Заседания Правительства

29 сентября, четверг
22 сентября, четверг
14 сентября, среда
5 сентября, понедельник
1 сентября, четверг
25 августа, четверг
18 августа, четверг
21 июля, четверг
13 июля, среда
7 июля, четверг
30 июня, четверг
23 июня, четверг
9 июня, четверг
2 июня, четверг
26 мая, четверг
19 мая, четверг
11 мая, среда
28 апреля, четверг
21 апреля, четверг
14 апреля, четверг
1

Календарь

Октябрь
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
2016
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

Заседание Правительства (2015 год, №3)

  • Повестка
  • Стенограмма
  • Принятые решения
  • Брифинги

1. О совершенствовании системы саморегулирования в Российской Федерации

Доклад по вопросу о совершенствовании системы саморегулирования в Российской Федерации внесён Минэкономразвития России.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из принципов взаимоотношений государства и бизнеса определено создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества.

2. О проекте федерального закона «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменения в Федеральный закон “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”»

Законопроект предусматривает установление особенностей рассмотрения дел о банкротстве, находившихся на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в её составе новых субъектов в производстве хозяйственных судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на указанную дату, а также особенностей приобретения членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих гражданами России в этих регионах.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Устанавливаются особенности государственной регистрации юридических лиц-должников, дела о банкротстве которых на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов находились в производстве хозяйственных судов, действовавших на территориях этих регионов.

3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона “О банке развития”»

Законопроект подготовлен на основе анализа потребностей российских экспортёров сельскохозяйственной и промышленной продукции с учётом практики финансирования экспортных проектов. Предложения разработаны в целях расширения возможностей Внешэкономбанка по оказанию комплексной финансовой поддержки экспорта российской сельскохозяйственной и промышленной продукции (товаров, работ, услуг), а также обеспечения поддержки российских инвестиций за рубежом на основе общепринятой международной практики.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности»

Законопроектом устанавливается запрет на выращивание и разведение генно-инженерно-модифицированных растений и животных, за исключением их использования для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ.

Законопроектом вводятся процедуры контроля за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду и мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, а также предусматривается распространение на импортёров соответствующих организмов и продукции обязанности по прохождению необходимых регистрационных процедур.

При этом предлагается наделить Правительство правом запрещать ввоз в Россию указанных организмов и продукции по результатам мониторинга.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”»

Законопроектом вносятся изменения в 19 федеральных законов в целях приведения их положений в соответствие с нормами Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. О проекте федерального закона «Об обращении биомедицинских клеточных продуктов»

Законопроект определяет основы государственного регулирования в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов.

Законопроект регулирует отношения, возникающие в связи с разработкой  биомедицинских клеточных продуктов, их доклиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, клиническими исследованиями, производством, хранением, утилизацией, транспортировкой, продажей, а также ввозом в страну и вывозом из неё.

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 “О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска”»

Проект федерального закона направлен на устранение несоответствия положений действующего законодательства по возмещению вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным их участием в действиях подразделений особого риска, и позволит обеспечить назначение указанной категории лиц ежемесячной денежной компенсации, установленной Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» всем военнослужащим, получившим инвалидность вследствие воздействия радиации.

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”»

Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие новый порядок проведения отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооружённые Силы.

В настоящее время правом отбора граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооружённые Силы наделены только военные комиссариаты.

При переходе на приоритетное комплектование войск и сил флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в структуре кадровых органов Вооружённых Сил были созданы пункты отбора на военную службу по контракту, через которые осуществляется целенаправленный приём граждан на военную службу по контракту в Вооружённые Силы.

Целесообразность создания пунктов отбора подтверждается результатами их деятельности, однако до настоящего времени ряд полномочий за ними законодательно не закреплён.

Реализация настоящего законопроекта позволит обеспечить правовую основу для выполнения пунктами отбора задач по предназначению, при этом на них предлагается возложить функции по отбору граждан на военную службу по контракту в Вооружённые Силы. Порядок проведения мероприятий медицинского освидетельствования и дактилоскопической регистрации граждан, поступающих на военную службу по контракту, предлагается оставить без изменений.

Учитывая, что решение о служебном предназначении поступающих на военную службу по контракту должно выноситься с учётом результатов проводимого военными комиссариатами медицинского освидетельствования и сведений воинского учёта, законопроектом предусмотрено возложить полномочия по определению соответствия граждан требованиям военной службы на совместные комиссии пунктов отбора и военных комиссариатов.

9. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 5510 и 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Законопроект предусматривает наделение Правительства полномочиями по установлению требований к размещению и (или) инвестированию средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Кроме того, законопроектом предусматривается, что Правительством могут быть установлены случаи, когда средства компенсационных фондов подлежат передаче в доверительное управление профессиональным управляющим компаниям.

Законопроектом также устанавливается, что размещение и инвестирование средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций должно осуществляться с учётом необходимости исполнения саморегулируемой организацией в пределах средств компенсационного фонда обязательств, возникающих в связи с солидарной ответственностью таких организаций по обязательствам своих членов в предусмотренных Градостроительным кодексом случаях. Исполнение указанных обязательств будет обеспечиваться в том числе за счёт установления Правительством минимальной доли средств компенсационных фондов, размещённых на банковских счетах и (или) депозитах.

10. О проекте федерального закона «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Законопроект разработан с целью исключения из Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» норм о необходимости подготовки государственной программы разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов по следующим, в частности, основаниям.

Изучение и освоение континентального шельфа в настоящее время осуществляются в соответствии с целым рядом иных программных документов, принятых в смежных областях: «Воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2013–2020 годы (в части геологического изучения недр и оценки ресурсного потенциала), «Развитие судостроения на 2013–2030 годы» (в части строительства специализированных судов), «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы (в части создания современных технологий разработки месторождений нефти и газа), «Энергоэффективность и развитие энергетики» (в части совершенствования деятельности естественных монополий), «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (в части обеспечения экологической безопасности Арктической зоны).

11. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения о Новом банке развития»

Соглашение предусматривает создание многостороннего финансового института – Нового банка развития, цель деятельности которого будет заключаться в финансировании инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах.

Соглашение открыто для присоединения к нему новых участников – членов ООН, в том числе развивающихся и развитых стран.

В банке предусматривается трехуровневая система корпоративного управления: совет управляющих, совет директоров и президент.

Штаб-квартира банка будет располагаться в Шанхае.

12. О проекте федерального закона «О ратификации Протокола о прекращении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь, от 29 июня 2007 года»

Продолжение действия Соглашения нецелесообразно, поскольку в условиях функционирования Таможенного союза вопросы транзита товаров, перемещаемых между таможенными органами России и Белоруссии, в полном объёме определены Таможенным кодексом Таможенного союза и Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.

13. О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Проектом постановления предлагается ввести институт оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что позволит выявить взаимосвязь между результатами оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта и тем эффектом, который получен после его принятия и вступления в силу.

Предусматривается, что оценка фактического воздействия нормативного правового акта будет проводиться в отношении нормативных правовых актов, при разработке проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия, а также иных нормативных правовых актов по решению Президента России, Правительства или Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

14. О внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы

Проект подготовлен с учётом предложения Минэнерго России о реорганизации Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ФГУП «ЦДУ ТЭК») в форме преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение в целях последующего присоединения к ФГБУ «Российское энергетическое агентство».

В целях реализации положений Федерального закона «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» и постановления Правительства «Об утверждении Положения о создании, об эксплуатации и о совершенствовании государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса» необходимо создание единого многопрофильного информационно-аналитического центра топливно-энергетического комплекса, включая формирование, хранение, ведение и организацию использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса на основе консолидированных отраслевых массивов информации и организационно-технологическое сопровождение функционирования данной государственной информационной системы.

В связи с этим планируется создать центр на базе ФГБУ «Российское энергетическое агентство», присоединив к нему ФГУП «ЦДУ ТЭК» (предварительно преобразовав его в федеральное государственное бюджетное учреждение), обладающее значительными массивами информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, прежде всего в области нефтяной, газовой и угольной промышленности.

С учётом изложенного представляется целесообразным исключение ФГУП «ЦДУ ТЭК» из прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 20142016 годы.

15. О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы

Проектом распоряжения предлагается распределить в 2015 году субсидии на указанные цели общим объёмом 10 млрд рублей между 85 субъектами Федерации.

16. О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации

Проектом постановления предлагается внести изменения в положение о Минтруде России, включив в полномочия ведомства вопросы организации и обеспечения мобилизации, руководства мобилизационной подготовкой подведомственных организаций (Федеральной службы по труду и занятости, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий), организации и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в подведомственных организациях и организациях, деятельность которых связана с деятельностью министерства.

17. О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам Крыма

Проект постановления подготовлен в целях реализации Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В соответствии с Федеральным законом разработка единой государственной политики функционирования особого правового режима и социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя, а также функционирования свободной экономической зоны возлагается на уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти.

Проектом постановления предлагается возложить на Министерство Российской Федерации по делам Крыма полномочия по реализации Федерального закона.

Москва,
28 января 2015 года

Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Министра экономического развития Алексея Улюкаева

Сообщение Президента Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александра Шохина

Сообщение первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова

Стенограмма:

Вступительное слово на заседании Правительства

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги. Несколько вопросов для вступительного слова. Во-первых, вчера я подписал, а позавчера мы довольно активно обсуждали План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, так называемый первоочередной план на 2015 год. Просил бы всех незамедлительно приступить к работе по своим направлениям, там всем всё понятно, все всё видели. Естественно, не буду говорить банальностей, каждый из присутствующих лично отвечает за исполнение той части плана, которая адресована конкретному министерству и руководству Правительства.

Кроме того, нам нужно подготовить новую редакцию Основных направлений деятельности Правительства. Вчера мы встречались с коллегами из Государственной Думы, они предлагают ещё поменять Основные направления по таможенным делам и по некоторым другим вопросам. Естественно, это тоже можно сделать, но прежде всего обратив внимание на Основные направления деятельности Правительства как на фундаментальный документ, рассчитанный не на один год, а на длительный период. Пришла пора в него внести свои коррективы. Хотел бы, чтобы министры свои предложения представили, включая предложения по структурной политике на ближайшие годы. Заместители Председателя Правительства должны эти вопросы обобщить и уже представить мне окончательные предложения по редакции Основных направлений деятельности Правительства.

Участники заседания

  • PDF

    152Kb

    Список участников заседания Правительства, 29 января 2015 года

Теперь к повестке дня. Первый вопрос касается совершенствования системы саморегулирования. Институт этот не новый, появился в 2007 году. К настоящему времени создано более тысячи саморегулируемых организаций, которые охватывают самые разные сферы деятельности. Одна из основных функций саморегулируемой организации – устанавливать стандарты и правила либо в определённом виде предпринимательской деятельности, либо в определённой профессии и контролировать их соблюдение, их исполнение. Когда мы начинали эту реформу и передавали часть своих полномочий участникам рынка, мы предполагали, что в результате снизится избыточная административная нагрузка на экономику, сократится количество лицензируемых видов деятельности (что, собственно, и произошло), контрольно-надзорные и разрешительные процедуры станут более простыми и более понятными. Одновременно – это как бы оборотная сторона, но не менее важная – возрастёт ответственность бизнеса перед потребителями соответствующих продуктов, работ, услуг. Особенно это касается тех сфер, где вступление в саморегулируемую организацию, по сути, даёт право заниматься определённым видом деятельности без государственного лицензирования. Государство, делегируя полномочия по допуску на рынок, вправе ожидать, что эти функции будут выполняться более эффективно, чем это было ранее, и все участники отношений будут соблюдать обязательные предписания.

Давайте проанализируем, что получилось. Оценки здесь разные, скажем прямо. Некоторые эксперты считают, что в одних сферах это привело к избыточной волоките, а в других, наоборот, саморегулируемые организации лишь штампуют формальные бумажки, разрешения по допуску на рынок, не отвечая за квалификацию тех или иных организаций. Есть, естественно, и противоположное мнение – что в целом всё развивается нормально и количество сфер, которые должны быть отданы на откуп саморегулируемым организациям, должно возрастать.

Заседание Правительства

В любом случае курс на снижение присутствия государства в экономике является очевидным, и лучшим антикризисным средством является предоставление большей свободы бизнесу, но не без нюансов. При этом важно соблюсти баланс интересов сторон, включая самих потребителей, поэтому нужно повышать ответственность субъектов саморегулирования, включая, кстати, и возможную имущественную ответственность, обеспечивать большую прозрачность принятия ими решений, открытость в опубликовании правил. Для этого необходимо повысить эффективность нормативно-правового регулирования этих отношений. Здесь есть предложения, с которыми выступит Министр экономического развития и в качестве внешнего эксперта – президент РСПП Александр Николаевич Шохин.

Сегодня мы обсудим также поправки в закон о Банке развития, которые расширяют полномочия Внешэкономбанка, позволяют ему предоставлять финансовую гарантийную поддержку экспортёрам промышленной и аграрной продукции, оказывать помощь российским инвесторам на международных рынках. С помощью этих поправок мы рассчитываем выстроить более простые, более быстрые, более эффективные процедуры согласования и запуска за рубежом новых инвестпроектов.

Кроме того, планируется расширить деятельность ВЭБа в части финансирования поставок продукции, которая произведена за границей в рамках международной кооперации, в том числе на территории Евразийского экономического союза, причём речь идёт о продукции, где доля российских компонентов составляет не менее 30% от её себестоимости. Это должно помочь нашим производителям лучше осваивать новые рынки и получить доступ к технологическим новинкам.

За время своей работы банк рассматривал десятки обращений по реализации иностранных инвестпроектов, но многие из них были отклонены просто потому, что не соответствовали задачам Внешэкономбанка.

Очевидно, что господдержка на зарубежных рынках – это стандартное явление в международной практике, и ведущие институты развития других государств вовлечены в продвижение товаров и услуг национальных производителей на мировые рынки. Всем известны названия этих структур – это и «Эксимбанк» США, и специальный банк – агент правительства Франции, немецкий государственный банк KfW и, в общем, достаточное количество других. Поэтому и нам нужно приводить наше законодательство в соответствие с теми подходами, которые существуют в мире.

Рассматриваемый сегодня законопроект – часть пакета поправок в закон о банке развития, который направлен на поддержку экспорта. В ближайшее время мы также рассмотрим вопросы, касающиеся страховой поддержки экспорта российских товаров и услуг.

Ещё один важный вопрос, во всяком случае резонансный вопрос, касается развития отечественного сектора биомедицинских технологий. Рассмотрим законопроект, который устанавливает правила обращения так называемых биомедицинских клеточных продуктов, то есть продуктов, которые созданы на базе клеток человека. Как известно, сфера их применения весьма широка, но она не регулируется специальным законом, соответственно, создаёт ситуацию правового вакуума и различные правовые последствия порождает. Поэтому тот законопроект, который вносится, устанавливает правила разработки доклинических и клинических исследований, регистрации, производства и продажи клеточных продуктов, предусматривает государственный контроль в сфере их производства и обращения. По всей вероятности, уже пора это сделать.

Сегодня мы также рассмотрим проект постановления о введении института оценки фактического воздействия нормативных актов, которые касаются предпринимательской и иной экономической деятельности. Ещё прошлым летом я давал такое поручение по итогам, кстати, встреч с бизнесом, с тем же самым РСПП. Таким образом, мы продолжаем совершенствовать процедуру оценки регулирующего воздействия, которая позволяет комплексно анализировать и выгоды, и издержки от государственного регулирования какой-либо сферы.

Но в данном случае речь идёт об оценке фактического воздействия после вступления нормативного акта в силу, то есть возможности понять, как нормативный акт на самом деле применяется, как он работает, что он регулирует, а что он не регулирует, какие проблемы порождает. В результате, надеюсь, малоэффективные, совсем неэффективные документы, которые, к сожалению, есть, будут отменяться или совершенствоваться.

Несколько ещё, естественно, вопросов, включая такие важные, как распределение субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования и некоторые другие, также находятся у нас в повестке дня.

Давайте приступим к обсуждению первого вопроса.

Слово для доклада – Министру экономического развития.

А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Базовые принципы саморегулирования у нас заложены в законе 2007 года. Я не буду повторять идеологию этого закона, во вступительном слове Председатель об этом сказал. Скажу лишь, что кроме базовых принципов закона «О саморегулируемых организациях» есть отраслевые особенности саморегулирования, и поэтому у нас есть также определённый регулятивный массив законов, которые устанавливают режим обязательного членства саморегулируемых организаций и предусматривают определённые отраслевые особенности.

Доклад Министра экономического развития Алексея Улюкаева на заседании Правительства

Сейчас у нас обязательное членство участников рынка в СРО – это 11 сфер деятельности, а уже принято решение о том, что ещё в двух в этом году будет введён этот режим. Итого 13 отраслей: это и строительство, и оценочная деятельность, и аудит, и кредитная кооперация, и деятельность арбитражных управляющих, и так далее.

В 10 отраслевых законах упомянута возможность добровольного членства. Это не требуется с формальной точки зрения, тем не менее такая практика существует законотворческая. Конечно, есть СРО, которые просто создаются на основе базового закона.

В настоящее время создана 1191 саморегулируемая организация. Большая часть, больше чем две трети, 767, – в отраслях, где предусмотрено обязательное членство, 424 – в сфере добровольных саморегулируемых организаций. Динамика довольно бурная, особенно в сфере добровольных СРО. Там почти в три раза увеличилось за последние четыре года количество организаций. Чуть меньше, но тоже довольно быстрая динамика и в тех отраслях, где обязательно членство в СРО. Так, например, в отрасли строительства и архитектурно-изыскательской деятельности практически 500 СРО создано и действует в настоящий момент. При этом даже в тех сферах, где предусмотрено добровольное членство, по сути, стимулом к созданию саморегулируемых организаций является ожидание введения там принципов обязательного саморегулирования. Поэтому в тех сферах, где такие ожидания имеются (это прежде всего управление недвижимостью, ЖКХ, в сфере обращения с отходами, пожарная безопасность), там активнее идёт этот процесс, создано больше соответствующих организаций.

В соответствии с поручениями Президента и Правительства мы провели анализ результативности работы системы саморегулирования и сформулировали определённые предложения в рамках концепции совершенствования системы саморегулирования в Российской Федерации.

Итак, проблемы, которые выявились. Первая. Низкое качество стандартизации. На самом деле стандарты не стали стандартами профессиональной деятельности высокой репутации участников, как это есть в иных странах, где зачастую стандарты саморегулирования выше по своим требованиям, чем то, что установлено законодательством. В нашей ситуации в большинстве случаев это формальное переложение содержания требований законов в соответствующие профессиональные или предпринимательские стандарты.

Низкая эффективность контроля саморегулируемых организаций за своими членами.

Низкий коэффициент использования механизмов ответственности предпринимателей или профессионалов перед потребителями, производимых ими товаров и услуг. То есть компенсационные фонды создаются, объём средств, который там сконцентрирован, очень большой, а количество выдачи выплат из компенсационных фондов крайне низкое. Практически не работают также такие институты, как страхование. Обязательное или добровольное страхование ответственности участников саморегулируемых организаций также крайне низкое.

Почти нет процедур внесудебного разрешения споров между членами саморегулируемых организаций и их контрагентами.

Очень низок и государственный контроль за деятельностью самих саморегулируемых организаций. И нет даже такой правовой рамки для работы национальных объединений саморегулируемых организаций, которые существуют. Есть практика их деятельности, но в законе эта практика совершенно не регламентирована, просто отсутствует упоминание о ней в законе.

С точки зрения организации, мы видим, что у нас низкая степень универсальности закона. Сначала предполагалось, что у нас будет ограниченный отраслевой перечень особенностей регулирования. Сейчас он фактически стал безграничным. Отрасли с особенностями регулирования, с обязательным саморегулированием, – их число увеличивается, и базовые принципы универсального закона не работают. Я имею в виду такие базовые принципы, как принцип единства отрасли, например, о невозможности сочетания в одной саморегулируемой организации профессионалов и предпринимателей или физических и юридических лиц. То есть у нас есть низкая степень универсальности и большое количество отраслевых законов с таким неограниченным числом особенностей регулирования через саморегулируемые организации.

Фактически у нас сохраняется одновременно и государственное регулирование, и обязательное членство в саморегулируемых организациях. Вот, например, у нас есть обязательное требование участия в СРО для организаторов азартных игр, букмекерских контор или тотализаторов и при этом есть лицензирование соответствующей деятельности, двойное регулирование, и, так сказать, вместо того, чтобы снизить регулятивное бремя для предпринимателей, для бизнеса, мы фактически его увеличиваем.

Для того чтобы решить эти проблемы, повысить эффективность данного института, подготовлен проект концепции совершенствования механизма саморегулирования, которая исходит из того, что мы должны обеспечить унификацию и стандартизацию требований к самому этому институту, к самим организациям, единый подход к регулированию СРО и ограничение перечня отраслевых особенностей деятельности СРО и введение обязательности их участия, которое предусматривается отраслевыми законами. То есть в базовом законе должен быть чётко сформулирован принцип, что может регулироваться отдельным отраслевым законодательством в части СРО. Кроме того, предлагается совершенствовать механизмы обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования через утверждение принципа коллективной ответственности и установление в качестве базового принципа солидарной ответственности членов СРО.

Расширить перечень оснований для обращения к взысканию средств компенсационных фондов или для обращения за страховой выплатой в рамках гражданско-правовой ответственности членов саморегулируемых организаций.

Повышение эффективности осуществления контроля СРО за предпринимательской и профессиональной деятельностью и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров как между членами СРО, так между ними и их контрагентами.

Принятие комплекса мер, направленных на усиление ответственности саморегулируемых организаций в случае нарушения ими обязательных требований. В частности, предлагается установить базовые требования к порядку осуществления государственного контроля за деятельностью СРО, требования к осуществлению ими контроля за деятельностью своих членов, детализации состава административных правонарушений в сфере деятельности саморегулируемых организаций.

Следует включить в базовый закон о СРО главу, посвящённую регулированию деятельности национальных объединений СРО, в том числе вопросов их статуса, порядка их формирования, определения объёма их прав, обязанностей и тех функций, которые на них возлагаются.

Формирование стимулов для создания и развития саморегулируемых организаций с добровольным участием. Мы не предлагаем отказаться от института обязательного участия в СРО для ряда отраслей, но хотели бы стимулировать создание организаций с добровольным участием.

Основным механизмом реализации этих предложений будут являться поправки в закон о саморегулируемых организациях. Предполагается подготовить такие поправки к октябрю, в течение ближайших двух месяцев доработать концепцию, направить её на утверждение распоряжением Правительства к апрелю, а к октябрю представить согласованный пакет изменений и дополнений в закон о саморегулируемых организациях.

Спасибо.

Д.Медведев: А почему к октябрю? Это такой сложный закон? Нужно 10 месяцев, чтобы подготовить эти изменения?

А.Улюкаев: Думаю, можем постараться быстрее уложиться. Просто мы исходили из того, что трудно успеть в весеннюю сессию. Я согласен с тем, чтобы поставить на июнь.

Д.Медведев: Давайте поставим на июнь, конечно. Договорились.

Пожалуйста, Александр Николаевич.

А.Шохин: Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Я хотел бы подчеркнуть, что тема саморегулирования для бизнес-сообщества является одной из постоянных, приоритетных тем. Мы ежегодно проводим форумы саморегулируемых организаций, и 20 марта уже будет пятый ежегодный форум по саморегулированию. Кстати сказать, можно доработанную концепцию обсудить в порядке публичного живого обсуждения именно на этом форуме.

Член Экспертного совета при Правительстве, президент РСПП Александр Шохин, первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов

Безусловно, развитие саморегулирования натолкнулось на определённый ряд препятствий и проблем, концепция и обновление законодательства являются неотложной задачей. Действительно, затягивать здесь нельзя, многие проблемы достаточно очевидны. В частности, в концепции с точки зрения экспертного и бизнес-сообщества правильно в целом отмечены проблемы – это низкая универсальность, или недостаточная базовость базового закона о саморегулировании, отсутствие регулирования национальных объединений саморегулируемых организаций, слабое развитие стандартизации и так далее. Но поскольку и Вы, Дмитрий Анатольевич, и Алексей Валентинович об этом говорили, я повторять проблемы не буду.

Мы поддерживаем основное направление работы на ближайшее время – это законодательное закрепление общегосударственной модели саморегулирования. Собственно, это вытекает из поручения Президента. Безусловно, нужно исключить необоснованные и неограниченные отраслевые требования к саморегулированию, которые прописаны в так называемых отраслевых, или специальных, законах.

Мы поддерживаем предусмотренную концепцией трехуровневую модель саморегулирования, имея в виду, что в базовом законе должны быть более чётко прописаны, чего сейчас вообще нет, требования к национальным объединениям, к их правам, обязанностям, к распределению полномочий между национальными объединениями, самими саморегулируемыми организациями и государственными органами по надзору и контролю.

Здесь, конечно, надо обсудить отдельно возможность функционирования, скажем, единственной саморегулируемой организации на рынке или их ограниченного числа. Здесь могут быть, наверное, особые технологии передачи функций национального объединения таким СРО. Мы, в частности, натолкнулись на эту проблему при обсуждении саморегулирования на рынке финансовых услуг. Тем не менее это тоже должно быть прописано в базовом законе, а не только в специальном.

Очень важное положение, о котором Вы, Дмитрий Анатольевич, говорили, –относительно того, что презумпция избыточности государственного регулирования была основой принятия соответствующего законодательства, и нам очень важно, чтобы возложение на саморегулируемые организации и их национальные объединения контрольных функций сопровождалось уменьшением аналогичных функций государственных органов, в том числе в форме административных разбирательств и урегулирования споров в рамках третейских судов. Поэтому в связи с обсуждением законодательства о третейском судопроизводстве (в декабре Вы проводили, Дмитрий Анатольевич, совещание на эту тему), может быть, всё-таки стоит разрешить национальным объединениям саморегулируемых организаций учреждать третейские суды? – не только, скажем, ТПП и аналогичные структуры могли бы получить такое право, но и национальные объединения.

Мы поддерживаем направленность концепции на развитие добровольного саморегулирования. Сейчас добровольное саморегулирование – это своего рода лист ожидания. Бурный рост этих организаций, добровольных и саморегулируемых, – это ожидание того, что они станут обязательными по закону (обязательное членство), но в принципе можно стимулировать добровольное саморегулирование, делегируя определённые полномочия. В частности, можно было бы процессуальными полномочиями такие организации наделить, в случае если стандарты их деятельности являются достаточно высокими. Можно было бы наделить их правами при рассмотрении дел об административных правонарушениях, то есть представлять интересы своих членов без доверенности и так далее, можно было бы передавать отдельные функции государственного контроля и так далее. Тогда без обязательности по закону можно было бы стимулировать создание добровольного саморегулирования.

Безусловно, некоторые вопросы требуют уточнения, в том числе и в проекте решения. В частности, там говорится в основном о базовом законе, но многие недостатки связаны с несовершенством нормативно-правовой базы в конкретных отраслях. К примеру, заниженные требования к количеству членов СРО приводят к функционированию таких саморегулируемых организаций, которые не способны обеспечить высокий уровень реализации своих функций, высокий уровень стандартов. Низкие требования к размеру компенсационного фонда приводят к отсутствию заинтересованности и возможности привлекать СРО к субсидиарной ответственности.

Поэтому очень важно одновременно с подготовкой поправок в базовый закон проанализировать, промониторить эффективность установленных требований к СРО в разных отраслях и подготовить изменения в отраслевые законы.

В этой связи, наверное, было бы правильно ускорить принятие поправок в базовый закон. Если даже в весеннюю сессию не удастся это сделать, надо внести их до конца весенней сессии, чтобы можно было на площадке Думы уже рассматривать, с тем чтобы, может быть, до конца года скорректировать и соответствующее отраслевое законодательство.

Безусловно, очень важен механизм координации, поскольку у нас многие ведомства заняты саморегулированием и осуществляют надзор в отраслях, где обязательное членство в СРО есть. Очень важен механизм координации с целью обеспечения единства требований. Безусловно, сейчас вряд ли возможно ставить вопрос об отдельной какой-то службе по развитию саморегулирования, но механизм обеспечения единства требований должен функционировать. И в связи с тем, что в июне будет, наверное, обновление Национальной предпринимательской инициативы и «дорожных карт», одну из «дорожных карт», может быть, посвятить этому вопросу.

Я хотел бы в заключение сказать, что при обсуждении концепции на экспертном уровне, в деловом сообществе высказывались разные, безусловно, точки зрения. То, о чём я говорю, – это позиция большинства членов экспертного сообщества, делового сообщества.

Поэтому предлагаем одобрить концепцию, но в течение примерно двух месяцев мы хотели бы и готовы поработать вместе с Минэкономразвития и соответствующими ведомствами по доработке этого документа и подготовке проекта поправок к базовому закону.

Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, какие будут комментарии и предложения по концепции, по работе над изменением закона о саморегулируемых организациях? Пожалуйста.

С.Швецов (первый заместитель председателя Банка России): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Когда Центральный банк был наделён функциями мегарегулятора, одновременно на базе общественного обсуждения выработались предложения по изменению саморегулирования на финансовом рынке. Оно, саморегулирование, появилось задолго до появления базового закона, имеет свои особенности, существенно отличающиеся от того, что сформулировано и в концепции, и в базовом законе.

Причина этого в том, что финансовый сектор иным образом регулируется. Если везде мы берём вектор на дерегулирование, то мировой вектор по финансовому сектору – это углубление регулирования. Это регулирование сводится не только к поведенческому регулированию – как финансовый сектор взаимодействует с потребителями услуг, – но и к контролю за финансовой устойчивостью наших страховых организаций, пенсионных фондов, банков и так далее.

Поэтому наше предложение – продолжить ту практику, которая сложилась, а именно вывод финансового сектора из-под действия базового закона, и отметить в проекте решения, что концепция не распространяется на саморегулирование в финансовом секторе.

За то время, что прошло с момента создания мегарегулятора, мы с финансовым сообществом, экспертным сообществом, в рамках Открытого правительства подготовили проект закона, он внесён в Государственную Думу. Игорь Иванович (Шувалов) проводил согласительное совещание, и есть общее понимание поддержать этот закон, поэтому я прошу вывести финансовый сектор из-под данной концепции.

Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, Игорь Иванович.

И.Шувалов: Дмитрий Анатольевич, я данное предложение не поддерживаю и считаю, что вообще позиция Центрального банка в стремлении получить любым способом и подчеркнуть независимость своей деятельности от исполнительной власти уже просто иногда маниакальная. Это общая рамка, заданная Федеральным Собранием, и, конечно же, в пределах этой общей рамки к тому, что будет регулировать Центральный банк, Правительство будет относиться с уважением, никаким образом наши полномочия не будут пересекаться. Но мы считаем, что это должно быть в рамках единого законодательства.

Д.Медведев: Спасибо. Есть ещё какие-то соображения? Нет? Хорошо. Предлагаю одобрить проект решения. Договорились.

<…>

1. О совершенствовании системы саморегулирования в Российской Федерации

Доклад по вопросу о совершенствовании системы саморегулирования в Российской Федерации внесён Минэкономразвития России.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из принципов взаимоотношений государства и бизнеса определено создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества.

Решения Правительства:

1. Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаева по данному вопросу.

2. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями:

подготовить и внести до 1 апреля 2015 г. в установленном порядке проект концепции совершенствования механизмов саморегулирования для ее утверждения Правительством Российской Федерации;

подготовить и в июне 2015 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и иные законодательные акты Российской Федерации».

2. О проекте федерального закона «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменения в Федеральный закон “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”»

Законопроект предусматривает установление особенностей рассмотрения дел о банкротстве, находившихся на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в её составе новых субъектов в производстве хозяйственных судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на указанную дату, а также особенностей приобретения членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих гражданами России в этих регионах.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Устанавливаются особенности государственной регистрации юридических лиц-должников, дела о банкротстве которых на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов находились в производстве хозяйственных судов, действовавших на территориях этих регионов.

Решения Правительства:

1. Одобрить проект федерального закона «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

2. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении дополнительно проработать вопрос, касающийся учета мнения органов исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя при назначении арбитражных управляющих в деле о банкротстве должника на данных территориях.

3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона “О банке развития”»

Законопроект подготовлен на основе анализа потребностей российских экспортёров сельскохозяйственной и промышленной продукции с учётом практики финансирования экспортных проектов. Предложения разработаны в целях расширения возможностей Внешэкономбанка по оказанию комплексной финансовой поддержки экспорта российской сельскохозяйственной и промышленной продукции (товаров, работ, услуг), а также обеспечения поддержки российских инвестиций за рубежом на основе общепринятой международной практики.

Решения Правительства:

1. Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О банке развития» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

2. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) обеспечить представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития», предусматривающих совершенствование механизмов страховой поддержки экспорта российских товаров (работ, услуг), для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации в феврале 2015 года.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности»

Законопроектом устанавливается запрет на выращивание и разведение генно-инженерно-модифицированных растений и животных, за исключением их использования для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ.

Законопроектом вводятся процедуры контроля за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду и мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, а также предусматривается распространение на импортёров соответствующих организмов и продукции обязанности по прохождению необходимых регистрационных процедур.

При этом предлагается наделить Правительство правом запрещать ввоз в Россию указанных организмов и продукции по результатам мониторинга.

Решение Правительства:

Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”»

Законопроектом вносятся изменения в 19 федеральных законов в целях приведения их положений в соответствие с нормами Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решение Правительства:

Одобрить с учетом состоявшегося обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской   Федерации   в   связи   с   принятием   Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

6. О проекте федерального закона «Об обращении биомедицинских клеточных продуктов»

Законопроект определяет основы государственного регулирования в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов.

Законопроект регулирует отношения, возникающие в связи с разработкой  биомедицинских клеточных продуктов, их доклиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, клиническими исследованиями, производством, хранением, утилизацией, транспортировкой, продажей, а также ввозом в страну и вывозом из неё.

Решение Правительства:

Одобрить проект федерального закона «О биомедицинских клеточных продуктах» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2123-1 “О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСна граждан из подразделений особого риска”»

Проект федерального закона направлен на устранение несоответствия положений действующего законодательства по возмещению вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным их участием в действиях подразделений особого риска, и позволит обеспечить назначение указанной категории лиц ежемесячной денежной компенсации, установленной Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» всем военнослужащим, получившим инвалидность вследствие воздействия радиации.

Решение Правительства:

Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”»

Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие новый порядок проведения отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооружённые Силы.

В настоящее время правом отбора граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооружённые Силы наделены только военные комиссариаты.

При переходе на приоритетное комплектование войск и сил флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в структуре кадровых органов Вооружённых Сил были созданы пункты отбора на военную службу по контракту, через которые осуществляется целенаправленный приём граждан на военную службу по контракту в Вооружённые Силы.

Целесообразность создания пунктов отбора подтверждается результатами их деятельности, однако до настоящего времени ряд полномочий за ними законодательно не закреплён.

Реализация настоящего законопроекта позволит обеспечить правовую основу для выполнения пунктами отбора задач по предназначению, при этом на них предлагается возложить функции по отбору граждан на военную службу по контракту в Вооружённые Силы. Порядок проведения мероприятий медицинского освидетельствования и дактилоскопической регистрации граждан, поступающих на военную службу по контракту, предлагается оставить без изменений.

Учитывая, что решение о служебном предназначении поступающих на военную службу по контракту должно выноситься с учётом результатов проводимого военными комиссариатами медицинского освидетельствования и сведений воинского учёта, законопроектом предусмотрено возложить полномочия по определению соответствия граждан требованиям военной службы на совместные комиссии пунктов отбора и военных комиссариатов.

Решение Правительства:

Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

9. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 5510 и 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Законопроект предусматривает наделение Правительства полномочиями по установлению требований к размещению и (или) инвестированию средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Кроме того, законопроектом предусматривается, что Правительством могут быть установлены случаи, когда средства компенсационных фондов подлежат передаче в доверительное управление профессиональным управляющим компаниям.

Законопроектом также устанавливается, что размещение и инвестирование средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций должно осуществляться с учётом необходимости исполнения саморегулируемой организацией в пределах средств компенсационного фонда обязательств, возникающих в связи с солидарной ответственностью таких организаций по обязательствам своих членов в предусмотренных Градостроительным кодексом случаях. Исполнение указанных обязательств будет обеспечиваться в том числе за счёт установления Правительством минимальной доли средств компенсационных фондов, размещённых на банковских счетах и (или) депозитах.

Решение Правительства:

Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 5510 и 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

10. О проекте федерального закона «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Законопроект разработан с целью исключения из Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» норм о необходимости подготовки государственной программы разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов по следующим, в частности, основаниям.

Изучение и освоение континентального шельфа в настоящее время осуществляются в соответствии с целым рядом иных программных документов, принятых в смежных областях: «Воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2013–2020 годы (в части геологического изучения недр и оценки ресурсного потенциала), «Развитие судостроения на 2013–2030 годы» (в части строительства специализированных судов), «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы (в части создания современных технологий разработки месторождений нефти и газа), «Энергоэффективность и развитие энергетики» (в части совершенствования деятельности естественных монополий), «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (в части обеспечения экологической безопасности Арктической зоны).

Решение Правительства:

Одобрить проект федерального закона «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

11. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения о Новом банке развития»

Соглашение предусматривает создание многостороннего финансового института – Нового банка развития, цель деятельности которого будет заключаться в финансировании инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах.

Соглашение открыто для присоединения к нему новых участников – членов ООН, в том числе развивающихся и развитых стран.

В банке предусматривается трехуровневая система корпоративного управления: совет управляющих, совет директоров и президент.

Штаб-квартира банка будет располагаться в Шанхае.

Решение Правительства:

Одобрить проект федерального закона «О ратификации Соглашения о Новом банке развития» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

12. О проекте федерального закона «О ратификации Протокола о прекращении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь, от 29 июня 2007 года»

Продолжение действия Соглашения нецелесообразно, поскольку в условиях функционирования Таможенного союза вопросы транзита товаров, перемещаемых между таможенными органами России и Белоруссии, в полном объёме определены Таможенным кодексом Таможенного союза и Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.

Решение Правительства:

Одобрить проект федерального закона «О ратификации Протокола о прекращении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь, от 29 июня 2007 года» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

13. О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Проектом постановления предлагается ввести институт оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что позволит выявить взаимосвязь между результатами оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта и тем эффектом, который получен после его принятия и вступления в силу.

Предусматривается, что оценка фактического воздействия нормативного правового акта будет проводиться в отношении нормативных правовых актов, при разработке проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия, а также иных нормативных правовых актов по решению Президента России, Правительства или Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Решение Правительства:

Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

14. О внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы

Проект подготовлен с учётом предложения Минэнерго России о реорганизации Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ФГУП «ЦДУ ТЭК») в форме преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение в целях последующего присоединения к ФГБУ «Российское энергетическое агентство».

В целях реализации положений Федерального закона «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» и постановления Правительства «Об утверждении Положения о создании, об эксплуатации и о совершенствовании государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса» необходимо создание единого многопрофильного информационно-аналитического центра топливно-энергетического комплекса, включая формирование, хранение, ведение и организацию использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса на основе консолидированных отраслевых массивов информации и организационно-технологическое сопровождение функционирования данной государственной информационной системы.

В связи с этим планируется создать центр на базе ФГБУ «Российское энергетическое агентство», присоединив к нему ФГУП «ЦДУ ТЭК» (предварительно преобразовав его в федеральное государственное бюджетное учреждение), обладающее значительными массивами информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, прежде всего в области нефтяной, газовой и угольной промышленности.

С учётом изложенного представляется целесообразным исключение ФГУП «ЦДУ ТЭК» из прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 20142016 годы.

Решение Правительства:

Принять с учетом состоявшегося обсуждения проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

15. О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы

Проектом распоряжения предлагается распределить в 2015 году субсидии на указанные цели общим объёмом 10 млрд рублей между 85 субъектами Федерации.

Решения Правительства:

1. Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

2. Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) с учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений при внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы проработать вопрос о включении в указанную программу условий предоставления и методики расчета субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования.

3. Минстрою России (М.А.Меню) до 4 марта 2015 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию процедур проведения государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства и реконструкции, в том числе по установлению нормативов цен строительства объектов в сфере образования.

16. О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации

Проектом постановления предлагается внести изменения в положение о Минтруде России, включив в полномочия ведомства вопросы организации и обеспечения мобилизации, руководства мобилизационной подготовкой подведомственных организаций (Федеральной службы по труду и занятости, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий), организации и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в подведомственных организациях и организациях, деятельность которых связана с деятельностью министерства.

Решение Правительства:

Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

17. О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам Крыма

Проект постановления подготовлен в целях реализации Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В соответствии с Федеральным законом разработка единой государственной политики функционирования особого правового режима и социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя, а также функционирования свободной экономической зоны возлагается на уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти.

Проектом постановления предлагается возложить на Министерство Российской Федерации по делам Крыма полномочия по реализации Федерального закона.

Решение Правительства:

Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

Брифинг Дениса Мантурова по завершении заседания Правительства 29 января 2015 года

Стенограмма:

Вопрос: Денис Валентинович, телеканал «РБК». Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, достаточно ли тех мер поддержки промышленности, которые вошли в антикризисный план, и решатся ли благодаря этому проблемы с кредитами, которые сейчас испытывают промышленные предприятия?

Д.Мантуров: Исходя из предварительно проработанных мероприятий с нашими коллегами из экономического блока и собственно с отраслевыми союзами, с предприятиями промышленности, мы полагаем, что тех предложенных мер поддержки, которые сейчас отфиксированы в плане Правительства по антикризисным мерам, достаточно, по крайней мере на первый период. Никто не может спрогнозировать до конца всех возможных сценариев и вызовов, которые будут развиваться в перспективе. Мы исходим из того, что это база, на которой мы должны основываться и исходить из того (и Председатель Правительства это говорил, и это записано непосредственно в преамбуле самого плана), что это не исчерпывающий перечень мер, которые могут быть оказаны предприятиям промышленности.

Мы исходим из того, что это первоочередные и основные базовые меры, на которых мы будем основываться, а дальше уже, по мере развития ситуации, могут формулироваться и предлагаться предприятиями и нашим ведомством, которое отвечает за свод всех этих предложений, дополнительные отраслевые, а также межотраслевые решения. Это вопросы, не только связанные с выделением средств, как это прописано, например, по автопрому. Мы уже на эту тему много раз говорили, мы эти меры уже озвучивали, они просто сейчас отфиксированы документально и формализуются в ближайшее время уже в виде постановлений Правительства.

В частности, мы говорили о поддержке спроса через программу утилизации trade-in – это 10 млрд рублей на начало года. Это 3 млрд рублей на поддержку субъектам Российской Федерации при приобретении муниципального автотранспорта на газомоторном топливе. И ряд других решений, в том числе, естественно, как основное, наверное, – это 20 млрд рублей на компенсацию процентов по кредитам на обеспечение оборотных средств предприятиям промышленности, которые входят в список системообразующих. Этот список сейчас доформировывается и в ближайшее время будет утверждён. Поэтому, как я уже сказал, помимо финансовых мер есть административные, которые также отражены в антикризисном плане. И мы рассчитываем на то, что такие отрасли, как сельхозмашиностроение, опять же с учётом одного из двух пунктов в антикризисном плане… Это докапитализация «Росагролизинга» на льготное субсидирование при приобретении сельхозмашиностроительной техники предприятиями-сельхозпроизводителями и это увеличение объёмов финансирования по постановлению Правительства №1432 в части опять же предоставления льгот при приобретении сельхозтехники.

Таков комплекс первоочередных мероприятий, который мы согласовали и рассчитываем на то, что он окажет существенную поддержку нашим предприятиям именно в ближайшее время.

Вопрос: Денис Валентинович, вы упомянули уже поддержку автопрома, в то же время вы сказали, что возможны какие-то дополнительные меры. В частности, интересно, кроме 10 млрд… Во-первых, будет ли продолжена программа утилизации, после того как будут выбраны эти 10 млрд в этом году, и какие ещё меры, кроме этих 10 млрд и 3 млрд на газомоторное топливо..? Не планируете ли вы, в частности, возродить программы льготного автокредитования? Возможно, это станет особенно актуально после снижения ключевой ставки.

Д.Мантуров: Вы сейчас сами обозначили срок начала изучения данного вопроса, поскольку при сегодняшней ключевой ставке вопрос по льготному автокредитованию, на мой взгляд,  ставить нецелесообразно.

Мы с коллегами из автопрома достаточно подробно и детально рассматривали данную позицию, советовались с экономическим блоком Правительства и пришли к выводу, что на сегодняшний день эта мера просто не сработает так эффективно, как в 2013 году.

Поэтому, когда изменится ключевая ставка и в зависимости от того, как сложится конъюнктура на автомобильном рынке, мы будем возвращаться к этому вопросу для принятия последующих решений.

Вопрос: А какие сроки вам называет финансовый блок по изменению ключевой ставки?

Д.Мантуров: Финансовый блок не может называть никаких сроков, поскольку Центральный банк обладает определённой независимостью в принятии таких решений, поэтому мы в первую очередь ориентируемся на решения Центрального банка. Как только такие решения будут приняты, мы будем оперативно реагировать и на дальнейший комплекс мер, которые будут корректироваться в зависимости от конъюнктуры, в данном случае на рынке автопрома.  Сегодня, я считаю, самая действенная мера – это прямая скидка, которая ощутима для покупателей. Мы увидели с вами результаты и в прошлом году. Ключевая ставка появилась не в сентябре (я имею в виду её повышение), а в декабре, и, собственно, программа была крайне эффективна, вплоть до того, что мы дополнительно добавили почти 3 млрд рублей в конце прошлого года, для того чтобы обеспечить увеличение объёмов производства и, естественно, реализации. Поэтому будем следить за ситуацией на автомобильном рынке, естественно, будем мониторить ситуацию по предприятиям автомобильной промышленности и будем оперативно реагировать в зависимости от ситуации. Принимать какие-либо решения будем после того, как те объёмы выделенных средств, которые я назвал, будут до конца реализованы.

Вопрос: Будет ли продолжена программа утилизации автомобилей после того, как будет выбрано 10 млрд, предусмотренных на этот год?

Д.Мантуров: Я же ответил как раз на этот вопрос. Мы должны сначала выбрать эти 10 млрд. Когда мы будем подходить к рубежу, к завершению этой программы, мы будем понимать, как складывается конъюнктура на рынке и как складывается ситуация у автопроизводителей, и будем оперативно принимать соответствующие решения. Ещё очень важно: я не упомянул о том, что основной инструмент в виде предоставления субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам будет как раз привязан к ключевой ставке, поскольку сегодня все отраслевые субсидии, которые есть у нашего ведомства, привязаны к ставке рефинансирования. Поэтому основное решение, которое было принято Председателем Правительства (это отражено в антикризисном плане), – это изменить подход, изменить формат исчисления этих субсидий именно в привязке к ключевой ставке, что становится возможным и эффективным для субсидирования, для привлечения кредитов на оборотку, а также это затронет субсидии отраслевые, касающиеся инвестиций. Это те субсидии, которые есть у Минпромторга, которые также будут сейчас унифицироваться и пересматриваться в сторону оптимизации ключевой ставки.

Вопрос: Можно по поводу банка «плохих долгов»? Насколько я понимаю, там будет оказана поддержка системообразующим предприятиям. Минпромторг как-то в разработке этого механизма участвует?

Д.Мантуров: Могу сказать одно. Что касается мониторинга ситуации на промышленных предприятиях, в конце прошлого года мы создали свою комиссию, но первые сведения начали получать в начале этого года – с учётом запуска работы субъектовых комиссий по антикризису, которые сводят информацию, получаемую от предприятий промышленности, и направляют оперативно нам. Более того, мы также параллельно получаем информацию от предприятий, которую сводят наши отраслевые департаменты. Свою комиссию мы проводим каждую пятницу. Создан сайт, на котором сводится эта информация, открыты личные кабинеты предприятий. В зависимости от той ситуации, которая складывается непосредственно на предприятии, мы оперативно будем принимать решения, оперативно реагировать. Если требуется решение Правительства – будем выносить на уровень Правительства те решения, которые необходимо будет принимать по предприятиям. Поэтому мы оперативно будем реагировать в зависимости от ситуации, которая будет складываться.

Вопрос: А все контролируемые вами госпрограммы сокращаются на 10%?

Д.Мантуров: Это касается вообще-то всех программ всех ведомств. Поэтому мы не являемся исключением и будем оптимизировать, исходя из тех решений, которые принимаются коллегиально в данном случае и касаются наших программ.

Вопрос: От базы действующего бюджета?

Д.Мантуров: От базы действующего бюджета. Совершенно верно. Спасибо.

Выделить фрагмент