работа ведётся, и мы надеемся, что в следующем году она будет продолжена.
Комиссия по декриминализации продолжит работу и в следующем году. Я надеюсь,
что мы эту ситуацию потихоньку выровняем, то есть динамика у нас очень
положительная.
Вопрос:
Александр Геннадьевич, вы не могли бы пояснить: если брать энергетические
компании, то будут ли для них отменены регулируемые договоры с 2015 года?
А.Хлопонин:
Нет, этот вопрос сегодня не обсуждался. Что вы имеете в виду: регулируемые
договоры?
Вопрос:
Они ведь работают по двусторонним договорам сейчас?
А.Хлопонин:
Да, это и будет продолжено.
Вопрос:
А что касается порядка..?
А.Хлопонин:
Да, принято решение о том, чтобы сохранить пока что этот порядок до 2018 года.
Вопрос:
Террористическая
проблема обсуждалась на совещании?
А.Хлопонин:
Нет, сегодня касались вопроса исключительно декриминализации ТЭКа.
Вопрос:
А присутствие Колокольцева, Ромодановского как-то проявило себя?
А.Хлопонин:
Во-первых, это члены комиссии. Во-вторых, Колокольцев у нас Министр внутренних
дел, он и возглавляет этот блок проблем, связанных с декриминализацией. Сегодня
было сообщено по поводу количества возбуждённых уголовных дел, количества дел,
доведённых до суда. Я же говорю: там работа продолжается и достаточно
эффективно ведётся работа.
Спасибо большое.