На заседании будут рассматриваться следующие вопросы:
1. О мерах по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест
Согласно Указу Президента России «О долгосрочной государственной экономической политике» Правительству необходимо принять меры, направленные на увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года, а также на создание и модернизацию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году.
2. О механизме проектного финансирования
В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации Минэкономразвития разработаны концептуальные основы программы рефинансирования инвестиционных проектов, планируемых к реализации российскими компаниями – конечными заёмщиками на территории Российской Федерации на принципах проектного финансирования (далее – Программа).
Целью Программы является создание нового финансового инструмента для российского банковского сектора, способствующего увеличению объёмов кредитования предприятий реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях, для решения следующих задач:
- стимулирование экономического роста, в частности промышленного производства;
- создание инновационных производств, в процессе которых используются новейшие технологии, в частности энергоэффективные и экологически чистые технологии;
- стимулирование выпуска российскими предприятиями готовой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости;
- развитие промышленных производств, направленных на создание продукции импортозамещения.
В качестве источника финансирования Программы предлагается использовать кредитные средства Банка России, предоставляемые крупнейшим российским банкам для рефинансирования инвестиционных проектов, планируемых к реализации конечными заёмщиками на территории Российской Федерации на принципах проектного финансирования.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О космической деятельности”»
Основной целью законопроекта является создание правовых основ для организации эффективного использования федеральными органами исполнительной власти и организациями данных дистанционного зондирования Земли из космоса, полученных с космических аппаратов, созданных за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт средств физических и юридических лиц.
Законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О космической деятельности”» дополняет существующую систему урегулирования отношений, возникающих в процессе создания, функционирования и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, осуществления геодезических, картографических и иных видов деятельности, при осуществлении которых они используются.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением»
Предлагаемыми законопроектом изменениями планируется определить порядок обжалования некоторых решений (о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания, пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке) прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”»
Законопроект позволит создать условия для снижения стоимости железнодорожных перевозок пассажиров.
Принятие законопроекта позволит перевозчику дополнить тарифную сетку экономичными невозвратными тарифами и предложить проездные документы (билеты) по сниженной цене. Это даст возможность пользоваться услугами железнодорожного транспорта пассажирам как с высокой, так и с низкой платёжеспособностью, приведёт к увеличению пассажирооборота и либерализации рынка и улучшит конкурентное положение железнодорожного транспорта.
Таким образом, от применения нерегулируемых тарифов, не предусматривающих включение в стоимость билетов риска убытков от возврата, в первую очередь получат выгоду пассажиры, которые могут заранее спланировать своё путешествие, поскольку так называемые невозвратные билеты всегда дешевле, нежели обычные. Будет создан новый сегмент доступных тарифов, которые привлекут новых пассажиров.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления»
Законопроект направлен на отмену ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицензирования, исполнительного производства.
Законопроектом определяется порядок взаимодействия государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления с гражданами (физическими лицами) и организациями в рамках обмена электронными документами при осуществлении государственных и муниципальных функций.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 33335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Законопроектом предусматривается освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним.
Принятие законопроекта позволит урегулировать вопросы, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним, в рамках Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года «О регулировании вопросов собственности Союзного государства».
8. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»
Принятие законопроекта позволит устранить неопределённость в части установления круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, и, следовательно, исключить возможность произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части.
9. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации”»
Законопроект направлен на совершенствование процедур включения в таможенный реестр и исключения из него объектов интеллектуальной собственности.
10. О распределении на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в рамках подпрограммы «Охрана и защита лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Рослесхозу предусмотрено выделение средств из федерального бюджета на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования на 2014 год в объёме 454,96 млн рублей, 2015 год – 454,96 млн рублей, 2016 год – 1294,68 млн рублей.
Проектом распоряжения предлагается распределить выделенные субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.
11. О предоставлении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Крым на компенсацию понесённых затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Крым в связи с прекращением подачи воды по Северо-Крымскому каналу для орошения посевов сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений
Проектом постановления предусматривается направить бюджетные ассигнования в размере 273,31 млн рублей на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджету Республики Крым на компенсацию понесённых затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с прекращением подачи воды по Северо-Крымскому каналу для орошения посевов сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений.
12. О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджету Республики Крым иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по развитию международного детского центра «Артек»
Проектом распоряжения предлагается выделить средства на указанные мероприятия в размере 894,9852 млн рублей. Бюджетные ассигнования планируется направить на реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий центра, приобретение оборудования (в том числе инвентаря и мебели), приобретение и ремонт техники (в том числе автотранспорта), обеспечение безопасности лиц, находящихся в центре, включая приобретение и установку систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации.
13. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
Проектом предусматривается внесение изменений в 16 актов Правительства в части приведения их терминологии и отдельных положений в соответствие с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также признание утратившими силу 11 постановлений (отдельных положений постановлений) Правительства.
Кроме того, проектом предлагается внести изменения:
- в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации в части наделения полномочием по утверждению перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме;
- в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации в части наделения полномочиями по утверждению примерной номенклатуры организаций социального обслуживания, методических рекомендаций по расчёту потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети указанных организаций, правил организации их деятельности, рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания и другими;
- в Положение о Федеральной службе по труду и занятости в части наделения полномочием по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Москва,
18 июня 2014 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Министра экономического развития Алексея Улюкаева
Обсуждение доклада:
Сообщение Министра образования и науки Дмитрия Ливанова
Сообщение помощника Президента Российской Федерации Андрея Белоусова
Сообщение председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова
Сообщение заместителя Председателя Правительства Ольги Голодец
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день! Уважаемые коллеги, мы начнём с темы повышения производительности труда, создания так называемых высокопроизводительных рабочих мест. Вопросы для нашей экономики абсолютно ключевые. Как известно, мы вообще никогда не были довольны темпами роста производительности труда в нашей стране, во всяком случае, в постсоветский период, и в последние годы темпы роста постоянно замедлялись, сейчас они не превышают 1,6% (по итогам 2013 года).
Задача очень сложная – такую тенденцию переломить. К 2018 году существует цель увеличения производительности труда практически в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом. Также, как известно, существует целевая установка модернизировать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Сегодня Министр экономического развития доложит о том, как у нас идут эти процессы.
Д.Медведев: «К 2018 году существует цель увеличения производительности труда практически в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом. Также существует целевая установка модернизировать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест».
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 19 июня 2014 года
Ещё раз хотел бы подчеркнуть: задача очень непростая, её успешное решение требует совместных усилий как со стороны Правительства, так и со стороны работодателей, естественно, со стороны регионов. Важно стимулировать промышленные предприятия – а стало быть, их собственников – отказываться от устаревшего оборудования, внедрять современные технологии (в этих процессах должны, конечно, участвовать все компании, включая крупные государственные компании), заниматься корпоративными процедурами, сокращать издержки и в конечном счёте выходить на увеличение производительности труда.
Следующий вопрос, который также связан со стимулированием экономического роста, касается механизма проектного финансирования. Сегодня мы обсудим общие подходы к формированию такого рода финансирования. Речь идёт об участии банковского сектора в финансировании инвестпроектов российских компаний, проектов, которые ориентированы на выпуск продукции с высокой степенью переработки, на внедрение энергоэффективных технологий, на внедрение зелёных технологий, на импортозамещение.
Инвесторы, которые работают по таким проектам, должны иметь возможности долгосрочного кредитования на приемлемых условиях. В частности (мы, во всяком случае, на это вправе рассчитывать), процент по кредиту, то есть в конечном счёте максимально эффективная процентная ставка для конечного заёмщика не будет превышать ключевую ставку Банка России более чем на 1% годовых. Это, конечно, значительно ниже среднерыночного уровня. Банки, которые будут допущены к участию в этом механизме, получат поддержку за счёт государственных ресурсов.
Ещё один вопрос, который представляет интерес для наших граждан, – это цены на железнодорожные билеты, особенно в сезон летних каникул и отпусков.
Д.Медведев: «Сегодня в Устав железнодорожного транспорта предполагается внести дополнение, связанное с тарифом на билеты, – ввести так называемую продажу невозвратных билетов, так же как это было сделано применительно к авиационному транспорту и договору на авиационные перевозки, когда при отказе пассажира от поездки деньги, уплаченные за билет, ему не возвращаются».
Сегодня в Устав железнодорожного транспорта предполагается внести дополнение, связанное с тарифом на билеты, – ввести так называемую продажу невозвратных билетов, так же как это было сделано применительно к авиационному транспорту и договору на авиационные перевозки, когда при отказе пассажира от поездки деньги, уплаченные за билет, ему не возвращаются. Это позволит снизить цены, поскольку риск убытков, которые связаны с любым возвратом билетов – а, естественно, это всегда происходит, потому что далеко не все билеты можно продать снова, – этот риск раньше включался в конечную цену билета. В этом случае, естественно, цена билета будет скорректирована на эту составляющую. При этом, конечно, сам гражданин будет решать, что для него важнее – сэкономить на тарифе или сохранить возможность обменять билет, потому что ситуации могут быть разные. Плюс право выбора, естественно, остаётся за ним, и если поездка была отменена по объективным причинам, уважительным причинам, скажем так (болезнь пассажира или какие-либо другие причины, несчастный случай в том числе), то при наличии соответствующего документа билет можно будет, естественно, вернуть.
Аналогичные правила будут, естественно, применяться и в случае задержки отправления поезда или отмены соответствующего отправления.
Д.Медведев: «Мы рассмотрим законопроект об отмене ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти. Изменения касаются целого ряда профильных законов, в первую очередь в области лицензирования, в области исполнительного производства, в области государственного контроля. Теперь граждане и бизнес будут иметь возможность выбирать, в какой форме – бумажной или электронной – такого рода отношения вести».
Также мы рассмотрим законопроект об отмене ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти. Изменения касаются целого ряда профильных законов, в первую очередь в области лицензирования, в области исполнительного производства, в области государственного контроля. Теперь граждане и бизнес будут иметь возможность выбирать, в какой форме – бумажной или электронной – такого рода отношения вести.
Несколько слов по тематике Крыма. Сегодня предполагается принять ряд решений, в том числе о компенсации потерь сельхозпроизводителям полуострова. На это предполагается дополнительно выделить 273 млн рублей из федерального бюджета.
Также предусмотрены деньги на развитие международного детского центра «Артек». Я буквально в понедельник подписал документ о создании такого нового российского международного детского центра. Но, мы понимаем (большинство здесь присутствующих так или иначе там бывали), состояние «Артека» довольно тяжёлое, местами просто удручающее, поэтому нужно приводить его в порядок. Только на эти цели в текущем году из федерального бюджета выделяется 900 млн рублей.
И ещё один вопрос обозначу – это организация на территории Ростовской области пунктов временного размещения для беженцев, которые прибывают с территории сопредельного государства, то есть с территории Украины. Наша задача – сделать всё, чтобы люди, которые практически вышли из зоны боевых действий, чувствовали себя комфортно, чувствовали себя в безопасности, получили как минимум необходимое питание, медицинское обслуживание. Но для бюджета Ростовской области это дополнительная нагрузка.
Д.Медведев: «Состояние "Артека" довольно тяжёлое, местами просто удручающее, поэтому нужно приводить его в порядок. Только на эти цели в текущем году из федерального бюджета выделяется 900 млн рублей».
Я давал поручение, коллеги по Правительству этим занимались. Нужно будет оказать помощь из федерального бюджета, как мы это и обещали региону. Около 240 млн рублей будет направлено в бюджет Ростовской области для компенсации этих расходов, поскольку они не были запланированы.
Но это, конечно, не всё, есть и другие вопросы. Давайте приступим к их обсуждению.
По первому вопросу, как я и сказал, выступает Министр экономического развития.
А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Производительность труда и её повышение во многом определяют национальную конкурентоспособность. К сожалению, накопленное отставание России от развитых стран не уменьшалось в последние годы. Напомню, что по уровню производительности труда мы отстаём от стран Организации экономического сотрудничества и развития почти в 2 раза, от Соединённых Штатов Америки – в 2,6 раза.
А.Улюкаев: «По уровню производительности труда мы отстаём от стран Организации экономического сотрудничества и развития почти в 2 раза, от Соединённых Штатов Америки – в 2,6 раза».
Особенно обостряется эта проблема в последние годы, потому что экстенсивные факторы роста, использование дополнительных трудовых ресурсов, иных факторов производства ограничены или закрыты даже. Поэтому интенсификация их использования, решение проблем производительности труда как на уровне структуры экономики, макроэкономических факторов, так и на уровне микроэкономических факторов развития, соответствующая работа в компаниях, в том числе в компаниях с государственным участием, выходит на первый план.
В этой связи был подготовлен нами совместно с экспертным сообществом, с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти план мероприятий. Он был обсуждён и получил одобрение, как нам кажется, экспертного сообщества. Он включает в себя семь блоков мероприятий, они направлены как на реализацию дополнительных факторов интенсивности использования живого труда, так и овеществлённого труда, если позволено использовать марксистскую терминологию.
Итак, первый блок проблем – это стимулирование инвестиций для целей обновления и модернизации производства. Здесь имеется в виду как решить некоторые старые наши проблемы, скажем, упрощение процедуры предоставления гарантий и увеличение их объёма, так и решить принципиально новую для нас задачу – это введение механизма проектного финансирования для обеспечения финансовых ресурсов на приемлемых основах для реализации инвестиционных проектов, для целей инноваций, импортозамещения, для целей развития приоритетных отраслей. Этому будет посвящён отдельно второй вопрос. Я подробно не буду на этом останавливаться.
Кроме того, имеется в виду в рамках этого блока формирование фонда промышленности для повышения доступности займов для финансирования проектов в области промышленности и формирование механизма предоставления по решению субъектов Российской Федерации налоговых льгот для вновь создаваемых промышленных предприятий, так называемых гринфилдов.
Второй блок – это решение проблем технологического обновления. Мало запустить крупные новые инвестиционные проекты, надо серьёзным образом обновлять имеющиеся производительные силы. И здесь речь идёт о внедрении системы поиска и утверждения систем наилучших доступных технологий, создании стимулов, которые позволили бы внедрять их в производство, тиражировать и таким образом повышать конкурентоспособность отрасли экономики. Имеется в виду создание соответствующих отраслевых справочников, их тиражирование, поддержание системы наиболее доступных технологий через увязку внедрения элементов с мерами государственной поддержки предприятий, создание мероприятий по локализации производства оборудования, которое соответствует принципам доступных технологий. То есть речь идёт о том, чтобы современное технологическое оборудование создавалось и тиражировалось именно в Российской Федерации.
А.Улюкаев: «Предполагается принятие нормативной базы для определения специальной оценки рабочих мест, формирование методики специальной оценки рабочих мест для основного персонала крупных предприятий основных отраслей промышленности, транспорта, в соответствии с которой предложено в 2015–2016 годах провести оценку рабочих мест, внедрить механизмы стимулирования замены устаревших рабочих мест новыми современными технологичными рабочими местами».
Следующее – это рабочие места, потому что это не только производительность труда в целом, но и формирование большого кластера современных и экономически эффективных рабочих мест. На это направлен третий блок мероприятий, который предполагает принятие нормативной базы для определения специальной оценки рабочих мест, формирование методики специальной оценки рабочих мест для основного персонала крупных предприятий основных отраслей промышленности, транспорта, в соответствии с которой предполагается в 2015–2016 годах провести оценку рабочих мест, внедрить механизмы стимулирования замены устаревших рабочих мест новыми современными технологичными рабочими местами.
Имеется в виду, что в эти же периоды будет произведена переоценка основных фондов оборудования на крупных и средних предприятиях с истекшим сроком амортизации в отраслях промышленности, транспорта, сельского хозяйства и связи. Предполагается использование механизма налоговых льгот или дополнительных налоговых обременений в части оценки фондов с истекшими сроками годности, чтобы стимулировать предприятия скорейшим образом заменять устаревшие фонды новыми, более современными.
Живой труд – это четвёртый блок. Это прежде всего повышение профессионального развития работников. Здесь имеется в виду формирование национального классификатора видов профессиональной деятельности, определение их востребованности на рынке труда, утверждение профессиональных стандартов и затем от них переход к государственным образовательным стандартам профессионального образования. Имеется в виду, что будет проведена аккредитация образовательных программ профессионального образования и принят закон о системе независимой сертификации квалификаций. Специальные отраслевые независимые центры будут заниматься сертификацией квалификаций по основным приоритетным направлениям.
А.Улюкаев: «Повышение профессионального развития работников. Здесь имеется в виду формирование национального классификатора видов профессиональной деятельности, определение их востребованности на рынке труда, утверждение профессиональных стандартов и затем от них переход к государственным образовательным стандартам профессионального образования».
Для целей наиболее эффективного соединения профессиональной, более подготовленной рабочей силы с более современными производительными силами имеется в виду обеспечить бóльшую мобильность рабочей силы. Этому посвящён следующий блок мероприятий. Здесь имеются в виду такие подходы, как повышение гибкости рынка труда, внесение изменений в закон о занятости населения в целях обеспечения правовых основ для трудоустройства граждан за пределами мест постоянного проживания. Имеется в виду формирование специальных региональных программ по передвижению граждан за пределы мест постоянного проживания для того, чтобы занимать новые, более современные рабочие места.
Отдельный вопрос – это регулирование системы арендного жилья, которая позволяла бы гражданам, которые работают за пределами мест постоянного проживания, комфортно размещаться и эффективно работать.
Имеется в виду развитие информационного портала «Работа в России» для желающих трудоустроиться, который позволял бы соединить массив данных об имеющихся вакансиях, имеющихся рабочих местах с учётом интересов граждан, которые хотели бы изменить свою профессию или изменить место приложения своей квалификации.
А.Улюкаев: «Отдельный вопрос – это регулирование системы арендного жилья, которая позволяла бы гражданам, которые работают за пределами мест постоянного проживания, комфортно размещаться и эффективно работать».
От этих общих позиций переходим к частным. Это прежде всего стимулирование компаний с государственным участием модернизировать соответствующие рабочие места, создавать новые высокопроизводительные рабочие места и сокращать затраты. Для этого имеются в виду соответствующее нормирование, основы статистики и учёта мероприятий по повышению производительности труда, введение механизмов целевых показателей повышения производительности труда для компаний с государственным участием, показателей соответствующих KPI для их менеджмента, для их руководства и изменения в трудовые договора руководителей предприятий с госучастием, которые бы установили их ответственность за создание новых высокопроизводительных рабочих мест или модернизацию и обновление имеющихся.
Отдельный блок проблем – это малое и среднее предпринимательство, потому что это мощный ресурс повышения производительности национального труда, втягивания в производительный оборот тех, кто высвобождается с иных предприятий. И для этого предполагается запуск агентства кредитных гарантий (хочу сказать, что мы уже днями сможем этот механизм запустить), которое позволит существенно увеличить использование малыми и средними предприятиями кредитного ресурса для целей их максимального развития. Имеются в виду также налоговые изменения, такие как двухлетние налоговые каникулы и патентный механизм для самозанятых граждан, который позволяет упростить систему учёта, отчётности и таким образом повысить производительность труда в этом секторе.
Кроме того, в этом же блоке предполагаются мероприятия, связанные с решением проблем моногородов, реструктуризация здесь предприятий, создание возможностей для того, чтобы здесь высвобождающаяся рабочая сила эффективно использовалась в создаваемых промышленных парках, инновационных центрах и так далее.
Наконец, здесь же так называемый механизм проектного финансирования, который для этих же целей позволяет формировать финансовые источники для создания производственной и социальной инфраструктуры этих новых кластеров технологического обновления.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы прокомментировать этот план или что-то добавить? Обсуждалось всё у нас?
Пожалуйста, Дмитрий Викторович.
Д.Ливанов: Дмитрий Анатольевич, у меня редакционное замечание: формулировку пункта 4.7 немножко изменить. Тут используется термин «сквозные рабочие профессии», но он не является общепринятым. Мы предлагаем этот пункт использовать в следующей редакции: «проведение региональных и национальных чемпионатов профессионального мастерства “World Skills – Россия”». Это будет более полно отражать то, что мы делаем.
Д.Медведев: «Сквозные профессии» там говорится?
Д.Ливанов: Да. Это редакционное изменение, оно сути дела не меняет.
Д.Медведев: Хорошо, если действительно так точнее – пожалуйста. Возражений нет.
Ещё кто-то хотел высказаться?
Пожалуйста, Андрей Рэмович.
А.Белоусов: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я хотел бы сказать несколько слов в качестве заместителя председателя комиссии или рабочей группы, которая занималась разработкой этого плана, председатель которой Аркадий Владимирович Дворкович сегодня отсутствует. Я не хочу повторять, безусловно, то, что сказал Алексей Валентинович (Улюкаев), хотел обратить внимание на целевые индикаторы.
У нас получилось так, что целевые индикаторы мы обсуждали достаточно долго, и то, что сейчас находится в плане, – это компромисс, причём компромисс в двух отношениях. Во-первых, мы понимаем, что для того, чтобы выйти на показатель роста в 1,5 раза к 2018 году, темп роста производительности труда должен был составлять 6% в год начиная с 2013 года. В 2013–2014 годах мы этих темпов не достигли, причём темпы примерно в 5–6 раз ниже, и выйти на показатели где-то 7–8% достаточно сложно. Поэтому в качестве компромисса был проведён достаточно детальный анализ по отраслям с учётом той информации, которая имеется в госпрограммах. Этот анализ показал следующее.
Что касается промышленности, там, безусловно, все эти показатели присутствуют, даже с неким опережением.
А.Белоусов: «Далеко не во всех госпрограммах сегодня мы имеем выход на траекторию показателей, которые обеспечивают рост производительности труда за шесть лет в 1,5 раза, то есть 6%. Это касается сельского хозяйства, это касается особенно строительства».
Что касается других отраслей, то далеко не во всех госпрограммах сегодня мы имеем даже выход на траекторию показателей, которые обеспечивают рост производительности труда за шесть лет в 1,5 раза, то есть 6%. Это касается сельского хозяйства, это касается особенно строительства.
Поэтому первая просьба состоит в том, чтобы те показатели, которые сегодня определены в плане мероприятий, если этот план будет сегодня поддержан, потом нашли отражение в госпрограммах, и это решение было отражено в перечне поручений в протоколе заседания Правительства. Нужно это сделать и потому, что этот план в основном является планом принятия нормативно-правовых актов, а очень многое зависит от правоприменения, и от того, как министерства подключатся к работе по повышению производительности труда в курируемых ими отраслях, безусловно, будет зависеть результат.
Второе, на что я хотел тоже обратить внимание. Здесь есть соответствующие ссылки, что вот эти целевые индикаторы построены по крупным и средним предприятиям. Это уже результат компромисса с Росстатом. Росстат в принципе сейчас не сможет администрировать рост производительности труда по малым предприятиям и по индивидуальным предпринимателям, поэтому мы договорились о том, что отслеживаться динамика производительности труда будет только там, где есть более-менее достоверная статистика и есть соответствующая статистическая отчётность. Просьба такой подход тоже поддержать.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Есть ещё комментарии?
М.Шмаков: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В докладе и в этих документах есть ссылка на чемпионаты сквозных рабочих профессий по методике World Skills, но у нас есть свои национальные чемпионаты, если можно так назвать, или конкурсы – «Лучший по профессии», которые проводятся уже без перерыва с 1990-х годов под эгидой Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эти конкурсы организуются и работодателями, и профсоюзами, и субъектами Российской Федерации, а финальная часть, естественно, – совместно с федеральными органами исполнительной власти.
Поэтому я бы считал, что наряду с World Skills, на которые мы здесь ссылаемся и которые в этом документе присутствуют… Это в основном, как мне представляется, ориентировка не на российские стандарты рабочих мест, а мы сейчас говорим о повышении производительности труда в России. Поэтому сюда надо, наверное, включить и то, что делается у нас в России, и продолжать развивать это.
Д.Медведев: Спасибо, Михаил Викторович.
Пожалуйста, Ольга Юрьевна.
О.Голодец: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Сегодня Максим Анатольевич Топилин отсутствует, и он просил донести позицию Министерства труда, потому что Министерство труда не согласовало три позиции (3.1, 3.2 и 3.3) в части ответственного исполнителя. Дело в том, что этими пунктами предполагается оценить рабочие места и в эту оценку входят переоценка основных производственных фондов указанных предприятий, оценка состояния оборудования и технологий, оценка условий труда, оценка источников экологической опасности и разработка фискальных мер, предусматривающих повышение уровня налогообложения.
Из этих пяти пунктов в ведении Министерства труда находится только один, поэтому мы предложили бы, чтобы за эти пункты – как вообще за всю программу по производительности труда у нас отвечает Министерство экономического развития, так и здесь они были бы головными, потому что у нас нет специалистов, которые могут оценить применяемые технологии, насколько они современны или несовременны.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
Есть ещё комментарии? Нет.
Давайте доработаем подготовленный план, в принципе эта работа долго проводилась. Думаю, что в целом он соответствует нашим целевым документам и пониманию той ситуации с производительностью труда, которая в настоящий момент в нашей стране существует. Но нужно доработать, в том числе с учётом того, о чём коллеги говорили.
Я не возражаю, естественно, чтобы откорректировать и проект протокольного решения в части показателей, которые существуют в плане, и их учёта при корректировке госпрограмм, а также при подготовке нормативных актов. Давайте это сделаем. Так же как и вопросы статистических показателей, их учёта, о чём говорилось в выступлении Андрея Рэмовича (Белоусова).
Что касается наших национальных конкурсов, то, конечно, надо, мне кажется, и то и другое продолжать. Надо и наши конкурсы использовать. «Лучший по профессии», действительно, известная история, но World Skills – это, по сути, мировой чемпионат, от этого тоже уклоняться не надо. Это как, знаете, есть российский спортивный чемпионат, а есть чемпионат мира – надо и там, и там участвовать. И для того чтобы участвовать в мировых чемпионатах, надо выигрывать российские чемпионаты. Так что давайте сделаем эту систему взаимосвязанной.
Что касается ответственного исполнителя, у меня просьба: в процессе доработки документа окончательно определиться. Я, естественно, готов услышать и ваши аргументы, что это должно быть Минэкономразвития. Но вы окончательно согласуйте позицию с Министерством экономики.
Договорились, коллеги. Принимаем тогда решение по повестке дня по первому вопросу и двигаемся дальше.
<…>
1. О мерах по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест
Согласно Указу Президента России "О долгосрочной государственной экономической политике" Правительству необходимо принять меры, направленные на увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года, а также на создание и модернизацию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году.
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаева по данному вопросу.
2. Одобрить в основном проект плана мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.
3. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом состоявшегося обсуждения и высказанных замечаний доработать указанный проект плана, имея в виду:
осуществление мониторинга динамики производительности труда в секторах экономики на основе статистических показателей по крупным и средним предприятиям;
уточнение ответственных исполнителей по пунктам 3.1, 3.2, 3.3 указанного проекта плана;
учет в проекте плана национальных конкурсов определения лучших по профессии.
Доработанный проект плана в недельный срок внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
4. Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минсельхозу России (Н.В.Федорову), Минкомсвязи России (Н.А.Никифорову), Минстрою России (М.А.Меню), Минтрансу России (М.Ю.Соколову), Минэнерго России (А.В.Новаку) обеспечить в рамках корректировки государственных программ Российской Федерации включение в соответствующие программы количественных значений показателей, содержащихся в Плане мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.
2. О механизме проектного финансирования
В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации Минэкономразвития разработаны концептуальные основы программы рефинансирования инвестиционных проектов, планируемых к реализации российскими компаниями – конечными заемщиками на территории Российской Федерации на принципах проектного финансирования (далее – Программа).
Целью Программы является создание нового финансового инструмента для российского банковского сектора, способствующего увеличению объемов кредитования предприятий реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях, для решения следующих задач:
- стимулирование экономического роста, в частности промышленного производства;
- создание инновационных производств, в процессе которых используются новейшие технологии, в частности энергоэффективные и экологически чистые технологии;
- стимулирование выпуска российскими предприятиями готовой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости;
- развитие промышленных производств, направленных на создание продукции импортозамещения.
В качестве источника финансирования Программы предлагается использовать кредитные средства Банка России, предоставляемые крупнейшим российским банкам для рефинансирования инвестиционных проектов, планируемых к реализации конечными заемщиками на территории Российской Федерации на принципах проектного финансирования.
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаева по данному вопросу.
2. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) совместно с Минфином России и с участием Банка России с учетом состоявшегося обсуждения разработать и до 2 сентября 2014 г. внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, предусматривающие:
критерии, порядок отбора инвестиционных проектов и предоставления по ним государственных гарантий в рамках механизма проектного финансирования;
создание межведомственной комиссии по реализации механизма проектного финансирования;
порядок формирования и ведения реестра инвестиционных проектов в рамках механизма проектного финансирования;
требования, порядок отбора и размер комиссионного вознаграждения независимых финансовых консультантов, уполномоченных Правительством Российской Федерации проводить независимую экспертизу инвестиционных проектов в рамках механизма проектного финансирования.
3. Рекомендовать Банку России разработать и принять нормативные правовые акты, предусматривающие требования к банкам-заемщикам для участия в механизме проектного финансирования, а также условия и порядок предоставления Банком России кредитов указанным банкам, и до 1 октября 2014 г. направить соответствующую информацию в Правительство Российской Федерации и Минэкономразвития России.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности»
Основной целью законопроекта является создание правовых основ для организации эффективного использования федеральными органами исполнительной власти и организациями данных дистанционного зондирования Земли из космоса, полученных с космических аппаратов, созданных за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств физических и юридических лиц.
Законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" дополняет существующую систему урегулирования отношений, возникающих в процессе создания, функционирования и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, осуществления геодезических, картографических и иных видов деятельности, при осуществлении которых они используются.
Решения Правительства:
1. Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
2. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) совместно с Минприроды России, Роскосмосом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос о порядке взаимодействия создаваемого федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса с существующими ведомственными фондами данных дистанционного зондирования Земли.
Соответствующие предложения при необходимости внести в Правительство Российской Федерации.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением»
Предлагаемыми законопроектом изменениями планируется определить порядок обжалования некоторых решений (о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания, пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке) прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением» и внести его в Государственную Думу
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
Законопроект позволит создать условия для снижения стоимости железнодорожных перевозок пассажиров.
Принятие законопроекта позволит перевозчику дополнить тарифную сетку экономичными «невозвратными» тарифами и предложить проездные документы (билеты) по сниженной цене. Это даст возможность пользоваться услугами железнодорожного транспорта как пассажирам с высокой, так и с низкой платежеспособностью, приведет к увеличению пассажирооборота и либерализации рынка и улучшит конкурентное положение железнодорожного транспорта.
Таким образом, от применения нерегулируемых тарифов, не предусматривающих включение в стоимость билетов риска убытков от возврата, в первую очередь получат выгоду пассажиры, которые могут заранее спланировать свое путешествие, поскольку так называемые "невозвратные билеты" всегда дешевле, нежели обычные. Будет создан новый сегмент доступных тарифов, которые привлекут новых пассажиров.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления»
Законопроект направлен на отмену ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицензирования, исполнительного производства.
Законопроектом определяется порядок взаимодействия государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления с гражданами (физическими лицами) и организациями в рамках обмена электронными документами при осуществлении государственных и муниципальных функций.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 33335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Законопроектом предусматривается освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним.
Принятие законопроекта позволит урегулировать вопросы, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним, в рамках Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "О регулировании вопросов собственности Союзного государства".
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью ЗЗЗ35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
8. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»
Принятие законопроекта позволит устранить неопределенность в части установления круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, и, следовательно, исключить возможность произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1158 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
9. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Законопроект направлен на совершенствование процедур включения в таможенный реестр и исключения из него объектов интеллектуальной собственности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 306 и 307 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
10. О распределении на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в рамках подпрограммы «Охрана и защита лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Рослесхозу предусмотрено выделение средств из федерального бюджета на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования на 2014 год в объеме 454,96 млн рублей, 2015 год - 454,96 млн рублей, 2016 год – 1 294,68 млн рублей.
Проектом распоряжения предлагается распределить выделенные субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
11. О предоставлении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Крым на компенсацию понесенных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Крым в связи с прекращением подачи воды по Северо-Крымскому каналу для орошения посевов сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений
Проектом постановления предусматривается направить бюджетные ассигнования в размере 273,31 млн рублей на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджету Республики Крым на компенсацию понесенных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с прекращением подачи воды по Северо-Крымскому каналу для орошения посевов сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Крым на компенсацию понесенных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Крым в связи с прекращением подачи воды по Северо-Крымскому каналу для орошения посевов сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений».
12. О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджету Республики Крым иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по развитию Международного детского центра «Артек»
Проектом распоряжения предлагается выделить средства на указанные мероприятия в размере 894,9852 млн рублей. Бюджетные ассигнования планируется направить на реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий центра, приобретение оборудования (в том числе инвентаря и мебели), приобретение и ремонт техники (в том числе автотранспорта), обеспечение безопасности лиц, находящихся в центре, включая приобретение и установку систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
13. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
Проектом предусматривается внесение изменений в 16 актов Правительства в части приведения их терминологии и отдельных положений в соответствие с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", а также признание утратившими силу 11 постановлений (отдельных положений постановлений) Правительства.
Кроме того, проектом предлагается внести изменения:
- в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации в части наделения полномочием по утверждению перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме;
- в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации в части наделения полномочиями по утверждению примерной номенклатуры организаций социального обслуживания, методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети указанных организаций, правил организации их деятельности, рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания и другими;
- в Положение о Федеральной службе по труду и занятости в части наделения полномочием по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.