1. Об
исполнении федерального бюджета за 2015 год
2. Об
исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год
Фактическое
исполнение бюджета фонда
за 2015 год по доходам составило 7126,6 млрд рублей, по расходам – 7670,3 млрд
рублей.
Средний
размер страховой пенсии по старости увеличился на 1261 рубль и на начало 2016
года составил 12 830 рублей. Средний размер социальной пенсии увеличился
за 2015 год на 754 рубля и составил 8302 рубля.
Увеличены
размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам и другим категориям
граждан с 1 апреля 2015 года на 5,5%.
Размер
материнского (семейного) капитала увеличен на 5,5% и составил в 2015 году 453
тыс. рублей.
3. Об
исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015
год
Фактическое
исполнение бюджета фонда
за 2015 год составило по доходам 541,3 млрд рублей и по расходам – 612,1 млрд рублей.
Основная
часть расходов фонда
(479,9 млрд рублей) направлена на выплату пособий по временной
нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком и другие выплаты по
обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и
в связи с материнством.
Страховые
выплаты и другие расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году составили
84,1 млрд рублей.
4. Об
исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за
2015 год
Фактическое
исполнение бюджета фонда
за 2015 год составило по доходам 1 573 543,4 млн рублей, по расходам
– 1 638 814,6 млн рублей.
На
финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования (ОМС) в субъектах
Федерации в 2015 году в бюджеты территориальных фондов ОМС направлено субвенций
в размере 1 427 051,5 млн рублей.
Нормированный
страховой запас фонда
в 2014 году сформирован в общей сумме 108 248,8 млн рублей. Кассовые
расходы нормированного страхового запаса фонда составили 107 196,8 млн рублей.
5. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании
и валютном контроле”»
В соответствии с законопроектом ФТС России и ФНС России
исключаются из числа агентов валютного контроля в связи с передачей этим
службам функций органа валютного контроля упраздняемого Росфиннадзора.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 16 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
6. О
проекте федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 11
Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”»
Принятие законопроекта будет способствовать устранению правовой
неопределённости использования понятия «иностранный финансовый инструмент» в
отношениях, регулируемых Федеральным конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации».
Законопроект
рассмотрен и одобрен 16 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
7. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 33335
Налогового кодекса Российской Федерации»
Законопроектом предлагается исключить из Налогового кодекса
требование о необходимости получения результата услуги в электронной форме для
применения понижающего коэффициента при уплате государственной пошлины за
совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц. Это
позволит увеличить количество обращений граждан через порталы государственных и
муниципальных услуг и сократить расходы государственных и муниципальных органов
на приём и обработку заявлений.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 10 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
8. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О теплоснабжении” и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения»
Принятие законопроекта позволит определить основные принципы
целевой модели рынка тепловой энергии. Задачей целевой модели является создание
условий для возникновения сбалансированной системы отношений между всеми
участниками процесса теплоснабжения, основанной на экономических стимулах к
повышению эффективности, надёжности и качеству функционирования системы
теплоснабжения. Законопроект направлен на то, чтобы мотивировать участников
рынка теплоснабжения инвестировать в повышение эффективности систем
теплоснабжения, в том числе путём увеличения доли комбинированной выработки
тепловой и электрической энергии.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 16 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
9. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 217 Налогового
кодекса Российской Федерации»
Законопроектом предлагается отнести к доходам физических лиц,
которые не подлежат налогообложению, единовременные выплаты дополнительного
поощрения в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами,
тренерами и другими специалистами в области физической культуры и спорта от
некоммерческих организаций, уставной целью деятельности которых является
организационная и финансовая поддержка проектов и программ в области спорта
высших достижений, за каждое призовое место на Олимпийских, Паралимпийских и
Сурдлимпийских играх.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 10 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения дифференцированного наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства»
11. О
проекте федерального закона «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской
Федерации (в иностранном государстве) и Постоянном представителе
(представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной
организации (в иностранном государстве)»
Законопроект определяет правовое положение, основные задачи и
полномочия лиц, замещающих государственные должности Чрезвычайного и
Полномочного Посла Российской Федерации (в иностранном государстве) и
Постоянного представителя Российской Федерации при международной организации (в
иностранном государстве).
Законопроект
рассмотрен и одобрен 23 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
12. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального
закона “Об
официальном статистическом учёте
и системе государственной статистики в Российской Федерации”»
Законопроект направлен на совершенствование правового
регулирования общественных отношений в сфере официального статистического
учёта, связанных с первичными статистическими данными, предоставляемыми
респондентами субъектам официального статистического учёта в целях формирования
официальной статистической информации.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 16 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
13. О
подписании Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о
сотрудничестве в области социального обеспечения
Договор направлен на создание договорно-правовой базы
сотрудничества России и Израиля в области социального обеспечения. Действие договора предлагается
распространить на застрахованных лиц, являющихся гражданами России и Израиля,
проживающих на территориях договаривающихся
сторон, а также
членов семей указанных лиц. Договор основан на принципе пропорциональности
распределения финансовых обязательств договаривающихся сторон за стаж, учитываемый при установлении
пенсий, который приобретён
застрахованными лицами в период работы на их территориях.
14. Об
адресном (пообъектном) распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа, на софинансирование расходов в сфере
строительства и жилищно-коммунального хозяйства по реализации мероприятий
подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016–2025 годы в рамках
государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского
федерального округа» на период до 2025 года
Проектом распоряжения предлагается утвердить адресное
распределение субсидий из федерального бюджета в объёме 1,2 млрд рублей.
Москва,
25 мая 2016 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными
органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства
Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Антона Силуанова об исполнении федерального бюджета за 2015 год
Доклад заместителя Министра экономического развития Евгения Елина об эффективности выполнения государственных программ
Доклад Максима Топилина об исполнении бюджетов Пенсионного фонда и Фонда социального страхования
Доклад Вероники Скворцовой об исполнении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования
Из стенограммы:
Д.Медведев: Бюджетная
проблематика является у нас сегодня основной на заседании Правительства. Но
прежде чем мы к ней обратимся, хочу сообщить, что я подписал распоряжение о
создании Агентства по технологическому
развитию, которое давно планировалось к запуску. Оно будет заниматься трансфером перспективных российских и
иностранных технологий, развитием высокотехнологичного производства
промышленной продукции, будет помогать нашим компаниям в получении патентов,
ноу-хау, содействовать
продвижению в России проектов, которые направлены на локализацию технологий, и поддерживать наш бизнес при проведении лицензионных сделок и создании совместных производств.
Всё
это будет способствовать импортозамещению,
повышению конкурентоспособности наших
компаний за счёт их модернизации и росту
несырьевого экспорта. Эти направления остаются важнейшими для развития
российской экономики.
Перед
агентством поставлена задача по выходу
на самоокупаемость, что тоже немаловажно.
Теперь
по повестке. Мы рассмотрим итоги исполнения в 2015 году бюджета нашей страны,
бюджетов так называемых внебюджетных фондов, то есть Пенсионного фонда, Фонда
социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, и обсудим
эффективность выполнения
государственных программ. Мы
входим в следующий бюджетный цикл,
поэтому важно проанализировать,
какие результаты мы имеем по итогам прошедшего года.
Начну c федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом отчёт
о его исполнении после рассмотрения на Правительстве будет представлен в Государственной Думе и Счётной палате.
Подробнее по этой тематике доложит Министр
финансов. Назову несколько
моментов.
Вы, конечно, хорошо знаете условия, в которых мы
работали в течение прошлого года. Мы этот период прошли. Ситуация в целом всё-таки меняется. Меры, которые
мы предпринимали, свой эффект дали, о чём было сказано в ходе отчёта
Правительства в Государственной Думе. Бóльшая часть этих мер была
профинансирована из федерального бюджета, в том числе в рамках выполнения плана
первоочередных мер по стабилизации экономики.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 26 мая 2016 года
В чём была основная трудность? Проводя оптимизацию
бюджетных расходов, которая, к сожалению, была неизбежна, как это ни трудно и
больно было делать, нужно было тем не менее сохранить хотя бы минимально необходимый
уровень бюджетных инвестиций, не разгоняя инфляцию, не увеличивая существенно
дефицит бюджета, продолжить финансирование важнейших инфраструктурных проектов
и программ импортозамещения, а также жилищного строительства, поддержать
ключевые отрасли промышленности, сельского хозяйства и, конечно, помогать
регионам исполнять социальные обязательства.
Д.Медведев: «Доходы бюджета превысили 13,5 трлн рублей. Больше половины доходной части (больше 57%) было сформировано за счёт доходов, которые не связаны с продажей нефти и газа».
Второе. Мы завершили прошлый год, имея стабильную
бюджетную систему, что, собственно, отмечают все, кто её анализируют, – агентства
рейтинговые, да и вообще те, кто следит за развитием нашей экономики,
консультанты. Мы имеем весьма значительные резервы пока, низкий уровень
государственного долга и бюджетного дефицита. По итогам прошлого года он
составил 2,4% от ВВП. При нынешнем состоянии экономики это вполне приличный
результат.
Доходы бюджета превысили 13,5 трлн рублей. Больше
половины доходной части (больше 57%) было сформировано за счёт доходов, которые не связаны с продажей
нефти и газа. Это изменение структуры доходов, очень важное изменение, хотя оно
имеет и свои причины, не только связанные с перестройкой экономики, но и
причины конъюнктурного порядка. Я напомню, что в 2014 году этот уровень не
дотягивал даже до 49%. Израсходовано по кассовому исполнению около 15,5 трлн
рублей, это несколько меньше, чем планировалось.
Третье. Больше всего средств из федерального бюджета
было, как и прежде, направлено на финансирование социальной политики, это
приблизительно 27,3% бюджета. На поддержку регионов тоже значительные средства
пошли: объём трансфертов превысил 1 трлн 600 млрд рублей. Деньги эти
использовались на выравнивание социальной и медицинской помощи, на
государственные и муниципальные услуги и целый ряд других направлений.
Четвёртое –
это кассовое исполнение бюджета. Вопрос технический, но тем не менее всё равно
важный. В целом в прошлом году расходы федерального бюджета исполнены на
достаточно высоком уровне – 98,5% к уточнённой бюджетной росписи. Это неплохо,
но, к сожалению, нам пока не удаётся избавиться от так называемого навеса,
когда значительная часть денег начинает использоваться к концу года. В IV
квартале прошлого года была израсходована почти треть бюджетных денег, причём
16% пришлось на декабрь. Эта ситуация улучшается год от года, это тоже
правильно, но, к сожалению, пока она не идеальна. Нужно обязательно этому
уделить внимание не только Министерству финансов, но и всем другим
министерствам, которые являются главными распорядителями бюджетных средств.
Ещё одна тема касается эффективности расходования
бюджета. Речь идёт о государственных программах. Через этот механизм проходит
больше половины бюджетных расходов по открытой части, Минэкономразвития
представляет доклад об их исполнении по итогам прошлого года. Было 39
государственных программ, общий объём их финансирования – 7,5 трлн рублей, 4
трлн, чуть меньше, привлечено из региональных и муниципальных бюджетов.
Если говорить в целом, то по тем индикаторам, которые использует
Минэкономразвития, далеко не по всем программам работа ведётся эффективно.
Приблизительно половина программ считается весьма эффективной, другая половина
реализуется хуже, чем нужно было бы. Это разговор, который не сегодня возник. Есть
и объективные предпосылки, и, наверное, субъективные проблемы. Будем дальше в
этом разбираться.
Д.Медведев: «Больше всего средств из федерального бюджета было, как и прежде, направлено на финансирование социальной политики, это приблизительно 27,3% бюджета. На поддержку регионов тоже значительные средства пошли: объём трансфертов превысил 1 трлн 600 млрд рублей».
Теперь об исполнении бюджетов государственных
внебюджетных фондов – пенсионного, социального страхования и обязательного
медицинского страхования. В 2015 году доходы фондов росли, что позволило
исполнить все социальные обязательства. За счёт государства оказывалась
бесплатная медицинская помощь, которая гарантирована базовой программой ОМС, в
полном объёме выплачивались пенсии, больничные и пособия. Там, где это
требовалось, мы выделяли возможную дополнительную помощь.
Обязательное медицинское страхование исполнялось в
рамках тех правил, которые устанавливал фонд. Все финансовые обязательства были
исполнены на 100,9% по оплате медицинской помощи в рамках базовой программы. Также
в регионах выделялось финансирование высокотехнологичной помощи, которая не
включена в базовую программу, – свыше 82 млрд рублей. Финансировали
компенсационные выплаты медикам, которые переехали на село. Это важная
программа, всё время мы о ней говорим во время встреч с селянами.
Деньги также шли на
медицинскую помощь женщинам во время беременности, в родовой и послеродовой
периоды; на проведение профилактических медосмотров детей в течение первого
года жизни; на программу развития перинатальных центров (несмотря на крайне
сложную финансовую ситуацию, мы её не остановили и продолжили исполнять).
Считаю, что это весьма и весьма полезно для нашей страны было. В прошлом году
фонд выделил на это все 100% запланированных средств.
Основная часть денег
Фонда социального страхования перечислялась на выплаты пособий в связи с
материнством и уходом за ребёнком – это 270 млрд рублей с лишним, а также по
временной нетрудоспособности – это порядка 194 млрд рублей. Это, собственно, те
обязательства, которые покрываются за счёт Фонда социального страхования.
Д.Медведев: «Через механизм государственных программ проходит больше половины бюджетных расходов по открытой части. Было 39 государственных программ, общий объём их финансирования – 7,5 трлн рублей, 4 трлн, чуть меньше, привлечено из региональных и муниципальных бюджетов».
Что касается
Пенсионного фонда, он сейчас несёт серьёзную нагрузку. В последние годы мы
принимали меры, чтобы пенсионная система была устойчивой, даже с учётом
проблем, которые в ней накопились, совершенствовали тарифную политику,
реформировали институт досрочных пенсий, вносили изменения в накопительный
компонент, повышали надёжность негосударственных пенсионных фондов. В
результате всё-таки несколько снижена зависимость бюджета Пенсионного фонда от
трансфертов из федерального бюджета. Нужно и дальше мобилизовать собственные
возможности. Увеличение поступления страховых взносов по обязательному
пенсионному страхованию также является важнейшей задачей фонда.
По остальным позициям
доложат коллеги. Первым выступает Антон Германович Силуанов.
А.Силуанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Прошлый год стал годом больших стрессов для
российской экономики и бюджета. Снижение
поступлений иностранной валюты в страну составило 13%
валового внутреннего продукта – такого снижения страна не знала даже в 80-е годы прошлого столетия. Принятые в ответ на
изменившуюся ситуацию меры в бюджетной и
денежно-кредитной сфере позволили экономике пройти процесс первичной адаптации быстрее и с наименьшими
последствиями.
В 2015 году произошло изменение структуры экономики, увеличилась доля ненефтегазовых торгуемых секторов, а
доля неторгуемых секторов сократилась, произошёл
существенный рост прибыли и уровня рентабельности.
Особенно это показательно в таких отраслях, как сельское хозяйство, внутренний
туризм, химическая, пищевая промышленность,
деревообработка и целый ряд других.
Положительная динамика этих секторов, отраслей возникла
не только благодаря той поддержке, которую бюджет оказывал в рамках мер реагирования, но и в рамках тех
макроэкономических последствий от бюджетной
политики, которую мы реализовывали.
Принятые решения по оптимизации бюджетных расходов, по аккуратному подходу к текущим
обязательствам способствовали быстрой подстройке экономики к новым условиям, стабилизации ключевых
макроэкономических показателей.
Удалось сдержать дефицит бюджета. За прошлый год дефицит
бюджета составил 2,4% ВВП. Такой уровень
дефицита способствовал стабилизации денежной кредитной политики и снижению инфляции. Поскольку
основным источником денежного предложения в
прошлом и текущем году является бюджет,
дефицит бюджета, общий объём денежной массы в прошлом году вырос на 11,5%.Основным
источником был также дефицит бюджета, поэтому
ограничение дисбаланса бюджета является одним
из ключевых макроэкономических параметров.
Основным источником
финансирования дефицита бюджета стали накопленные средства резервного фонда, позволившие избежать чрезмерного сокращения
расходов и обеспечить реализацию
первоочередных антикризисных мероприятий. По итогам прошлого года было
израсходовано 2,6 трлн рублей из резервного
фонда. Все заимствования, которые мы
осуществляли на внутреннем рынке, пошли на погашение и расчёты как по
внутренним, так и по внешним долгам.
Доходы. На фоне значительного снижения общего объёма поступлений существенно изменилась
структура доходов. Доля нефтегазовых доходов впервые
снизилась ниже 50% и составила по итогам года
43% всех доходов. В I квартале текущего года эта доля и дальше продолжала снижаться и составляет 34%
от всех доходов бюджета.
Расходы исполнены в сумме
15,6 трлн, или 98,5% к уточнённой росписи. Особенностью
исполнения 2015 года стало то, что практически все остатки, которые остались по итогам года, а это около 200 млрд
рублей, были мобилизованы и пошли в большей
части на увеличение антикризисного фонда,
который мы задействуем в текущем году. Кроме
того, необходимо отметить, что по сравнению с 2014 годом снизились остатки средств как в автономных и бюджетных организациях,
так и в субъектах Российской Федерации.
Особенностью прошлого года было то, что продолжался рост в значительных объёмах
дебиторской задолженности. Об этом мы и несколько
совещаний проводили, и неоднократно говорили. Общая дебиторская задолженность
увеличилась на 700 млрд рублей и составила 3,3
трлн рублей. Она продолжает расти и в текущем
году, поэтому министерствам и ведомствам –
главным распорядителям бюджетных средств необходимо уделять внимание авансированию и финансированию исполнения
своих бюджетов, с тем чтобы дебиторская задолженность не увеличивалась.
В прошлом году был отмечен рост и просроченной дебиторской задолженности, которая составила
на начало текущего года 429 млрд рублей.
Поэтому такая задолженность (как просроченная,
так и просто дебиторская задолженность) была образована в результате авансирования в первую очередь силовых ведомств, где
можно было авансировать до 100%
предусмотренных бюджетных ассигнований на соответствующий год. Поэтому ещё раз обращаюсь к нашим коллегам из министерств и ведомств,
с тем чтобы авансы, если уже предоставляются,
то были под контролем и требовалось исполнение по
этим авансам поставок, работ и услуг для
государственных нужд.
Субъекты Российской Федерации. За прошлый год отмечено несколько положительных
тенденций. Мы видим, произошёл умеренный рост
доходов примерно на 4,5%, а налоговые и неналоговые доходы выросли на 6,2% при росте расходов на 1,4%. Основные
источники роста – это налог на прибыль в связи с ростом общих объёмов прибыли прибыльных предприятий. Налог на
прибыль увеличился на 7,3%, а налог на доходы
физических лиц – на 4,2%.
В этих условиях значительно снизился дефицит – в 2,6 раза, до 171,5 млрд рублей. Это позитивный
фактор, который позволил лишь несущественно
нарастить государственный долг регионов,
составивший 2,3 трлн рублей, или
36,5% к налоговым и неналоговым доходам. Рост
государственного долга субъектов Российской Федерации в прошлом году замедлился впервые начиная с 2012 года и составил 11% – чуть
выше, чем рост налоговых и неналоговых доходов
субъектов Российской Федерации.
Действительно, есть ещё ряд регионов, которые находятся в зоне риска (таких
регионов 14) – у них государственный долг выше
100% налоговых и неналоговых доходов. К таким регионам
мы особенно относимся: заключаем с ними соглашения, требуем соблюдения уровня дефицита, контролируем бюджет субъектов Российской Федерации и изменения,
которые вносятся в этот бюджет.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В заключение
хотел сказать следующее. В настоящее время Счётной
палатой осуществляется внешняя проверка отчёта об исполнении федерального бюджета за 2015 год, результаты
которой оформляются заключением Счётной палаты и
будут внесены в Государственную Думу вместе с отчётом.
Хотел бы просить, также как и в прошлые годы, до утверждения
сводного заключения палаты на коллегии
предметно рассмотреть все замечания, которые
были высказаны нашим аудитором, и в первую очередь по финансовой отчётности, потому что много неустранённых замечаний именно
в рамках финансовой отчетности к исполнению
бюджета за прошлый год. Речь идёт не о цифрах кассового исполнения, а о
переоценке, сроках постановки на баланс
имущества и так далее. Поэтому хотел бы
обратить внимание: за короткое время нам нужно быстро внести необходимые изменения в части замечаний,
высказанных Счётной палатой.
Кроме того, хотел бы также
коллег ориентировать на то, что мы уже приступили к
подготовке бюджета на 2017 год. Срок первого
заседания бюджетной комиссии, на котором будут рассмотрены предельные объёмы
бюджетных ассигнований, – 27 июня, поэтому нам
нужно уже готовить предложения по проекту
бюджета на следующий год.
Следующий год будет сложным годом в отношении подготовки
бюджета: нам нужно будет сокращать дефицит
бюджета, который также будет являться ключевым
макроэкономическим параметром, ответственным за рост, за балансировку бюджета, за снижение инфляции и стабилизацию макроэкономических показателей. Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Антон Германович. Давайте послушаем
заместителя Министра экономического развития
Евгения Ивановича Елина, о госпрограммах. А
потом всё вместе обсудим.
Е.Елин
(заместитель Министра экономического развития): Уважаемый
Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства!
Реализация государственных программ Российской Федерации в 2015 году
осуществлялась в условиях значительной
экономической неопределённости. В связи с этим было принято решение о приостановке действия отдельных положений
Бюджетного кодекса, и госпрограммы не были приведены в соответствие с принятым законом о федеральном бюджете.
С одной стороны, указанные условия оказали негативное
воздействие на реализацию госпрограмм в 2015 году, добавив ответственным исполнителям значительную долю
неопределённости, но с другой стороны, особенности
реализации позволили проверить способность ответственных исполнителей осуществить концентрацию ограниченных бюджетных
ресурсов на ключевых направлениях государственной
политики.
Анализ того, насколько эффективно в 2015 году ответственные исполнители смогли использовать все
имеющиеся у них возможности, содержится в подготовленном
нами сводном годовом докладе.
Сводный доклад основан на анализе
сведений, отражённых ответственными исполнителями в рамках уточнённых годовых отчётов, а также на представленной
Министерством финансов информации о финансовом
обеспечении госпрограмм в рамках федерального бюджета.Хочу напомнить, что в
2015 году реализовывалось 39 госпрограмм. Пять
госпрограмм на текущий момент не утверждены и
не реализовывались.
Основную долю расходов
на реализацию госпрограмм по-прежнему берёт на себя федеральный бюджет. Доля же
средств юридических лиц остаётся достаточно
низкой и составляет около 13% от общего объёма кассового
исполнения госпрограмм в 2015 году. При этом хочу обратить внимание на низкое
кассовое исполнение госпрограмм в части
юридических лиц, которое составило менее 50%. Эта особенность, на наш взгляд,
является проблемой. Дело в том, что хозяйствующие субъекты являются партнёрами по многим государственным
программам, и если они не выполняют свои задачи,
о чём свидетельствует низкий уровень софинансирования, то и общие цели не будут
достигнуты.Поэтому необходимо усилить
синхронизацию мероприятий между ответственными исполнителями и привлекаемыми для реализации госпрограмм
юридическими лицами.
Необходимо коснуться
изменений в методике оценки эффективности госпрограмм. Методика оценки
эффективности позволяет оценивать
результативность работы по четырём критериям. Такой критерий, как деятельность ответственных исполнителей, то есть
менеджмента, в прошлом году отсутствовал в методике. Кроме того, методика расчёта остальных критериев
была существенно изменена. В новой методике
предусмотрено использование как повышающих, так и понижающих коэффициентов при
расчёте оценки эффективности реализации
программ. Так, установлены повышающие коэффициенты для показателей уровня госпрограмм, а также для
показателей, обеспечивающих выполнение указов Президента.
Мы, таким образом, хотим сообщить ответственному исполнителю,
что не столь важно, какие у него успехи на
промежуточных этапах реализации госпрограммы. Для оценки эффективности главное, достигает ли он целей
самой госпрограммы и достигает ли он целей, поставленных
в соответствующих указах Президента.
В
методике также впервые при расчётах
указывалось фактическое значение показателей, достигнутых за предыдущий год
реализации госпрограммы, что позволяет
анализировать и учитывать складывающиеся тенденции.
По результатам интегральной оценки
реализация трёх госпрограмм признана
эффективной. Указанные госпрограммы получили высокую оценку практически по всем
критериям эффективности. Работа ответственных
исполнителей по реализации девяти госпрограмм была оценена как недостаточно эффективная.
Основные причины связаны с низкой оценкой достижения плановых
значений (то есть план-факт), с низкой оценкой эффективности реализации мероприятий, то есть в рамках указанных госпрограмм
большое количество контрольных событий либо не наступило, либо наступило с нарушением сроков. Помимо этого,
госпрограммы получили низкую оценку либо по
критерию кассового исполнения, либо по критерию эффективности деятельности ответственного исполнителя.
Указанные госпрограммы,
которые получили низкую оценку, требуют, по нашему мнению, корректировки уже в
этом году в рамках бюджетного процесса, в
связи с чем предлагаем поручить ответственным исполнителям в рамках разработки
проекта бюджета на 2017 год и плановый период
2018–2019 годов осуществить внесение в Правительство проектов новых редакций госпрограмм. Соответствующий
проект протокольного решения представлен в Правительство.
Хотел бы ещё раз отметить, что описанные выше результаты оценки отражают эффективность
госпрограмм, утверждённых Правительством в 2014 году,
то есть два года назад.
Ряд госпрограмм признаны эффективными, исходя из высоких
оценок достижения плановых значений, хотя ключевые
события, которые должны были привести к этим значениям,
не были выполнены в значительной степени. Такие госпрограммы тоже подлежат, по нашему мнению, корректировке в 2016 году.
Подводя
итоги, хотел бы коротко отметить три
недостатка, которые касаются практически всех
госпрограмм.
Во-первых, есть существенные недостатки
на этапе планирования госпрограмм, которые заключаются в том, что цели, задачи
и целевые показатели, заявленные в госпрограммах,
в значительной степени не соответствуют друг
другу и не соответствуют отраслевым
стратегиям, изложенным в соответствующих стратегических документах. Достаточно сказать, что в госпрограммах
представлено более 2 тыс. показателей. Конечно,
такое количество показателей администрировать практически невозможно.
Во-вторых, отсутствует нормативно определённое понятие ответственного исполнителя, и, соответственно, нет
распределения ответственностей и прав,
законодательно не установлено, а также не определён работающий механизм
взаимодействия ответственных исполнителей,
соисполнителей и участников госпрограмм. Это необходимо сделать.
Третья проблема, на наш
взгляд, заключается в том, что количество госпрограмм в настоящее время является избыточным. Их цели во многом являются либо
однотипными, либо друг друга дублируют. В этой
связи целесообразно рассмотреть возможность оптимизации
количества госпрограмм.
Описанный в сводном докладе
анализ говорит об имеющихся фактах несовершенства применяемого программно-целевого метода, в связи с чем, а также во исполнение
соответствующих поручений Правительства, мы представили
предложения по перечню госпрограмм для апробации новых подходов. В наши
предложения попали восемь госпрограмм.
Предлагаемая апробация предполагает пересмотр значений
ключевых целевых показателей госпрограмм, расширение
полномочий ответственного исполнителя госпрограмм
в рамках формирования и распределения предельных объёмов финансирования, и в
том числе она предполагает включение
мероприятий федеральных целевых программ в состав соответствующих госпрограмм.
Мы рассчитываем на основе полученных от апробации результатов
сформировать предложения по уточнению
положений как бюджетного законодательства, так и законодательства в сфере формирования и исполнения госпрограмм.
И в заключение хотел бы ещё
раз подчеркнуть, что мы не собираемся останавливаться на представленных сегодня мной изменениях. В следующем году при
оценке итогов реализации госпрограмм мы будем
более широко привлекать внешний аудит и сотрудничать с экспертным сообществом. Мы планируем осуществлять оценку
макроэкономической эффективности реализации
мероприятий и их вклад в ВВП и оценку потенциала
оптимизации мероприятий госпрограмм.
Таким образом, представленные новые подходы к разработке сводного годового доклада станут надёжным
инструментом принятия управленческих решений
Правительства Российской Федерации в бюджетном цикле. Прошу поддержать проект протокольного решения. Спасибо
за внимание.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, теперь про Пенсионный фонд и соцстрах – Максим
Анатольевич Топилин.
М.Топилин: Уважаемый Дмитрий
Анатольевич! В принципе те характеристики, которые были запланированы в законе,
исполнены, все обязательства по Пенсионному фонду тоже выполнены. Хотел бы
обратить внимание на то, что мы действовали в
рамках запланированной стратегии долгосрочного развития
пенсионной системы, постоянно оптимизируя вопросы, связанные с трансфертами из
федерального бюджета, соценками условий труда.
В качестве цифровых подтверждений хотел бы сказать, что,
если в 2012 году у нас объём трансфертов
составлял 2,8% от ВВП, то уже по итогам 2015 года
это всего лишь 2,2%. Если бы меры постепенно,
из года в год, не принимались бы, у нас трансферт был бы не 1,8 трлн рублей, которые в ходе исполнения реализованы, а 3,6 трлн
рублей. Это очень важно с точки зрения оценки
тех действий, которые производились по исполнению бюджета Пенсионного фонда.
В ходе 2015 года была
проведена индексация пенсий, и стоимость одного пенсионного коэффициента была
увеличена с 1 февраля на 11,4%. Эти
обязательства были исполнены в полном объёме.
Также в исполнении отражены индексации всех
социальных выплат: прежде всего ежемесячные
денежные выплаты, которые предусмотрены законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны, для инвалидов
различных групп, ветеранов боевых действий, различных
других категорий населения. Здесь индексация была
произведена в размере 5,5%, и расходы составили 358 млрд рублей – это трансферты из федерального бюджета в силу
законодательства, не связанные с пенсионными обязательствами.
Пенсии были проиндексированы на 11,4% и составили за 2015 год в среднем
12 830 рублей – это 1,6 от прожиточного минимума пенсионера. Здесь у нас ещё
много задач, которые мы перед собой поставили.
Тарифы были реализованы в
соответствии с действующим законодательством,
22% – стандартная ставка. Соответственно, трансферт на выпадающие доходы – между ставкой 26 и 22%, плюс 10% сверх величины, нормируемой для взносообложения.
На что хотел бы также здесь обратить
внимание, мне кажется, это очень важно для последующей работы: 342 млрд рублей – это трансферт в связи с льготными режимами взносов в
Пенсионный фонд. Нам всё-таки представляется,
что если мы не можем эти льготы поменять или
перевести в субсидии по различным отраслям, то по крайней мере надо
принять решение о том, что больше мы не будем ни
вводить новые льготы, ни продлевать те режимы, которые предусмотрены
действующим законодательством. Сейчас нам
очень много предложений сыпется из министерств и ведомств о том, что надо продлевать льготные тарифы. Но
тогда мы не выйдем из этого положения вообще,
тем более что все были предупреждены и все в силу закона знают, как тариф
увеличивается из года в год, когда льготная
ставка завершается.
Также профинансированы все
обязательства по материнскому (семейному)
капиталу. 1 млн 40 тыс. государственных сертификатов
было выдано в прошлом году и реализована программа, связанная с поддержкой тех семей, которые в рамках антикризисных мер обратились за 20 тыс. (это более 2 млн человек). Мы сейчас завершаем последние
выплаты.Законопроект всеми согласован,
замечаний по нему нет. Сейчас мы также отрабатываем по результатам проверки Счётной
палатой исполнение бюджета.
Что касается исполнения бюджета Фонда социального страхования, он
состоит из двух частей: это страховые взносы и
обязательства по временной нетрудоспособности и семейным различным пособиям, в том числе и при рождении ребёнка. Здесь есть
небольшой дефицит, но он в прошлом году был
профинансирован с учётом 55 млрд рублей тех остатков,
которые не были использованы как трансферт в прошлые годы, поэтому дополнительных средств из федерального
бюджета не потребовалось. И в этой части
бюджет фонда был исполнен в полном объёме, с
учётом индексации тех страховых выплат, которые
были предусмотрены на 5,5%, а потом ещё с 1 февраля этого года на 7%, но в исполнение вошла только первая
индексация.
Также важно подчеркнуть, что у нас остаётся профицитной страховая часть фонда по
несчастным случаям на производстве и накоплены
дажесоответствующие резервы, это порядка 100
млрд рублей. Здесь тоже исполняются все обязательства.
У нас продолжается снижение почти на 10% выплат
по несчастным случаям на производстве в связи с тем, что падает и смертельный
травматизм, и травматизм в принципе. Это всё
связано в том числе с профилактическимимерами,
которые проводятся по линии работодателей.
В прошлом году была исполнена на 20
млрд рублей программа обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации. По сравнению с 2014 годом, когда у нас было исполнение заявок
порядка 76%, это фактически 99%.Также были профинансированы дополнительные меры, по которым были специальные решения в
отношении санаторно-курортных организаций,
расположенных в Крыму и Севастополе. Законопроект со всеми согласован. Просьба
поддержать.
Д.Медведев:
Спасибо. Теперь, пожалуйста, Вероника
Игоревна.
В.Скворцова:
Спасибо большое. Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги! Отчёт о кассовом исполнении бюджета Фонда обязательного
медицинского страхования согласован
Федеральным казначейством без замечаний.
Доходы бюджета фонда в 2015 году составили 1 трлн 573,5 млрд рублей. Важно отметить, что отмена ограничений
по предельной базе для начисления страховых
взносов дала существенный прирост страховых взносов по сравнению с 2014 годом на 319 млрд рублей, или на 26%. Вместе
с тем доходы фонда составили на 2,9% меньше, это 46 млрд рублей, по сравнению с
предполагаемыми и утверждёнными объёмами в результате
недопоступления страховых взносов на работающее население.
Все текущие расходные обязательства,
утверждённые в бюджете фонда, выполнены в
полном объёме. Расходы бюджета фонда произведены в сумме 1 трлн 638,8 млрд рублей. На реализацию территориальных
программ обязательного медицинского
страхования направлено субвенций в размере 1 трлн 427,1 млрд рублей. Указанная субвенция обеспечила установленный программой государственных
гарантий подушевой норматив в размере 8260,7
рубля, который на 19% больше подушевого норматива
в 2014 году.
Впервые в 2015 году вся
высокотехнологичная медицинская помощь, не
включённая в базовую программу ОМС, была оплачена за счёт средств ОМС. На эти цели из нормированного страхового запаса
было направлено 82,7 млрд рублей, из которых
77,7 – на федеральные государственные учреждения и 5 млрд – на региональные медицинские
организации. В связи с удорожанием
лекарственных средств из-за изменения курсов валют территориальные фонды ОМС дополнительно получили 9,4 млрд
рублей на финансовое обеспечение территориальных
программ государственных гарантий.
Полностью удовлетворены заявки
субъектов Российской Федерации на
предоставление компенсационных выплат медицинским работникам по программе «Земский врач», что позволило в 2015 году
привлечь на село почти 4 тыс. врачей, молодых
специалистов. По заявкам Фонда социального страхования
на оплату родовых сертификатов перечислено 18,4
млрд рублей.
Важно отметить, что после исполнения
всех текущих обязательств бюджета фонда в
федеральный бюджет направлена дотация на сбалансированность
в размере 92,1 млрд рублей. Проект федерального
закона согласован всеми ведомствами, получено положительное заключение Института законодательства и сравнительного
правоведения, имеется положительное заключение Минюста. Просим одобрить и внести в Государственную
Думу. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
<…>
1. Об исполнении федерального бюджета за 2015 год
Решения Правительства:
1. Утвердить отчет об исполнении федерального бюджета за 2015
год и направить его в Счетную палату Российской Федерации.
2. Одобрить проект федерального закона «Об исполнении
федерального бюджета за 2015 год» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
2. Об
исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год
Фактическое
исполнение бюджета фонда за 2015 год по доходам составило 7126,6 млрд рублей,
по расходам – 7670,3 млрд рублей.
Средний
размер страховой пенсии по старости увеличился на 1261 рубль и на начало 2016
года составил 12 830 рублей. Средний размер социальной пенсии увеличился
за 2015 год на 754 рубля и составил 8302 рубля.
Увеличены
размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам и другим категориям
граждан с 1 апреля 2015 года на 5,5%.
Размер
материнского (семейного) капитала увеличен на 5,5% и составил в 2015 году 453
тыс. рублей.
Решения Правительства:
1. Утвердить отчет об исполнении бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год и направить его в Счетную
палату Российской Федерации.
2. Одобрить проект федерального закона
«Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской федерации за 2015 год» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
3. Об исполнении бюджета Фонда социального страхования
Российской Федерации за 2015 год
Фактическое
исполнение бюджета фонда за 2015 год составило по доходам 541,3 млрд рублей и
по расходам – 612,1 млрд рублей.
Основная
часть расходов фонда (479,9 млрд рублей) направлена на выплату пособий по
временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка, по
уходу за ребёнком и другие выплаты по обязательному социальному страхованию на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховые
выплаты и другие расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2015 году составили
84,1 млрд рублей.
Решения Правительства:
1. Утвердить отчет об исполнении бюджета
Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год и направить его
в Счетную палату Российской Федерации.
2. Одобрить проект федерального закона
«Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за
2015 год» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
4. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования за 2015 год
Фактическое
исполнение бюджета фонда за 2015 год составило по доходам 1 573 543,4
млн рублей, по расходам – 1 638 814,6 млн рублей.
На
финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования (ОМС) в субъектах
Федерации в 2015 году в бюджеты территориальных фондов ОМС направлено субвенций
в размере 1 427 051,5 млн рублей.
Нормированный
страховой запас фонда в 2014 году сформирован в общей сумме 108 248,8 млн
рублей. Кассовые расходы нормированного страхового запаса фонда составили
107 196,8 млн рублей.
Решения Правительства:
1. Утвердить отчет об исполнении бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год и
направить его в Счетную палату Российской Федерации.
2. Одобрить проект федерального закона
«Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского
страхования за 2015 год» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон “О валютном регулировании и валютном контроле”»
В
соответствии с законопроектом ФТС России и ФНС России исключаются из числа
агентов валютного контроля в связи с передачей этим службам функций органа
валютного контроля упраздняемого Росфиннадзора.
Законопроект рассмотрен и одобрен 16 мая 2016
года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
6. О
проекте федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 11
Федерального конституционного закона “О
Правительстве Российской Федерации”»
Принятие
законопроекта будет способствовать устранению правовой неопределённости
использования понятия «иностранный финансовый инструмент» в отношениях,
регулируемых Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской
Федерации».
Законопроект рассмотрен и одобрен 16 мая 2016
года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального конституционного закона «О внесении
изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве
Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
7. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 33335 Налогового кодекса Российской
Федерации»
Законопроектом
предлагается исключить из Налогового кодекса требование о необходимости
получения результата услуги в электронной форме для применения понижающего
коэффициента при уплате государственной пошлины за совершение юридически
значимых действий в отношении физических лиц. Это позволит увеличить количество
обращений граждан через порталы государственных и муниципальных услуг и
сократить расходы государственных и муниципальных органов на приём и обработку
заявлений.
Законопроект рассмотрен и одобрен 10 мая 2016
года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в
статью 33335 Налогового
кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
8. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О
теплоснабжении” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере
теплоснабжения»
Принятие
законопроекта позволит определить основные принципы целевой модели рынка
тепловой энергии. Задачей целевой модели является создание условий для
возникновения сбалансированной системы отношений между всеми участниками
процесса теплоснабжения, основанной на экономических стимулах к повышению
эффективности, надёжности и качеству функционирования системы теплоснабжения.
Законопроект направлен на то, чтобы мотивировать участников рынка
теплоснабжения инвестировать в повышение эффективности систем теплоснабжения, в
том числе путём увеличения доли комбинированной выработки тепловой и
электрической энергии.
Законопроект рассмотрен и одобрен 16 мая 2016
года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы
отношений в сфере теплоснабжения» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
9. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 217 Налогового
кодекса Российской Федерации»
Законопроектом
предлагается отнести к доходам физических лиц, которые не подлежат
налогообложению, единовременные выплаты дополнительного поощрения в денежной и
(или) натуральной формах, полученные спортсменами, тренерами и другими
специалистами в области физической культуры и спорта от некоммерческих
организаций, уставной целью деятельности которых является организационная и
финансовая поддержка проектов и программ в области спорта высших достижений, за
каждое призовое место на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх.
Законопроект рассмотрен и одобрен 10 мая 2016
года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в
статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную
Думу в установленном порядке.
10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения
дифференцированного наказания за систематическое нарушение правил дорожного
движения и эксплуатации транспортного средства»
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части
введения дифференцированного наказания за систематическое нарушение правил
дорожного движения и эксплуатации транспортного средства» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
11. О
проекте федерального закона «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской
Федерации (в иностранном государстве) и Постоянном представителе
(представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной
организации (в иностранном государстве)»
Законопроект
определяет правовое положение, основные задачи и полномочия лиц, замещающих
государственные должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской
Федерации (в иностранном государстве) и Постоянного представителя Российской
Федерации при международной организации (в иностранном государстве).
Законопроект рассмотрен и одобрен 23 мая 2016
года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О Чрезвычайном и
Полномочном После Российской Федерации (в иностранном государстве) и Постоянном
представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при
международной организации (в иностранном государстве)» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
12. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального
закона “Об официальном статистическом учёте и системе государственной
статистики в Российской Федерации”»
Законопроект
направлен на совершенствование правового регулирования общественных отношений в
сфере официального статистического учёта, связанных с первичными
статистическими данными, предоставляемыми респондентами субъектам официального
статистического учёта в целях формирования официальной статистической информации.
Законопроект рассмотрен и одобрен 16 мая 2016
года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решения Правительства:
1. Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в
статью 9 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе
государственной статистики в Российской Федерации» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
2. Росстату (А.Е.Суринову) при подготовке проекта федерального
закона к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении дополнительно
проработать высказанные на заседании предложения.
13. О
подписании Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о
сотрудничестве в области социального обеспечения
Договор
направлен на создание договорно-правовой базы сотрудничества России и Израиля в
области социального обеспечения. Действие договора предлагается распространить на
застрахованных лиц, являющихся гражданами России и Израиля, проживающих на
территориях договаривающихся сторон, а также членов семей указанных лиц.
Договор основан на принципе пропорциональности распределения финансовых
обязательств договаривающихся сторон за стаж, учитываемый при установлении
пенсий, который приобретён застрахованными лицами в период работы на их
территориях.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации
по данному вопросу.
14. Об
адресном (пообъектном) распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав
Северо-Кавказского федерального округа, на софинансирование расходов в сфере
строительства и жилищно-коммунального хозяйства по реализации мероприятий
подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016–2025 годы в
рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие
Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года
Проектом
распоряжения предлагается утвердить адресное распределение субсидий из
федерального бюджета в объёме 1,2 млрд рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации
по данному вопросу.
Брифинг Антона Силуанова по завершении заседания Правительства
Стенограмма:
А.Силуанов:
Сегодня Правительство Российской Федерации рассматривало вопросы исполнения
бюджета 2015 года. В целом отмечалось, что бюджет внёс вклад в стабилизацию
макроэкономической ситуации – всё-таки дефицит бюджета был невысокий, несмотря
на все сложности, с которыми столкнулась наша экономика, 2,4% ВВП, меньше, чем
мы планировали.
Вопрос макроустойчивости и вопрос сбалансированности
бюджетной политики взаимосвязаны. Поэтому, когда мы будем формировать сейчас
политику на следующую трёхлетку, безусловно, вопрос устойчивости и
сбалансированности бюджета будет являться одним из ключевых при рассмотрении
бюджетной и денежно-кредитной политики.
Почему? Потому что наличие высоких дефицитов бюджета
(я считаю, что высокие дефициты бюджета – это выше 3%), конечно, вызывает у
инвесторов много вопросов: как дальше будут работать Правительство, денежные
власти в части источников финансирования этой несбалансированности, что будет
дальше с доходами бюджета, какие расходы будут сокращаться (не будут
сокращаться)?
Вообще, сам по себе
дефицит бюджета – в нынешних условиях такой элемент, который влияет,
безусловно, на денежное предложение. Если мы сейчас финансируем дефицит бюджета за счёт
резервов, резервного фонда в качестве основного источника – а это, по сути
дела, финансирование за счёт Центрального банка, – то за это финансирование
бюджет не платит, поскольку мы ресурсы накопили в прошлые годы. Если мы
такие же средства будем привлекать с рынка (соответственно, рыночные
заимствования), за них надо будет платить, значит, будут увеличиваться и
процентные расходы. Процентные расходы будут снижать манёвренность в ресурсах
бюджета. Бюджетные средства, расходные средства, безусловно, нам нужно будет
перераспределять, менять структуру. Во всяком случае ресурсы нам потребуются не
только для выплаты наших обязательств по процентным расходам. Вопрос
балансировки бюджета, сокращения дефицита бюджета (мы ставим задачу сокращения
порядка 1% ВВП в год) будет ключевой темой для обсуждения бюджетной политики на
предстоящий период.
Вопрос:
Насколько могут увеличиться траты из резервного фонда? Потому что ЦБ оценивает,
например, эту сумму в 3,6 трлн рублей, хотя у вас в бюджете заложено 2,1.
А.Силуанов:
Действительно, у нас в бюджете заложены траты резервов 2,1. Напомню, что мы
формировали бюджет, исходя из цены на нефть 50 долларов за баррель. Цена сырья
с начала года меньше 40 – около 34–35 долларов за баррель. Поэтому при цене 40
(если цена на нефть будет 40, всё-таки мы связаны с нефтегазовыми доходами,
хотя их доля уменьшилась) мы оцениваем дефицит порядка 3–3,3% ВВП. Соответственно,
если будут в полном объёме реализованы все те мероприятия, которые мы
предусмотрели в качестве мер реагирования на изменение ситуации. Речь
идёт о мерах по повышению доходов, по оптимизации расходов, по источникам
финансирования дефицита бюджета, в первую очередь речь идёт о приватизации.
Поэтому, безусловно, выполнение всех предусмотренных Правительством Российской
Федерации мер позволит нам иметь дефицит бюджета около 3% ВВП. В последующие
годы нам придётся постепенно снижать этот параметр.
Да, действительно, в этом году по плану будут задействованы средства резервного фонда
– около 2,1 трлн рублей по плану, возможно, будет несколько больше. Мы будем всячески минимизировать траты из резервов,
понимая, что подушка безопасности необходима нам на предстоящие годы и тратить
её мы не намерены.
Вопрос: Антон Германович, вы говорили про снижение
дефицита темпами 1% ВВП в год. Каким образом вы планируете снижать дефицит в
2017 году? Это может быть бюджетный манёвр, это может быть какое-то сокращение
расходов, это может быть заморозка расходов в номинальном выражении?
А.Силуанов:
Этой теме как раз и будет посвящено совещание, которое будет организовано в
Правительстве. Мы говорили, что 27 июня у нас будет по плану проводиться
бюджетная комиссия, на которой будут рассматриваться предельные параметры
бюджета, и к этому времени будут представлены меры по размерам дефицита и по
его достижению.
Безусловно, в первую
очередь мы будем заниматься улучшением администрирования доходов, повышением
доходной базы, сокращением так называемого теневого сектора.
Безусловно, будем
смотреть по расходной части, эффективности расходов. Мы понимаем, что нам будет
сложно увеличивать расходы в номинальном выражении по сравнению с уровнем
текущего года. Тем не менее окончательные решения будут приниматься
Правительством Российской Федерации. Сейчас готовятся такие предложения, пока о
них говорить рано. Но я думаю, что через месяц уже будут понятны контуры
политики, которую мы будем реализовывать в следующем году в области бюджета.
Вопрос: Здравствуйте! Антон Германович, можно всё-таки уточнить в продолжение
вопроса коллеги? Вы сказали, что если все меры будут выполняться
Правительством, то дефицит бюджета – 3–3,3% ВВП, тем не менее под вопросом
приватизация «Роснефти». Ряд госкомпаний уже просит не повышать для них дивиденды,
и решение одобряется, например для «Газпрома», «Транснефти», «Роснефти». Исходя
из этого, каким образом будут выполняться меры Правительства, если нет этих
дополнительных доходов от приватизации и от увеличения дивидендов? Какой может
быть дефицит бюджета тогда? Спасибо.
А.Силуанов:
По «Роснефти» вопрос приватизации движется своим чередом. Предусмотрена
реализация 19,5-процентного пакета «Роснефти» во второй половине текущего года.
Отобраны компании, которые будут заниматься этим проектом. Поэтому я здесь не
вижу каких-либо изменений в решениях, которые Правительство приняло. Это
первое.
Что касается вопросов
пересмотра по отдельным компаниям привлечения дивидендов, то Правительство
наряду с такими решениями рассматривает предложения и по дополнительным
ресурсам, которые могут быть привлечены в текущем году в бюджет. Пока я о них
не буду говорить, тем не менее мы ищем дополнительные средства в области
мобилизации доходов за счёт увеличения администрирования, собираемости. Тем не
менее, наши
оценки по дефициту бюджета на этот год сохраняются неизменными – порядка 3,3%
ВВП.
Вопрос: Какую вы
предлагаете индексацию зарплат и пенсий на 2017 год? И будете ли вы продолжать «щупать»
внешний рынок в 2017 году?
А.Силуанов: В целом
мы удовлетворены размещением. Могли бы взять все 3 млрд, но ограничились тем,
что основные объёмы привлечения мы будем осуществлять за счёт иностранных
инвесторов. Думаю, что это правильно. На внутреннем рынке мы можем взять
достаточно большие объёмы ресурсов как в рублёвом, так и в долларовом
эквиваленте. Поэтому мы, я считаю, приняли правильное решение, когда приоритет
в заимствовании в текущем году, во внешних заимствованиях отдали иностранным
финансовым компаниям и банкам.
Будем ли мы выходить на рынки в следующем году? Выход на внешние
рынки необходим для того, чтобы пополнять золотовалютные резервы, обеспечивать
валютные платежи бюджета в последующих годах. В целом у нас нет проблем с тем,
чтобы осуществлять покупки валюты в обычном порядке и не выходить на внешние
рынки как в этом году, так и в последующие годы. У нас проблем с платёжным
балансом нет. Золотовалютные резервы устойчивы, они даже увеличиваются, поэтому
все наши внешние обязательства бюджет вполне сможет осуществить, покупая валюту
на нашем валютном рынке, не выходя с внешними заимствованиями.
Выход в текущем году был осуществлён, чтобы зафиксировать своё
присутствие на внешних рынках. Мы знаем, был большой спрос со стороны
иностранных инвесторов на наши облигации. К сожалению, те ограничения, которые
были введены нашими западными коллегами, не позволили всем желающим инвесторам
поучаствовать в этом размещении. Я думаю, что инвесторы не смогли заработать, в
том числе и на нашем размещении, хотя доходности приемлемы для Российской
Федерации и были очень интересны для внешнего рынка.
Тем не менее при принятии решения, будем ли мы выходить в следующем
году на внешние рынки или нет, будем ориентироваться, исходя из прогноза
платёжного баланса в первую очередь. Будем смотреть, какой объём ресурсов нам
необходимо будет заимствовать на внутреннем рынке, с тем чтобы соблюдать
пропорции, балансы на внутреннем рынке заимствований, чтобы финансовый рынок
смог дать столько ресурсов без каких-то последствий для финансовой и
денежно-кредитной политики.
Мы можем сегодня привлечь значительные
объёмы финансирования на внутреннем финансовом рынке. Но это может повлиять и
на уровень ставок, и на процентные расходы федерального бюджета. Здесь нужно
взвешивать и подходить к этому вопросу, исходя как из макроэкономических
позиций, так и с позиций структуры бюджетных расходов. Именно с таких принципов
будем рассматривать вопрос выхода на внешние рынки или увеличения внутренних
заимствований в следующем году.
Вопрос:
Про индексацию зарплат говорили?
А.Силуанов:
Что касается индексации. Индексация – это тоже существенная статья бюджетных
расходов (я имею в виду на заработную плату, индексацию социальных выплат),
поскольку на это всё требуется существенная трата из федерального бюджета.
Вопрос индексации, вопрос
финансирования тех или иных мероприятий, программ будет определяться с учётом
финансовых возможностей бюджета и с учётом необходимости выполнения ключевых
социальных обязательств государства. Поэтому вопрос индексации, вопрос
реализации ранее принятых решений по тем или иным государственным программам –
это та политика, экономическая, финансовая политика, которая будет
рассматриваться при подготовке бюджета на следующий период.
Сегодня мы лишь
готовим предложения, Правительство на этот счёт ещё пока не определилось, и такие
решения должны быть приняты в ближайшем месяце.
Вопрос: Антон Германович,
во-первых, хотелось бы уточнить по заимствованиям. Правильно мы понимаем, что
вы не отказались от идеи валютных заимствований на внутреннем рынке и будете
рассматривать и это тоже на следующий год? И хотелось бы по бюджету этого года
уточнить: если вы считаете, что дефицит будет 3,3% в этом году с учётом всех
уже принятых решений по оптимизации, значит ли это, что никаких дополнительных
решений по сокращению, сверх того, что уже принято, в этом году не будет? И
если будет всё-таки положительно решён вопрос с доиндексацией пенсий в этом
году, приведёт ли это к увеличению дефицита сверх 3,3?
А.Силуанов: Выходить на валютные
заимствования на внутреннем рынке мы не будем и никогда не планировали. Спрос
на наши бумаги сейчас был около 7 млрд долларов. Большей частью это, конечно,
наши банки, в том числе банки с госучастием. Если вы увидите структуру участия
наших банков, то в этом размещении приняли участие, если говорить о российских
участниках, негосударственные банки. Поэтому и в следующем году выходить на
заимствования на внутреннем валютном рынке мы не будем.
Что касается вопросов индексации пенсий в текущем
году: безусловно, эта тема будет выходить за рамки прогнозного дефицита. И, как мы и договаривались, это
решение будет рассматриваться по итогам исполнения бюджета за первое полугодие.
Поживём –
увидим, как будут формироваться доходы, какие возможности у бюджета будут в
текущем году. Вернёмся к этому вопросу по итогам полугодия.
Вопрос: Татьяна Чубасова, агентство
«Интерфакс». Можете дать оценку поступлений в бюджет на 2016 год от дивидендов?
Минэкономразвития называло цифру около 300 млрд рублей с учётом новых правил
выплаты прибыли по МСФО или РСБУ, в зависимости от того, какая прибыль больше,
и с учётом тех послаблений, которые были сделаны для ряда госкомпаний.
А.Силуанов: Действительно, в этом году
принято решение Правительства Российской Федерации о том, что дивиденды
платятся из расчёта наибольшего результата, рассчитанного по международным
стандартам бухгалтерского учёта или по российским стандартам, из расчёта 50%
прибыли. По ряду компаний были приняты индивидуальные решения. Соответственно,
на эту сумму планированный размер дивидендов будет уменьшен. Мы планировали
получить более 400 млрд рублей дивидендов, сейчас эта сумма будет,
соответственно, ниже.
Тем
не менее мерами администрирования, мерами повышения доходов, которые
принимаются в текущем году, мы будем компенсировать сокращение доходной базы
бюджета, которая была рассчитана в рамках реагирования на изменение текущей
ситуации.
И
будем с Налоговой службой, с Федеральной таможенной службой предпринимать
максимальные усилия для мобилизации доходных источников бюджета, с тем чтобы
обеспечить планирование уровня дефицита бюджета.
Вопрос: Полина Никольская, «РБК».
На какую сумму всё-таки будет меньше доход от дивидендов? То есть меньше 400 –
это сколько?
А.Силуанов: Вы же прекрасно знаете,
какие решения были приняты по дивидендной политике. Уменьшите эти размеры на
эту сумму, и полу́чите результат.