Справка к селекторному совещанию.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации показатель удельного веса мяса и мясопродуктов отечественного производства в общем объёме товарных ресурсов составляет не менее 85%, молока и молокопродуктов – не менее 90%. Потребление мяса в расчёте на душу населения в 2013 году составило 75 кг, что соответствует рекомендуемой рациональной норме, потребление молока – 248 кг при рекомендуемой рациональной норме 340 кг.
Значительное влияние на развитие животноводства оказали реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы и на 2013–2020 годы.
В частности, государственная поддержка в 2008–2013 годах (около 315 млрд рублей) позволила ввести в эксплуатацию новые объекты, реконструировать и модернизировать старые объекты по производству крупного рогатого скота (437 объектов), свинины (419 объектов), птицы (303 объекта), молочному скотоводству (1579 объектов).
В 2014 году на развитие животноводства предусмотрено из федерального бюджета 63 млрд рублей.
За январь – август 2014 года в хозяйствах всех категорий произведено 7,4 млн т скота и птицы на убой в живом весе, что на 4% больше, чем на аналогичную дату в 2013 году. Производство молока сократилось на 0,7% и составило 21,4 млн т, яиц – на 1,4% и составило 27,9 млрд штук.
Вместе с тем физические объёмы закупок свежемороженого мяса из стран дальнего зарубежья сократились на 22,6%, мяса птицы – на 8,8%, сыров и творога – на 14,1%. Объёмы ввоза мяса птицы из стран СНГ в указанный период снизились на 18%, сгущённого молока – на 23,8%, сыров и творога – на 23,5%. При этом возросли физические объёмы закупок свежемороженого мяса на 16,9%, молока и сливок – на 16,5%, сливочного масла – на 28%.
В целях уменьшения зависимости продовольственного рынка от поставок импортной продукции Правительством Российской Федерации утверждён план мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014–2015 годы (далее – план по импортозамещению) (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1948-р).
Планом предусмотрен комплекс мероприятий по разработке и корректировке ряда нормативных правовых актов, направленных на достижение показателей импортозамещения, установленных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (далее – Государственная программа) и государственной программе Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».
Также Минсельхозом России подготовлен проект изменений в Государственную программу, предусматривающий выделение новых приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса. Изменения предусматривают развитие производства картофеля и овощей открытого грунта, развитие производства овощей в защищённом грунте, развитие молочного и мясного скотоводства, развитие селекционно-генетических центров в подотраслях растениеводства и животноводства, развитие оптово-распределительных (логистических) центров по закупке, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, развитие финансово-кредитной системы АПК.
***
В настоящее время в сфере сельского хозяйства осуществляют деятельность 167,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 55,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, 34 тыс. малых сельскохозяйственных организаций и микропредприятий, 16,3 млн личных подсобных хозяйств, в том числе 2,4 млн личных подсобных хозяйств ведут товарное производство.
Поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности осуществляется в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы и включает в себя следующие мероприятия:
- государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования;
- поддержка начинающих фермеров;
- развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.
Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования обеспечивает доступ к заёмным ресурсам на основе их субсидирования, что позволяет увеличить объёмы производства и реализацию сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, а также способствует развитию альтернативных видов деятельности сельского населения.
Почти 90% краткосрочных и инвестиционных кредитов выданы малым формам хозяйствования на селе ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Сбербанк России».
Вместе с тем низкая стоимость залоговой базы и высокие производственные риски снижают возможность доступа малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам. Это требует активизации деятельности государственных фондов поддержки предпринимательства и разработки специальных программ поддержки малых форм хозяйствования на селе.
Позитивное влияние на развитие фермерства оказывают программы поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм. На эти мероприятия ежегодно выделяется около 3,5 млрд рублей из федерального бюджета.
В 2013 году поддержка оказана 2870 хозяйствам начинающих фермеров и 797 семейным животноводческим фермам. По состоянию на 1 июля 2014 года создано 6820 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из которых кредитные кооперативы составляют 27%.
Возрастает роль потребительских обществ. В 2014 году Государственная программа была дополнена новым мероприятием «Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы».
Также в целях развития малых форм хозяйствования создаётся соответствующая рыночная инфраструктура.
На 1 января 2014 года число розничных рынков под руководством управляющих компаний в России составило 1589, в том числе 384 сельскохозяйственных рынка и 22 сельскохозяйственных кооперативных рынка.
Развитию малых форм хозяйствования способствует их информационно-консультационное обслуживание, проведение обучающих семинаров, программ, курсов повышения квалификации. В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют 64 региональных центра сельскохозяйственного консультирования. На районном (межрайонном) уровне функционирует 561 центр. В 2013 году центрами сельскохозяйственного консультирования оказано более 770 тыс. консультационных услуг.
На крестьянские (фермерские) хозяйства распространяется также государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, реализуемая в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»:
предоставление грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела;
создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров кластерного развития и пр.;
повышение капитализации социальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций, развитие массового обучения основам предпринимательства.
На эти цели в 2013 году было выделено из федерального бюджета 19,8 млрд рублей, из них на поддержку малого и среднего предпринимательства в сельской местности – 1,97 млрд рублей (9,9%).
По информации Минсельхоза России, в 2014 году в рамках данного направления реализуются следующие проекты по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса: формирование центров инжиниринга в сфере биотехнологий – в Республике Татарстан (18,6 млн рублей), Алтайском крае (8 млн рублей), Республике Башкортостан (2013–2014 годы, 152 млн рублей), Томской области (33 млн рублей); создание агробизнес-инкубаторов – в Республике Адыгея (135 млн рублей); формирование центра кластерного развития производителей и переработчиков продукции животноводства и растениеводства в Тамбовской области (12 млн рублей), центра коллективного пользования в Саратовской области (56,4 млн рублей).
Региональными гарантийными и залоговыми фондами выданы поручительства на общую сумму 116 900 млн рублей, что позволило привлечь субъектам малого предпринимательства кредитные средства на сумму более 249 000 млн рублей. Почти 14 000 млн рублей (5,63%) составляют кредиты предпринимателей, работающих в агропромышленном комплексе.