1. О
сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги
компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019
годов
2. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс
Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области
градостроительной деятельности»
Законопроектом, в частности, предусматривается внесение
изменений в Градостроительный кодекс в части введения понятия сметных
нормативов и сметной стоимости, установления требований к сметным нормативам;
установления обязательности применения сметных нормативов, внесённых в единый
государственный реестр сметных нормативов, при составлении сметной документации
на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального
строительства. Принятие законопроекта позволит обеспечить создание единой
системы правового регулирования в сфере ценообразования и сметного нормирования
в строительстве, устанавливающей детальные и прозрачные требования по
применению сметных норм и нормативов при проектировании объектов капитального
строительства.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 18 апреля 2016 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
3. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам выплаты пособий на детей погибших
(умерших) сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти»
Законопроект направлен на урегулирование правоотношений,
связанных с выплатой ежемесячного пособия на содержание детей и ежегодного
пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей членам семей
погибших или умерших вследствие увечья или другого повреждения здоровья,
полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие
заболевания, полученного в период прохождения службы, пропавших без вести при
выполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел,
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной
противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных
органов.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 11 апреля 2016 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
4. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации»
Законопроектом, в частности, предусматривается, что сумма
транспортного налога, исчисленная по итогам налогового периода в отношении
транспортного средства, имеющего разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн,
уменьшается на сумму платы, уплаченной в отношении этого транспортного средства
налогоплательщиком в этом налоговом периоде. Эта налоговая преференция будет
применяться для организаций с 1 января 2016 года, для физических лиц – с 1
января 2015 года. Предусматривается, что эта норма будет действовать до 1
января 2019 года.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 18 апреля 2016 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
5. О
проекте федерального закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Сингапур об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
Законопроектом предусматривается ратификация Протокола о
внесении изменений в Соглашение между правительствами России и Сингапура об
избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы от 9 сентября 2002 года,
подписанное в Москве 17 ноября 2015 года. Эта мера позволит российским
заёмщикам снизить затраты по привлечению и обслуживанию кредитов сингапурских
банков, а также будет стимулировать капиталовложения по государственной линии.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 11 апреля 2016 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
6. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального
закона “О статусе
военнослужащих”»
Законопроектом предлагается установить для всех категорий
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей
единый порядок обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным
отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных
лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в
которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере
полной стоимости путёвки и без заключений военно-врачебной комиссии.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 4 апреля 2016 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
7. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации”»
Законопроектом предлагается отнести к обязательным элементам
обустройства автомобильных дорог и железнодорожных переездов комплексы
(приборы) фото- и видеофиксации нарушений в области обеспечения безопасности
дорожного движения и сохранности автомобильных дорог, работающих в автоматическом
режиме.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 18 апреля 2016 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
8. О
распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2016 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации
Проектом распоряжения предлагается утвердить распределение
трансфертов в размере 4,6 млрд рублей.
9. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных
программ повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках подпрограммы
«Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных
граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости
населения»
Проектом распоряжения предлагается утвердить распределение
субсидий в размере 258 131,25 тыс. рублей.
10. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета в
рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие
здравоохранения» бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование
капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов
Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской
Федерации, или в целях предоставления соответствующих субсидий из бюджетов
субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование капитальных
вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из
местных бюджетов
Проектом распоряжения предусматривается адресное распределение в
2016 году средств в размере 5 189,5 млн рублей.
11. Об
адресном (пообъектном) распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в
Северо-Кавказский федеральный округ, на софинансирование расходов в сфере
здравоохранения по реализации мероприятий подпрограмм социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, на 2016–2025
годы государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского
федерального округа» на период до 2025 года
Проектом распоряжения предполагается распределить субсидии в объёме 1 248 764,4 тыс. рублей.
12. О
распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2016 году
субъектам Российской Федерации на достижение целевых показателей региональных
программ в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих осуществление крупных
особо важных для социально-экономического развития Российской Федерации
проектов, а также предусматривающих приведение в нормативное состояние,
развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего
пользования регионального (межмуниципального) или местного значения
Принятие проекта распоряжения позволит увеличить в 2016 году объёмы ремонта, строительства и
реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или
муниципального, а также местного значения.
13. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией
мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего
пользования с твёрдым
покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим
общественно значимым объектам сельских населённых пунктов, а также к объектам производства и
переработки сельскохозяйственной продукции, в рамках федеральной целевой
программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до
2020 года»
Проектом распоряжения предлагается распределить субсидии в объёме 6 821,26 млн рублей.
14. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной
целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
России на 2014–2020
годы»
Проектом распоряжения предлагается утвердить распределение
субсидий в размере 2 142,09 млн рублей.
Москва,
20 апреля 2016 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных
федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании
Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Алексея Улюкаева о сценарных условиях и основных параметрах прогноза социально-экономического развития России на 2017-2019 годы
Из стенограммы:
Д.Медведев: Добрый день!
Мы уже окончательно погружаемся в новый бюджетный
цикл. Основные подходы к бюджетной политике были изложены в отчёте
Правительства перед Государственной Думой. Я также сказал, что мы не планируем
править бюджет этой весной, а осенью уже новому парламенту предстоит утвердить
бюджет на следующий период – на период 2017–2019 годов. В этом контексте считаю
абсолютно своевременной нашу с вами идею вернуться к трёхлетнему бюджетному
циклу.
Сегодня рассмотрим сценарные условия и основные
параметры прогноза социально-экономического развития. Они приготовлены в трёх
вариантах, как, собственно, сейчас все государства, подверженные влиянию
различного рода внешних и внутренних проблем, делают, – это варианты базовый,
консервативный и целевой. Варианты отличаются оценками основных
макроэкономических показателей. Для нашей страны это цены
на нефть прежде всего, рост валового внутреннего продукта, инфляция, курс
рубля, инвестиции, торговля, развитие промышленности, сельского хозяйства. В
рабочем порядке мы их уже обсуждали чуть больше недели назад. К сожалению,
точность прогнозирования при нынешних факторах неопределённости в нашей стране
оставляет желать лучшего, она не слишком высока, тем не менее всё равно
прогнозы необходимо делать. Подробнее по трём вариантам доложит Министр экономического
развития.
Я лишь ещё раз подчеркну, что исходные условия для
российской экономики остаются весьма сложными. Имеются в виду и санкции, и
ограничения в доступе к иностранному капиталу и технологиям, и другие политически
мотивированные действия, крайне нестабильное положение на рынке углеводородов. Поэтому мы договорились, что мы всё это оценим. Прогноз по понятным причинам, ещё раз говорю, составлять
сложно. Но лучше в целом отклониться при составлении прогноза в сторону занижения возможных доходов, чем потом искать дополнительные резервы для
балансировки бюджета.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 21 апреля 2016 года
В настоящий момент
этот прогноз предполагает, что цена на нефть остаётся
в базовом варианте на уровне 40 долларов за баррель нефти марки «Юралс».
Добавлю, что есть и другой план – на случай куда
более пессимистичного развития событий.
Консервативный вариант прогноза предполагает 25
долларов за баррель. Такие установки, конечно, нас
заставят более критично смотреть на возможности бюджета.
При этом фронтального сокращения расходов не
планируется. Мы не собираемся увеличивать налоговую нагрузку на бюджет, о чём я тоже говорил во время отчёта. Но задачи балансировки бюджета,
повышения эффективности бюджетной политики – они остаются ключевыми, мы будем заниматься ими и дальше. Ряд решений, которые нацелены на
укрепление финансовой дисциплины, уже
приняты.
Приняты и решения по дополнительной мобилизации
доходов, в том числе от управления
государственной собственностью. Тем не менее мы
ожидаем, что в ближайшей среднесрочной перспективе,
скажем так, бюджет будет сводиться с
дефицитом. При этом расходы должны быть в полной мере обеспечены доходами и
источниками финансирования дефицита. Это и внешние
заимствования – настолько, насколько это возможно, конечно, в нынешней
ситуации, – и внутренние заимствования, и поступления от приватизации.
Работаем мы
также над тем, чтобы экономика, которая сейчас адаптируется к новой реальности, вернулась на
траекторию роста. В базовом варианте рост
валового внутреннего продукта в этом году остаётся
в нулевой или слегка отрицательной зоне, но в период
2017–2019 годов предусмотрен небольшой рост – около 1–2%. Добавлю, что в целевом варианте ставится задача
выйти на темпы роста не ниже среднемировых.
Понятно, что это весьма непростая задача в настоящий момент.
Для
возвращения экономики на траекторию роста Правительство продолжит курс на
замещение импорта, на опережающее развитие
приоритетных отраслей – это сельское
хозяйство, высокотехнологическая промышленность.
Будем работать, как и договаривались, по инвестиционному климату, стимулировать
несырьевой экспорт, помогать малым и средним предприятиям.
Особого внимания требует социальная
сфера. Здесь решения будут приниматься
максимально взвешенно и аккуратно, как мы и договаривались, и с учётом того, что в настоящей ситуации мы
обязаны прежде всего поддержать тех людей, которым
сегодня трудно.
Одновременно
с прогнозом мы должны утвердить предельные
уровни тарифов для компаний инфраструктурного сектора – это газ, электроэнергетика, железные дороги, жилищно-коммунальные услуги. Мы договаривались, что
будем руководствоваться здесь принципом «инфляция минус», будем требовать от инфраструктурных компаний большей эффективности по работе с издержками.
Здесь свою роль должны играть и советы
потребителей, которые создаются. С другой стороны, тарифная политика не должна влиять на безопасность и
бесперебойность работы критической инфраструктуры.
Как это совместить – это тоже отдельная, не самая лёгкая задача.
Сегодня мы рассмотрим законопроект, который касается
социальной поддержки детей тех сотрудников
федеральных органов исполнительной власти, которые погибли при исполнении служебного долга или умерли от травм, которые
получены на службе. Речь идёт о пособиях на
детей, чьи родители служили в органах
внутренних дел, уголовно-исполнительной системе, в противопожарной службе, в
таможенных органах. Устанавливается индексация
ежемесячного пособия, а также ежегодного
пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха таких детей.
Мы обсуждаем
сегодня также изменения в Налоговый кодекс,
которые касаются платежа транспортного налога
для тех, кто включён в систему «Платон» так
называемую. Этот вычет теперь должен
производиться, соответственно, для организаций
с 1 января 2016 года, а для физических лиц – с 1 января прошлого года. Средства
должны идти в дорожные фонды, как мы и
договаривались.
Теперь
несколько слов о поддержке регионов. Сегодня
мы распределяем субсидии и межбюджетные трансферты
(это важное направление нашей сегодняшней работы),
включая софинансирование расходов регионов на
отдых детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, – это дети из
неблагополучных семей, инвалиды, сироты. С 2010 года (мы таким образом сформулировали
правила) это отошло к обязанностям регионов,
но сейчас у них большая нагрузка.
На социальном
форуме, который мы с «Единой Россией» недавно проводили, договаривались, что мы
поможем из федерального бюджета на эти цели.
Сегодня распределяем между регионами 4 млрд 600 млн рублей на приобретение путёвок для таких
детей и оплату их проезда к месту отдыха и обратно.
Деньги пойдут на оплату в том числе тех, кто сопровождает детей. Мы исходим из того, что около
200 тыс. ребят, которые находятся в
непростой жизненной ситуации, смогут с учётом этих распределений
бюджета отдохнуть в этом году.
Также мы распределяем дотации тем регионам, где
сложилась непростая ситуация с занятостью, на
выполнение региональных программ повышения мобильности.
Кроме этого выделяются средства на госпрограмму «Развитие здравоохранения» по строительству и реконструкции
различных медицинских учреждений в 12 регионах
– это и больницы, и лечебные корпуса отдельные, и диспансеры.
Распределяем сегодня и трансферты в
размере 52 млрд рублей, которые направляются
на выполнение региональных программ в сфере дорожного
хозяйства, значительная часть из них пойдёт на реализацию крупных и особо
важных проектов.
Более 34
млрд рублей выделяется на приведение в порядок
дорог регионального, межмуниципального и местного
значения. Это та тема, которая сейчас абсолютно актуальна, люди постоянно пишут,
жалуются на качество дорог и в Правительство,
и Президенту, и, естественно, региональным
властям. Всё, что возможно сделать в рамках существующего бюджета, необходимо для этого предпринять.
И ещё одна субсидия, она будет предоставлена регионам
на реализацию мероприятий ФЦП по мелиорации
земель сельхозназначения. Тоже очень важная
тема в условиях нашей страны.
Теперь, пожалуйста, по сценарным условиям и прогнозу – слово
Алексею Валентиновичу Улюкаеву.
А.Улюкаев: Уважаемый
Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
С тех пор как мы в прошлый раз рассматривали на
Правительстве прогнозные проектировки, страна
испытала вместе со всем миром ещё один
нефтяной шок – падение цен: нефть марки «Юралс» достигала
24 долларов за баррель. Однако, в отличие от прошлых эпизодов и ценовых шоков, в этот раз
экономические параметры не сильно были подвержены этому воздействию,
девальвация была меньше, чем прежде, инфляция не только не ускорилась, но даже
снизилась, для реального производства также это серьёзное изменение шоком не оказалось.
Это означает, что российская
экономика адаптировалась в основном к новой
макроэкономической реальности – я имею в виду
ограничение глобального спроса на основные товары нашего экспорта, я имею в виду ограниченный доступ на мировые
рынки капитала, что ухудшало финансовое
состояние ряда наших компаний.
Ситуация изменилась принципиальным образом. Если
мы посмотрим на цифры оттока капитала, они сократились в пять раз по сравнению с прошлым годом. Это означает, что и
население, и наш собственный бизнес, и
иностранный бизнес адекватно оценивают вложения
в российскую финансовую систему как низкорисковую. Существенно снизилась инфляция. В отдельные периоды прошлого года в
значении год к году она составляла 15 и 16%,
прошлый год мы закончили с цифрой 12,9, сегодня у нас 7,2% индекс потребительских цен относительно
прошлого года. Укрепился курс национальной
валюты.
Д.Медведев: Это у нас подсчитан какой месяц к
месяцу? 7,2%?
А.Улюкаев: Это сегодняшняя дата к соответствующей
дате прошлого года.
Д.Медведев: То есть апрель к апрелю?
А.Улюкаев: Апрель к апрелю, совершенно точно.
Очень
хорошие показатели демонстрирует наш фондовый
рынок, за год его показатели выросли примерно
на 25%, это, пожалуй, лучший результат в мире,
за квартал – примерно 50% по индексу РТС.
Начиная с
февраля у нас наблюдается профицит ликвидности. Это означает, что и население,
и бизнес увеличили свои остатки в банковской
системе и банкам не нужно больше прибегать к
рефинансированию со стороны Банка России. Положительное сальдо по ликвидности
превышает 0,5 трлн рублей.
Устойчивость
банковской системы приводит к тому, что начинают
снижаться ставки для конечных заёмщиков и снижается цена размещения облигаций на рынке корпоративного долга.
Улучшается структура экономики, начался рост в обрабатывающих отраслях промышленности,
растёт сельское хозяйство, финансовый
результат российских компаний за прошлый год увеличился на 53%. Это означает,
что сформировался инвестиционный ресурс для
развития. Опережающие индикаторы также
показывают признаки оживления в экономике, индекс менеджеров по закупкам
перевалил за 50%. У нас увеличилась погрузка на железнодорожном транспорте, увеличился отпуск
электрической энергии.
Статистические
итоги I квартала также лучше, чем ожидали
аналитики, хотя мы по-прежнему пока находимся на стадии негативной по ВВП, но это уже значение совсем не то, что было
прежде, – 1,4% спада. Почти
приблизился к нулю спад промышленности – минус 0,6%, а, например, в
машиностроении, в производстве машинного оборудования
у нас рост больше чем 5-процентный.
Улучшилась ситуация с реальными доходами
населения, хотя по-прежнему негативная кривая,
но всё-таки по реальной зарплате это лишь минус 2,1%, в разы меньше, чем это было в прошлом году.
К сожалению,
пока это не оказало серьёзного воздействия на
розничный товарооборот, потому что население проявляет большую склонность к
сбережениям. У нас в марте был рекорд по доле
доходов, которые были направлены в сбережения, – 15,7%, поэтому розничный
товарооборот тоже пока в негативной зоне – примерно
минус 5%.
В этой ситуации мы предложили уточнение, корректировку прогноза на 2016 год
и сценарные условия на 2017, 2018, 2019 годы.
По основному параметру, как уже сказал Председатель Правительства, мы исходили из консервативных представлений о том,
что цена нефти марки «Юралс» составит 40
долларов за баррель в этом году и в последующую трёхлетку. Кстати, скажу, что
сегодня она, например, составляет 42 доллара
за баррель. Средняя с начала года –
33 доллара за баррель нашей нефти.
Большинство
аналитиков (консенсус-прогноз), конечно, гораздо более оптимистично смотрят на
ситуацию. Если по 2016 году консенсус
оценивает примерно так же, как и мы – около 40, то на 2017 год и последующие
кривая у них – 51, 57, 60. Поэтому я считаю,
что этот базовый вариант с хорошей долей
консерватизма сформирован и означает готовность
экономики работать качественно даже в этих
непростых условиях.
Уточнённый
прогноз 2016 года говорит о том, что, если посмотреть поквартально, сохранится небольшой минус в текущем квартале – минус 0,6, нулевое значение в динамике ВВП в III квартале и переход к росту начиная с IV квартала. В IV квартале мы ожидаем 1,2% роста и кумулятивно за год – 0,2% минуса, почти рядом с нулем. По промышленности
не ожидаем спада вообще – нулевое значение
динамики промышленности.
По-прежнему сохраняется отрицательное значение по
инвестициям (за год будет около 3% минуса) и
по розничному товарообороту – минус 2,7%. При
этом в области положительных значений будет экспорт (рост на 0,8%), производительность труда (0,1%), валовые
накопления, прежде всего за счёт
восстановления материальных запасов в производстве.
Начиная с 2017 года мы ожидаем восстановление
основных факторов экономического роста, то
есть потребительского спроса через рост реальных доходов населения и инвестиционного спроса. Экспорт также будет
сохранять положительную динамику. Прогноз
исходит из того, что в 2017 году экспорт
вырастет на 0,8%, реальная заработная плата – на 1,2%. Почти соответствующие значения будут у розничного
товарооборота – рост на 1,1%, положительный
рост промышленности – 1,1%, в целом по ВВП –
0,8%.
В последующие годы динамика ещё улучшится и по всем этим показателям значения приблизятся
к 2–3%. В частности, к концу трёхлетки по
промышленному производству рост превысит 2%, рост ВВП составит 2,2% в 2019 году, экспорт – 1,7% роста, инвестиции возобновят эту динамику
начиная уже с 2017 года, и в 2019 году их рост
составит 3,3%. Это означает, что установится
примерный баланс между тем, что экономисты называют потенциальным выпуском и
фактическим выпуском. Дальнейшая динамика
может уже развиваться при уточнении структуры и институтов в экономике.
Мы исходим
из того, что инфляция будет продолжать снижаться и
в этом году снизится до 6,5%, к концу года, а начиная с 2017 года будет устойчиво ниже 5%, и к концу
рассматриваемого периода снизится до 4%. На
это направлена, в частности, и наша политика
импортозамещения (меньшая зависимость от ввозной
инфляции, зависящей от курса валюты на импортные товары), и политика
сдерживания тарифов естественных монополий по
методу «инфляция минус», о котором говорил Председатель Правительства.
Мы исходим из того, что будем ориентироваться не на фактическую, а на базовую
инфляцию, на целевую инфляцию, которая
устанавливается Банком России в значении 4% по индексу потребительских цен, но начиная с 2017 года различие между
фактической и базовой инфляцией будет в
пределах 1%, поэтому значения «инфляции минус» на самом деле не будут означать серьёзных рисков для выполнения
инвестиционных программ естественных монополий.
На ближайшее
время мы предполагаем возможность индексации тарифа на газ на 3%, а тарифа на железнодорожные перевозки – на
4,5%, на оптовые рынки энергетики – на 7,5%, что даст кумулятивно увеличение
платежа за коммунальные услуги населения не
свыше 4%.
Такого рода политика означает создание инвестиционного ресурса, который может и должен
использоваться промышленностью и сельским хозяйством,
для того чтобы реализовывать крупные народно-хозяйственные проекты.
Тем не менее
более высокий рост возможен при переходе к
иному варианту, а именно к целевому варианту
прогноза, который исходит из проведения более активной инвестиционной политики, перехода на модель
инвестиционного роста. Имеется в виду серьёзное
продвижение по трём основным направлениям. Первое – это создание
инвестиционного ресурса через уже названную аккуратную
политику по тарифам естественных монополий,
проведение тщательного аудита и контроля их издержек,
приведение в соответствие темпов роста номинальных заработных плат и темпа
производительности труда, существенное
улучшение условий ведения бизнеса в стране. Имеются в
виду как макроэкономические условия, более быстрое достижение целевого значения по инфляции, снижение процентных
ставок для конечных заёмщиков, так и
регулятивные условия, которые характеризуются
качеством контроля, надзора, неизменностью
фискальных отношений, сбалансированностью
бюджета.
Это будет
означать меньший отток капитала, чем в целевом
значении, будет означать меньшее значение инфляции
и более быстрый переход к инвестиционному росту, причём имеются в виду инвестиции частного капитала, поскольку
государственные инвестиции в этот период в связи с бюджетными ограничениями мы увеличивать не сможем.
Рост
инвестиций достигнет к концу рассматриваемого
периода значения 7% в год и кумулятивно за
этот период превысит 15%.
Кроме
поощрения инвестиционной активности (имеется в
виду работа по поддержке несырьевого экспорта, который будет расти опережающими
темпами, в результате чего существенно
улучшится структура экспорта в экономике) –
развитие инноваций, развитие человеческого
капитала, дополнительная поддержка малого и среднего бизнеса.
Результатом
этой более активной проинвестиционной политики
станет более существенный рост промышленного
производства (к концу рассматриваемого периода – больше 3%) и по валовому
внутреннему продукту выход на уровень 4,5%,
что превышает среднемировые значения. Также
имеется в виду достижение цифры 5% роста к концу этого периода по производительности труда, что соответствует
целевым установкам из указа Президента.
Консервативный вариант специально
характеризовать не буду. Было сказано
Председателем о том, что он ориентирован на цифру 25 долларов за баррель, то
есть самое низкое значение, которое было достигнуто рынком на стадии второго
нефтяного шока. Соответственно, по всем
параметрам, рассматриваемым в прогнозе, переход
к росту ожидается в этом варианте на год позже, не с 2017 года, а с 2018 года.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Давайте теперь, если есть необходимость, по
самому прогнозу выскажемся с учётом того, о
чём я говорил и министр в своём докладе сказал. По понятным причинам это набор наших представлений, который, к сожалению, зависим от очень
разноплановых факторов, которые меняются в
настоящий момент.
<…>
1. О
сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги
компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019
годов
Решения
Правительства:
1. Принять
к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации
А.В.Улюкаева по данному вопросу.
2. Одобрить
сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги
компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019
годов, приняв базовый вариант за основу для разработки прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации и проектировок
федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
2. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс
Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области
градостроительной деятельности»
Законопроектом,
в частности, предусматривается внесение изменений в Градостроительный кодекс в
части введения понятия сметных нормативов и сметной стоимости, установления
требований к сметным нормативам; установления обязательности применения сметных
нормативов, внесённых в единый государственный реестр сметных нормативов, при
составлении сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный
ремонт объектов капитального строительства. Принятие законопроекта позволит
обеспечить создание единой системы правового регулирования в сфере
ценообразования и сметного нормирования в строительстве, устанавливающей
детальные и прозрачные требования по применению сметных норм и нормативов при
проектировании объектов капитального строительства.
Законопроект рассмотрен и одобрен 18 апреля 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования
вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной
деятельности» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
3. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам выплаты пособий на детей погибших
(умерших) сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти»
Законопроект
направлен на урегулирование правоотношений, связанных с выплатой ежемесячного
пособия на содержание детей и ежегодного пособия на проведение летнего
оздоровительного отдыха детей членам семей погибших или умерших вследствие увечья
или другого повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных
обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения
службы, пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,
федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и
таможенных органов.
Законопроект рассмотрен и одобрен 11 апреля 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам выплаты пособий на детей погибших (умерших) сотрудников
некоторых федеральных органов исполнительной власти» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
4. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации»
Законопроектом,
в частности, предусматривается, что сумма транспортного налога, исчисленная по
итогам налогового периода в отношении транспортного средства, имеющего
разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, уменьшается на сумму платы, уплаченной
в отношении этого транспортного средства налогоплательщиком в этом налоговом
периоде. Эта налоговая преференция будет применяться для организаций с 1 января
2016 года, для физических лиц – с 1 января 2015 года. Предусматривается, что
эта норма будет действовать до 1 января 2019 года.
Законопроект рассмотрен и одобрен 18 апреля 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» и внести
его в Государственную Думу в установленном порядке.
5. О
проекте федерального закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур
об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы»
Законопроектом
предусматривается ратификация Протокола о внесении изменений в Соглашение между
правительствами России и Сингапура об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 9
сентября 2002 года, подписанное в Москве 17 ноября 2015 года. Эта мера позволит
российским заёмщикам снизить затраты по привлечению и обслуживанию кредитов
сингапурских банков, а также будет стимулировать капиталовложения по
государственной линии.
Законопроект рассмотрен и одобрен 11 апреля 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур об
избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы» и внести его в Государственную
Думу в установленном порядке.
6. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального
закона “О статусе военнослужащих”»
Законопроектом
предлагается установить для всех категорий военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту, и членов их семей единый порядок обеспечения
санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах
отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах
федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путёвки и без
заключений военно-врачебной комиссии.
Законопроект рассмотрен и одобрен 4 апреля 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О статусе
военнослужащих”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”»
Законопроектом
предлагается отнести к обязательным элементам обустройства автомобильных дорог
и железнодорожных переездов комплексы (приборы) фото- и видеофиксации нарушений
в области обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности
автомобильных дорог, работающих в автоматическом режиме.
Законопроект рассмотрен и одобрен 18 апреля 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу
в установленном порядке.
8. О
распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2016 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации
Проектом
распоряжения предлагается утвердить распределение трансфертов в размере 4,6
млрд рублей.
Решение
Правительства:
Принять с учётом состоявшегося
обсуждения проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
9. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных
программ повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках подпрограммы
«Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных
граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости
населения»
Проектом
распоряжения предлагается утвердить распределение субсидий в размере
258 131,25 тыс. рублей.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
10. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета в
рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие
здравоохранения» бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование
капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов
Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской
Федерации, или в целях предоставления соответствующих субсидий из бюджетов
субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование капитальных
вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из
местных бюджетов
Проектом
распоряжения предусматривается адресное распределение в 2016 году средств в
размере 5 189,5 млн рублей.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
11. Об
адресном (пообъектном) распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в
Северо-Кавказский федеральный округ, на софинансирование расходов в сфере
здравоохранения по реализации мероприятий подпрограмм социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского
федерального округа, на 2016–2025 годы государственной программы Российской
Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025
года
Проектом
распоряжения предполагается распределить субсидии в объёме
1 248 764,4 тыс. рублей.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
12. О
распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2016 году
субъектам Российской Федерации на достижение целевых показателей региональных
программ в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих осуществление крупных
особо важных для социально-экономического развития Российской Федерации
проектов, а также предусматривающих приведение в нормативное состояние,
развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего
пользования регионального (межмуниципального) или местного значения
Принятие
проекта распоряжения позволит увеличить в 2016 году объёмы ремонта,
строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования
регионального или муниципального, а также местного значения.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Минтрансу России (М.Ю.Соколову)
с участием Минфина России и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации еженедельно представлять в Правительство Российской Федерации информацию
об объемах межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджеты субъектов Российской
Федерации на развитие автомобильных дорог, о ходе их освоения, в том числе с
указанием физического объёма выполненных работ, а также о причинах неосвоения
выделенных средств с указанием должностных лиц, ответственных за данное
направление работы.
13. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией
мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего
пользования с твёрдым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего
пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населённых
пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной
продукции, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»
Проектом
распоряжения предлагается распределить субсидии в объёме 6 821,26 млн
рублей.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
14. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной
целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
России на 2014–2020 годы»
Проектом
распоряжения предлагается утвердить распределение субсидий в размере
2 142,09 млн рублей.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Брифинг Михаила Меня по завершении заседания Правительства
Стенограмма:
Вопрос: Михаил Александрович, о чём договорились
на Правительстве? Одобрили, не одобрили законопроект Минстроя о ценообразовании
в строительстве? И что нового в нём?
М.Мень: Правительство поддержало сегодня
внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части
сметного нормирования и ценообразования, и документ этот уже будет направлен из
Правительства Российской Федерации в Государственную Думу для рассмотрения в
первом чтении на заседании парламента.
Какие ключевые элементы реформы ценообразования заложены в этот
законопроект?
Первое, это абсолютное, эксклюзивное право
Российской Федерации на будущую базу сметных нормативов, которая будет
формироваться в рамках общего реформирования ценообразования. Вы знаете, что
система, которая работала последние 10–12 лет, базировалась на старом принципе
индексно-базисного метода, и сегодня предстоит серьёзная, большая реформа по
мониторингу строительных ресурсов.
Второе. Эти сметные нормативы будут обязательны для применения
не только бюджетными субъектами (имеется в виду с использованием средств
федерального бюджета, регионального бюджета и муниципальных бюджетов), но и,
что является ключевым фактором этого закона, государственными корпорациями. Все
крупные государственные корпорации будут обязаны пользоваться базой сметных
нормативов, а также все акционерные общества, в том числе учреждённые
регионами, муниципалитетами, в которых контрольный пакет (51%, грубо говоря)
принадлежит государству либо муниципалитету. Это тоже очень важный момент.
И вообще эта база будет открыта, собственно говоря, для всех
участников процесса, и в общем-то все участники рынка могут в той или иной
степени опираться на эту базу сметных нормативов.
Следующий важный момент: мониторинг будет осуществляться по всей
территории Российской Федерации с отслеживанием логистики (доставки), всех
ресурсов. Что такое ресурсы в стройке, вы знаете. Это три ресурса: строительные
материалы, услуги машин и механизмов и, собственно говоря, рабочие руки – это
рабочая сила и заработная плата.
Сейчас нам предстоит большая, серьёзная работа. Уже в разработке
находится проект постановления Правительства о порядке мониторинга за
строительными ресурсами. И это, пожалуй, является самым важным. Будет
сформирована база в рамках государственной информационной системы, куда будут
вноситься все сметные нормативы на строительные ресурсы.
Источником
информации по, например, строительным материалам будут только производители
строительных материалов – без посредников, напрямую.
И последнее,
очень важное хотел бы подчеркнуть – то, что вот эти
сметные нормативы создаются не для того, чтобы генподрядчик рассчитывался с
субподрядчиком, не для того, чтобы заказчик рассчитывался с генподрядчиком. Они
создаются только для того, чтобы определялась предельная начальная стоимость,
которая дальше проходит через горнило экспертизы, где проходит оценка
достоверности стоимости, а дальше – конкурсная процедура, и вот эти два ключа дальше уже корректируют цену. Наша
главная задача – сформировать достоверную начальную предельную стоимость,
опираясь на ресурсы, на стоимость ресурсов. И эта работа позволит нам плавно,
постепенно перейти от устаревшего индексно-базисного метода к более
современному, более достоверному ресурсному методу ценообразования.
Вопрос:
Михаил Александрович, хотели вас попросить уточнить по
первой части сегодняшнего заседания по 2016–2018 году. Сегодня назывались
показатели в целом по промышленности, а что касается вашей сферы, строительной
отрасли, то здесь каковы ваши ожидания на 2016–2018 годы?
М.Мень: У
нас основным локомотивом строительной отрасли является жилищное строительство,
и это как раз тот сектор строительства, на который Правительство может влиять
через различные государственные программы, через субсидирование ипотечной
ставки. Пока, по данным субъектов Российской Федерации, объём ввода жилья в
текущем году может быть порядка 76 млн кв. м. Я напомню, что прошлый год был
рекордный, там порядка 85 млн кв. м жилья. Но, честно говоря, в прошлом году
тоже в середине года прогнозы были более пессимистические, а вышли на рекорд.
Посмотрим, но пока, опираясь на проектные декларации застройщиков, субъекты
Российской Федерации дают такую цифру. Будем работать. Вы
знаете, что программа субсидирования процентной ставки по ипотеке продлена до
конца года. Будем рассчитывать, что она тоже
сработает.
Вопрос: Сейчас корректировки вносятся, сегодня
они опять же обсуждались. Вы что-то корректируете на будущий год?
М.Мень: Нет, собственно говоря, у нас все задачи
находятся в рамках предыдущих решений.
Вопрос: Добрый день! Софья Орлова, «Строительство.RU». Михаил Александрович, скажите,
пожалуйста, если законопроект, который сегодня обсуждался, станет законом,
какой эффект может дать это в финансовом плане, по Вашему мнению? Хотя бы на
предстоящий год?
М.Мень: Самое главное, что стартовая цена,
предельная, начальная цена, будет опираться реально на стоимость ресурсов. И
самое главное, мы надеемся, что на стоимость
ресурсов без посредников.
Что будет снижение стоимости строительства, это безусловно, но
какой объём – не знаю. Мы должны сначала проделать до конца года огромную
работу по актуализации всех сметных нормативов, которые есть сегодня в целом по
стране, в отраслях, которые есть в субъектах Российской Федерации. Неплохая
база есть в Москве, неплохая база в Московской области, в Татарстане, в
Башкортостане. Всё это необходимо актуализировать, проверить достоверность
сегодняшнюю, запустить систему мониторинга, и только после этого будет понятно,
какой можно ожидать реальный эффект в плане снижения стоимости строек.
Вопрос: Но это защитит от хищений, правильно?
М.Мень: Конечно. Мы сделаем схему
прозрачной. Есть начальная цена, а от неё уже будут демпинговать вниз, грубо
говоря, на конкурсной основе. И, мне кажется, самое ключевое, что любой
участник строительного процесса может войти в эту базу. Она будет
общедоступной. И
даже, грубо говоря, если вы строите себе загородную дачу, вы тоже сможете
посмотреть стоимость услуг,
машин, механизмов, строительных материалов и труда и можете, собственно говоря,
опираться на это в своих диалогах со строителями.
Вопрос: «Строительная
газета». Михаил Александрович, скажите, пожалуйста, а вот как-то опосредованно
могут эти меры, о которых вы сегодня рассказывали, повлиять на уменьшение
количества замороженных объектов, на снижение вот таких долгостроев?
М.Мень: Здесь всё-таки задача иная, задача, которая обращена в
будущее. Но на самом деле сегодня уже Правительство активно работает над тем,
чтобы минимизировать вообще количество долгостроев. Но ещё вторая задача, над
которой мы сегодня работаем вместе с нашими коллегами и партнёрами из
Министерства экономического развития, – это обоснование инвестиций. Это крайне
важный вопрос, который связан с тем, что мы иногда не понимаем, что включаем в
ФАИП и какая будет стоимость объекта и нужен ли нам этот объект не за 100
рублей, а за 200 рублей, к примеру, мы тоже не понимаем. Потому что нет
адекватной первоначальной базовой цены, то есть нет НЦКР, НЦС в полном объёме,
и мы не понимаем стоимость. Попадает в ФАИП какой-то объект, а потом
выясняется, что это гораздо дороже стоит и возникают определённого рода
проблемы и появляются долгострои.
Спасибо.