1. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О
федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов”»
2. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О
бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период
2016 и 2017 годов”»
Проект федерального
закона подготовлен в связи с принятием Правительством решения о корректировке с
1 февраля 2015 года размеров страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним исходя из фактического
индекса роста потребительских цен за 2014 год.
Кроме того, в связи с
уточнением параметров прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации до 2015 года с учётом указанного решения законопроектом
предлагается внести изменения в отдельные параметры доходной и расходной частей
бюджета Пенсионного фонда.
3. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О
бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на
плановый период 2016 и 2017 годов”»
Законопроектом
предусматривается утверждение изменений, вносимых в параметры доходов и
расходов бюджета Фонда на 2015 год в соответствии с уточнёнными основными
показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на
2015 год в связи с изменением внутренних и внешних факторов и условий развития.
4. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О
бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и
на плановый период 2016 и 2017 годов”»
Внесённый проект
федерального закона предусматривает изменение основных параметров бюджета ФОМС
на 2015 год в связи с уточнением показателей прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2015 год.
5. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Федерального
закона “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской
Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации”»
Проектом федерального
закона предлагается дополнить Закон о социальных гарантиях нормой, в
соответствии с которой сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со
службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учёте в
качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие
трёх и более детей, проживающих совместно с ними, будут иметь преимущественное
право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками
и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних
дел с правом на пенсию, принятыми на учёт в том же году.
Принятие проекта
федерального закона позволит улучшить жилищные условия семей сотрудников и
граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел,
имеющих трёх и более детей.
Законопроект рассмотрен и одобрен
16 февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
6. О
проекте федерального конституционного закона «О внесении изменений в
Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”»
Законопроект направлен
на установление правового регулирования порядка трансляции судебных заседаний
Конституционного Суда в интернете.
Законопроект
предусматривает два вида трансляции заседания Конституционного Суда в
зависимости от инициаторов их проведения: по инициативе Конституционного Суда и
с разрешения Конституционного Суда по ходатайству лиц, участвующих в деле.
Предусматривается, что
порядок проведения трансляции устанавливается Регламентом Конституционного
Суда.
Кроме того,
законопроектом предлагается уточнить Федеральный конституционный закон «О
Конституционном Суде Российской Федерации», установив, что информация о
дате и времени проведения заседаний Конституционного Суда размещается также в
интернете.
Законопроект рассмотрен и одобрен
16 февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
7. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации в части увеличения ежемесячных денежных сумм,
предусмотренных для приобретения осуждёнными продуктов питания и предметов
первой необходимости»
Законопроектом
предусмотрено увеличение денежных средств, которые осуждённым разрешено
ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой
необходимости, в зависимости от условий отбывания наказания.
Так, в соответствии с
Уголовно-исполнительным кодексом осуждённым, отбывающим наказание в тюрьмах на
общем режиме, разрешено расходовать ежемесячно на приобретение продуктов
питания и предметов первой необходимости 800 рублей, в колониях строгого режима
в обычных условиях – 2000 рублей. Законопроектом предлагается заменить данные
суммы суммами 6050 рублей и 7150 рублей соответственно.
При увеличении
указанных сумм принят во внимание минимальный размер оплаты труда, действующий
с 1 января 2014 года (5500 рублей).
Законопроект рассмотрен и одобрен
16 февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
8. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 23 Федерального
закона “О статусе военнослужащих”»
Законопроектом
предлагается дополнить Федеральный закон «О статусе военнослужащих»
нормой, в соответствии с которой военнослужащие – граждане, общая
продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащие
увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания
на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и находящиеся в
распоряжении командира до предоставления им жилого помещения или жилищной
субсидии, подлежат увольнению с военной службы без их согласия, если они
отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной
службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям,
установленным законодательством, либо от жилищной субсидии, а равно не
представили в течение месяца с даты уведомления о готовности предоставить жилое
помещение или жилищную субсидию, направленного им федеральным органом
исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная
служба, документы, необходимые для предоставления им в установленном порядке
жилого помещения или жилищной субсидии.
При этом указанные
военнослужащие при увольнении с военной службы подлежат оставлению на учёте в
качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной
власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, до
обеспечения их жилыми помещениями.
Законопроект рассмотрен и одобрен
24 февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации
по законопроектной деятельности.
9. О
проекте федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принятие законопроекта
направлено на обеспечение федеральных органов исполнительной власти и
заинтересованных лиц картографическими материалами и результатами геодезических
измерений для решения ряда государственных задач в сфере территориального
развития, строительства и инженерных изысканий, управления природными
ресурсами, экологии, навигационной деятельности, обороны и безопасности
государства, а также на коренную модернизацию отрасли как в части используемых
подходов к геодезической и картографической деятельности, так и в части
внедрения современных механизмов государственного управления и регулирования в
этой сфере.
Законопроект рассмотрен и одобрен
9 февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
10. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 322 Федерального
закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации”»
Законопроектом
предлагается продлить до 1 января 2016 года срок действия переходного
положения, предусмотренного частью 13 статьи 322 Федерального закона «О
таможенном регулировании в Российской Федерации» и позволяющего
осуществлять декларирование ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из неё электрической
энергии не позднее последнего числа месяца, следующего за каждым календарным
месяцем фактической поставки товаров.
Законопроект рассмотрен и одобрен
24 февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
11. О
представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию
Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о
российско-эстонской государственной границе и Договора между Российской
Федерацией и Эстонской Республикой о разграничении морских пространств в
Нарвском и Финском заливах
Договор между
Российской Федерацией и Эстонской Республикой о российско-эстонской
государственной границе и Договор между Российской Федерацией и Эстонской
Республикой о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах
подписаны в Москве 18 февраля 2014 года. Договоры являются базовыми
документами, определяющими прохождение государственной границы.
На сухопутном участке
граница устанавливается в нынешнем начертании и проходит по бывшей
административной границе между РСФСР и Эстонской ССР с незначительными
отклонениями на отдельных участках, вызванными необходимостью учёта сложившейся
линии разграничения землепользования России и Эстонии и характера местности.
Разграничение морских
пространств осуществлено на основе положений Конвенции ООН по морскому праву
1982 года. Линия разграничения базируется на срединной линии с небольшими
спрямлениями. В Нарвском и Финском заливах России и Эстонии отходят равные по
площади районы моря.
Законопроект рассмотрен и одобрен
24 февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской
Федерации по законопроектной деятельности.
12. О
представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании
Протокола о присоединении Республики Армения к Договору о присоединении Киргизской
Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Проект Протокола
подготовлен во исполнение положений Договора о присоединении Республики Армения
к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Договор о присоединении),
в соответствии с которым Армения принимает на себя обязательства по
присоединению отдельными протоколами к международным договорам, заключённым
между Белоруссией, Казахстаном и Россией по вопросам, связанным с
функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Республика Армения не является стороной по Договору о присоединении Киргизской
Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному 23
декабря 2014 года, поскольку присоединилась к Евразийскому экономическому союзу
2 января 2015 года.
13. О
внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального
имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы
Проект распоряжения
подготовлен в связи с планируемой передачей из федеральной собственности в
государственную собственность Республики Татарстан трёх объектов недвижимого
имущества. Одного объекта, расположенного по адресу Казань, ул.
Рахматуллина-Профсоюзная, д. 6–9; и двух – по адресу Казань, ул. Профсоюзная, д.
5/16.
Указанные помещения
являются объектами культурного наследия и входят в комплекс зданий гостиницы
дворянского собрания, переданных в собственность Республики Татарстан.
14. О
распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий
Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской
Федерации современных моделей успешной социализации детей»
Проектом распоряжения
предлагается утвердить распределение субсидий, предоставляемых на указанные
цели в 2015 году, в размере 216,315 млн рублей.
В 2015 году субсидии
предоставляются 33 субъектам Федерации по двум мероприятиям:
- «Поддержка
стажировочных площадок, созданных в 2011-2013 годах, в целях распространения
современных моделей успешной социализации детей» – 41,85 млн рублей (25
субъектов Федерации);
- «Поддержка
региональных программ развития образования в условиях экспериментального
перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования
детей с ограниченными возможностями здоровья» – 174,465 млн рублей (17
субъектов Федерации).
15. О
распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации по итогам реализации в 2014 году региональных программ переселения в
целях поддержки реализации в 2015 году мероприятий, предусмотренных
региональными программами переселения, включёнными в Государственную программу
по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом
Проектом распоряжения
предлагается утвердить распределение субсидий, предоставляемых на указанные
цели в 2015 году, в размере 180 млн рублей.
16. О
внесении изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской
Федерации
Проектом постановления
предлагается уточнить полномочия Минсельхоза России по принятию нормативных правовых
актов об установлении порядка проведения карантинного фитосанитарного
мониторинга и утверждении перечня карантинных объектов, а также дополнить
Положение подпунктами, предусматривающими новые полномочия Минсельхоза России
по принятию ведомственных нормативных правовых актов в области карантина
растений, в том числе об установлении: карантинных фитосанитарных требований; перечня
подкарантинной продукции, на которую выдаётся карантинный сертификат; порядка
выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата,
карантинного сертификата; порядка маркировки подкарантинной продукции,
перевозимой в виде древесных упаковочных или крепёжных материалов, требований к
форме специального знака международного образца, обозначающего соответствие
такой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям
страны-импортёра, способам его нанесения; формы фитосанитарного сертификата,
реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата; методики
осуществления анализа фитосанитарного риска.
Москва,
4 марта 2015 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и
информации является изложением материалов, представленных федеральными органами
исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской
Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Антона Силуанова о внесении изменений в федеральный бюджет на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день, коллеги! У нас сегодня большой бюджетный день. Мы рассмотрим предложения по
корректировке федерального бюджета на 2015 год
и плановый период 2016–2017 годов и проекты
бюджетов трёх государственных внебюджетных фондов.
За последний месяц и я, и мои коллеги по Правительству провели целый ряд совещаний, где обсуждались
прогнозные оценки на ближайшие три года: что может
происходить, что нужно изменить в бюджете. Говорили о конкретных мерах поддержки для сельского
хозяйства, для химической промышленности, для транспорта. Большинство членов Правительства, депутаты Государственной
Думы, главы регионов, эксперты принимали во
всех этих обсуждениях участие. Итог этой работы
мы рассмотрим сегодня, с тем чтобы максимально
оперативно направить обновлённый бюджет в
Государственную Думу. Просил бы активизировать наше сотрудничество с депутатами
и членами Совета Федерации.
Всем понятно, почему приходится заниматься корректировкой бюджета. Ситуация такая. Мы принимали его в
совершенно других условиях. Хотя это было
относительно недавно, тем не менее условия даже
за этот период существенным образом изменились. Бюджет, а это один из основных инструментов
экономической политики, должен соответствовать новой экономической ситуации, когда резкое изменение
мировых цен и замедление экономического роста
усугубились введением санкционных ограничений.
Он должен отвечать на те вызовы, с которыми
сталкивается экономика, и обеспечивать макроэкономическую стабильность. И, конечно, соответствовать правительственному
плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики, то есть так называемому
антикризисному плану. Поэтому пересмотр бюджетных расходов сегодня
абсолютно необходим.
Д.Медведев: «Бюджет должен соответствовать новой экономической ситуации, когда резкое изменение мировых цен и замедление экономического роста усугубились введением санкционных ограничений.
И, конечно, соответствовать правительственному так называемому антикризисному плану».
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 5 марта 2015 года
Исходя из задач, спланированы основные параметры обновлённого
бюджета. Я не буду приводить основные цифры, скажу лишь, что доходы бюджета в
этом году составят более 12 трлн рублей, расходы – около 15 трлн рублей,
дефицит федерального бюджета по итогам года прогнозируется на уровне 3,8%
валового внутреннего продукта. Подробнее об этом доложит Министр финансов. Тем
не менее остановлюсь на нескольких принципиальных моментах.
Первое. Изменения затрагивают большинство расходных статей.
Хочу тем не менее сразу подчеркнуть, что социальные обязательства – а это
выплата пенсий, пособий, субсидии, компенсации – все эти выплаты пойдут в
полном объёме. Это первоочередная задача Правительства, и она должна быть
обеспечена. Такой подход (кстати, это показало наше обсуждение) разделяют и
наши коллеги по парламентскому корпусу.
В этой непростой ситуации крайне важно поддержать наших
людей, прежде всего тех, кто нуждается в особом внимании со стороны
государства, – многодетные семьи, пожилых людей, инвалидов. Поэтому мы не
сокращаем финансирование раздела «Социальная политика», а даже некоторым
образом его увеличиваем – почти на 6%.
Уже проведена индексация пенсий на уровень прошлогодней
инфляции – с 1 февраля текущего года. До 16 млрд рублей будет направлено на то,
чтобы обеспечить необходимыми лекарственными средствами тех, кто имеет право на
получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а
также на компенсацию расходов на импортные лекарства из-за изменения валютного
курса.
На прежнем уровне будут сохранены
расходы на модернизацию региональных систем
дошкольного образования, а также государственная поддержка ведущих университетов для повышения их конкурентоспособности.
Второе. Мы договаривались,
что каждое направление бюджетных расходов, каждая государственная программа будут
тщательно проанализированы. Решения, какие
проекты необходимо финансировать в прежнем объёме, а
по каким выделение средств можно отложить, должны приниматься максимально аккуратно и взвешенно, особенно это касается
инвестиционных расходов. Рассчитываю, что
сегодня и в докладе, и в выступлениях, если они будут, соображения на сей счёт будут представлены.
Третье. Поправки в бюджет
подготовлены с учётом мер по поддержке ключевых отраслей экономики, по поддержке системообразующих предприятий, по
малому и среднему бизнесу, которые
предусмотрены планом первоочередных мероприятий.
Объём
финансирования – около 2,3 трлн рублей, и по
основным мероприятиям деньги должны пойти уже
в самом начале, то есть в I квартале, именно сейчас.
Главная задача – сделать финансовые ресурсы более доступными для тех, кто работает в реальном секторе, и
сохранить стимулы и возможности для развития и
создания новых производств, чтобы предприятия
при наличии гарантий государства могли получить необходимые им кредиты. Объём госгарантий на привлечение кредитов в целях
проектного финансирования вырастет до 60 млрд
рублей. Увеличение объёма государственных гарантий
предусмотрено и на инвестиционные проекты.
Необходимо поддержать эффект
импортозамещения, который уже начал проявляться в отдельных отраслях, обеспечить стабильную ситуацию на рынке труда. Регионам предусмотрены субвенции на выплату
пособий по безработице.
Д.Медведев: «Мы не сокращаем финансирование раздела "Социальная политика", а увеличиваем – почти на 6%. Уже проведена индексация пенсий на уровень прошлогодней инфляции – с 1 февраля текущего года. До 16 млрд рублей будет направлено на обеспечение необходимыми лекарственными средствами тех, кто имеет право на получение государственной социальной помощи».
Дополнительные шаги
запланированы и для сбалансированности региональных
бюджетов за счёт выделения бюджетных кредитов. На эти цели запланировано
дополнительно 160 млрд рублей. Конечно, ситуация
подвижная, но мы будем смотреть на то, как она
развивается, и будем уже принимать оперативные решения.
Теперь об изменениях,
которые вносятся в бюджеты государственных внебюджетных фондов, – это Пенсионный фонд, фонды социального и
обязательного медицинского страхования. Даже
при всех известных трудностях не будут сокращаться средства на пенсии и другие социально значимые статьи
расходов. Напротив, мы предусмотрели
дополнительные меры, чтобы обеспечить сбалансированность бюджетов фондов и
поддержать людей. Экономить нужно будет за счёт
оптимизации расходов на другие цели,
естественно, включая содержание аппаратов этих фондов.
Какие изменения
предлагается внести в бюджет Пенсионного фонда? В
связи с решением о корректировке размера страховых пенсий с 1 февраля текущего
года и фиксированных выплат к этим пенсиям на
11,4% против предусмотренных 7,5% межбюджетные
трансферты на индексацию пенсий увеличиваются
почти на 23 млрд рублей.
Дефицит, который, по прогнозу, возникает
из-за сокращения поступлений в фонд страховых взносов,
будет профинансирован за счёт федерального бюджета
и остатков средств, которые образовались на начало текущего года. Чуть меньше средств выделяется фонду на
предоставление материнского капитала.
Посмотрим на то, как пойдут реальные платежи,
и будем уже корректировать позицию. В целом эти выплаты тоже не пострадают.
В этом году снизятся доходы Фонда
социального страхования. Основная причина –
сокращение фонда оплаты труда на 2,5% приблизительно,
соответственно – и поступлений на социальное страхование. При этом сами расходы фонда вырастут и составят более 600 млрд рублей – на 8 млрд рублей с лишним больше
запланированного. В том числе это связано с
ростом рождаемости, что, конечно, хорошо, и соответствующих выплат. Поэтому бюджет фонда планируется также
сформировать с дефицитом в размере 83 млрд
рублей. Дефицит средств на страхование
временной нетрудоспособности и ряд других целей мы будем закрывать за счёт остатка средств фонда на начало текущего года.
Д.Медведев: «Поправки в бюджет подготовлены с учётом мер по поддержке ключевых отраслей экономики, системообразующих предприятий, по малому и среднему бизнесу. Объём финансирования – около 2,3 трлн рублей».
Что касается бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступления в
этот фонд уменьшаются. Общий объём доходов Федерального фонда обязательного медицинского
страхования снизится приблизительно на 12 млрд рублей.
При этом расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, связанные с оказанием гражданам
медицинской помощи, не сокращаются.
Таковы параметры изменений к федеральному бюджету и бюджетам наших фондов. Сейчас мы с вами об этом поговорим,
обсудим основные параметры, в максимально короткий
срок всё это доработаем и, как я уже сказал,
внесём в Государственную Думу.
И ещё одна тема. Появилась информация,
что в ряде высших учебных заведений не получают
стипендии. Ольга Юрьевна (обращаясь к
О.Голодец), нужно это всё проверить, может
быть, это и не так, я посмотрел, там опровержение было дано со стороны
крупнейших университетов. Тем не менее сам по
себе сигнал неприятный. Разберитесь, потом мне
доложите.
О.Голодец: Хорошо.
Д.Медведев:
Договорились. Слово – Министру финансов Антону Германовичу Силуанову.
А.Силуанов: Уважаемый
Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Ситуация в экономике после
принятия бюджета 2015–2017 годов серьёзно
изменилась, что связано с внешними вызовами. Безусловно, должна измениться и бюджетная политика.
Мы сделали новый прогноз. Этот
прогноз учитывает изменение сценария
социально-экономического развития на 2015 год, учитывает
новую цену на нефть – 50 долларов за баррель
(в два раза ниже, чем в предыдущих оценках). Темпы экономики снижаются на 3%, курс рубля к доллару
пересчитан с 37,7 рубля за доллар до 61,5
рубля.
Сегодня данный сценарий может показаться несколько
консервативным, учитывая, что в настоящее время
стоимость нефти находится на уровне примерно 58 долларов за баррель. Однако необходимо отметить и сохраняющиеся риски на
нефтяном рынке, где продолжает наблюдаться
ситуация с превышением предложения нефти над спросом
и отмечается быстрый рост её запасов. Поэтому
оценки разных экспертов находятся в диапазоне
от 40 до 60 долларов за баррель. Мы учитываем
в бюджете и в прогнозе 50.
В макросценариях снижается
оценка объёма доходов бюджета с 15,1 трлн
рублей до 12,5 трлн рублей, или на 17,5%.
Ключевой фактор снижения доходов – это изменение
оценки нефтегазовых доходов. На 2 трлн рублей
происходит снижение этих доходов.
Снижение мировых цен на нефть и
природный газ привело к падению объёма доходов на 4,1 трлн рублей, при этом ослабление курса частично компенсировало
снижение уровня доходов, но эта компенсация
составит 2,3 трлн рублей. Оценка
ненефтегазовых доходов снижена на 596 млрд
рублей, что вызвано в первую очередь снижением поступления дивидендов,
снижением объёмов утилизационного сбора,
экологического сбора, введением льготных ставок по налогам, в том числе по НДС, и так далее. В целом
ожидаемая оценка доходов бюджета подтверждена
Министерством экономического развития и главными
администраторами доходов.
I квартал текущего года начался также со снижения доходов. По итогам двух
месяцев мы видим снижение доходов на 8%, а с
учётом разовых факторов снижение произошло за
два месяца текущего года к соответствующему периоду
прошлого года на 10%. При этом необходимо учитывать, что расчёт поступлений по экспортным пошлинам в январе вёлся исходя из стоимости нефти 71 доллар за баррель, НДПИ – 61
доллар за баррель, а НДС учитывался по итогам IV квартала, когда ситуация с доходами
была не такая уж и плохая. Поэтому во II квартале мы можем столкнуться с
дальнейшим снижением доходов, что, собственно,
учитывает наш годовой прогноз.
При определении
расходной части бюджета мы учитывали следующие
ключевые моменты.
Первое – это поручение Президента и решение Правительства Российской Федерации о сокращении расходов
федерального бюджета не менее чем на 5% в
реальном выражении. Учитывая ожидаемое среднегодовое значение инфляции в текущем году в размере 15,8% (ещё раз подчеркну, что это среднегодовое
значение), предельная величина расходов бюджета определена на уровне 15 215 млрд рублей. Этот уровень полностью соответствует и действующим
бюджетным правилам. Поэтому, когда мы слышим
предложения от наших коллег об увеличении расходов по каким-то направлениям, мы предлагаем сразу учитывать и
источник таких расходов, потому что выходить
за эту планку мы можем, только нарушив решение
по определению предельного объёма расходов бюджета
на текущий год.
Объём расходов учитывает и индексацию
на инфляцию отдельных видов расходов. Дмитрий
Анатольевич, как Вы уже сказали, пенсии были проиндексированы на фактическую
инфляцию. Учитывает индексация и увеличение
расходов по отдельным приоритетным направлениям
по поддержке экономики. Поэтому, с одной стороны, мы оптимизируем расходы, с другой стороны, мы вынуждены увеличить наши расходы в текущем году
примерно на 500 млрд рублей.
Для достижения
заданного уровня расходов, сокращённого на 5%
в реальном выражении, мы применили
оптимизационные меры по сокращению госпрограмм
на 10% от объёма программ. При этом внутри
программ каждое министерство и ведомство проводило оптимизационные мероприятия, точечно настраивая те или иные расходы,
исходя из их приоритетности, рассматривая на комиссии
у Игоря Ивановича Шувалова по определению таких
приоритетов. Это первое, основное
оптимизационное мероприятие. Надо нам около 900 млрд рублей.
Кроме того, мы подходили к этому вопросу, исходя из
точечных принципов, таких как отказ от новых объектов капитального строительства, сокращение
переходящих объектов в текущем году.
Также был предложен
пропуск отдельных индексаций, которые были учтены в бюджете. Всё это дало возможность для перераспределения
расходов федерального бюджета в сумме примерно
около 1 трлн рублей.
Одна из мер в расходной части, которая учтена в бюджете
текущего года, – это сокращение на 10% численности федеральных
государственных гражданских служащих и
работников на должностях, не являющихся должностями федеральной службы. Такой проект указа сейчас подготовлен. Мы рассчитываем, что он будет принят.
Второе,
что необходимо отметить. Мы учли план
первоочередных мероприятий по обеспечению экономической и социальной
стабильности. В бюджете учтён целый набор мер
по активизации экономического роста, поддержке отраслей
экономики, включая и предоставление государственных гарантий. На 200 млрд рублей увеличен объём предоставления
государственных гарантий для поддержки предприятий.
Кроме того, обеспечены необходимые средства
для Пенсионного фонда. Помимо пенсий учтены
необходимые ресурсы для его балансировки. Сумма общая составит 283 млрд рублей.
Важно
также отметить, что учтены средства по поддержке субъектов,
выделены бюджетные кредиты дополнительно в сумме 160 млрд рублей для рефинансирования рыночных обязательств,
которые подлежат погашению регионами в текущем
году, а также учтены меры по поддержке импортозамещения,
несырьевого экспорта, малого и среднего предпринимательства.
Распределение
дополнительных ресурсов по реализации плана антикризисных мер будет
осуществляться в пределах ассигнований,
предусмотренных на реализацию этого плана, и
эти ассигнования у нас были в основном сформированы за счёт экономии ресурсов в 2014 году. Эти средства перешли на
текущий год.
Хотел бы особо остановиться на региональном вопросе,
поскольку в нынешних условиях и региональные
бюджеты испытывают дополнительные трудности. По итогам двух месяцев снижение доходов региональных бюджетов составило
7%, а налоговых и неналоговых доходов – 10%, при том что расходы увеличились на 2%. Дефицит
составил чуть больше 200 млрд рублей, а по году мы ожидаем около 600 млрд
рублей.
Поэтому, учитывая необходимость поддержки регионов, помимо кредитов мы не сокращали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
То есть, это те дотации, которые идут на выполнение
расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Также мы не сокращали
распределённый объём дотаций на сбалансированность бюджетов регионов, деньги, которые должны были пойти на повышение зарплат
бюджетников.
Мы считаем, что регионы должны в этой ситуации определиться,
насколько необходимо в текущем году повышать заработные
платы, и направить эти средства на общую сбалансированность бюджетов субъектов
Российской Федерации. Важно, конечно, принять
решение и об оптимизации их расходных обязательств в текущем году, пересмотрев те «дорожные карты», которые у нас были приняты по этому году с субъектами Российской Федерации.
Следующий ключевой момент, на котором нужно остановиться, – это необходимость восстановления макроэкономической стабильности,
и бюджет как раз отвечает этой задаче. В
рамках изменений мы предлагаем реализовать ряд шагов, направленных на снижение инфляционного давления в экономике. Речь
идёт о снижении темпов прироста доходов. Если
у нас темпы прироста изначально
были больше 12%, то сейчас они ниже 10%.
Речь идёт также о таких мерах по снижению темпов
прироста расходов, как: неиндексация зарплат в
бюджетном секторе, денежного довольствия военнослужащих, государственных
гражданских служащих, ограничение индексации и
ряда платежей.
Последние статистические данные как раз показывают
резкое замедление инфляционной динамики: за
последнюю неделю цены выросли всего на 0,2%, это минимальный
уровень с начала ноября прошлого года.
Реализация предлагаемых мер бюджетной политики позволит
укрепить и дальше продолжить эту тенденцию и предоставит Банку России бóльшую гибкость в определении
денежно-кредитной политики, в первую очередь
по определению тех процентных ставок, которые сегодня складываются на рынке. Поэтому бюджет направлен не только на снижение инфляции, но и на снижение ставок в экономике.
Дефицит
бюджета составит по итогам 2015 года, по нашим
прогнозам, 2760 млрд рублей, или 3,8% ВВП.
Если бы мы не применяли меры оптимизационного
характера, дефицит составил бы 5,2% ВВП.
В
этих условиях основным источником финансирования дефицита становятся средства
Резервного фонда. По итогам текущего года
предлагается израсходовать 3170 млрд рублей из порядка 5 трлн Резервного фонда,
который сложился на начало текущего года. При
этом мы ещё будем просить парламент
предоставить нам право использования до 500 млрд рублей из Резервного фонда в случае возникновения потребности в ходе
исполнения бюджета.
В заключение хотел бы отметить, что такое масштабное сокращение
Резервного фонда, конечно, снижает нашу
подушку безопасности, и по итогам года она может сократиться до 2 трлн рублей
Поэтому,
на наш взгляд, необходимо как можно быстрее
подготовить меры по балансировке бюджета на 2016 и 2017 годы, которые позволят снижать дефицит федерального бюджета, с тем чтобы решить основную
бюджетную задачу – сбалансировать бюджет в
2017 году без дефицита. Для этого нам необходимо подготовить структурные решения, структурные меры и принять их
уже в весеннюю сессию работы парламента. Надеюсь на конструктивное взаимодействие с депутатами
Государственной Думы и членами Совета Федерации.
Спасибо
за внимание.
Д.Медведев: Спасибо.
<…>
1. О проекте
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О
федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов”»
Решения Правительства:
1. Одобрить в основном проект федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и
на плановый период 2016 и 2017 годов».
2. Минфину России (А.Г.Силуанову) с участием
Счетной палаты Российской Федерации и с учетом предложений заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти доработать указанный законопроект, в
том числе в части уточнения:
доходов
федерального бюджета, в том числе неналоговых доходов, включая доходы от
приватизации государственного имущества и от уплаты утилизационного сбора;
бюджетных
ассигнований федерального бюджета на отдельные направления, в том числе на:
- субсидии
из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных
средств;
-
инфраструктурные проекты федеральной целевой программы
«Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020
года» и государственных программ Российской Федерации «Социально-экономическое
развитие Калининградской области до 2020 года», «Социально-экономическое
развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»;
-
ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного
воздействия на окружающую среду в результате экономической деятельности;
-
строительство волоконно-оптических линий связи в малые
населенные пункты;
-
имущественный взнос в государственную корпорацию -
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
-
индексацию социальных выплат и заработной платы
работников бюджетной сферы;
-
субсидии, предоставляемые из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем
дошкольного образования.
Доработанный
законопроект до 12 марта 2015 г. представить в Правительство Российской
Федерации для его последующего внесения в Государственную Думу в установленном
порядке.
2. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов”»
Проект федерального закона подготовлен в связи с принятием Правительством
решения о корректировке с 1 февраля 2015 года размеров страховых
пенсий и фиксированной выплаты к ним исходя из фактического индекса роста
потребительских цен за 2014 год.
Кроме того, в связи с уточнением параметров прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 года с
учётом указанного решения законопроектом предлагается внести изменения в
отдельные параметры доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
3. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017
годов”»
Законопроектом предусматривается утверждение изменений, вносимых в
параметры доходов и расходов бюджета Фонда на 2015 год в соответствии с
уточнёнными основными показателями прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2015 год в связи с изменением внутренних и внешних
факторов и условий развития.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
4. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и
2017 годов”»
Внесённый проект федерального закона предусматривает изменение основных
параметров бюджета ФОМС на 2015 год в связи с уточнением показателей прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год.
Решения Правительства:
1.
Одобрить в основном проект федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и
2017 годов».
Минздраву
России (В.И.Скворцовой), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития
России (А.В.Улюкаеву), Минюсту России (А.В.Коновалову) совместно с Федеральным
фондом обязательного медицинского страхования доработать указанный законопроект
в части целевого использования средств нормированного страхового запаса в
размере 11,1 млрд. рублей.
Доработанный
законопроект до 12 марта 2015 г. представить в Правительство Российской
Федерации для его последующего внесения в Государственную Думу в установленном
порядке.
2.
Минздраву России (В.И.Скворцовой), Минфину России
(А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Федеральному фонду
обязательного медицинского страхования (Н.Н.Стадченко) проработать и до 15 мая
2015 г. представить в установленном порядке в Правительство Российской
Федерации предложения по совершенствованию учета численности неработающих
граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию.
5. О проекте федерального закона «О
внесении изменения в статью 4 Федерального закона “О социальных
гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”»
Проектом федерального закона предлагается дополнить Закон о социальных гарантиях
нормой, в соответствии с которой сотрудники и граждане Российской Федерации,
уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на
учёте в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и
имеющие трёх и более детей, проживающих совместно с ними, будут иметь
преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты
перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в
органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учёт в том же году.
Принятие проекта федерального закона позволит улучшить жилищные условия
семей сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах
внутренних дел, имеющих трёх и более детей.
Законопроект рассмотрен и одобрен 16
февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О социальных
гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
6. О проекте федерального
конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный
закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”»
Законопроект направлен на установление правового регулирования порядка
трансляции судебных заседаний Конституционного Суда в интернете.
Законопроект предусматривает два вида трансляции заседания Конституционного
Суда в зависимости от инициаторов их проведения: по инициативе Конституционного
Суда и с разрешения Конституционного Суда по ходатайству лиц, участвующих в
деле.
Предусматривается, что порядок проведения трансляции устанавливается
Регламентом Конституционного Суда.
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить Федеральный
конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», установив,
что информация о дате и времени проведения заседаний Конституционного Суда
размещается также в интернете.
Законопроект рассмотрен и одобрен 16
февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный
закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
7. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в
части увеличения ежемесячных денежных сумм, предусмотренных для приобретения
осуждёнными продуктов питания и предметов первой необходимости»
Законопроектом предусмотрено увеличение денежных средств, которые
осуждённым разрешено ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и
предметов первой необходимости, в зависимости от условий отбывания наказания.
Так, в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом осуждённым,
отбывающим наказание в тюрьмах на общем режиме, разрешено расходовать
ежемесячно на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости
800 рублей, в колониях строгого режима в обычных условиях – 2000 рублей.
Законопроектом предлагается заменить данные суммы суммами 6050 рублей и 7150
рублей соответственно.
При увеличении указанных сумм принят во внимание минимальный размер оплаты
труда, действующий с 1 января 2014 года (5500 рублей).
Законопроект рассмотрен и одобрен 16
февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской
Федерации в части увеличения ежемесячных денежных сумм, предусмотренных для
приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
8. О проекте федерального закона «О
внесении изменения в статью 23 Федерального закона “О статусе
военнослужащих”»
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О статусе
военнослужащих» нормой, в соответствии с которой военнослужащие – граждане,
общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более,
подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями, нуждающиеся в улучшении жилищных условий
и находящиеся в распоряжении командира до предоставления им жилого помещения
или жилищной субсидии, подлежат увольнению с военной службы без их согласия,
если они отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту
военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует
требованиям, установленным законодательством, либо от жилищной субсидии, а
равно не представили в течение месяца с даты уведомления о готовности
предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, направленного им
федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом
предусмотрена военная служба, документы, необходимые для предоставления им в
установленном порядке жилого помещения или жилищной субсидии.
При этом указанные военнослужащие при увольнении с военной службы подлежат
оставлению на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном
органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена
военная служба, до обеспечения их жилыми помещениями.
Законопроект рассмотрен и одобрен 24
февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решения Правительства:
1.
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменения в статью 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и внести
его в Государственную Думу в установленном порядке.
2.
Минобороны России (С.К.Шойгу) организовать проведение
разъяснительной работы по вопросам реализации положений указанного
законопроекта.
9. О проекте
федерального закона «О геодезии, картографии и пространственных данных и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принятие законопроекта направлено на обеспечение федеральных органов
исполнительной власти и заинтересованных лиц картографическими материалами и
результатами геодезических измерений для решения ряда государственных задач в
сфере территориального развития, строительства и инженерных изысканий,
управления природными ресурсами, экологии, навигационной деятельности, обороны
и безопасности государства, а также на коренную модернизацию отрасли как в
части используемых подходов к геодезической и картографической деятельности,
так и в части внедрения современных механизмов государственного управления и
регулирования в этой сфере.
Законопроект рассмотрен и одобрен 9 февраля
2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности.
Решения Правительства:
1.
Одобрить проект федерального закона «О геодезии,
картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу
в установленном порядке.
2.
Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) при подготовке
указанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении
проработать предложения с федеральным государственным бюджетным учреждением
«Российская академия наук».
10. О проекте федерального закона «О
внесении изменения в статью 322 Федерального закона “О таможенном
регулировании в Российской Федерации”»
Законопроектом предлагается продлить до 1 января 2016 года срок действия
переходного положения, предусмотренного частью 13 статьи 322 Федерального
закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и позволяющего
осуществлять декларирование ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из неё
электрической энергии не позднее последнего числа месяца, следующего за каждым
календарным месяцем фактической поставки товаров.
Законопроект рассмотрен и одобрен 24
февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменения в статью 322 Федерального закона «О таможенном
регулировании в Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
11. О представлении Президенту
Российской Федерации для внесения на ратификацию Договора между Российской
Федерацией и Эстонской Республикой о российско-эстонской государственной
границе и Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о
разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах
Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о
российско-эстонской государственной границе и Договор между Российской
Федерацией и Эстонской Республикой о разграничении морских пространств в
Нарвском и Финском заливах подписаны в Москве 18 февраля 2014 года. Договоры
являются базовыми документами, определяющими прохождение государственной
границы.
На сухопутном участке граница устанавливается в нынешнем начертании и
проходит по бывшей административной границе между РСФСР и Эстонской ССР с
незначительными отклонениями на отдельных участках, вызванными необходимостью
учёта сложившейся линии разграничения землепользования России и Эстонии и
характера местности.
Разграничение морских пространств осуществлено на основе положений
Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Линия разграничения базируется на
срединной линии с небольшими спрямлениями. В Нарвском и Финском заливах России
и Эстонии отходят равные по площади районы моря.
Законопроект рассмотрен и одобрен 24
февраля 2015 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по
законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Принять проект постановления
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
12. О представлении Президенту
Российской Федерации предложения о подписании Протокола о присоединении
Республики Армения к Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору
о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Проект Протокола подготовлен во исполнение положений Договора о
присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе
от 29 мая 2014 года (Договор о присоединении), в соответствии с которым Армения
принимает на себя обязательства по присоединению отдельными протоколами к
международным договорам, заключённым между Белоруссией, Казахстаном и Россией
по вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого
экономического пространства. Республика Армения не является стороной по
Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском
экономическом союзе, подписанному 23 декабря 2014 года, поскольку
присоединилась к Евразийскому экономическому союзу 2 января 2015 года.
Решение Правительства:
Принять проект постановления
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
13. О внесении изменений в прогнозный
план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления
приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы
Проект распоряжения подготовлен в связи с планируемой передачей из
федеральной собственности в государственную собственность Республики Татарстан
трёх объектов недвижимого имущества. Одного объекта, расположенного по адресу
Казань, ул. Рахматуллина-Профсоюзная, д. 6–9; и двух – по адресу Казань, ул.
Профсоюзная, д. 5/16.
Указанные помещения являются объектами культурного наследия и входят в
комплекс зданий гостиницы дворянского собрания, переданных в собственность
Республики Татарстан.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
14. О распределении субсидий,
предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой
программы развития образования на 2011–2015 годы государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы по направлению
«Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей
успешной социализации детей»
Проектом распоряжения предлагается утвердить распределение субсидий,
предоставляемых на указанные цели в 2015 году, в размере 216,315 млн рублей.
В 2015 году субсидии предоставляются 33 субъектам Федерации по двум
мероприятиям:
- «Поддержка стажировочных площадок, созданных в 2011-2013 годах, в
целях распространения современных моделей успешной социализации детей» – 41,85
млн рублей (25 субъектов Федерации);
- «Поддержка региональных программ развития образования в условиях
экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные
стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья» – 174,465
млн рублей (17 субъектов Федерации).
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
15. О распределении субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по итогам
реализации в 2014 году региональных программ переселения в целях поддержки
реализации в 2015 году мероприятий, предусмотренных региональными программами
переселения, включёнными в Государственную программу по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом
Проектом распоряжения предлагается утвердить распределение субсидий,
предоставляемых на указанные цели в 2015 году, в размере 180 млн рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
16. О внесении изменений в Положение
о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации
Проектом постановления предлагается уточнить полномочия Минсельхоза России
по принятию нормативных правовых актов об установлении порядка проведения
карантинного фитосанитарного мониторинга и утверждении перечня карантинных
объектов, а также дополнить Положение подпунктами, предусматривающими новые
полномочия Минсельхоза России по принятию ведомственных нормативных правовых
актов в области карантина растений, в том числе об установлении: карантинных
фитосанитарных требований; перечня подкарантинной продукции, на которую
выдаётся карантинный сертификат; порядка выдачи фитосанитарного сертификата,
реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата; порядка
маркировки подкарантинной продукции, перевозимой в виде древесных упаковочных
или крепёжных материалов, требований к форме специального знака международного
образца, обозначающего соответствие такой подкарантинной продукции карантинным
фитосанитарным требованиям страны-импортёра, способам его нанесения; формы
фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата,
карантинного сертификата; методики осуществления анализа фитосанитарного риска.
Решение Правительства:
Принять проект постановления
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Брифинг Антона Силуанова по завершении заседания Правительства
Стенограмма:
А.Силуанов: Сегодня
Правительство рассматривало поправки в бюджет 2015 года. Мы выходим с
предложением об уточнении бюджета несколько раньше, чем это делалось обычно,
поскольку есть необходимость скорейшего принятия мер, направленных на поддержку
экономики, поддержку субъектов Российской Федерации и малообеспеченных слоёв
населения. Если помните, обычно мы выходили с поправками в конце марта, в
апреле. Надеемся на совместную работу с парламентом по рассмотрению этих
предложений и поправок.
У нас резко изменилась макроэкономическая ситуация, и эти
изменения достаточно существенны: доходы снижаются больше чем на 17%. Поэтому
не корректировать бюджет в этих условиях было просто невозможно. И тот манёвр
бюджета, который учтён, в первую очередь даёт приоритет социальным расходам:
пенсии проиндексированы, увеличены дотации Пенсионному фонду для его
сбалансированности, проиндексирован целый ряд других расходов и предусмотрены
меры антикризисного характера,
антикризисного воздействия. Поэтому поправки в бюджет необходимы, необходимо их
принять достаточно оперативно. Будем взаимодействовать с парламентариями.
Сегодня обсуждение
прошло достаточно бурно. Многие, конечно, высказывались против оптимизации
расходов, а вы знаете, что мы предложили сокращение на 10% по основным
расходным позициям, по основным госпрограммам. Конечно, не всем это нравится.
Помимо 10-процентного сокращения мы предложили и по
инвестициям посмотреть дополнительные возможности оптимизации: по новым
стройкам – постараться их отложить на более поздние строки, по переходящим стройкам
– оптимизировать на 50%. Оставить в приоритете лишь вводные объекты. Вводные
объекты, мы приняли решение, в полном объёме должны быть профинансированы.
Кроме того, мы на федеральном уровне отказались от индексации, предлагаем
отказаться от индексации зарплат госслужащим, военнослужащим и работникам бюджетной
сферы. Мы думаем, что такие решения могут принять и субъекты Российской
Федерации, это их решение, в этих условиях это абсолютно оправданно.
В прошлые годы мы все привыкли к уточнениям бюджета,
когда происходит перераспределение, но в большей степени идут добавки. Сейчас
ситуация меняется: наоборот, мы вынуждены больше говорить об оптимизации
бюджета.
Нам необходимо на
предстоящую трёхлетку очень серьёзно задуматься. Задача бездефицитного бюджета
в 2017 году требует неувеличения практически в номинале объёмов расходов,
которые мы имеем сегодня. Напомню, что в трёхлетнем бюджете у нас каждый год
расходы росли на триллион рублей. Поэтому задача – в этом году принять решения,
которые бы корректировали наши обязательства с учётом новых возможностей бюджета,
с учётом необходимости непроедания Резервного фонда, потому что можно это
сделать за год-полтора и остаться без резервов через два года. Считаю, что
такая политика неоправданна. И мы вполне можем и должны в первую очередь
поработать с нашими обязательствами.
Поэтому работа
предстоит непростая, сложная. Нам нужно будет эту работу проводить вместе с
министерствами и ведомствами – в Правительстве, с одной стороны. С другой
стороны, конечно, сложным будет и процесс прохождения бюджета в Государственной
Думе. Поэтому мы с учётом доработок, которые обозначил Председатель
Правительства, в течение недели подкорректируем наши предложения по бюджету,
внесём их в Государственную Думу и там продолжим взаимодействие с депутатами.
Вопрос: Мила Кузьмич, РИА «Новости». Антон Германович,
можете рассказать подробнее о доработках? Что именно вы планируете доработать в
течение недели? Я так понимаю, что основные параметры и ваши предложения
приняты и вы не будете их менять. Правильно я понимаю? И
ещё, вы, когда выступали, упомянули данные по исполнению бюджета этого года за
два месяца, сказали, что доходы снизились на 10%. Не могли бы вы озвучить все
данные полностью – по исполнению, доходам, расходам, дефицит за два месяца, раз
они у вас есть?
А.Силуанов: Да, я действительно говорил о том, что у нас доходы
снизились на 8%, а без учёта разовых факторов, таких, которые произошли, в том
числе по неналоговым доходам, снижение составляет 10%. При этом мы ещё получали
экспортные пошлины, НДПИ, исходя из цен на нефть за прошлый год.
Дефицит
бюджета за два месяца у нас составил около 770 млрд рублей. В прошлом году за
два месяца был профицит. Поэтому, безусловно, данные по доходам будут у нас
идти в минус, снижаться и дальше, и в целом мы оцениваем снижение доходов более
чем на 17%.
Какие
основные замечания были? Вы знаете, много было замечаний относительно
инвестиционных проектов. Отдельные министерства и ведомства высказывались о
том, что необходимо вновь вернуться к реализации инвестиционных программ,
инвестиционных объектов и восстановить объём ассигнований.
Это касается в первую очередь
такой программы, как Дальний Восток. Действительно, там много новых проектов, и
когда мы смотрели их вместе с Министерством экономического развития, то,
руководствуясь в первую очередь подходом об оптимизации новых инвестиционных
проектов, мы предложили пока их не начинать или начинать за счёт субъектов
Российской Федерации, просто потому, что в основном это региональные проекты с
софинансированием из федерального бюджета.
Ряд предложений касался
перераспределения ассигнований по отдельным министерствам и ведомствам. Ряд
предложений касался дополнительного увеличения или восстановления
десятипроцентного сокращения. Но здесь есть какое ограничение? Мы должны
сократить расходы в реальном выражении на 5% – такая задача поставлена в
Послании Президента, да и антикризисный план Правительства тоже предусматривает
реализацию этой задачи. 5% в реальном выражении определены – это чуть больше 15
трлн рублей. Сверх этих расходов мы не можем их увеличивать. Даже, предположим,
если мы найдём или в ходе исполнения бюджета получим дополнительные доходы, то
в этом случае мы должны сокращать траты Резервного фонда, поскольку предельный
объём расходов чётко определён. Нам увеличивать его нельзя, иначе потом мы не
выйдем на нашу цель – приведение бюджета в соответствие с новыми макроэкономическими
условиями и обеспечение его балансировки в 2017 году. Невозможно это иначе
сделать. Поэтому, как ни сложно будет, будем искать ресурсы внутри бюджета, а
ещё смотреть возможности для дальнейшей работы с расходами.
Вопрос: «Блумберг».
Можно всё-таки уточнить: вы на следующей неделе вносите бюджет в Госдуму или
вся следующая неделя уйдёт на доработку бюджета?
А.Силуанов:
Председатель Правительства дал нам на доработку семь дней. Мы, собственно, этим
и будем руководствоваться.
Вопрос: По
поводу Резервного фонда. Вы планируете запросить 3,7 трлн рублей, включая те
500 млрд, которые уже, собственно, были на этой неделе получены. Есть ли
какой-то график или транши, как будет бюджет получать деньги из Резервного
фонда?
А.Силуанов:
Мы намерены запросить 3 трлн 170 млрд рублей и ещё иметь право использовать до
500 млрд рублей Резервного фонда, как это было сейчас в бюджете. То есть в 3,17
трлн включаются первые 500 млрд, которые мы уже использовали в текущем году. У
нас такое право было, мы использовали его вместе с Центральным банком:
сократили резервы Правительства. Поэтому в 3,17 трлн включаются те 500, которые
были использованы, и эти деньги необходимы будут для финансирования дефицита
бюджета. И мы хотим те же самые 500, такой же объём сохранить в качестве
возможности задействования средств Резервного фонда, чтобы мы могли иметь
больше оперативности в распоряжении средствами фонда. Это не значит, что мы их потратим, вторые 500, но
такое право хотим получить и будем работать по датам.
Вопрос:
Но графика нет какого-то? То есть каждый месяц или каждые два месяца…
А.Силуанов:
Пока у нас ресурсов для исполнения наших кассовых планов до апреля достаточно.
Посмотрим, как будет проходить пополнение бюджетной базы и как мы будем
привлекать источники финансирования дефицита на внутреннем рынке. После этого
будет приниматься решение по задействованию Резервного фонда. Хочу сразу сказать,
что это будет последняя, что называется, мера. В первую очередь, безусловно,
будут использоваться остатки средств, которые у нас есть в бюджете, ресурсы,
которыми располагает казначейство, исполняя бюджеты учреждений, бюджеты
государственных внебюджетных фондов (там немаленькие остатки есть, мы их будем
задействовать), будем выходить на рынок. И только потом, в самую последнюю
очередь, обращаться к средствам Резервного фонда.
Вопрос:
По поводу регионов, региональных бюджетов. Вы две недели назад говорили, что
надо скорректировать Указ Президента по повышению зарплаты бюджетников до средней
по региону. Принято ли это решение? И второй вопрос: по долгу регионов какие у
вас прогнозы на этот год? Насколько увеличится долг?
А.Силуанов:
Региональные бюджеты, действительно, тоже острая проблема. Почему? Потому что в
условиях снижения доходов растут обязательства. И в первую очередь надо
работать с регионами по обязательствам, которые есть у субъектов Российской
Федерации. Основное обязательство – это «дорожные карты», в том числе и по
повышению заработных плат. Мы на федеральном уровне сейчас говорим о
возможности переноса индексации заработных плат и считаем, что такие же решения
возможно принять субъектам Российской Федерации. Сейчас прогноз роста заработных
плат значительно ниже, чем был летом прошлого года, когда бюджеты
формировались. С другой стороны, в реальном выражении вообще заработная плата
идёт вниз. Поэтому торопиться, как это было раньше, и в ускоренном порядке
принимать решения об увеличении заработной платы работникам бюджетной сферы,
наверное, в этих условиях достаточно сложно – с точки зрения нагрузки на
бюджет. Сейчас надо больше заниматься, конечно, производительностью труда, чему
в первые годы реализации этих «дорожных карт» в меньшей степени уделялось
внимание. Поэтому мы считаем, что для того, чтобы обеспечить баланс,
балансировку бюджетов регионов, помимо финансовой помощи, которая будет
оказываться из федерального центра, регионам надо ещё раз взглянуть на те
обязательства, которые они выполняют. И федеральным министерствам и ведомствам
тоже по соответствующим отраслям скорректировать «дорожные карты», которые были
на этот год предусмотрены. Только в таком случае регионы могут не сильно
увеличить долги. По нашим оценкам, если ничего не делать, то бюджетный дефицит
может составить около 600 млрд рублей. Если мы поработаем с оптимизацией расходных
обязательств на этот год, поможем субъектам в рамках практически несокращаемых
объёмов трансфертов и увеличим бюджетные кредиты, мы обеспечим финансовыми
ресурсами регионы в этот непростой период.
Вопрос:
То есть график повышения будет растянут во времени?
А.Силуанов:
Это будет решение субъектов Российской Федерации. И мы считаем, что такие планы
должны быть скорректированы вместе с нашими отраслевыми министерствами и
ведомствами, которые (каждое по своей линии, отрасли) осуществляют
взаимодействие с регионами: то есть Министерство образования – по линии
образования, Министерство культуры – по культуре и так далее. То есть те планы,
которые были в рамках так называемой дорожной карты определены на текущий год,
в нынешних условиях вполне могут быть скорректированы. Мы считаем, что это экономически
абсолютно правильно.
Вопрос:
Алексей Улюкаев обещает в апреле вновь пересмотреть прогноз и уже говорит о его
улучшении. Вы согласны вновь проводить кампанию по пересмотру бюджета либо вы
будете просто сокращать расходы Резервного фонда?
А.Силуанов:
Мы никаких кампаний не проводим, мы просто уточняем бюджет с учётом резко
изменившегося прогноза. Мы уже с вами говорили о том, что если цена на нефть,
предположим, будет уточнена… Если мы получим дополнительные доходы в текущем
году, в первую очередь их надо направлять на снижение трат Резервного фонда.
Можно, конечно, поступить и по-другому – можно
увеличивать расходы, но тогда подушка безопасности у нас быстро сократится.
Поэтому в нынешних условиях есть чёткий ориентир – объём бюджетных расходов,
рассчитанный исходя из сокращения на 5% в реальном выражении. Поэтому считаю,
что даже если мы получим дополнительные доходы, поступления – ещё нужно
посмотреть, как пойдёт развитие ситуации, – это должно приводить к снижению
использования средств Резервного фонда Правительства.
<…>