На заседании будут рассматриваться следующие вопросы:
1. Об исполнении федерального бюджета, ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие 2013 года
Минфином в соответствии с Бюджетным кодексом и постановлением Правительства «Об утверждении Положения о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчётности об исполнении федерального бюджета» представлен отчёт об исполнении федерального бюджета за первое полугодие 2013 года.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(по вопросам аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица на территории Российской Федерации)
Законопроектом предусматривается закрепление за Правительством полномочий по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, а также устанавливаются единые правила аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории страны.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов»
Законопроектом предусматривается:
- возможность осуществления перевозки тяжеловесного груза без оформления специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов с превышением массы транспортного средства до 2% от предельно допустимой массы транспортного средства или предельно допустимой осевой нагрузки транспортных средств, установленных на территории Российской Федерации;
- наделение уполномоченного на выдачу специального разрешения органа правом осуществлять выдачу специальных разрешений самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные государственные учреждения;
- установление межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного органа, владельцев автомобильных дорог и федеральных органов исполнительной власти при оказании государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В отношении перевозки опасных грузов законопроект предусматривает внесение изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части:
- уточнения перечня опасных грузов, на перевозку которых необходимо получение специального разрешения при движении по автомобильным дорогам транспортного средства;
- закрепления полномочий по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, вне зависимости от принадлежности автомобильной дороги, за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, одновременно исключая такие полномочия у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Законопроектом предлагается в части второй статьи 443 УПК исключить положение, обязывающее суд выносить постановление о прекращении уголовного дела без применения принудительных мер медицинского характера только на том основании, что лицом в состоянии невменяемости совершено запрещённое уголовным законом деяние небольшой тяжести.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона “О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”»
Принятие федерального закона позволит учреждениям, исполняющим уголовное наказание, представлять в орган миграционного учёта уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания в срок до семи рабочих дней.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы” и Федеральный закон “О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией”»
Законопроектом предлагается установить гражданам, удостоенным звания Героя Труда Российской Федерации за достижение выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности и значительный вклад в социально-экономическое развитие страны, в том числе в развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, строительства, науки, культуры, образования и здравоохранения, а также иных областей деятельности, меры социальной поддержки, в том числе дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, аналогичные мерам, предусмотренным законодательством для Героев Социалистического Труда.
Реализация законопроекта потребует выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета в объёме 12 118,85 тыс. рублей в год.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 303 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Законопроект вносит изменения в статью 303 Федерального закона, исключая из содержания специальной таможенной процедуры положения о применении мер тарифного и нетарифного регулирования, запретов и ограничений. Правительству предоставляются полномочия по установлению положений, определяющих для таможенных целей требования и условия специальной таможенной процедуры. Также Правительству предоставляются полномочия по установлению условий помещения отдельных категорий товаров под специальную таможенную процедуру в случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.
8. О Федеральной таможенной службе
Новая редакция Положения о ФТС подготовлена в связи с произошедшими в 2010–2013 годах изменениями таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации и определяет полномочия Службы в установленной сфере ведения.
Положением о ФТС устанавливаются полномочия Службы в сфере таможенного дела и иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, в том числе Кодексом об административных правонарушениях, Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», другими нормативно-правовыми актами.
9. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта
Проект постановления разработан в целях установления требований к содержанию финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом федерального закона, проектом акта Правительства, проектом акта федерального органа исполнительной власти.
Отсутствие в действующем законодательстве требований к содержанию финансово-экономических обоснований проектов актов затрудняет оценку целесообразности и последствий принятия проектов актов с финансово-экономической точки зрения.
10. О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
Проектом постановления предусматривается:
- установить, что государственный надзор за спортивными парусными судами и прогулочными судами осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о федеральном государственном транспортном надзоре;
- возложить государственную регистрацию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов на Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС;
- утвердить три проекта правил, которые будут содержаться в приложениях к проекту постановления:
- правила государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;
- правила классификации и освидетельствования спортивных парусных судов;
- правила классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Следует отметить, что в целях разграничения полномочий между Минтрансом и МЧС в отношении осуществления государственного надзора, классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, проектом постановления предусматривается внесение изменений в положения об этих министерствах.
11. О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации
Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписано в г. Женеве 1 сентября 1970 года.
Проектом постановления предусмотрено наделение Минтранса следующими полномочиями: назначать или уполномочивать испытательные станции к выполнению работ по контролю соответствия нормам, установленным Соглашением для изотермических транспортных средств, транспортных средств – ледников, транспортных средств – рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств; назначать экспертов для проверки эффективности термического оборудования находящихся в эксплуатации специальных транспортных средств; выдавать свидетельства о соответствии нормам, установленным Соглашением для специальных транспортных средств.
12. О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Проект постановления разработан в целях реализации Федерального закона «О внесении изменений в статьи 3 и 42 Закона Российской Федерации “О недрах”».
В соответствии с указанным законом порядок определения суммы сбора за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Проектом постановления предлагается закрепить полномочия, предусмотренные указанным законом, за Минприроды.
13. О Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока
Проектом постановления предусматривается образовать Правительственную комиссию по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и утвердить Положение о ней.
Москва,
11 сентября 2013 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Антона Силуанова об исполнении федерального бюджета за первое полугодие текущего года
Доклад Алексея Улюкаева о выполнении федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие текущего года
Обсуждение докладов
Стенограмма:
Д.Медведев: Уважаемые коллеги, мы сегодня с вами рассмотрим как обычно довольно много вопросов, ну а один из основных – это исполнение бюджета, федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы.
Тема важная: от того, насколько эти инструменты работают, зависят и темпы, и качество экономического роста в нашей стране, модернизация социальной сферы, здравоохранения, образования. С этим связаны и изменения структурных пропорций в экономике, и сбалансированное региональное развитие нашей страны.
Что касается самого бюджета. Первую половину года мы прошли достаточно неплохо, по некоторым параметрам даже лучше прогноза. Скажем, профицит федерального бюджета составил почти 1,2% валового внутреннего продукта, что выше, чем за тот же самый период прошлого года, – порядка 370 млрд рублей.
Постепенно, не так быстро, но тем не менее постепенно всё-таки меняется структура доходной части. Бюджет, финансовая система, надеюсь, становятся более защищёнными от конъюнктурных колебаний. По итогам первого полугодия, доля ненефтегазовых доходов превысила 50%, порядка 50,5%. В прошлом году она составляла 48%, то есть здесь позитивные изменения, небольшие, но есть. И это, обращаю внимание, несмотря на весьма сложную ситуацию в мировой экономике и замедление экономического роста в нашей стране.
Д.Медведев: «Что касается самого бюджета. Первую половину года мы прошли достаточно неплохо, по некоторым параметрам даже лучше прогноза. Профицит федерального бюджета составил почти 1,2% валового внутреннего продукта, что выше, чем за тот же самый период прошлого года, – порядка 370 млрд рублей».
Безусловно, сохранение и развитие позитивных тенденций – одна из главных задач Правительства, мы с вами об этом говорили на заседании Правительства 4 июля, когда рассматривали основные направления бюджетной политики на трёхлетку. На её решение ориентирован и проект нового трёхлетнего бюджета, который должен быть направлен в парламент уже в октябре. Сейчас работа над бюджетом вышла на завершающий этап. Уже сейчас очевидно, что бюджет (новый бюджет) имеет целый ряд особенностей.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства Российской Федерации, 12 сентября 2013 года
Каких? Во-первых, в нынешних непростых условиях – условиях волатильности на основных мировых рынках, замедления экономического роста в нашей стране и во многих других странах – нам придётся действовать в рамках ряда ограничений. В соответствии с прогнозными оценками (это, конечно, оценки, тем не менее их вероятность достаточно высока), которые проводило Минэкономразвития, велика вероятность дальнейшего сокращения внешнего спроса. Хотя есть и прогнозы, что всё-таки в будущем году мировая экономика и, в частности, европейская экономика, что особенно важно, будет чувствовать себя несколько лучше. Тенденции пока разнонаправленные.
В соответствии с этими прогнозами серьёзные риски связаны с ухудшением финансового положения российских компаний, снижением их инвестиционной активности. Совершенно понятно, что лишних денег не будет, их вообще не бывает, а уж тем более в таких условиях. Поэтому нам придётся пойти на сокращение расходной части бюджета на менее чем на 5% по всем статьям, кроме защищённых статей. В ряде случаев эти сокращения могут быть больше, поэтому прошу всех коллег, всех министров, сидящих за этим столом, работать над этой проблемой консолидированно и подняться над ведомственными интересами. Бюджет у нас один.
Второе. Федеральный бюджет свёрстан на основе государственных программ. На такой же программно-целевой принцип должны постепенно переходить региональные и муниципальные бюджеты. При этом отмечу, что это не просто механическое соединение одной или нескольких программ. Во главу угла должны ставиться другие цели: качественно улучшить управление самими финансами.
Третье очень важное направление – рационализация и повышение эффективности бюджетных расходов. Речь идёт и об оптимизации системы государственных закупок, и о более чётком исполнении федеральных программ. Нам, кстати, предстоит реализовать за счёт Фонда национального благосостояния три крупных инфраструктурных проекта, напомню. Основное условие здесь, конечно, чтобы они в конечном счёте давали экономическую отдачу, создавали мультипликативный эффект и рано или поздно выходили на самоокупаемость.
И ещё. Критически важно ужесточить контроль над издержками. За последнее время они существенно выросли, причём, когда это происходило на фоне роста экономики, это имело определённые объяснения, но рост издержек недопустим в условиях экономического спада. Я думаю, что это должно быть очевидно всем. Поэтому Правительство предлагает принять решение по корректировке роста тарифов инфраструктурных монополий и не индексировать соответствующие тарифы в 2014 году, а в 2015–2016 годах оставить индексацию на уровне инфляции. Это решение тоже непростое, оно потребует согласованных действий, при этом не должны существенно пострадать инвестиционные планы инфраструктурных монополий. Они должны искать источники, и я предлагаю Правительству оказать им в этом посильную поддержку.
Всё это мы обсуждали с вами, коллеги, на различных совещаниях, на совещании у Президента. Сегодня я ещё раз вернусь к этим вопросам на совещании с участием вице-премьеров и руководителей ведомств экономического блока. На следующей неделе мы проведём с вами финальное заседание Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. Прошу работать исходя из тех предположений и поручений, которые я только что озвучил.
Теперь несколько слов о том, как выполнялись федеральные целевые программы и ФАИП. Я не буду вдаваться в подробности, министры доложат чуть более детально всё это, но несколько моментов всё равно отмечу. К сожалению, наша традиционная, пока неизлечимая, болезнь – медленно осваиваются выделенные средства. На сегодня это только четверть предусмотренного годового финансирования. Я проводил совещание, там предлагались различные меры по изменению ситуации. Хотел бы, чтобы мы вернулись к итогам этого совещания, включая вопросы экономического порядка и дисциплинарного тоже.
Второе – низкий уровень софинансирования. В настоящее время это приблизительно треть от запланированного. Понятно, ситуация сложная, но такое положение всё равно недопустимо, его нужно менять, надо активнее привлекать к реализации ФЦП ресурсы региональных бюджетов, местных бюджетов, которые, конечно, тоже находятся в сложном положении, но, значит, надо стараться стимулировать частных инвесторов и соответствующих институциональных инвесторов, институты развития.
И, наконец, нужно ускорить подготовку целевых программ, реализация которых начнётся в следующем году. Программы должны быть представлены в Правительство уже в ближайшее время. Профильные ведомства и Аппарат Правительства должны обеспечить своевременное внесение этих документов. Всё это обсудим, дадим высказаться коллегам, представляющим экспертное сообщество.
И ещё один момент, который я хотел бы обозначить (он тоже понятный), – это ситуация на Дальнем Востоке и создание большой правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. Я подчёркиваю, что речь идёт именно о развитии всего региона, а не о ликвидации последствий стихийного бедствия, хотя, конечно, одно не может происходить без другого. Так же, как и применительно к ситуации на Северном Кавказе, руководить работой соответствующей комиссии я буду лично. Связано это с повышенным вниманием, которое уделяется региону, особенно в сложившейся сегодня очень трудной ситуации.
Назначенный вчера министр вместе с вице-премьером Трутневым сейчас находится в регионе, должны там быть во всяком случае, для того чтобы предпринимать необходимые действия. На следующей неделе приедут, доложат о том, как обстоят дела. Но я хотел бы, чтобы никто не расслаблялся. Аркадий Владимирович Дворкович только что был там, проводил заседание комиссии по водохозяйственному обеспечению Сибири и Дальнего Востока, по ситуации с водными ресурсами. Ситуация действительно в целом очень сложная. Все присутствующие, ещё раз подчёркиваю, должны уделять этому вопросу повышенное внимание, особенно с учётом того, что по всей вероятности в силу природы этого стихийного явления возможно и повторение, и накопление этого результата даже в будущем году, то есть нужно выработать алгоритм, как мы будем работать над этой проблемой.
Главное, конечно, – восстановить нормальные условия для жизни людей, заняться впоследствии перспективным развитием дальневосточных территорий и подготовить ряд программных документов, а также включить на полную катушку институты развития, которые пока, к сожалению, в этом направлении работают слабо. Ну и, конечно, нужно создавать условия для модернизации всей промышленности, которая находится там, для реализации высокотехнологичных проектов, аграрных проектов. Рассчитываю, что на первом заседании будут приняты конкретные решения.
Приступаем к обсуждению первого вопроса. Слово для выступления – Министру финансов.
А.Силуанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится отчёт об исполнении федерального бюджета за первое полугодие текущего года.
Исполнение бюджета характеризовалось изменением макроэкономической ситуации, которая за истекший период была неоднозначной: были как положительные факторы, влияющие на бюджет, так и отрицательные. Среди отрицательных факторов можно отметить снижение объёмов реализации подакцизной продукции, объёмов прибыли прибыльных организаций по сравнению с теми плановыми значениями, которые мы предусматривали в бюджете. Также произошло снижение объёмов импорта, снижение объёма экспорта нефти и газа природного. Позитивно сказалась цена на нефть, которая за первое полугодие составила 106,5 доллара за баррель при прогнозе на первое полугодие 98,2 доллара за баррель. Увеличился по сравнению с прогнозируемым объём ВВП в номинальном выражении, увеличились экспортные цены на газ природный.
В этих условиях исполнение бюджета за первое полугодие характеризуется следующими параметрами. По доходам бюджет исполнен в сумме 6 трлн 257,7 млрд рублей, или 20% ВВП (по предварительной оценке ВВП – 31 трлн), по расходам – 5 трлн 889,8 млрд рублей, или 18,9% ВВП. Текущий профицит федерального бюджета составил 367,9 млрд рублей, или 1,2% ВВП. На доходы повлияло снижение нефтегазовых доходов на 1,3% ВВП, в первую очередь в связи с тем, что снизились, как мы уже говорили, цены на нефть, газ, сократился объём экспорта сырьевых ресурсов. Снижение объёма ненефтегазовых доходов произошло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,2% ВВП – до 10,1% ВВП. Произошло это в связи с тем, что мы видим последствия вступления в ВТО и снижение ставки импортного тарифа, который сократил объём поступлений ненефтегазовых доходов. Также повлияло и сокращение поступления налога на прибыль, который зачисляется в федеральный бюджет.
Первое полугодие характеризуется снижением доли расходов в процентном отношении к ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7 процентных пункта, что в значительной степени обусловлено снижением объёма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов, поскольку по итогам за 2012 год эти фонды располагали достаточными объёмами средств для обеспечения сбалансированности их деятельности в начале года.
Если посмотреть графики кассового исполнения расходов федерального бюджета, то за первое полугодие процент исполнения составил 43,8%, что несколько ниже, чем за первое полугодие прошлого года (там этот показатель составлял 45,5%).
Несколько слов об остатках средств. Мы неоднократно говорили о той проблеме, что мы перечисляем деньги субъектам бюджетного планирования в рамках госзадания, перечисляем субсидии бюджетным учреждениям, и там эти средства остаются. В этом году ситуация, к сожалению, не меняется. Если остатки на счетах федеральных автономных бюджетных учреждений на начало года составляли 130 млрд рублей, то на 1 июля эти остатки составили 297 млрд рублей, причём бо́льшая часть – 202 млрд рублей – остатки как раз по субсидиям из федерального бюджета. Поэтому, уважаемые коллеги, у кого есть подведомственная сеть, безусловно, нужно разбираться в этой сети, смотреть, почему остаются остатки, насколько планомерно и равномерно оказываются услуги бюджетными организациями, находящимися в вашем ведении.
Несколько слов о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств по которым не утверждены по причине отсутствия нормативно-правовых актов. Эта сумма составляет у нас 36,1 млрд рублей. В первую очередь это связано с тем, что мы приняли поправки в закон о бюджете текущего года и по ним ещё на 1 июля текущего года не были приняты решения, но на 10 сентября информация такая: пока по 36 млрд мы не имеем оснований для их расходования. В первую очередь речь идёт о расходах, касающихся субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства, то есть Министерству сельского хозяйства нужно поторопиться. По Министерству сельского хозяйства также необходимо принять решения по субсидиям и на возмещение затрат, связанных с оказанием поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим производство свинины, мяса птицы в связи с удорожанием приобретения кормов. Почти 12 млрд рублей мы не передали субъектам Российской Федерации.
В этой связи также хотел обратить внимание, уважаемые коллеги, на то, что в целях ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке мы договорились о том, что часть ресурсов, которая у нас есть в этом году и которая ещё не использована, может быть перераспределена на цель оказания поддержки территорий, пострадавших от наводнения. И в этой связи обращаюсь к Министерству сельского хозяйства, Министерству транспорта, другим коллегам, с тем чтобы мы сейчас подготовили поправки в бюджет текущего года, позволяющие изыскать необходимые ресурсы без дополнительного увеличения, а внутри бюджета, тем более что эти остатки, как показывают данные, позволяют говорить о возможности такого перераспределения.
Несколько слов об источниках финансирования дефицита бюджета. В этом году мы привлекли несколько ниже заёмные средства, чем в прошлом году. У нас пока 25% от прогнозных привлечений ресурсов осуществлено. В первую очередь за счёт того, что планы по приватизации пока у нас не выполнены, за полугодие – на 17 млрд рублей, или всего 4% от прогноза. Поэтому, конечно, мы при уточнении бюджета будем корректировать эти планы, будем искать замещения недопоступающих ресурсов в качестве источника финансирования дефицита бюджета.
Уважаемые коллеги, Дмитрий Анатольевич, хотел сказать, что мы сейчас только что провели размещение на внешних рынках – разместили внешний заём. Общий объём такой: примерно 725 млн евро (мы в первый раз вышли на заимствования в евро), это у нас семилетние займы будут…
Д.Медведев: То есть мы уверены в том, что евро сохранится в семилетней перспективе?
А.Силуанов: Будем надеяться.
Д.Медведев: Посмотрим.
А.Силуанов: Остальное, большая часть, безусловно, – это долларовые заимствования на 5, 10 и 30 лет. Большую часть мы заняли на десятилетний период.
Несколько слов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации. На 1 июля общий объём доходов составил 3 трлн 696 млрд рублей и сократился на 5,2 %. Причём налоговые и неналоговые доходы сократились на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. На 1 августа ситуация несколько улучшилась, и на 1 сентября мы видим, что налоговые доходы практически находятся на уровне прошлого года, и снижение, которое произошло за первое полугодие, в первую очередь связано с тем, что снизились поступления налога на прибыль – на 25% по сравнению с прошлым годом. Сейчас, на 1 сентября, поступления налога на прибыль тоже снизились, но снижение в период с начала года составило 20%, то есть поступления по налогу на прибыль несколько подросли по сравнению с полугодием. Долговая ситуация в субъектах характеризируется тем, что по сравнению с началом года долг несколько снизился. Такая тенденция обычная для середины года, но в конце года регионы, как правило, набирают долги, увеличивают дефициты бюджета. Сейчас долг составляет 1 трлн 267 млрд рублей.
В заключение хотел сказать, что до конца года необходимо главным распорядителям бюджетных средств исполнить бюджет на 5 трлн 428 млрд рублей, или 40,3% от уточнённой росписи – это по состоянию на 1 сентября. Хотел сказать, что в этом году дополнительных ненефтегазовых доходов у нас не будет. Перераспределять, уважаемые коллеги, и дополнительно направлять ресурсы, как обычно это было, мы в этом году не сможем, и если у нас будут ресурсы для перераспределения, только эти ресурсы мы и можем направить на новые задачи, которые стоят в этом году.
Ну и соответственно поправки к бюджету текущего года, которые мы сейчас готовим вместе с министерствами и ведомствами, должны отразить последствия наводнения, о чём я уже и сказал, и призываю коллег подготовить в ускоренном порядке эти предложения для формирования поправок к закону о федеральном бюджете текущего года. Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Антон Германович. Алексей Валентинович Улюкаев.
А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается отчёт о выполнении федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие текущего года.
У нас реализуется 49 ФЦП, не считая ФЦП закрытого характера, из них заключены контракты примерно на сумму 70% от предусмотренного 1,49 трлн. Это примерно соответствует практике, сложившейся в последние годы, но, безусловно, далеко от оптимальных показателей.
Действительно, как Вы, Дмитрий Анатольевич, отметили, проблемой является не только контрактование, но и привлечение софинансирования – средств субъектов Федерации и внебюджетных источников. У нас 28,3% это софинансирование составило в первом полугодии этого года (от назначения). Замечу, что сокращение примерно на 8% от и без того не слишком высокого уровня прошлого года (36,7%). Конечно, во многом это связано с ситуацией, когда возможности субъектов ухудшились как в связи с падением собственных доходов в связи с проблемами с прибылью предприятий, так и в связи с дополнительными усилиями по реализации майских указов.
Тем не менее мы должны активизировать эту работу. Что касается федерального бюджета, то за полугодие это 25,8%. Причём мы имеем данные по двум месяцам второго полугодия – к сожалению, темпы не сильно нарастают: за семь месяцев это 34,5%, за восемь месяцев – 39,6%. То есть две трети года прошло – 40% только отфинансировано.
Лучше других идёт финансирование и реализация программ «Развитие станкостроения», «Развитие уголовно-исполнительной системы», «Охрана озера Байкал». Хуже других – «Чистая вода» (0,4%), «Развитие туризма» (7,8%), «Информационное общество» (1,1%), «Безопасность полётов госавиации» (1%). Это цифры за восемь месяцев, не за полугодие, по полугодию гораздо хуже были цифры.
Д.Медведев: У меня такое предложение: вице-премьеры, которые курируют соответствующую сферу, представьте мне предложения о судьбе этих программ и о дисциплинарной ответственности руководителей ведомств за исполнение программ «Чистая вода», «Развитие туризма», «Информационное общество» и «Безопасность полётов госавиации». Последнее выглядит просто недопустимо.
А.Улюкаев: Дмитрий Анатольевич, разные причины: смена госзаказчиков…
Д.Медведев: Я понимаю, что разные причины, но пока не будут приняты какие-то организационные решения, мы всегда будем ссылаться на разные причины.
А.Улюкаев: Есть программы, по которым целевого назначения вовсе не было, которые фактически просто использовались как некий резерв.
Д.Медведев: Закроем эти программы тогда.
А.Улюкаев: Потом заказчик перераспределяет, да, и целевые назначения…
Д.Медведев: Надо признаться тогда откровенно в том, что программа не работает. Давайте её закроем.
А.Улюкаев: Мы уже делали такие предложения по одной из программ. Готовы вместе работать…
Д.Медведев: По какой?
А.Улюкаев: По безопасности полётов.
Д.Медведев: До меня это не дошло. Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу), доложите мне, что там происходит с этой программой. Если эта программа не работает, нужно создать другой инструмент, потому что безопасность полётов – дело святое. Надо, чтобы деньги осваивались как-то. Продолжайте.
А.Улюкаев: Кроме того, до сих пор не утверждена одна из программ – «Повышение безопасности дорожного движения», которая по этой причине и вовсе не реализовывалась, там нулевые показатели, естественно.
ФАИП (федеральная адресная инвестиционная программа) – у нас ФАИП немножко в меньших объёмах, даже в номинале сейчас 891 млрд, примерно 4% в номинале, или 10% в реальных значениях, меньше, чем было в прошлом году; контрактирование – 59% за первое полугодие; финансирование – 19,6%. Опять же ничего экстраординарного нет, это примерные цифры всех последних лет, но вот мы никак не сделаем рывка из этой довольно печальной ситуации. За семь месяцев цифра чуть улучшилась, но не принципиально – 25,2%. Освоение средств – 15,6%, по информации ведомств. А ведь у нас в этом году из 2966 объектов ФАИП 1055 – вводные. Введено пока 22 объекта, то есть 2%. Из 49 программ по 40 их параметры должны быть приведены в соответствие с законом о бюджете (пока это сделано относительно 14, по 26 это не сделано, причём 13 даже не были представлены на внесение необходимых корректировок); по пяти программам – они возвращены на доработку госзаказчикам; три – согласованы; пять – до сих пор у нас находятся на экспертизе, но мы постараемся максимально ускорить процесс их согласования.
Понятно, что мы живём (и об этом Министр финансов говорил) в чрезвычайно сложной обстановке с точки зрения доходов бюджета и с точки зрения исполнения бюджетных назначений. Мы вынуждены пересматривать, корректировать федеральные целевые программы, но при этом всё-таки, наверное, излишне частая, несинхронная корректировка – это чрезвычайно неэффективная мера. Мы предлагаем корректировать ФЦП один раз в год, а для финансирования работ в течение целого года использовать механизм ФАИП, корректировка которого гораздо более простая.
Новые программы. У нас восемь новых программ, утверждены только пять, причём из этих пяти три внесены в проект бюджета на 2014–2016 годы («Научные кадры», «Исследования и разработки», «Развитие сельских территорий»); две утверждены, но у нас нет информации о том, что они включены в предельные объёмы («Пожарная безопасность», «Единство российской нации»); три ещё не утверждены («Мелиорация», «Юг России», «Кадастр»).
Для реализации и более эффективного финансирования и использования средств необходимо, наверное, упрощение работы ведомств по внесению этих изменений, изменений в ФАИП прежде всего. Вот сейчас по факту они вынуждены дважды проходить дорогу в Минэкономразвития и в Минфин. Сначала они приходят в Минэкономразвития, согласуют со мной необходимость изменений, потом идут в Минфин, согласуют внесение изменений в бюджетную роспись, потом они снова приходят в Минэкономразвития и уже вносят изменения в ФАИП как в документ, определяющий бюджетные обязательства, и Минэкономразвития согласует эти изменения с Минфином ещё один раз. Наверное, разумно было бы проводить параллельно эти работы, с тем чтобы с Минфином согласовывались бы только те изменения, которые затрагивают сводную бюджетную роспись, а те изменения, которые не затрагивают её, вносились бы Минэкономразвития самостоятельно. При этом изменения в ФАИП, которые будут внесены и которые требуют изменений в бюджетной росписи, были бы для этого достаточным основанием, чтобы Минфин мог оперативно такую работу провести.
Кроме того, перед нами стоит проблема подготовки проектов актов по изменениям. У нас сейчас действует временное переходное положение, которое говорит о том, что, для того чтобы внести изменения в ФАИП, а также в гособоронзаказ, не требуется принятия соответствующих нормативных правовых актов. С 1 января этот порядок заканчивается, и мы должны будем это делать. Исходя опять-таки из сложностей бюджетной ситуации, видимо, нам придётся это делать, возможно, и в 2014 году, и это каждый раз серьёзно замедляет процесс исполнения этих программ. Мы предлагаем в этой связи продлить хотя бы на 2014 год тот порядок, который существует сейчас, по которому по решению Бюджетной комиссии можно было бы включать уточняющие позиции в ФАИП для их финансирования.
И последнее. Та работа, которую мы проводим сейчас, о которой Вы сказали во вступительном слове: мы сокращаем, серьёзно сокращаем, от 5 до 10%, расходы по незащищённым статьям бюджета. Но практика показывает, что в ситуации, когда это делается в оперативном порядке, всегда выбор главных распорядителей бюджетных средств – в пользу текущих расходов и в ущерб расходам инвестиционного характера. Это понятная ситуация, тем не менее серьёзное снижение доли расходов инвестиционного характера, которое в таком случае, наверное, неизбежно, – это принципиальное изменение многих механизмов, в том числе механизмов экономического роста. В этой связи мы должны максимально тщательно (мы – прежде всего Минэкономразвития) отрабатывать предложения по приоритетности, то есть, имея в виду общую планку – 7 или 8%, – тщательно работать по определению приоритетов и всё-таки сохранению объектов, особенно вводных объектов, в рамках финансирования. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Давайте послушаем наших экспертов. Илья Александрович Соколов (заведующий лабораторией бюджетной политики научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара).
И.Соколов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства! Эксперты единодушны во мнении, что ситуация с исполнением федерального бюджета, ФЦП и ФАИП за первое полугодие 2013 года непростая, а зачастую и противоречивая.
С одной стороны, наблюдаем некоторое улучшение ритмичности исполнения госконтрактов, наличие профицитов на всех уровнях бюджетной системы, с другой стороны, как уже отмечалось, – низкое качество управления отдельными федеральными целевыми программами, изменение в структуре доходов в сторону увеличения ненефтегазовой компоненты происходит крайне медленно. Так, половина поступлений федерального бюджета за полугодие обеспечена за счёт вывозных таможенных пошлин и НДПИ. Доходы от НДС и акцизов пока стабильны, но по ним наметилась тенденция к сжатию налоговой базы. По нашим оценкам, скорее всего, недополученные косвенные налоги по итогам года будут компенсированы растущими нефтегазовыми доходами, что позволит соблюсти заложенный в законе о бюджете уровень дефицита, но в то же время это заставляет задуматься о том, что любые дополнительные расходы будут ухудшать сальдо федерального бюджета, поэтому решение по ним нужно принимать крайне взвешенно.
Для увеличения налоговых доходов, на наш взгляд, актуальной является оптимизация налоговых льгот, что предполагает не только разовое сокращение их числа и объёмов, но и проведение постоянного регулярного мониторинга и оценки эффективности льгот. Для этого следует разработать порядок определения востребованности и эффективности как уже действующих, так и предполагаемых к введению налоговых льгот, который бы учитывал широкое экспертное обсуждение и максимальную публичность.
Несбалансированность региональных бюджетов не даёт возможности для сокращения трансфертов из федерального бюджета. На настоящий момент 55 регионов завершили полугодие с дефицитом, в то время как за аналогичный период прошлого года таких регионов было лишь 14. По нашим оценкам, самым консервативным, дефицит консолидированного бюджета субъектов Федерации по итогам года будет не менее 1,7% ВВП. В этих тяжёлых финансовых ограничениях и условиях регионы естественным образом переориентируют свои акценты на финансирование социальной сферы в ущерб инвестиционным расходам, что частично объясняет увеличивающиеся остатки целевых федеральных средств на счетах субъектов Федерации.
Поэтому одним из возможных решений данной проблемы является снижение требований по доле софинансирования со стороны регионов. Конечно же, нужно подходить крайне аккуратно к этому инструменту и учитывать специфику возводимых и создаваемых объектов.
В целом же для повышения уровня исполняемости ФЦП, на наш взгляд, следует ещё на стадии разработки программ отказаться от завышенных оценок доли субнационального и внебюджетного финансирования, которая вряд ли может превышать 25%. Также для улучшения качества реализации ФЦП необходимо усилить зависимость финансирования программы от достижения её целевых индикаторов. Для этого рекомендуется внести соответствующие изменения в порядок о разработке и реализации ФЦП, в том числе необходимо, на наш взгляд, определить уровни недостижения промежуточных и целевых значений показателей, систематическое превышение которых автоматически грозит госзаказчику либо сокращением финансирования, либо досрочным прекращением программы.
Несмотря на важность сохранения стабильности финансовых основ государства, бюджет не должен быть безучастным к потребностям экономического роста, и нужно максимально использовать и задействовать весь набор доступных бюджетных инструментов поддержки экономики. На наш взгляд, по мнению экспертов, при осуществлении государственных инвестиций в реальном секторе экономики следует отдавать предпочтение долговому проектному финансированию перед налоговым. Возможность для этого есть. Пороговое значение безопасного для бюджетной устойчивости уровня госдолга, по мнению экспертов, для России составляет порядка 25% ВВП, в то же время сейчас уровень госдолга менее 10%, то есть определённый резерв есть. При этом в структуре гособязательств доля внешнего долга может быть безболезненно, на наш взгляд, увеличена с текущих 20% с небольшим до 40%.
И в заключение также хотелось бы отметить важность развития долгосрочного государственного заказа как инструмента и поддержки экономики, и повышения ритмичности и эффективности использования государственных средств.
Для использования преимуществ долгосрочной контрактации, на наш взгляд, уже в ближайшей перспективе целесообразно подготовить методическое обеспечение применения критериев стоимости владения в закупочных процедурах, расширить возможность заключения контрактов жизненного цикла за рамками среднесрочных лимитов бюджетных обязательств и, конечно же, содействовать развитию правоприменительной практики и тиражированию успешного опыта реализации ГЧП-проектов на территории страны. Если кратко, то всё. Спасибо за внимание!
Д.Медведев: Спасибо большое! Вот, коллеги, три выступления, включая мнение наших экспертов, за что им спасибо. В общем, ситуация вам понятна, потому что каждый отвечает за своё направление, или будучи министром, или будучи вице-премьером курирующим. Пожалуйста, какие есть соображения по текущей ситуации с исполнением? Пожалуйста.
Н.Фёдоров: Спасибо, уважаемый Дмитрий Анатольевич! Если по линии Минсельхоза, на сегодня доведено средств, лимитов на 195 млрд рублей, профинансировано, доведено до получателей 140 млрд рублей. И в этом контексте, я хотел бы, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поблагодарить Министра финансов, который обратил внимание на неосвоение 11,8 млрд рублей, которые предназначены федеральным законом «О бюджете» для возмещения затрат, связанных с удорожанием кормов. И, благодаря, хотел бы обратить внимание моего коллеги и друга, Антона Германовича (А.Силуанов), что постановление о правилах распределения подписано 27 августа. А распределение, зная, что Председатель Правительства вот-вот подпишет, мы направили в Минрегион и Минфин 23 августа, до подписания постановления о правилах. Минрегион нам согласовал с учётом остроты проблемы, Минфин, уважаемый Дмитрий Анатольевич, до сих пор не согласовал. 10 сентября заместитель Министра финансов Иванов (А.Иванов) проводит совещание, где говорит: я считаю (это Иванов говорит), что эти деньги, определённые законом для возмещения затрат на удорожание кормов, надо направить на Дальний Восток. То есть закон говорит одно, а Иванов считает по-другому, и мы не имеем единственной подписи сегодня – Минфина Российской Федерации, – чтобы довести эти средства, почти 12 млрд, до наших крестьян, пострадавших в результате засухи прошлого года.
Д.Медведев: Понятно.
Н.Фёдоров: В отношении темы мясного скотоводства, ещё одна тема. Мы направили в Минрегион, чтобы 4,4 млрд рублей на мясное скотоводство тоже были распределены с учётом как раз Дальнего Востока и других проблем. Единственное ведомство, которое не согласовало, – это Минфин, уважаемый Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Решения по этим вопросам были приняты? Все?
Н.Фёдоров: Все решения вытекают из указа, Ваших указаний и так далее. Нет только подписи Минфина.
Д.Медведев: Антон Германович, в чём там проблема-то, если все решения приняты?
А.Силуанов: Дмитрий Анатольевич, что действительно нужно оказывать содействие регионам Дальнего Востока – это очевидно.
Д.Медведев: Но не в ущерб крестьянам, по которым тоже принимались решения.
А.Силуанов: Согласен. Поскольку мы тоже приняли решение оказывать поддержку на гектар пострадавших посевов, соответственно, были предложения и о перераспределении этих средств. Мы, понятно, согласуем, если не согласовано, то согласуем сегодня-завтра. Но тем не менее всё равно предложение о перераспределении ресурсов в том числе Министерства сельского хозяйства для ликвидации последствий наводнения остаётся. И если мы сейчас потратим все деньги, которые у нас ещё не распределены, то таких ресурсов просто не останется. Поэтому Министерство сельского хозяйства потом скажет: а у меня нет денег, давайте нам изыскивайте дополнительно. Просто такой будет разговор. Поэтому нам нужно сейчас понять, можем ли мы часть ресурсов перераспределить на приоритет, который нужно решать (Дальний Восток), или всё-таки сейчас опять всё раздать, а потом искать внутри бюджета средства, которые будет очень сложно найти, конечно.
Д.Медведев: Пожалуйста.
А.Дворкович: Уважаемые коллеги, действительно есть отдельное поручение по Дальнему Востоку, вытекающее из указа Президента. Тем не менее что касается поддержки предприятий животноводства на компенсацию возросшей стоимости кормов, это абсолютно отдельная тема. Это было публичное обещание и, по сути, обязательство, которое зафиксировано в законе о бюджете, а под эти обещания, обязательства сельхозпредприятия взяли кредиты. Им, естественно, говорилось, что они, когда поступят деньги из бюджета, смогут тогда этими средствами воспользоваться. Если эти средства не будут выделены в полном объёме, мы просто ставим в тяжелейше положение те предприятия, которые поверили и Президенту, и Правительству Российской Федерации, и депутатам, которые приняли этот закон. У нас есть статьи, в том числе в программе сельского хозяйства, по которым не идёт полное использование средств, другие статьи, в частности по сельхозтехнике, и именно в этой части можно говорить о перераспределении на нужды Дальнего Востока, которые, естественно, являются срочными и безусловными.
Д.Медведев: Понятно. Надо так и сделать, только быстрее, потому что село ждать не может. Если мы что-то обещали, давайте сделаем – конечно, не в ущерб другим нашим задачам, включая и задачи по ликвидации последствий на Дальнем Востоке, но если решение принято, надо его исполнить, тем более что деньги есть. У нас непростая ситуация – никакой катастрофы нет, чтобы тоже не возникло ощущение, что мы теперь любые решения можем не исполнять, ссылаясь на то, что непростая экономическая ситуация и на Дальнем Востоке стихийное бедствие. Ситуация контролируемая вполне, просто нужно ужаться. Я думаю, нужно сделать так, как сказал Аркадий Владимирович: посмотреть по другим статьям, а то, что есть на поддержку животноводства, исполнить всё до копейки.
Ещё какие соображения? Пожалуйста.
В.Мединский: Дмитрий Анатольевич, я очень кратко. Мы тоже благодарны Минфину и Минэку за своевременные указания на недоосвоение по программе развития туризма. На сегодняшний момент меры мы приняли. Месяц назад замглавы Ростуризма, отвечающий за ФЦП, был освобождён от занимаемой должности, и за этот месяц мы повысили освоение с 4%, которые здесь указаны, до 29%, будем идти теми же темпами.
Д.Медведев: Это означает просто, что вы предлагаете никого не наказывать, потому что уже ответственное лицо наказано? Так я понимаю?
В.Мединский: Мы ещё разберёмся.
Д.Медведев: Да, вы всё-таки разберитесь. А предложения по судьбе ФЦП и дисциплинарной ответственности лиц, за них отвечающих, я прошу Аппарат Правительства внести в трёхдневный срок.
Пожалуйста.
Н.Никифоров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Тоже позволю себе очень короткий комментарий, потому что уже практически по всем проблемным ФЦП Вы эти комментарии услышали. Размер ФЦП Минкомсвязи составляет чуть больше 3 млрд рублей, и большая часть этих средств ранее принятыми решениями закреплена за так называемым единственным исполнителем – национальным оператором инфраструктуры электронного правительства. Вы знаете тот объём проблем, который там был, потребовались и Ваши решения, они также были кадровыми. Эти решения были сделаны в первом полугодии, и поэтому контрактация этих средств произошла фактически 12 июля. Таким образом, во втором полугодии эта ситуация также будет принципиально другой, но в каком-то смысле…
Д.Медведев: Тем не менее предложения представьте – о судьбе ФЦП и об ответственности.
Н.Никифоров: Предложения обязательно представлю, но кадровые решения были уже приняты.
Д.Медведев: Хорошо. Вы тоже хотите за что-то оправдаться? За «Чистую воду», наверное? Давайте это оставим на вашей чистой совести. Представьте предложения по дисциплинарной ответственности и по тому, что делать с этой программой. Она очень красивая, но я пока никакого результата не видел. Давайте так и договоримся. Всё. Предлагаю принять проект протокольного решения с учётом обсуждения и моих предложений по ответственности за текущую ситуацию.
<…>
Решения Правительства, принятые на заседании 12 сентября 2013 года:
1. Об исполнении федерального бюджета, ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие 2013 года
Минфином в соответствии с Бюджетным кодексом и постановлением Правительства «Об утверждении Положения о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчётности об исполнении федерального бюджета» представлен отчёт об исполнении федерального бюджета за первое полугодие 2013 года.
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклады Министра финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова и Министра экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаева по данному вопросу.
2. Утвердить отчет об исполнении федерального бюджета за первое полугодие 2013 года и направить его в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату Российской Федерации.
3. Заместителям Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей в 3-дневный срок представить предложения о целесообразности дальнейшей реализации федеральных целевых программ «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011 -2015 годах» (Минобороны России), «Чистая вода» на 2011 - 2017 годы (Госстрой), «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (Ростуризм), государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (Минкомсвязь России), а также предложения по привлечению к дисциплинарной ответственности соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их реализацию.
Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации -Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации С.Э.Приходько обобщить представленные предложения в части мер дисциплинарной ответственности и доложить Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву.
4. Минсельхозу России (Н.В.Федорову), Минрегиону России (И.Н.Слюняеву) завершить с учетом состоявшегося обсуждения подготовку проектов правовых актов об утверждении новых федеральных целевых программ «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы», «Юг России (2014 - 2020 годы)» и «Сохранение и восстановление комплекса духовного, культурного, природного наследия и развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014 - 2019 годы» соответственно и обеспечить их представление в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
5. Минсельхозу России (Н.В.Федорову), Минфину России (А.Г.Силуанову) с учетом приоритетности финансирования мероприятий, направленных на оказание поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от крупномасштабного наводнения на Дальнем Востоке, представить в Правительство Российской Федерации предложения по перераспределению объемов финансирования, предусмотренных в 2013 году в федеральном бюджете на государственную поддержку сельскохозяйственного производства.
6. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минфину России (А.Г.Силуанову) до 5 декабря 2013 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты правовых актов, обеспечивающих упрощение в 2014 году порядка внесения изменений в федеральную адресную инвестиционную программу.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(по вопросам аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица на территории Российской Федерации)
Законопроектом предусматривается закрепление за Правительством полномочий по определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, а также устанавливаются единые правила аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории страны.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом предложений Банка России, касающихся исключения аккредитации филиалов иностранных кредитных организаций, а также утверждения Банком России порядка аккредитации их представительств, и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов»
Законопроектом предусматривается:
- возможность осуществления перевозки тяжеловесного груза без оформления специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов с превышением массы транспортного средства до 2% от предельно допустимой массы транспортного средства или предельно допустимой осевой нагрузки транспортных средств, установленных на территории Российской Федерации;
- наделение уполномоченного на выдачу специального разрешения органа правом осуществлять выдачу специальных разрешений самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные государственные учреждения;
- установление межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного органа, владельцев автомобильных дорог и федеральных органов исполнительной власти при оказании государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В отношении перевозки опасных грузов законопроект предусматривает внесение изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части:
- уточнения перечня опасных грузов, на перевозку которых необходимо получение специального разрешения при движении по автомобильным дорогам транспортного средства;
- закрепления полномочий по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, вне зависимости от принадлежности автомобильной дороги, за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, одновременно исключая такие полномочия у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Законопроектом предлагается в части второй статьи 443 УПК исключить положение, обязывающее суд выносить постановление о прекращении уголовного дела без применения принудительных мер медицинского характера только на том основании, что лицом в состоянии невменяемости совершено запрещённое уголовным законом деяние небольшой тяжести.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона “О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”»
Принятие федерального закона позволит учреждениям, исполняющим уголовное наказание, представлять в орган миграционного учёта уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания в срок до семи рабочих дней.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы” и Федеральный закон “О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией”»
Законопроектом предлагается установить гражданам, удостоенным звания Героя Труда Российской Федерации за достижение выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности и значительный вклад в социально-экономическое развитие страны, в том числе в развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, строительства, науки, культуры, образования и здравоохранения, а также иных областей деятельности, меры социальной поддержки, в том числе дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, аналогичные мерам, предусмотренным законодательством для Героев Социалистического Труда.
Реализация законопроекта потребует выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета в объёме 12 118,85 тыс. рублей в год.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и Федеральный закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 303 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Законопроект вносит изменения в статью 303 Федерального закона, исключая из содержания специальной таможенной процедуры положения о применении мер тарифного и нетарифного регулирования, запретов и ограничений. Правительству предоставляются полномочия по установлению положений, определяющих для таможенных целей требования и условия специальной таможенной процедуры. Также Правительству предоставляются полномочия по установлению условий помещения отдельных категорий товаров под специальную таможенную процедуру в случаях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 303 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
8. О Федеральной таможенной службе
Новая редакция Положения о ФТС подготовлена в связи с произошедшими в 2010–2013 годах изменениями таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации и определяет полномочия Службы в установленной сфере ведения.
Положением о ФТС устанавливаются полномочия Службы в сфере таможенного дела и иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, в том числе Кодексом об административных правонарушениях, Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», другими нормативно-правовыми актами.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
9. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта
Проект постановления разработан в целях установления требований к содержанию финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом федерального закона, проектом акта Правительства, проектом акта федерального органа исполнительной власти.
Отсутствие в действующем законодательстве требований к содержанию финансово-экономических обоснований проектов актов затрудняет оценку целесообразности и последствий принятия проектов актов с финансово-экономической точки зрения.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу, предусмотрев в нем согласование с Минэкономразвития России формы финансово-экономического обоснования, устанавливаемой Минфином России.
10. О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
Проектом постановления предусматривается:
- установить, что государственный надзор за спортивными парусными судами и прогулочными судами осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о федеральном государственном транспортном надзоре;
- возложить государственную регистрацию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов на Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС;
- утвердить три проекта правил, которые будут содержаться в приложениях к проекту постановления:
- правила государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;
- правила классификации и освидетельствования спортивных парусных судов;
- правила классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Следует отметить, что в целях разграничения полномочий между Минтрансом и МЧС в отношении осуществления государственного надзора, классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, проектом постановления предусматривается внесение изменений в положения об этих министерствах.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
11. О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации
Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписано в г. Женеве 1 сентября 1970 года.
Проектом постановления предусмотрено наделение Минтранса следующими полномочиями: назначать или уполномочивать испытательные станции к выполнению работ по контролю соответствия нормам, установленным Соглашением для изотермических транспортных средств, транспортных средств – ледников, транспортных средств – рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств; назначать экспертов для проверки эффективности термического оборудования находящихся в эксплуатации специальных транспортных средств; выдавать свидетельства о соответствии нормам, установленным Соглашением для специальных транспортных средств.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
12. О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Проект постановления разработан в целях реализации Федерального закона «О внесении изменений в статьи 3 и 42 Закона Российской Федерации “О недрах”».
В соответствии с указанным законом порядок определения суммы сбора за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Проектом постановления предлагается закрепить полномочия, предусмотренные указанным законом, за Минприроды.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
13. О Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока
Проектом постановления предусматривается образовать Правительственную комиссию по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и утвердить Положение о ней.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.