1. О
результатах мониторинга системы образования
Мониторинг системы образования
осуществляется на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и постановления
Правительства «Об осуществлении мониторинга системы образования».
Мониторинг проведён впервые с момента
вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и
содержит аналитические данные о состоянии отрасли.
2. О
федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2016–2020 годы»
Целями федеральной целевой программы
являются создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически
заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности системы
подготовки спортсменов в спорте высших достижений.
Программа, в частности,
предусматривает:
- обеспечение необходимых инфраструктурных
условий для достижения целевых показателей Стратегии развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года;
- ввод в эксплуатацию в субъектах
Федерации 352 малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности,
в том числе в образовательных организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы, стоимость строительства каждого из которых
составляет не более 100 млн рублей, и плоскостных сооружений, стоимость
строительства каждого из которых составляет не более 25 млн рублей, построенных
по проектам, рекомендованным Минспортом России для повторного применения и
(или) включённым в реестр типовой проектной документации, обеспечивающим
доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов (совокупная единовременная пропускная способность указанных объектов
и сооружений – не
менее 27,7 тыс. человек);
- создание новых и развитие
существующих федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки в
условиях среднегорья, Черноморского побережья, Дальнего Востока и Прибайкалья
спортсменов спортивных сборных команд по видам спорта, включённым в программы
Олимпийских и Паралимпийских игр, в том числе строительство и реконструкцию 15
спортивных объектов в федеральных спортивно-тренировочных центрах, 26
спортивных объектов в подведомственных Минспорту России образовательных
организациях, 2 спортивных объектов в Крымском федеральном округе;
- строительство 17 региональных
спортивно-тренировочных центров, в том числе не менее 3 региональных центров по
гребным видам спорта, для подготовки спортсменов субъектов Российской
Федерации, в которых эти виды спорта являются базовыми, и 1
спортивно-тренировочного центра для подготовки спортсменов спортивных сборных
команд по наиболее массовым видам спорта, не включённым в программы Олимпийских
и Паралимпийских игр (спортивная аэробика, акробатический рок-н-ролл,
единоборства, бейсбол, софтбол);
- ввод в эксплуатацию 200
футбольных полей с искусственным покрытием;
- реконструкцию 8 объектов спортивной
инфраструктуры Крымского федерального округа.
3. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданской обороне”»
Положениями
законопроекта, в частности, предлагается:
- дополнить
Федеральный закон «О гражданской обороне» новыми понятиями – «управление
гражданской обороной» и «система управления гражданской обороной»;
- изложить
перечень задач в области гражданской обороны в новой редакции;
- предоставить
право субъектам Федерации осуществлять правовое регулирование в области
гражданской обороны посредством принятия соответствующих законодательных и иных
нормативных правовых актов.
4. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации»
Законопроект направлен
на совершенствование процедуры проведения Банком России проверки достоверности
сведений о принадлежащих кандидатам на выборные должности, их супругам и
несовершеннолетним детям ценных бумагах и находящихся на их счетах денежных
средствах и устанавливает правовые основы взаимодействия Банка России с
избирательными комиссиями, а также кредитными организациями, депозитариями и
регистраторами при осуществлении такой проверки.
5. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации»
(в части закрепления в законодательстве
Российской Федерации правового статуса эксперта-аудитора по сертификации)
Законопроектом
вводится понятие «эксперт-аудитор». Устанавливается, что работы по
обязательному подтверждению соответствия, выполняемые органом по сертификации,
осуществляются с участием экспертов-аудиторов, аттестованных органом по
сертификации в установленном порядке. Полномочия по установлению порядка
аттестации экспертов-аудиторов предлагается возложить на Минпромторг России.
Кроме того,
законопроект предусматривает установление административной ответственности:
- экспертов-аудиторов за нарушение правил
проведения работ по сертификации – в размере от 20 до
50 тыс. рублей;
- сотрудников
испытательных лабораторий (центров) за нарушение правил и методов исследований (испытаний) и
измерений продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, – в размере от 2 до 4 тыс. рублей.
6. О
проекте федерального закона «О признании утратившими силу отдельных
законодательных актов Российской Федерации»
Законопроект направлен
на приведение национального законодательства в соответствие с обязательствами,
принятыми Российской Федерацией в рамках Договора о Евразийском экономическом
союзе, подписанном 29 мая 2014 года.
7. О
проекте федерального закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве
государств – участников Содружества Независимых Государств в
борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом»
В соответствии с
Соглашением о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с ростом
заболеваемости сахарным диабетом стороны, в частности, обязуются:
- разрабатывать
долгосрочные комплексные национальные программы, направленные на профилактику,
раннее выявление сахарного диабета и предупреждение его осложнений;
- сотрудничать в
области разработки и внедрения новых методов лечения сахарного диабета и его
осложнений, а также социальной и медицинской реабилитации граждан, больных
сахарным диабетом;
- обеспечивать
регулярное информирование населения о мерах профилактики сахарного диабета и
его осложнений, современных методах лечения и реабилитации;
- способствовать
проведению межгосударственных тематических выставок, конференций, семинаров.
Также соглашением предусмотрено
обязательство сторон
оказывать гражданам государств – участников соглашения, больным сахарным диабетом, неотложную
медицинскую помощь без взаимных компенсаций затрат.
8. О
подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединённых Наций (ФАО)
об учреждении отделения
ФАО для связи с Российской Федерацией
ФАО является
специализированным учреждением ООН по вопросам питания, продовольствия,
сельского хозяйства и ведущим глобальным многосторонним агентством в данной
сфере. Российская Федерация вступила в ФАО в 2006 году.
В соответствии с
проектом соглашения
Правительство, в частности, безвозмездно предоставляет в распоряжение ФАО
помещения, оборудование, офисную мебель и прочие объекты, пригодные для работы отделения. Имущество и активы
ФАО пользуются иммунитетом к каким-либо формам вмешательства в рамках
исполнительных, административных, судебных или законодательных действий.
Экономические
преимущества размещения ФАО в Москве следующие:
- привлечение
потенциала ФАО позволит эффективнее отстаивать и защищать интересы российских
производителей и экспортёров продукции в условиях введения жёстких требований к
экспортёрам по обеспечению экологической экспертизы;
- возможность
продвижения совместных программ оказания содействия странам – участникам СНГ в
предоставлении специальной помощи в случае чрезвычайных ситуаций;
- использование
опыта ФАО в борьбе с масштабными эпидемиями, возникающими в сельском хозяйстве;
- усиление
взаимодействия в сфере безопасности продуктов питания, кормов и кормовых добавок,
полученных при помощи биотехнологий.
9. О
внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального
имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы
Федеральное
государственное унитарное предприятие «Государственный научный центр Российской
Федерации “Всероссийский
научно-исследовательский институт геологических, геофизических и геохимических
систем”» (ФГУП
«ВНИИгеосистем») включено в прогнозный план (программу) приватизации
федерального имущества и основные направления приватизации федерального
имущества на 2014–2016 годы с указанием, что предприятие подлежит
преобразованию в открытое акционерное общество, 100% акций которого находятся в
федеральной собственности, с последующим внесением акций (части акций) в
уставный капитал соответствующей интегрированной структуры на основании решений
Президента и Правительства России.
Вместе с тем в целях
создания единого фонда геологической информации Минприроды России представлено
предложение о реорганизации ФГУП «Научно-производственное предприятие “Российский федеральный
геологический фонд”» (ФГУП
«Росгеолфонд») в форме присоединения к нему ФГУП «ВНИИгеосистем» в целях
последующего преобразования реорганизованного предприятия в ФГБУ «Федеральный
фонд геологической информации».
Проектом распоряжения
предусматривается исключение ФГУП «ВНИИгеосистем» из программы приватизации.
Основной целью
присоединения ФГУП «ВНИИгеосистем» к ФГУП «Росгеолфонд» является консолидация
информационного ресурса и научно-технологической платформы, обеспечивающая
эффективную реализацию государственных функций и услуг и дальнейшее эффективное
использование объединённого
научного и производственного потенциала предприятий путём создания современного научно-производственного
центра фундаментальных исследований и разработок в области геологического
информационного обеспечения и геологической информатики.
10. О
внесении изменений в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации
Проектом постановления
уточняется редакция подпункта 5.2.7 Положения о Министерстве культуры Российской
Федерации, согласно которому порядок бесплатного посещения музеев лицами, не
достигшими 18 лет, а
также лицами, обучающимися по основным профессиональным образовательным
программам, устанавливается Минкультуры России. Также уточняется подпункт 5.26,
в соответствии с которым ведомство наделяется полномочием рассматривать
обращения граждан, поданные не только в письменной форме, но и в форме
электронного документа.
11. О
внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Земельным кодексом
определено, что в случае предоставления земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, в соответствии с основным
видом разрешительного использования которого предусмотрено строительство
зданий, сооружений, в аренду на аукционе договор аренды такого земельного
участка заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный
уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти в
качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления
архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.
Данная норма вступает в силу с 1 марта 2015 года.
Проектом постановления
предлагается дополнить положение о Минстрое России подпунктом, наделяющим
ведомство полномочиями по принятию ведомственного нормативного правового акта,
устанавливающего указанный срок в случаях, предусмотренных Земельным кодексом.
12. О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Проектом постановления
предлагается внести изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и
экологии Российской Федерации, в Положение о Федеральной службе по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и в Положение о Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Внесение указанных
изменений обусловлено тем, что Федеральным законом «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об
охране окружающей среды”
и отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятие «государственный
мониторинг окружающей среды» заменено новым понятием «государственный
экологический мониторинг (государственный мониторинг
окружающей среды)», а понятие «государственный контроль за радиационной
обстановкой на территории Российской Федерации» заменено на понятие «государственный
мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации,
осуществляемый в рамках единой государственной автоматизированной системы
мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации».
Проектом постановления
положения об указанных федеральных органах исполнительной власти предлагается
привести в соответствие с законодательством.
Москва,
14 января 2015 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и
информации является изложением материалов, представленных федеральными органами
исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской
Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Дмитрия Ливанова о результатах мониторинга системы образования
Сообщение главы администрации Тамбовской области Олега Бетина
Сообщение ректора
Санкт-Петербургского национального исследовательского университета
информационных технологий, механики и оптики Владимира Васильева
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день, коллеги! У нас
сегодня первое заседание Правительства в этом году. Мы начнём заседание с
вопроса, который касается качества образования в нашей стране. Есть и
достижения, скажем так, последнего периода, есть и проблемы довольно
значительные, поэтому мы должны понимать, насколько вообще эффективно работает
система. Для этого проводится мониторинг системы образования. Сегодня обсудим
его результаты. Опираясь на его данные, мы сможем совершенствовать политику
государства на этом направлении и в конечном счёте сделать образование более
качественным и конкурентоспособным. Такая оценка была проведена впервые с
момента вступления в силу закона об образовании в 2013 году. Она охватила все
уровни общего и профессионального образования, а также дополнительное
образование и профессиональное обучение. Есть данные и статистики, и социологических
опросов – они проводились по стране в целом и по отдельным регионам.
Мониторинг
основных образовательных программ ведётся, он учитывает условия, которые
созданы для обучения, уровень доступности обучения, в том числе для инвалидов, есть
ли в учебных заведениях квалифицированные педагоги, насколько достаточной
является материальная база, финансирование материальной базы, принимаются в
расчёт и образовательные результаты. Всего более 170 показателей.
Отчёт о результатах мониторинга системы
образования в открытом доступе размещается на сайте Минобрнауки. Доложит министр,
также выступят наши коллеги – глава администрации Тамбовской области и ректор Петербургского
национального исследовательского университета информационных технологий,
механики и оптики.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 15 января 2015 года
Ещё один важный вопрос
касается развития физкультуры и массового спорта. В последние годы на этом
направлении сделано немало, в том числе в рамках ФЦП на период с 2006 по 2015
год. Результаты видны. Наши люди действительно стали больше заниматься спортом.
В регионах строят новые спорткомплексы, новые стадионы. И конечно, есть и
просто значимые результаты – это убедительные победы наших спортсменов на
крупнейших международных соревнованиях.
В этом году ФЦП
заканчивается, и сегодня мы должны утвердить новый документ на период с 2016 по
2020 год. Концепцию и финансовые параметры этой концепции Правительство уже
утвердило в начале прошлого года. Общий объём финансирования мероприятий
программы составляет почти 100 млрд рублей. В планах Правительства – удвоить долю
активно занимающихся физической культурой и спортом граждан, к 2020 году выйти
по этому показателю на средний для европейских стран уровень – порядка 40%. Для
решения этой масштабной задачи нужно продолжать, естественно, создавать новые
спортивные комплексы, строить новые бассейны, спортивные площадки и так далее.
Занятия спортом должны быть доступными для всех – и это основной принцип этой
программы – независимо от доходов, возраста, физических возможностей, места
проживания. Будь то крупный мегаполис, небольшой городок или просто село,
условия должны быть во всяком случае сопоставимыми. Поэтому ещё одна задача
новой ФЦП – уменьшить разрыв в уровне обеспеченности спортивными объектами в
разных субъектах Федерации. Кроме того, программа направлена на развитие
материально-технической базы спорта высших достижений и создание условий для
формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва, начиная с этапа
детско-юношеского спорта. Надеюсь, что такая программа, комплекс мер позволят
нашим спортсменам и в будущем добиваться побед, а самое главное – улучшат
здоровье миллионов наших людей.
Д.Медведев: «Общий объём
финансирования мероприятий ФЦП развития физкультуры и спорта на период с 2016
по 2020 год составляет почти 100 млрд рублей. В планах Правительства – удвоить
долю активно занимающихся физической культурой и спортом граждан, к 2020 году
выйти по этому показателю на средний для европейских стран уровень – порядка
40%».
Также сегодня в повестке дня законопроект, который
позволит сделать выборы более прозрачными. Мы уточняем там ряд позиций, в том
числе процедуру проверки сведений об имуществе, и это важная составляющая
общественного контроля за чистотой избирательного процесса. Законопроект сам по
себе должен усовершенствовать процедуру проверки сведений о ценных бумагах,
денежных средствах, размещённых на счетах претендентов на выборные должности,
сделать это в соответствии с избирательным законодательством и в соответствии с
существующими требованиями. Есть и ряд других законопроектов, которые,
естественно, тоже сегодня рассмотрим.
Давайте приступим к обсуждению первого вопроса. О
результатах мониторинга системы образования – Дмитрий Викторович Ливанов.
Д.Ливанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые
коллеги! Мы в прошлом году провели в соответствии со статьёй 97 нового
федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» впервые мониторинг
системы образования.
Его правила были утверждены Правительством, а цели
проведения мониторинга – это информационная поддержка разработки и реализации
государственной политики в сфере образования, проведение системного анализа и
оценки состояния перспектив развития образования, в том числе в части
эффективности деятельности конкретных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, усиление результативности функционирования
образовательной системы за счёт повышения качества принимаемых управленческих
решений, а также в целях выявления нарушений требований законодательства об
образовании.
Методическая база мониторинга – это система показателей,
характеризующих для каждого уровня образования такие особенности системы, как
доступность образования; характеристики сети образовательных организаций;
условия реализации соответствующих образовательных программ, включая кадровый
состав, материальную базу, финансовое обеспечение; условия для обучения
инвалидов и лиц с особыми возможностями здоровья; характеристики
образовательных результатов.
В настоящий момент мониторинг включает 158 показателей,
сведения о которых собираются в рамках федерального статистического наблюдения,
и 14 показателей по результатам социологических обследований. Это прежде всего
показатели, которые характеризуют взаимосвязь профессионального образования с
рынком труда. Из них 30% – это характеристики систем дошкольного и общего
образования, 16% – дополнительного образования детей, 40% – профессионального
образования, включая высшее, ещё 14% показателей характеризуют научную
деятельность в сфере образования, оценки работодателями качества
профессионального образования, сведения об интеграции российского образования в
международное образовательное пространство.
При формировании методической базы мониторинга мы
исходили из следующих принципов: это доступность результатов – сведения
мониторинга должны обязательно предоставляться на сайтах образовательных
организаций; это минимизация административной нагрузки в связи со сбором и обработкой
информации, это возможность поэтапного совершенствования мониторинга. Последний
принцип требует отдельных комментариев. Система образования меняется и в
результате нашей работы по поручениям Президента России, Правительства России и
под воздействием объективных факторов – изменения доступности информации,
появления новых методов и технологий обучения и так далее, поэтому будет
эволюционировать и мониторинг. Например, сегодня более половины
детей-инвалидов, детей с особыми возможностями здоровья участвуют в программах
инклюзии, то есть обучаются совместно с другими детьми. И в этой части мы уже
со следующего года будем расширять мониторинг, чтобы видеть, как видоизменяются
соответствующие образовательные программы.
Я остановлюсь коротко на некоторых основных результатах
мониторинга и выводах, которые важны для нашей работы в этом году и в
последующем.
В части дошкольного образования главная тенденция – это
значимый прирост численности детей в детских садах. За 2013 год – это более 360
тыс., только прирост, и в 2014 году примерно такая же цифра. По нашим оценкам,
к 2016 году в системе дошкольного образования будет обучаться более 7 млн
детей, то есть прирост с 2013 по 2016 год превысит 800 тыс. детей. По итогам
2013 года показатель доступности дошкольного образования для детей от трёх до
семи лет составил почти 93%, а по итогам 2014 года приближается к 95%.
Мы в 2013–2014 годах, реализуя программу Правительства по
повышению доступности дошкольного образования, ввели около 800 тыс. новых мест
в этой системе. И в 2015 году нам предстоит ввести около 350 тыс. мест для
обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей от
трёх до семи лет. Вместе с тем вы видим, что в детских садах достаточно
медленно идёт процесс привлечения новых воспитателей на вновь созданные места.
Численность увеличилась примерно на 1%. Это означает, что значимо увеличивается
нагрузка на педагогов дошкольного образования. Эксперты обращают внимание, что
значительный рост нагрузки здесь может привести к существенному снижению
качества дошкольного образования. Поэтому в региональных «дорожных картах» мы
выбираем взвешенные темпы структурных изменений. Среднегодовое повышение
нагрузки на педагогов дошкольного образования не должно превышать 2,5–3%,
обращаем на это внимание регионов.
Д.Ливанов: «По итогам
2014 года показатель доступности дошкольного образования для детей от трёх до
семи лет приближается к 95%. В 2015 году нам предстоит ввести около 350 тыс.
мест для обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования для
детей от трёх до семи лет».
Мы также отмечаем, что в текущем 2015 году для выполнения
президентского поручения об обеспечении стопроцентной доступности дошкольного
образования нам потребуется использовать все доступные ресурсы, в том числе и
возможности негосударственного сектора. Мониторинг очень ясно показал, что в
ряде регионов сформированы и функционируют успешные модели поддержки развития
частного дошкольного образования. Например, в Самарской области в частных
детских садах обучается свыше 11% детей, в Ямало-Ненецком автономном округе –
свыше 8%. Будем помогать и другим регионам распространять эти успешные
практики.
Об общем образовании. Численность школьников по отношению к численности
детей в соответствующих возрастах составляет примерно 88%. Это связано с тем,
что после 9-го класса чуть больше 55% школьников выбирают траекторию «старшая
школа – вуз», остальные идут в систему профессионального образования – колледжи
и техникумы. При этом мы отмечаем, что за последнее десятилетие доля тех, кто именно после 9-го класса идёт
получать профессиональное образование, увеличивается почти на 10 процентных
пунктов – с 34 до 44%. Это важная тенденция, которая говорит и о росте
привлекательности системы профессионального образования, и о развитии в целом
нашей системы колледжей и техникумов.
Это актуально в связи с
тем, что именно дефицит квалифицированных рабочих кадров сейчас особенно
артикулируется работодателями. Более того, в последние годы социологические
обследования показывают (это также продемонстрировал мониторинг) увеличение
числа предприятий, организаций, то есть работодателей, имеющих договоры с
организациями профессионального образования о целевой подготовке рабочих
кадров. В большинстве регионов оптимизация сети общеобразовательных организаций
активно проводилась в 2007–2011 годах. За эти годы, действительно, в силу
демографии на 10% сократилась численность школьников, при этом опережающими
темпами сокращалась численность обучающихся в школах, расположенных в сельской
местности, и многие регионы активно проводили реорганизацию малокомплектных
школ, поскольку именно в таких школах крайне сложно обеспечить необходимое
качество образования. Наш мониторинг показал, что в 2013 и 2014 годах работа по
реструктуризации сети школ также велась. Например, в девяти российских регионах
их число сократилось на 5% и более.
Мы много внимания
уделяем повышению заработной платы. Очень часто приходится слышать заявления о том,
что рост заработной платы учителей обеспечен возросшей нагрузкой на школьных
педагогов. Мониторинг, который опирается на данные Росстата, этого не
показывает. У нас число педагогов изменяется пропорционально числу школьников,
таким образом, реальных предпосылок для роста нагрузки на учителей нет. Мы и
эксперты связываем жалобы на возрастающую нагрузку с более широким применением
современных информационных технологий в школах. Мы видим, что в ряде регионов,
например, одновременно с электронными журналами учителям приходится вести и
обычные, то есть выполнять двойную работу. Безусловно, это
недопустимо, и сейчас развёрнуты масштабные программы повышения квалификации
учителей, уровня их знакомства с современными технологиями и их использования.
С другой стороны есть, конечно, и другие примеры, положительные, когда
современные технологии активно используются и реально разгружают учителей. Мы
именно эти примеры и будем распространять.
Несколько важных тенденций наблюдается в сфере
дополнительного образования детей. В советское время, мы это знаем, была
сформирована система специализированных организаций дополнительного
образования, в которых реализовывались программы технической, спортивной,
творческой, иных направленностей. Занятия по дополнительным программам, так
называемая кружковая работа, традиционно проводилась и на базе школ.
В последние годы быстро развивается система
образовательных программ для детей младших возрастов, дошкольного возраста на
базе школ. В целом охват детей в возрасте от 5 до 18 лет всеми формами
дополнительного образования в рамках федерального статистического наблюдения
составляет сегодня около 65%. Если говорить об охвате школьников
дополнительными программами, то соответствующий показатель составляет 71%, из
них 46% детей посещают дополнительные занятия непосредственно в школе.
Например, в Советском
Союзе в начале 1970-х годов значения этих показателей составляли 73% и 46%, то
есть нам в целом удалось восстановить охват детей программами дополнительного
образования после провала 1990-х годов. Значительное увеличение участия
школьников в кружковой работе связано с переходом на новый образовательный
стандарт, в котором предусмотрена внеурочная компонента общего образования.
Доля посещающих различные кружки и секции в школе детей за два года увеличилась
более чем на 7%. При этом удельный вес детей, посещающих дополнительные занятия
за отдельную плату, увеличился крайне незначительно – менее чем на 1%.
Задача будущего года – обеспечить гибкий,
эффективный механизм развития дополнительного образования, чтобы обеспечить
увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием
до 75%. Система профессионального образования – колледжей и техникумов –
развивается сегодня довольно активно. С одной стороны, мы наблюдаем
значительное сокращение численности студентов на этом уровне образования на 1,4
млн человек за счёт демографии, охват молодёжи соответствующими программами
составляет около 40%, с другой стороны, и я об этом говорил, всё бóльшая доля
выпускников девятых классов выбирает именно такие программы. Это означает, что
ключевое значение имеет сохранение эффективного ядра сети организаций
профессионального образования и создание условий для их усиления и развития.
Организация среднего профессионального образования – это важный ресурс и для вовлечения
инвалидов в экономическую деятельность, способ дать им возможность стать
полноценными участниками рынка труда.
Д.Ливанов: «Задача
будущего года – обеспечить гибкий, эффективный механизм развития
дополнительного образования, чтобы увеличить охват детей в
возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием до 75%».
Высшее образование. В последние годы много говорится
о превышения числа специалистов с высшим образованием над потребностями рынка
труда. Действительно, мы сегодня в соответствии с законом об образовании, теми
гарантиями, которые установлены, обеспечиваем почти половину выпускников
одиннадцатых классов школы бюджетными местами в вузах, а ещё примерно 40%
поступает на места с полным возмещением затрат на обучение. Я при этом хочу
обратить внимание, что по данным социологических исследований, стабильно на
протяжении последних 10 лет около 60% работодателей при найме на работу отдают
безусловное предпочтение специалистам с высшим образованием с навыками к
последующему обучению.
Мы отмечаем снижение числа выпускников одиннадцатых
классов с 1,4 млн в 2004 году (10 лет назад) до 600 тыс. в прошлом году. Это
тоже следствие демографии, и это снижение нагрузки на сеть высших учебных
заведений позволяет эффективно проводить её оптимизацию. Здесь
нам как раз мониторинг эффективности деятельности вузов помогает.
За
последний год из реестра лицензий на ведение деятельности в сфере высшего
образования исключено более 450 образовательных организаций. Это в основном
негосударственные вузы и филиалы некоторых государственных вузов.
Развивается
сеть наших ведущих университетов. Есть у нас регионы, где в системообразующих
вузах обучается свыше 40% студентов. Мы считаем это крайне положительной
тенденцией.
Важнейшие
аспекты мониторинга для нас – это широкая доступность результатов, это
минимизация связанной с ним административной нагрузки на образовательные
организации и их работников и важная роль федерального статистического
наблюдения.
Все
материалы и результаты мониторинга представлены на нашем сайте, на сайтах образовательных
организаций, региональных органов управления образованием. Задача этих
материалов – показать, как реально обстоят дела с системой образования,
доступностью соответствующих программ для граждан, в том числе для отдельных
категорий граждан (инвалидов и лиц с особыми возможностями здоровья), с
кадровым обеспечением образовательных организаций, их материальной базой.
Спасибо
за внимание.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, Олег
Иванович Бетин.
О.Бетин:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства!
Введение
единого общероссийского мониторинга системы образования позволило не только
создать механизм контроля. Он стал действенным стимулом повышения эффективности
исполнения государственной программы развития образования.
Обычно
такие нововведения приводят к дополнительной отчётности. Положительной
особенностью единого мониторинга является то, что предусмотрена минимизация
нагрузки на образовательные организации и органы управления, а также вводится
постепенная модернизация инструментов мониторинга по всем уровням образования –
начиная от рядового учителя
до федерального ведомства. Даже результаты первого года дают обширную
сравнительную информацию – от динамики достижений учащихся до качества
выполнения указов, индикаторов развития материальной базы, самообследования
образовательных организаций и многих других знаковых критериев.
Вместе
с тем, как показала наша уже десятилетняя практика, только методов мониторинга
на основе данных статистики и общих социологических опросов для объективной
оценки динамично изменяющейся обстановки недостаточно. Нужна активная обратная
связь. При дальнейшем развитии мониторинга можно было бы предложить, первое:
ускорить разработку методологии и проведения общероссийских социологических
исследований (данное мероприятие предусмотрено, но пока не проводится),
поскольку статистические данные, которые включены в мониторинг 2014 года,
отражают ситуацию, которая была в прошедшем периоде.
Второе.
Федеральный мониторинг на сегодня даёт право проведения внеплановых проверок
образовательных организаций, это позволяет быстро реагировать на выявленные
недостатки. Но, с другой стороны, контролирующие органы получают неограниченные
возможности при проведении внеплановых проверок по любому из невыполненных показателей.
Ранее основанием для внеплановых проверок являлась только угроза жизни и
здоровью детей. Эти противоречия требуют дополнительной регламентации со
стороны министерства. И третье. Федеральный закон «Об образовании»
предусматривает и проведение мониторинга, и независимую оценку качества
образования. Для выполнения последней в регионах сформированы соответствующие
общественные советы. Считаем необходимым, чтобы показатели мониторинга и
показатели независимой оценки были синхронизированы.
В целом же, по нашему мнению, организацию
всероссийского мониторинга образования следует поддержать и принять меры по его
дальнейшему совершенствованию. Спасибо за внимание.
Д.Медведев:
Спасибо большое, Олег Иванович. Пожалуйста, Владимир Николаевич Васильев.
В.Васильев
(ректор
Санкт-Петербургского национального исследовательского университета
информационных технологий, механики и оптики):
Спасибо.
Глубокоуважаемый, Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства! Я
остановлюсь только на трёх моментах. Первое. Прекрасно понимая, что мониторинг
– это информационная поддержка формирования и реализации государственной
политики в области образования, это также очень полезный инструмент для
конкретных (я сейчас буду говорить о высших) учебных заведений. Но чтобы не быть
голословным, приведу вот тот пример, о котором уже сказал Дмитрий Викторович (Д.Ливанов), что тенденция последних 10
лет приводит к тому, что всё меньшее число школьников после 9-го класса идут в
10-й, 11-й классы. Безусловно, это требует сразу же изменения стратегии работы
с рынком абитуриентов для высших учебных заведений и изменения соответствующих
подходов. То же самое можно сказать об иностранных учащихся, имеется в виду
определение тех рынков, на которых работают высшие учебные заведения со
странами ближнего и дальнего зарубежья.
Второе. Естественно, мониторинг даёт, должен давать агрегированную,
структурированную, достоверную информацию, опираясь на статистические данные и
результаты социологического исследования. Хочу также подчеркнуть, что очень приятно,
что министерство не стало запускать дополнительные какие-то опросы или данные,
а пользовалось уже результатами действующей статистики.
Дмитрий Анатольевич, я специально принёс перечень
тех отчётов, которые высшие учебные заведения сдают ежегодно. Здесь просто
позиции определены, в каждой позиции – по сотне показателей, которые мы
заполняем. Поэтому то, что было сделано, и не было введено дополнительной
отчётности… Мне кажется, как раз так и нужно продолжать работать по данному
мониторингу.
И третье, последнее.
Сейчас много говорят о социологических исследованиях, и действительно это очень
эффективный инструмент получения сведений. Наш университет, как и некоторые другие
высшие учебные заведения, принимает участие в социологических исследованиях. Но
хотелось бы, наверное, порекомендовать (сейчас работа над методической базой
мониторинга идёт) сохранять взвешенный подход к планированию и проведению таких
исследований, потому что для образовательных организаций, в том числе высших
учебных заведений, это некоторая дополнительная нагрузка и отрыв от
содержательной части. А в целом, безусловно, ещё раз подчёркиваю, для всех
основных участников мониторинг крайне полезен. Спасибо за внимание.
Д.Медведев:
Понятно. Спасибо большое.
Пожалуйста, коллеги,
какие будут комментарии к докладу, к выступлениям и собственно к текущей
ситуации? Просто поддержать? Мониторинг надо продолжить? Хорошо. Давайте тогда
такое решение и примем в отношении продолжения работы по контролю системы
образования. Всё равно будет всегда очень много вопросов, будет достаточное
количество нареканий, сомнений, такова уж сфера образования. Именно поэтому её
и нужно мониторить, именно поэтому её нужно контролировать. Эту работу нужно
продолжить. Договорились.
<…>
1. О результатах мониторинга системы
образования
Мониторинг системы образования
осуществляется на основании Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» и постановления Правительства «Об осуществлении мониторинга системы
образования».
Мониторинг проведён впервые с момента
вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и
содержит аналитические данные о состоянии отрасли.
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра образования и
науки Российской Федерации Д.В.Ливанова по данному вопросу.
2. Минобрнауки России
(Д.В.Ливанову) совместно с Росстатом продолжить работу по проведению
мониторинга системы образования и его
совершенствованию.
2. О федеральной целевой программе
«Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы»
Целями федеральной целевой программы
являются создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически
заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности системы
подготовки спортсменов в спорте высших достижений.
Программа, в частности, предусматривает:
- обеспечение необходимых
инфраструктурных условий для достижения целевых показателей Стратегии развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года;
- ввод в эксплуатацию в субъектах
Федерации 352 малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой
доступности, в том числе в образовательных организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы, стоимость строительства каждого из которых
составляет не более 100 млн рублей, и плоскостных сооружений, стоимость
строительства каждого из которых составляет не более 25 млн рублей, построенных
по проектам, рекомендованным Минспортом России для повторного применения и
(или) включённым в реестр типовой проектной документации, обеспечивающим
доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов (совокупная единовременная пропускная способность указанных объектов
и сооружений – не менее 27,7 тыс. человек);
- создание новых и развитие
существующих федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки в
условиях среднегорья, Черноморского побережья, Дальнего Востока и Прибайкалья
спортсменов спортивных сборных команд по видам спорта, включённым в программы Олимпийских
и Паралимпийских игр, в том числе строительство и реконструкцию 15 спортивных
объектов в федеральных спортивно-тренировочных центрах, 26 спортивных объектов
в подведомственных Минспорту России образовательных организациях, 2 спортивных
объектов в Крымском федеральном округе;
- строительство 17 региональных
спортивно-тренировочных центров, в том числе не менее 3 региональных центров по
гребным видам спорта, для подготовки спортсменов субъектов Российской
Федерации, в которых эти виды спорта являются базовыми, и 1
спортивно-тренировочного центра для подготовки спортсменов спортивных сборных
команд по наиболее массовым видам спорта, не включённым в программы Олимпийских
и Паралимпийских игр (спортивная аэробика, акробатический рок-н-ролл,
единоборства, бейсбол, софтбол);
- ввод в эксплуатацию 200
футбольных полей с искусственным покрытием;
- реконструкцию 8 объектов
спортивной инфраструктуры Крымского федерального округа.
Решения Правительства:
Принять с учетом состоявшегося
обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации по данному
вопросу.
Минспорту России (В.Л.Мутко) доработать
проект федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» в части выделения мероприятий по Северо-Кавказскому,
Дальневосточному и Крымскому федеральным округам для последующего представления
указанного проекта постановления на подписание Председателю Правительства
Российской Федерации Д.А.Медведеву.
3. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “О гражданской обороне”»
Положениями законопроекта, в частности,
предлагается:
- дополнить Федеральный закон «О
гражданской обороне» новыми понятиями – «управление гражданской обороной» и
«система управления гражданской обороной»;
- изложить перечень задач в области
гражданской обороны в новой редакции;
- предоставить право субъектам
Федерации осуществлять правовое регулирование в области гражданской обороны
посредством принятия соответствующих законодательных и иных нормативных правовых
актов.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
4. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законопроект направлен на
совершенствование процедуры проведения Банком России проверки достоверности
сведений о принадлежащих кандидатам на выборные должности, их супругам и
несовершеннолетним детям ценных бумагах и находящихся на их счетах денежных
средствах и устанавливает правовые основы взаимодействия Банка России с
избирательными комиссиями, а также кредитными организациями, депозитариями и
регистраторами при осуществлении такой проверки.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
5. О проекте федерального закона «О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
(в части закрепления в
законодательстве Российской Федерации правового статуса эксперта-аудитора по
сертификации)
Законопроектом вводится понятие
«эксперт-аудитор». Устанавливается, что работы по обязательному подтверждению
соответствия, выполняемые органом по сертификации, осуществляются с участием
экспертов-аудиторов, аттестованных органом по сертификации в установленном
порядке. Полномочия по установлению порядка аттестации экспертов-аудиторов
предлагается возложить на Минпромторг России.
Кроме того, законопроект предусматривает
установление административной ответственности:
- экспертов-аудиторов за нарушение
правил проведения работ по сертификации – в размере от 20 до 50 тыс. рублей;
- сотрудников испытательных
лабораторий (центров) за нарушение правил и методов исследований (испытаний) и
измерений продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, – в
размере от 2 до 4 тыс. рублей.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
6. О проекте федерального закона «О
признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской
Федерации»
Законопроект направлен на приведение
национального законодательства в соответствие с обязательствами, принятыми
Российской Федерацией в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе,
подписанном 29 мая 2014 года.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской
Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О проекте федерального закона «О
ратификации Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с ростом
заболеваемости сахарным диабетом»
В соответствии с Соглашением о
сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с ростом заболеваемости
сахарным диабетом стороны, в частности, обязуются:
- разрабатывать долгосрочные
комплексные национальные программы, направленные на профилактику, раннее
выявление сахарного диабета и предупреждение его осложнений;
- сотрудничать в области разработки
и внедрения новых методов лечения сахарного диабета и его осложнений, а также
социальной и медицинской реабилитации граждан, больных сахарным диабетом;
- обеспечивать регулярное
информирование населения о мерах профилактики сахарного диабета и его
осложнений, современных методах лечения и реабилитации;
- способствовать проведению
межгосударственных тематических выставок, конференций, семинаров.
Также соглашением предусмотрено
обязательство сторон оказывать гражданам государств – участников соглашения,
больным сахарным диабетом, неотложную медицинскую помощь без взаимных
компенсаций затрат.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества
Независимых Государств в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
8. О подписании Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Продовольственной и сельскохозяйственной
организацией Объединённых Наций (ФАО) об учреждении отделения ФАО для связи с
Российской Федерацией
ФАО является специализированным
учреждением ООН по вопросам питания, продовольствия, сельского хозяйства и
ведущим глобальным многосторонним агентством в данной сфере. Российская
Федерация вступила в ФАО в 2006 году.
В соответствии с проектом соглашения
Правительство, в частности, безвозмездно предоставляет в распоряжение ФАО
помещения, оборудование, офисную мебель и прочие объекты, пригодные для работы
отделения. Имущество и активы ФАО пользуются иммунитетом к каким-либо формам
вмешательства в рамках исполнительных, административных, судебных или
законодательных действий.
Экономические преимущества размещения
ФАО в Москве следующие:
- привлечение потенциала ФАО позволит
эффективнее отстаивать и защищать интересы российских производителей и
экспортёров продукции в условиях введения жёстких требований к экспортёрам по
обеспечению экологической экспертизы;
- возможность продвижения
совместных программ оказания содействия странам – участникам СНГ в
предоставлении специальной помощи в случае чрезвычайных ситуаций;
- использование опыта ФАО в борьбе
с масштабными эпидемиями, возникающими в сельском хозяйстве;
- усиление взаимодействия в сфере
безопасности продуктов питания, кормов и кормовых добавок, полученных при
помощи биотехнологий.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
9. О внесении изменений в прогнозный
план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления
приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы
Федеральное государственное унитарное
предприятие «Государственный научный центр Российской Федерации “Всероссийский
научно-исследовательский институт геологических, геофизических и геохимических
систем”» (ФГУП «ВНИИгеосистем») включено в прогнозный план (программу)
приватизации федерального имущества и основные направления приватизации
федерального имущества на 2014–2016 годы с указанием, что предприятие подлежит
преобразованию в открытое акционерное общество, 100% акций которого находятся в
федеральной собственности, с последующим внесением акций (части акций) в
уставный капитал соответствующей интегрированной структуры на основании решений
Президента и Правительства России.
Вместе с тем в целях создания единого
фонда геологической информации Минприроды России представлено предложение о
реорганизации ФГУП «Научно-производственное предприятие “Российский федеральный
геологический фонд”» (ФГУП «Росгеолфонд») в форме присоединения к нему ФГУП
«ВНИИгеосистем» в целях последующего преобразования реорганизованного
предприятия в ФГБУ «Федеральный фонд геологической информации».
Проектом распоряжения предусматривается
исключение ФГУП «ВНИИгеосистем» из программы приватизации.
Основной целью присоединения ФГУП
«ВНИИгеосистем» к ФГУП «Росгеолфонд» является консолидация информационного
ресурса и научно-технологической платформы, обеспечивающая эффективную
реализацию государственных функций и услуг и дальнейшее эффективное использование
объединённого научного и производственного потенциала предприятий путём
создания современного научно-производственного центра фундаментальных
исследований и разработок в области геологического информационного обеспечения
и геологической информатики.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
10. О внесении изменений в Положение
о Министерстве культуры Российской Федерации
Проектом постановления уточняется
редакция подпункта 5.2.7 Положения о Министерстве культуры Российской
Федерации, согласно которому порядок бесплатного посещения музеев лицами, не
достигшими 18 лет, а также лицами, обучающимися по основным профессиональным
образовательным программам, устанавливается Минкультуры России. Также уточняется
подпункт 5.26, в соответствии с которым ведомство наделяется полномочием
рассматривать обращения граждан, поданные не только в письменной форме, но и в
форме электронного документа.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства
Российской Федерации по данному вопросу.
11. О внесении изменений в Положение
о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации
Земельным кодексом определено, что в
случае предоставления земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, в соответствии с основным видом разрешительного
использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду
на аукционе договор аренды такого земельного участка заключается на срок, превышающий
в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством федеральным
органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения
инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и
строительства зданий, сооружений. Данная норма вступает в силу с 1 марта 2015
года.
Проектом постановления предлагается
дополнить положение о Минстрое России подпунктом, наделяющим ведомство
полномочиями по принятию ведомственного нормативного правового акта,
устанавливающего указанный срок в случаях, предусмотренных Земельным кодексом.
Решение Правительства:
Принять проект постановления
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
12. О внесении изменений в некоторые
акты Правительства Российской Федерации
Проектом постановления предлагается
внести изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии
Российской Федерации, в Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды и в Положение о Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору.
Внесение указанных изменений обусловлено
тем, что Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
понятие «государственный мониторинг окружающей среды» заменено новым понятием
«государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг
окружающей среды)», а понятие «государственный контроль за радиационной
обстановкой на территории Российской Федерации» заменено на понятие
«государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской
Федерации, осуществляемый в рамках единой государственной автоматизированной
системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской
Федерации».
Проектом постановления положения об
указанных федеральных органах исполнительной власти предлагается привести в
соответствие с законодательством.
Решение Правительства:
Принять проект постановления
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.