1. О
Плане действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение
стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году
2. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в пункт 1 статьи 642
Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации»
Законопроект направлен на закрепление в законодательстве норм,
не допускающих исключения в административном порядке (по решению
регистрирующего органа) из Единого государственного реестра юридических лиц
юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого
имеется принятое арбитражным судом заявление о признании должника банкротом,
производство по которому не прекращено.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 15 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
3. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в
части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными
(депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)»
Законопроектом, в частности, предлагается исключить из
российского законодательства институт сберегательной книжки на предъявителя и
институт сберегательного сертификата на предъявителя. Принятие законопроекта
будет способствовать стимулированию безналичных расчётов и противодействию легализации доходов,
полученных преступным путём.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 1 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
4. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях»
Законодательством
установлено, что резиденты обязаны обеспечить получение на свои счета, открытые
в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами России,
по внешнеторговым контрактам, для которых Федеральным законом предусматривается
оформление паспорта сделки, валюты Российской Федерации в доле, определяемой
Правительством.
Законопроектом
предлагается установить административную ответственность за невыполнение резидентами
в установленный срок этой нормы валютного законодательства.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 8 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
5. О
проекте федерального закона «О ратификации Соглашения о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта
по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по
товарной позиции “Предметы
одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из
натурального меха”»
Соглашение подписано в рамках заседания Евразийского
межправительственного совета 8 сентября 2015 года в Гродно (Белоруссия).
Информационная система маркировки товаров позволит обеспечить контроль за
оборотом отдельных групп товаров, легальность их импорта и производства на территории
государств Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 15 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
6. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального
закона “О введении в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации”»
Законопроектом предлагается продлить бесплатную приватизацию
жилых помещений до 1 марта 2017 года.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 15 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
7. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” в части реализации мер
поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве
топлива, а также уточнения механизмов стимулирования использования
возобновляемых источников энергии»
Законопроектом предлагается установить для тепловых
электростанций, использующих в качестве топлива торф, меры поддержки на
розничных рынках. В целях компенсации потерь электрической энергии в
электрических сетях предлагается использовать механизм продажи территориальным
сетевым компаниям электрической энергии, которая производится на таких
электростанциях, по регулируемым ценам (тарифам). Также предусматривается
субсидирование расходов по технологическому присоединению к электрическим сетям
электростанций, использующих в качестве топлива торф, с установленной мощностью
до 25 МВт.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 1 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
8. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 5 и 61
Федерального закона “Об
исполнительном производстве”»
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать
оперативному реагированию судебного пристава-исполнителя на факт погашения
должником задолженности по исполнительному производству, своевременно снимать
ограничения, наложенные в ходе исполнительного производства, в том числе на
выезд за пределы России.
Также сведения о задолженности будут исключаться из банка данных
исполнительных производств на официальном сайте ФССП России, из Единого портала
государственных и муниципальных услуг (функций), терминалов платёжных систем, что позволит
гражданам получать актуальную информацию о своей задолженности, исключить
двойные оплаты, необоснованность применения мер принудительного исполнения.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 1 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
9. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального
закона “О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации”»
Принятие законопроекта позволит гражданам, вынужденно покинувшим
Украину, получить вид на жительство в России без оформления разрешения на
временное проживание, а также без соблюдения условия о сроке проживания в
России и пятилетнем сроке действия такого вида на жительство. После
трудоустройства они смогут арендовать жилое помещение, зарегистрироваться по
месту пребывания и воспользоваться ипотечным кредитом для покупки собственного
жилья. Это позволит оптимизировать расходы федерального бюджета на
социально-бытовое обустройство лиц, находящихся в пунктах временного
размещения.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 1 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
10. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд”»
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон
«О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» в
части возможности не устанавливать требование о предоставлении физическими
лицами обеспечения исполнения контракта при заключении соответствующих
договоров. Это будет способствовать оперативному и эффективному проведению
Росстатом федеральных статистических наблюдений.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 8 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
11. О
распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов
Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на
приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной
целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы
Проектом распоряжения предлагается распределить между субъектами
Федерации средства в объёме
около 3,6 млрд рублей.
12. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие
растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства
Проектом распоряжения предлагается распределить между субъектами
Федерации средства в объёме
около 7,2 млрд рублей.
13. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие
животноводства, переработки и реализации продукции животноводства
Проектом распоряжения предлагается распределить между субъектами
Федерации средства в объёме
около 2,5 млрд рублей.
14. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции
растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных
центров
Проектом распоряжения предлагается распределить между субъектами
Федерации средства в объёме
около 1,9 млрд рублей.
15. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного
скотоводства
Проектом распоряжения предлагается распределить между субъектами
Федерации средства в объёме
около 1,4 млрд рублей.
16. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных
обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам,
взятым малыми формами хозяйствования
Проектом распоряжения предлагается распределить между субъектами
Федерации средства в объёме
около 2,4 млрд рублей.
17. О
внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения Российской
Федерации
Проектом постановления
предлагается внести в положение о Минздраве России изменения, предусматривающие
наделение ведомства полномочиями по:
- установлению требований к комплектации медицинскими
изделиями укладок для оказания паллиативной медицинской помощи (в дополнение к
имеющимся у Минздрава России полномочиям по установлению требований к
комплектации медицинскими изделиями аптечек, укладок, наборов и комплектов для
оказания первой помощи, а также к комплектации лекарственными препаратами и
медицинскими изделиями укладок, наборов, комплектов для оказания первичной
медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и специализированной
медицинской помощи);
- утверждению перечня заболеваний, наличие которых даёт право на обучение по
основным общеобразовательным программам на дому.
Москва,
17 февраля 2016 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и
информации является изложением материалов, представленных федеральными органами
исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской
Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Алексея Улюкаева о Плане действий Правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году
Из стенограммы:
Д.Медведев:
Добрый
день!
Сегодня, как и договаривались, мы рассмотрим новый план
действий в экономике, или План действий Правительства, направленных на
обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации
в 2016 году.
Не могу сказать, что документ готовили продолжительное
время, но тем не менее полноценно. Несколько раз я собирал совещания и по плану
в целом, и по отдельным частям, отраслям. Работали коллеги из Правительства. Практически
все, кто занимался планом, обсуждали проект с деловым сообществом, с коллегами
из Государственной Думы, Совета Федерации и представителями регионов, стараясь
по возможности учитывать предложения.
Сегодня мы выходим на финальную стадию. Считаю такую
тщательную проработку плана в целом необходимой, тем более сегодня, когда столь
переменчивы условия в экономике. Бюджетная система, реальный сектор испытывают
сегодня перегрузки из-за низких цен на нефть, из-за санкций, поэтому и
предложений для включения в план было много, но, конечно, в окончательный
вариант вошли далеко не все.
Для эффективной работы необходим документ ёмкий и по оперативным мерам предельно конкретный, тщательно просчитанный по каждой позиции, исходя
из тех ресурсов, которыми мы сегодня реально располагаем,
чтобы его выполнение, как и расходование выделенных средств, можно было легко проконтролировать и оценить,
какую реальную отдачу принесли те или иные
решения.
То, что те или иные мероприятия вошли в план и под
них найдено финансирование, это также не повод
расслабляться. По понятным причинам финансирования всегда много не бывает, а нам необходимо проводить взвешенную
бюджетную политику, поэтому план сформирован
таким образом, чтобы, конечно, не брать на себя тех обязательств, которые мы в этом году потянуть не
сможем.
Теперь несколько принципиальных моментов. Во-первых, экономика постепенно, хотя и с определёнными
издержками, адаптируется к новым
внешнеэкономическим условиям. Нам сейчас нужно адресно поддержать отрасли и сектора с высоким потенциалом роста: это автопром, лёгкая промышленность,
транспортное машиностроение, сельхозмашиностроение,
жилищное строительство и сельское хозяйство. Они быстрее
других приспособились к изменившейся ситуации,
а принятые меры поддержки, как показали итоги прошлого года, дают здесь
неплохую отдачу. Ряд мер я уже назвал, они, по
сути, приняты, действуют, по ним подписаны нормативные документы во время посещения промышленных предприятий в Твери,
Санкт-Петербурге и Тольятти.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 18 февраля 2016 года
Назову тем не менее основные цифры. На реализацию
программы поддержки автомобильной промышленности в этом году выделяется почти 140 млрд рублей, сельхозмашиностроения – до
10,5 млрд рублей, примерно такая же
сумма выделена для предприятий транспортного машиностроения.
Мы также продолжаем поддержку
сельского хозяйства, будем стимулировать импортозамещение в других отраслях, для этого проводится докапитализация
Фонда развития промышленности.
Хочу подчеркнуть, что наши действия в рамках плана
должны быть выстроены в единой логике. Логика
эта достаточно простая – конечно, нам нужны
меры оперативного реагирования, быстрые меры, но не только.
Текущая ситуация на
мировом нефтяном рынке показывает, насколько необходима современная структура
экономики и необходим устойчивый экономический
рост с опорой не только на экспорт сырья, а
прежде всего на производство и экспорт
продукции качественной, конкурентоспособной.
Мероприятия плана должны быть связаны в общую систему, в конечном счёте они будут стимулировать
структурные изменения. К примеру, как я уже
сказал, целенаправленно мы поддерживаем отдельные отрасли, для них выделяются денежные средства,
облегчаются условия ведения бизнеса. Эти меры должны дополняться тарифной
политикой, финансовой и организационной
поддержкой промышленного экспорта.
Второе. Необходимо сделать максимум возможного, чтобы смягчить негативные последствия кризиса
для людей, граждан нашей страны, удержать
ситуацию с занятостью, замедлить, по
возможности, конечно, рост цен, помочь тем, кто по объективным причинам находится в наиболее уязвимом положении –
это пенсионеры, инвалиды, семьи с низкими
доходами. И, конечно, несмотря на крайне напряжённый бюджет, мы в полном объёме должны будем исполнить социальные
обязательства, это абсолютно точно.
Напомню, что в этом году мы также провели индексацию
пенсий. Решение о дополнительной индексации
примем, как и договаривались, с учётом работы в I квартале текущего
года.
Выполнение социальных обязательств,
как всеми понимается, во многом зависит от региональных бюджетов. Чтобы сбалансировать региональные финансы, снизить
уровень долговой нагрузки, мы продолжим выделять
бюджетные кредиты. В этом году в федеральном бюджете на эти цели также заложено
310 млрд рублей.
Будем помогать регионам сохранять относительно невысокий уровень безработицы, для этого первоначально выделяется около 3 млрд рублей. На целевую
поддержку моногородов, где ситуация с занятостью наиболее
сложная, – более 7 млрд рублей, и в случае необходимости эта поддержка может быть увеличена.
Возобновим постоянный мониторинг финансово-экономического положения системообразующих
предприятий, чтобы своевременно выявлять возможные риски и оперативно на них
реагировать.
Как и в прошлом году, направим средства для лекарственного обеспечения нуждающимся, а также для обеспечения
медицинскими изделиями и техническими средствами реабилитации для инвалидов. Запустили программу строительства новых школ. Продолжим софинансировать летний отдых и
оздоровление детей, которые находятся в
трудной жизненной ситуации.
Конечно, социальная
поддержка должна стать более адресной, а стало быть, более эффективной: деньги должен получать именно тот,
кто в них реально нуждается. Для этого нужно,
наконец, навести в этой сфере порядок, проработать критерии определения нуждаемости. Такая работа планом предусмотрена.
Третье, о чём хотел бы сказать. Большая часть плана, две трети пунктов плана
– это так называемый системный блок. Это структурные
меры, законодательные решения, которые направлены на обеспечение устойчивого экономического роста и рассчитаны не только на
текущий год, но и на среднесрочную
перспективу. От того, насколько грамотно удастся их реализовать, во многом зависит и развитие экономики, и
самочувствие наших граждан.
Прежде всего
речь пойдёт о создании благоприятных условий для развития малого и среднего
бизнеса, инновационных компаний. В частности,
ещё на пять лет, до 2020 года, мы продлеваем
действие системы налогообложения в виде единого
налога на вменённый доход. Также будем стимулировать более активное участие
небольших предприятий в государственных
закупках и закупках государственных компаний – увеличивается их доля до 15% по прямым контрактам.
Предусмотрен комплекс мер по сокращению издержек, в первую очередь они касаются
инфраструктурных монополий, которые в силу своего исключительного
положения стараются зачастую переложить затраты на потребителей. В течение года будет подготовлен ряд
решений, которые позволят снизить эту нагрузку.
В прошлом году мы целым рядом вопросов занимались,
это касается и льгот на проезд в пригородных электричках, и ряда других.
Продолжим субсидировать перевозки по региональным
авиамаршрутам там, где авиация является
единственным круглогодичным видом транспорта, а
также перевозки, связанные с развитием внутреннего туризма.
И, конечно, будем работать
над улучшением инвестиционного климата, снижением административной нагрузки. Здесь предусмотрено реформирование системы
государственного контроля. Но по этим
параметрам необходимо ещё провести дополнительные консультации.
Четвёртое,
о чём хотел бы сказать. План предусматривает
большую законотворческую работу. Законопроекты нужно
готовить оперативно, чтобы максимальное число их принять прямо сейчас, в весеннюю сессию. Конечно, многое зависит от наших
коллег в Государственной Думе, в Совете
Федерации. Поэтому эту работу по линии Правительства нужно провести максимально чётко в кооперации с нашими
коллегами из других органов власти. Прошу всех
членов Правительства взять это на контроль и,
естественно, Аппарат Правительства.
Несколько подробнее
по мероприятиям плана доложит Министр экономического развития. Есть ещё ряд предложений. В проекте протокольного
решения также предполагается некоторая
доработка отдельных положений. Мы специально для этого резервируем ещё практически неделю для того, чтобы все
позиции привести в соответствие с внутренней
логикой этого документа.
Мы рассмотрим ряд законопроектов, также сегодня
распределим субсидии. В частности, по одному
из законопроектов продлевается возможность
приватизации жилья ещё на год, до 1 марта 2017 года. Напомню, мы подробно говорили об этом на форуме с
участием первичных организаций «Единой России»,
там были сделаны определённые предложения. Также,
кстати, хотел бы отметить, мы на год продлеваем
эту систему приватизации и договорились о том, что
окончательно определимся, как вообще действовать
по этому вопросу дальше, на будущее, чтобы каждый раз, каждый год к нему не
возвращаться.
Ещё один
законопроект поможет людям получать самую свежую информацию о задолженностях по штрафам, налогам, исключить двойные оплаты, необоснованное
применение мер за неуплату налогов. Мы знаем случаи, когда человек задолженности не имеет, но при прохождении того
же паспортного контроля в аэропорту при выезде
выясняется, что эта информация никуда не дошла.
Поэтому подготовлен законопроект, по которому банки, другие организации будут обязаны незамедлительно передавать в
государственную информационную систему по
платежам сведения об уплате задолженности, и они должны будут в автоматическом режиме поступать в информационную
систему Федеральной службы судебных приставов,
чтобы сразу же эта задолженность считалась снятой
или погашенной.
Кроме того, мы продолжаем распределять субсидии. Почти 3,5 млрд рублей, даже чуть больше, будет
выделено регионам для выплат молодым семьям на
приобретение или строительство жилья.
Рассмотрим меры поддержки аграрного сектора, распределим тут пять субсидий.
Более 7 млрд 200 млн выделяется на возмещение
процентной ставки по краткосрочным кредитам на
развитие растениеводства и переработку продукции растениеводства. 2,5 млрд пойдёт на возмещение процентной ставки по
кредитам на развитие животноводства, на переработку
и реализацию продукции животноводства. Около 2 млрд также мы выделяем на
возмещение ставки по кредитам на переработку
продукции растениеводства и животноводства в области
развития оптово-распределительных центров. Ещё почти 1,4 млрд распределяется на возмещение процентной ставки по
краткосрочным кредитам на развитие молочного
животноводства, также село получит 2 млрд 400
млн на возмещение процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, которые берут малые формы
хозяйствования.
Вот такова повестка
дня с определёнными дополнениями.
Сейчас прошу выступить Алексея Валентиновича
Улюкаева.
А.Улюкаев:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые
коллеги! Действительно, практически месяц с того момента, как мы получили поручение Председателя
Правительства, шла эта работа. Большое количество
обсуждений, четыре варианта плана вносилось и обсуждалось. В настоящем виде он состоит из двух разделов: 50 пунктов – первый раздел, 86 пунктов – второй
раздел. Граница весьма условная, в целом это
ведь план по обеспечению стабильности социально-экономического
развития, с одной стороны, а с другой стороны, по выработке мер по выходу на траекторию устойчивого экономического роста
и устойчивого повышения социального
благосостояния.
Но не по этому критерию
делится: первая половина – стабильность, вторая – развитие. И даже не только по
такому критерию, что первая половина – это в
основном меры денежного характера, которые предполагают либо прямое выделение бюджетных средств, предоставление
государственных гарантий, средств из Фонда национального
благосостояния, а вторая – это в основном меры законодательного характера, нормативно-регулятивные. Прежде всего по
степени оперативности: первая половина – это
меры абсолютно оперативного реагирования на быстро меняющуюся макроэкономическую ситуацию.
Напомню, что с того времени, когда мы приняли бюджет и
приняли регулярный прогноз, произошли драматические изменения на сырьевых
рынках и на глобальных финансовых рынках, что
вызвало существенные риски для российской экономики.
И ответ на эти риски содержат мероприятия первой половины, риски, прежде всего связанные со сжатием спроса – внешнего,
потребительского, инвестиционного.
Поэтому прежде всего это меры по поддержке спроса: либо по
поддержке спроса граждан на жильё, на
лекарственные препараты, на иные виды товаров
и услуг, либо поддержка спроса предприятий, либо,
наконец, через поощрение экспорта, поддержка возможностей воспользоваться глобальным спросом на несырьевые товары.
Широкий довольно набор
инструментов, которые мы использовали, касаются финансовых инструментов. Как я уже говорил, это и гарантии, и
прямое выделение средств, и субсидирование процентных
ставок, и участие федерального бюджета в программах развития, которые предлагают субъекты Российской
Федерации. Это и, собственно, нормативные
акты, это снижение регулятивного давления, упрощение входа на рынки, создание более комфортных условий
для ведения бизнеса и осуществления
инвестиций.
Более конкретно. Первый подраздел первого раздела – это меры
социальной поддержки, меры адаптации населения
к этим возрастающим рискам. Они прежде всего
касаются сохранения того уровня обеспечения
лекарственными препаратами, который у нас был достигнут, а также стабилизации ситуации на рынке труда – это
как прямое выделение средств, для того чтобы
профинансировать соответствующие проекты в субъектах Федерации, так и
резервирование средств на тот случай, если
ситуация на рынке труда будет ухудшаться. Это
меры, направленные на поддержку граждан,
которые оказались в наиболее сложных обстоятельствах, это технические средства поддержки инвалидов, это
меры, направленные на поддержание спроса
наиболее бедных слоёв населения.
Что касается отраслей, об
этом тоже уже Председатель Правительства сказал. Мы сконцентрировались прежде
всего на тех отраслях, которые наиболее
подвержены этим рискам ограничения спроса, где
есть или возможен высокий спад объёмов производства,
возникают риски по занятости, и на тех отраслях, которые в этих ситуациях имеют наибольший потенциал, чтобы выйти на новые
рынки, увеличить объёмы производства, повысить свою эффективность.
Это те четыре позиции, по которым уже принято принципиальное
решение, не буду их перечислять подробно, но и некоторые другие программы. Прежде всего это продолжение программы поддержки ипотечного
жилищного кредитования – субсидирование
процентных ставок по ипотеке, которая в этом
году сможет существенно поддержать рынок жилья и позволит нам добиться
неснижения объёмов жилищного строительства,
как это было у нас и в прошлом году.
Это очень серьёзное
продолжение развития механизма проектного финансирования для целей создания новых, современных производств в
промышленности, сельском хозяйстве, сфере
транспорта, телекоммуникаций.
Это набор мер по поддержке несырьевого
экспорта, который заключается непосредственно в предоставлении кредитных субсидий через наши институты
развития, через Внешэкономбанк, через
Росэксимбанк, которые нацелены на заключение
конкретных контрактов. Часть из этих контрактов уже заключена. Например, известны три контракта по линии Внешэкономбанка,
которые обеспечивают очень серьёзные заказы на
поставки наших вагонов. Это контракт с Венгрией, Ираном,
Азербайджаном, это очень серьёзная загрузка наших производственных мощностей. Это
дальнейшее предоставление контрактов по линии
нашего авиастроения под «Сухой Суперджет», поставки
в ряд стран Европы, Латинской Америки, Азии. Это контракты по поставке энергетического оборудования и так далее.
Кроме того, предполагается предоставление
финансовой поддержки Российскому экспортному центру, который смог бы обеспечить поддержку наших средних и среднекрупных
предприятий технологического сектора, готовых
к выходу на внешние рынки, но которые сталкиваются с препятствиями для конкретного входа на рынок. Что я имею в
виду? Это поддержка их прав интеллектуальной собственности, патентная защита их товаров и услуг, это
финансовое обеспечение работ по сертификации
этих товаров, это упрощение логистики, субсидирование
транспортных перевозок этих товаров на отдалённые рынки.
Отдельный блок – это мероприятия
по развитию современной инновационной инфраструктуры. Это касается и формирования инновационных
территориальных кластеров, это поддержка наших
институтов развития в области инноваций, это
мероприятия по обеспечению стартапов, начало работы малых предприятий в области инноваций и высоких
технологий.
Серьёзные меры предполагаются по
поддержке малого и среднего предпринимательства как в части их регулярной работы (то есть микрофинансирование,
предоставление грантов на развитие малого
бизнеса, развитие региональных гарантийных центров),
так и на развитие системы лизинга, докапитализация уже имеющихся лизинговых
компаний, которые могут обеспечить малому и
среднему бизнесу возможность в самом деле выступить
серьёзным поставщиком для государственных нужд
и компаний с государственным участием, воспользоваться теми квотами, которые
предполагают сейчас 44-й и 223-й федеральные
законы.
Кроме
того, имеется в виду серьёзный набор мер по
снижению издержек предприятий, по обеспечению
более комфортного условия их функционирования. Но в
этой части основной упор мы сделали на мероприятия второго блока, где действительно в части издержек предполагается
аудит наших крупнейших инфраструктурных
компаний и принятие программ сокращения издержек;
реализация мероприятий по формированию системы долгосрочных механизмов тарифообразования в инфраструктурном блоке;
дальнейшая поддержка малого бизнеса через
развитие институтов патентов, институтов
поддержки граждан, которые относятся к
категории самозанятых. Имеется в виду в течение
трёхлетнего периода обеспечить такой режим работы, при котором они только регистрируются для целей учёта,
но не несут обязательств финансового
характера, как налоговых обязательств, так и обязательств в части социальных
платежей.
Кроме того, предполагается
установить новый порог для применения
специальных налоговых режимов; создать механизм продления действия единого налога на вменённый доход, о чём уже сказал
Председатель Правительства; предусмотреть
возможности более льготного режима по уплате налога на имущество, который позволял бы делать вычеты из площади соответствующих производственных
площадей для целей налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса.
Предполагается усовершенствование патентной
системы налогообложения при введении вычета суммы уплаченных страховых взносов в государственные и внебюджетные фонды из
стоимости патента, а также установление возможности уплаты стоимости патента и обязательных страховых платежей вместе с
регистрацией граждан, то есть по методу одного окна,
что серьёзно снизит административные и временные издержки для малого и среднего предприятия.
Как уже отмечалось,
в целях дополнительного повышения эффективности социальной поддержки,
социальной политики предусмотрены мероприятия по
обеспечению проверки критериев нуждаемости при
предоставлении мер поддержки, то есть введение их реальной адресности.
Предполагается также набор дополнительных мер по
поддержке тех отраслей экономики, которые
имеют дополнительный потенциал по развитию. Здесь имеется
в виду прежде всего упорядочение мер фискальной нагрузки и регулятивной нагрузки на бизнес.
В целом хочу
сказать, что мы работали в условиях очень жёстких бюджетных ограничений. В этой связи большое количество мер, которые полезны в социально-экономическом плане, но не вызваны
именно изменением ситуации нынешней, а
являются просто проблемами регулярного
бюджетирования тех или иных государственных программ, к сожалению, не смогли
быть учтены в этом плане.
В целом объём
мероприятий, которые предполагаются, финансово
стоит порядка 880 млрд рублей. Часть этих средств учтена в действующем законе о федеральном бюджете, и здесь
возможно только некоторое переформатирование. Дополнительно
предполагается 38 млрд рублей в виде гарантий,
то есть не требуют бюджетного ассигнования, а требуют изменений в закон о
бюджете в части государственного долга. 39,8
млрд рублей предполагается профинансировать из
средств Фонда национального благосостояния на цели поддержки транспортного машиностроения и приобретения для «РЖД»
подвижного состава.
И две самые важные позиции принципиальные – это
средства, которые потребуют бюджетных
ассигнований.
В
нашем плане 185 млрд рублей отнесено к
позициям, которые предполагается профинансировать непосредственно из того, что называется антикризисным
фондом, на самом деле это средства, предусмотренные статьей 21
бюджета, и средства, поднятые в виде остатков при исполнении бюджета 2015 года. Часть этих средств уже фактически забюджетирована, потому что приняты и подписаны Вами
соответствующие проекты поддержки отраслей.
Мы считаем важным дополнить этот ряд прежде всего мерами поддержки жилищного строительства, через
ипотеку, что считаем наиболее приоритетным (16,5
млрд рублей); мерами в области поддержки экспорта, о которых я говорил, поддержки малого и среднего предпринимательства,
поддержки лизинга, в том числе лизинга
воздушных судов для целей продвижения продукции нашего авиастроения, прежде всего среднемагистральных самолётов.
Мы договаривались, Дмитрий Анатольевич, у Вас, что предельный размер этих средств – это 250
млрд рублей. Наверное, есть возможности при
подготовке проекта поправок к закону о бюджете изыскать дополнительные средства. Мы обсуждали
возможности получения дополнительных доходов.
Но самое главное сейчас с этими приоритетами нам определиться. Ещё раз, перечень приоритетов я назвал, мы должны
эти точки расставить.
И последнее. Дмитрий Анатольевич, в связи с тем, что нам всё-таки предстоит непростая
работа, прежде всего по второй половине плана,
доведение до кондиции его, что называется, я
бы просил предоставить нам чуть больше времени и дать срок до 29 февраля.
Д.Медведев:
Сейчас обсудим.
<…>
1. О Плане действий Правительства
Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического
развития Российской Федерации в 2016 году
Решения Правительства:
1. Одобрить в основном подготовленный Минэкономразвития
России проект плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на
обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в
2016 году.
2. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) с участием
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти с учётом высказанных
замечаний и данных на заседании указаний доработать проект плана, исходя из возможности
финансирования за счёт ассигнований федерального бюджета на 2016 год соответствующих
мероприятий проекта плана, на которые не доводились в 2016 году лимиты бюджетных
обязательств, в сумме до 250 млрд рублей. Доработанный проект плана до 25 февраля
2016 года представить в Правительство Российской Федерации.
Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалову
обеспечить координацию данной работы.
2. О проекте федерального закона
«О внесении изменения в пункт 1 статьи 642 Гражданского кодекса Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законопроект направлен на закрепление в законодательстве
норм, не допускающих исключения в административном порядке (по решению регистрирующего
органа) из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица, имеющего
признаки недействующего, в отношении которого имеется принятое арбитражным судом
заявление о признании должника банкротом, производство по которому не прекращено.
Законопроект рассмотрен и одобрен 15 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в пункт 1 статьи
642 Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
3. О проекте федерального закона
«О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации (в части регулирования операций кредитных организаций
со сберегательными (депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)»
Законопроектом, в частности, предлагается
исключить из российского законодательства институт сберегательной книжки на предъявителя
и институт сберегательного сертификата на предъявителя. Принятие законопроекта будет
способствовать стимулированию безналичных расчётов и противодействию легализации
доходов, полученных преступным путём.
Законопроект рассмотрен и одобрен 1 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными)
сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)» и внести его в Государственную
Думу в установленном порядке.
4. О проекте федерального закона
«О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях»
Законодательством установлено, что резиденты
обязаны обеспечить получение на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и
(или) на счета, открытые в банках за пределами России, по внешнеторговым контрактам,
для которых Федеральным законом предусматривается оформление паспорта сделки, валюты
Российской Федерации в доле, определяемой Правительством.
Законопроектом предлагается установить административную
ответственность за невыполнение резидентами в установленный срок этой нормы валютного
законодательства.
Законопроект рассмотрен и одобрен 8 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15.25
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
5. О проекте федерального закона
«О ратификации Соглашения о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта по введению
маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции
“Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха”»
Соглашение подписано в рамках заседания Евразийского
межправительственного совета 8 сентября 2015 года в Гродно (Белоруссия). Информационная
система маркировки товаров позволит обеспечить контроль за оборотом отдельных групп
товаров, легальность их импорта и производства на территории государств Таможенного
союза и Единого экономического пространства.
Законопроект рассмотрен и одобрен 15 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О ратификации Соглашения о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции “Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха”» и внести его в Государственную
Думу в установленном порядке.
6. О проекте федерального закона
«О внесении изменения в статью 2 Федерального закона “О введении в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации”»
Законопроектом предлагается продлить бесплатную
приватизацию жилых помещений до 1 марта 2017 года.
Законопроект рассмотрен и одобрен 15 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”» и внести его
в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О проекте федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” в части реализации
мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве
топлива, а также уточнения механизмов стимулирования использования возобновляемых
источников энергии»
Законопроектом предлагается установить для
тепловых электростанций, использующих в качестве топлива торф, меры поддержки на
розничных рынках. В целях компенсации потерь электрической энергии в электрических
сетях предлагается использовать механизм продажи территориальным сетевым компаниям
электрической энергии, которая производится на таких электростанциях, по регулируемым
ценам (тарифам). Также предусматривается субсидирование расходов по технологическому
присоединению к электрическим сетям электростанций, использующих в качестве топлива
торф, с установленной мощностью до 25 МВт.
Законопроект рассмотрен и одобрен 1 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” в части реализации мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива, а также уточнения механизмов стимулирования использования возобновляемых источников энергии» и внести его в Государственную
Думу в установленном порядке.
8. О проекте федерального закона
«О внесении изменений в статьи 5 и 61 Федерального закона “Об исполнительном производстве”»
Предлагаемые законопроектом изменения будут
способствовать оперативному реагированию судебного пристава-исполнителя на факт
погашения должником задолженности по исполнительному производству, своевременно
снимать ограничения, наложенные в ходе исполнительного производства, в том числе
на выезд за пределы России.
Также сведения о задолженности будут исключаться
из банка данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП России, из
Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), терминалов платёжных
систем, что позволит гражданам получать актуальную информацию о своей задолженности,
исключить двойные оплаты, необоснованность применения мер принудительного исполнения.
Законопроект рассмотрен и одобрен 1 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 5 и 61 Федерального закона “Об исполнительном производстве”» и внести его в Государственную
Думу в установленном порядке.
9. О проекте федерального закона
«О внесении изменений в статью 8 Федерального закона “О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации”»
Принятие законопроекта позволит гражданам,
вынужденно покинувшим Украину, получить вид на жительство в России без оформления
разрешения на временное проживание, а также без соблюдения условия о сроке проживания
в России и пятилетнем сроке действия такого вида на жительство. После трудоустройства
они смогут арендовать жилое помещение, зарегистрироваться по месту пребывания и
воспользоваться ипотечным кредитом для покупки собственного жилья. Это позволит
оптимизировать расходы федерального бюджета на социально-бытовое обустройство лиц,
находящихся в пунктах временного размещения.
Законопроект рассмотрен и одобрен 1 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”» и внести
его в Государственную Думу в установленном порядке.
10. О проекте федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”»
Законопроектом предлагается внести изменения
в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части возможности не устанавливать
требование о предоставлении физическими лицами обеспечения исполнения контракта
при заключении соответствующих договоров. Это будет способствовать оперативному
и эффективному проведению Росстатом федеральных статистических наблюдений.
Законопроект рассмотрен и одобрен 8 февраля 2016 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
11. О распределении в 2016 году
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование
расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных
выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы
«Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020
годы
Проектом распоряжения предлагается распределить
между субъектами Федерации средства в объёме около 3,6 млрд рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
12. О распределении субсидий, предоставляемых
в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства,
переработки и реализации продукции растениеводства
Проектом распоряжения предлагается распределить
между субъектами Федерации средства в объёме около 7,2 млрд рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
13. О распределении субсидий, предоставляемых
в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства,
переработки и реализации продукции животноводства
Проектом распоряжения предлагается распределить
между субъектами Федерации средства в объёме около 2,5 млрд рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
14. О распределении субсидий, предоставляемых
в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства
и животноводства в области развития оптово-распределительных центров
Проектом распоряжения предлагается распределить
между субъектами Федерации средства в объёме около 1,9 млрд рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
15. О распределении субсидий, предоставляемых
в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства
Проектом распоряжения предлагается распределить
между субъектами Федерации средства в объёме около 1,4 млрд рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
16. О распределении субсидий, предоставляемых
в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части
процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым
малыми формами хозяйствования
Проектом распоряжения предлагается распределить
между субъектами Федерации средства в объёме около 2,4 млрд рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
17. О внесении изменений в Положение
о Министерстве здравоохранения Российской Федерации
Проектом постановления предлагается внести
в положение о Минздраве России изменения, предусматривающие наделение ведомства
полномочиями по:
- установлению требований к комплектации медицинскими
изделиями укладок для оказания паллиативной медицинской помощи (в дополнение к имеющимся
у Минздрава России полномочиям по установлению требований к комплектации медицинскими
изделиями аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи, а также
к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок, наборов,
комплектов для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи
и специализированной медицинской помощи);
- утверждению перечня заболеваний, наличие
которых даёт право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
Брифинг Алексея Улюкаева, Антона Силуанова, Дениса Мантурова, Александра Ткачёва, Максима Топилина по завершении заседания Правительства
Из стенограммы:
А.Ткачёв:
Сегодня
рассматривался план действий в рамках последних решений по поддержке реального
сектора.
Что касается сельского хозяйства, то с учётом
бюджета прошлого года и всех затрат, которые направлены на стимулирование
развития промышленного комплекса, развитие растениеводства, животноводства и
прежде всего в рамках субсидирования процентной ставки до льготной… И новая
мера поддержки – компенсация прямых затрат, так называемых CAPEX, на которую
выделено в рамках бюджета порядка 16 млрд рублей… Развитие, естественно,
мелких, средних форм, прежде всего фермеров – это гранты на поддержку
животноводческих ферм, начинающих, семейных ферм и так далее.
Очень важная норма поддержки – на развитие
сельхозмашиностроения. Вместе с Минпромом мы будем поддерживать не только
промышленные предприятия сельхозмашиностроения, но и, конечно, наших
сельхозтоваропроизводителей (это поддержка более 10 млрд), которые, мы очень
надеемся, в этом году приобретут порядка 20 тыс. единиц техники.
Поэтому, несмотря на
тяжелейшую, непростую ситуацию, тем не менее бюджет агропромышленного комплекса
остаётся прежним. И, пользуясь, случаем, хочу поблагодарить и Премьера, и
Президента за то, что уделяют такое внимание и понимают, что село сегодня, АПК,
растёт, демонстрирует хороший устойчивый рост, и это, конечно, создаёт
возможности, условия для развития территорий, сельских территорий прежде всего,
и, конечно, экономически развивает наши сельхозпредприятия.
М.Топилин:
То, что касается вопросов нашего министерства, вы знаете, что́ мы предлагали (и
эти меры поддержаны) внести в план, – это прежде всего меры по
стабилизации ситуации на рынке труда. Пока принято решение о том, что мы
выделяем на эти программы субсидирования регионов 3 млрд рублей и резерв ещё 7
млрд рублей. Общий объём до 10 млрд рублей. Мы так и планировали свои
мероприятия, имея в виду, что, допустим, если брать прошлый год, как раз на эти
цели, на поддержку рынка труда нам потребовалось чуть больше 3 млрд рублей. Мы
планируем, что в этих мероприятиях примут участие более 120 тыс. человек. Это прежде
всего программа переобучения, возможно, временных работ.
Но особенность проекта постановления, который уже практически со всеми согласован и будет в
ближайшее время внесён в Правительство, – это то, что мы всё-таки попытаемся с
регионами выработать программы переобучения таким образом,
чтобы люди могли переместиться с тех предприятий, которые оказались в непростой
ситуации, на предприятия, которые являются точками роста. И очень надеемся, что
мы с регионами и с другими министерствами такие конструкции найдём. Нам важно в
том числе и программами переобучения стимулировать и поддержать людей, которые
могут, получив новые квалификации и новые знания, перейти на новые проекты,
которых тоже в принципе у нас достаточно. И другие меры поддержки, в том числе и
по поддержке различных отраслей промышленности, будут тому способствовать.
Для того чтобы у нас не возникало
никаких проблем с поддержкой безработных граждан, предусмотрено резервирование
5,5 млрд рублей на выплату пособий. Но это резерв, если потребуется и если
темпы прироста безработицы будут выше, чем они запланированы, тогда этот резерв
будет задействован. Пока в бюджете предусмотрен 41 млрд рублей, которых
достаточно для того, чтобы обеспечить выплату пособий для тех граждан, которые
зарегистрированы в качестве безработных, с учётом той ситуации, которая у нас
развивается сегодня, и тех прогнозов, которые мы имеем на этот год и до конца
этого года.
Также
хочу отметить, что появилось мероприятие, которого в прошлом году не было. Мы
просили и предлагали поддержать регионы с точки зрения проведения летней
оздоровительной кампании для детей – это до 6 млрд рублей, они нашли отражение
в проекте плана, который внесён Минэкономразвития. Мы исходим из того, что в
регионах ситуация с финансами достаточно напряжённая, но при этом мы должны
поддержать тех детишек, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Мы
планируем, что это будет около 275 тыс. детей. Дополнительно к тем средствам,
которые предусматривают регионы в своих бюджетах (это бюджетные обязательства
субъектов Российской Федерации), эти средства будут направлены на
поддержку регионов, с тем чтобы включить в программы детей-сирот, детей из
неблагополучных семей. То есть это элемент адресной поддержки именно тем
семьям, которые нуждаются в этой помощи. Как я уже сказал, 275 тыс. детишек
плюсом к тому, что было запланировано в регионах (у нас порядка 7 млн детей
обычно отдыхают), но это именно такая точечная мера поддержки.
Также в плане нашла
отражение программа поддержки семей с детьми из материнского семейного
капитала. Мы пока продолжаем обсуждать формы этой поддержки. В этом году это
было 20 тыс. рублей (единовременная поддержка), сейчас мы с коллегами из
Министерства финансов и Министерства экономического развития готовим
согласованные предложения, в какой форме это всё осуществлять. Есть
предложение, что это может быть ежемесячная выплата в определённых размерах,
всё будет зависеть от финансовых возможностей. Эта мера будет, но в каком виде
она будет и с какой даты, это ещё потребует дополнительного обсуждения и
дополнительных решений.
И есть меры, которые
предусмотрены для облегчения работы прежде всего малых предприятий,
бизнес-среды. Это предложение по внесению изменений в трудовое законодательство
по освобождению от локальных нормативных актов и трудовых книжек для
микропредприятий. Для микропредприятий, ещё раз подчеркну, не для малых, а для
микропредприятий. Такой законопроект в ближайшее время нами будет внесён в
Правительство. И это законопроект, который требует разработки, который даст возможность
предприятиям по нашим расчётам высвободить до 12 млрд рублей на упрощение
процедур по оценке условий труда на рабочих местах. На тех рабочих местах, где
условия труда благоприятные, там не надо будет проводить технические замеры,
будет только декларирование условий труда. По нашим оценкам, бизнес сможет
высвободить до 12 млрд рублей, не проводя инструментальные замеры. Это
существенная косвенная поддержка, которая, мы считаем, тоже сыграет
положительную роль для наших предприятий.
Д.Мантуров:
Помимо тех средств, которые заложены в бюджете и предусмотрены на поддержку
широкого перечня отраслей промышленности, из дополнительно принятых решений (о
многих вы уже знаете), которые как раз заложены в плане поддержки отраслей
экономики, это автопром (дополнительно 49 млрд), это сельхозмаш (то, что
Александр Николаевич сейчас упомянул, поскольку эта мера администрируется
Минсельхозом, но в координации с Минпромторгом), это и транспортное
машиностроение (в объёме 10 млрд рублей), и поддержка определённых направлений
в легпроме.
Мы также направляли другие предложения в
Правительство, соответственно, в Минэкономразвития, Минфин, по которым тоже
получили поддержку в части, например, докапитализации лизинговых компаний на
закупку нашей авиационной техники. Но такие решения будут приниматься уже в
ходе исполнения бюджета при наличии такой финансовой возможности у бюджета. Что касается тех решений, которые приняты, я уже всё сказал.
А.Улюкаев: Два
важных отличия, как мне кажется, нынешнего плана от того плана, по которому мы
работали год назад.
Первое. Обратите внимание, что
у нас в прошлом году львиная доля средств предусматривалась на поддержку
банковской системы. Сейчас это совершенно не так, потому что она себя чувствует
гораздо лучше и потому что приоритеты – это развитие реального сектора. То есть
это либо поддержка тех, кто находится в наиболее сложной, уязвимой ситуации
(это и занятость, и лекарственное обеспечение, и по инвалидам, и по детям, о
чём как раз говорилось), либо это поддержка реального сектора.
И второе. Это не только
снятие рисков, но и использование новых возможностей, которые появляются. Я бы
обратил внимание на комплекс мер такой межсекторальный, который связан... Это
касается и промышленности, и сельского хозяйства, и сервисных наших отраслей,
это и поддержка экспорта товаров и экспорта услуг. Через наши традиционные
инструменты, такие как субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам,
такие как дополнительные меры по страхованию и гарантийной поддержке. То, что
идёт через механизмы ВЭБа, через механизмы Росэксимбанка. У нас уже большой портфель
готовых контрактов. Это касается тех отраслей, о которых здесь уже говорилось,
– транспортного машиностроения, например, и других, это энергетическое
машиностроение, горно-шахтное оборудование и так далее. И это касается
совершенно новых для нас форм работы, которые позволили бы вывести на внешние
рынки наши средние и среднекрупные предприятия высокотехнологичные. Это то, что будет делать
Российский экспортный центр: это сертифицирование их продукции, с тем
чтобы они выходили на новые рынки, это обеспечение патентной защиты
(интеллектуальные права наши должны быть защищены должным образом на внешних
рынках), это логистика, субсидирование части затрат на транспортировку, выход
на новые рынки. Это довольно новое для нас направление работы, и мы связываем с
ним реализацию этих дополнительных преимуществ в вопросах издержек
производства, которые мы получили.
А.Силуанов: Я про
финансовое обеспечение кратко скажу. У нас уже принят ряд решений по поддержке
отраслей промышленности, о чём Алексей Валентинович (А.Улюкаев) говорил, Денис Валентинович (Д.Мантуров). Поэтому в первую очередь мы, конечно, деньги будем
направлять именно на решения, которые уже состоялись, плюс те публичные
обязательства, которые у нас есть, которые мы не можем не выполнять. Должны
быть обеспечены финансовыми ресурсами (и будут обеспечены) все социальные
обязательства, наша основная задача, – это и пенсии, пособия социальные,
которые проиндексированы в бюджете чуть выше, чем первоначально закладывалось.
На всё это дело нужны деньги, нужны ресурсы, на это также будут предусмотрены
средства.
При этом наша задача состоит в том, чтобы обеспечить устойчивость
макроэкономики. Соответственно, здесь нам предстоит принять меры по минимизации
разбалансированности бюджета, то есть дефицита бюджета. 3% при цене 40 долларов
за баррель, 3% уровня дефицита бюджета от ВВП – такая задача у нас сохраняется.
Поэтому мы будем вместе с коллегами очень аккуратно принимать решения по
финансированию мер, которые предлагается реализовать, с тем чтобы не
разбалансировать финансовую ситуацию.
Окончательные решения у нас
будут подготовлены при уточнении бюджета, это будет в апреле, а план действий в экономике по поручению Председателя Правительства должен быть сформирован (его
окончательная версия) 25 февраля.
Вопрос:
Агентство «Блумберг», Ольга Танас. Если можете, пожалуйста, объясните. Алексей
Валентинович, выступая, сказал, что общий план поддержки и меры, которые
требуются, – это порядка 880 млрд рублей, из них до 250 может быть использовано
из так называемого антикризисного фонда Правительства. Получается, что там
остаётся 630 млрд рублей. Можете сказать, какая часть из этого – это уже
принятые решения в бюджете, и они будут профинансированы текущим бюджетом, а на
что из этого нет денег, какая сумма не обеспечена?
А.Улюкаев: У вас
какая-то информационная ошибка. 880 – это общая совокупность в том числе и
того, что уже предусмотрено в действующем законе о бюджете. Кроме того, там
есть позиция, которая просто не предполагает бюджетных ассигнований как
таковых, – это гарантии. Есть средства, которые предусмотрены из Фонда
национального благосостояния. Поэтому всего того, что так или иначе касается
дополнительного бюджетирования, – это примерно 370 млрд рублей.
В том, что написано в плане, в ныне действующем варианте, который
был роздан на Правительстве, 185 млрд рублей предполагается из того, что
условно называется антикризисным фондом, где совокупность средств, которые были
соответствующей статьёй закона о бюджете предусмотрены как некий резерв,
остатки 2015 года и так далее. И 189 млрд рублей там
обозначены как средства, источники и объём которых подлежат уточнению в ходе,
видимо, подготовки поправок в Закон о бюджете, которые мы с Министерством
финансов будем готовить в апреле этого года.
Вопрос:
Можно всё-таки уточнить, сколько уже забюджетировано? Они есть в бюджете,
одобрены? Это какая сумма?
А.Улюкаев:
Ещё
раз: в действующем законе о бюджете свыше 440 млрд рублей из этой суммы
существует. Кроме того, там есть некоторый резерв, который предполагается
направить на определённые позиции.
Вопрос:
Тоже уточняющий вопрос. Оперативно на этот план действий сколько выделяется
денег дополнительно?
А.Улюкаев:
Предполагается
185 млрд рублей. В том варианте, который сейчас роздан и который предстоит ещё
до 25 февраля доработать, 185 предлагается дополнительно по отдельным статьям
ассигнований и ещё обозначена сумма 189 млрд рублей, где сказано, что объёмы и
источники подлежат уточнению, которые сегодня не определены.
Вопрос:
Павел Зарубин, телеканал «Россия». Поступает всё больше сигналов, а сегодня Федеральная
антимонопольная служба сообщила о том, что фармкомпании останавливают либо
собираются останавливать производство очень многих жизненно важных лекарств,
дешёвых лекарств. Этот вопрос будет решаться и как?
А.Улюкаев:
Это
немножко выходит за рамки нашей пресс-конференции, но в плане есть позиция,
связанная с обеспечением дешёвыми лекарствами, которая касается выделения суммы
до 4 млрд рублей на поддержку производителей именно лекарств и медицинских
препаратов из этой категории.
Вопрос:
Вопрос
Денису Валентиновичу Мантурову. Денис Валентинович, с учётом принятых решений
по поддержке автопрома, в связи с прошлогодними результатами, в частности
АвтоВАЗа, и результатами уже января по продажам, на ваш взгляд, может ли ещё кто-то
в этом году, как в том году GM,
уйти с российского авторынка (у «Вольво», в частности, 16 машин продано по
январю)? И будут ли новые сокращения на АвтоВАЗе с учётом принимаемых мер?
Д.Мантуров:
Во-первых, что касается «Вольво», то есть только грузовое производство, поэтому
это считается штучно, а не в тысячах. Это раз.
А второе – никто из
автопроизводителей не заявлял, что у них есть планы закрытия своих производств.
Что касается АвтоВАЗа,
то вы меньше смотрите на отчёты аудиторов, которые не являются публичной
информацией. Кто-то где-то что-то прочитал, и дальше это всё цитируется…
Никаких официальных
заявлений ни АвтоВАЗа, ни учредителей самого АвтоВАЗа... За мерами господдержки
дополнительной, о которой тоже в средствах массовой информации сейчас часто
упоминается и пишется, никто не обращался. Поэтому мы в данном случае работаем
только с информацией, которая поступает от официального руководства АвтоВАЗа и
учредителей – это «Ростех» и Renault
Nissan.
Вопрос:
«Комсомольская
правда», Елена Кривякина. Максим Анатольевич, у меня к вам вопрос. Много раз
уже говорилось о том, что будет адресная соцподдержка. Могли бы вы, наконец,
объяснить, что это значит? Как вообще власти собираются отделять по-настоящему
нуждающихся от псевдонуждающихся? Премьер сказал, что будут прописаны, наконец,
эти критерии нуждаемости. Может, вы приоткроете завесу, как это будет делаться
в условиях кризиса?
М.Топилин:
Видите, вы сами в своём вопросе, когда его задавали, перепутали, потому что вы
сказали сначала, что мы предполагаем внедрять адресность, а потом сказали, что
нуждаемость. Так вот, я ещё раз хочу повторить, что у нас все выплаты, которые
осуществляются, осуществляются строго адресно. У нас нет никаких выплат,
которые отдаются кому-то не по адресу, будь то семья с детьми... Если это
пенсии, то это пенсии, если это выплаты инвалидам, то они инвалидам, и так
далее.
Речь, наверное, идёт о
применении критериев именно нуждаемости. В последнее время мы двигаемся в этом
направлении, и в прошлом году был принят 388-й федеральный закон, который
усилил подходы с учётом критериев нуждаемости, прежде всего в региональных
выплатах. Но при этом этот закон сказал о следующем: что регионы это делать
могут в тех целях, чтобы оставить объём финансовых обязательств в неизменном
виде для поддержки категорий различных, возможно, его перераспределив. То есть
не платить какие-то пособия региональные тем семьям, которые имеют высокие
доходы, и перераспределить их для тех семей, которые имеют низкие доходы.
Например, есть такое
пособие, специальные выплаты (скорее всего, их так можно назвать), которые
выделяются родителям для компенсации платы за детский сад. Вот до настоящего
времени там никакой критерий нуждаемости регионы вообще не могли использовать.
Мы не сказали этим законом, что регионы обязаны это использовать. Им дали право
это делать, взвешивая все за и против, оценивая, каких семей это коснётся,
оценивая, какие критерии нуждаемости применять. Мы ни в коем случае не
поддерживаем такие решения, которые были приняты в известном вам регионе, когда
пенсионеры были вынуждены выйти на улицы, когда им в виде критерия нуждаемости
установили их прожиточный минимум, и это вызвало резкую реакцию у населения.
Зачем это делать? Надо всё аккуратно взвешивать и аккуратно оценивать все
риски.
Допустим, когда мы
вводили пособие на третьего ребёнка в регионах, какой там критерий применяется?
Это средний душевой доход, это почти 30 тыс. рублей на человека, но те, у кого
больше… Ну это разумная цифра, да? Согласитесь, что 30 тыс. рублей в месяц на
человека в семье – это разумная цифра. На человека. То есть у всей семьи, в
которой три ребёнка (это как минимум пять человек тогда, если это полная
семья), это доход 150 тыс. рублей. Вот эти семьи будут получать. У кого выше
150 тыс. рублей, те не получают. А если вы вводите в регионе 7 тыс. в качестве
планки бедности, это как бы вызывает неприятие у населения и совершенно
справедливо. Поэтому регионы должны очень аккуратно анализировать ситуацию,
смотреть все риски и обсуждать с населением эти критерии, а не просто так их
вводить без всяких обсуждений.
Сейчас существует масса
институтов и открытых площадок, для того чтобы обсуждать. Надо делать просто
очень аккуратно и грамотно. На федеральном уровне мы таких решений не
принимаем.
Вопрос:
Вы не будете прописывать на федеральном уровне, чтобы регионы вот такое не
устраивали, как вы сказали, с пенсионерами?
М.Топилин:
Каждый регион должен самостоятельно, исходя из своей ситуации, смотреть, какой
критерий, какую планку он принимает. Если мы сделаем это на федеральном уровне,
получится так, что ряд регионов, допустим, могут попасть на дополнительные
финансовые расходы. А вдруг у них выше установлены? Если мы установим чуть
ниже, что они должны будут делать? Дополнительные ресурсы тратить или мы должны
субсидировать? Есть полномочия, которые разделены ещё в 2005 году, когда мы
разделили полномочия: каждый отвечает за свои обязательства.
Вопрос:
Дарья Корсунская, агентство «Рейтер». В проекте план была
предусмотрена поддержка Внешэкономбанка. Не могли бы вы сказать, сколько
Правительство планирует на это потратить в этом году?
А.Улюкаев:
В соответствующей графе стоит звёздочка и есть примечание, что объём и источник
подлежат уточнению. Мы не можем сейчас назвать точную цифру, потому что она
зависит от многих обстоятельств. Это более точный учёт обязательств
Внешэкономбанка, работа по которому сейчас идёт. Это учёт возможностей по тем
ликвидным активам, которые есть на балансе во Внешэкономбанке и которые могут
быть реализованы. Так что, видимо, это работа, которая будет проводиться,
наверное, в ходе подготовки к поправкам в бюджет текущего года, и на этой стадии
мы уже будем иметь точную цифру. Пока мы просто не имеем этой позиции.
А.Силуанов:
Я могу единственное добавить, что все обязательства ВЭБа перед своими
кредиторами будут выполнены в полном объёме. Здесь никаких сомнений нет. Как
Алексей Валентинович сказал, нужно посмотреть возможности в первую очередь
самого ВЭБа, посмотреть обязательства (они, собственно, уже выверены), и на
разницу бюджет подставит плечо Внешэкономбанку.