Работа Правительства в цифрах и фактах. На территории России производится 67% наименований лекарственных препаратов по номенклатуре перечней, обеспечение которыми осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (при целевом индикаторе госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы – 65%).
В 2013–2015 годах в рамках первого этапа реализации Стратегии совершенствуется законодательство в сфере лекарственного обеспечения.
Принят Федеральный закон от 22 декабря 2014 года №429-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обращении лекарственных средств”», предусматривающий оптимизацию процедуры регистрации лекарственных препаратов, в том числе для лечения редких (орфанных) заболеваний, совершенствование государственной контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств, гармонизацию требований к различным этапам обращения лекарственных средств с учётом международных стандартов, создание процедур выведения из обращения клинически неэффективных и малоэффективных лекарственных препаратов, установление взаимозаменяемости лекарственных препаратов, совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные препараты, а также внедрение механизмов формирования системы референтных цен.
Принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 года №501-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах”», направленный на совершенствование порядка отпуска лекарственных препаратов, в соответствии с которым, в частности:
- предоставлено право отпуска наркотических и психотропных лекарственных препаратов в медицинских организациях и обособленных подразделениях медицинских организаций, расположенных в сельских населённых пунктах и удалённых от населённых пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации;
- продлён срок действия рецептов на наркотические и психотропные лекарственные препараты, внесённые в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством и международными договорами, с пяти до пятнадцати дней;
- запрещается требовать возврат первичных упаковок и вторичных (потребительских) упаковок использованных в медицинских целях наркотических и психотропных лекарственных препаратов при выписке новых рецептов, содержащих назначение таких лекарственных препаратов.
Для надлежащего учёта отпускаемых лекарственных препаратов приказом Минздрава России от 22 апреля 2014 года №183н утверждён перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года №532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» предусматривает комплексное противодействие обращению соответствующей продукции.
Постановлением Правительства от 28 августа 2014 года №871 утверждены Правила формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Этими Правилами определяется механизм формирования перечней лекарственных препаратов с учётом результатов их клинической и клинико-экономической оценки. Распоряжением Правительства от 30 декабря 2014 года №2782-р утверждены соответствующие перечни лекарственных препаратов.
В соответствии с критериями, установленными распоряжением Правительства от 30 января 2015 года №136-р, отбираются субъекты Федерации для реализации в 2015–2016 годах пилотных проектов по модернизации системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, внедрению рациональных моделей ценообразования, в том числе на основе референтных цен на лекарственные препараты.
С привлечением независимого экспертного сообщества и ведущих специалистов здравоохранения с учётом международных требований осуществляется разработка клинических рекомендаций (протоколов) ведения больных и стандартов медицинской помощи по различным заболеваниям и клиническим состояниям.
В рамках реализации Стратегии в 2014 году достигнуты следующие показатели.
На территории России производится 67% наименований лекарственных препаратов по номенклатуре перечней, обеспечение которыми осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (при целевом индикаторе госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы 65%).
Удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах, обеспечение которыми осуществляется за счёт средств федерального бюджета, – 98,5% (плановый показатель – 94,5%).
Выявление фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных препаратов (процент к предыдущему периоду) – 75,2% (плановый показатель – 80%).
Доля медицинских и фармацевтических работников, повысивших квалификацию по вопросам рациональной лекарственной терапии, основанной на принципах доказательной медицины, – 18,2% (плановый показатель – 16,9%).
Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. человек населения) – 642,1 (при прогнозном показателе на соответствующий период – 706,6).
Смертность от новообразований, в том числе злокачественных (на 100 тыс. человек населения) – 191,9 (при прогнозном показателе на соответствующий период – 199,4).
Смертность от туберкулёза (на 100 тыс. человек населения) – 10,7 (при прогнозном показателе на соответствующий период – 13,1).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2013 году – 70,76 года (плановый показатель – 70,8).