1.
О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2024 год
В докладе представлены
результаты анализа состояния конкуренции в 2024 году, в том числе в контексте обеспечения
устойчивости социально значимых товарных рынков, развития внутреннего рынка, поддержки
малого и среднего предпринимательства.
2.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях»
Законопроект
направлен на либерализацию ответственности участников внешнеэкономической
деятельности.
3.
О выделении Минфину России в 2025 году из резервного фонда Правительства
Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление дотации бюджету
Кемеровской области
Проект
распоряжения направлен на предоставление дополнительных средств из федерального бюджета бюджету
Кемеровской области –
Кузбасса на финансовое обеспечение расходов на оплату труда работников
бюджетной сферы в 2025 году.
4.
О распределении дотаций бюджетам Республики Крым и Севастополя
Проект
распоряжения направлен на финансирование расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий
государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое
развитие Республики Крым и г. Севастополя».
5.
О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 января 2025 года №31-р
Проект
распоряжения направлен на финансовое обеспечение расходов, связанных с пенсионным обеспечением граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной Республики и Херсонской области, в соответствии
с региональным законодательством в III квартале 2025 года.
Москва,
25 июня 2025 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и референтуры является изложением материалов, представленных
федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании
Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Выступление руководителя Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского
Заключительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин:
Уважаемые коллеги, добрый день!
Прежде всего – о решении, которое направлено на улучшение качества жизни во многих российских субъектах. Правительство
продолжает деятельность по обновлению общественного транспорта. Вопросы его
развития, как подчёркивал Президент, важны для миллионов граждан нашей страны,
практически для каждого человека.
Чтобы пассажиры могли удобно и быстро добраться до места назначения, мы поддерживаем наши регионы. Для этого задействовали сразу
несколько программ. Среди них – льготный лизинг с субсидированием,
использование специальных казначейских кредитов, а также средств Фонда
национального благосостояния и ряд других. Начиная с текущего года эта работа
продолжается в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни».
В результате существенно нарастили темпы обновления
общественного транспорта. Только в прошлом году направили 73 российским
субъектам более 8 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов.
Теперь Правительством принято распоряжение, которое
уточняет порядок субсидирования льготных кредитов на закупки городского
наземного электротранспорта, а также на создание необходимой инфраструктуры,
включая подъездные пути и зарядные станции.
В текущем году на эти цели будет выделено около 4 млрд
рублей. Это позволит улучшить пассажирские перевозки в 9 регионах страны. Это
Волгоградская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская и Ярославская области. И ещё также в Краснодарском и Пермском краях. А всего за бюджетную трёхлетку такое финансирование составит 12 млрд рублей.
Рассчитываем, что дальнейшая реализация этих мер
поможет и уменьшить шум на городских улицах, и снизить уровень выбросов за счёт
более экологичного подвижного состава. А главное – сделает поездки комфортнее и безопаснее для многих людей в разных уголках страны.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 26 июня 2025 года
И ещё сегодня в повестке ряд вопросов о поддержке
регионов.
Президент отмечал, что все субъекты
России имеют хороший потенциал для роста, важно помочь им раскрыть, наполнить
этот потенциал и использовать его, выстроить работу по перспективным
направлениям.
Правительство последовательно решает
такие задачи. Для социально-экономического развития Республики Крым и города
Севастополь реализуем соответствующую государственную программу, благодаря
которой были построены сотни важнейших объектов. Среди них – инженерные сети,
автомобильные и железные дороги, включая трассу «Таврида» и мост через
Керченский пролив. Обновлён симферопольский аэропорт. Открылись новые детские
сады, школы, современные оздоровительные комплексы, где ребята учатся,
занимаются спортом в комфортных,
современных условиях. Возведены также
больницы, поликлиники, чтобы жители могли получить квалифицированное
обследование и лечение.
В текущем году финансирование мероприятий
в рамках государственной программы развития Крыма и Севастополя уже превысило
112 млрд рублей. Сегодня направим на них
ещё около 3 млрд рублей. Окажем помощь также Кемеровской области, выделим
порядка 2 млрд 700 млн рублей, чтобы решить социально значимые вопросы для
жителей Кузбасса.
Будем и дальше делать всё необходимое,
чтобы создавать условия для повышения качества жизни граждан на всей территории
страны.
Также обсудим доклад о состоянии
конкуренции в нашей стране. В соответствии с законодательством его ежегодно
готовит Федеральная антимонопольная служба.
В её ведении – вопросы ценообразования,
которые крайне важны для людей. А ещё – контроль за естественными монополиями и борьба с картельными сговорами. Это касается всех отраслей экономики.
Максим Алексеевич (обращаясь к М.Шаскольскому),
расскажите подробнее о принятых мерах.
М.Шаскольский: Уважаемый Михаил Владимирович!
Уважаемые
коллеги!
ФАС России представляет доклад о состоянии конкуренции
за 2024 год.
В кратком докладе приведены данные по отдельным отраслям
экономики, определены ключевые направления государственной политики по развитию
конкуренции, указаны основные результаты работы
за прошедший год. Доклад подготовлен с участием
коллег из федеральных органов исполнительной власти, Банка России, общественных
объединений и предпринимателей.
В 2024 году
майским указом Президента Российской Федерации устойчивая и динамичная экономика обозначена одной из семи национальных
целей, на достижение которой направлены в том числе мероприятия по развитию
конкуренции.
По Вашему
поручению, Михаил Владимирович, по итогам стратегической сессии по национальному проекту «Эффективная и конкурентная
экономика» утверждён разработанный ФАС России федеральный проект «Развитие конкуренции».
Поручением
Дмитрия Юрьевича Григоренко определён перечень из семи ключевых проектов
ФАС России на 2025 год: это единый порядок
отраслевых торгов, ГИС «Антикартель», контроль за реформой унитарных предприятий, платформа мониторинга цен, национальная система ценовых индикаторов, создание
сервиса тарифного регулирования ФГИС «Тариф»
и ГИС «Экономконцентрация».
По поручению
Правительства служба
ведёт постоянный контроль за ценообразованием на социально значимых товарных рынках, анализируем ситуацию на каждом участке товаропроводящей цепи, проводим
проверки, выдаём предупреждения и предостережения,
ведём постоянный мониторинг цен и наценок торговых сетей, продолжаем работу над
повышением социальной ответственности
производителей и торговых сетей на высококонкурентных рынках, готовим
предложения по изменению законодательства.
Например, в начале этого года Правительство приняло разработанное ФАС России постановление, запрещающее торговым сетям взимать с поставщиков масла и яйца куриного вознаграждение за приобретение определённого объёма товаров.
Принимаемые
меры стабилизируют цены на социально значимые товары и повышают их доступность
для граждан. Количество обращений граждан по вопросам роста цен на продукты
питания по итогам 2024 года по сравнению с 2023-м снизилось в 1,7 раза и более чем в 17 раз по сравнению с 2022 годом.
В соответствии с разработанным ФАС России
постановлением Правительства №662 ведём
совместную работу с региональными органами власти по развитию практики
заключения соглашений о стабилизации цен на потребительские товары. По состоянию на июнь 2025 года
такие соглашения действуют в 67 регионах с участием 13,3 тыс. хозяйствующих субъектов.
Анализ
эффективности соглашений говорит о том, что в регионах,
где они заключены, индекс потребительских цен по товарам, в отношении которых
они действуют, ниже, чем в соседних регионах, где
такие соглашения не заключались.
По лекарственным препаратам регулирование и контроль цен ведётся в отношении
препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. По результатам
2024 года снижено 820 цен в среднем на 16%.
Ещё один социально значимый рынок – услуги сотовой
связи. Он отличается присутствием участников с высокой рыночной властью и требует постоянного контроля со стороны антимонопольного органа. ФАС России анализирует
повышения операторами тарифов на предмет их экономической обоснованности и в ряде случае выдаёт предписание о снижении
тарифов до экономически обоснованного уровня.
Рынок автомобильного топлива также является
социально значимым. По поручению Правительства мы
проверяем экономическую обоснованность различных составляющих стоимости
нефтепродуктов: транспортировки, хранения, сбыта,
которые включаются в конечную цену для потребителя. Благодаря
развитию биржевых механизмов у независимых участников рынка нефтепродуктов
произошла переориентация закупок моторного
топлива из мелкооптового
сегмента в биржевой оптовый
сегмент.
На особом контроле –
обеспечение сельхозтоваропроизводителей топливом по доступным ценам. В случае
необоснованного роста цен принимаем меры
антимонопольного реагирования. Динамика изменения розничной цены с начала 2025 года на автомобильный бензин Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо не превышает уровень
инфляции.
На рынке строительных материалов при проведении
проверок нами выявлены монопольно высокие цены практически по всем материалам, которые используются в строительстве. Для
обеспечения конкуренции и сдерживания цен компаниям
выданы предписания и назначены оборотные штрафы. В результате в федеральный
бюджет в 2024 году поступило 4,1 млрд
рублей.
Важным для развития транспортной инфраструктуры
является утверждение в мае 2024 года
Правительством Российской Федерации разработанных ФАС России правил недискриминационного доступа к услугам грузовых
железнодорожных перевозок, которые начали действовать с 1 января текущего
года. Данный документ на законодательном уровне
определяет очерёдность перевозки грузов на дефицитной
железнодорожной инфраструктуре и впервые регламентирует недискриминационный
доступ грузоотправителей к услуге по перевозке
грузов железнодорожным транспортом в условиях ограниченной инфраструктуры.
По итогам совместной
работы с Минтрансом России мы закрепили обязанность авиакомпаний разработать коммерческие политики. ФАС России
уже согласованы коммерческие политики крупнейших
авиакомпаний в части ценообразования на авиабилеты: это авиакомпании «Сибирь» и «Аэрофлот». Авиакомпании в инициативном порядке
реализуют ряд льготных программ для молодёжи, пенсионеров, многодетных семей и граждан, оказавшихся в тяжёлой
жизненной ситуации.
Правительство Российской Федерации утвердило круглогодичную скидку на железнодорожных
маршрутах для детей в возрасте от 10 до 18 лет. Во исполнение этой нормы ФАС России разработала соответствующие
приказы. Скидка на проезд предоставляется
пассажирам от 10 до 18 лет независимо от формы обучения и без предъявления
справки из учебного заведения.
После вступления в силу в 2023 году пятого
антимонопольного пакета ФАС России уже дважды, в прошлом году и в феврале текущего года, выдала крупнейшим площадкам
«Вайлдберриз» и «Озон» предупреждения за навязывание невыгодных условий взаимодействия, в том числе в части тарифов, штрафов и за непрозрачный механизм участия
продавцов в автоакциях. Площадки исполнили
предупреждения.
В данный момент мы изучаем на предмет
соответствия антимонопольному законодательству
действия компаний по предоставлению скидок на товары уже за собственный счёт,
так как в среднесрочной перспективе существуют
риски окончательной монополизации данного рынка с соответствующими негативными
последствиями как для покупателей, так и для
продавцов.
Мы постоянно ведём работу по контролю за экономической обоснованностью тарифов. В результате
проведённых ФАС России контрольных мероприятий существенно
увеличилась сумма исключённых экономически необоснованных средств из тарифов на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение,
электрическую энергию, обращение с ТКО, которые были установлены региональными
органами регулирования. Так, если в 2020 году из тарифов было исключено 2,4 млрд, то в 2024-м уже
29,2 млрд.
Обеспечение эффективности расходования бюджетных
средств препятствует заключению антиконкурентных соглашений в сфере закупок. В 2024 году нарушения антимонопольного
законодательства на торгах – это картель на торгах и сговор заказчиком – выявлены на территории 78 субъектов
Российской Федерации в 4,36 тыс. закупочных
процедур с совокупной суммой начальных максимальных цен контрактов 122 млрд
рублей.
В целях цифровизации процесса выявления и пресечения
картелей на торгах с помощью цифровых технологий,
в том числе с использованием искусственного интеллекта, ФАС России внедрён
первый этап государственной информационной
системы «Антикартель» – ГИС
«Антикартель». В настоящий момент реализуется
второй этап. Системой будет обеспечен ежедневный анализ всех проводимых закупок. Декартелизация государственных и муниципальных
закупок будет способствовать экономии бюджетных
средств.
Продолжается работа и по совершенствованию
законодательства, направленного на защиту конкуренции.
Принят антикартельный пакет законов, продвигается работа по унификации
отраслевых торгов. Соответствующий законопроект
принят Государственной Думой в первом чтении.
В рамках реализации реформы унитарных
предприятий обеспечено принятие решений о начале
соответствующих процедур в отношении предприятий, подлежащих реформированию или ликвидации. С учётом исков ФАС России, поданных
в суд в отношении предприятий, по которым такие решения
в установленный срок приняты не были, в настоящее время реформой охвачено 100%
унитарных предприятий.
В этом году завершим реализацию мероприятий
Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2021–2025 годы. Нами подготовлен проект
Национального плана развития конкуренции на 2026–2030 годы.
Документ находится в высокой степени готовности. Благодарю коллег из федеральных органов исполнительной власти и Аппарата Правительства Российской Федерации за совместную работу над данным
документом.
Прошу Вас, уважаемый Михаил Владимирович,
согласовать внесение в Правительство Российской Федерации проекта нового
национального плана до 30 июля 2025 года.
<…>
М.Мишустин:
Спасибо, Максим Алексеевич.
Хочу напомнить, что в ходе отчёта Правительства перед Государственной Думой
затрагивались вопросы цен, тарифов. Тогда как раз я просил службу под Вашим
руководством занимать более активную позицию,
смелее отстаивать интересы людей, используя для
этого все инструменты на любых рынках: это и продукты питания, лекарственные препараты, пассажирские перевозки,
связь и многое другое.
Надо решительнее защищать граждан от последствий недобросовестной конкуренции,
взаимодействовать для этого со всеми игроками рынка.
Это расширит людям доступ к новым востребованным товарам, качественным и, что
очень важно, по приемлемой цене. Будет
способствовать росту уровня жизни и в целом
поможет дальнейшему совершенствованию делового климата, о котором на Петербургском международном экономическом форуме говорил
Президент. И будет стимулировать предпринимателей развиваться, привлекать капиталы, внедрять современные
технологии.
Прошу Вас также активнее информировать жителей нашей страны и бизнес о том, что
делается вашей службой – ведь здесь много что делается – для пресечения правонарушений, в том числе опираясь на обратную связь с гражданами.