1. О
развитии ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди
ведущих мировых научно-образовательных центров
2. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О ветеранах”»
Законопроектом предусматривается, что статус ветерана боевых
действий будет устанавливаться лицам, направлявшимся на работу для выполнения
специальных задач на территории Сирии с 30 сентября 2015 года, отработавшим
установленный при направлении срок либо откомандированным досрочно по
уважительным причинам. На этих граждан будут распространяться меры социальной
поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».
Законопроект
рассмотрен и одобрен 10 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
3. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности”»
Законопроектом, в частности, предлагается установить
добровольный порядок составления декларации пожарной безопасности в отношении
объектов защиты малого и среднего бизнеса. Объекты, на которые будет составлена
декларация, не будут включаться в план проведения проверок органами
государственного пожарного надзора. Принятие законопроекта будет способствовать
повышению эффективности правового регулирования общественных отношений в
области обеспечения пожарной безопасности, снятию избыточных нагрузок на
субъекты предпринимательской деятельности.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 10 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
4. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального
закона “О безопасности
дорожного движения” и
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части
установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного
движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом»
Законопроект разработан в целях определения единых требований к
перевозчикам вне зависимости от формы собственности организации и
принадлежности транспортных средств. Принятие законопроекта устранит пробелы и
противоречия в законодательстве в сфере безопасности грузовых и пассажирских
автомобильных перевозок, обеспечив единые требования к перевозчикам вне
зависимости от того, находится ли автобус или грузовой автомобиль в
собственности организации или физического лица (индивидуального
предпринимателя).
Законопроект
рассмотрен и одобрен 16 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
5. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации»
Законопроектом предусматривается признавать организации, которые
осуществляют перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания,
заработной платы и иного вознаграждения (выплат) военнослужащим и лицам
гражданского персонала Вооружённых
Сил, налоговыми агентами в целях главы 23 Налогового кодекса. Указанные
организации предусматривается ставить на учёт на основании заявления, которое будет подаваться
в налоговый орган по месту нахождения организаций, а удерживаемый налог на
доходы физических лиц перечисляться в бюджет по месту нахождения воинских
частей.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 10 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
6. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О консолидированной
финансовой отчётности”»
В рамках госпрограммы «Управление государственными финансами и
регулирование финансовых рынков» законопроектом предлагается установить для
российских организаций сроки представления промежуточной консолидированной
финансовой отчётности, обязательность и сроки её раскрытия в информационных
системах общего пользования. Также предлагается установить требование
обеспечивать доступность раскрытой консолидированной финансовой отчётности в
течение трёх лет с даты её размещения. Законопроект направлен на повышение
прозрачности российских организаций, реализацию права пользователей на
достоверную информацию о деятельности юридических лиц, формирование
благоприятной предпринимательской среды, улучшение инвестиционного климата и
практики корпоративного управления.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 16 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
7. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросу отсрочки отбывания наказания осуждённым, признанным больным
наркоманией»
Законопроект направлен на совершенствование уголовного
законодательства, стимулирование лиц, потребляющих наркотические средства или
психотропные вещества, к отказу от их незаконного потребления и обращению в
добровольном порядке в медицинские организации и реабилитационные учреждения для
прохождения лечения от наркомании, медицинской и социальной реабилитации.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 20 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
8. О
проекте федерального закона «О ратификации Конвенции о борьбе с опасностью,
вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и
мерах профилактики (Конвенции №139)»
Конвенцией установлены требования по обеспечению охраны труда и
здоровья работников, занятых на работах, связанных с применением канцерогенных
веществ и агентов, а также контроля за использованием таких веществ. В
частности, предусматривается необходимость определения канцерогенных веществ и агентов,
применение которых на рабочих местах запрещено либо подлежит разрешению или контролю. Конвенция
предписывает меры по защите работников от воздействия таких веществ, а также
информирование работников об имеющихся профессиональных рисках.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 10 мая 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
9. О распределении иных межбюджетных трансфертов,
предоставляемых в 2016 году бюджетам субъектов Российской Федерации в целях
достижения целевых показателей региональных программ, предусматривающих
мероприятия по решению неотложных задач по приведению в нормативное состояние
автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения
Проект
распоряжения предусматривает предоставление трансфертов в размере
10 850 000 тыс. рублей 24 субъектам Федерации, включая 20 городов, в
которых имеется наиболее острая потребность в улучшении состояния автомобильных
дорог.
10. О
Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации
Проектом
постановления предусматривается преобразование Правительственной комиссии по
территориальному планированию в Российской Федерации в Правительственную
комиссию по региональному развитию в Российской Федерации, а также утверждение
Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской
Федерации.
11. О
внесении изменения в пункт 98 Регламента Правительства Российской Федерации
(в
части определения Минюста России головным исполнителем по подготовке
заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации
на законопроекты о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и
(или) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации)
Проектом
постановления предлагается дополнить Регламент Правительства положением, определяющим
Минюст России головным исполнителем по подготовке заключений, поправок и
официальных отзывов Правительства на проекты федеральных законов о внесении
изменений в Уголовный кодекс и (или) Уголовно-процессуальный кодекс.
Москва,
18 мая 2016 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных
федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании
Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Дмитрия Ливанова о повышении конкурентоспособности ведущих российских университетов
Сообщение ректора Томского государственного университета Эдуарда Галажинского
Сообщение генерального директора государственной корпорации «Росатом» Сергея Кириенко
Сообщение президента Российской академии наук Владимира Фортова
Из стенограммы:
Д.Медведев: Сегодня мы обсудим один
крупный вопрос о том, как идёт работа по повышению конкурентоспособности наших
ведущих университетов, как они двигаются в международных рейтингах.
Напомню, мы поставили перед
собой такую задачу – чтобы не менее пяти университетов вошли в топ-100, причём
в достаточно короткой перспективе, к 2020 году. Дело это сложное. Как мы все
понимаем, рейтинги нам нужны не ради самих рейтингов, а для качества подготовки
специалистов, для того чтобы учиться в наших университетах было и полезно, и
престижно. Экономике нужны профессионалы, которые легко ориентируются в
закономерностях глобального рынка, глобальной экономики, понимают все процессы,
которые происходят в технологическом развитии всего человечества, и,
естественно, в социальных закономерностях ориентируются.
Послушаем,
какие стандарты в настоящий момент заданы. Для нас важно, чтобы во всех этих
соревнованиях принимали участие (в рейтинговании) не только столичные вузы, в
качестве которых мы в общем и целом не сомневаемся, потому что они всегда были
на приличном уровне, хотя и у них есть определённые проблемы. Но нужно, чтобы и
в других научных центрах, в других регионах развивалось высшее образование.
У нас есть
университеты мирового уровня. Да, многие считают, что их позиции в рейтингах
недооценены. Очевидно, что у нас мало опыта продвижения самих себя на
образовательном рынке. Гораздо лучше и проще это делают прежде всего
англосаксонские университеты – просто потому, что они когда-то эту историю
затеяли, – тем не менее прорываются и университеты из других стран. И нам нужно
учитывать это и учиться показывать свои сильные стороны.
Для укрепления,
для улучшения наших позиций в рейтингах был создан Совет по повышению конкурентоспособности
ведущих университетов. В него входят представители нашей высшей школы, нашей
науки, нашего бизнеса и зарубежные коллеги.
Мы оказываем
университетам поддержку в виде субсидий. Каждый университет формирует программу
и представляет её на конкурс. Я один раз
следил за тем, как подводятся итоги. Там на самом деле соревнование идёт,
выглядит вполне прилично это всё. С 2013 по
2015 год было подано 88 заявок, 21 вуз стал
победителем. Соответственно, эти университеты получили средства. В общей сложности было выделено 30 млрд
рублей. В текущем году мы предусмотрели такие
субсидии для университетов в размере 11 млрд
рублей, и сегодня мы эти деньги распределяем.
Принятые меры уже принесли определённые результаты. Растёт число университетов в общих списках мировых рейтингов (пока, наверное, не на
тех местах, какие мы для себя хотели бы, но в целом движение в правильном направлении). Улучшаются позиции в
предметных рейтингах, причём это не только те
позиции, те отрасли, где мы традиционно были
сильны (это математика, физика), но в последние два года мы продвинулись и в некоторых социальных
направлениях. Многие вузы улучшили результаты
своих научных исследований, число публикаций,
индекс цитируемости увеличился в два раза по отношению к 2012 году. Но проблем всё равно в этой сфере много.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 19 мая 2016 года
Сегодня у нас несколько выступающих: это и Министр образования, и наши коллеги,
представляющие ректорское сообщество и, по
сути, потребителей, – ректор Томского
университета Эдуард Владимирович Галажинский и Сергей Владиленович Кириенко как генеральный директор «Росатома».
Сегодня мы также рассмотрим законопроект, который вносит изменения в закон «О ветеранах».
Речь идёт о придании статуса ветерана боевых
действий нашим гражданам, которые были направлены в Сирию для ведения боевых действий. Там проводятся известные операции, причём успешно. Принятие этого
законопроекта позволит распространить на них
меры социальной поддержки, которые у нас получают ветераны боевых действий, что вполне справедливо.
Также мы продолжим работу по снятию
с предпринимателей избыточных нагрузок. Сегодня мы рассмотрим
законопроект, который направлен на совершенствование положений регламента о требованиях пожарной
безопасности. В нём предлагается установить добровольный
порядок составления декларации безопасности
для малого и среднего бизнеса. Объекты, на которые собственники составят такие декларации, не будут включаться
органами пожарного надзора в план проведения
проверок. Это облегчение жизни для бизнеса, но в
то же время здесь, конечно, должен быть баланс, для того чтобы не создать
проблем для безопасности.
Также
мы рассматриваем изменения в законодательство
по финансовому рынку, изменяем закон о консолидированной
финансовой отчётности.
Сегодня мы рассмотрим и целый ряд международных
документов, включая ратификацию конвенции,
которая направлена на борьбу с опасным воздействием канцерогенных веществ.
Давайте приступим к обсуждению первого вопроса.
Пожалуйста, Дмитрий
Викторович Ливанов.
Д.Ливанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Как, Дмитрий Анатольевич, Вы уже сказали, Правительству поручено обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских
университетов в первую сотню ведущих мировых
университетов согласно мировому университетскому рейтингу. Правительством Российской Федерации для решения этой задачи
утверждён план мероприятий по развитию наших
ведущих университетов. В этом плане намечены меры по организации конкурсного
отбора университетов, имеющих высокие шансы на
выдвижение на ведущие позиции в рейтингах, по предоставлению
им поддержки за счёт федерального бюджета, и определены основные блоки мероприятий, нацеленных на обеспечение повышения
международной конкурентоспособности наших университетов.
В 2013 году распоряжением Правительства зафиксированы
объёмы государственной поддержки, утверждены правила распределения и предоставления
субсидий.
В
формате конкурсного отбора и механизмов
последующей поддержки университетов мы учли опыт других стран в реализации подобных программ. Ещё до начала 2000-х
годов аналогичные проекты были начаты в пяти
странах, к 2010 году – ещё в 11 странах, в последние годы – ещё в трёх странах,
включая и Россию.
Почему это важно? Наличие сильных университетов с высокой
международной репутацией – это не только
условие ускоренного формирования интеллектуального, экономического капитала
страны, но и фактор её международного влияния,
продвижения в мире своих гуманитарных и технологических стандартов.
Конкурсный отбор на право получения
поддержки основывается на подготовленных самими университетами программах повышения конкурентоспособности, в них
университеты берут на себя конкретные обязательства по достижению целевых показателей.
Совет был сформирован
Правительством Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич, Вы об этом сказали. В
его состав входят ведущие российские и
зарубежные эксперты в области высшего образования, представители Российской
академии наук, предпринимательского
сообщества.
В 2013 году совет рекомендовал 15 вузов-победителей, в 2015 году был проведён ещё один отбор и
перечень участников увеличился до
21 университета.
Университеты – участники программы расположены в 13 регионах Российской Федерации в шести федеральных
округах.
Отдельно отмечу, что два наших самых известных вуза – Московский государственный
университет и Петербургский государственный университет – формально не участвуют в мероприятиях программы, поскольку
в силу своего особого статуса они обеспечиваются
финансированием своих программ развития на внеконкурсной основе.
Каждый университет – участник
программы ежегодно докладывает о результатах реализации мероприятий своей программы, в зависимости от результатов и
качества планов на будущее фиксируется объём
бюджетных ассигнований на следующий год.
Реализуемый нами проект по
повышению международной конкурентоспособности университетов уже имеет серьёзные
положительные результаты.
В целом по группе университетов – участников проекта за три года общее число
публикаций в международных научных журналах выросло
в 2,5 раза, число высокоцитируемых публикаций (это верхние 10%) – в 3,5 раза. Удвоилось число иностранных
студентов, а число сотрудников, имеющих опыт
работы в ведущих мировых университетских центрах, увеличилось более чем в 10
раз. Как следствие, за этот срок число
участников проекта, участвующих в мировых
университетских рейтингах, увеличилось с пяти до 13, при этом в топ-400 этих рейтингов уже входят пять университетов –
участников проекта.
В силу исторических причин многие наши университеты
характеризуются высоким уровнем научно-образовательных специализаций – это физика, естественные науки, математика,
информационные технологии. Поэтому наряду с институциональными
мы отслеживаем и предметные международные рейтинги. Здесь
у нас тоже значимое продвижение, в разных предметных рейтингах на позиции в
топ-200 наши вузы отмечены уже 14 раз. Это
Новосибирский госуниверситет, МФТИ, МИФИ (в
рейтинге по физике и математике), Высшая школа экономики (в рейтинге по социально-гуманитарным наукам). Активно
продвигаются Казанский федеральный университет, Томский
университет, Петербургский политех и так далее.
В рамках развития
образовательных программ и научного потенциала наших университетов мы считаем
ключевым усиление международной кооперации.
Международное сотрудничество – это способ быстрого восполнения дефицита
компетенций. Например, в ряде направлений
биомедицинских исследований или социально-гуманитарных
исследований, где мы пока отстаём, международная кооперация позволяет
преодолеть соответствующее отставание путём
привлечения к реализации образовательных программ и научных проектов зарубежных
специалистов, в том числе представителей
российской научной диаспоры, имеющих значимый
задел и наработки в данной сфере.
Результат подобной работы – это новые образовательные
программы, обеспечивающие рост качества
образования, увеличение доли иностранных студентов,
выход на новые источники финансирования и, что немаловажно, рост узнаваемости
университета в международном академическом сообществе.
В
течение трёх лет нашей работы с университетами произошла серьёзная модернизация
системы управления университетами, их
образовательными и научными блоками. В университетах – участниках программы
сформированы авторитетные наблюдательные
советы (в работе которых, кстати, Дмитрий
Анатольевич, ряд членов Правительства принимает активное участие) и международные научно-консультативные советы,
которые, по существу, определяют научную политику ведущих
университетов.
На последнем заседании международного совета, которое прошло
в марте этого года, было обозначено смещение
акцентов проекта с поддержки общесистемных мероприятий
к поддержке отдельных приоритетных направлений и тех структурных подразделений
университетов, которые обеспечат быстрое их
развитие. Университеты уже выделили в своей
структуре подобные подразделения, в настоящий момент вносят уточнения в свои «дорожные
карты» по повышению конкурентоспособности,
фиксируя конкретные показатели развития.
Другая наша задача – это выстраивание
акцентов в решении не только текущих, но и перспективных, в том числе практико-ориентированных
задач в научно-технологической сфере. В рамках
проекта университеты, помимо развития своего
сотрудничества с нашими ведущими крупными компаниями,
традиционными отраслями, выходят и на научно-технологические задачи с
горизонтом планирования три, пять и более лет.
Наконец, есть ещё одно важное направление нашей деятельности –
это распространение лучших практик проекта для
других университетов. Мы проводим ежеквартальные
мероприятия по обмену опытом. С прошлого года на эти мероприятия приглашаем все
университеты. Таким образом, лучшие практики,
опробованные в рамках проекта, распространяются на всю систему нашего высшего образования.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! В
заключение хочу отметить, что мы в
соответствии с постановлением Правительства, о котором я уже сказал,
подготовили проект распоряжения о
распределении субсидий университетов на 2016 год. Он прошёл необходимое согласование, разногласий по нему нет.
Прошу
поддержать наше предложение по данному вопросу.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Теперь, пожалуйста, коллеги, о которых я говорил.
Эдуард Владимирович Галажинский, ректор Томского
государственного университета.
Э.Галажинский: Глубокоуважаемый Дмитрий
Анатольевич! Уважаемые члены Правительства!
Как ректор одного из университетов,
которые находятся в этой программе, хотел бы сказать несколько слов о процессах реальных изменений и трансформаций,
которые происходят сегодня в университете, и
подтвердить, что программа является не просто субсидиарной поддержкой нашего развития, а очень мощным средством пересборки российского образования и выхода его на
авангардные позиции.
Те средства, которые мы сегодня обсуждаем, в бюджетах университетов составляют на самом деле 10–15%,
но рост показателей развития измеряется в
диапазоне от двух до пяти раз. На примере нашего университета могу показать.
Допустим, публикации в высокорейтинговых международных журналах: если в 2013 году эта цифра составляла 400, то в
2015-м мы вышли на объём 2200, причём половина
из них – в лучших журналах мира (50% журналов
в первом-втором квартиле). Это говорит о том,
что качество исследований, которые мы представляем, соответствует лучшим
международным образцам и, по сути, идёт освоение
нашими университетскими людьми новых стандартов международной научно-образовательной деятельности.
Ещё важный момент – это, действительно, изменение системы
управления. Вузы сегодня открываются активно,
созданы наблюдательные советы, международные советы.
Мы настаиваем на том, чтобы наши партнёры и
стейкхолдеры влияли на изменения и принятие политик университета в разных областях.
На
мой взгляд, сама программа является мощным стимулом, драйвером формирования
сообщества ведущих российских университетов, обмена опытом и в некотором смысле
зоной ближайшего развития всей системы российского образования.
Поэтому от имени ректорского сообщества
я хочу поблагодарить членов Правительства за эту поддержку
очень мощную и сказать, что сегодня она крайне необходима. Процессы изменения таких мощных социальных систем,
как университеты, очень длительны, нелинейны, и
последовательность здесь, конечно, чрезвычайно важна, потому что новые
стандарты должны однозначно уже восприниматься
всеми как новая норма.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Пожалуйста, Сергей Владиленович.
С.Кириенко: Уважаемый
Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства! Для
«Росатома» это является очень важной частью, поскольку (Дмитрий Анатольевич, Вы
это хорошо чувствуете по своим переговорам)
практически каждая страна, с которой мы начинаем работать по атомной энергетике, первый вопрос, который ставит, – это
подготовка кадров. Только на этой неделе четыре страны об этом вели разговоры. Поэтому для нас, в общем,
пакет услуг профильного университета (МИФИ) и
консорциума вузов (у нас 20 вузов для атомной
отрасли работают) – это часть продукта, который мы продаём. Если он будет неконкурентоспособен,
то мы всё остальное тоже не продадим. Мы
подключились к программе изначально, и должен
сказать, что она работает.
Цифры по нашему консорциуму
и по МИФИ: конкурс вырос более чем в два раза
на одно место, по профильным специальностям –
в три раза на одно место. МИФИ был в 2012 году на 40-м месте по баллу ЕГЭ, в 2015 году – на восьмом в стране. В три
раза выросло количество иностранных студентов
(сейчас 950 уже), профессоров, имеющих опыт преподавания в университетах мирового уровня, – в 30 раз, то есть было восемь, когда
программа стартовала, сейчас почти 300.
По рейтингам. По общему рейтингу – в топ-300 и по двум
предметным – в топ-100. По QS (по физике и астрономии) – в топ-100, по Times 36-е место по физике занимает на сегодняшний день
МИФИ. Заработная плата выросла в 2,5 раза, количество
международных программ, которые проводятся в МИФИ, – в 10 раз. И партнёрство с университетами, научными
институтами из 14 стран: было шесть таких
программ, сейчас 55, что, конечно, сказывается на авторитете международном и восприятии, что крайне важно
для всех наших партнёров, с которыми мы договариваемся. Количество публикаций выросло в 3,2 раза. Могу
только подтвердить ещё раз, что программа
работает.
Что для нас как для
заказчиков очень важно? Вы знаете, психология поменялась,
на мой взгляд, с этой программой. Потому что до этого, при всём уважении к
нашим университетам, это всё-таки были
бюджетные, затратные учреждения, и все наши обсуждения шли по поводу того, что «помогите деньгами» и «что с нас
спрашивать, мы по определению затратное учреждение».
Программа поставила университеты в конкурентные
условия, и не какие-то там отложенные, будущие. Каждые полгода надо снова
выстраивать рейтинг, и снова университеты понимают, что достаточно проиграть по нескольким параметрам, и ты
вылетаешь из приоритетных, поэтому включается конкуренция.
Я говорю на примере МИФИ,
поскольку являюсь там ещё и председателем наблюдательного совета, понимаю, что люди просто внутри МИФИ по-другому
начинают об этом рассуждать. Я впервые вижу, что они
рассуждают на том уровне, на котором рассуждают корпорации, конкурирующие на
рынке. Они думают о стратегии, они думают, в чём
их конкурентные преимущества, они понимают, что просто ходить и клянчить дополнительные деньги, если ты не будешь
соответствовать, будет недостаточно. Это, на
мой взгляд, самое качественное изменение и крайне важное. Просил бы поддержать
предложение Министерства образования.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Сергей Владиленович. Пожалуйста, коллеги,
теперь можно что-то добавить или предложить.
В.Скворцова: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые
коллеги!
Минздрав
горячо поддерживает программу. Я хотела бы отметить, что в 2015 году первый отраслевой вуз попал в список 5–100 – это наш Первый Московский государственный
медицинский университет имени Сеченова.
Твёрдо можно констатировать, что те
целевые показатели, которые выставляет этот проект,
чрезвычайно значимы, повышают планку развития вуза и перестраивают программу развития. Мы сейчас готовим целую плеяду наших медицинских университетов к тому,
чтобы они принимали участие в дальнейших
конкурсных процедурах и развивались во всех случаях по программам, близким к
той, которую предлагает Минобрнауки.
Спасибо большое.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста,
прошу.
В.Фортов: Я хочу
сказать, что действительно цифры очень впечатляющие, и, конечно, это движение в правильном направлении.
Меня смущает немножко следующее: как
бы мы не стали терять темп. Потому что те
цифры, которые были названы – в три раза, в пять раз больше публикаций, – это явно эффект роста: когда вы стартуете с низкого
уровня, тогда, конечно, любая дельта много
значит. Это нормальное явление.
Но если думать о будущем, я бы предложил обратить внимание на научную сторону дела. Во
всех этих рейтингах научная компонента
занимает очень большое место, и, не подтянув её,
очень трудно добиться результата.
Если вы сравните ситуацию в
наших университетах и западных или восточных, то легко увидите, что, конечно, и приборное оснащение, и
кадровое оснащение там значительно более мощные,
потому что традиционно так получилось, что наука
делается у них в университетах, у нас – в Академии наук. Но Академия наук,
конечно, может – и должна, я убеждён в этом –
принимать более активное участие. Нужно использовать возможности академии, для
того чтобы поднимать уровень преподавания именно в научной компоненте.
Нельзя сказать, что Академия наук не участвует в этом
процессе. Сегодня 30% публикаций, которые
заметны на международном научном ландшафте,
делаются учёными совместно – и Академией наук, и вузами,
это очень хорошо. Но явно мы должны здесь добавить, с моей точки зрения, потому что смотрите, что получается? Получается,
что вузы составляют 19% от всех структур,
которые проводят исследования, и вклад их
публикаций – 41% (это из той справки, которая
у Вас есть), Академия наук – 14% и даёт 60% публикаций.
Соединить академическую часть с вузовской –
по-моему, это задача на будущее, повторяю,
иначе, как мне кажется, будет очень трудно удержать высокие темпы, которые
здесь необходимы. Это как бы первый месседж.
Надо сказать, что это не
новая логика, большинство институтов, которые
прозвучали в Вашем докладе, Дмитрий Викторович, физтех, МИФИ, НГУ, строились именно по такой системе, когда существует очень плотная связка между наукой
и образованием. Мой родной физтех на этом построен.
На втором году обучения, когда нам было по 16–17 лет, мы уже работали в почтовых ящиках на самой
современной аппаратуре, на самых мощных
компьютерах, с самыми квалифицированными преподавателями. Причём это преподавание не такое, что «мама
мыла раму» – переведите на английский язык, а это реальное дело, которое потом летало в космосе и так далее.
Поэтому я хочу обратить внимание на эту сторону дела и подумать о том, что потенциал Академии
наук должен быть использован, и мы готовы этим
заниматься, тем более что вот такой был Фрэнсис Бэкон, который первый 600 лет назад дал определение, что такое наука.
Он говорил, что наука – это две вещи: первое –
получение новых знаний и второе – передача этих знаний от поколения к
поколению.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Владимир Евгеньевич. Есть ещё комментарии? Нет? Если нет, тогда будем считать, что всё-таки мы
находимся, несмотря на различные нюансы, на
правильном пути по развитию ведущих
университетов. Поддержку мы продолжим, деньги
будут распределены и университеты их получат. Надеюсь, они их будут тратить
рационально и добиваться вот тех самых
успехов, на которые мы рассчитываем. Потому
что, повторю то, с чего сегодня начал, конечно, нам нужны эти рейтинги не ради самих рейтингов, а ради
того, чтобы были качественные знания, и, как справедливо сейчас только что
процитировали Фрэнсиса Бэкона, для того чтобы
передавать их по наследству, то есть, иными словами, из поколения в поколение. Просил бы, естественно, министерство этим и
руководствоваться. А что касается лучшего
использования научных критериев, то здесь сомнений быть не может, мы должны делать всё, для того чтобы развивалась
университетская наука, и, соответственно, эта
наука должна быть одним из ключевых индикаторов в рамках этих рейтингов.
Спасибо.
<…>
1. О развитии ведущих университетов
в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых
научно-образовательных центров
Решения
Правительства:
1. Принять к
сведению доклад Министра образования и науки
Российской Федерации Д.В.Ливанова по данному вопросу.
2. Одобрить
реализуемые Минобрнауки России меры государственной поддержки ведущих
университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых
научно-образовательных центров.
3.
Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти обеспечить на системной основе распространение
лучшего опыта ведущих университетов, получающих государственную поддержку в
целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых
научно-образовательных центров, на федеральные образовательные организации
высшего образования различной ведомственной принадлежности, обратив особое
внимание на:
кооперацию с
ведущими российскими и иностранными университетами и научными организациями по
разработке и реализации образовательных программ;
проведение
научных исследований;
привлечение
иностранных обучающихся, молодых научно-педагогических работников, имеющих опыт
работы в научно-исследовательской и образовательной сферах в ведущих иностранных
и российских университетах и научных организациях;
формирование
кадрового резерва руководящего состава университетов и привлечение на
руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих университетах
и научных организациях.
По вопросам,
требующим решения Правительства Российской Федерации, соответствующие
предложения до 21 ноября 2016 г. представить в установленном порядке.
4. Принять
проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении
распределения субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета на
государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях
повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных
центров в рамках подпрограммы «Реализация образовательных программ
профессионального образования» государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2013 - 2020 годы.
2. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “О ветеранах”»
Законопроектом предусматривается, что статус
ветерана боевых действий будет устанавливаться лицам, направлявшимся на работу
для выполнения специальных задач на территории Сирии с 30 сентября 2015 года,
отработавшим установленный при направлении срок либо откомандированным досрочно
по уважительным причинам. На этих граждан будут распространяться меры
социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».
Законопроект рассмотрен и одобрен 10 мая 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон “О ветеранах”» и внести его в Государственную
Думу в установленном порядке.
3. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “Технический регламент о требованиях
пожарной безопасности”»
Законопроектом, в частности, предлагается установить
добровольный порядок составления декларации пожарной безопасности в отношении
объектов защиты малого и среднего бизнеса. Объекты, на которые будет составлена
декларация, не будут включаться в план проведения проверок органами
государственного пожарного надзора. Принятие законопроекта будет способствовать
повышению эффективности правового регулирования общественных отношений в
области обеспечения пожарной безопасности, снятию избыточных нагрузок на
субъекты предпринимательской деятельности.
Законопроект рассмотрен и одобрен 10 мая 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить
проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности”» и внести его в Государственную
Думу в установленном порядке.
4. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в статью 20 Федерального закона “О безопасности дорожного
движения” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в
части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности
дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом
и городским наземным электрическим транспортом»
Законопроект разработан в целях определения единых
требований к перевозчикам вне зависимости от формы собственности организации и
принадлежности транспортных средств. Принятие законопроекта устранит пробелы и
противоречия в законодательстве в сфере безопасности грузовых и пассажирских
автомобильных перевозок, обеспечив единые требования к перевозчикам вне
зависимости от того, находится ли автобус или грузовой автомобиль в
собственности организации или физического лица (индивидуального
предпринимателя).
Законопроект рассмотрен и одобрен 16 мая 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить
проект федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального
закона “О безопасности дорожного движения” и Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях в части установления дополнительных требований
по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и
грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим
транспортом» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
5. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации»
Законопроектом предусматривается признавать
организации, которые осуществляют перечисление сумм денежного довольствия,
денежного содержания, заработной платы и иного вознаграждения (выплат)
военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооружённых Сил, налоговыми
агентами в целях главы 23 Налогового кодекса. Указанные организации
предусматривается ставить на учёт на основании заявления, которое будет
подаваться в налоговый орган по месту нахождения организаций, а удерживаемый
налог на доходы физических лиц перечисляться в бюджет по месту нахождения
воинских частей.
Законопроект рассмотрен и одобрен 10 мая 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
6. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “О консолидированной финансовой
отчётности”»
В рамках госпрограммы «Управление государственными
финансами и регулирование финансовых рынков» законопроектом предлагается
установить для российских организаций сроки представления промежуточной
консолидированной финансовой отчётности, обязательность и сроки её раскрытия в
информационных системах общего пользования. Также предлагается установить
требование обеспечивать доступность раскрытой консолидированной финансовой
отчётности в течение трёх лет с даты её размещения. Законопроект направлен на
повышение прозрачности российских организаций, реализацию права пользователей
на достоверную информацию о деятельности юридических лиц, формирование
благоприятной предпринимательской среды, улучшение инвестиционного климата и
практики корпоративного управления.
Законопроект рассмотрен и одобрен 16 мая 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон “О консолидированной финансовой отчетности” и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросу отсрочки отбывания наказания осуждённым, признанным больным
наркоманией»
Законопроект направлен на совершенствование
уголовного законодательства, стимулирование лиц, потребляющих наркотические
средства или психотропные вещества, к отказу от их незаконного потребления и
обращению в добровольном порядке в медицинские организации и реабилитационные
учреждения для прохождения лечения от наркомании, медицинской и социальной
реабилитации.
Законопроект рассмотрен и одобрен 20 февраля 2016
года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу
отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больным наркоманией» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
8. О проекте федерального закона «О
ратификации Конвенции о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными
веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики
(Конвенции №139)»
Конвенцией установлены требования по обеспечению
охраны труда и здоровья работников, занятых на работах, связанных с применением
канцерогенных веществ и агентов, а также контроля за использованием таких
веществ. В частности, предусматривается необходимость определения канцерогенных
веществ и агентов, применение которых на рабочих местах запрещено либо подлежит
разрешению или контролю. Конвенция предписывает меры по защите работников от
воздействия таких веществ, а также информирование работников об имеющихся
профессиональных рисках.
Законопроект рассмотрен и одобрен 10 мая 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О ратификации
Конвенции о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и
агентами в производственных условиях, и мерах профилактики (Конвенции № 139)» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
9. О распределении иных межбюджетных
трансфертов, предоставляемых в 2016 году бюджетам субъектов Российской
Федерации в целях достижения целевых показателей региональных программ,
предусматривающих мероприятия по решению неотложных задач по приведению в
нормативное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального и
местного значения
Проект распоряжения предусматривает предоставление
трансфертов в размере 10 850 000 тыс. рублей 24 субъектам Федерации,
включая 20 городов, в которых имеется наиболее острая потребность в улучшении
состояния автомобильных дорог.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской
Федерации по данному вопросу.
10. О Правительственной комиссии по
региональному развитию в Российской Федерации
Проектом постановления предусматривается
преобразование Правительственной комиссии по территориальному планированию в
Российской Федерации в Правительственную комиссию по региональному развитию в
Российской Федерации, а также утверждение Положения о Правительственной
комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
Решение
Правительства:
Принять проект постановления Правительства
Российской Федерации по данному вопросу.
11. О внесении изменения в пункт 98
Регламента Правительства Российской Федерации
(в части определения Минюста России
головным исполнителем по подготовке заключений, поправок и официальных отзывов
Правительства Российской Федерации на законопроекты о внесении изменений в
Уголовный кодекс Российской Федерации и (или) Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации)
Проектом постановления предлагается дополнить
Регламент Правительства положением, определяющим Минюст России головным
исполнителем по подготовке заключений, поправок и официальных отзывов
Правительства на проекты федеральных законов о внесении изменений в Уголовный
кодекс и (или) Уголовно-процессуальный кодекс.
Решение
Правительства:
Принять проект постановления Правительства
Российской Федерации по данному вопросу.