1. Об
исполнении федерального бюджета за первое полугодие 2015 года
2. О
ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной
инвестиционной программы за первое полугодие 2015 года
3. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей"»
Законопроектом предлагается установить возможность для семей,
имеющих детей-инвалидов, распорядиться средствами материнского (семейного)
капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции
в общество детей-инвалидов посредством компенсации затрат на приобретение таких
товаров и услуг, рекомендованных ребёнку-инвалиду индивидуальной программой реабилитации.
Правила направления средств (части средств) материнского
(семейного) капитала на компенсацию приобретения товаров и услуг для социальной
адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также перечень таких
товаров и услуг будут установлены Правительством.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 31 августа 2015 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
4. О
проекте федерального закона «Об особенностях составления и утверждения проектов
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год»
Законопроектом, в частности, предлагается в 2015 году создать
правовые основания для:
- составления и утверждения проекта федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов только на 2016 год (с
приостановлением до 1 января 2016 года положений Бюджетного кодекса в отношении
планового периода для федерального уровня, кроме прогноза
социально-экономического развития, основных направлений бюджетной, налоговой,
таможенно-тарифной и денежно-кредитной политики);
- внесения до 25 октября 2015 года в Государственную Думу
проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год и проектов
федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2016 год,
а также документов и материалов к ним.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 7 сентября 2015 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
5. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации
страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации»
Законопроектом уточняются требования к наименованию (фирменному
наименованию) субъектов страхового дела, к оплате уставного капитала страховых
организаций, положения, касающиеся объединений страховщиков (понятие, цели
деятельности), а также обществ взаимного страхования (устраняется ограничение,
связанное с невозможностью создания обществ взаимного страхования исключительно
юридическими лицами).
Законопроектом предусмотрено признание объединений страхователей
(выгодоприобретателей, застрахованных лиц) участниками страховых отношений и
наделение их представителей правом входить в состав коллегиальных
исполнительных органов объединений субъектов страхового дела (в случае, если
это предусмотрено их уставом).
Законопроект
рассмотрен и одобрен 31 августа 2015 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
6. О
проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке обмена
сведениями о гражданах Российской Федерации и Республики Беларусь, в отношении
которых действуют ограничения на выезд»
Соглашение подписано 3 марта 2015 года в Москве.
Соглашением устанавливается порядок обмена сведениями о
гражданах России и Белоруссии, в отношении которых действуют ограничения на
выезд. Цель обмена – недопущение выезда таких граждан в третьи государства и
предотвращение угрозы национальной и общественной безопасности в государствах – участниках Договора о
создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.
Основание для отказа в выезде в третьи государства российских и
белорусских граждан, в отношении которых действуют ограничения на выезд, – наличие таких сведений в
автоматизированных системах государств Сторон.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 31 августа 2015 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
7. О
внесении изменений в распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование строительства объектов культуры государственной собственности
субъектов Российской Федерации, не включённых в федеральные целевые программы, бюджетные
инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации,
и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов
Российской Федерации на софинансирование строительства объектов культуры
муниципальной собственности, не включённых в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в
которые осуществляются из местных бюджетов, в рамках подпрограммы «Искусство»
государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на
2013–2020 годы
Принятие проекта распоряжения направлено на корректировку
размеров субсидий, предусмотренных распоряжением Правительства от 8 апреля 2015
года №595-р, в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2015 года
№ 93-Ф3 «О
внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год
и на плановый период 2016 и 2017 годов"».
8. О
внесении изменений в распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование
строительства центров культурного развития государственной собственности
субъектов Российской Федерации, не включённых в федеральные целевые программы, бюджетные
инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации,
и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов
Российской Федерации на софинансирование строительства центров культурного
развития муниципальной собственности, не включённых в федеральные целевые программы, бюджетные
инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, в рамках подпрограммы
«Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и
туризма» на 2013–2020
годы
Проектом распоряжения предлагается внести изменения в
распределение предоставляемых в 2015 году субсидий на указанные цели в части
исключения из распределения финансирования в 2015 году строительства центра
культурного развития в г. Каргополе Архангельской области, а также
изменения адреса строительства центра культурного развития в г. Бирске
Республики Башкортостан.
9. О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по
вопросам обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
Проектом постановления, в частности, предусматривается наделить
Россельхознадзор полномочиями:
- по выдаче заключения о соответствии производителей
лекарственных средств для ветеринарного применения требованиям правил
надлежащей производственной практики и документа, который подтверждает, что
производство лекарственного препарата для ветеринарного применения осуществлено
в соответствии с требованиями правил надлежащей производственной практики;
- по организации и (или) проведению инспектирования субъектов
обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на соответствие
требованиям правил надлежащей производственной практики;
- по организации и (или) проведению инспектирования
субъектов обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на
соответствие требованиям правил надлежащей практики хранения и перевозки
лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил надлежащей
дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для ветеринарного
применения, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для
ветеринарного применения;
- по установлению порядка ведения и ведению
государственного реестра заключений о соответствии производителя лекарственных
средств для ветеринарного применения требованиям правил надлежащей
производственной практики, порядка осуществления и осуществлению выборочного
контроля качества лекарственных средств для ветеринарного применения, порядка
осуществления фармаконадзора (в отношении лекарственных средств для
ветеринарного применения).
При этом признаётся
утратившим силу полномочие Россельхознадзора по осуществлению мониторинга
безопасности лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
10. О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
(в части внесения изменений в Положение
о Министерстве финансов Российской Федерации)
Проект постановления предусматривает внесение изменений в
постановления Правительства «Вопросы
Министерства финансов Российской Федерации» и «О
Министерстве финансов Российской Федерации», а также в Положение о Министерстве финансов
Российской Федерации в части наделения ведомства полномочиями по осуществлению
федерального государственного пробирного надзора.
Кроме того, проект постановления предусматривает уточнение
формулировки сферы регулируемой деятельности, относящейся к компетенции Минфина
России, путём наделения
ведомства полномочиями по разработке и представлению в Правительство проектов
федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента и
Правительства России по вопросам государственного контроля (надзора) за
производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также за
добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки
драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней.
11. О
внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации
Федеральным законом №502-ФЗ федеральный орган исполнительной
власти в области транспорта наделён полномочиями по утверждению положения о классификации и освидетельствованию
судов, а также порядка наделения организаций, в том числе иностранных
классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование
судов. Полномочия по утверждению правил проектирования, постройки, ремонта и
эксплуатации судов, за которыми должен осуществляться технический надзор, а
также правил изготовления материалов и изделий для установки на судах возложены
на организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов.
В связи с этим возникла необходимость внесения в Положение о
Минтрансе следующих изменений:
- признать утратившим силу подпункт 5.2.19, возлагающий
утверждение Правил на Минтранс России;
- дополнить пункт 5 Положения подпунктом 5.2.5343-1,
предусматривающим утверждение Минтрансом России порядка наделения организаций,
в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на
классификацию и освидетельствование судов внутреннего плавания;
- изложить подпункт 5.2.5348 в следующей
редакции: «5.2.5348. положение о классификации и об освидетельствовании
судов внутреннего плавания».
12. О
внесении изменения в подпункт 5.4.8 Положения о Федеральном агентстве
воздушного транспорта
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона в Федеральный закон
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» включены нормы, уточняющие
порядок аккредитации на территории России филиалов и представительств
иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской
авиации.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации» (в редакции Закона) предусмотрено принятие
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере
воздушного транспорта (гражданской авиации), решений об аккредитации (о
прекращении действия аккредитации) представительств иностранных юридических
лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении
изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных
филиалов, представительств иностранных юридических лиц, об аккредитации
иностранных граждан, являющихся работниками указанных представительств.
Включение указанных норм в законодательство обусловило
необходимость предоставления Росавиации соответствующих функций и полномочий.
13. О
внесении изменений в Положение о Федеральной службе по интеллектуальной
собственности
Проект постановления позволит упростить регистрацию действий по
распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности по договору, а
также расширить перечень сведений о результатах интеллектуальной деятельности,
открытых для ознакомления.
Москва,
8 сентября 2015 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и
информации является изложением материалов, представленных федеральными органами
исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской
Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Антона Силуанова об исполнении федерального бюджета за первое полугодие 2015 года
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день, коллеги!
Сегодня
начнём с вопросов, которые касаются исполнения
федерального бюджета, федеральных целевых программ, адресной инвестиционной
программы. Такой анализ мы проводим по нашим правилам каждые три месяца, то
есть ежеквартально. Сегодня рассмотрим итоги за шесть
месяцев текущего года.
По понятным причинам ситуация сложная.
Мы вынуждены серьёзно сокращать расходы, и вопрос о том, как используются
государственные деньги, имеет особое значение сегодня. Нам нужно понимать,
насколько эффективно работают все инструменты, где можно и нужно сэкономить. В
том числе такая оценка нужна и для того, чтобы грамотно спланировать бюджет на
следующий год.
Экономические условия, как я уже
сказал, в этом году являются совсем непростыми. Валовой внутренний продукт в
первом полугодии уменьшился, по данным Минэкономразвития, на 3,4%, сократился
потребительский спрос, инвестиционный спрос. Сохраняется значительная волатильность
на мировых сырьевых рынках.
В отношении отдельных компаний и целых секторов
нашей экономики продолжают действовать
санкции. Но, несмотря на достаточно сложный,
неблагоприятный экономический фон, бюджетная система по основным параметрам
остаётся стабильной и сбалансированной, все
нормативные публичные обязательства, то есть
наши обязательства, вытекающие из закона, – по выплате пенсий, пособий, субсидий, – выполняются в полном
объёме. Такой же подход мы, кстати сказать,
закладываем и в проект федерального бюджета на следующий год.
Подробно
по итогам полугодия доложит Министр финансов,
я назову лишь некоторые цифры. Доходы федерального бюджета превысили 6,6 трлн рублей – почти на 3% больше, чем
прогнозировалось. При этом впервые за
несколько лет больше половины доходной части,
около 55%, сформировано за счёт доходов
ненефтегазового характера – почувствуйте разницу.
Хотя понятно, что причины этого связаны с внешними
факторами в значительной степени. В основном наши
ненефтегазовые налоговые доходы – это поступления
от налога на добавленную стоимость, налога на целый
ряд других объектов, вывозной таможенной пошлины.
Доля нефтегазовых доходов, соответственно, уменьшилась до 45%.
Израсходовано за шесть месяцев около 7,4 трлн рублей – это почти 48% от плана. Это действительно один из наиболее приличных
показателей кассового исполнения бюджета за последнее
время.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 9 сентября 2015 года
В первой половине года мы получили дефицит федерального бюджета порядка 800 млрд
рублей, или 2,3% валового внутреннего продукта
– результат в нынешних условиях вполне
ожидаемый. С одной стороны, из-за снижения цен на основные сырьевые товары наши доходы от экспорта сократились,
с другой стороны, довольно много бюджетных средств в этом году мы вынуждены были использовать на
поддержку банковской системы, реального сектора,
на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, на сохранение
стабильной ситуации на рынке труда в рамках
плана Правительства, то есть нашего «антикризисного плана», по которому мы работаем и по которому мы недавно с вами встречались и обсуждали, как идут дела.
Теперь подробнее о том, как расходовались бюджетные
деньги в рамках федеральных целевых программ и федеральной адресной программы.
Напомню, что на сегодняшний день утверждено более 40 программ, а именно 44 ФЦП и одна подпрограмма,
по наиболее важным для нашей страны
направлениям, на их реализацию в текущем году планируется выделить около 1 трлн рублей по открытой
части бюджета.
Это солидные
средства, тем более если учитывать весьма жёсткие бюджетные ограничения. В то же время эффективность их использования, как
это, к сожалению, у нас и ранее бывало,
оставляет желать лучшего.
По оценке Минэкономразвития, только по половине ФЦП можно
назвать работу эффективной, по 22 ФЦП деятельность
оценивается как средняя, удовлетворительная,
по двум программам результаты неудовлетворительные.
Необходимо принять дополнительные меры по
исправлению ситуации и через месяц доложить,
что происходит.
Если говорить о неудовлетворительной ситуации, то
упомяну две ФЦП. О них мы говорили, во всяком
случае по одной из них точно обсуждали, как
обстоят дела, – это создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 и
социально-экономическое развитие Республики
Ингушетия.
Тем
не менее хуже, чем в прошлом году, положение с кассовым исполнением расходов по
ФЦП. Определённые сложности сохраняются в
плане софинансирования расходов за счёт
средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных
источников. В общем, это понятно почему, поэтому нужно активнее работать и в регионах, и с
потенциальными инвесторами, представителями
среднего и малого бизнеса, чтобы в III квартале постараться
ситуацию исправить.
Что касается федеральной адресной инвестиционной
программы. Общий объём бюджетных ресурсов,
который планируется направить на её выполнение,
превышает 1 трлн рублей. Должно быть построено или модернизировано около 1800 различных объектов без учёта гособоронзаказа, более 600 объектов должно быть введено
в эксплуатацию до конца года.
По некоторым параметрам,
например по кассовому исполнению расходов в рамках федеральной адресной программы, ситуация по отношению к
прошлому году несколько улучшилась. По другим
– по количеству заключённых контрактов, по числу вводимых объектов – мы отстаём, в том числе от запланированных
показателей. Надо эту работу активизировать.
Так же как и с федеральными целевыми программами,
картина по министерствам и ведомствам
пообъектно разная. Коллегам нужно ещё раз
проанализировать деятельность по выполнению ФАИП, максимально ускорить
проведение конкурсных процедур и заключение
госконтрактов. Это и так нужно делать в обычной ситуации, естественно, а сегодня использовать деньги с такой низкой эффективностью просто
недопустимо.
Продолжая бюджетную
тему, хотел бы отметить законопроект, который вносит изменения в отдельные
положения Бюджетного кодекса, – мы обсуждали
это на целом ряде совещаний. В частности, предлагается приостановить пока
действие бюджетного правила до следующего года.
Этот механизм свою роль позитивную сыграл. Он
позволял формировать суверенные фонды, резервный фонд, фонд национального
благосостояния, чтобы обеспечить стабильность
финансовой системы, выполнять социальные обязательства, что и было сделано. Но при таких низких ценах
на нефть резервы мы должны сейчас беречь и в
большей степени опираться на другие источники.
Законопроектом также предусматривается, как и было
объявлено, сдвинуть сроки внесения проекта
бюджета в Госдуму на конец октября. В этом году бюджет будет особенным, он свёрстан на один год, как мы и
договаривались. Ситуация и внутри нашей
экономики, и в мировой экономике остаётся весьма сложной
и непредсказуемой. Мы уже возвращались к однолетнему
циклу бюджетного планирования. Высокая волатильность на рынках снижает надёжность расчётов по доходам и расходам, и переход с трёхлетнего цикла – временный
переход, ещё раз подчеркиваю, – на годовой позволит
в настоящий момент опираться на более точный прогноз основных макроэкономических показателей и учитывать текущие тенденции.
И ещё один вопрос хотел бы отметить в начале, он
касается поддержки семей с детьми-инвалидами. Они,
безусловно, нуждаются в особом внимании общества и государства. Важно оказывать
таким детям помощь в реабилитации, дать
возможность получить хорошее образование.
Чтобы помочь семьям с детьми-инвалидами, мы предлагаем
разрешить за счёт средств материнского капитала покупать товары и услуги, что может помочь ребёнку быстрее и комфортнее
адаптироваться к окружающему миру и интегрироваться
в общество. Причём средства материнского капитала можно будет использовать, не дожидаясь того момента,
когда ребёнку исполнится три года, что у нас является общим правилом по использованию средств
материнского капитала. Это позволит семьям не
откладывать решение многих проблем, с которыми они сталкиваются. Такие нормы будут распространяться и на родных
детей, и, естественно, на усыновлённых.
Обсудим сегодня этот законопроект.
У
нас есть целый ряд решений, касающихся поддержки регионов, которые в той или иной степени пострадали от
различных событий, и другие вопросы, которые мы
сегодня рассмотрим.
Пожалуйста,
по исполнению федерального бюджета за первое
полугодие текущего года, – Антон Германович Силуанов.
А.Силуанов:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые
коллеги!
В первом полугодии текущего года исполнение бюджета определялось рядом факторов: ценами на нефть (снизились по сравнению с прошлым периодом
примерно в два раза), изменением курсовых
соотношений рубля к иностранным валютам, снижением экспорта и импорта примерно
на 28 и 39% соответственно, а также снижением
темпов роста экономики: за период январь –
июль темпы роста ВВП снизились на 3,6%.
В результате дефицит федерального бюджета в первом
полугодии составил 2,3%, и впервые с 2010 года
мы наблюдаем превышение расходов над доходами.
Дефицит обусловлен снижением поступлений доходов
на 2,5 процентного пункта ВВП относительно аналогичного периода прошлого
года, что связано с изменением
макропараметров. Действительно, нефтегазовые
доходы сократились в первом полугодии на 19,6%
по сравнению с прошлым годом в результате снижения мировых цен на нефть, примерно произошло сокращение на 2 трлн рублей.
Рост курса доллара по отношению к рублю дал
плюс на 1,1 трлн рублей.
В
то же время на фоне ослабления рубля выросли
ненефтегазовые доходы на 6,7%. Ненефтегазовый
дефицит составил 11% за первое полугодие, что
является также самым высоким показателем за последние
10 лет.
Расходы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в первом полугодии кассовое исполнение
расходов увеличилось более чем на 1 трлн,
или на 2,1% ВВП. И уровень исполнения (Дмитрий
Анатольевич, Вы уже сказали) – 47,9% от плановых назначений. Это самый высокий за последние восемь лет уровень.
Хочу сказать, что на такой высокий темп роста
исполнения повлиял рост расходов на закупку
товаров, работ и услуг, осуществляемых в начале
года через авансовые платежи, через
авансирование по госконтрактам. С одной стороны, это улучшило ритмичность исполнения. С другой стороны, мы
видим рост дебиторской задолженности: за
первое полугодие он увеличился на 1,6 трлн, или на 40% по сравнению с началом года, и составил, по данным за первое полугодие, 4 трлн рублей. Наибольший объём дебиторской задолженности
сохраняется у Министерства обороны,
предприятий Роскосмоса и «Росатома».
Кроме того, по сравнению с предыдущим годом в первом
полугодии текущего года расходы на
предоставление субсидий бюджетам и автономным учреждениям выросли на 26 млрд, и большая часть этих сумм легла в остатки на счетах этих учреждений. Хочу
сказать, что остатки на 1 июля увеличились на
40% и составили почти 400 млрд рублей. Поэтому, Дмитрий
Анатольевич, когда мы рассматривали вопрос о формировании бюджета на 2016 год, то, безусловно, обращали внимание
наших министерств и ведомств на остатки,
которые не используются, за полугодие и на тот
прирост дебиторской задолженности, который мы наблюдаем.
Несколько слов
об исполнении государственных программ. За первое полугодие госпрограммы
исполнены на 47,9% от плана, за период январь – август – на 64,2%.
Наименьшие темпы
роста исполнения складываются по региональным программам. Это «Социально-экономическое развитие
Калининградской области» (за полугодие – 0,4% исполнения, за период январь – август – 8,9), Северо-Кавказского
федерального округа (9,1% за первое полугодие,
за январь – август – 40,8),
«Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья» (17 и 24% соответственно). Также программа
«Энергоэффективность и развитие энергетики» за
период январь – июнь исполнена на 20% от
плана. Соответствующим министерствам и ведомствам,
являющимся ответственными исполнителями программ,
нужно здесь принять меры по наращиванию темпов хода их исполнения.
Несколько слов о
доведении и распределении лимитов бюджетных
обязательств, которые характеризуют работу наших ведомств
по своевременному доведению лимитов до подведомственных учреждений. В этом плане мы установили определённые сроки на
этот год. Первое. До 1 февраля должны
были быть распределены контрактные лимиты бюджетных обязательств на уровне не менее 90%, до 1 июня должны быть завершены расчёты по неисполненным
обязательствам прошлого года по
государственным контрактам и до 15 августа должны
быть заключены соглашения с субъектами Российской Федерации о предоставлении
субсидий. Это тоже внесло соответствующий вклад, динамика
исполнения бюджета в текущем году лучше.
Но в то же время на 1 февраля, как мы говорили, должно быть
доведено до бюджетных учреждений, до
получателей средств 90% лимитов, но ряд ведомств, такие как Россвязь, 2% довели,
Минсельхоз 5,7% довели, Ростуризм – 12%. То
есть речь идёт об отставании от исполнения
этих лимитов.
До 1 июля не полностью завершены расчёты по контрактам прошлого года 56 из 73 главных распорядителей бюджетных средств. Здесь в
качестве отстающих можно отметить Роскосмос, ФМБА и Минобрнауки.
Хотелось бы отметить, что сейчас
проводится сверка по срокам заключения
соглашений с субъектами по предоставлению субсидий, которые должны быть
заключены до 15 августа. Мы проводили
совещание у Дмитрия Николаевича (Д.Козак), выяснилось, что почти 90 млрд
рублей были под вопросом относительно
заключения таких соглашений. После того как были
проинформированы наши министерства и ведомства о том, что эти средства мы
сможем изъять и направить на другие цели
поддержки регионов, работа эта оживилась, и мы
видим сейчас, что такие соглашения заключаются
в оперативном порядке.
Источники финансирования дефицита бюджета. В первом полугодии
мы заимствовали на внутреннем рынке 357 млрд
рублей. В основном это облигации федерального займа
с переменным купоном, по ним мы заимствовали с рынка около 65% всех займов.
ФНБ и резервный фонд. Резервный
фонд – мы за полугодие израсходовали 500 млрд рублей, по состоянию на 1
сентября уже 900 млрд рублей было
использовано средств резервного фонда. ФНБ – в
этом году было проинвестировано около 350 млрд
рублей, в том числе такие проекты, как «Ямал СПГ», Центральная
кольцевая дорога, приобретение тягового подвижного состава, сооружение атомной станции в Финляндии и так далее. Общий объём
наших суверенных фондов по состоянию на 1 сентября составил 9,6 трлн рублей, или 12,9% ВВП.
Бюджеты субъектов в целом исполнялись пока неплохо. Доходы выросли на 11%, в том числе за счёт
налога на прибыль, который вырос на 26%, хотя
в последние месяцы, в последние два месяца, мы видим достаточно волатильные
поступления налога на прибыль, темпы по которому
снижаются.
Налог на доходы физических лиц, один из основных доходных источников, вырос на 3,6%. Расходы
возросли меньшими темпами, чем доходы, – на
4,1%, в том числе заработная плата – на 4,3%,
капитальные вложения – на 0,9%.
Долг субъектов по сравнению
с 1 января текущего года возрос на 2%. При
этом структура долга изменилась, увеличилась доля бюджетных кредитов в
структуре долга и сократилась на 10% доля
коммерческой задолженности, дорогой
задолженности в структуре долга.
Уважаемые коллеги! Хотелось
бы отметить, что до конца IV квартала осталось не так много времени. Мы должны до 1 декабря завершить все изменения в
сводную роспись в части объектов ФАИП.
Последние изменения принимаются 9 ноября. До 25 декабря мы должны завершить внесение изменений в роспись и лимиты
бюджетных обязательств, 4 декабря – предельный срок представления таких изменений. До 1 декабря мы должны
заключить государственные контракты, если до
завершения реализации этого контракта остаётся
более одного месяца.
Такие нормы мы установили, просьба их соблюдать. Если эти нормы не будут соблюдаться, мы предлагаем
изымать высвобождающиеся ресурсы на общую
балансировку бюджета, которая пойдёт на сокращение дефицита
федерального бюджета в текущем году. Дефицит федерального бюджета в текущем году мы ожидаем на уровне чуть менее 3%
ВВП.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Антон Германович.
Присядьте, пожалуйста. Пожалуйста, коллеги,
какие будут соображения и комментарии по вопросу об исполнении федерального бюджета за первое
полугодие? Есть какие-то дополнительные аргументы? Нет? Хорошо.
Если всем всё понятно, исходя из того, о чём я говорил и о чём доложил Министр финансов, давайте
примем решение. Отчёт по исполнению примем к сведению с учётом того, о чём говорилось, и необходимости
использовать все резервы, все возможности, оптимизировать
работу по целому ряду других направлений.
Давайте это сделаем.
<…>
1.
Об исполнении федерального бюджета за первое полугодие 2015 года
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра финансов
Российской Федерации А.Г.Силуанова по данному вопросу.
2. Утвердить отчёт об исполнении федерального бюджета
за первое полугодие 2015 года и направить его в Государственную Думу, Совет
Федерации и Счётную палату Российской Федерации.
2. О
ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной
инвестиционной программы за первое полугодие 2015 года
Решения Правительства:
1. Принять
к сведению доклад заместителя Министра экономического развития Российской
Федерации Е.И.Елина по данному вопросу.
2. Отметить
низкую эффективность реализации в первом полугодии 2015 года федеральных
целевых программ «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных
служб по единому номеру “112” в Российской Федерации на
2013–2017 годы» и
«Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы».
МЧС России (В.А.Пучкову), Минкавказу России
(Л.В.Кузнецову) принять исчерпывающие меры по обеспечению реализации в 2015
году указанных программ соответственно.
О принятых мерах до 15 октября 2015 года доложить в Правительство
Российской Федерации.
3. Минстрою
России (М.А.Меню), Минкавказу России (Л.В.Кузнецову), МЧС России (В.А.Пучкову),
Минвостокразвития России (А.С.Галушке), Роскосмосу (А.Н.Иванову) и Ростуризму
(О.П.Сафонову) обеспечить в III квартале 2015 года привлечение средств бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников для финансирования
мероприятий соответствующих федеральных целевых программ в объёме, необходимом для устранения
допущенного отставания.
4. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минфину
России (А.Г.Силуанову) с участием Минкавказа России и других заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти рассмотреть вопрос о
совершенствовании механизма взаимодействия государственных заказчиков - координаторов федеральных
целевых программ по осуществлению координации деятельности государственных
заказчиков таких программ.
Соответствующие предложения при необходимости
представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
3. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей”»
Законопроектом
предлагается установить возможность для семей, имеющих детей-инвалидов,
распорядиться средствами материнского (семейного) капитала на приобретение
товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество
детей-инвалидов посредством компенсации затрат на приобретение таких товаров и
услуг, рекомендованных ребёнку-инвалиду индивидуальной программой реабилитации.
Правила
направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на
компенсацию приобретения товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции
в общество детей-инвалидов, а также перечень таких товаров и услуг будут
установлены Правительством.
Законопроект рассмотрен и одобрен 31 августа 2015 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон “О
дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
4. О
проекте федерального закона «Об особенностях составления и утверждения проектов
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год»
Законопроектом,
в частности, предлагается в 2015 году создать правовые основания для:
- составления
и утверждения проекта федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов только на 2016 год (с приостановлением до 1 января 2016
года положений Бюджетного кодекса в отношении планового периода для
федерального уровня, кроме прогноза социально-экономического развития, основных
направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной и денежно-кредитной
политики);
- внесения
до 25 октября 2015 года в Государственную Думу проекта федерального закона о
федеральном бюджете на 2016 год и проектов федеральных законов о бюджетах
государственных внебюджетных фондов на 2016 год, а также документов и
материалов к ним.
Законопроект рассмотрен и одобрен 7 сентября 2015 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «Об особенностях
составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации на 2016 год» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
5. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела
в Российской Федерации” и
иные законодательные акты Российской Федерации»
Законопроектом
уточняются требования к наименованию (фирменному наименованию) субъектов
страхового дела, к оплате уставного капитала страховых организаций, положения,
касающиеся объединений страховщиков (понятие, цели деятельности), а также
обществ взаимного страхования (устраняется ограничение, связанное с
невозможностью создания обществ взаимного страхования исключительно
юридическими лицами).
Законопроектом
предусмотрено признание объединений страхователей (выгодоприобретателей,
застрахованных лиц) участниками страховых отношений и наделение их
представителей правом входить в состав коллегиальных исполнительных органов
объединений субъектов страхового дела (в случае, если это предусмотрено их
уставом).
Законопроект рассмотрен и одобрен 31 августа 2015 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решения Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и иные законодательные акты
Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
6. О
проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке обмена
сведениями о гражданах Российской Федерации и Республики Беларусь, в отношении
которых действуют ограничения на выезд»
Соглашение
подписано 3 марта 2015 года в Москве.
Соглашением
устанавливается порядок обмена сведениями о гражданах России и Белоруссии, в
отношении которых действуют ограничения на выезд. Цель обмена – недопущение
выезда таких граждан в третьи государства и предотвращение угрозы национальной
и общественной безопасности в государствах – участниках Договора о создании
Союзного государства от 8 декабря 1999 года.
Основание
для отказа в выезде в третьи государства российских и белорусских граждан, в
отношении которых действуют ограничения на выезд, – наличие таких сведений в
автоматизированных системах государств Сторон.
Законопроект рассмотрен и одобрен 31 августа 2015 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О ратификации
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Беларусь о порядке обмена сведениями о гражданах Российской
Федерации и Республики Беларусь, в отношении которых действуют ограничения на
выезд» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О
внесении изменений в распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование строительства объектов культуры государственной собственности
субъектов Российской Федерации, не включённых в федеральные целевые программы,
бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской
Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов
субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства объектов
культуры муниципальной собственности, не включённых в федеральные целевые
программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, в
рамках подпрограммы «Искусство» государственной программы Российской Федерации
«Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы
Принятие
проекта распоряжения направлено на корректировку размеров субсидий,
предусмотренных распоряжением Правительства от 8 апреля 2015 года №595-р, в
соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2015 года №93-Ф3 «О внесении
изменений в Федеральный закон “О
федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов”».
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской
Федерации по данному вопросу.
8. О
внесении изменений в распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование строительства центров культурного развития государственной
собственности субъектов Российской Федерации, не включённых в федеральные
целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов
субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих
субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование
строительства центров культурного развития муниципальной собственности, не
включённых в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые
осуществляются из местных бюджетов, в рамках подпрограммы «Искусство»
государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на
2013–2020 годы
Проектом
распоряжения предлагается внести изменения в распределение предоставляемых в
2015 году субсидий на указанные цели в части исключения из распределения
финансирования в 2015 году строительства центра культурного развития в
г. Каргополе Архангельской области, а также изменения адреса строительства
центра культурного развития в г. Бирске Республики Башкортостан.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской
Федерации по данному вопросу.
9. О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по
вопросам обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
Проектом
постановления, в частности, предусматривается наделить Россельхознадзор
полномочиями:
- по
выдаче заключения о соответствии производителей лекарственных средств для
ветеринарного применения требованиям правил надлежащей производственной
практики и документа, который подтверждает, что производство лекарственного
препарата для ветеринарного применения осуществлено в соответствии с
требованиями правил надлежащей производственной практики;
- по
организации и (или) проведению инспектирования субъектов обращения
лекарственных средств для ветеринарного применения на соответствие требованиям
правил надлежащей производственной практики;
- по
организации и (или) проведению инспектирования субъектов обращения
лекарственных средств для ветеринарного применения на соответствие требованиям
правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для
ветеринарного применения, правил надлежащей дистрибьюторской практики
лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил надлежащей
аптечной практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
- по
установлению порядка ведения и ведению государственного реестра заключений о
соответствии производителя лекарственных средств для ветеринарного применения
требованиям правил надлежащей производственной практики, порядка осуществления
и осуществлению выборочного контроля качества лекарственных средств для ветеринарного
применения, порядка осуществления фармаконадзора (в отношении лекарственных
средств для ветеринарного применения).
При этом
признаётся утратившим силу полномочие Россельхознадзора по осуществлению
мониторинга безопасности лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской
Федерации по данному вопросу.
10. О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
(в
части внесения изменений в Положение о Министерстве финансов Российской
Федерации)
Проект
постановления предусматривает внесение изменений в постановления Правительства
«Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и «О Министерстве финансов
Российской Федерации», а также в Положение о Министерстве финансов Российской
Федерации в части наделения ведомства полномочиями по осуществлению
федерального государственного пробирного надзора.
Кроме
того, проект постановления предусматривает уточнение формулировки сферы
регулируемой деятельности, относящейся к компетенции Минфина России, путём
наделения ведомства полномочиями по разработке и представлению в Правительство
проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов
Президента и Правительства России по вопросам государственного контроля
(надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а
также за добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной
оценки драгоценных камней), использованием и обращением драгоценных камней.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской
Федерации по данному вопросу.
11. О
внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации
Федеральным
законом №502-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области транспорта
наделён полномочиями по утверждению положения о классификации и
освидетельствованию судов, а также порядка наделения организаций, в том числе
иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и
освидетельствование судов. Полномочия по утверждению правил проектирования,
постройки, ремонта и эксплуатации судов, за которыми должен осуществляться
технический надзор, а также правил изготовления материалов и изделий для
установки на судах возложены на организацию, уполномоченную на классификацию и
освидетельствование судов.
В связи с
этим возникла необходимость внесения в Положение о Минтрансе следующих
изменений:
- признать
утратившим силу подпункт 5.2.19, возлагающий утверждение Правил на Минтранс
России;
- дополнить
пункт 5 Положения подпунктом 5.2.5343-1, предусматривающим
утверждение Минтрансом России порядка наделения организаций, в том числе
иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и
освидетельствование судов внутреннего плавания;
- изложить
подпункт 5.2.5348 в
следующей редакции: «5.2.5348. Положение о классификации и об
освидетельствовании судов внутреннего плавания».
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской
Федерации по данному вопросу.
12. О
внесении изменения в подпункт 5.4.8 Положения о Федеральном агентстве
воздушного транспорта
В
соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона в Федеральный закон «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации» включены нормы, уточняющие порядок
аккредитации на территории России филиалов и представительств иностранных
юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации.
Пунктом 1
статьи 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» (в редакции Закона) предусмотрено принятие федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг
и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта
(гражданской авиации), решений об аккредитации (о прекращении действия
аккредитации) представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих
деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения,
содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов,
представительств иностранных юридических лиц, об аккредитации иностранных
граждан, являющихся работниками указанных представительств.
Включение
указанных норм в законодательство обусловило необходимость предоставления
Росавиации соответствующих функций и полномочий.
Решения Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской
Федерации по данному вопросу.
13. О
внесении изменений в Положение о Федеральной службе по интеллектуальной
собственности
Проект
постановления позволит упростить регистрацию действий по распоряжению правами
на результаты интеллектуальной деятельности по договору, а также расширить
перечень сведений о результатах интеллектуальной деятельности, открытых для
ознакомления.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской
Федерации по данному вопросу.
Брифинг Ольги Голодец по завершении заседания Правительства
Стенограмма:
О.Голодец:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на заседании
Правительства был одобрен проект изменений в закон о дополнительных мерах
поддержки семей, имеющих детей. Этот закон является принципиальным для семей,
которые воспитывают детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями. Он
расширяет возможности использования материнского капитала и позволяет семьям
для оснащения своего жилья, для целей образования покупать специальные средства
реабилитации, которые позволяют ребёнку быстрее адаптироваться к нашей жизни.
В чём особенности этого
законопроекта? Он позволяет раньше забирать средства материнского капитала, не
дожидаясь достижения ребёнком трёхлетнего возраста. Закон распространяется как
на родных, так и на усыновлённых детей. Эта норма нами оценивается в 6,4 млрд
рублей и напрямую касается 10 795 семей, в которых сегодня воспитываются
дети-инвалиды и на которых распространяется право получения материнского
капитала.
Может быть, ещё важно
сказать, что материнский капитал составит 475 тыс. рублей. Это в нашем проекте
бюджета. Эта норма начинает действовать с 1 января 2016 года.