1.
О стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
Российской Федерации на период до 2030 года
В целях стабильного и динамичного развития
национальной экономики возникла необходимость выработки документа долгосрочного
планирования в сферах агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов – стратегии
развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации
на период до 2030 года.
2.
О распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2020 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое
обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды
в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского
конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды
Проектом распоряжения предусматривается утвердить
распределение иного межбюджетного трансферта между 43 субъектами Российской
Федерации для реализации проектов создания комфортной городской среды в малых
городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского конкурса
лучших проектов создания комфортной городской среды.
3.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной
научно-технической политике”»
Принятие
законопроекта позволит увеличить объём венчурных инвестиций в инновационные
проекты, особенно на ранних стадиях их жизненного цикла.
4.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной
гражданской службе Российской Федерации” (в части, касающейся создания правовых и организационных условий
для проведения экспериментов, направленных на развитие государственной
гражданской службы)»
Принятие
законопроекта позволит создать правовые основы и организационные условия для
внедрения новых кадровых технологий, направленных на повышение эффективности
деятельности государственных органов и профессиональной служебной деятельности
государственных гражданских служащих.
5.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер
оплаты труда»
Законопроектом
предлагается внести изменения в 4 законодательных акта Российской Федерации в
части замены сумм, исчисляемых в зависимости от минимального размера оплаты
труда (далее – МРОТ).
Принятие
законопроекта позволит:
-
устранить несоответствие положений законодательных актов, регулирующих
гражданские правоотношения, и законодательства о МРОТ, согласно которому МРОТ
применяется только для регулирования оплаты труда и целей обязательного
социального страхования;
-
установить в рублях (или с использованием иных подходов, но без привязки к
МРОТ) размеры сумм, связанных с гражданско-правовыми обязательствами в сферах
регулирования деятельности сельскохозяйственных кооперативов, государственных и
муниципальных унитарных предприятий, перевозок железнодорожным транспортом и
страхования ответственности при осуществлении воздушных перевозок.
6.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 128
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
Принятие законопроекта позволит сохранить социально полезные связи осуждённых с
родственниками.
7.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 31 Федерального
закона “О войсках
национальной гвардии Российской Федерации”»
Законопроектом
предлагается внести изменение редакционного характера в часть 4 статьи 31
Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»,
закрепляющее обязанность организаций, важные государственные объекты,
специальные грузы и сооружения на коммуникациях которых охраняют воинские части
войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществлять за счёт
собственных средств предоставление и оплату коммунальных услуг военных
городков, зданий и сооружений, в которых они расквартированы.
Принятие
законопроекта позволит конкретизировать нормы части 4 статьи 31 Федерального
закона в части, касающейся вопроса предоставления и оплаты коммунальных услуг
указанными организациями.
Москва,
18 марта 2020 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных
федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании
Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Дмитрия Патрушева о стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года
Из стенограммы:
М.Мишустин: Доброе утро, уважаемые коллеги!
Прежде чем приступить к повестке дня, я бы хотел
сказать несколько слов о том, что сегодня наиболее всего волнует людей, –
о борьбе с коронавирусом.
Многие люди только сейчас начали
осознавать всю серьёзность ситуации. Но поводов для паники нет. Россия имеет
успешный опыт борьбы с эпидемиями как внутри страны, так и в мире. И мы
справимся с этой угрозой.
Президентом создана рабочая группа
Госсовета, которая занимается противодействием этой инфекции. При
Правительстве, как вы знаете, начал работу Координационный совет.
Сегодня опубликовано заявление Правительства о том, что
уже делается, и о наших дальнейших шагах.
Мы принимаем проактивные меры для
того, чтобы не допустить массового распространения вируса в нашей стране и снизить
его влияние на экономику. Все они продуманы и абсолютно оправданны, проработаны
и скоординированы на всех уровнях. И мы продолжим действовать так же активно и
энергично. Но очень многое зависит от нас самих. От того, насколько
ответственно мы относимся к собственному здоровью, здоровью наших близких и
родных. А для этого необходимо максимально ограничить свои контакты и в случае
появления симптомов вызывать врача.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 19 марта 2020 года
Уверен, что принимаемые
Президентом, Правительством, региональными властями меры, ответственность
людей, взаимная поддержка позволят нам вместе победить коронавирусную инфекцию.
На федеральном уровне
создана система мониторинга за этой опаснейшей болезнью и введён набор
мероприятий по её профилактике. Все необходимые поручения даны. Коллеги,
бóльшая их часть должна быть исполнена в течение этой недели. Прошу
максимально оперативно – в течение 24 часов – вносить необходимые документы в
Правительство, а Аппарат Правительства – в такой же срок представлять эти
документы мне на подпись.
И конечно, очень важно
максимально быстро исполнять их на уровне регионов и муниципалитетов. Я дал поручение федеральным
органам власти и всем регионам создать оперативные ведомственные штабы и
утвердить планы неотложных мероприятий по единой форме, которая была
разработана и уже представлена в регионы.
Мы уже приостановили въезд для граждан всех
зарубежных государств (за исключением отдельных категорий лиц).
С 20 марта будет
временно ограничено пассажирское сообщение с Великобританией, Соединёнными
Штатами Америки и Объединёнными Арабскими Эмиратами, за исключением полётов в
Лондон, Нью-Йорк и Дубай.
Чартерные
рейсы, которые потребуются для вывоза из России граждан этих государств, а
также для возвращения наших граждан, будут сохранены.
Те,
кто возвращается в Россию, проходят санитарно-карантинный контроль. Мы и дальше
будем вести медицинское наблюдение за ними, а также за теми, с кем
они общались.
С
учётом развития эпидемиологической ситуации в других странах
ограничительные меры внутри России могут корректироваться, но исключительно с
целью защиты здоровья наших граждан.
Мы
вводим временные правила по
дистанционной выдаче больничных листов и их оплате в случае карантина. Это
нам позволит поддержать наших граждан и сохранить их доходы.
А
тем, кто всё-таки заболел, будет оказана всесторонняя, необходимая помощь.
Развёрнуто достаточное количество инфекционных коек. Достаточно у нас и аппаратов
искусственной вентиляции лёгких. И при необходимости их число будет увеличено.
Создан запас лекарственных препаратов и средств индивидуальной защиты.
Медицинские организации готовы к различным сценариям.
Работа
с гражданами, которые изолированы и находятся дома, оказание медицинской помощи
уже заболевшим и лицам с подозрением на заболевание должны достойно
оплачиваться. Чтобы стимулировать врачей и медперсонал, которые участвуют в
борьбе с коронавирусом, мы по поручению Президента создали резерв для Минздрава
в размере 10 млрд рублей. И выделяем из резервного фонда Правительства 1,6
млрд рублей, чтобы стимулировать сотрудников Роспотребнадзора, которые работают
практически в круглосуточном режиме.
Мы
также наладили производство диагностических тест-систем и организовали
тестирование всех прибывающих в нашу страну людей из государств, где
распространена эта инфекция, а также тех, с кем они контактировали. Сегодня создан запас
более 700 тыс. тест-систем, который будет в постоянном режиме и далее
пополняться. Мы будем поставлять тест-системы во все регионы и контролировать,
чтобы логистика поставок улучшалась с каждым днём. Данные обо всех проводимых
лабораторных исследованиях на коронавирус будут централизованы. Субъектам
Российской Федерации поручено обеспечить соблюдение противоэпидемического
режима в образовательных организациях, включая перевод на дистанционные формы
обучения и работы.
Теперь несколько слов
об экономике. Мы уже предприняли ряд последовательных действий, чтобы сократить
негативное влияние распространения коронавируса. Мы создали финансовый резерв в
размере 300 млрд рублей, а также гарантийный фонд для реструктуризации кредитов
компаний, которые оказались в сложной ситуации. Совместно с Банком России будем
снижать волатильность финансового рынка, а также предпринимать дополнительные
шаги, которые необходимы для нормализации ситуации.
Мной был утверждён план
первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики. Это своего
рода антикризисный план – комплекс оперативных мероприятий, которые необходимы
для обеспечения стабильного социально-экономического развития. Мы
сконцентрируемся на поддержке отраслей, которые оказались в сложной ситуации,
но прежде всего на поддержке людей и обеспечении их товарами первой
необходимости. Что здесь имеется в виду?
Первое. Минпромторг,
Федеральная налоговая служба, Росстат и Коммуникационный центр Правительства с
завтрашнего дня начнут оперативный мониторинг всех цен в каждом регионе, в
каждой торговой сети и аптечной организации. Это касается продуктов питания,
детских товаров, лекарственных средств и медицинских изделий. И конечно,
средств дезинфекции и индивидуальной защиты. В торговых сетях должен быть сформирован
достаточный уровень запасов такой продукции. И они нам должны об этом сообщать
и подтверждать это. Для этого Министерство финансов, Минэкономразвития и
Минпромторг оперативно разработают соответствующий механизм. Торговые
предприятия получат доступ к льготным кредитам, если это будет необходимо для
формирования соответствующих запасов.
С завтрашнего дня на
один месяц отменяются все ограничения для поставок товаров первой
необходимости, в том числе таможенные. Мы вводим «зелёный коридор» для импортёров
и крупных торговых сетей. На ввоз ряда товаров, в том числе лекарств и
медицинских изделий, устанавливается нулевая ставка таможенной пошлины.
Наша промышленность
должна увеличить объёмы производства и ускорить выпуск медицинских изделий, на
которые сейчас есть повышенный спрос. Минздраву необходимо определить порядок
их упрощённой, а значит, более быстрой регистрации. Минпромторгу необходимо
передать в Правительство график, как мы договорились, ежедневных объёмов
производства масок и других средств индивидуальной защиты с учётом ввода новых
мощностей. Мы будем в режиме онлайн контролировать ситуацию с их наличием. И
для этого создаём единый информационный центр, где будут собираться все
сведения по каждому региону.
Второе. Мы упростили
дистанционную торговлю лекарствами и медицинскими изделиями, которые продаются
без рецептов. При этом контроль за их оборотом будет усилен, чтобы
недобросовестные поставщики «под шумок» не поставляли контрафактную продукцию.
Надо очень внимательно следить, чтобы не допустить таких ситуаций.
Третье. Еженедельно по
всей стране будет проводиться оперативный мониторинг рынка труда. Мы должны
видеть полную картину занятости на местах. Особенно – в моногородах, наиболее
уязвимых с этой точки зрения. Социальные выплаты для тех, кто признан
безработным, должны выплачиваться вовремя и в полном объёме. При необходимости
мы поможем регионам.
Четвёртое. Отраслям
экономики, которые оказались в сложной ситуации, будет предоставлена отсрочка
по налоговым платежам. Я уже дал поручение до 1 мая предоставить такую отсрочку
турбизнесу и авиаперевозчикам.
Кроме того, мы приняли
решение освободить в этом году туроператоров от уплаты взносов в резервный фонд
ассоциации «Турпомощь». В ближайшее время Минэкономразвития совместно с
Минфином, Минтрансом и Ростуризмом разработают порядок компенсации убытков
туроператоров, которые связаны с невозвратными тарифами по авиаперевозкам.
Пятое. Особое внимание
уделено поддержке малого и среднего бизнеса. В этом секторе заняты миллионы
людей, и он оказался в не менее сложной ситуации. Поэтому на три месяца,
начиная с марта, вводится отсрочка по уплате страховых взносов, а также
временная отсрочка на оплату арендных платежей для тех, кто арендует государственное
или муниципальное имущество. Кроме того, вводится мораторий на проверки предприятий
из реестра малого и среднего бизнеса, в том числе налоговые и таможенные.
Расширены программы льготного кредитования и возможности реструктуризации по
приемлемым ставкам тех кредитов, которые были им выделены ранее.
Соответственно, увеличены объёмы предоставляемых субсидий, а также
капитализация региональных микрофинансовых организаций для максимального охвата
льготными займами малого и среднего бизнеса.
Шестое. Большая
нагрузка сейчас падает на региональные бюджеты. Мы будем в постоянном режиме
отслеживать эту ситуацию и при необходимости расширим меры их поддержки.
В этой ситуации нам
особенно нужно плотно взаимодействовать со всеми ветвями власти, включая
Государственную Думу. Депутаты по своей инициативе подготовили законопроект,
который расширяет полномочия Правительства относительно выделения
дополнительных средств для борьбы с коронавирусом. Планируется, что сегодня он будет
принят в первом чтении, и мы благодарны за такую поддержку. Правительство
сможет более гибко, более оперативно реагировать на меняющуюся обстановку,
своевременно увеличивать резервный фонд и направлять средства именно туда, где
они особенно необходимы, без внесения поправок в бюджет.
Уважаемые коллеги!
Глобальная пандемия коронавируса заставляет государства всего мира вводить всё
новые ограничивающие меры в целях уменьшения скорости распространения
заболевания. Это оказывает серьёзное негативное влияние на экономическую
активность, на глобальные финансовые, фондовые рынки, сырьевые рынки. Это
оказывает также значимое влияние на ситуацию в России. В начале этой недели Правительство и Банк России, как вы знаете, объявили о мерах по обеспечению устойчивости
экономического развития, которые направлены на снижение негативного влияния
на граждан России.
Мы
концентрируемся на трёх ключевых задачах: обеспечение финансовой стабильности,
поддержание устойчивости отраслей и секторов экономики и поддержка населения и
регионов.
Мы обещали,
что в случае необходимости пакет реализуемых мер будет расширен.
Сегодня
Министерство финансов и Банк России объявили о новом режиме работы на валютном
рынке. Теперь регулятор будет компенсировать валютному рынку непоступление
валютной выручки в случае снижения нефтяных котировок Urals ниже уровня 25 долларов за
баррель. Это позволит увеличить предложение валюты, сделает его более
предсказуемым вне зависимости от ситуации на глобальных рынках нефти и газа.
Правительство
и Банк России будут и дальше предпринимать действия, необходимые для
обеспечения финансовой стабильности.
Перейдём к
повестке. Начнём со стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов до 2030 года.
Мы многого
добились в сельском хозяйстве. Россия сегодня занимает седьмое место в мире по
притоку иностранных инвестиций в эту отрасль. Мы входим в пятёрку
стран-экспортёров по зерновым. Чтобы агросектор и дальше успешно развивался,
надо адекватно реагировать на существующие вызовы. Среди них – санкции,
колебания рыночной конъюнктуры, те же самые разнообразные чрезвычайные
ситуации, такие как пандемия коронавируса, которая уже серьёзно влияет на
экспорт товаров и услуг. Есть ряд барьеров и на внутреннем рынке, в том числе
недостаточный уровень развития сельских территорий.
Мы будем решать все эти
задачи в комплексе. Стратегия должна стать основой долгосрочного развития
сельскохозяйственного и рыбохозяйственного комплексов. Её приоритеты увязаны с
национальными целями, которые определены Президентом. В том числе речь идёт о
повышении доходов и улучшении жизни людей на селе. Здесь так же, как и в
городах, должны быть нормальные комфортные дома, хорошие дороги, школы,
магазины, больницы и скоростной интернет.
Современный аграрный
сектор – это высокотехнологичная и перспективная отрасль. Поэтому мы будем
стимулировать предпринимательскую активность и создавать условия для инвестиций
в АПК. От того, насколько успешно мы решим эти задачи, зависит благополучие
миллионов наших людей и позиции страны на мировом аграрном рынке.
Сельское хозяйство –
это основа нашей безопасности. И не только продовольственной, но и
экономической, социальной. Мы это наглядно видим сейчас, когда во многих
европейских странах возник ажиотажный спрос на продукты из-за распространения
коронавирусной инфекции.
Продуктов питания у нас
достаточно. Мы и дальше будем делать всё, чтобы наши люди могли покупать свежие
продукты – хлеб, молоко, мясо, – и в магазинах не было пустых полок. Чтобы
российский агробизнес не только кормил наших граждан, обеспечивал внутренний
рынок, но и приносил нам солидную прибыль от поставок на экспорт.
Следующий вопрос
касается малых городов и исторических поселений. Напомню, что они составляют
бóльшую часть населённых пунктов нашей страны – 86%. Здесь живёт более 30
миллионов людей.
На прошлой неделе я, вы
знаете, посещал
один из таких городов – Переславль-Залесский, чтобы на месте посмотреть,
какие там есть проблемы, вопросы. Они – общие для многих таких населённых пунктов. Чтобы решить эти часто
застарелые, копившиеся десятилетиями проблемы, нужна поддержка Правительства и
региональных властей.
Сегодня мы будем
распределять 5 млрд рублей для 43 регионов в рамках Всероссийского конкурса
лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и
исторических поселениях. Эти средства пойдут на то, чтобы реализовать 80
проектов-победителей. Где-то будут построены новые игровые и детские площадки,
где-то – гостиницы. Где-то – обновлены набережные, места для спорта и отдыха,
появятся новые скверы и парки. Важно, что эти предложения исходят от самих
людей, которые там живут. А конкурс начинается с общественного обсуждения всех
идей непосредственно на местах. Конкурс проводится с 2018 года по инициативе
Президента. Лучшие проекты уже воплощены в жизнь, некоторые из них нам как раз
представили в Переславле. Считаю такой опыт очень важным для всех регионов. Со
следующего года мы планируем в два раза увеличить финансирование конкурса – до
10 млрд рублей. А подводить итоги собираемся раньше, уже в начале осени.
Сегодня мы также
рассмотрим поправки к закону «О науке и государственной научно-технической
политике». Наша задача – защитить инвесторов, которые финансируют стартапы и
растущие компании в сферах, где довольно высокие риски. Это прежде всего
научные и инженерные разработки, передовые технологии. В послании Президент
отметил, что у инновационного бизнеса должно быть право на риск. Чтобы
неудачная реализация идеи автоматически не означала нецелевое использование
бюджетных средств. И как следствие – уголовное преследование. Для этого мы
перенастраиваем систему господдержки прямого и венчурного финансирования,
закрепляем в законодательстве понятия венчурного финансирования и института
инновационного развития. Учитывая, что рыночные условия по сути своей
достаточно трудно предсказуемы, мы допускаем, что компании могут понести
финансовые издержки.
Кроме того, у Правительства
появятся новые полномочия. Во-первых, мы определим критерии, на основании
которых институты развития будут решать, финансировать инновационные проекты
или нет, когда речь идёт о деньгах из бюджета. Во-вторых, разработаем методы
управления рисками при реализации таких проектов. И в-третьих – правила, по
которым мы будем оценивать эффективность использования бюджетных средств.
Рассчитываю, что эти меры позволят увеличить объём венчурных инвестиций в
инновационные проекты, особенно на ранних стадиях их жизненного цикла.
Перейдём к обсуждению.
По первому вопросу докладывает Патрушев Дмитрий Николаевич, Министр сельского
хозяйства.
Д.Патрушев:
Уважаемый
Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Сегодня я представляю
стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до
2030 года. Формирование стратегического видения особенно актуально сегодня.
Текущая ситуация требует от каждого сектора экономики грамотного и взвешенного
подхода, а также продуманности действий. Безусловно, утверждение стратегии на
10 лет позволит обеспечить слаженную координацию на всех уровнях.
В последние годы АПК, в
том числе за счёт поддержки государства, демонстрирует уверенный рост, является
одним из драйверов отечественной экономики и оказывает непосредственное влияние
на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской
Федерации. При этом очевидно, что дальнейшее движение вперёд во многом является
залогом роста деловой и товарной активности в смежных отраслях.
Уважаемые коллеги, хочу
подчеркнуть, что стратегия так или иначе затрагивает все национальные цели,
изложенные в майском указе Президента, однако наиболее существенно она влияет
на реализацию семи национальных целей (о каждой из них расскажу подробнее).
Также отмечу, что приоритеты стратегии синхронизированы с ключевыми, уже
утверждёнными документами отраслевого планирования.
Итак, первая
стратегическая цель – это повышение доли общей площади благоустроенных жилых
помещений в сельских населённых пунктах. Она заложена в госпрограмму «Комплексное
развитие сельских территорий» и будет влиять на выполнение сразу двух
национальных целей: обеспечение устойчивого роста численности населения и
улучшение жилищных условий. Цели тесно взаимосвязаны.
Очевидно, что
доступность комфортного жилья для семей, особенно молодых, напрямую влияет на
демографический рост. Со своей стороны Минсельхоз России уже ведёт масштабную
работу по повышению привлекательности жизни на селе.
Основным механизмом
достижения целей является льготная сельская ипотека. Хочу отметить, что с
начала 2020 года в банки уже поступило более 30 тыс. заявок на сумму,
превышающую 62 млрд рублей, – это в 4 раза больше возможного объёма выдачи
ипотечных кредитов в текущем году. То есть мы видим в буквальном смысле
сверхпопулярность данного инструмента и его актуальность на долгосрочную
перспективу.
Наша вторая
стратегическая цель – повышение уровня соотношения среднемесячных располагаемых
ресурсов сельского и городского домохозяйств – непосредственно влияет на
достижение национальной цели по обеспечению устойчивого роста реальных доходов
граждан. Мероприятия в рамках данной цели реализуются за счёт госпрограммы «Комплексное
развитие сельских территорий», Госпрограммы АПК и входящего в неё федерального
проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие
сельской кооперации».
Задачу планируем решать
по двум направлениям. Первое – повышать уровень занятости среди сельских
граждан. Второе – мы продолжим готовить и увеличивать количество
высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов для работы в отрасли.
Для реализации цели мы в том числе будем постоянно расширять возможности для
привлечения студентов аграрных вузов на производственную практику в сельхозорганизации
с целью последующего трудоустройства. А внедрение новых образовательных
программ, отвечающих актуальным запросам отрасли, существенно повысит
значимость такого специалиста на рынке труда.
Уважаемые участники
заседания, обеспечению устойчивого роста доходов граждан будет способствовать
третья цель стратегии – увеличение произведённой добавленной стоимости в АПК.
Она заложена в мероприятия Госпрограммы АПК, а также напрямую влияет на
достижение национальной цели – вхождение Российской Федерации в число пяти
крупнейших экономик мира. Перспективы в данном направлении связаны с
технической и технологической модернизацией, развитием мелиорации и повышением
эффективности сельхозпроизводства в целом.
Эти задачи будут решаться,
во-первых, за счёт использования ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной
техники. Во-вторых – за счёт эффективного вовлечения в оборот земель
сельскохозяйственного назначения с одновременным повышением продуктивности и
качества почв. Сейчас Минсельхоз ведёт работу по созданию соответствующей
госпрограммы. До 2030 года в её рамках планируется вовлечь в сельхозоборот не
менее 10 млн га земли.
Далее. Предполагается
развитие мощностей хранения и переработки сельхозсырья для увеличения доли
продукции с высокой добавленной стоимостью. В рамках этого направления будут
строиться современные оптово-распределительные центры и развиваться переработка
с внедрением инновационного оборудования.
Следующее мероприятие –
стимулирование применения высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных
культур и пород животных. В том числе за счёт обозначенных направлений
рассчитываем к 2030 году достичь значения произведённой добавленной стоимости,
создаваемой в сельском хозяйстве, в объёме 7 трлн рублей.
В развитие этой темы
важно сказать о четвёртой стратегической цели – повышение
научно-технологического уровня АПК за счёт развития селекции и генетики. Она
предполагает мероприятия в рамках Госпрограммы АПК, входящей в её состав
Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства, а также
соответствует задачам Доктрины продовольственной безопасности.
Данная цель вносит
вклад в достижение национальной цели по ускорению технологического развития
России. Мы понимаем, что здесь предстоит масштабная работа. Текущий уровень
инновационной активности организаций, занимающихся селекцией, генетикой и семеноводством,
весьма невысокий. В том числе это связано с определённым наследием, а также с
тем, что аграрная наука находится в отрыве от развития АПК. Данный вопрос
обсуждался на Госсовете в декабре прошлого года.
Однако мы выстраиваем
работу по корректировке сложившейся ситуации и будем продолжать её по следующим
направлениям: улучшение генетического потенциала в животноводстве, развитие
селекции и семеноводства сельхозкультур, разработка и внедрение технологий
производства кормов и кормовых добавок для животных.
Подчеркну, что данная
стратегическая цель также будет влиять на выполнение ориентиров Доктрины
продовольственной безопасности. В частности, доля отечественных семян должна
достичь 75% от общего объёма.
Безусловно, будущее
российского агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов напрямую зависит
от развития и внедрения цифровых технологий. Это направление работы обозначено
в нашей пятой стратегической цели – цифровая трансформация АПК, которая
коррелирует с национальной целью по ускорению внедрения цифровых технологий в
экономике и социальной сфере. Достижение её возможно за счёт Госпрограммы АПК и
национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
Основные планы здесь мы
связываем с созданием платформы «Цифровое сельское хозяйство». Этот инструмент
будет содержать необходимое количество понятных сервисов для деятельности
сельхозтоваропроизводителей. По этому направлению мы пока только начинаем
работу, однако уже через два года основные меры господдержки можно будет
получить в цифровом формате во всех российских регионах, в том числе через портал
госуслуг. Согласно стратегии к 2024 году 75% операций по предоставлению
господдержки аграриям будет осуществляться в цифровом виде.
Отдельно скажу о
решении вопроса учёта земель сельхозназначения. На сегодняшний день
соответствующая единая федеральная информационная система содержит информацию
почти о половине сельхозземель нашей страны, включая площадь, вид угодий,
выращиваемые культуры, данные о плодородии и землепользователе. К 2024 году
охват достигнет 80%. Планируем, что к 2030 году охват достигнет 100%.
Кроме того, до конца
2020 года Минсельхоз России создаст систему «единое окно», призванную
обеспечить получение оперативной отраслевой информации, необходимой для
принятия обоснованных управленческих решений.
К 2021 году система
будет аккумулировать аналитику по 20 тыс. отраслевых показателей, к 2024 году –
по 50 тыс., к 2030 году – по 100 тыс. показателей. Подчеркну: это лишь
некоторые задачи, которые заложены в наш проект по цифровизации.
Шестая стратегическая
цель – увеличение физического объёма инвестиций в агропромышленном и
рыбохозяйственном комплексах. Эти отрасли традиционно являются привлекательными
для инвестиций, в том числе зарубежных. Безусловно, работа по привлечению
капитала будет продолжена, в частности за счёт обеспечения доступности льготных
кредитных ресурсов, льготного лизинга, проработки вопроса о предоставлении
налоговых преференций и применения нефинансовых мер, способствующих
дополнительному привлечению инвестиций.
Наконец, вкладом в
достижение национальной цели по созданию высокопроизводительного, экспортно ориентированного
сектора станут две цели стратегии: увеличение объёмов экспорта до уровня не
менее 45 млрд долларов в год и, конечно, обеспечение продовольственной безопасности.
Мероприятия заложены в Госпрограмме АПК, в федеральном проекте «Экспорт
продукции АПК», а также в госпрограмме «Развитие рыбохозяйственного комплекса».
Что касается экспорта,
Минсельхоз России сконцентрируется на увеличении объёмов производства
продукции, в том числе с высокой добавленной стоимостью. Разумеется, особое
внимание будет уделяться открытию новых рынков, устранению торговых барьеров,
проработке эффективных логистических цепочек.
Уважаемые коллеги,
сложившаяся в настоящее время ситуация в очередной раз подтверждает, что
стабильность внутреннего рынка и исполнение ориентиров Доктрины
продовольственной безопасности всегда должны оставаться нашим безусловным
приоритетом. Мы обязаны не только достигать установленных пороговых значений,
но и сохранить самообеспеченность в долгосрочной перспективе.
Успешная реализация Госпрограммы
АПК и развитие рыбохозяйственного комплекса будут способствовать выполнению
данной задачи. Кроме того, это повысит доступность качественной пищевой
продукции для формирования рациона здорового питания для всех групп населения.
Также реализация будет способствовать повышению биологической безопасности
территории Российской Федерации, включая проведение противоэпизоотических
мероприятий.
Мы понимаем, что
достижение целей стратегии будет осуществляться в непростых макроэкономических
условиях. На выполнение показателей будут оказывать влияние серьёзные риски.
В завершение хочу ещё
раз подчеркнуть, что реализация стратегии напрямую связана с неуменьшением
финансирования отрасли, в том числе уже реализуемых государственных программ.
М.Мишустин: Я хочу поблагодарить Викторию Валериевну, Вас, Дмитрий Николаевич,
за профессиональную работу.
Мы до этого готовились, заслушивали
Вас по посевной на предыдущем Правительстве,
мы у Президента проводили совещание по всем деталям, и я хочу подчеркнуть, что декомпозиция
национальных целей в отраслевые стратегии, потом в госпрограммы, в национальные
проекты, позже в работу соответствующих наших монополий
– это есть та логика, которой мы следуем. И сегодня вот этот пример, если хотите, уже методологически
проработанный вопрос по стратегии, – очень важный пример, для того чтобы коллеги, те, кто будет
докладывать отраслевые стратегии, посмотрели
на это.
Хочу
ещё раз подчеркнуть, что реализация стратегии
позволит нам усилить роль России как надёжного поставщика продуктов сельскохозяйственного производства, животноводства
на отечественный рынок и усилить роль России
как надёжного экспортёра, увеличить соответствующие объёмы экспорта, сократить
импортные технологии, увеличить наши. В результате,
я думаю, мы также поддержим развитие отечественных информационных ресурсов
прикладного характера в сфере биотехнологий.
Если
есть какие-то предложения, прошу высказаться. Принимается.
<…>
1.
О стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
Российской Федерации на период до 2030 года
В
целях стабильного и динамичного развития национальной экономики возникла
необходимость выработки документа долгосрочного планирования в сферах
агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов – стратегии развития
агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на
период до 2030 года.
Решение
Правительства:
Одобрить
стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской
Федерации на период до 2030 года.
2.
О распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2020 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое
обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды
в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения Всероссийского
конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды
Проектом
распоряжения предусматривается утвердить распределение иного межбюджетного
трансферта между 43 субъектами Российской Федерации для реализации проектов
создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в
рамках проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной
городской среды.
Решение
Правительства:
Принять
проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
3.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О
науке и государственной научно-технической политике”»
Принятие
законопроекта позволит увеличить объём венчурных инвестиций в инновационные
проекты, особенно на ранних стадиях их жизненного цикла.
Решения
Правительства:
1.
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
“О науке и государственной научно-технической политике”» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
2.
Минэкономразвития России (М.Г.Решетникову) организовать работу с
предпринимательским сообществом, в том числе с лидерами технологических
проектов и компаниями Национальной технологической инициативы, с целью
совершенствования поддержки дальнейшего развития российского венчурного рынка.
О
результатах проводимой работы до 1 сентября 2020 года доложить в Правительство
Российской Федерации.
4.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О
государственной гражданской службе Российской Федерации” (в части, касающейся
создания правовых и организационных условий для проведения экспериментов,
направленных на развитие государственной гражданской службы)»
Принятие
законопроекта позволит создать правовые основы и организационные условия для
внедрения новых кадровых технологий, направленных на повышение эффективности
деятельности государственных органов и профессиональной служебной деятельности
государственных гражданских служащих.
Решение
Правительства:
Одобрить
проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О
государственной гражданской службе Российской Федерации” (в части, касающейся
создания правовых и организационных условий для проведения экспериментов,
направленных на развитие государственной гражданской службы)» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
5.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер
оплаты труда»
Законопроектом
предлагается внести изменения в 4 законодательных акта Российской Федерации в
части замены сумм, исчисляемых в зависимости от минимального размера оплаты
труда (далее – МРОТ).
Принятие
законопроекта позволит:
-
устранить несоответствие положений законодательных актов, регулирующих
гражданские правоотношения, и законодательства о МРОТ, согласно которому МРОТ
применяется только для регулирования оплаты труда и целей обязательного
социального страхования;
-
установить в рублях (или с использованием иных подходов, но без привязки к
МРОТ) размеры сумм, связанных с гражданско-правовыми обязательствами в сферах
регулирования деятельности сельскохозяйственных кооперативов, государственных и
муниципальных унитарных предприятий, перевозок железнодорожным транспортом и
страхования ответственности при осуществлении воздушных перевозок.
Решение
Правительства:
Одобрить
проект федерального закона и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
6.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 128
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
Принятие
законопроекта позволит сохранить социально полезные связи осуждённых с
родственниками.
Решение
Правительства:
Одобрить
проект федерального закона «О внесении изменения в статью 128
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
7.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 31 Федерального
закона “О войсках национальной гвардии Российской Федерации”»
Законопроектом
предлагается внести изменение редакционного характера в часть 4 статьи 31
Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»,
закрепляющее обязанность организаций, важные государственные объекты,
специальные грузы и сооружения на коммуникациях которых охраняют воинские части
войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществлять за счёт
собственных средств предоставление и оплату коммунальных услуг военных
городков, зданий и сооружений, в которых они расквартированы.
Принятие
законопроекта позволит конкретизировать нормы части 4 статьи 31 Федерального
закона в части, касающейся вопроса предоставления и оплаты коммунальных услуг
указанными организациями.
Решение Правительства:
Одобрить проект
федерального закона «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона “О
войсках национальной гвардии Российской Федерации”» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.