На заседании будут рассматриваться следующие вопросы:
1. Об итогах реализации федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» и «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы
Основной целью федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» являлось развитие научно-технологического потенциала страны для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.
Общий объём финансирования ФЦП «Исследования и разработки» в 2007–2013 годах составил 170,4 млрд рублей.
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы была нацелена на создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодёжи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании и позволила сформировать общефедеральную систему мер по развитию, подготовке, закреплению и поддержке различных групп научных работников.
Общий объём финансирования ФЦП «Кадры» в 2009–2013 годах составил 99,8 млрд рублей.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»
В целях реализации международных стандартов в области государственного контроля за выполнением требований к аэродромам, вертодромам и их эксплуатации предлагается внесение в Воздушный кодекс следующих изменений:
- конкретизация перечня наземного оборудования и других объектов, подлежащих обязательной сертификации, в том числе установление положения об обязательной сертификации аэродромов, используемых для осуществления регулярных коммерческих воздушных перевозок, за исключением аэродромов, предназначенных для взлёта и посадки воздушных судов с количеством посадочных мест для пассажиров не более 20;
- уточнение процедур допуска к эксплуатации и последующей эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, а также государственной регистрации аэродромов и вертодромов;
- уточнение положений, касающихся требований к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также закрытия гражданских аэродромов и вертодромов.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 132 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”»
Проект федерального закона предусматривает внесение изменения, направленного на упрощение процедуры привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий и аккредитованными в порядке, установленном Правительством.
Проектом федерального закона предлагается установить минимальный порог оплаты труда высококвалифицированного специалиста – иностранного гражданина на уровне 1 млн рублей в год в целях упрощённого привлечения такого специалиста для работы в IT-компании. Существующий порог заработной платы для высококвалифицированных иностранных работников в размере 2 млн рублей в год (около 167 тыс. рублей в месяц) является для IT-компаний слишком высоким.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части совершенствования механизма обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти денежным довольствием и предоставлением социальных гарантий им и членам их семей)
В ходе реализации положений федеральных законов от 19 июля 2011 года №247-ФЗ, от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ и от 8 ноября 2011 года №309-Ф3, направленных на осуществление реформы денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, были выявлены пробелы в отдельных положениях федеральных законов в части определения объёма полномочий Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных органов государственной власти по регламентации правоотношений, связанных с обеспечением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти денежным довольствием и предоставлением социальных гарантий им и членам их семей.
Законопроектом предусматривается устранить указанные пробелы, а также реализовать Постановление Конституционного Суда от 15 октября 2013 года №21-П в части, предусматривающей распространение на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы – одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, правовых и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для беременных женщин и матерей, воспитывающих детей.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”»
(в части снятия ограничений для кредитных организаций на осуществление торговой деятельности в определённых случаях)
Законопроект направлен на снятие ограничений для кредитных организаций по продаже ими имущества, приобретённого с целью обеспечения своей деятельности, имущества, реализуемого при обращении взыскания на предмет залога в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом имущества, либо полученного по договору в качестве отступного, а также в отношении купли-продажи монет и банкнот в сувенирной упаковке.
6. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы
Проектом распоряжения предлагается утвердить субсидии на указанные цели общим объёмом 40 млрд рублей 84 субъектам России, включая Республику Крым и город федерального значения Севастополь. Ненецкий автономный округ получит данную субсидию в составе Архангельской области.
7. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства
Проектом распоряжения предусматривается утвердить распределение субсидий, предоставляемых в 2014 году на указанные цели, в объёме 7542,2 млн рублей, в том числе дополнительных субсидий в объёме 4150 млн рублей.
8. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах»
Проектом распоряжения предлагается на основании данных, предоставленных в установленном порядке субъектами Российской Федерации, а также утверждённой проектной документации, имеющей положительные заключения государственных экспертиз, утвердить распределение субсидий в объёме 2786,71 млн рублей.
Принятие распоряжения обеспечит необходимым финансированием капитальный ремонт гидротехнических сооружений и ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений с учётом фактической готовности субъектов Российской Федерации к выполнению в 2014 году мероприятий по приведению гидротехнических сооружений в безопасное техническое состояние.
9. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрены субсидии на указанные цели в объёме 4 900 157,4 тыс. рублей.
Принятие проекта распоряжения позволит обеспечить софинансирование строительства 114 спортивных объектов, включая 23 многофункциональных спортивных комплекса, 30 многофункциональных спортивных залов, 9 бассейнов, 15 ледовых катков, 14 плоскостных сооружений, 23 специальных сооружения (велотреки, лыжероллерные трассы, велодорожки на территории объектов), в 52 субъектах Российской Федерации.
10. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, в рамках подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрены субсидии на указанные цели в объёме 582 млн рублей.
Субсидии предоставляются на проведение тренировочных мероприятий по базовым видам спорта, обеспечение питания и проживания спортсменов при проведении первенств России, повышение квалификации и переподготовку специалистов в сфере физической культуры и спорта, приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки для спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации по базовым видам спорта.
11. Об утверждении Положения о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Проектом постановления предусматривается утвердить Положение о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации, в котором определяются его статус, функции и права, а также внести изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
Необходимость принятия проекта вызвана изменениями, внесёнными в Конституцию Российской Федерации, в части организации судебной власти: обновление Верховного Суда Российской Федерации и прекращение деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
12. О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации
Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в Положение о Министерстве экономического развития в части наделения ведомства полномочиями по мониторингу реализации плана мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, подготовке предложений по его совершенствованию, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению достижения показателей увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.
13. О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Проектом постановления предлагается возложить на Минприроды полномочие по установлению порядка определения показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта по залежи углеводородного сырья по согласованию с Минэнерго и Минэкономразвития.
Порядок определения показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта по залежи углеводородного сырья в случае принятия проекта постановления будет установлен ведомственным актом Минприроды.
14. О внесении изменения в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации
Проектом постановления предусмотрено внесение изменения в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации в части возложения на Министерство полномочий по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению стабильного развития закрытых административно-территориальных образований, в том числе по вопросам нормативно-правового регулирования и мониторинга социально-экономической ситуации ЗАТО.
15. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Проект постановления Правительства «О внесении изменений в Положение об осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники и Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации» разработан в целях наделения Минтранса полномочием по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе.
Москва,
9 апреля 2014 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Министра образования и науки Дмитрия Ливанова
Стенограмма:
Д.Медведев: Прежде чем рассмотрим основные вопросы повестки дня, хотел бы отметить один важный аспект деятельности Правительства – это механизм оценки различных решений, которые были приняты, и их исполнения. Хочу проинформировать: я подписал распоряжение Правительства, которое направлено на такое совершенствование оценки как руководителей федеральных органов исполнительной власти, так и органов власти субъектов нашей страны.
Существенно расширены показатели развития конкуренции внутри тех индикаторов, которые там используются. В сравнительных рейтингах руководителей теперь будет учитываться уровень социально-экономического развития их региона, причём в более полном варианте. Целевые значения для оценки теперь будут устанавливаться на каждый последующий год.
Теперь по повестке дня. У нас один вопрос, связанный с подведением итогов работы по двум ФЦП, которые касаются нашей науки. Первая – это «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса на период с 2007 по 2013 год», а вторая ФЦП – это «Научные и научно-педагогические кадры инновационной экономики», она действовала с 2009 по 2013 год.
В этой сфере это, наверное, самые крупные целевые программы. Они направлены на развитие научно-технического потенциала и наиболее значимых приоритетных отраслей науки, должны были простимулировать разработку современных, в ряде случаев прорывных, технологий и, конечно, способствовать тому, чтобы молодёжь лучше приходила в науку, образование, сферу высоких технологий.
Всё это необходимо, для того чтобы изменить структуру нашей экономики, перевести её на инновационный путь развития. Эта цель, конечно, не снимается и сегодня. Она амбициозна, и только такая работа позволит раскрыть интеллектуальный и промышленный потенциал страны.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 10 апреля 2014 года
За годы реализации этих двух программ общий объём финансирования составил порядка 270 млрд рублей. Из федерального бюджета было выделено около 200 млрд рублей, из других источников – оставшаяся часть.
По итогам получен достаточно внушительный перечень новых технологий, часть из них внедрена и даже доведена до коммерческого воплощения. Объём высокотехнологичной продукции, который был создан за счёт коммерциализации этих разработок, по подсчётам, составил порядка 215 млрд рублей, то есть, безусловно, отдача есть, причём несколько больше даже, чем мы планировали (а мы планировали около 150 млрд рублей). Но, конечно, важно сделать и следующие шаги – повышать эффективность такого рода расходов.
Д.Медведев: «За годы реализации этих двух программ ("Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса на период с 2007 по 2013 год" и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной экономики") общий объём финансирования составил порядка 270 млрд рублей. Из федерального бюджета было выделено около 200 млрд рублей, из других источников – оставшаяся часть. По итогам получен достаточно внушительный перечень новых технологий. Объём высокотехнологичной продукции, который был создан за счёт коммерциализации этих разработок, по подсчётам, составил порядка 215 млрд рублей».
Главное, наверное, что программа стала стимулом для молодых учёных из академического и вузовского секторов. Достаточно сказать, что в этих программах участвовали молодые исследователи, средний возраст которых не превышает 35 лет. При этом более 20 тыс. студентов, аспирантов, молодых докторантов продолжили заниматься наукой по этим программам, и надеюсь, что этот курс останется неизменным. Более подробно об этом доложит Министр науки и образования.
Мы сегодня рассматриваем в очередной раз большое количество субсидий по регионам.
На модернизацию региональных систем дошкольного образования 40 млрд выделяется, о чём мы с вами договаривались совсем недавно. Субсидии получат все субъекты нашей страны, включая и Республику Крым, и город Севастополь.
Для проведения сезонных полевых работ выделяется дополнительно ещё 4,15 млрд рублей. Средства будут направлены на субсидирование краткосрочных кредитов на развитие растениеводства, с учётом которых общий объём поддержки по данному направлению составляет 7,5 млрд рублей. Об этом я недавно говорил, общаясь с нашими руководителями сельских поселений в Волгограде, в субботу на прошлой неделе.
На выполнение в 2014 году мероприятий по приведению гидротехнических сооружений в безопасное техническое состояние также запланированы субсидии в размере 2,8 млрд рублей.
Д.Медведев: «Запланированы и дополнительные средства для софинансирования строительства 114 спортивных объектов, на что будет выделено 4,9 млрд рублей».
Запланированы и дополнительные средства для софинансирования строительства 114 спортивных объектов, на что будет выделено 4,9 млрд рублей, и адресная финансовая поддержка спортивных организаций, которые готовят спортивный резерв – это также в повестке дня.
Приступим к обсуждению итогов реализации двух целевых программ, по науке и научным кадрам.
Дмитрий Викторович (обращаясь к Д.Ливанову), пожалуйста, прошу вас.
Д.Ливанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Эффективность сектора исследований и разработок – один из ключевых факторов социально-экономического развития России. Именно современные технологии, инновации обусловливают конкурентоспособность нашей экономики и безопасность нашего государства.
Задача развития отечественной науки заключается в повышении эффективности её работы посредством институциональной модернизации, включая развитие системы воспроизводства конкурентоспособного кадрового потенциала, являющегося для нас одним из ключевых национальных ресурсов.
При этом федеральные целевые программы выступают одним из основных инструментов государственной политики для решения системных проблем в научной сфере. Мой доклад посвящён итогам реализации двух программ, завершившихся в 2013 году. Это, как Вы, Дмитрий Анатольевич, отметили в своём вступительном слове, программа «Исследования и разработки» и программа «Научные и научно-педагогические кадры». Данные программы являются составными частями государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» до 2020 года, характеризуются сбалансированностью и взаимоувязанностью целей.
Д.Ливанов: «Программа "Исследования и разработки" направлена на развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Эта программа мобилизовала активную часть российской науки, а также инновационно активного бизнеса, сконцентрировала их внимание на приоритетах, и мы получили в итоге как существенные заделы, так и конкретные результаты».
Программа «Исследования и разработки» направлена на развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Можно сказать, что эта программа мобилизовала активную часть российской науки, а также инновационно активного бизнеса, сконцентрировала их внимание на приоритетах, и мы получили в итоге как существенные заделы, так и конкретные результаты. Именно благодаря данной программе был задан мощный импульс активной части наших учёных из корпоративного, вузовского, академического секторов для дальнейшего развития их научных групп, коллективов, повышения их конкурентоспособности на мировом уровне.
Одновременно с этим программа «Кадры» позволила сформировать общефедеральную систему мер по развитию научных и научно-педагогических кадров, достроила цепочку подготовки, закрепления и поддержки различных групп научных работников, от аспирантов до ведущих исследователей.
В программе был сделан акцент на поддержку молодых исследователей, научных коллективов, развитие мобильности, привлечение для работы в науке талантливых аспирантов и студентов.
Показатели реализации двух программ представлены на слайдах. Я бы обратил особое внимание, что целевое назначение программ определяет и сам характер их итогов. Это акцент на получение нового научного результата, новой технологии, новой продукции либо на существенное повышение уровня кадрового потенциала нашей науки, привлечение в неё молодых исследователей.
Д.Ливанов: «Программа "Кадры" позволила сформировать общефедеральную систему мер по развитию научных и научно-педагогических кадров, достроила цепочку подготовки, закрепления и поддержки различных групп научных работников, от аспирантов до ведущих исследователей».
Существенная часть программы «Исследования и разработки» была связана с реализацией механизмов государственно-частного партнёрства в науке. Это обеспечило привлечение более 50 млрд рублей негосударственных инвестиций в развитие научных исследований.
Итоги реализации обеих программ показали высокий уровень востребованности их результатов в научном сообществе. В целом плановые значения целевых индикаторов и показателей достигнуты. В частности, оформлено более 5 тыс. патентов, опубликовано около 90 тыс. научных статей, подготовлено и защищено более 12 тыс. научных диссертаций.
Следует отметить и состав исполнителей проектов. В программе «Исследования и разработки» участвовали ведущие организации корпоративного, вузовского, академического секторов науки, способные генерировать новые знания и охраноспособные научные результаты.
Основными участниками программы «Кадры» стали вузы и академические научные организации, их доля в общем числе участников составляет почти 90%.
Д.Ливанов: «Существенная часть программы "Исследования и разработки" была связана с реализацией механизмов государственно-частного партнёрства в науке. Это обеспечило привлечение более 50 млрд рублей негосударственных инвестиций в развитие научных исследований».
Всего в период реализации программы «Кадры» в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах приняли участие свыше 112 тыс. докторов наук, кандидатов наук, аспирантов и студентов. При этом более 20 тыс. молодых людей (студентов, аспирантов, докторантов, исследователей) остались работать в сфере науки, образования и высоких технологий.
Коротко остановлюсь на нескольких значимых научных результатах, полученных в рамках программы «Исследования и разработки». Это только три примера, но они позволяют представить масштаб проектов и решаемых научных задач.
Первое. Физико-технический институт имени Иоффе разработал автономные гибридные энергоустановки на основе солнечных модулей и дизельных генераторов для энергоснабжения удалённых потребителей, позволяющие экономить более 20% дизельного топлива, а в летние месяцы – до 80% за счёт выработки электричества солнечными модулями. При этом стоимость пиковой мощности фотоэлектрического модуля в 3 раза ниже, чем у существующих аналогов.
Второй пример: на основе разработок Национального исследовательского университета МИЭТ разработана первая мелкосерийная партия носимых аппаратов вспомогательного кровообращения с имплантируемым роторным насосом крови. Аппарат уже успешно используется в НИИ скорой помощи имени Склифосовского, а его расчётная стоимость в несколько раз ниже стоимости зарубежных аналогов.
Третье. НИИ механики Московского государственного университета создал и испытал программно-аппаратный комплекс дублирования опорно-двигательного аппарата человека, оказывающий в том числе помощь людям при ослаблении двигательной способности. К разработке проявили интерес медицинские организации, МЧС России, Минобороны России и так далее. Также здесь качество сопоставимо с существующими аналогами, а цена существенно ниже.
Д.Ливанов: «Обеспечение прорыва по отдельным приоритетным технологическим направлениям и получение качественно новых результатов обусловливают акцент именно на поддержке проведения прикладных научных исследований, направленных на решение важнейших научно-технических государственных проблем».
Учитывая успешность реализации этих завершённых программ, мы разработали, и Правительство уже приняло решение об утверждении новой целевой программы «Исследования и разработки» на 2014–2020 годы, которая представляет следующий этап государственной политики по развитию сектора прикладных исследований и разработок. Необходимо подчеркнуть, что обеспечение прорыва по отдельным приоритетным технологическим направлениям и получение качественно новых результатов обусловливают акцент именно на поддержке проведения прикладных научных исследований, направленных на решение важнейших научно-технических государственных проблем.
В этих условиях большой упор в новой программе делается на директивную тематику исследований с обязательным участием в реализации проекта, в том числе финансовым участием, сторон, заинтересованных в результатах, включая и федеральные органы исполнительной власти.
Д.Ливанов: «В новой программе "Исследования и разработки" средства переориентируются на поддержку прикладных научных исследований прежде всего в рамках деятельности технологических платформ. Проекты, сформированные технологическими платформами, будут рассматриваться, естественно, при условии привлечения ими внебюджетных источников финансирования».
Таким образом, в новой программе «Исследования и разработки» средства переориентируются на поддержку прикладных научных исследований прежде всего в рамках деятельности технологических платформ. Проекты, сформированные технологическими платформами, будут рассматриваться, естественно, при условии привлечения ими внебюджетных источников финансирования.
В целом проекты по новым конкурсам выигрывают те участники, которые сформулируют в заявке результат исследований с количественными и качественными характеристиками, укажут конкретного потребителя результата и того индустриального партнёра, который будет его использовать.
Д.Ливанов: «В 2013 году произошли серьёзные изменения в системе финансирования фундаментальных и поисковых исследований. Создан Российский научный фонд, который составляет сегодня основу этой системы. Это обусловило передачу финансирования основных мероприятий программы "Кадры" в этот фонд, который обладает и возможностями, и гибкой системой инструментов для поддержки научных исследований, проводимых научными коллективами, научными организациями и вузами».
В 2013 году произошли серьёзные изменения в системе финансирования фундаментальных и поисковых исследований. Создан Российский научный фонд, который составляет сегодня основу этой системы. Это обусловило передачу финансирования основных мероприятий программы «Кадры» в этот фонд, который обладает и возможностями, и гибкой системой инструментов для поддержки научных исследований, проводимых научными коллективами, научными организациями и вузами. Таким образом, мы перешли на грантовую поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований – форму, которая наиболее комфортна для учёных и научных коллективов, эти исследования проводящих.
Я хочу обратить внимание на то, что Российский научный фонд в своей линейке конкурсов полностью обеспечивает преемственность программы кадров в части реализации её ключевых мероприятий.
Тем не менее некоторые мероприятия программы «Кадры» выпали из программы Российского научного фонда, поскольку мы считаем их важными. К ним относятся мероприятия по развитию мобильности научных кадров, организация обмена научным опытом, выявление талантливой молодёжи в рамках российских и международных научных школ и конференций, конкурсов, олимпиад. Мы будем поддерживать эти мероприятия в рамках внепрограммных инструментов финансирования.
Д.Ливанов: «Мы перешли на грантовую поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований – форму, которая наиболее комфортна для учёных и научных коллективов, эти исследования проводящих. Российский научный фонд в своей линейке конкурсов полностью обеспечивает преемственность программы кадров в части реализации её ключевых мероприятий».
С учётом последних изменений программы «Исследования и разработки», потребностей федеральных органов исполнительной власти, а также работы научных фондов мы считаем принципиально важным усилить межведомственную координацию механизмов государственной поддержки проведения научных исследований.
Так, мы уже выступили с инициативой создания единого подхода к формированию государственных заданий для научных организаций в сфере науки для всех федеральных органов исполнительной власти.
Мы разработали предложения о включении в «дорожные карты» ведомств, в которых есть подведомственные научные организации, бюджетных средств, мер по увеличению размеров заработной платы научных сотрудников в соответствии с теми целевыми указаниями, которые содержатся в майских указах Президента.
Мы считаем, что распределение бюджетных ассигнований на повышение заработной платы учёных нужно осуществлять на вневедомственной основе с учётом единых критериев по референтным группам и организациям, исходя из профильных областей знаний, специфики деятельности, региональных особенностей этих организаций.
В 2013 году мы также изменили принципиально порядок оценки результативности деятельности научных организаций. С этого года работает система межведомственной, вневедомственной оценки, что позволит федеральным органам исполнительной власти сопоставлять показатели деятельности подведомственных организаций с другими организациями независимо от их ведомственной принадлежности.
Д.Ливанов: «В 2013 году мы изменили принципиально порядок оценки результативности деятельности научных организаций. С этого года работает система межведомственной, вневедомственной оценки, что позволит федеральным органам исполнительной власти сопоставлять показатели деятельности подведомственных организаций с другими организациями независимо от их ведомственной принадлежности».
Нам также необходимо в этом году усилить работу в области интеграции науки и образования. Будет запущен целый ряд таких интеграционных проектов. Необходимо вывести на новый уровень государственную поддержку ведущих научных школ, действующих на базе организаций, имеющих профильные диссертационные советы. Реализация новой программы «Исследования и разработки», развёртывание полномасштабной деятельности российского научного фонда позволит нам сформировать эффективный современный механизм развития нашей науки, укрепления потенциала в секторе исследований и разработок в России.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы выступить?
Никто? Всем всё понятно, всё согласовано, итоги понятны, подведены.
Хорошо. Конечно, несмотря на завершение работы по этим программам, в целом работа по реализации задач в области развития науки и поддержки научных кадров должна быть продолжена в рамках других действующих в настоящий момент программ – собственно, так, как мы и договаривались. Их промежуточные итоги и окончательные итоги мы будем рассматривать в рабочем порядке.
<…>
Решения Правительства, принятые на заседании 10 апреля 2014 года
1. Об итогах реализации федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» и «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы
Основной целью федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» являлось развитие научно-технологического потенциала страны для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.
Общий объём финансирования ФЦП «Исследования и разработки» в 2007–2013 годах составил 170,4 млрд рублей.
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы была нацелена на создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодёжи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании и позволила сформировать общефедеральную систему мер по развитию, подготовке, закреплению и поддержке различных групп научных работников.
Общий объём финансирования ФЦП «Кадры» в 2009–2013 годах составил 99,8 млрд рублей.
Решение Правительства:
Принять к сведению доклад Министра образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанова по данному вопросу.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»
В целях реализации международных стандартов в области государственного контроля за выполнением требований к аэродромам, вертодромам и их эксплуатации предлагается внесение в Воздушный кодекс следующих изменений:
- конкретизация перечня наземного оборудования и других объектов, подлежащих обязательной сертификации, в том числе установление положения об обязательной сертификации аэродромов, используемых для осуществления регулярных коммерческих воздушных перевозок, за исключением аэродромов, предназначенных для взлёта и посадки воздушных судов с количеством посадочных мест для пассажиров не более 20;
- уточнение процедур допуска к эксплуатации и последующей эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, а также государственной регистрации аэродромов и вертодромов;
- уточнение положений, касающихся требований к аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также закрытия гражданских аэродромов и вертодромов.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 132 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”»
Проект федерального закона предусматривает внесение изменения, направленного на упрощение процедуры привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий и аккредитованными в порядке, установленном Правительством.
Проектом федерального закона предлагается установить минимальный порог оплаты труда высококвалифицированного специалиста – иностранного гражданина на уровне 1 млн рублей в год в целях упрощённого привлечения такого специалиста для работы в IT-компании. Существующий порог заработной платы для высококвалифицированных иностранных работников в размере 2 млн рублей в год (около 167 тыс. рублей в месяц) является для IT-компаний слишком высоким.
Решения Правительства:
1. Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 132 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
2. Минкомсвязи России (Н.А.Никифорову) при рассмотрении указанного проекта федерального закона в Государственной Думе предложить в установленном порядке положения, устанавливающие временный характер предлагаемых изменений.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части совершенствования механизма обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти денежным довольствием и предоставлением социальных гарантий им и членам их семей)
В ходе реализации положений федеральных законов от 19 июля 2011 года №247-ФЗ, от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ и от 8 ноября 2011 года №309-Ф3, направленных на осуществление реформы денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, были выявлены пробелы в отдельных положениях федеральных законов в части определения объёма полномочий Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных органов государственной власти по регламентации правоотношений, связанных с обеспечением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти денежным довольствием и предоставлением социальных гарантий им и членам их семей.
Законопроектом предусматривается устранить указанные пробелы, а также реализовать Постановление Конституционного Суда от 15 октября 2013 года №21-П в части, предусматривающей распространение на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы – одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, правовых и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для беременных женщин и матерей, воспитывающих детей.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”»
(в части снятия ограничений для кредитных организаций на осуществление торговой деятельности в определённых случаях)
Законопроект направлен на снятие ограничений для кредитных организаций по продаже ими имущества, приобретённого с целью обеспечения своей деятельности, имущества, реализуемого при обращении взыскания на предмет залога в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом имущества, либо полученного по договору в качестве отступного, а также в отношении купли-продажи монет и банкнот в сувенирной упаковке.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
6. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы
Проектом распоряжения предлагается утвердить субсидии на указанные цели общим объёмом 40 млрд рублей 84 субъектам России, включая Республику Крым и город федерального значения Севастополь. Ненецкий автономный округ получит данную субсидию в составе Архангельской области.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
7. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства
Проектом распоряжения предусматривается утвердить распределение субсидий, предоставляемых в 2014 году на указанные цели, в объёме 7542,2 млн рублей, в том числе дополнительных субсидий в объёме 4150 млн рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
8. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах»
Проектом распоряжения предлагается на основании данных, предоставленных в установленном порядке субъектами Российской Федерации, а также утверждённой проектной документации, имеющей положительные заключения государственных экспертиз, утвердить распределение субсидий в объёме 2786,71 млн рублей.
Принятие распоряжения обеспечит необходимым финансированием капитальный ремонт гидротехнических сооружений и ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений с учётом фактической готовности субъектов Российской Федерации к выполнению в 2014 году мероприятий по приведению гидротехнических сооружений в безопасное техническое состояние.
Решения Правительства:
1. Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
2. Минприроды России (С.Е.Донскому), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минвостокразвития России (А.С.Галушке) проработать вопрос о выделении дополнительных средств из федерального бюджета для финансирования мероприятий по защите населения, объектов экономики и социальной сферы субъектов Дальневосточного федерального округа, подвергшихся крупномасштабному наводнению в 2013 году.
Соответствующие предложения в установленном порядке представить в Правительство Российской Федерации.
9. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрены субсидии на указанные цели в объёме 4 900 157,4 тыс. рублей.
Принятие проекта распоряжения позволит обеспечить софинансирование строительства 114 спортивных объектов, включая 23 многофункциональных спортивных комплекса, 30 многофункциональных спортивных залов, 9 бассейнов, 15 ледовых катков, 14 плоскостных сооружений, 23 специальных сооружения (велотреки, лыжероллерные трассы, велодорожки на территории объектов), в 52 субъектах Российской Федерации.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
10. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, в рамках подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрены субсидии на указанные цели в объёме 582 млн рублей.
Субсидии предоставляются на проведение тренировочных мероприятий по базовым видам спорта, обеспечение питания и проживания спортсменов при проведении первенств России, повышение квалификации и переподготовку специалистов в сфере физической культуры и спорта, приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки для спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации по базовым видам спорта.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
11. Об утверждении Положения о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Проектом постановления предусматривается утвердить Положение о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации, в котором определяются его статус, функции и права, а также внести изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
Необходимость принятия проекта вызвана изменениями, внесёнными в Конституцию Российской Федерации, в части организации судебной власти: обновление Верховного Суда Российской Федерации и прекращение деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
12. О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации
Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в Положение о Министерстве экономического развития в части наделения ведомства полномочиями по мониторингу реализации плана мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, подготовке предложений по его совершенствованию, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению достижения показателей увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
13. О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Проектом постановления предлагается возложить на Минприроды полномочие по установлению порядка определения показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта по залежи углеводородного сырья по согласованию с Минэнерго и Минэкономразвития.
Порядок определения показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта по залежи углеводородного сырья в случае принятия проекта постановления будет установлен ведомственным актом Минприроды.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
14. О внесении изменения в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации
Проектом постановления предусмотрено внесение изменения в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации в части возложения на Министерство полномочий по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению стабильного развития закрытых административно-территориальных образований, в том числе по вопросам нормативно-правового регулирования и мониторинга социально-экономической ситуации ЗАТО.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
15. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Проект постановления Правительства «О внесении изменений в Положение об осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники и Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации» разработан в целях наделения Минтранса полномочием по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.