В 2017 году Россия заняла 35-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business, продвинувшись за 6 лет на 85 позиций. В 2012 году Россия занимала в рейтинге Doing Business 120-е место. Улучшение позиций произошло по 4 из 10 направлений рейтинга. При этом наибольший прогресс достигнут по направлениям «Подключение к электрическим сетям» (10-е место, рост на 20 позиций), «Международная торговля» (рост на 40 позиций) и «Кредитование» (рост на 15 позиций).
В 2017 году Россия заняла 35-е место в рейтинге
Всемирного банка Doing Business, продвинувшись за 6 лет на
85 позиций. Улучшение позиций произошло по 4 из 10 направлений рейтинга. При
этом наибольший прогресс достигнут по направлениям «Подключение к электрическим
сетям» (рост на 20 позиций), «Международная торговля» (рост на 40 позиций) и «Кредитование»
(рост на 15 позиций). Также Россия входит в топ-30 по таким позициям, как
«Регистрация собственности» (12-е место), «Исполнение контрактов» (8-е место),
«Регистрация предприятий» (28-е место) и «Получение кредитов» (29-е место).
Проект «Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в РФ» был запущен в 2012 году. Он позволил привлечь представителей малого, среднего и крупного бизнеса к разработке решений по упрощению, удешевлению и ускорению действующих на территории РФ процедур, связанных с ведением бизнеса.
Одним из инструментов упрощения условий ведения бизнеса стали «дорожные карты» национальной предпринимательской инициативы, которые определили конкретные действия по совершенствованию бизнес-среды и могут быть оценены в измеряемых эффектах (сокращение количества процедур, дней, стоимости и т.п.).
С середины 2012 года осуществлялась реализация 12 «дорожных карт» в сфере строительства, таможенного администрирования, доступа к энергосетям, регистрации имущества, предприятий, развития конкуренции и содействия экспорту, совершенствования регуляторной среды, доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, оценочной деятельности, налогового администрирования, корпоративного управления.
К январю 2018 года реализация семи «дорожных карт» завершена: «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам монополий и компаний с государственным участием», «Совершенствование налогового администрирования», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», «Совершенствование оценочной деятельности». Ведётся мониторинг эффекта принятых решений.
Реализация пяти «дорожных карт» продолжается. В целом в рамках «дорожных карт» принято 489 правовых актов, в том числе 89 федеральных законов.
6 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года №401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» («третий антимонопольный пакет»), в соответствии с которым в том числе введены новые инструменты антимонопольного воздействия – предупреждения и предостережения, направленные на устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших их возникновению. В российском законодательстве впервые появилось понятие «картель». Разграничены понятия «соглашения» и «согласованные действия», картельные и иные антиконкурентные соглашения. Картельные соглашения определены как формальные и наиболее опасные нарушения антимонопольного законодательства.
В период 2012–2017 годов создана эффективная система противодействия картелям, являющаяся одним из приоритетных направлений деятельности антимонопольных органов.
В 2016 году разработана уникальная многопараметрическая система идентификации и доказывания картелей на электронных торгах, подтвердившая свою эффективность. Система была использована при выявлении и расследовании картелей в таких стратегически важных и социально значимых сферах, как закупки для государственных нужд фармацевтических препаратов и медицинских изделий, вещевого имущества, компьютеров и программного обеспечения. Антимонопольными органами выявлены признаки картелей в ходе электронных торгов в 40 субъектах Федерации.
Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП):
Федеральным законом от 2 ноября 2013 года №285-ФЗ – в части смягчения ответственности лиц, содействующих в расследовании антимонопольных нарушений;
Федеральным законом от 2 декабря 2013 года №343-ФЗ – в части совершенствования порядка привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Важным шагом по снижению административной нагрузки на бизнес вследствие существенного упрощения контроля за экономической концентрацией явилось принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 года №423-ФЗ, в соответствии с которым упразднён уведомительный контроль за сделками по экономической концентрации.
Федеральным законом от 8 марта 2015 года №45-ФЗ внесены изменения в статью 178 УК РФ, в соответствии с которыми уголовная ответственность по статье 178 УК РФ наступает только за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию (картеля), связанного с причинением ущерба в размере 10 млн рублей или извлечением дохода, превышающего 50 млн рублей. Уголовная ответственность установлена только за картельные соглашения, все иные соглашения и согласованные действия декриминализованы.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года №250-ФЗ в статью 18.1 Закона о защите конкуренции внесены изменения в части установления процедуры административного обжалования действий и решений уполномоченных органов и организаций в сфере градостроительных отношений. Кроме того, введена административная ответственность за указанные правонарушения – КоАП дополнен статьёй 14.9.1.
Федеральный закон от 5 октября 2015 года №275-ФЗ (далее – «четвёртый антимонопольный пакет») ознаменовал новый этап в совершенствовании антимонопольного регулирования – внесены изменения в Закон о защите конкуренции (вступили в силу 5 января 2016 года). Изменения существенно сократили административные ограничения субъектов предпринимательской деятельности. Расширили сферу применения правового института предупреждений, повысили их эффективность в целях оперативного устранения нарушений до возбуждения дела. Повысили ответственность должностных лиц органов власти за действия, связанные с недопущением, ограничением или устранением конкуренции. Расширили процессуальные гарантии и повысили открытость процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Закон о защите конкуренции дополнен главой 2.1 «Недобросовестная конкуренция», в которой уточнён и расширен перечень форм недобросовестной конкуренции, в связи с чем появилась возможность более точной квалификации выявляемых нарушений.
В целях повышения эффективности расследования картелей «четвёртым антимонопольным пакетом» снижена административная ответственность для юридических лиц, признавших вину в совершённом административном правонарушении; отказавшихся от участия или дальнейшего участия в соглашении (картеле) и представивших сведения и документы, достаточные для установления события административного правонарушения (действует для второго и третьего юридических лиц, подавших заявление).
В рамках реализации антикризисных мер Федеральным законом от 3 июля 2016 года №264-ФЗ внесены изменения в Закон о защите конкуренции и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях снижения избыточного антимонопольного контроля за счёт расширения иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой.
Существенная модернизация антимонопольного законодательства привела к положительному эффекту. Удалось значительно снизить количество рассматриваемых дел, сосредоточиться на более значимых расследованиях, усовершенствовать правоприменительную практику в отношении наиболее опасных нарушений антимонопольного законодательства – картелей и иных антиконкурентных соглашений.
В целях повышения эффективности российской экономики и обеспечения макроэкономической стабильности совершенствуется государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий. Концепция новой проконкурентной тарифной политики базируется на единых для всех сфер экономической деятельности целях, задачах и принципах и предусматривает пределы и методы государственного регулирования цен (тарифов) на товары, работы и услуги.
Стратегия новой тарифной политики предполагает в том числе:
- поэтапное устранение перекрёстного субсидирования;
- отказ от принципа «затраты плюс» и через применение принципа «инфляция минус» переход к рыночным индикаторам;
- принятие решений о введении, изменении, прекращении регулирования на основе анализа рынка;
- запуск долгосрочной тарифной политики (с учётом жизненного цикла инфраструктуры, перспективных изменений на рынках, устойчивого роста экономики);
- перебалансировку тарифов с применением индикаторов рынков, сопоставимых с регулируемыми, и сопряжённых с ними товарных рынков;
- поэтапный переход естественных монополий к конкурентному рынку.
С 1 января 2016 года осуществлён переход к регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на основе установления долгосрочных тарифов и параметров.
Выстроена система контроля за соблюдением индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, которая заключается в ежемесячном мониторинге соблюдения установленных на федеральном уровне индексов роста платы для субъектов Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие мониторинг соблюдения предельных индексов в муниципальных образованиях и государственный жилищный надзор, ежемесячно представляют в антимонопольный орган отчёты о результатах такого мониторинга. Если выявляется превышение индекса платы по субъекту Федерации, ФАС России осуществляет оперативный контроль путём выдачи предписания руководителю субъекта Федерации. Во исполнение предписания принимаются решения об изменении предельных индексов и (или) соответствующих тарифов на коммунальные услуги. В 2017 году такие предписания выданы восьми губернаторам. Благодаря отлаженной системе оперативного контроля средний рост платы граждан за коммунальные услуги не превышает уровня, установленного Правительством (4%).
Важнейшим событием стало подписание Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ №618), которым утверждён Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы. В результате исполнения мероприятий, предусмотренных Указом №618, планируется сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории России, развитие малого и среднего предпринимательства и др.