За 6 лет ввод новых энергомощностей в России составил около 30,9 ГВт, прирост установленной мощности – 23,3 ГВт.
За 6 лет ввод новых энергомощностей в России составил около 30,9 ГВт, прирост установленной мощности – 23,3 ГВт.
За тот же период ввод электросетевого оборудования крупнейшими отраслевыми компаниями составил порядка 21,8 тыс. км линий электропередачи классом напряжения 110 кВ и выше и 111,9 тыс. МВА трансформаторных мощностей.
Среди наиболее крупных введённых и модернизированных объектов: Богучанская ГЭС мощностью чуть менее 3 ГВт, Няганская ГРЭС мощностью 1,3 ГВт, Пермская ГРЭС мощностью 0,9 ГВт, Южноуральская ГРЭС-2 мощностью 0,8 ГВт, а также ряд объектов на атомных электростанциях, среди которых есть уникальные, в том числе энергоблок №6 с реактором ВВЭР-1200 поколения 3+ на Нововоронежской АЭС-2 мощностью 1,2 ГВт и энергоблок №4 с реактором на быстрых нейтронах БН-800 на Белоярской АЭС мощностью 0,9 ГВт.
Значительный вклад в обновление фондов электрогенерации внёс механизм, стимулирующий инвестиции в отрасль и обеспечивающий выполнение обязательств инвесторов по вводу генерирующих мощностей, – договоры о предоставлении мощности (ДПМ).
Успешная реализация программы ДПМ позволила за 6 лет обновить основные фонды по отрасли на 15%. В целом по России на сегодняшний день с начала реализации программы в 2010 году реализовано более 130 проектов, введено почти 30 ГВт мощностей, и ещё более 6 ГВт будут введены до 2020 года. Обновление фондов позволило значительно – на 7% к 2010 году – снизить расход удельного топлива на отпуск электроэнергии и повысить надёжность работы оборудования.
ДПМ – один из самых масштабных и успешных инструментов привлечения инвестиций в российской экономике. За весь период реализации программы в сектор электроэнергетики привлечено свыше 2 трлн рублей инвестиций. Благодаря ДПМ получили развитие отечественное энергетическое машиностроение, проектные и строительные отрасли.
С 2021 года постепенно начнёт завершаться срок выплат по ДПМ для тепловых мощностей. Реинвестирование высвобождающихся средств позволит до 2030 года провести глубокую модернизацию около 40 ГВт установленной мощности ТЭС без дополнительной финансовой нагрузки на потребителей.
По итогам состоявшегося 14 ноября 2017 года совещания по развитию электроэнергетики у Президента России В.В.Путина принято решение разработать механизмы привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики.
Федеральным законом от 23 июня 2016 года №196-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надёжности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики. В соответствии с документом Правительство получило полномочия совершенствовать требования к подготовке электротехнического оборудования, многие из которых не пересматривались с 1980-х годов. В развитие Федерального закона №196-ФЗ в 2016–2017 годах принят ряд нормативных правовых актов Правительства и Минэнерго России, направленных на совершенствование механизмов обеспечения надёжного функционирования электроэнергетики страны.
За 6 лет количество аварий на электрических станциях установленной мощностью 25 МВт и выше снизилось на 14,8%, а в электрических сетях с номинальным напряжением 110 кВ и выше – на 23%.
За последние годы принят большой пакет нормативно-правовых документов и изменений в законодательство, направленных на укрепление платёжной дисциплины потребителей электроэнергии. Федеральным законом от 3 ноября 2015 года №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» предусмотрена неустойка за неисполнение обязательств по своевременной оплате электрической энергии и услуг по её передаче, обеспечение обязательств по оплате ресурсов, а также увеличение административной ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры, безучётное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов.
С 2016 года начала работу утверждённая постановлением Правительства от 27 августа 2015 года №893 модель долгосрочных отношений на рынке мощности – по итогам торгов мощностью формируются четырёхлетние контракты, что даёт понятные ценовые ориентиры для производителей и покупателей энергии.
3 апреля 2013 года распоряжением Правительства №511-р утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, направленная на создание максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры. В рамках стратегии создано ПАО «Россети», осуществлена консолидация сетевых активов, реализуется координация технической, инвестиционной, финансовой политики. Принято решение о поэтапном прекращении действия договоров «последней мили». К настоящему времени оно реализовано везде, за исключением 4 субъектов Федерации (Забайкальский край, Республика Бурятия, Еврейская автономная область, Амурская область), где действие механизма «последней мили» продлено до 2029 года.
Ещё одной задачей, выделенной Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации до 2030 года, является сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций (ТСО). В рамках решения этой задачи на первом этапе предусмотрено уменьшение количества ТСО, на втором – их консолидация под воздействием экономических механизмов. В целях снижения количества территориальных сетевых организаций Правительством утверждены постановлением от 28 февраля 2015 года №184 критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО. Применение этих критериев при тарифном регулировании на 2016–2017 годы уже привело к сокращению числа ТСО с 3146 до 1872 единиц.
В течение трёх последних лет АЭС России устанавливают рекорд по выработке электроэнергии. Объём атомной генерации в энергобалансе страны составляет 18,9% (в 2005 году – 15,8%). Выработка российских АЭС в 2017 году составила 202,868 млрд кВт·ч. Примерно столько же вырабатывали все атомные станции СССР, включая АЭС Украины, Литвы и Армении.
За последние годы в России и за рубежом при участии России построены 12 новых атомных энергоблоков: 3-й и 4-й энергоблоки Калининской АЭС; 2-й и 3-й энергоблоки Ростовской АЭС; 1-й и 2-й энергоблоки АЭС «Куданкулам» (Индия); 1-й, 2-й и 3-й энергоблоки АЭС «Тяньвань» (Китай); экспериментальный реактор на быстрых нейтронах CEFR (Китай); 1-й блок АЭС «Бушер» (Иран); 1-й блок Нововоронежской АЭС-2; блок на быстрых нейтронах БН-800 на Белоярской АЭС.
В декабре 2017 года осуществлены физические пуски новых энергоблоков: 4-й энергоблок Ростовской АЭС и 1-й энергоблок Ленинградской АЭС-2.
Сданный в феврале 2017 года в промышленную эксплуатацию 6-й энергоблок Нововоронежской АЭС – первый в мире энергоблок поколения 3+, его мощность – 1200 МВт. Он полностью отвечает «постфукусимским» требованиям безопасности.
Инновационный блок №4 Белоярской АЭС с реактором на быстрых нейтронах БН-800 стал научным полигоном по отработке «быстрых» реакторных технологий и новых типов топлива. БН-800 и другие быстрые реакторы представляют собой новую технологическую платформу для перехода к замкнутому ядерному топливному циклу в атомной энергетике.