1.
О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги
компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020
годов
2.
Об основных характеристиках федерального бюджета, а также предельных объёмах бюджетных ассигнований
по государственным программам Российской Федерации и направлениям деятельности,
не входящим в государственные программы Российской Федерации, на 2018 год и на
плановый период 2019 и 2020 годов
3.
Об основных характеристиках бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на
2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
4.
Об основных характеристиках бюджета Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
5.
Об основных характеристиках бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
6.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)”»
Законопроектом
предлагается преобразовать Российское объединение инкассации в акционерное
общество с долей участия Банка России в его уставном капитале 100%. Это
позволит устранить правовую неопределённость статуса Российского объединения
инкассации.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 5 июня 2017 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
7.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон “Об особенностях правового
регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты
(поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным
категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города
федерального значения Севастополя”»
Законопроектом
предлагается в случае смерти женщины после рождения (усыновления) ею второго,
третьего или последующих детей в период с 1 января 2007 года по 18 марта 2014
года, не являвшейся в этот период гражданкой России и проживавшей на территории
Автономной Республики Крым, предоставить право на получение материнского
капитала отцу (усыновителю) ребёнка или ребёнку (детям) до окончания обучения
по очной форме в образовательной организации (но не дольше чем до достижения
возраста 23 лет).
Законопроект
рассмотрен и одобрен 13 июня 2017 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
8.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 77 Федерального
закона “Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и статью 251
Федерального закона “О защите конкуренции”»
Законопроектом
предусматривается включение в единый реестр проверок информации о проверках,
проводимых ФАС России при контроле за соблюдением антимонопольного
законодательства, органами государственного контроля (надзора) – в отношении органов
местного самоуправления. Принятие законопроекта будет способствовать повышению
прозрачности плановых и внеплановых проверок, созданию дополнительных условий
для снижения административной нагрузки на юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 19 июня 2017 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
9.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг” в части закрепления возможности
предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и
муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг
посредством подачи заявителем единого заявления»
Законопроектом
предлагается предусмотреть возможность обращения заявителя в МФЦ с одним
комплексным запросом о предоставлении сразу нескольких государственных и
муниципальных услуг. Это позволит реализовать один из главных принципов «одного
окна», увеличить количество наиболее востребованных и социально значимых услуг
на базе МФЦ, будет способствовать уменьшению финансовых и временных издержек
граждан, снижению коррупционных рисков.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 19 июня 2017 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
10.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской
Федерации “О недрах” в части предоставления
права пользования участками недр федерального значения, расположенными во
внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в целях
геологического изучения»
Законопроектом
предлагается закрепить возможность принятия Правительством России решения о
предоставлении права пользования для геологического изучения участками недр
федерального значения, расположенными во внутренних морских водах и
территориальном море Российской Федерации. Принятие законопроекта будет
способствовать повышению инвестиционной привлекательности ранних стадий
геологоразведки, увеличению минерально-сырьевой базы за счёт вовлечения в
процесс лицензирования большего количества объектов и недропользователей,
созданию «поискового задела» для открытия новых месторождений.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 4 апреля 2017 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
11.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 314
Федерального закона “О некоммерческих организациях”»
Законопроектом
предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Федерации наряду с
федеральными органами исполнительной власти полномочиями по оценке качества
оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями
общественно полезных услуг, а территориальные органы Минюста России –
полномочиями по принятию решений о признании таких организаций исполнителями
общественно полезных услуг и включении их в реестр исполнителей общественно полезных
услуг.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 5 июня 2017 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
12.
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (в
части оптимизации процедур общественного обсуждения законопроектов, их
независимой антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия, а
также модернизации порядка подготовки заключений и официальных отзывов
Правительства Российской Федерации на законопроекты)
Проект
постановления направлен, в частности, на совершенствование законопроектной
деятельности Правительства, в том числе с учётом
новых требований к законопроектной работе, предъявляемых Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва.
13.
О выделении Минпромторгу России бюджетных ассигнований на обеспечение
стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году
Проектом
распоряжения предлагается направить средства в размере 7500000 тыс. рублей.
Москва,
28 июня 2017 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных
федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании
Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Максима Орешкина о сценарных условиях и основных параметрах прогноза социально-экономического развития
Доклад Антона Силуанова об основных параметрах федерального бюджета
Из стенограммы:
Д.Медведев: Прежде чем мы
обсудим повестку дня, хочу несколько слов сказать по одной теме.
Вчера
Европейский союз принял решение о продлении антироссийских санкций. К
сожалению, наши европейские партнёры продолжают эту неконструктивную линию в
отношении нашего государства. В очередной раз политика берёт верх над
экономикой и по большому счёту над здравым смыслом.
В этой ситуации
мы, естественно, будем реагировать адекватно. Поэтому (вчера мы обсудили этот
вопрос с Президентом) Правительство внесёт предложение Президенту о том, чтобы
продлить действие ответных мер ещё на один год – до 31 декабря 2018 года.
Наша позиция известна, она
остаётся прежней: режим взаимных экономических ограничений не имеет перспектив,
но мы вынуждены пойти на этот шаг – и для того, чтобы защитить свои
национальные интересы, и для того, чтобы поддержать очень важный сектор нашей
экономики,
поскольку, вводя ответные меры, мы поддерживаем российский аграрный сектор.
Аграрии неоднократно просили нас о продлении таких мер и о том, чтобы
обозначить перспективу того, как они будут действовать в ближайшее время. Мы
делаем это, и я уверен, что они смогут воспользоваться этими благоприятными
возможностями в полном объёме.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 29 июня 2017 года
Теперь по основной проблематике
сегодняшнего заседания Правительства.
Главный блок вопросов связан с
определением сценарных условий и основных параметров прогноза развития нашей
экономики и с формированием федерального бюджета на 2018-й и следующие два
года.
Предложения Министерства экономического развития и
Министерства финансов мы обсуждали в понедельник с коллегами по Правительству и
вчера на заседании
Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.
Кроме того, нам нужно будет определиться по объёмам
финансирования государственных программ и по предельным уровням тарифов на
услуги инфраструктурных монополий.
Что касается прогноза, в апреле на заседании
Правительства мы одобрили основные подходы к прогнозу, приняли за основу
базовый вариант. Напомню, что Минэкономразвития предложило три сценария:
консервативный, базовый и целевой.
Сегодня об этом подробнее доложит Министр
экономического развития. Но отмечу несколько моментов.
Прогноз,
безусловно, базируется на реалистичных оценках
в отношении темпов развития мировой экономики,
нашей демографической ситуации и общего положения дел на сырьевых рынках. В частности, на предпосылке о постепенном
замедлении мирового экономического роста, на
анализе состояния цен на рынке углеводородов
и, конечно, на демографических процессах,
которые происходят в нашей стране, включая ухудшение
возрастной структуры населения, что ведёт к
росту демографической нагрузки.
Мы предполагаем,
что российская экономика в ближайшие годы по-прежнему будет испытывать влияние целого ряда негативных факторов. Один из этих
факторов я только что обозначил – сохранение
антироссийских санкций, а также ограничений
для наших компаний по доступу на рынки капитала и рынки технологий. Всё это, скажем прямо, не самые лёгкие
обстоятельства, и мы их должны учитывать, выстраивая работу Правительства в среднесрочной перспективе.
Конечно, существуют
и более оптимистические расчёты. Но нам нужен прогноз, который был бы максимально реалистичным, рабочим и создавал бы необходимый запас прочности, с тем
чтобы даже в нынешних сложных условиях
поддержать развитие экономики и, конечно,
обеспечить устойчивое повышение уровня жизни наших граждан.
Рассчитываем,
что положительные тенденции, которые мы видим в экономике в последний период (конец прошлого года и текущий
год), станут более устойчивыми. По итогам этого года ожидается рост ВВП, по
расчётам Минэкономразвития, в районе 2%. Есть чуть более осторожные прогнозы.
Тем не менее очевидно, что рост будет.
Также
будет постепенно восстанавливаться инвестиционный и потребительский спрос. Должны расти реальные доходы. Инфляция должна оставаться в рамках целевого
показателя – не более 4%. Напомню, что такое
же ограничение (не выше четырёхпроцентного роста в течение года) мы установили для большинства тарифов на услуги
инфраструктурных компаний, что должно помочь
сдерживать цены на жилищно-коммунальные услуги, на транспорт. Там есть и нюансы по конкретным секторам, по
отдельным позициям, и мы их также отдельно
обсудим.
На основе этих прогнозов Минфин
подготовил базовые параметры федерального бюджета, которые мы вчера обсуждали
на заседании комиссии. Эти предложения сегодня
будут доложены ещё раз. Решения, которые мы примем,
станут основой для разработки проекта федерального бюджета. Как и в прошлом
году, я планирую провести серию отдельных
совещаний, чтобы внимательно проанализировать основные
направления бюджетных расходов. Осенью, после рассмотрения на заседании
Правительства, проект бюджета будет
представлен в Госдуму.
Цифры доложит
Министр финансов. Я обозначу две основные цифры. Доходы
запланированы на уровне 14,7 трлн рублей, расходы
– 16,2 трлн рублей. Соответственно, дефицит – порядка 1,5 трлн рублей. Я напомню, что по итогам прошлого года
бюджет сложился с дефицитом 3 трлн рублей
практически, так что здесь более приемлемый
показатель по этим позициям, хотя Минфин должен продолжить работу по снижению
бюджетного дефицита.
При
формировании бюджета исходим из того, что при
любой ситуации на нефтяном рынке, при любых иных внешних
вводных событиях необходимо
сохранять устойчивость и сбалансированность
бюджетной системы. Мы откорректировали общую конструкцию
бюджетного правила, установлена так называемая цена отсечения на нефть марки
«Юралс» на уровне 40 долларов за баррель,
ежегодно предполагается её индексация. Недавно
на заседании Правительства мы одобрили соответствующий законопроект, и с ним сейчас работают коллеги в
Государственной Думе.
Очевидно, что сбалансированный бюджет – это, во-первых, бюджет, который при любой
внешнеэкономической конъюнктуре позволяет
выполнять обязательства перед людьми: вовремя выплачивать зарплату, пенсии, пособия, стипендии и в соответствии
с законодательством их индексировать. Во-вторых, это бюджет, в котором есть
деньги для финансирования важнейших проектов в
сфере транспорта, энергетики, программ по развитию образования, здравоохранения, по жилищному строительству.
Проще говоря, для строительства дорог, новых
школ, больниц, детских садов, имея в виду ясельные
группы, для расселения аварийного жилья. Сейчас мы занимаемся этими вопросами в рамках приоритетов.
Нужно также адресно поддержать ключевые секторы промышленности и сельского хозяйства, предприятия, которые готовы выпускать
современную, высокотехнологичную продукцию, выходить с ней на внешние рынки. И конечно, в тех случаях, когда это необходимо – а таких случаев достаточно, – нужно
помогать региональным бюджетам, сделать
максимум возможного, в том числе в налоговой и
тарифной политике, чтобы поддержать инвестиционную и предпринимательскую
активность в регионах, чтобы создавать в этих
регионах дополнительные, новые точки роста и новые
источники доходов.
И нужно предусмотреть дополнительные резервы, чтобы
использовать их в случае необходимости.
Спланировать бюджет, чтобы решать все эти задачи, даже в более благоприятных условиях
непросто, но я уверен, что мы найдём
оптимальные решения. Мы с вами научились это делать за последние несколько лет.
Необходимо ещё раз внимательно посмотреть, как
используются уже выделенные деньги, какую
отдачу мы получаем от государственных активов.
Очевидно, что резервы для оптимизации расходов есть практически по каждому направлению.
Я просил бы это учесть, особенно при
подготовке обращений в Правительство по дополнительному финансированию.
Ещё один блок
вопросов касается основных характеристик бюджетов
государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного
медицинского страхования. За счёт этих
бюджетов мы продолжим выполнять наши социальные обязательства, включая,
естественно, выплату пенсий, различных
пособий, оплату больничных листов, оказание
людям бесплатной медицинской помощи.
Бюджет Пенсионного фонда
определён с учётом того, что все пенсии, за исключением пенсий работающих
пенсионеров, будут проиндексированы на размер
инфляции. Соответственно, такие расходы
закладываются. В бюджете Пенсионного фонда заложены
деньги и на выплату материнского капитала. В
следующие два года его размер не изменяется. С
1 января 2020 года
он должен быть проиндексирован.
Деньги
Фонда социального страхования пойдут в первую
очередь на страхование на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний и на выплату так
называемых декретных.
Что касается Федерального фонда обязательного
медицинского страхования, бóльшая часть его
расходов – это субвенции бюджетам
территориальных органов ОМС. Средства направляются на финансирование оказания медицинской помощи, включая
высокотехнологичную помощь, в регионах, а
также на повышение средней заработной платы медицинским
работникам. Кроме того, из бюджета фонда, как и прежде, направляются трансферты на оплату родовых сертификатов.
Таковы основные позиции по главной теме заседания Правительства. У нас есть и целый ряд
других вопросов, которые мы рассмотрим.
Начнём со сценарных условий. Пожалуйста, Максим
Станиславович Орешкин.
М.Орешкин:
Сценарные условия мы представляли в Правительство в апреле, рассматривали их на Правительстве. Последние данные, которые сейчас
есть, тенденции, которые мы закладывали в
апрельский прогноз, в целом подтверждаются.
Если сравнивать
прогноз с тем документом, на котором основывался бюджет на 2017–2019 годы, то здесь стоит отметить, что практически
все показатели выглядят лучше – и показатели
номинального ВВП, и показатели заработных плат, что в целом демонстрирует те положительные тенденции, которые
складываются в экономике.
Начну с внешних
условий. Про санкции сегодня уже было сказано. Мы изначально закладывали в прогноз предпосылку о сохранении санкционного режима
на протяжении всего срока действия прогноза.
Эта предпосылка у нас сохраняется.
По
ценам на нефть. Если посмотреть на текущую
динамику, сейчас цены на нефть марки «Юралс» составляют порядка 45 долларов за баррель, что выше,
чем заложенные в бюджет параметры. Мы заложили на 2017 год уровень 40 долларов
за баррель с последующей индексацией на 2% в
год в соответствии с утверждёнными
Правительством бюджетными правилами.
Сейчас на
сырьевом рынке наблюдается высокая волатильность, есть три страны, которые
активно наращивают добычу, это Ливия, Нигерия
и США. Этот дополнительный объём нефти,
поступающий на рынок, конечно, представляет очень серьёзные риски. Поэтому предпосылка
о сохранении на трёхлетке уровня 40 долларов
за баррель в реальном выражении выглядит более
чем обоснованной.
Ожидаемая динамика ВВП совпадает с апрельской оценкой. Мы ожидали уровень 2%. Последняя статистика
говорит о том, что динамика в целом
подтверждает эти оценки. В мае у нас рост ускорился до 3,1%. Если говорить в целом о трёхлетке, мы здесь
сохраняем в базовом сценарии консервативную
оценку роста около 1,5% в год.
Если посмотреть на динамику промышленности, то опять
же последние цифры здесь носят положительный
характер. Рост промышленности в мае составил 5,6% к уровню прошлого года,
ожидаем от промышленности на протяжении всей трёхлетки уверенной положительной
динамики.
Дмитрий Анатольевич, Вы также отметили, что
начинается постепенное восстановление потребительского спроса. Это очень важно, и мы видим, что постепенный
рост здесь практически по всем основным
направлениям отмечается. Мы видим также, что одновременно
у нас идёт рост объёмов внутреннего производства и импорта потребительских
товаров, что косвенно подтверждает эту
динамику.
Недавно у нас поступили последние данные по продаже
автомобилей. В мае продажи выросли почти на 15% к уровню прошлого года. Это очень хороший
показатель, и, что очень важно, это именно средний класс, не люксовые автомобили, как это было нередко в
прошлые периоды.
Понятно, что
главная база экономического роста – это инвестиционная активность. Здесь тоже
есть положительная динамика. Данные за I квартал говорят о росте на 2,3% к уровню прошлого года. Сохранение этой
положительной динамики, возможно, в дальнейшем заставит нас пересмотреть показатели по росту инвестиций
в сторону повышения позже, в этом году.
Правительство активно работает
над тем, чтобы инвестиционная активность и в дальнейшем ускорялась. Отмечу только две новые программы, которые
сейчас разрабатываются: это программы по проектному финансированию и инвестиций
в инфраструктуру, которые должны в ближайшие
годы стать базой активного роста инвестиционной активности в экономике.
Очень важно, что безработица в настоящее время опустилась на минимальные значения, это
уровень 2014 года. Рынок труда на протяжении
всего прогнозного периода, по нашим оценкам, останется стабильным всю
трёхлетку, и спрос на рабочую силу в экономике
будет расти, что в том числе будет способствовать росту реальных доходов
населения, реальных зарплат. Действительно,
последние цифры говорят о том, что текущие
темпы прироста реальных заработных плат составляют около 3%.
Понятно, что в
целом уровень доходов ещё находится ниже уровня 2014 года, поэтому здесь
восстановление будет идти плавно. Важная
задача для Правительства – обеспечить рост доходов и их восстановление в прогнозном периоде.
Инфляция в этом году ожидается на уровне 3,8%. Последние недели не очень оптимистичны с точки зрения инфляционной
динамики. Сильно выросли цены на овощи в российской
экономике, но это во многом связано с холодной весной и холодным летом, теми климатическими факторами, которые оказали
здесь влияние, и мы ожидаем, что уже в июле-августе цены на овощную продукцию пойдут вниз вслед за приходом нового урожая на рынок.
Что касается
предстоящей трёхлетки, то здесь у нас нет никаких оснований не доверять Банку России, который проводит политику
инфляционного тартегирования. Цель по инфляции
– 4%, и именно этот показатель мы закладываем в прогноз.
Коротко о курсах
валют. Когда в апреле мы делали прогноз, мы закладывали, что при стоимости
нефти 40 долларов у нас курс будет к концу
года 68 рублей за доллар и 72 рубля за евро. С
учётом того, что цены на нефть сейчас
находятся выше уровня, заложенного в прогноз, и с учётом того, что доллар очень
сильно ослаб к ведущим мировым валютам за
последние несколько месяцев (если в прогнозе у
нас евро-доллар был заложен на отметке 1,06, то сейчас этот уровень – 1,14). Котировки, которые мы видим
на валютном рынке сейчас, 60 рублей за доллар
и 68 рублей за евро, в целом соответствуют
тому прогнозу, который мы делали в начале года, и мы не ожидаем здесь каких-то серьёзных колебаний в ближайшее время, в целом
курс будет оставаться более или менее
стабильным.
Конечно же,
сохранение высоких цен на нефть, которые сейчас мы наблюдаем на рынке (выше, чем то, что есть в прогнозе), может стать
причиной пересмотра прогноза в августе, но опять
же этот пересмотр не будет носить какого-то кардинального характера, и в целом
положительные тенденции, которые сейчас есть в
экономике, будут сохраняться и ещё раз подтверждают те тренды, которые мы закладывали в апреле.
Что касается тарифов. Главный ориентир индексации
тарифов на ближайший год – это именно 4%,
целевой уровень инфляции, и именно на этой отметке установлен предельный рост
платежа для населения по жилищно-коммунальным
услугам.
Есть ряд показателей, которые отличаются от
четырёхпроцентной отметки. Мы предполагаем чуть более спокойную индексацию цен на газ,
что тоже очень важно для сферы жилищно-коммунального
хозяйства и будет позволять достигать именно целевого показателя в 4% роста для населения, здесь темпы постепенно
замедляются и к 2020 году составят 3%.
В электроэнергетике будем постепенно идти по пути
дальнейшего снижения перекрёстного
субсидирования, особенно в части тарифов на транспортировку
электроэнергии. Здесь индексация транспортировки для промышленных предприятий
будет меньше, чем индексация тарифов для
населения.
В завершение ещё раз
подчеркну, что те условия и тот прогноз, которые мы делали в начале года,
подтверждаются, в отдельных случаях показатели
даже выше, чем мы закладывали, например по инвестициям. Но задача Правительства на ближайшие годы – это достижение
тех показателей, которые мы закладываем в
целевой сценарий, темпы роста которых предполагаются в целевом сценарии:
ускорение свыше 3% к 2020 году. Многие
программы, которые сейчас либо принимаются, либо
уже выполняются Правительством, направлены именно на эту цель.
Важно понимать, что при этом даже выполнение консервативного сценария прогноза позволит
в полном объёме обеспечить исполнение социальных
обязательств и в целом экономике развиваться.
Д.Медведев: Антон Германович (обращаясь к А.Силуанову), пожалуйста, по основным характеристикам
бюджета.
А.Силуанов:
При формировании бюджетной политики на
предстоящую трёхлетку мы исходили из задачи
продолжения мер по обеспечению
макроэкономической стабильности, содействию росту экономики. Для этого
необходимо обеспечивать снижение инфляции в тех параметрах, которые
предусмотрены в прогнозе, обеспечивать
предсказуемость курсовой политики, снижение ставок, рост
реальных доходов населения. Именно эти цели и
учитывают те проектировки, которые мы сегодня рассматриваем.
Основные характеристики бюджета подготовлены с
учётом действующего бюджета на 2017–2019 годы, с учётом уточнений доходной части бюджета и
уточнений по отдельным позициям расходов.
По доходам. Мы увеличили,
исходя из параметров прогноза, доходную часть бюджета
на 630 млрд рублей. Здесь мы видим прирост по
нефтегазовым и ненефтегазовым доходам. Важно, что доля доходов, не связанных с нефтью и газом,
увеличивается из года в год. Если в текущем
году мы ожидаем долю ненефтегазовых доходов в
размере 60% всех доходов, то в следующем году
этот показатель составит 63%.
По расходам. Мы
также брали за базу те параметры бюджета,
которые учтены в действующей трёхлетке, поскольку там определены основные
приоритеты. Мы предлагаем увеличивать объём
расходов исходя из прогноза прироста
ненефтегазовых доходов, то есть базовый принцип, исходя из которого мы увеличиваем расходы только на величину
доходов, не связанных с нефтью и газом,
сохраняется.
Бюджетные характеристики подготовлены с учётом
принятых Правительством бюджетных правил, которые предусматривают вступление этого принципа в
полном объёме начиная с 2019 года, а в
2018 году предусматривается переходный
период, исходя из которого бюджет сформируется
с небольшим дефицитом по первичному балансу
бюджета. То есть в расчёт принимаются расходы без
учёта выплат по обслуживанию государственного долга.
В
этих условиях дефицит бюджета составит в 2018 году
1,6% ВВП, а ненефтегазовый дефицит – 7,2% ВВП.
Это самый низкий дефицит за последние годы. В
дальнейшем предусматривается постепенное сокращение дефицита бюджета – до 0,9% в 2019 году, до 0,8% в 2020 году.
В этих условиях мы снижаем траты наших резервных фондов. В следующем году они будут в
два раза меньше, чем в текущем году. Начиная с
2019 года мы полностью отказываемся от
использования средств резервных фондов и
финансируем дефицит бюджета исключительно за счёт внутренних источников заимствований и небольших
внешних источников.
Безусловно, с
учётом уточнения макроэкономического прогноза мы
будем уточнять в ходе работы над бюджетом
2018–2020 годов основные параметры доходов и расходов. Весь прирост ненефтегазовых доходов мы считаем возможным направлять на увеличение
расходов, в том числе на те приоритеты,
которые, Дмитрий Анатольевич, Вы обозначили.
Доходы
посчитаны исходя из действующего
законодательства, с учётом индексации акцизов
и других налоговых новаций, которые учтены в
принятом бюджете 2017–2019 годов. Также с
учётом принятого законодательства рассчитаны
размеры дивидендов госкомпаний, которые являются одним
из крупных источников доходной базы бюджетов.
Что касается расходов.
Мы уточнили бюджет 2018–2019 годов на сумму
индексации наших публичных обязательств. Речь
идёт об индексации пенсий на прогнозируемый
уровень инфляции за период предыдущего года, то есть
за 2017 год. Мы предусмотрели индексацию по оплате труда, пенсиям, публичным нормативным обязательствам и
стипендиям на уровне 4% в следующем году, что
соответствует уровню прогнозируемой инфляции на
предстоящий год.
Учтены необходимые средства по приоритетным
проектам, которые содержались в бюджете 2017–2019
годов. Также учтены дополнительные расходы,
решение по которым принималось в текущем году
в рамках уточнения бюджета 2017 года.
В соответствии с задачами, которые Вы, Дмитрий
Анатольевич, поставили, по резервированию
определённых средств для решения вопросов, которые
будут рассмотрены в Правительстве с учётом приведённых разногласий по отдельным направлениям и отраслям, мы предлагаем образовать резерв за счёт
недоведения 2% расходов по статьям, не имеющим публичного нормативного характера. Мы
предлагаем сократить на 2% расходы, за
исключением оплаты труда и денежного довольствия, публичных нормативных
обязательств, реализации международных
договоров, межбюджетных трансфертов
государственным внебюджетным фондам, содержания судебной системы, обслуживания
долга и отдельных частей по закрытым статьям.
Таким образом, будет сформирован резерв
в размере 77 млрд рублей, который предлагается
направить в резервный фонд Правительства с последующим распределением исходя из
решений, которые будут приниматься в ходе
рассмотрения ключевых направлений расходования
бюджетных средств.
Средства фондов и финансирование дефицита бюджета.
Основным источником финансирования дефицита бюджета станет привлечение средств на внутреннем финансовом
рынке. Мы предусматриваем привлечение в чистом
виде чуть более 1 трлн рублей на протяжении
трёхлетнего периода. Основным источником будут
облигации федерального займа, которые мы планируем выпускать в сумме (в валовом выражении) более 1,5
трлн рублей.
Предусмотрено и привлечение средств внешних инвесторов при выходе на внешние рынки в
объёме 3 млрд долларов США.
Одной
из задач является сохранение резервов. В
следующем году мы в большей части будем
использовать те ресурсы, которые сформируем в
ходе текущего исполнения бюджета в виде тех нефтегазовых доходов, которые поступят сверх 40 долларов за баррель. Эта сумма
составляет 623 млрд рублей по курсу текущего года, и эти средства будут задействованы в качестве источника
финансирования дефицита бюджета 2018 года.
Мы предусматриваем использовать средства Фонда национального благосостояния в меньших
объёмах, чем это было предусмотрено в трёхлетке.
Общая сумма задействования этих средств планируется в размере 171 млрд рублей. Напомню, что в бюджете 2017–2019 годов эта
сумма планировалась в размере 1,155 трлн
рублей.
После рассмотрения сегодня на Правительстве основных характеристик мы
доведём до ответственных исполнителей госпрограмм
и главных распорядителей проектировок предельные
лимиты и предельные объёмы – до министерств и
ведомств. Продолжим работу с нашими коллегами в рамках тех процедур, которые
предусмотрены Правительством.
Просим одобрить и утвердить основные характеристики
бюджета для дальнейшей работы над бюджетом.
<…>
1.
О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги
компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020
годов
Решения
Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра экономического
развития Российской Федерации М.С.Орешкина по данному вопросу.
2. Одобрить сценарные условия, основные параметры
прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные
уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и
на плановый период 2019 и 2020 годов, приняв базовый вариант за основу для
разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и
проектировок федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020
годов.
2.
Об основных характеристиках федерального бюджета, а также предельных объёмах
бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации и
направлениям деятельности, не входящим в государственные программы Российской
Федерации, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Решения
Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра финансов
Российской Федерации А.Г.Силуанова по данному вопросу.
2. Одобрить в целом основные характеристики
федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а
также проектировки предельных объемов бюджетных ассигнований по государственным
программам Российской Федерации и направлениям деятельности, не входящим в
государственные программы Российской Федерации, на 2018 год и на плановый
период 2019 и 2020 годов.
3.
Об основных характеристиках бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на
2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Решения
Правительства:
1. Одобрить в целом основные характеристики бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и
2020 годов.
2. Минтруду России (М.А.Топилину), Минфину России
(А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) совместно с Пенсионным
фондом Российской Федерации разработать проект федерального закона «О бюджете
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и
2020 годов» и внести его в Правительство Российской Федерации в установленном
порядке.
4.
Об основных характеристиках бюджета Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Решения
Правительства:
1. Одобрить в целом основные характеристики бюджета Фонда
социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период
2019 и 2020 годов.
2. Минтруду России (М.А.Топилину), Минфину России (А.Г.Силуанову),
Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) совместно с Фондом социального
страхования Российской Федерации разработать проект федерального закона «О
бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на
плановый период 2019 и 2020 годов» и внести его в Правительство Российской
Федерации в установленном порядке.
5.
Об основных характеристиках бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Решения
Правительства:
1. Одобрить в целом основные характеристики бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период
2019 и 2020 годов.
2. Минздраву России (В.И.Скворцовой), Минфину России
(А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) совместно с
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования разработать проект
федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и внести его в
Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
6.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”»
Законопроектом предлагается преобразовать Российское
объединение инкассации в акционерное общество с долей участия Банка России в
его уставном капитале 100%. Это позволит устранить правовую неопределённость
статуса Российского объединения инкассации.
Законопроект рассмотрен и одобрен 5 июня 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
7.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон “Об
особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер
социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному
страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики
Крым и города федерального значения Севастополя”»
Законопроектом предлагается в случае смерти женщины
после рождения (усыновления) ею второго, третьего или последующих детей в
период с 1 января 2007 года по 18 марта 2014 года, не являвшейся в этот период
гражданкой России и проживавшей на территории Автономной Республики Крым,
предоставить право на получение материнского капитала отцу (усыновителю)
ребёнка или ребёнку (детям) до окончания обучения по очной форме в
образовательной организации (но не дольше чем до достижения возраста 23 лет).
Законопроект рассмотрен и одобрен 13 июня 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в
Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных
с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по
обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих
на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
8.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 77 Федерального
закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации” и статью 251 Федерального закона “О защите
конкуренции”»
Законопроектом предусматривается включение в единый
реестр проверок информации о проверках, проводимых ФАС России при контроле за
соблюдением антимонопольного законодательства, органами государственного
контроля (надзора) – в отношении органов местного самоуправления. Принятие
законопроекта будет способствовать повышению прозрачности плановых и
внеплановых проверок, созданию дополнительных условий для снижения
административной нагрузки на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 июня 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью
77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» и статью 251 Федерального закона «О защите
конкуренции» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
9.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг” в части
закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах
предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных
(муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления»
Законопроектом предлагается предусмотреть
возможность обращения заявителя в МФЦ с одним комплексным запросом о
предоставлении сразу нескольких государственных и муниципальных услуг. Это
позволит реализовать один из главных принципов «одного окна», увеличить
количество наиболее востребованных и социально значимых услуг на базе МФЦ,
будет способствовать уменьшению финансовых и временных издержек граждан,
снижению коррупционных рисков.
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 июня 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в
многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных
услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи
заявителем единого заявления» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
10.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской
Федерации “О недрах” в части предоставления права пользования участками недр федерального
значения, расположенными во внутренних морских водах и территориальном море
Российской Федерации, в целях геологического изучения»
Законопроектом предлагается закрепить возможность
принятия Правительством России решения о предоставлении права пользования для
геологического изучения участками недр федерального значения, расположенными во
внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации. Принятие
законопроекта будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности
ранних стадий геологоразведки, увеличению минерально-сырьевой базы за счёт
вовлечения в процесс лицензирования большего количества объектов и
недропользователей, созданию «поискового задела» для открытия новых
месторождений.
Законопроект рассмотрен и одобрен 4 апреля 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Закон
Российской Федерации «О недрах» в части предоставления права пользования
участками недр федерального значения, расположенными во внутренних морских
водах и территориальном море Российской Федерации, в целях геологического
изучения» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
11.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 314 Федерального
закона “О некоммерческих организациях”»
Законопроектом предлагается наделить органы
исполнительной власти субъектов Федерации наряду с федеральными органами
исполнительной власти полномочиями по оценке качества оказываемых социально
ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг, а
территориальные органы Минюста России – полномочиями по принятию решений о
признании таких организаций исполнителями общественно полезных услуг и
включении их в реестр исполнителей общественно полезных услуг.
Законопроект рассмотрен и одобрен 5 июня 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью
314 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и внести его
в Государственную Думу в установленном порядке.
12.
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (в
части оптимизации процедур общественного обсуждения законопроектов, их
независимой антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия, а
также модернизации порядка подготовки заключений и официальных отзывов
Правительства Российской Федерации на законопроекты)
Проект постановления направлен, в частности, на
совершенствование законопроектной деятельности Правительства, в том числе с
учётом новых требований к законопроектной работе, предъявляемых Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва.
Решения
Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра юстиции Российской Федерации
А.В.Коновалова по данному вопросу.
2. Минюсту России (А.В.Коновалову), Минэкономразвития России
(М.С.Орешкину) и Министру Российской Федерации М.А.Абызову доработать
представленный проект постановления Правительства Российской Федерации, обратив
особое внимание на сроки проведения процедур оценки регулирующего воздействия,
целесообразность проведения процедур оценки регулирующего воздействия в
отношении поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных
законов, а также рассмотрения результатов оценки регулирующего воздействия на
согласительных совещаниях.
Доработанный проект постановления Правительства Российской
Федерации представить для его последующего рассмотрения на очередном заседании
Правительства Российской Федерации.
13.
О выделении Минпромторгу России бюджетных ассигнований на обеспечение
стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году
Проектом распоряжения предлагается направить
средства в размере 7500000 тыс. рублей.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской
Федерации по данному вопросу.