Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Александра Ткачёва о подготовке к проведению весенних полевых работ
Сообщение губернатора Ростовской области Василия Голубева
Комментарий Аркадия Дворковича
Из стенограммы:
Д.Медведев: Начнём с вопроса о подготовке к
весенним полевым работам. Сейчас такие работы уже начинаются в регионах
Северного Кавказа, Южного федерального округа. И от того, как пройдёт посевная,
во многом зависит, сколько и чего мы соберём осенью.
Прошлый год для нашего сельского хозяйства был
по-настоящему успешным. Мы собрали рекордный урожай. Уверенно нарастили
поставки зерновых на внешние рынки. Чтобы всё это стало возможным, мы оказываем
сельскому хозяйству существенную поддержку. Только в этом году на эти цели в
бюджете предусмотрено более 240 млрд рублей.
Этими деньгами нужно грамотно распорядиться. Поэтому
государственная программа развития сельского хозяйства была переведена на
проектный подход. Надеюсь, это позволит расходовать бюджетные деньги
максимально эффективно, в том числе на сезонные полевые работы. Важно, чтобы
аграрии были своевременно обеспечены всем необходимым для посевной, то есть
семенами, удобрениями, техникой и горюче-смазочными материалами.
Кстати, цены на горюче-смазочные материалы
несколько выросли, за этим нужно следить, следить внимательно. Необходимый для
проведения весенних полевых работ объём дизельного топлива и автомобильного
бензина есть. Также у нас происходит переход ряда видов техники на газ.
Деньги из федерального бюджета начали поступать в
регионы. Необходимо, чтобы аграрии их как можно быстрее получили.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 15 марта 2018 года
Кроме того, у нас действует целый ряд мер государственной
поддержки для получения доступных кредитов, которые нужны для проведения
весенних полевых работ. По данным на начало марта, объём
выданных займов на эти цели вырос почти на 40% и более чем в три раза
увеличилось число получателей льготных краткосрочных кредитов по ставке до 5%.
Для того чтобы
будущие урожаи без существенных потерь доставить потребителям – как внутри
нашей страны, так и за её пределами, – нам нужны новые мощности по хранению и
переработке сельхозпродукции, по развитию глубокой переработки зерновых. Нужно
обновлять и транспортную инфраструктуру. Об этом 12 марта говорилось и на
Всероссийском форуме сельхозпроизводителей в Краснодаре, где выступал
Президент.
Подробнее о том,
как идёт подготовка к посевной, доложит Министр сельского хозяйства. И мы
послушаем губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева – как у них
обстоят дела, в качестве примера.
Мы также
рассмотрим законопроект, который делает более жёсткой административную
ответственность за правонарушения на воздушном транспорте. К сожалению, такие
ситуации, несмотря на то что это источник повышенной опасности, причём
исключительно сложный, не редкость. Теперь штрафы и другие виды
административных наказаний за подобные правонарушения будут усилены в разы.
Кроме того, в
Кодексе об административных правонарушениях появится новая статья об
ответственности за мелкое хулиганство на всех видах транспорта. В частности, за
такого рода правонарушения предлагается штрафовать в размере от 30 тыс. до 50
тыс. рублей или подвергать таких лиц аресту на срок до 15 суток.
А.Ткачёв: С самого начала
года мы занимаемся подготовкой к весенним
полевым работам, чтобы обеспечить нормальный старт посевной. Мы продолжаем наращивать посевные площади. В этом году их
площадь превысит 80 млн га.
Под урожай 2018 года озимые засеяны на 17,1 млн га, 95%
озимых находится в хорошем и удовлетворительном состоянии. На юге страны уже начались работы по подкормке
озимых, 10% площадей озимых уже подкормлено.
Мы планируем засеять яровые культуры на площади 53,5 млн га, это на 52 тыс. больше, чем в прошлом году. Увеличиваются посевные площади под
ячмень, рапс, сою, лён, картофель, овощи.
С учётом текущего севооборота прогнозируем валовый сбор зерновых не менее 106 млн т. Если год сложится благоприятно, то эта цифра
может быть 110 и выше.
В прошлом году
мы вновь собрали рекордный урожай – свыше 135 млн
т, это дало нам возможность сохранить лидерство в экспорте пшеницы. С начала сезона экспорт зерновых
вырос на 39%. Мы уже вывезли более 36 млн т
зерна, из них 28 млн – это пшеница. По итогам
сезона мы должны достичь планки 45–47 млн т.
Это позволит нам занять уверенное первое место в мире по экспорту пшеницы и второе – по экспорту зерновых
в целом.
Позитивную роль на зерновом
рынке сыграло введение новой меры поддержки по субсидированию железнодорожных перевозок зерна. Сегодня стабилизировались цены
на зерно. Так, пшеница 4-го класса в Сибири по
сравнению с сентябрём подорожала уже на 5–7%. Никогда из Сибири мы зерно в общем-то не продавали на экспорт, через южные порты.
Конечно, это во многом не только будет стимулировать рост цен, делать их достойными, справедливыми, но и будет
снимать лишнее зерно с рынка, что,
естественно, благоприятно скажется в целом на ценах.
Уверен, реализация этой меры на системной основе
даст хорошие результаты. Было бы, конечно, эффективно – и мы в этом плане продолжаем
работать – льготировать не только железнодорожные тарифы, но и всю провозную плату, хотя бы для удалённых
регионов Сибири. Считаю данную меру
господдержки рынка зерна более эффективной, чем зерновые интервенции.
Экспортный потенциал России может прирастать не
только за счёт зерновых, но и за счёт мяса,
сахара, кондитерской продукции. Экспортные поставки сельхозпродукции становятся
всё более перспективным направлением. И сейчас важно
направить наши усилия на развитие логистики, как Вы сказали, Дмитрий
Анатольевич, и инфраструктуры.
Важнейшими составляющими логистики являются
сухопутные и водные терминалы. Необходимо
обеспечить отрасль достаточным парком современных железнодорожных контейнеров. Зачастую мы сталкиваемся с дефицитом
вагонов, который можно значительно уменьшить,
снижая простой вагонов под погрузкой и выгрузкой, а также путём увеличения пропускной способности железной дороги.
Надо увеличить загрузку перевалочных мощностей морских терминалов в портах Азово-Черноморского
бассейна, где пока сохраняются
инфраструктурные ограничения. Целесообразно более активно задействовать для
экспорта зерна порты Балтийского моря, прежде
всего в Калининграде, и ускорить реализацию
проекта по созданию экспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке.
Строительство
Забайкальского и Зарубинского зерновых
терминалов позволит увеличить мощности по перевалке
до 8 млн т к 2020 году. Это даст возможность увеличить
экспорт зерна из Сибири в страны Азии. В целом, развивая инфраструктуру внутреннего рынка, мы сможем нарастить объёмы отгрузок
зерна и снизить цены на услуги терминала за
счёт более высокой конкуренции.
Возвращаясь к посевной,
отмечу, что в целом по стране хозяйства обеспечены семенами, удобрениями, горюче-смазочными материалами и техникой. На
сегодняшний день сельхозтоваропроизводители уже закупили на треть больше удобрений, чем годом ранее. Внедрение в прошлом году механизма сдерживания роста цен на
минеральные удобрения показало свою эффективность.
На сегодняшний день цены на основные виды удобрений на 3–4% ниже уровня прошлого года. Это позволит аграриям
активно использовать удобрения во время
весенних полевых работ. Обеспеченность семенами превышает 97%. Тут проблем тоже быть не должно.
В то же время по ряду культур, таких как сахарная свёкла, подсолнечник, картофель,
сохраняется зависимость от импорта. Этот
вопрос мы решаем в рамках реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства. В качестве
первоочередных подпрограмм определены развитие
селекции и семеноводства картофеля и сахарной
свёклы.
Строительство селекционно-семеноводческих центров
включено в программу льготного кредитования. Кроме того,
государство возмещает 20% затрат на их строительство.
Благодаря поддержке государства по субсидированию сельхозтехники в 2017 году
многие аграрные предприятия смогли пополнить
свой парк современными моделями сельхозтехники к старту посевной.
С момента реализации программы субсидирования
сельхозтехники, то есть за пять лет, объём
господдержки превысил 34 млрд рублей. Аграрные
предприятия приобретают отечественную сельхозтехнику у производителей со
скидкой 15%. Благодаря
привлекательным условиям программы доля российской
сельхозтехники на внутреннем рынке в 2017 году увеличилась до 56% (за два года). В 2018 году на эту программу предусмотрено 10 млрд рублей. Господдержка
позволит частично компенсировать выбытие
старой техники и увеличить темпы перевооружения аграриев, что особенно
актуально в преддверии посевной кампании.
И конечно, вопрос кредитования в период посевной
крайне важен для бесперебойного приобретения
топлива, семян, удобрений и запчастей.
На 9 марта уже выданы кредиты
на посевную на сумму 78 млрд рублей, это на 37%
выше, чем годом ранее. Основной кредитор здесь – Россельхозбанк, который активно работает на рынке, использует хорошие инструменты и показывает
отличное качество работы. На него приходится
90% в общем объёме выданных кредитов.
Рост спроса на кредиты объясняется запуском в прошлом году нового механизма
льготного кредитования. На сегодняшний день Минсельхозом уже одобрено к выдаче льготных краткосрочных
кредитов на сумму 170 млрд рублей, по 80%
одобренных заявок уже получены кредиты.
Лидируют Бурятия, Башкортостан, Калужская, Пензенская, Рязанская,
Архангельская, Орловская, Саратовская области,
Ставропольский край. В этих регионах распределено более 90% лимита субсидий.
Радует и позитивная динамика кредитования фермеров.
В 2018 году Минсельхоз одобрил 3,5 тыс.
кредитов малым формам хозяйствования на 29 млрд
рублей, это в три раза больше заёмщиков, чем в 2017 году. Отмечу регионы, в которых полностью освоены лимиты на
кредитование малых форм: Республика Бурятия, Башкортостан,
Омская, Рязанская, Тамбовская, Оренбургская, Кировская, Ульяновская, Амурская,
Калужская области. Крайне важно, чтобы аграрии
оперативно получили господдержку.
В
феврале Минсельхоз заключил все соглашения о
предоставлении межбюджетных субсидий. В регионы перечислены субсидии из
федерального бюджета на общую сумму 114 млрд
рублей, из них на 12 марта регионы уже
перечислили сельхозтоваропроизводителям 11,5 млрд (прежде всего это, конечно,
несвязанная поддержка), это в четыре раза
больше, чем годом ранее.
Информация о доведении средств в разрезе регионов публична и открыта, мы размещаем её на
сайте Минсельхоза. Признателен регионам,
которые незамедлительно перечисляют средства аграриям. Прежде всего это Алтайский край, Кировская, Магаданская, Курганская,
Владимирская, Саратовская, Кемеровская, Оренбургская, Омская и Самарская области. Это способствует
общему повышению финансовой дисциплины.
Уверен, что все запланированные мероприятия по
обеспечению весенних полевых работ будут выполнены
и совместными усилиями мы успешно проведём весенний сев.
Д.Медведев:
Александр
Николаевич, по поводу обеспеченности семенами: здесь есть
позиции, где кондиционность семян – 50%, в
некоторых – 80, 75%. Это не скажется на
весенних полевых работах? По льну указана 55% кондиционность.
А.Ткачёв:
Объективно надо сказать, что по льну ситуация только сейчас благодаря поддержке Правительством регионов
начинает выравниваться. Конечно,
семеноводческий фонд был запущен многие годы.
Правильное замечание, 50% – это недостаточно.
Но я очень надеюсь, что работой по селекции в ближайшие годы мы ситуацию
выравняем и доведём до 90% обеспеченность качественными
семенами.
Д.Медведев:
За
этим надо следить обязательно, это и вопрос селекции,
и в ряде случаев вопрос закупки семян, если это необходимо.
В.Голубев:
В Ростовской области озимые зерновые культуры
посеяны на площади 2,5 млн га – это на 200
тыс. га больше, чем год назад.
Мы делаем упор на
повышение доходности гектара. Посевы озимой пшеницы размещены по лучшим предшественникам. Провели подбор
оптимального сортового состава, увеличили
объём внесённых удобрений. Все посевы
находятся в хорошем состоянии, и, по оценкам специалистов, на территории области пересев не требуется.
Мы начали подкормку.
План ярового сева – 2 млн га, в том числе по зерновым – 900 тыс. га.
Подготовка к весенним полевым работам идёт точно в соответствии с планом, и для сева мы планируем
применять районированные сорта.
Обеспеченность семенами полная, 100-процентная.
Цены на минеральные удобрения сохранились на уровне
2017 года, это позволило приобрести их больше.
Увеличение минерального питания, по нашему
мнению, обязательно сработает на урожай.
Рынок зерновых стабилизировался. Зерно по цене ниже, чем в марте 2017 года.
Селяне благодарны
за продление федеральной программы, которая позволяет приобретать технику отечественного производства со скидкой.
В свою очередь из бюджета Ростовской области
мы уже несколько лет выделяем средства на возмещение затрат по приобретению отечественной техники
сельхозтоваропроизводителям. В этом году на
эти цели запланировано 243 млн рублей.
Однако,
как Вы правильно сказали, выросли цены на
дизельное топливо. Это, как известно, ключевая статья
затрат на растениеводство. Тем не менее
очевидно, что важнейшую роль в посевной кампании, конечно, играет наличие
финансовых средств. И можно сказать, что
работа, организованная Минсельхозом России,
уже позволила сельхозтоваропроизводителям Ростовской области получить льготные кредиты. Их одобрено на 7,7
млрд рублей, в том числе фермерским хозяйствам
почти на 2 млрд. За счёт лимитирования объёма
кредита на одного заёмщика вдвое расширен круг получателей по сравнению с 2017 годом. В 2017 году Ростовская область была лидером Российской
Федерации по объёму производства пшеницы. Мы
стараемся сохранить эти позиции и в текущем году.
Поставили задачу повысить качество зерновых, что позитивно
повлияет на эффективность экономики и наш
экспортный потенциал. В 2017 году в Ростовской
области экспорт зерновых и масличных культур,
в том числе продуктов их переработки, составил 16,3 млн т, в том числе 11 млн т – это пшеница. В денежном выражении экспорт сельхозсырья и продовольственной продукции по
региону составил 4,1 млрд долларов США. Это
50% всего объёма экспорта Ростовской области. Практически
весь объём с территории области отправляется
малотоннажным флотом с терминала реки Дон и Таганрогского залива.
Есть вопросы, которые препятствуют дальнейшему
развитию экспорта. Необходима модернизация
портовой инфраструктуры, в частности расширение возможности перевалки на более крупные суда в порту Кавказ. Не
хватает малотоннажных судов класса «река –
море» для перевозки зерна под российским флагом. Этот
вопрос, очевидно, требует внимания и мер по его решению. Совсем недавно мы пригласили всех экспортёров,
портовиков, и этот вопрос стал, пожалуй,
ключевым в обсуждении на данном совещании.
В целом меры, принятые по обеспечению весенних полевых работ,
позволяют сказать, что Ростовская область
готова к весенним полевым работам, и, собственно
говоря, мы начали уже работы по подготовке к сбору урожая, так как в регионе
это начинается практически в июне.
Д.Медведев:
Коллеги, какие есть
соображения по поводу роста цен на
горюче-смазочные материалы? Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу), как сейчас обстоит ситуация?
А.Дворкович:
Ситуация полностью контролируется в рамках текущей работы и Правительства, и Минэнерго, действует в
постоянном режиме штаб, который наличие ГСМ во
всех регионах контролирует. Вопросов нет.
По ценам. Они полностью соответствуют решениям,
принятым по акцизам. Конечно, цены немного
выросли, тем не менее остаются в разумных рамках.
Д.Медведев:
Они
выросли на акцизную составляющую или больше?
А.Дворкович:
Они выросли меньше, чем на акцизную составляющую. Компании сдерживают рост цен, понимая, что спрос сейчас ограниченный. Всё-таки доходность экономики в целом в стране не
на максимальном уровне, поэтому компании ведут
себя аккуратно, чтобы не вызвать падения
потребления ГСМ по критическим направлениям.
Будем продолжать мониторить эту ситуацию.
По удобрениям цены, как было сказано, снизились,
поэтому в целом по балансу для сельхозпроизводителей
нормальная ситуация. Сложнее ситуация в регионах
Урала и Сибири – из-за того, что транспортные издержки выше, а цены ниже, наоборот, есть затоваренность
рынков.
Наши меры по
субсидированию логистики позволили немного исправить ситуацию, тем не менее она ещё остается сложной. Будем
продолжать этим заниматься. Здесь продолжение
поддержки, которое поручил обеспечить
Президент России, критически важно. Мы на этот
год будем эти решения предлагать. Будем также вносить предложения при корректировке бюджета в весеннюю сессию по
финансированию наиболее важных направлений
работ.
Что касается семян, хотел бы заметить, что цифры,
которые здесь приведены, – по состоянию на 7
марта, поэтому ещё ближайшие несколько недель показатели будут увеличиваться. Но кондиционность семян по ряду культур
продолжает оставаться проблемой. Эта тема
обсуждалась с институтами Академии наук, с бизнесом.
И те и другие будут вкладывать ресурсы в разработку
нового поколения семенного материала и для зерновых, и для сахарной свёклы, и для кукурузы и других культур. Это не решается за
несколько месяцев, это многолетняя программа.
Тем не менее по критически важным культурам мы можем получить отдельные образцы в ближайшие два-три года.
Д.Медведев:
Контролируйте
прежде всего
ситуацию с энергоносителями в любом случае,
там могут быть разные процессы.
Какие будут ещё комментарии по докладу?
Давайте примем протокольное решение по этому вопросу и будем
обеспечивать, как сказано в этом решении, мониторинг
цен на удобрения, горюче-смазочные материалы,
обеспечивать другую поддержку по существующим
сегодня программам, в основном по госпрограмме.
<…>
1. О ходе подготовки к проведению весенних полевых сельскохозяйственных
работ в 2018 году
Решения Правительства:
Принять к сведению доклад Министра сельского хозяйства
Российской Федерации А.Н.Ткачёва
по данному вопросу.
Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минэнерго России (А.В.Новаку),
Минпромторгу России (Д.В.Мантурову) совместно с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации обеспечить мониторинг цен на рынке минеральных
удобрений и горюче-смазочных материалов, поставляемых сельскохозяйственным
товаропроизводителям.
О результатах ежеквартально докладывать в
Правительство Российской Федерации.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации:
обеспечить эффективную эксплуатацию оросительных и
осушительных мелиоративных систем и их подготовку к вегетационному периоду 2018
года;
провести комплекс мероприятий по обеспечению
противопожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения и
объектах агропромышленного комплекса.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции”»
Законопроектом, в частности, вводится понятие «биоэтанол»,
определяется порядок лицензирования производства, хранения и поставок
биоэтанола. Предусматриваются специальные требования по оснащению основного
технологического оборудования, используемого для производства биоэтанола,
автоматическими средствами измерения и учёта концентрации денатурирующих
веществ в биоэтаноле. Устанавливается запрет на производство предприятиями,
осуществляющими выпуск биоэтанола, этилового спирта из пищевого сырья. Принятие
законопроекта будет способствовать развитию биоэнергетики, в частности
биотехнологий, позволяющих получать энергию из возобновляемых источников сырья.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 12 февраля 2017 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об
ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления
административной ответственности за совершение противоправных деяний на
воздушном транспорте»
Законопроектом предлагается усилить административную
ответственность, в частности, за невыполнение лицами, находящимися на борту
воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, а также за
ряд других противоправных деяний, совершаемых на воздушном транспорте. Предусматривается
также ввести административную ответственность за мелкое хулиганство на любом
транспорте общего пользования.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 5 марта 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в
части усиления административной ответственности за совершение противоправных
деяний на воздушном транспорте» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
4. О проекте федерального закона «О признании утратившими силу
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
В целях повышения уровня материально-технического обеспечения
договорных подразделений противопожарной службы законопроектом предлагаются
меры по изменению организационно-правовой формы этих подразделений.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 5 марта 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
5. О выделении средств субъектам Федерации на меры по обеспечению
сбалансированности их бюджетов
В связи с принятым решением о повышении с 1 мая 2018 года
минимального размера оплаты труда выделяются средства в размере 20 млрд рублей
на предоставление дотаций субъектам Федерации на повышение оплаты труда
работников бюджетной сферы.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.