1. О
плане мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации
на период до 2025 года
2. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об особенностях пенсионного
обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики
Крым и города федерального значения Севастополя”»
В целях сохранения пенсионных прав граждан, проживающих в
Крымском федеральном округе, работающих в организациях, которые до 1 января
2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с
законодательством и не представили сведения об уплате в Пенсионный фонд
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законопроектом
предлагается приравнять работу в таких организациях к периодам работы или
другой деятельности, включаемой в страховой стаж.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 14 марта 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
3. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании
гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью,
имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках
пассажиров метрополитеном”»
Законопроект направлен на совершенствование страхового
законодательства в области защиты имущественных интересов пассажиров, жизни,
здоровью, имуществу которых при перевозке может быть причинён вред.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 14 марта 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
4. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон “О
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30
Федерального закона "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений"”»
Законопроектом предлагается с 1 мая 2016 года закрепить
нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин,
прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и
карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории России, в
федеральный бюджет по нормативу 23%, а в бюджеты субъектов Федерации – по нормативу 77%. Это будет
способствовать сбалансированному наполнению Федерального дорожного фонда и
дорожных фондов субъектов Федерации.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 4 апреля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
5. О
проектах федеральных законов «О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам
полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное,
социальное и медицинское страхование)”», «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации
(в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию
страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское
страхование)» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам
полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное,
социальное и медицинское страхование)”»
Законопроекты направлены на
совершенствование порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд
социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования, укрепление платёжной
дисциплины при проведении расчётов
с этими фондами.
Создание универсальной системы нормативного правового
регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов,
страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков,
более объективно оценивать общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии
решений в области налоговой политики.
Принятие законопроектов позволит обеспечить реализацию
поручений, предусмотренных Указом от 15 января 2016 года №13 «О дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при
осуществлении расчётов с
Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования
Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования», в части
передачи ФНС России функций по администрированию страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды.
Законопроекты
рассмотрены и одобрены 4 апреля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
6. О
подписании Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством
Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13 апреля
2000 года и Протокол к
ней от 13 апреля 2000 года
Проектом распоряжения предлагается одобрить представленный
Минфином, согласованный с
МИДом, Минэкономразвития, Минюстом, ФНС и предварительно проработанный с
Австрийской Стороной проект Протокола о внесении изменений в межправительственную
конвенцию и Протокола к ней, а также поручить Минфину провести с участием
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоры с
Австрийской Стороной и по достижении договорённости подписать от имени Правительства России,
разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального
характера.
В частичности, по предложению Российской Стороны статья «Обмен информацией» Конвенции изложена в новой
редакции в соответствии с рекомендациями Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), а также дополнена статьями «Содействие во взыскании
налогов» и «Ограничение льгот». Кроме того, наименования
российских налогов, на которые распространяется Конвенция, приведены в соответствие
с Налоговым кодексом России.
7. О
подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Социалистической Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве
в области геологической разведки, добычи нефти и газа на территории Российской
Федерации в рамках совместной компании – общества с
ограниченной ответственностью «Совместная компания “Русвьетпетро”»
В соответствии с проектом Соглашения подлежащая уплате в
бюджетную систему России ООО «СК
“Русвьетпетро”»
(участники АО «Зарубежнефть» и корпорация нефти и газа «Петровьетнам») сумма налога на добычу полезных ископаемых,
предусмотренная законодательством России, умножается на коэффициент 0,4 при
добыче компанией нефти на ряде участков недр Центрально-Хорейверского поднятия
Ненецкого автономного округа.
8. О
распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2016 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое
обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в
целях трансплантации (пересадки)
Проектом предлагается утвердить распределение межбюджетных
трансфертов в 2016 году в размере 130 900 тыс. рублей.
9. О
внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и
признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации в
связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной
границы Российской Федерации
Указом Президента России от 2 февраля 2016 года №40 «Об упразднении Федерального агентства по
обустройству государственной границы Российской Федерации» функции Росграницы переданы
Минтрансу России.
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в
положение о Минтрансе в части наделения ведомства полномочиями по реализации функций
Росграницы, а также признание утратившими силу отдельных актов Правительства,
регулирующих деятельность этого агентства.
Москва,
5 апреля 2016 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и
информации является изложением материалов, представленных федеральными органами
исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской
Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Максима Топилина о плане мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции демографической политики
Сообщение губернатора Калужской области Анатолия Артамонова
Обсуждение доклада
Из стенограммы:
Д.Медведев: Добрый день!
Сегодня мы рассмотрим
несколько существенных вопросов, имеющих общегосударственное значение, включая план
мероприятий по реализации в период с 2016 по 2020 год Концепции демографической
политики.
Я напомню, она была принята в
2007 году. В прошлом году завершился второй этап её реализации, мы приступаем к
третьему этапу, который рассчитан на 10 лет. Но госпрограммы спланированы до
2020 года, поэтому мы рассмотрим план на период до 2020 года.
Кризисные явления в демографии Россия испытывала с конца 1980-х
годов, они усугубились в 1990-е годы. Демографическая проблема, естественно, не
изолирована, она автоматически тянет за собой самые разные трудности – и
экономические, и социальные, причём изменить положение в короткие сроки
невозможно. Но хотелось бы прямо сказать, что нам удалось не только остановить
смертность, сокращение населения, но и добиться его увеличения, что,
безусловно, общий результат той политики, которую проводило государство в
последние десятилетия.
За годы реализации концепции продолжительность жизни возросла почти на четыре года (это очень
хороший результат), достигла в целом, подчёркиваю,
исторического максимума, то есть это вообще
исторический максимум за всё время наблюдений, включая, конечно, и советский
период. В 2015 году он составил 71,39 года.
Д.Медведев: «Концепция демографической политики была принята в 2007 году. За годы её реализации продолжительность жизни возросла почти на четыре года, достигла исторического максимума. В 2015 году она составила 71,39 года. Впервые с 1991 года мы фиксируем естественный прирост населения – более 30 тыс. человек ежегодно. К 2020 году численность населения должна вырасти до 147,5 млн человек, продолжительность жизни – до 74 лет, суммарный коэффициент рождаемости – до 1,87».
Впервые с 1991 года
мы фиксируем естественный прирост населения – более 30 тыс. человек ежегодно. Рождаемость растёт, в семьях всё чаще
появляется и второй, и третий ребёнок, причём
рождаемость часто растёт вопреки опасениям
демографов. Поколение, которое сейчас как раз
является наиболее активным в демографическом смысле, не такое многочисленное, как предыдущее, оно родилось на рубеже 1990-х годов, в
известных экономических условиях, тем не менее рождаемость действительно всё равно увеличивается.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 6 апреля 2016 года
Можно с полным основанием сказать, что рост рождаемости стал возможен благодаря эффективным
мерам, которые принимались, включая
материнский капитал, выплаты на третьего ребёнка,
предоставление земельных участков, решение ряда
экономических проблем, таких как детские сады, создание
условий для работающих матерей. Всё это даёт общий, нераздельный результат.
Но, чтобы сохранить тенденцию, динамику рождаемости, необходимо
принимать и дополнительные решения. В плане предусмотрено порядка 50 мероприятий. Прежде всего речь идёт о
том, чтобы снижать смертность за счёт повышения
качества и доступности медицинской помощи, занятий физкультурой и спортом, создания безопасных условий на производстве,
отказа от вредных привычек, ну и ряда других
мер. Планируется и дальше поддерживать молодые
и многодетные семьи, стимулировать рождение вторых и последующих детей. В том числе будут разработаны дополнительные
механизмы, которые позволят многодетным семьям
приобретать жильё по льготному ипотечному кредитованию, сделают для них ипотеку более доступной. Недавно на форуме я давал поручение в течение
трёх лет ликвидировать очередь на земельные участки для
таких семей, очередь эта ещё большая. Будем
искать и другие возможности, чтобы выполнить задачи, которые определены в Концепции демографической политики.
В результате к 2020 году численность населения должна вырасти до 147,5 млн человек, ожидаемая продолжительность жизни – до 74 лет,
суммарный коэффициент рождаемости – до 1,87,
ну и, конечно, должна дальше сокращаться
смертность, включая младенческую.
Коллеги расскажут об отдельных моментах, связанных с
реализацией этой программы и плана
соответствующего.
Сегодня мы рассмотрим три законопроекта, которые оптимизируют администрирование
страховых взносов в рамках тех решений,
которые будут приняты. Надеюсь, это позволит увеличить собираемость этих платежей, как это удалось сделать
по налогам, во-вторых, снизить административную нагрузку
на добросовестный бизнес, ну и в-третьих, исключить дублирование функций ФНС и внебюджетных фондов.
И целый ряд других вопросов вынесен в повестку дня. Я
только что проводил встречу с Президентом Австрийской Республики. У нас сегодня рассматривается вопрос подписания
протокола о внесении изменений в Российско-Австрийскую конвенцию, которая направлена на избежание двойного налогообложения.
Давайте приступим к
обсуждению первого вопроса. Максим
Анатольевич Топилин.
М.Топилин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Представляя на рассмотрение план мероприятий по реализации концепции демографической политики на предстоящее
пятилетие, хотел бы отразить ряд моментов,
которые являются особенными для этого периода.
Как уже сказал Дмитрий Анатольевич, мы за предыдущее
пятилетие и даже чуть раньше, с 2007 года, достигли очень серьёзных успехов в демографии.
Я напомню, что ещё в 2006 году, когда только начиналась
реализация демографической программы, у нас
естественная убыль населения составляла 700
тыс. человек в год. Мы перешли за этот небольшой срок, за десятилетие, к
естественному приросту, три последних года –
естественный прирост населения. Совершенно другие коэффициенты рождаемости:
если в начале реализации стратегии это было
1,3 (суммарный коэффициент рождаемости – 1,3 ребёнка
на одну женщину), то сегодня это уже почти 1,8, то есть это действительно серьёзный позитивный результат.
При
этом реализация мер осуществлялась как в
моменты, когда у нас была положительная структура и динамика населения, положительная динамика доходов населения, благоприятная
структура внутри различных групп населения,
так и тогда, когда уже численность женщин в репродуктивном возрасте начинала стремительно падать. Это мы наблюдаем последние
четыре года, уже с 2010–2011 годов. При этом
рождаемость росла и не падала.
Это свидетельствует о том, что меры были выбраны правильные и
эффективные, поэтому мы в плане мероприятий
попытались сформулировать меры таким образом,
чтобы постоянно предусматривать дополнительные
решения в зависимости от тех финансовых возможностей, которые будут у страны на
протяжении 2016–2020 годов.
Я хотел бы сразу обратить внимание на то, что если мы сравним
себя с европейскими странами прежде всего, то
мы уже перегнали многие страны по суммарному
коэффициенту рождений и не догнали лишь такую
страну, как Франция. Если брать европейские страны, там
суммарный коэффициент около 2. Подавляющее большинство европейских стран имеет
коэффициенты рождаемости от 1,2 до 1,4–1,5. И здесь, конечно, с учётом того, о чём сказал
Дмитрий Анатольевич… У нас количество женщин в репродуктивном возрасте сокращается, а к 2021 году, к сожалению,
это сокращение ещё составит около 3 млн
человек – это практически четверть всех, кто
относится к этим возрастам. Конечно, нам нужно решить
задачу стабилизации рождений и того, чтобы рождения сохранить, по оценке демографов, на уровне порядка 1,75–1,8 млн рождений в год.
Поэтому мы предполагаем,
что нам необходимо будет в течение этого
периода и за пределами 2018 года сохранить
прежде всего такие эффективные меры, как материнский (семейный) капитал,
возможно, предусмотрев некие совершенствования
по его предоставлению, что мы в принципе делаем постоянно и постоянно находим дополнительные механизмы реализации материнского
(семейного) капитала для различных групп
населения.
Также нам представляется
целесообразным, и эти мероприятия в плане предусмотрены как подготовка мероприятий, – продление за пределы 2018 года программ
поддержки семей с третьим ребёнком. Эти программы
тоже себя позитивно зарекомендовали, и в тех регионах, где эта поддержка существует, и из федерального бюджета
субсидируются эти программы, там суммарный
коэффициент рождаемости растёт почти в три раза быстрее, чем в тех регионах, где такой поддержки нет.
И, безусловно, мы наблюдаем, что у нас происходит
повышение, увеличение возраста матерей при
рождении первенца. Это в принципе общемировая тенденция, но в плане мероприятий мы предусмотрели меры,
которые позволят нам в последующем всё-таки
скорректировать меры поддержки именно на молодые
семьи. Дмитрий Анатольевич сказал о том, что предусмотрены мероприятия по
совершенствованию предоставления кредитов и
возможных вычетов для молодых семей при
предоставлении ипотечных кредитов в том числе.
Самое главное, и это показывает практика и советского периода, и практика нашей
страны, заключается в том, чтобы новые меры
через какой-то определённый период прирастали.
Потому что, безусловно, население, люди
привыкают к тому, что уже есть, и необходимо в рамках бюджетных возможностей
постоянно эти меры поддерживать и
актуализировать, исходя из тех тенденций,
которые мы наблюдаем.
Безусловно, также предусмотрены мероприятия по разработке региональных
«дорожных карт» для обеспечения доступности дошкольного образования. Эта программа реализована для детишек в возрасте от трёх
до семи лет. Мы предусмотрели эти мероприятия
продолжать до 2020 года для детей в возрасте до трёх лет. Такие мероприятия необходимо будет подготовить
и «дорожные карты» с субъектами реализовать.
Предусмотрены также меры по поддержке занятости женщин, когда они находятся в отпуске по уходу за ребёнком.
Эти программы реализуются регионами и тоже
показали свою эффективность.
Я хотел бы сказать, что
основной резерв, безусловно, мы видим в снижении смертности.
Эти мероприятия соответствуют государственной программе развития
здравоохранения до 2020 года, которая у нас
действует, и тот общий коэффициент смертности (11,4 на тысячу населения, а сегодня это чуть больше 13) позволит нам к
2020 году сохранять ежегодно нарастающим
итогом до 200 тыс. жизней. И тогда, если эти
действия реализуются и эти прогнозы сбудутся, нам
удастся сохранить естественный прирост населения.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич,
в программе впервые предусмотрены меры, направленные на улучшение охраны труда
на предприятиях в отраслях экономики, так как,
безусловно, статистика и все исследования
показывают, что основной резерв в снижении
смертности – это снижение смертности мужчин в трудоспособном
возрасте. Поэтому программой предусмотрено изменение и в законодательство о страховании от несчастных
случаев на производстве. Мы законопроект готовим, который позволит нам
переформатировать этот вид страхования с компенсации
уже случившихся профзаболеваний, несчастных случаев на превентивные меры, на
возможность возвращения человека к трудовой
деятельности, на возможность раннего выявления профессиональных заболеваний и, соответственно,
реабилитации.
Также планом мероприятий
предусмотрена разработка программы «Безопасный труд» на 2018–2025 годы, в которой мы предусмотрим меры по сокращению
числа рабочих мест с вредными и опасными
условиями труда. Это тоже непосредственным
образом влияет на сохранение здоровья.
Несколько слов о региональных мерах.
Мы очень часто говорим, что есть сложные
регионы, регионы центральной полосы прежде всего,
где количество женщин в репродуктивном возрасте ещё меньше, чем в Российской
Федерации в целом, и уменьшение этого
контингента происходит ещё большими темпами.
Но практика показывает, что
субъекты Российской Федерации, которые разрабатывают
и реализуют свои программы дополнительных мер, более
активно реализуют программу регионального материнского капитала и связывают его
не просто со всеми группами населения, но
ориентируют его на молодые семьи прежде всего, вводят
в силу возможностей какие-то дополнительные пособия,
исходя из принципов в том числе нуждаемости, – эти регионы прирастают по количеству рождений, а не падают.
Поэтому на региональном
уровне также мы предусмотрели разработку таких мер и предусмотрели утверждение на уровне Правительства целевых
показателей по основным демографическим параметрам
для всех субъектов Российской Федерации. Такой
документ тоже будет подготовлен.
О результатах, Дмитрий Анатольевич, которые мы планируем, Вы сказали. Мы исходим из того, что это
является реальным. Будем готовить предложения по реализации плана по линии Минтруда, Минздрава, Минобрнауки, Минстроя, Минспорта – достаточно
большое количество участников программы.
Документ со всеми согласован. Вчера мы ещё обсудили
этот вопрос с Министерством по развитию Дальнего Востока. Коллеги готовят концепцию особенностей развития на
Дальнем Востоке. Мы тогда с Вашего разрешения в рабочем порядке в Аппарате Правительства соответствующий
дополнительный пункт о таком плане сформулируем. Доклад окончен.
Д.Медведев: Спасибо. У нас концепция, действительно, реализуется не только в
министерстве, а прежде всего в регионах. Эта
концепция общегосударственная, поэтому я бы
хотел, чтобы приглашённые коллеги выступили.
Анатолий Дмитриевич
Артамонов, губернатор Калужской области, у нас участвует в заседании.
Пожалуйста, Анатолий Дмитриевич.
А.Артамонов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Как и во всей стране, нам
удалось значительно улучшить демографические
показатели. Так, естественная убыль населения за год сократилась на 30%, и число новорождённых выросло на 7,8%. Это,
кстати, второй результат в стране после
Севастополя. Коэффициент рождаемости составил 12,7
– это тоже второй показатель, только по регионам ЦФО.
Мы установили доплату будущим
мамам на полноценное питание, а также выплату дотаций при естественном
вскармливании детей, увеличили вдвое денежную
компенсацию на приобретение молочных продуктов для детей второго и третьего
годов жизни, продлили до трёх лет срок выплаты
детского пособия по уходу, начиная со второго
и последующих детей. Оказываем помощь одиноким мамам, семьям военнослужащих-срочников. Замещающую семью
получило 93% детей, оставшихся без попечения
родителей.
К лету в городе Калуге завершится
строительство областного перинатального центра. Пользуясь случаем, я бы хотел
пригласить Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич,
на его открытие, которое мы планируем приурочить к Международному дню защиты
детей.
В результате целенаправленной политики количество многодетных семей в области увеличилось
за пять лет в два раз, 70% многодетных семей
получили земельные участки, а банк данных
таких участков сформирован уже на всю потребность.
Положительным остаётся миграционное сальдо. По количеству
прибывших соотечественников наша область также занимает второе место в России.
Хорошим подспорьем в улучшении демографической ситуации станут,
безусловно, реализация программы «Жильё для
российской семьи» и поддержка ипотечного кредитования
жилищного строительства.
В прошлом году мы завершили пятилетнюю программу по
обеспечению детей местами в дошкольных
образовательных учреждениях. Уважаемый Дмитрий
Анатольевич, люди с огромной благодарностью восприняли решение Правительства о
том, что программа по детским садикам нашла
своё продолжение в программе по строительству
школ.
Однако только деньгами вопросы демографии решить, конечно же,
вряд ли удастся. В этой связи считаю, что на
государственном уровне должны быть созданы механизмы стимулирования населения к здоровьесбережению. Должно быть выгодно бросить
курить и перестать злоупотреблять алкоголем,
для наркоманов должно быть предусмотрено не только лечение, но и общественно полезный труд. Выгодным должен
стать сам здоровый образ жизни.
В этой связи надо, во-первых, законодательно закрепить для
занятого населения обязанность проходить диспансеризацию и сопутствующие скрининги, а отказ от
диспансеризации должен повлечь за собой
обязательную оплату гражданином части медицинских услуг. Во-вторых, для предприятий можно было бы ввести
дифференцированные ставки отчислений в Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования в зависимости от степени охвата
сотрудников здоровьесберегающими
мероприятиями. В-третьих, в перспективе для
тех, кто декларирует обязательства по здоровому образу жизни, можно было бы
предусмотреть существенные льготы, а для тех,
кто такие обязательства нарушит, – значительное уменьшение услуг по медицинской
страховке.
Прошу
Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, дать поручение проработать эти предложения.
Спасибо за внимание и поддержку.
Д.Медведев: Спасибо, Анатолий Дмитриевич. На
самом деле эти предложения нужно проработать,
это правильно. Нам нужно понять, какие из них внедрять
немедленно, какие попозже. Но в целом нам нужен такой режим регулирования этих отношений, который предполагает
взаимную ответственность и органов
здравоохранения за профилактику и поддержание, естественно, здоровья самого человека, и наоборот. Потому что, по
понятным причинам, далеко не всё способна
сделать медицина, если человек сам ничем не занимается. И с точки зрения работодателя это тоже большая
проблема. Вероника Игоревна, что-то хотели
сказать?
В.Скворцова: Да, спасибо большое. Дмитрий
Анатольевич! Уважаемые коллеги! Главным
вкладом в здравоохранение, в динамику демографической ситуации в нашей стране является увеличение продолжительности жизни за
2015 год на полгода, а в целом, как Вы уже
сказали, за время реализации концепции – более чем на четыре года. Важно
отметить, что рост продолжительности жизни в
значительной мере связан со снижением смертности
лиц трудоспособного возраста, и за
2015 год у нас снизилась смертность лиц
трудоспособного возраста более чем на 21 тыс. человек – это 4,5%, из них 18 тыс. – это молодые мужчины. Разница между ожидаемой продолжительностью жизни
мужчин и женщин сократилась, соответственно,
тоже практически на полгода, сейчас она составляет 10,8 года. По сравнению с 11,6 ещё три года назад, это уже, конечно, лучше.
В связи с ростом продолжительности жизни у нас произошли изменения в возрастной структуре
населения, в том числе увеличилась доля старших
возрастных групп с 22% в 2011 году до 25% в
2015 году, и вклад этих групп в общую смертность увеличился почти до 75%.
В связи с этим для увеличения шага в снижении общей смертности населения при меняющейся возрастной структуре
был разработан и утверждён комплекс
дополнительных мер, направленных на предотвращение
смертности, включающий в том числе еженедельный, ежемесячный мониторинг
ключевых показателей доступности и качества
медицинской помощи.
Реализация этого комплекса мер, который
был запущен в апреле 2015 года, позволила закончить год со снижением
смертности на 3,8 тыс. человек. Хотя, как мы
помним, I квартал был очень тревожным не только
для России, но и для большинства стран Европы в связи с неконтролируемой эпидемией
гриппа и ошибкой в вакцинальном штамме,
разработанном ВОЗ. В январе – феврале текущего
года тенденция к снижению смертности не только
сохраняется, но она окрепла. Умерло на 4,9
тыс. с лишним человек меньше, это почти 3% по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года.
Хотелось бы также отметить особый вклад здравоохранения в
увеличение рождаемости, который вносят прежде
всего снижение младенческой и материнской смертности. В 2015 году по этим
показателям мы достигли абсолютного исторического минимума национального. По данным за 12 месяцев 2015
года, младенческая смертность у нас снизилась
более чем на 12% – до 6,5. В 2012 году это
было 8,6, то есть снижение за три года на 24%.
И хотелось бы также отметить, что в январе – феврале 2016 года младенческая смертность уже 6,1, и более чем в половине
наших регионов младенческая смертность ниже,
чем среднероссийский уровень.
Материнская смертность, по оперативным данным ведомственного
мониторинга, снизилась более чем на 11%, а с
2011 года – в два раза.
Важно отметить также, что благодаря активным мерам по
психологической поддержке беременных женщин и
организации службы доабортного консультирования в женских консультациях и
родильных домах за 2015 год на 8% сократилось
число абортов. Это 67 тыс. родившихся детей. А
по сравнению с 2011 годом – на 24,5%, 242 тыс.
родившихся.
Таким образом, я хочу
закончить тем, Дмитрий Анатольевич, что у нас разработан чёткий алгоритм
действий, еженедельный, ежемесячный мониторинг
всех основных целевых показателей, которые позволяют
нам в постоянном режиме контролировать ситуацию.
И я хотела бы согласиться с губернатором Калужской области Анатолием
Дмитриевичем в том плане, что все медицинские
наши активности вносят максимальный вклад – до
40% – в изменение демографической ситуации. 50–60%
– это образ жизни, это вредные бытовые привычки, это ответственность за своё
здоровье каждого. Поэтому мы включили целый
ряд мероприятий данной направленности,
популяционной, соответственно, в ту концепцию, которую мы сегодня утверждаем, и
готовы детально дополнительно проработать эти
вопросы. Спасибо большое.
Д.Медведев: Спасибо.
Пожалуйста.
О.Голодец: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, мы
сегодня обсуждаем итоги предыдущей программы и говорим
о будущей концепции. Я хочу напомнить, что в прошлом
году, когда ситуация у нас зимой действительно обострилась, Вы проводили всероссийское
совещание по демографии, которое дало
дополнительный импульс в достижении тех результатов,
которые мы перед собой ставили. И, что очень важно,
результаты достигнуты практически во всех субъектах Российской Федерации.
То, что мы сегодня слышали в докладах Максима Анатольевича (Топилина) и Анатолия Дмитриевича (Артамонова), – очень важно, потому что
достичь результатов в таких регионах, как,
например, Калужская область (мы об этом говорили), Псковская область, критически труднее, чем в целом по
Российской Федерации. Очень сложная возрастная
структура населения, и очень сложны те параметры,
которые заложены в наших региональных программах.
Я обращаю внимание, что сегодня не просто каждый субъект сформировал программу, которая
соответствует своим демографическим проблемам,
но и управление этим проектом даёт чёткие
результаты вопреки всем ожиданиям и прогнозам.
Принятие этой концепции позволит создать устойчивую демографическую
ситуацию на перспективу до 2020 года. Поэтому
я тоже за то, чтобы её принять и реализовывать
в том же темпе, в тех же объёмах, в которых мы её реализовывали до этого.
Д.Медведев: Спасибо. Есть ещё комментарии? Нет комментариев. Хорошо, спасибо. Нам нужно
двигаться по этой концепции. Ещё раз хочу
сказать, что вопреки мнению многих аналитиков
и всякого рода измышлениям, которые мы слышали
из разных мест (кстати, из-за границы их очень много было), нам действительно удалось в значительной мере переломить
демографический тренд. Это реальное достижение последних лет. Здесь нечего стесняться.
Нам предрекали абсолютное вымирание населения в стране, а цифры говорят совершенно о другом.
Поэтому нужно обязательно закрепить все те
успехи, которые были достигнуты в ходе работы над этой концепцией в режиме поддержки наших людей и стимулирования
их к рождению детей, развитию семейных
отношений.
<…>
1. О
плане мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года
Решения
Правительства:
1. Принять
к сведению доклад Министра труда и социальной защиты Российской Федерации
М.А.Топилина по данному вопросу.
2. Одобрить
с учётом состоявшегося обсуждения проект плана мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период
до 2025 года.
3. Минздраву
России (В.И.Скворцовой) совместно с заинтересованными органами исполнительной
власти и организациями проработать высказанные на заседании предложения по
стимулированию населения к ведению здорового образа жизни.
О результатах до 20 июля 2016 года доложить в
Правительство Российской Федерации.
2. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих
на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”»
В целях
сохранения пенсионных прав граждан, проживающих в Крымском федеральном округе,
работающих в организациях, которые до 1 января 2015 года не привели свои
учредительные документы в соответствие с законодательством и не представили
сведения об уплате в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, законопроектом предлагается приравнять работу в таких
организациях к периодам работы или другой деятельности, включаемой в страховой
стаж.
Законопроект рассмотрен и одобрен 14 марта 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”» и внести его в Государственную
Думу в установленном порядке.
3. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение
вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого
вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном”»
Законопроект
направлен на совершенствование страхового законодательства в области защиты
имущественных интересов пассажиров, жизни, здоровью, имуществу которых при
перевозке может быть причинён вред.
Законопроект рассмотрен и одобрен 14 марта 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном”» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
4. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон “О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием
правового положения государственных (муниципальных) учреждений"”»
Законопроектом
предлагается с 1 мая 2016 года закрепить нормативы распределения доходов от
уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо,
моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей,
производимых на территории России, в федеральный бюджет по нормативу 23%, а в
бюджеты субъектов Федерации – по нормативу 77%. Это будет способствовать
сбалансированному наполнению Федерального дорожного фонда и дорожных фондов
субъектов Федерации.
Законопроект рассмотрен и одобрен 4 апреля 2016 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решения
Правительства:
1. Одобрить
проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
2. Минфину
России (А.Г.Силуанову) до рассмотрения указанного законопроекта в
Государственной Думе в первом чтении представить в Правительство Российской
Федерации предложения о финансовой поддержке дорожных фондов субъектов
Российской Федерации, в том числе за счёт использования доходов от уплаты
акцизов на нефтепродукты.
3. Минтрансу России
(М.Ю.Соколову) с участием органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации осуществлять регулярный мониторинг финансово-экономического состояния
дорожных фондов.
Соответствующие предложения при
необходимости представлять в Правительство Российской Федерации.
5. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)”», «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)”»
Законопроекты направлены на совершенствование порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, укрепление платёжной дисциплины при проведении расчётов с этими фондами.
Создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, более объективно оценивать общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики.
Принятие законопроектов позволит обеспечить реализацию поручений, предусмотренных Указом от 15 января 2016 года №13 «О дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при осуществлении расчётов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования», в части передачи ФНС России функций по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Законопроекты рассмотрены и одобрены 4 апреля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение
Правительства о проекте федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)»:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по
администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и
медицинское страхование)"» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
Решения Правительства о проекте федерального
закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с
передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов
на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)»:
1. Одобрить с учётом
состоявшегося обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам
полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное,
социальное и медицинское страхование)» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
2. Минфину России
(А.Г.Силуанову) при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению
Государственной Думой во втором чтении обеспечить доработку его отдельных
положений с учётом высказанных на данном заседании указаний, обратив внимание в
том числе на следующие вопросы:
обеспечение согласования норм
указанного законопроекта с нормами законодательства об обязательном социальном
страховании и трудового законодательства, в том числе в части процедуры
проведения специальной оценки условий труда;
уточнение норм, касающихся
ставок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
уточнение круга лиц,
являющихся плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование.
Решения Правительства о проекте федерального
закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам
полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное,
социальное и медицинское страхование)»:
1. Одобрить
с учётом состоявшегося обсуждения проект федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по
администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и
медицинское страхование)"» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
2. Минфину
России (А.Г.Силуанову) при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению
Государственной Думой во втором чтении обеспечить доработку его отдельных
положений с учётом высказанных на данном заседании указаний, обратив внимание в
том числе на следующие вопросы:
обеспечение согласования норм
указанного законопроекта с нормами законодательства об обязательном социальном
страховании, налогового и трудового законодательства, в том числе в части
процедуры проведения специальной оценки условий труда;
уточнение полномочий Фонда
социального страхования Российской Федерации в части администрирования
страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний;
уточнение периодичности
представления работодателями сведений индивидуального (персонифицированного)
учёта в сфере обязательного пенсионного страхования.
6. О
подписании Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством
Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13 апреля
2000 года и Протокол к ней от 13 апреля 2000 года
Проектом
распоряжения предлагается одобрить представленный Минфином, согласованный с
МИДом, Минэкономразвития, Минюстом, ФНС и предварительно проработанный с
Австрийской Стороной проект Протокола о внесении изменений в
межправительственную конвенцию и Протокола к ней, а также поручить Минфину
провести с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти
переговоры с Австрийской Стороной и по достижении договорённости подписать от
имени Правительства России, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не
имеющие принципиального характера.
В
частичности, по предложению Российской Стороны статья «Обмен информацией»
Конвенции изложена в новой редакции в соответствии с рекомендациями Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также дополнена статьями
«Содействие во взыскании налогов» и «Ограничение льгот». Кроме того,
наименования российских налогов, на которые распространяется Конвенция,
приведены в соответствие с Налоговым кодексом России.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
7. О
подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Социалистической Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве
в области геологической разведки, добычи нефти и газа на территории Российской
Федерации в рамках совместной компании – общества с ограниченной
ответственностью «Совместная компания “РУСВЬЕТПЕТРО”»
В
соответствии с проектом Соглашения подлежащая уплате в бюджетную систему России
ООО «СК “РУСВЬЕТПЕТРО”» (участники АО «Зарубежнефть» и корпорация нефти и газа
«Петровьетнам») сумма налога на добычу полезных ископаемых, предусмотренная
законодательством России, умножается на коэффициент 0,4 при добыче компанией
нефти на ряде участков недр Центрально-Хорейверского поднятия Ненецкого
автономного округа.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
8. О
распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2016 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое
обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в
целях трансплантации (пересадки)
Проектом
предлагается утвердить распределение межбюджетных трансфертов в 2016 году в
размере 130 900 тыс. рублей.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
9. О
внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации и
признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации в
связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной
границы Российской Федерации
Указом
Президента России от 2 февраля 2016 года №40 «Об упразднении Федерального
агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» функции
Росграницы переданы Минтрансу России.
Проектом
постановления предусматривается внесение изменений в положение о Минтрансе в
части наделения ведомства полномочиями по реализации функций Росграницы, а
также признание утратившими силу отдельных актов Правительства, регулирующих
деятельность этого агентства.
Решение
Правительства:
Принять проект постановления
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.