О гидрометеорологической службе
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О гидрометеорологической службе
Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года
(В редакции федеральных законов от 25.06.2002 № 70-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.06.2005 № 57-ФЗ, от 02.02.2006 № 21-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 07.11.2011 № 303-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 10.07.2023 № 297-ФЗ, от 04.08.2023 № 450-ФЗ)
(С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2021 № 42-П)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) и направлен на обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на гидрометеорологические процессы) , мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях; (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 21-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения; (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 21-ФЗ; от 21.11.2011 № 331-ФЗ)
стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения; (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
подвижной пункт наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - подвижной пункт наблюдений) - комплекс, включающий в себя платформу (летательный аппарат, судно или иное плавательное средство, другое средство передвижения) с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения; (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства; (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 21-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
государственная наблюдательная сеть - наблюдательная сеть федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - сведения (данные) , полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 21-ФЗ; от 21.11.2011 № 331-ФЗ)
информационная продукция - полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации;
экстренная информация - незамедлительно передаваемые штормовые предупреждения и (или) штормовые оповещения, а также незамедлительно передаваемая информация о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан и наносить ущерб окружающей среде; (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
информация общего назначения - полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств;
работы федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях - работы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в том числе исследования гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, исследования состояния ионосферы и магнитного поля Земли, исследования в околоземном космическом пространстве в части изучения и прогнозирования радиационной обстановки, по предметам ведения Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
работы специального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях - работы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, выполняемые по заказам индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
активные воздействия - воздействия на гидрометеорологические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
специализированные организации активных воздействий на гидрометеорологические процессы - юридические лица (в том числе юридические лица, создаваемые в установленном порядке Правительством Российской Федерации) , осуществляющие защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин; (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 21-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
труднодоступные станции - станции, которые расположены на значительном расстоянии от городских и сельских поселений в сложных физико-географических условиях и с которыми нет регулярного транспортного сообщения;
производитель информационной продукции - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие обработку сведений (данных) , полученных в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 21-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - совокупность сведений (данных) и информационной продукции, подлежащих длительному использованию и хранению; (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
работы регионального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях - работы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, обеспечивающие реализацию полномочий субъектов Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, по организации и осуществлению межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
штормовое предупреждение - информация о прогнозируемом опасном природном явлении; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
штормовое оповещение - информация о начавшемся опасном природном явлении; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
опасное природное явление - гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
гидрометеорологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
Статья 2. Правовое регулирование деятельности гидрометеорологической службы
1. Правовое регулирование деятельности гидрометеорологической службы осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их ведения. (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
2. Отношения, возникающие при сборе, обработке, хранении, предоставлении и распространении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и при использовании их гидрометеорологической службой, регулируются законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а также законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации. (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 21-ФЗ; от 11.07.2011 № 200-ФЗ)
3. Имущественные отношения, возникающие в связи с использованием организационно-технических средств сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении при осуществлении деятельности гидрометеорологической службы, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
4. Отношения, возникающие при приобретении служебного оружия работниками юридических лиц федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, регулируются законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
5. Отношения, возникающие при международном информационном обмене в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, регулируются настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.
6. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
7. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Статья 21. Федеральные нормы и правила в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
1. Федеральные нормы и правила в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают обязательные требования к порядку осуществления деятельности гидрометеорологической службы.
2. Федеральные нормы и правила в области гидрометеорологии и смежных с ней областях утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
(Дополнение статьей - Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 3. Участники деятельности гидрометеорологической службы
Участниками деятельности гидрометеорологической службы являются:
федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и подведомственные организации;
подведомственные организации федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
специализированные организации активных воздействий на гидрометеорологические процессы.
(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
Статья 4. Основные принципы деятельности гидрометеорологической службы
Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации; (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
безопасность проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
интеграция мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с международными системами мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 331-ФЗ)
эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей) ; (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности. (В редакции Федерального закона от 02.02.2006 № 21-ФЗ)
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ
Статья 5. Основные направления государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
Основными направлениями государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях являются:
формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети;
обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией. Указанное обеспечение осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации положением о государственных услугах в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 21-ФЗ; от 21.11.2011 № 331-ФЗ)
определение требований к информационной продукции;
утверждение федеральных норм и правил в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
формирование государственных информационных систем в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, создание и ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 21-ФЗ; от 11.07.2011 № 200-ФЗ)
обеспечение единства и сопоставимости методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, непротиворечивости информационной продукции, а также обеспечение работ по сертификации; (В редакции федеральных законов от 02.02.2006 № 21-ФЗ; от 07.11.2011 № 303-ФЗ; от 05.04.2016 № 104-ФЗ)
организация и проведение работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, а также осуществление федерального государственного контроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
обеспечение охраны государственной наблюдательной сети, доставляемых на труднодоступные станции ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции и грузов, содержащих носители сведений, составляющих государственную тайну, в том числе при их транспортировании, а также жизни и здоровья работников этих станций и подвижных пунктов наблюдений; (В редакции Федерального закона от 25.06.2002 № 70-ФЗ)
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
осуществление лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение единства измерений при наблюдениях за состоянием окружающей среды и ее загрязнением в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 07.11.2011 № 303-ФЗ)
осуществление государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, являющегося частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) , в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 21.11.2011 № 331-ФЗ)
организация работ по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации; (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ)
осуществление государственного фонового мониторинга состояния многолетней (вечной) мерзлоты, являющегося частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) , в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (Дополнение абзацем - Федеральный закон от 10.07.2023 № 297-ФЗ)
Статья 6. Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в установленном порядке утверждает перечень работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, организует и обеспечивает проведение таких работ, осуществляет иную деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъекто