1. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9
Федерального закона “О внесении изменений в части первую
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации” и признании
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации»
2. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской
Федерации»
3. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам назначения и выплаты пенсий»
4. О проекте федерального закона «О
ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции
№102)»
5. Об исполнении федерального
бюджета за I квартал 2018 года
Доходы федерального
бюджета за I квартал 2018 года сложились в сумме 4076,3 млрд рублей, что на
425,7 млрд рублей больше, чем предусмотрено в прогнозе доходов на I квартал
2018 года. Расходы федерального бюджета за отчётный период по кассовому
исполнению составили 3671,0 млрд рублей, что на 294,3 млрд рублей меньше по
сравнению с уточнённой бюджетной росписью. Профицит федерального бюджета
составил 405,3 млрд рублей.
6. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части установления административной ответственности за
невыполнение мероприятий сводных планов тушения лесных пожаров на территориях
субъектов Российской Федерации»
Законопроектом
предлагается установить административную ответственность в виде штрафа для
должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за
невыполнение сводных планов тушения лесных пожаров. Предлагаемые меры
обусловлены тем, что в течение нескольких лет в ряде регионов отмечается
недостаточное привлечение сил и средств для тушения лесных пожаров.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 4 июня 2018 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
7. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в статьи 6 и 24 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”»
Законопроектом
предлагается определить порядок согласования с органами исполнительной власти
субъектов Федерации решений о ликвидации учреждений исполнения наказаний в
случае отказа региональных властей согласовать проект соответствующего решения.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 4 июня 2018 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
8. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в статью 9 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля”
и статью 35 Федерального закона “О водоснабжении и водоотведении”»
Законопроектом
предусматривается отмена плановых проверок при федеральном государственном
контроле в области регулируемых государством цен (тарифов).
Законопроект
рассмотрен и одобрен 4 июня 2018 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
9. О проекте федерального закона «О
ратификации Протокола к Конвенции относительно принудительного или
обязательного труда 1930 года»
Протокол принят на
103-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 28 мая
2014 года в Женеве.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 4 июня 2018 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Москва,
13 июня 2018 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является
изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной
власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Антона Силуанова об изменениях в налоговом законодательстве
Из стенограммы:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассмотрим ряд очень важных для
дальнейшего развития нашей страны решений. Речь
идёт об изменениях пенсионной системы и о
корректировке налогов. Соответственно,
рассмотрим законопроекты.
Мы понимаем, насколько все
эти решения непростые, поэтому мы шли к ним
длительное время. У нас были острые дискуссии,
мы прорабатывали самые разные варианты, взвешивали все за и против. Но
точно так же мы с вами понимаем, что эти изменения назрели, и назрели давно,
они необходимы.
Без этих решений мы не можем двигаться вперёд ни в повышении уровня жизни людей, ни в социальной сфере, ни в
развитии экономики.
Сначала – о пенсионной системе. Ключевая задача,
которая поставлена Президентом, – повысить пенсии. Мы
должны их увеличивать темпами выше инфляции,
вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних проблем. Но демографическая ситуация такова, что доля
работающих людей становится всё меньше, пенсионеров, соответственно, всё больше. С
каждым годом этот дисбаланс будет только расти
– и, следовательно, нагрузка на тех, кто
работает. Всё это, если не принимать решений,
может привести к разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что
государство не сможет исполнять свои
социальные обязательства. Чтобы этого не
произошло, мы должны принять дополнительные
меры. Только так мы сможем обеспечить
нормальный уровень жизни пенсионерам, причём
на долгосрочный период.
Принимая
эти решения, мы должны руководствоваться несколькими факторами. Во-первых, нынешний порог окончания трудовой деятельности был установлен для части категорий в 1930-е годы,
а окончательно был утверждён в 1956 году для рабочих и служащих, в 1964 – для членов сельскохозяйственных предприятий. С тех пор продолжительность жизни выросла
более чем на 30 лет, кроме того, изменились и
бытовые условия, и условия труда. А сроки
выхода не пенсию остались прежними. Их поэтому давно пора пересмотреть.
Во-вторых, в последние годы нам удалось добиться существенного увеличения продолжительности
жизни – она достигла почти 73 лет. Это результат системной работы, которую мы ведём
последние 20 лет по всем направлениям социально-экономической политики. Базовый принцип – инвестиции в человека. Это и материнский капитал, и
различные выплаты семьям с детьми, и общее развитие системы образования и здравоохранения. Цель была
одна – чтобы в зрелом возрасте люди жили
дольше и лучше. В этой логике мы будем действовать
и дальше.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 14 июня 2018 года
Мы долго готовились к увеличению пенсионного возраста
и подошли к этому только сейчас, в том числе и потому, что созданы условия для
решения задачи по увеличению продолжительности жизни в рамках программы «80+».
Но сейчас люди не просто живут дольше – дольше остаются активными. Человек
пенсионного возраста лет 30 назад и сегодня – это просто разные люди. Многие в
этом возрасте полны сил и желания работать, у многих ещё дети даже не выросли.
Число работающих пенсионеров в среднем за год составляет около 12 миллионов
человек. Они не хотят выходить на пенсию, они продолжают трудиться. И с каждым
годом такая тенденция будет только усиливаться.
В-третьих,
на сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст.
Причём начали это делать ещё в 80-е годы прошлого века. В нашей стране возраст
выхода на пенсию один из самых низких – и по сравнению с нашими партнёрами по
СНГ, и с европейскими странами. Скажем, после распада СССР пенсионный возраст
был увеличен во всех странах ЕАЭС, в других странах СНГ, кроме России и
Узбекистана. Белоруссия сделала это некоторое время назад, а Казахстан и
Молдавия – ещё 20 лет назад. Более того, наши коллеги в разных государствах из
Евразийского союза сейчас делают уже следующий шаг в повышении границ
пенсионного возраста. И мы тоже в общем и целом приступили к этой проблеме – к
повышению пенсионного возраста, но пока это коснулось только гражданских и
муниципальных госслужащих, а также депутатов. Там, как известно, в действующем
законодательстве предусмотрена граница в 65 лет для мужчин и 63 года для
женщин.
Не
буду говорить общеизвестные вещи. В Европе люди завершают работу ещё позже – и
в 67, и в 70 лет. Иными словами, по этому пути идут все страны. Тем не менее,
несмотря на поздний старт по этому вопросу, предлагается ввести достаточно
длительный переходный период. Начать его предлагается с 2019 года, чтобы
пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году, и в 63
года для женщин в 2034 году. Это позволит нам направить дополнительные
средства на увеличение пенсии сверх уровня инфляции. И в целом переходный
период даст возможность синхронизировать изменение пенсионного возраста и
дальнейшее, более активное развитие социальной сферы.
Для
большинства людей, которые готовились выходить на пенсию в ближайшее время,
изменения будут плавными, повышение пройдёт постепенно. Например, мужчины,
родившиеся в 1959 году, и женщины 1964 года рождения смогут выйти на
пенсию в 2020 году – соответственно в возрасте 61 года и 56 лет. Мужчины
1960 года рождения и женщины 1965 года рождения получат право выхода
на пенсию в 2022 году – соответственно в возрасте 62 и 57 лет. А у
молодого поколения впереди ещё достаточно времени для адаптации к новым
границам.
В
качестве компенсационной меры мы предлагаем предусмотреть возможность для всех
лиц, которые имеют большой стаж (40 лет – для женщин, 45 лет – для мужчин), выйти на пенсию на
два года раньше общеустановленного пенсионного возраста в условиях его
повышения. При этом предлагается сохранить
существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий. Это право останется у тех, кто работает на вредном и опасном производстве (так
называемые списки); у женщин, которые имеют
пять и более детей; у инвалидов по зрению I группы и военной
травмы; у одного из родителей или опекунов
инвалидов с детства; у чернобыльцев; у
некоторых других категорий, которые имеют
такие льготы по социальным мотивам.
Требования
к стажу педагогов, медицинских и творческих
работников также предлагается оставить прежними. Сейчас
данным категориям работников необходимо
выработать специальный стаж от 15 до 30 лет, в зависимости от конкретной категории работника по льготам. Эти правила останутся без изменений в настоящий период. При этом возраст выхода на пенсию этих работников будет исчисляться с учётом общих подходов к темпам
повышения пенсионного возраста. Таким образом,
возраст, в котором эти работники вырабатывают
специальный стаж и приобретают право на
досрочную пенсию, фиксируется, а реализовывать
это право и назначать досрочную пенсию можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учётом увеличения трудоспособного возраста и тех переходных положений, которые предусмотрены. Для тех, кто проработал в особых климатических
условиях, в районах Крайнего Севера, приравненных
местностях, пошагово выход на пенсию будет осуществляться
для мужчин – в 60 лет, для женщин – в 58 лет.
Ещё
один важный момент, который я хочу особо подчеркнуть. Он касается нынешних
пенсионеров. Во-первых, в отношении них никакие правила, естественно, не
меняются. Во-вторых, благодаря программе увеличения трудоспособного возраста их
пенсии будут расти ориентировочно на тысячу рублей в год. Кроме того, они, как
и раньше, будут получать все положенные им иные социальные выплаты.
Хотел
бы в этом контексте обратиться к профессиональным союзам, работодателям, с тем
чтобы они оперативно организовали проведение необходимых процедур, рабочую
группу. И чтобы мы в кратчайшие сроки провели заседание Российской
трёхсторонней комиссии.
Также
сегодня мы рассмотрим ратификацию 102-й Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения. Её
положения позволят привести к международным
стандартам законодательное регулирование пенсионной сферы. Это назревший
вопрос. Конвенция достаточно долго
обсуждалась, пора её ратифицировать. Она
устанавливает чёткое соотношение между средним
размером пенсии и средним заработком.
Наши
социальные партнёры по объединению независимых
профсоюзов обращались в Правительство с предложением о ратификации этой
конвенции. Давайте это сделаем.
Коллеги,
принимаемые меры позволят не только повысить
пенсии, они дадут возможность дополнительно сбалансировать рынок труда. У нас уже сейчас рекордно низкая безработица. В среднесрочной перспективе мы и
вовсе можем столкнуться с ситуацией, когда нам
будет не хватать трудовых ресурсов. Что скрывать, в ряде регионов их уже не хватает. Поэтому старшее поколение, а
это люди с огромным опытом, зачастую
уникальной квалификацией, которые умеют работать,
ещё многое смогут сделать.
Мы должны предпринять все усилия, чтобы устранить
любые ограничения при приёме на работу людей,
уже достигших определённого возраста, чего наши
люди давно требуют. Поэтому я поручаю Роструду
особенно внимательно следить за этими процессами.
Если граждане хотят работать, они должны работать, тем
более что доход от такой работы всегда выше пенсии. И
нам необходимо обеспечить людям в нашей стране такую возможность. Это понимание должно быть не только у
государства (почему я на этом
акцентирую внимание), но и у работодателей –
они должны в полной мере обеспечить работой
людей старшего поколения.
Теперь
о налогах. Говоря об этом в контексте
совершенствования пенсионного законодательства, я имею в виду, что свою часть экономической нагрузки за повышение уровня
жизни пенсионеров должен нести бизнес.
Предложений было много. Напомню, мы обсуждали и введение налога с продаж,
и переход к прогрессивной шкале налога на
доходы физических лиц, и просто повышение ставки
этого налога, вплоть до отмены всех налоговых
льгот, включая льготы по НДС на авиаперевозки, на продукты, на детские товары. Но мы отказались от таких
неоправданно тяжёлых для людей шагов и
остановились на следующих решениях, которые
предлагаются к рассмотрению.
Первое.
Будет изменена ставка налога на добавленную
стоимость. Сейчас базовая ставка НДС – 18%. Предлагается
сделать её 20%. Чтобы эта нагрузка не падала
на людей, все льготы по налогу на добавленную
стоимость на основные социально значимые товары,
на основные услуги будут сохранены. Это
пониженные ставки в отношении продовольствия, детских товаров, медицинских
товаров и нулевые ставки на внутренние межрегиональные
воздушные перевозки.
Второе.
Мы приступили к завершающему этапу налогового манёвра в нефтегазовой отрасли. Речь идёт об отказе от
экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и
о параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых, нефти и газового конденсата. Этот процесс будет
завершён постепенно, начиная с 2019 года
и в течение шести лет. Проводя налоговый манёвр, мы, конечно, не можем не учитывать рисков повышения
внутренних цен на бензин и дизельное топливо.
Выводы из ситуации с ростом цен на топливо сделаны,
и, чтобы не допустить этого в будущем, предлагается ряд серьёзных новаций и соответствующих механизмов.
Мы
приняли решение временно с 1 июня снизить
акцизы на бензин и дизельное топливо. А для того, чтобы компенсировать регионам
выпадающие доходы, мы изменим структуру
распределения акцизов между федеральным и
региональными бюджетами.
Напомню,
что деньги, полученные за счёт акцизов, можно
использовать только на ремонт и содержание автодорог. Теперь та часть этих поступлений, которая пойдёт в региональные
дорожные фонды, вырастет. И соответственно,
уменьшится часть, которая раньше шла в федеральный бюджет.
Соответствующие
законодательные инициативы находятся в высокой степени готовности. Поручаю оперативно согласовать оставшиеся
позиции с участием всех заинтересованных
сторон и на следующем заседании Правительства рассмотреть доработанные
документы по вопросам налогового манёвра.
Инициативы, которые мы сегодня рассматриваем, предполагают
и ряд существенных налоговых послаблений.
Во-первых,
предлагается закрепить наконец на постоянной основе
применяемые сейчас в качестве льготных тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в Пенсионный
фонд, в фонды социального страхования и
обязательного медицинского страхования) на уровне 30%. То есть зафиксировать эту величину уже
окончательно.
Во-вторых, мы приняли решение отказаться в будущем
от использования такого института, как консолидированные
группы налогоплательщиков, в связи с тем, что
мы отменяем требование о контроле за трансфертными ценами внутри страны.
Проблема
так называемых консолидированных групп не новая. Мы её не раз обсуждали с
коллегами из Государственной Думы, Совета
Федерации и с главами регионов.
У
этого механизма есть существенные недостатки.
Прежде всего речь идёт о выпадающих доходах региональных бюджетов. Поэтому начиная с 2016 года, напомню,
мы приостановили создание новых групп и запретили
расширение уже действующих, ввели ряд ограничительных мер. А с 2023 года
этот институт на федеральном уровне вообще
будет ликвидирован. Принимая это решение
заранее, мы должны сделать так, чтобы и у налогоплательщиков, и у региональных властей было время подготовиться к изменению
налоговых правил в части консолидированных
групп налогоплательщиков.
Налоговые меры,
которые мы собираемся принять, позволят, во-первых, обеспечить выполнение майского указа Президента по достижению целей
развития и, во-вторых, поддержать
экономический рост, будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального
предпринимательства. Эти инициативы в части
налогов также необходимо рассмотреть на Российской трёхсторонней комиссии.
Считаю
правильным в случае, если эти инициативы будут приняты,
если они вступят в силу, зафиксировать новую
налоговую конфигурацию на ближайшие шесть лет.
Мы придерживались такого подхода в предыдущий период,
и, скажем прямо, в целом он себя оправдал.
Наряду с этими мерами предлагается сохранить
первичный дефицит бюджета на уровне 0,5% валового
внутреннего продукта и зачислять эти средства
в специально создаваемый фонд развития, чтобы осуществлять
инвестиционные расходы на выполнение нового майского указа Президента.
Уважаемые
коллеги, все законопроекты, все
сопроводительные документы должны быть
направлены в Государственную Думу в самое ближайшее время, чтобы наши коллеги-депутаты
могли до конца весенней сессии рассмотреть их
в первом чтении. Поэтому прошу всех профильных
министров, заместителей Председателя Правительства, Аппарат Правительства заняться этим в приоритетном
порядке, плотно и конструктивно работать с
парламентом.
Отдельно хочу обратиться к коллегам из Государственной Думы и Совета Федерации –
прежде всего к коллегам из фракции «Единая
Россия», но и к другим тоже: рассчитываю, что
парламент эти инициативы поддержит,
рассчитываю, что «Единая Россия» также предпримет все усилия для поддержки этих
законопроектов.
И
ещё один важный момент. Я уверен, вы все
понимаете (мы с вами об этом говорили совсем недавно):
времени для дальнейших теоретических дискуссий нет,
нам необходимо заниматься практической работой по выполнению национальных целей развития. Это единственно возможный
путь к успеху. Это принципиальная позиция
Правительства, это принципиальная позиция Президента.
А.Силуанов: Задачи, которые
стоят перед Правительством, очень амбициозны: добиться
повышения темпов роста экономики на уровне не ниже мировых, обеспечить рост реальных доходов населения и снижение
бедности, обеспечить рост пенсий выше уровня
инфляции. Для реализации этих задач нужны как
структурные преобразования, так и дополнительные
ресурсы, включая и бюджетные, и частные
инвестиции.
Меры,
предлагаемые для реализации задач, определены,
Дмитрий Анатольевич, в Вашем выступлении. По сути дела, это три ключевых блока
вопросов: изменение налогов, налоговой политики, дополнительные бюджетные расходы для
создания специального фонда развития, также
это изменения пенсионной системы, связанные с
повышением пенсионного возраста и увеличением реальных доходов пенсионеров. Таким образом, участвует и бизнес, и бюджет, и работники в решении этих
задач.
Задачи, поставленные перед Правительством, будут
реализовываться путём принятия соответствующих национальных
проектов по ключевым направлениям развития страны:
это образование и здравоохранение, поддержка экспорта
и малого предпринимательства, развитие цифровой экономики и инфраструктуры и ряд других. На эти цели и будут
направлены изменения, которые предусматриваются
в рамках налоговых изменений и бюджетного законодательства. Изменения в пенсионной системе позволят
обеспечить рост в реальном выражении пенсий,
повысить соотношение среднего размера пенсии и среднего заработка.
Остановлюсь
на изменениях налогового законодательства и
бюджетного законодательства.
Первое.
Дмитрий Анатольевич, Вы уже озвучили
предложение о повышении с 1 января следующего года размера ставки НДС с 18 до 20%. Этот шаг приведёт к дополнительным
доходам федерального бюджета более чем на
600 млрд рублей в год, начиная со
следующего года. Эти средства вместе с дополнительными доходами от завершения нефтегазового манёвра будут основными источниками
для финансирования национальных целей
развития, поставленных в указе Президента от мая текущего года. Готовящийся
налоговый пакет Правительства предусматривает набор решений по компенсации
эффекта от повышения НДС и снижению налоговой
нагрузки.
В частности, предлагается
обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам путём снижения пороговых
значений сумм уплаченных предприятием за три
года налогов, что даёт право на ускорение возмещения НДС, с 7 до 2 млрд рублей. Предусматривается снизить
нагрузку на плательщиков НДС за счёт
сокращения сроков проведения камеральных проверок при возмещении НДС; отменить сложный для бизнеса и
дестимулирующий инвестиции налог на движимое
имущество.
Все
эти налоговые решения будут внесены в составе готовящихся
Правительством проектов законов, и надеемся на их принятие
парламентом в весеннюю сессию.
Кроме
того, мы планируем зафиксировать базовые
параметры налоговой системы и не менять их в
ближайший шестилетний период, как Вы определили
в наших задачах, Дмитрий Анатольевич, в своём вступительном слове.
Правительство также предлагает на бессрочной
основе зафиксировать тариф страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с предельной величиной
базы для обложения взносами и 10% сверх
предельной величины. В настоящее время
постоянный тариф составляет 26%, и он должен
быть реализован с 2021 года. При этом дефицит
Пенсионного фонда будет, как в настоящее время, в полном объёме компенсирован
за счёт средств федерального бюджета.
Кроме
того, мы предлагаем отменить контроль за
трансфертным ценообразованием. Это существенно снизит административную нагрузку на бизнес, сократит отчётность в
Федеральную налоговую службу. Мы будем и
дальше снижать административную нагрузку на предпринимателей, в том числе на малых предпринимателей.
Решение о создании условий по улучшению
администрирования и снижении административной
нагрузки позволит нам снизить налоговую
нагрузку и административную нагрузку на
самозанятых, индивидуальных предпринимателей. Такие предложения будут подготовлены и реализованы уже в ходе рассмотрения законодательных актов в текущем году.
Создание фонда развития. Источником для такого фонда
станут дополнительные государственные
заимствования в объёме до 0,5% валового внутреннего продукта, их объём на шестилетнем промежутке времени
составит около 3,5 трлн рублей. Этот
сбалансированный объём, который мы можем себе позволить, не будет угрожать устойчивости
государственных финансов, доступности кредитных ресурсов
для частного сектора, с одной стороны, и позволит запустить ключевые
инфраструктурные проекты, проекты в области
цифровой экономики, поддержать наших экспортёров,
оказать содействие малому и среднему предпринимательству. То есть это те меры, которые необходимы для
стимулирования экономического роста.
Проекты,
которые будут финансироваться из фонда, будут отбираться исходя из необходимости повышения темпов роста экономики. Здесь и проекты в области инфраструктуры, городской и
цифровой инфраструктуры, межрегиональной
связанности – всё то, что будет влиять непосредственно на задачи экономического роста.
Средства
фонда будут позволять привлекать помимо
бюджетных средств деньги частных инвесторов.
Для более эффективного использования бюджетных
ресурсов предлагается задействовать существующие институты развития, включая Внешэкономбанк, Российский фонд прямых
инвестиций, Российский экспортный центр и
другие.
Просьба поддержать подготовленные изменения в налоговое и
бюджетное законодательство. Они прошли
обсуждение, согласование, и мы готовы к
внесению их в парламент.
<…>
1. О проекте
федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации, статью 9 Федерального закона “О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных
актов Российской Федерации»
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9
Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных
актов Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
2. О проекте
федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных
актов Российской Федерации»
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» и внести
его в Государственную Думу в установленном порядке.
3. О проекте
федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»
Решения Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам назначения и выплаты пенсий» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
Роструду (В.Л.Вуколову) обеспечить
проведение мониторинга соблюдения предусмотренного трудовым законодательством
запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста
и принятие необходимых мер.
4. О проекте
федерального закона «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального
обеспечения (Конвенции №102)»
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции
№102)» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
5. Об исполнении федерального бюджета за I квартал 2018 года
Доходы федерального бюджета за I квартал 2018 года сложились в
сумме 4076,3 млрд рублей, что на 425,7 млрд рублей больше, чем предусмотрено в
прогнозе доходов на I квартал 2018 года. Расходы федерального бюджета за
отчётный период по кассовому исполнению составили 3671,0 млрд рублей, что на
294,3 млрд рублей меньше по сравнению с уточнённой бюджетной росписью. Профицит
федерального бюджета составил 405,3 млрд рублей.
Решение Правительства:
Утвердить отчёт об исполнении федерального
бюджета за I квартал 2018 года и направить его в Государственную Думу, Совет
Федерации и Счётную палату Российской Федерации.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления
административной ответственности за невыполнение мероприятий сводных планов
тушения лесных пожаров на территориях субъектов Российской Федерации»
Законопроектом предлагается установить административную
ответственность в виде штрафа для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц за невыполнение сводных планов тушения лесных пожаров.
Предлагаемые меры обусловлены тем, что в течение нескольких лет в ряде регионов
отмечается недостаточное привлечение сил и средств для тушения лесных пожаров.
Законопроект рассмотрен и одобрен 4 июня 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части установления административной ответственности за
невыполнение мероприятий сводных планов тушения лесных пожаров на территориях
субъектов Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 6
и 24 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы”»
Законопроектом предлагается определить порядок согласования с
органами исполнительной власти субъектов Федерации решений о ликвидации
учреждений исполнения наказаний в случае отказа региональных властей
согласовать проект соответствующего решения.
Законопроект рассмотрен и одобрен 4 июня 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 24 Закона
Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы”» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 9
Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля” и статью 35 Федерального закона “О водоснабжении
и водоотведении”»
Законопроектом предусматривается отмена плановых проверок при
федеральном государственном контроле в области регулируемых государством цен
(тарифов).
Законопроект рассмотрен и одобрен 4 июня 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона
“О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” и
статью 35 Федерального закона “О водоснабжении и водоотведении”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
9. О проекте федерального закона «О ратификации Протокола к
Конвенции относительно принудительного или обязательного труда 1930 года»
Протокол принят на 103-й сессии Генеральной конференции
Международной организации труда 28 мая 2014 года в Женеве.
Законопроект рассмотрен и одобрен 4 июня 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О ратификации Протокола к Конвенции относительно
принудительного или обязательного труда 1930 года» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
Пресс-конференция Антона Силуанова, Татьяны Голиковой и Максима Топилина по завершении заседания Правительства
Из стенограммы:
Вопрос:
Мария Кудрявцева, «Россия 24». Сегодня обозначили ряд очень важных мер.
Как эти меры могут повлиять на основные макроэкономические показатели, в
частности инфляцию и рост экономики?
А.Силуанов: Принятые
Правительством Российской Федерации предложения направлены в первую очередь на
решение задач, которые нам поставил Президент
в указе и послании, а именно: увеличение
реальных доходов населения, увеличение пенсий выше инфляции, а также ускорение
темпов экономического роста. Безусловно, для этого нужны ресурсы и структурные
преобразования, структурные изменения.
Если мы говорим о ресурсах, то основные из них – это изменения в налоговом законодательстве, изменение подходов при формировании бюджета в части
определения расходов федерального бюджета.
Часть изменений, которые касаются пенсионного
законодательства, будут направлены на повышение реальных пенсий. Ваш вопрос: как повлияют эти изменения на основные
макропоказатели? Действительно,
повышение налога на добавленную стоимость – это инфляционное решение.
Тем не менее мы видим, что в текущем году мы будем иметь инфляцию значительно
меньше, чем в прогнозе. По нашим оценкам, она будет составлять около 3%,
поэтому повышение налога на добавленную стоимость до 20%, по нашим оценкам, может
внести вклад в инфляцию максимум до 1,5%. Таким образом, мы в следующем году
можем получить инфляцию порядка 4 – 4 с небольшим процента в год.
Тем не менее эти меры позволят саккумулировать в
бюджете ресурсы для инфраструктурного развития, для поддержки экспорта, для
поддержки малого и среднего предпринимательства, для реализации проектов в
области образования и здравоохранения. По сути дела, это инвестиции в
инфраструктуру и в человеческий капитал, которые дадут рост и ускорение темпов
экономического роста за счёт перераспределения ресурсов, которые у нас сегодня
есть, и направления их в те секторы экономики, которые обеспечат экономическое
развитие. Мы рассчитываем на дополнительные темпы роста экономики.
Вопрос: Антон
Германович, Татьяна Алексеевна! Сегодняшний вариант увеличения пенсионного
возраста считается одним из наиболее жёстких из обсуждавшихся. Предусмотрена ли
некая компенсация гражданам за подобное сложное решение?
А.Силуанов: Не могу
согласиться, что вариант наиболее жёсткий. Мы повышаем пенсионный возраст
постепенно, поэтапно. Для мужчин повышение возраста будет в течение 10 лет, для
женщин – в течение 16 лет. Достаточно, считаю, продолжительный промежуток
времени. Основной компенсацией, как вы говорите, будет увеличение реальных
пенсий. Если бы мы не принимали решений по возрасту, то мы бы имели в
2024 году размер пенсии примерно на треть меньше, нежели тот, который мы
сейчас ожидаем. Сегодня Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что ориентировочно
повышение пенсии мы планируем в размере порядка тысячи рублей исходя из расчёта
среднегодовой пенсии пенсионеров. Поэтому основная задача будет заключаться в
том, чтобы обеспечить повышение пенсии. Постепенно мы будем повышать уровень
так называемого пенсионного замещения заработной платы. Такие задачи у нас
стоят в концепции реформирования пенсионной системы. Эти задачи отвечают
основным нуждам пенсионеров в повышении пенсий, повышении их реальных доходов.
Т.Голикова:
Наверное, требуется дополнительное разъяснение, что значит 10- и 16-летний
переходный период соответственно для мужчин и женщин.
Позволю себе зачитать, как
это будет выглядеть. Мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года
рождения получат право выхода на пенсию в 2020 году – в возрасте
соответственно 61 год и 56 лет. Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года
рождения получат право выхода на пенсию в 2022 году – в возрасте
соответственно 62 года и 57 лет. Мужчины 1961 года рождения
и женщины 1966 года рождения получат право выхода на пенсию в
2024 году – в возрасте соответственно 63 года и 58 лет.
Мужчины 1962 года рождения и женщины 1967 года рождения – в
2026 году в возрасте 64 года
и 59 лет.
Мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения получат право
выхода на пенсию в 2028 году – в возрасте соответственно 65 и 60 лет. Женщины 1969 года
рождения – в 2030 году в возрасте 61 год, женщины 1970 года рождения
– в 2032 году в возрасте 62 года, и женщины 1971 года рождения
получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет.
Вот в чём заключается
переходный период.
Если вы обратили
внимание, выход на пенсию происходит через год. Это не значит, что никто не
выходит на пенсию в те годы, которые пропускаются. Выходят те категории,
которые сегодня были озвучены, которые являются досрочниками и по которым
ничего не меняется, пенсионеры, у которых есть социальные основания для выхода
на пенсию, и ряд других категорий.
Должна добавить к тому,
что сказал Антон Германович, с точки зрения нагрузки на экономику и пенсионную
систему – некоторые отдельные цифры.
В 1970 году у нас
на одного пенсионера приходилось 3,7 работающего. Сейчас мы подходим (в 2019
году) к черте практически 1,8. То есть объём средств, который зарабатывается
пенсионной системой посредством уплаты страховых взносов, сокращается.
Соответственно, это существенно сокращает возможности для выплаты пенсий уже
тем пенсионерам, которые находятся на пенсии, и для её увеличения.
Цель всех решений,
которые принимаются, – увеличение пенсионного обеспечения в долгосрочной
перспективе. Безусловно, в первые годы мы не получим значимых, существенных
плюсов по пополнению пенсионной системы, но постепенно, по мере продвижения
вправо, ресурсы пенсионной системы будут накапливаться. Это будет давать нам
возможность увеличивать пенсии больше, чем это происходило в предыдущие годы и
чем это будет происходить в первые годы.
И ещё один, наверное,
компенсационный механизм, на который нужно обратить внимание. Он сегодня
прозвучал в выступлении Дмитрия Анатольевича. Мы сохраняем возможность раннего
выхода (на два года раньше) гражданам, которые имеют существенный стаж, уже
заработанный в период, когда пенсионный возраст для женщин был установлен 55, а
для мужчин 60, – соответственно 40 и 45 лет стажа. Это делается всегда, когда
принимаются решения по поэтапному повышению пенсионного возраста. И мы в этой
части не являемся исключением.
Вопрос:
По статистике, сейчас 30% мужчин не доживают
до 60 лет, 40% не доживают до 65 лет. Как это
увязывается с планами по повышению пенсионного возраста? Второй вопрос – возрастная дискриминация на рынке труда. Что
будет делаться, чтобы люди старшего возраста могли нормально трудоустраиваться?
М.Топилин:
Что касается продолжительности жизни и того,
что у нас происходит в этой сфере в последние годы. Я бы хотел сказать, что мы кардинально изменили ситуацию с
точки зрения продолжительности жизни начиная с 2000 года, ещё динамичнее ситуация
менялась с 2007 года, когда были приняты
различные национальные проекты в сфере здравоохранения, демографии. Чтобы быть точным, вот цифры. 2000 год,
продолжительность жизни мужчин – 59 лет. Сегодня продолжительность
жизни – уже 67,5 года. То есть мы на восемь с лишним лет увеличили продолжительность жизни мужчин за достаточно короткий промежуток
времени. Задачи, которые перед нами поставлены – увеличение продолжительности жизни для мужчин
к 2030 году до 75 лет.
Я могу сказать, что темпы, которые мы в последнее время
фиксируем, беспрецедентны и для других стран, и для Российской Федерации, для
Советского Союза. Когда
мы говорим о точке, с которой начинали: это 2000 год,
59 лет, мужчины. 75,8 – к 2030 году, это на 16,5 года больше. Если мы
посмотрим на период Советского Союза, продолжительность жизни колебалась в
пределах 63–65 лет, она оставалась на одном и том же уровне в 1980-е, 1990-е
годы, не было кардинальных изменений. Когда
принимались решения по пенсионному возрасту, об этом неоднократно говорили, –
это 1930-е годы (при продолжительности жизни чуть более 40 лет). Стандартные
пенсионные системы, похожие на нынешнюю, – это
закон о пенсиях 1956 года, классическое
законодательство Советского Союза. С этого времени произошло достаточно много
изменений, тектонические изменения в структуре производства, в условиях труда,
вообще в сферах приложения труда. То есть труд сегодня по сравнению с тем, как
трудились наши соотечественники в 1930-е годы, – это несопоставимые понятия. Как трудились, когда осваивали северные территории, целинные земли.
Это совершенно разный труд. Сегодня гораздо в
бóльшем сегменте условия труда нормальные, люди работают в офисах, работают
удалённо, это работа с компьютерами и так далее. Всё
поменялось. Поэтому мы исходим из того, что серьёзнейшие кардинальные изменения
с точки зрения продолжительности жизни, уровня жизни, с точки зрения здоровья
наших граждан как раз в том числе и являются основанием и необходимостью для
того, чтобы повышать пенсионный возраст. При этом я хотел бы обратить внимание
на то, что нельзя сравнивать то, что мы делаем, с нынешним временем, нужно
смотреть на то, какой же будет продолжительность жизни в тех 2028 и 2034 годах, когда переходный
период изменится, а это ещё плюс шесть-семь лет продолжительности жизни,
которые мы должны достичь. Для этого есть все основания.
Что касается рынка
труда, мы здесь тоже не видим каких-то серьёзных проблем, хотя, безусловно,
предпринять дополнительные усилия здесь потребуется. Сегодня были даны
соответствующие поручения Федеральной службе по труду и занятости. Мы недавно
приняли законодательство антидискриминационное, которое запрещает публикацию
объявлений – нельзя публиковать объявления, где написаны какие-либо ограничения
по возрасту. На самом деле, это, конечно, не все соблюдают, в том числе те, кто
печатает это объявление. Поэтому давайте вместе поработаем в этом направлении.
Мы считаем, что рабочие места, которые занимают граждане в возрасте, близком к пенсионному,
и рабочие места, которые занимают молодые люди, – это всё-таки разные рабочие
места, они требуют разного опыта, разных компетенций, разных знаний. Люди,
которые уже имеют большой опыт, которые трудились многие годы на производстве,
в других отраслях, очень важны для нас с точки зрения передачи навыков, своих
знаний молодым людям. И нам кажется, что путём таких действий мы сможем эту
проблему тоже решить.
Т.Голикова:
Я сейчас дам некоторую справку. По данным Росстата, по итогам 2016 года (данных
2017 года пока ещё нет) средний возраст занятых в экономике составлял 40,7 года,
в том числе мужчин – 40,2, женщин – 41,2. Среди безработных на настоящий момент
превалируют лица в возрасте от 20 до 34 лет – 48,7% в общей безработице
составляют лица этого возраста. Статистические наблюдения, которые есть в нашей
стране, не содержат данные о заболеваемости и смертности в возрасте 55–60 лет у
женщин и 60–65 лет у мужчин. Таких статистических данных нет. Тем не менее я
хочу вам привести другую статистику, она косвенно будет свидетельствовать о
некоторых тенденциях, которые есть. По итогам 2017 года в круглосуточные
стационары было госпитализировано 10,4 миллиона лиц старше трудоспособного
возраста, при этом умерло в стационарах 393,8 тысячи человек. То есть это где-то
3,7% от той численности, которая была госпитализирована, по лицам старшего
возраста (женщины после 55, мужчины после 60).
Вопрос:
Антон Германович, не могли бы Вы с цифрами рассказать, как повышение
пенсионного возраста скажется на пенсионной системе? Правильно мы поняли, что в
первые годы просто будет обеспечиваться её сбалансированность? С какого года
будут накапливаться ресурсы системы? Как изменится трансферт на ОПС и что будет
с пенсионными накоплениями граждан, уже сформированными, на сумму свыше
3 трлн рублей?
А.Силуанов:
Первое. Мы не отказываемся от построения страховой пенсионной системы, поэтому
мы заинтересованы в том, чтобы пенсионная система аккумулировала в себе больше
ресурсов, больше доходов, и эти средства пойдут на увеличение пенсий нашим
пенсионерам. Решение о повышении пенсионного возраста – это один из шагов для
повышения ресурсов Пенсионного фонда, которые, безусловно, пойдут на увеличение
пенсий пенсионерам. Это наша основная задача.
Что касается пенсионных
накоплений. Мы договорились, что будем развивать добровольные системы
пенсионного страхования, добровольные системы так называемого пенсионного
капитала. Мы вместе с Центральным банком подготовили концепцию и законопроекты
по созданию системы индивидуального пенсионного капитала, с тем чтобы наши
граждане могли в ходе трудовой деятельности иметь возможность накапливать себе
дополнительные ресурсы на пенсию. Такая система должна быть запущена в
ближайшие годы. Мы подготовили концепцию такой системы, обсудим её и представим
в Правительство и парламент. Поэтому считаем, что нынешняя страховая система
будет развиваться, и за счёт неё будет обеспечиваться увеличение пенсионного
обеспечения.
И второе: мы создадим
возможность надёжной накопительной составляющей системы. Это будет
гарантированная система, это будут системы, которые, по сути дела, будут иметь
такие страховые механизмы, как это сегодня обеспечивается при вкладах граждан в
банках. И мы будем стимулировать наших граждан к участию в таких накопительных
системах, поскольку, повторю, это будет дополнительный ресурс к пенсионной
системе, которая действует сегодня и которую мы будем совершенствовать.
Т.Голикова:
Трансферты в пенсионную систему пока будут оставаться, потому что трансферты в
пенсионную систему связаны не только с увеличением индексации. Трансферты в
пенсионную систему связаны с теми нормами законодательства, которые сегодня
действуют и которые в перспективе ещё придётся обсуждать. Речь идёт о льготных
пенсиях, о сниженных тарифах по отдельным отраслям, которые компенсируются
федеральным бюджетом в виде межбюджетного трансферта для того, чтобы не снижать
пенсионное обеспечение граждан, работающих в этих отраслях. То есть те расчёты,
которые мы сегодня осуществляем, и тот прогноз, который мы сегодня озвучиваем,
исходят из проекта прогноза социально-экономического развития, который есть на
май 2018 года. Сейчас мы входим в активный бюджетный процесс, и по мере
продвижения в рамках этого бюджетного процесса будет меняться прогноз
социально-экономического развития.
На этот прогноз помимо
тенденций, которые складываются, будут оказывать влияние и те меры, которые
будут реализованы в законе о бюджете – трёхлетний мы дали, за трёхлетним
горизонтом – по тем приоритетным проектам и программам, которые обозначил
Президент в своём послании, поскольку показатели будут носить целевой характер.
И исходя из тех мер, которые будет разрабатывать Правительство, – а первые
проекты должны появиться в начале июля 2018 года, – будет скорректирован
прогноз. В зависимости от того, как он будет скорректирован, будут рассчитаны в
том числе и бюджеты государственных внебюджетных фондов, всех трёх, и трансферт
в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Сейчас предвосхищать и называть
какую-то конкретную цифру с нашей стороны было бы неправильно, поскольку эта
работа связана с формированием бюджета, и уже на стадии формирования бюджета мы
эти цифры озвучим.
При этом цифра, которую
мы назвали, – тысяча рублей… Дмитрий Анатольевич назвал это как рост пенсии в
среднем за год, но это означает, что механизмами, которые сегодня заложены в
пенсионном законодательстве, внутри, скажем, 2019 года будет
обеспечиваться индексация пенсий. Сначала так, как это было положено ранее, – с
1 февраля по фактической инфляции года, предшествующего тому, в котором
осуществляется индексация, и затем с 1 апреля – уже по всем факторам, которые в
том числе связаны с получением доходов в связи с увеличением возраста. При этом
я обращаю внимание, что граждане должны были выходить в течение всего года и,
безусловно, средства накапливаются в течение всего года, но индексация будет
осуществляться с некоторым опережением, если можно так сказать, и,
соответственно, граждане будут получать эту тысячу, расчёт которой исходит из
того майского прогноза, который мы на сегодняшний день имеем, уже
непосредственно ежемесячно.
А.Силуанов:
И эта тысяча – это мера, которую мы можем реализовать благодаря в том числе и
тем структурным преобразованиям в пенсионной системе, которые мы сегодня
обсуждали.
Хочу сказать, что у нас
есть трансферт на сбалансированность пенсионного фонда, и трансферт этот
останется. Мы сегодня в Правительстве рассмотрели законопроект о снижении
ставки страховых взносов в Пенсионный фонд с 26 до 22% уже на постоянной
основе. Если раньше из федерального бюджета на пониженную ставку выделялся
специальный трансферт, то этот трансферт останется и будет выделяться уже на
общий баланс Пенсионного фонда.
Вопрос: Сегодня
уже было озвучено, что льготы сохранятся для некоторых категорий граждан по
выходу на пенсию. Эти льготы сохраняются только на переходный период или они
будут действовать всегда? И второй вопрос. Какой механизм будет действовать для
отдельных категорий медработников и педагогических работников?
Т.Голикова: Первое,
что я хочу сказать: у нас достаточно большое количество льготных категорий
граждан, которые сегодня специальным образом прописаны в пенсионном законодательстве.
Их можно разделить на четыре части. Пенсии, которые назначаются по
профессиональным категориям, – это так называемые Список 1, Список 2, малые
списки (я сейчас скажу, что это такое) и педагоги, медики и творческие
работники независимо от возраста, то есть у них стажевая формула установления
пенсии.
Вторая категория –
досрочников. Это пенсии, которые назначаются в связи с работой в особых
климатических условиях. Это, как правило, севера.
Следующая категория – это
пенсии, назначаемые по социальным мотивам. Здесь достаточно много категорий.
Практически все из них, большинство из них, Дмитрий Анатольевич назвал во время
заседания Правительства. Если будет необходимость, мы их повторим.
И пенсии, назначаемые в связи
с радиационным воздействием. Это Чернобыль, «Маяк», Семипалатинск.
Что такое Список 1 – это
подземные работы, вредные условия труда, горячие цеха. Ничего не меняется с 1
января 2019 года.
Список 2 – это тяжёлые
условия труда, химическая, нефтехимическая, металлургическая промышленность.
Ничего не меняется с 1 января 2019
года.
Если есть необходимость, я
могу озвучить все категории, что такое малые списки, кто к этому относится. Это
очень большой объём. Их достаточно много.
Что касается медицинских и
педагогических работников, то стажевые требования по ним не меняются. Стажевые
требования, которые для них установлены в зависимости от того, на каких рабочих
местах они работали от 15 до 30 лет, фиксируются при отработке этого стажа. Но
выплата пенсии начинается точно так же, с таким же шагом, как и всем обычным
пенсионерам, которые получают страховые пенсии.
Вопрос: Антон Германович, я отойду от пенсионной тематики.
Могли бы Вы пояснить, каким образом ВЭБ, РФПИ и прочие институты развития будут
интегрированы в работу Фонда развития инфраструктуры? Какие это могут быть
механизмы?
А.Силуанов:
Действительно, мы говорим о том,
чтобы максимально эффективно использовать бюджетный ресурс, который мы ожидаем
получить от предложений и решений, рассмотренных сегодня в Правительстве.
Поэтому в развитии инфраструктуры, в развитии цифровой экономики, в
стимулировании экспорта – безусловно, в этих направлениях должны участвовать и
частные инвестиции. И поскольку в этих направлениях работают институты
развития, мы считаем, что передача части бюджетных ресурсов через эти институты
позволит создать такой синергетический эффект – на рубль бюджетных средств
привлечь два-три, а может быть, и больше рублей частных инвестиций. Особенно
нас интересует инфраструктура, цифровая экономика. Здесь может получиться
большой эффект от такой синергии бюджетных и частных денег. Поэтому привлечение
действующих институтов развития, мы считаем, позволит с бóльшим эффектом использовать те средства, которые в
результате реализации сегодняшних предложений мы сможем получить.
Вопрос: Антон Германович, будет ли повышение пенсионного
возраста в дальнейшем затрагивать военнослужащих и сотрудников силовых структур?
И
ещё один вопрос. Вы говорили, что в следующем цикле налоговая нагрузка для
добросовестных налогоплательщиков повышаться не будет. Сегодня принято решение
об увеличении НДС. Нет ли здесь противоречия?
А.Силуанов:
Начну с последнего вопроса.
Мы
говорили о том, что подготовим налоговые предложения, рассмотрим их и далее, на
протяжении шестилетнего периода, налоговая нагрузка не будет меняться. Из этих
принципов мы исходили при подготовке налоговых изменений.
Кроме
того, повышая НДС, косвенный налог, мы тем не менее предложили отменить сложный
для предприятий налог на модернизацию, как его иногда называют, – налог на
движимое имущество, с одной стороны. С другой стороны, мы предложили более
льготное и ускоренное возмещение НДС. По нашим оценкам, это порядка 100 млрд
рублей в год – дополнительные ресурсы получат наши предприниматели при
возмещении НДС.
И
третье. Мы говорим, что создаём долгосрочные прогнозируемые условия
хозяйствования, сокращая ставку страховых взносов с 34 до 30% уже на постоянной
основе. Считаем, что это позволит снизить, с одной стороны, налоговый пресс
таких сложных налогов, как налог на модернизацию (налог на движимое имущество),
и немного поднять косвенные налоги, которые более равномерно распространятся на
потребителей, налогоплательщиков.
Пенсионный
возраст для военнослужащих. Мы говорили, что сегодня есть стаж, который должны
отслужить военнослужащие, стаж выслуги для получения права выхода на пенсию. Мы
считаем, что этот стаж также должен быть скорректирован. Такие проработки у нас
с Министерством обороны есть, и это будет один из элементов наших предложений.
Т.Голикова:
Но сейчас это не учитывается. В
пакете, который вносится, всё остаётся пока как есть.
Вопрос: Мой вопрос тоже
касается НДС. С прошлого года обсуждался налоговый манёвр, в том числе предлагалось
уравнять ставку НДС и социальных платежей на уровне
22%, то есть снижение социальных платежей и
рост НДС. Почему было принято решение
отказаться от такой схемы?
А.Силуанов: Рассматривались различные варианты
налоговых изменений, манёвров. Сегодня об этом
Председатель Правительства в выступлении говорил.
Действительно, были предложения и по НДФЛ, и по налогу с оборота или с продаж, и по
налоговому манёвру – увеличить НДС, снизить
страховые платежи. Но вопрос балансировки
государственных внебюджетных фондов, вопрос перестройки системы страховых платежей и наполнения бюджетов страховых фондов
потребовал значительных изменений во всю систему действия социальных фондов. Поэтому это предложение, несмотря на то что
рассматривалось, не было поддержано в качестве базового. Были сформированы
предложения по увеличению налога на
добавленную стоимость при сохранении льготных ставок НДС по социально значимым
товарным группам.
Вопрос: Антон Германович, не могли бы Вы
подробнее рассказать о фонде развития? За счёт каких средств его планируется наполнять,
почему говорится об увеличении объёма заимствований и сохранении дефицита
бюджета на уровне 0,5% ВВП, хотя, по последним
данным Минфина, бюджет на этот год может быть профицитным? И ещё хотела
уточнить про налоговый манёвр. Премьер-министр
сказал, что на следующей неделе уже планируется рассмотреть документ. Планируете ли Вы до этого момента какие-то встречи с руководителями крупных нефтяных
компаний?
А.Силуанов: Про фонд
развития. Мы скорректируем наши подходы при
формировании расходной части федерального бюджета. Вы
помните, что начиная со следующего года мы планировали при сохранении бюджетного правила иметь первичный баланс бюджета. Сейчас предлагается скорректировать вторую часть
параметра определения расходной части бюджета
и сохранить на протяжении шестилетнего периода первичный дефицит в размере до
0,5% ВВП. На
протяжении шестилетнего периода это около 3,5
трлн рублей. И использовать этот ресурс как
элемент так называемого золотого правила, которое есть в бюджетной практике, когда дефицит бюджета направляется на
создание новых активов, на капитальные вложения, на создание и стимулирование
экономики, а не на текущее проедание, будем
так говорить. Поэтому именно такой подход и
будет реализован при формировании фонда развития, он будет направляться и в инфраструктуру,
и в «цифру», и в отрасли, которые формируют человеческий капитал. Поэтому этот фонд развития как раз и будет
являться одним из источников бюджетного
стимулирования более высоких темпов экономического роста.
Что касается профицитности бюджета
текущего года, то ожидаем профицита по тем
параметрам, которые мы внесли в Думу и
рассматриваем поправки. Это 0,5% ВВП в текущем году, может быть, и выше, в случае сохранения более высоких цен на наши экспортные товары. Профицит может сохраниться и в следующем году, в
случае если цены на нефть, газ будут примерно такими же, как и сейчас.
Что касается налогового манёвра, то эти предложения рассматриваются на
встречах с бизнесом регулярно. У нас они
проходят – будут проходить и на этой неделе, отдельные встречи будут и на следующей неделе.
Поэтому окончательные предложения будут сформулированы и представлены к рассмотрению на
заседании Правительства на следующей неделе.