Об информации, информатизации и защите информации
<p>Утратил силу - Федеральный закон
от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об информации, информатизации и
защите информации
Принят Государственной Думой 25 января 1995 года
(В редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ)
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального
закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,
возникающие при:
формировании и использовании информационных ресурсов на основе
создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска,
распространения и предоставления потребителю документированной
информации;
создании и использовании информационных технологий и средств
их обеспечения;
защите информации, прав субъектов, участвующих в
информационных процессах и информатизации.
2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений,
регулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и
смежных правах".
Статья 2. Термины, используемые в настоящем
Федеральном законе, их определения
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления;
информатизация - организационный социально-экономический и
научно-технический процесс создания оптимальных условий для
удовлетворения информационных потребностей и реализации прав
граждан, органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций, общественных объединений на основе
формирования и использования информационных ресурсов;
документированная информация (документ) - зафиксированная на
материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее
идентифицировать;
информационные процессы - процессы сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационная система - организационно упорядоченная
совокупность документов (массивов документов) и информационных
технологий, в том числе с использованием средств вычислительной
техники и связи, реализующих информационные процессы;
информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы документов в информационных
системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других
информационных системах) ;
информация о гражданах (персональные данные) - сведения о
фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие
идентифицировать его личность;
конфиденциальная информация - документированная информация,
доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
средства обеспечения автоматизированных информационных систем
и их технологий - программные, технические, лингвистические,
правовые, организационные средства (программы для электронных
вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи;
словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики;
положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания,
другая эксплуатационная и сопроводительная документация) ,
используемые или создаваемые при проектировании информационных
систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
собственник информационных ресурсов, информационных систем,
технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме
реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения
указанными объектами;
владелец информационных ресурсов, информационных систем,
технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий
владение и пользование указанными объектами и реализующий
полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;
пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся
к информационной системе или посреднику за получением необходимой
ему информации и пользующийся ею.
Статья 3. Обязанности государства в сфере формирования
информационных ресурсов и информатизации
1. Государственная политика в сфере формирования
информационных ресурсов и информатизации направлена на создание
условий для эффективного и качественного информационного
обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального
и экономического развития Российской Федерации.
2. Основными направлениями государственной политики в сфере
информатизации являются:
обеспечение условий для развития и защиты всех форм
собственности на информационные ресурсы;
формирование и защита государственных информационных ресурсов;
создание и развитие федеральных и региональных информационных
систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в
едином информационном пространстве Российской Федерации;
создание условий для качественного и эффективного
информационного обеспечения граждан, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных
объединений на основе государственных информационных ресурсов;
обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации,
а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях
информатизации;
содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг,
информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
формирование и осуществление единой научно-технической и
промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного
мирового уровня развития информационных технологий;
поддержка проектов и программ информатизации;
создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и
механизма стимулирования разработки и реализации проектов
информатизации;
развитие законодательства в сфере информационных процессов,
информатизации и защиты информации.
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Статья 4. Основы правового режима информационных
ресурсов
1. Информационные ресурсы являются объектами отношений
физических, юридических лиц, государства, составляют информационные
ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
2. Правовой режим информационных ресурсов определяется
нормами, устанавливающими:
порядок документирования информации;
право собственности на отдельные документы и отдельные массивы
документов, документы и массивы документов в информационных
системах;
категорию информации по уровню доступа к ней;
порядок правовой защиты информации.
Статья 5. Документирование информации
1. Документирование информации является обязательным условием
включения информации в информационные ресурсы. Документирование
информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами
государственной власти, ответственными за организацию
делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов,
безопасность Российской Федерации.
2. Документ, полученный из автоматизированной информационной
системы, приобретает юридическую силу после его подписания
должностным лицом в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и
передаваемого с помощью автоматизированных информационных и
телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной
цифровой подписью.
Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при
наличии в автоматизированной информационной системе
программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию -
подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
4. (Исключен - Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ)
Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава
имущества и объект права собственности
1. Информационные ресурсы могут быть государственными и
негосударственными и как элемент состава имущества находятся в
собственности граждан, органов государственной власти, органов
местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы
регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Физические и юридические лица являются собственниками тех
документов, массивов документов, которые созданы за счет их
средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке
дарения или наследования.
3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации
являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых,
приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем
иных установленных законом способов.
Государство имеет право выкупа документированной информации у
физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к
государственной тайне.
Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения,
отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой
собственностью только с разрешения соответствующих органов
государственной власти.
4. Субъекты, представляющие в обязательном порядке
документированную информацию в органы государственной власти и
организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на
использование информации, содержащейся в них. Документированная
информация, представляемая в обязательном порядке в органы
государственной власти и организации юридическими лицами независимо
от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также
гражданами на основании статьи 8 настоящего Федерального закона,
формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении
государства и субъектов, представляющих эту информацию.
5. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью
организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства,
находятся в ведении органов государственной власти и организаций в
соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе
государственного имущества.
6. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми
правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в
том числе он имеет право:
назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение
информационными ресурсами, или оперативное управление ими;
устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила
обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
определять условия распоряжения документами при их копировании
и распространении.
8. Право собственности на средства обработки информации не
создает права собственности на информационные ресурсы,
принадлежащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в
порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих
средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим
производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются
договором.
Статья 7. Государственные информационные ресурсы
1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации
формируются в соответствии со сферами ведения как:
федеральные информационные ресурсы;
информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее -
информационные ресурсы совместного ведения) ;
информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
2. Формирование государственных информационных ресурсов в
соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона
осуществляется гражданами, органами государственной власти,
органами местного самоуправления, организациями и общественными
объединениями.
Федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации формируют
государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и
обеспечивают их использование в соответствии с установленной
компетенцией.
3. Деятельность органов государственной власти и организаций
по формированию федеральных информационных ресурсов, информационных
ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов
Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов
"Информатика" ("Информационное обеспечение") .
4. (Исключен - Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ)
Статья 8. Обязательное представление документированной
информации для формирования государственных
информационных ресурсов
1. Граждане, органы государственной власти, органы местного
самоуправления, организации и общественные объединения обязаны
представлять документированную информацию органам и организациям,
ответственным за формирование и использование государственных
информационных ресурсов.
Перечни представляемой в обязательном порядке
документированной информации и перечни органов и организаций,
ответственных за сбор и обработку федеральных информационных
ресурсов, утверждает Правительство Российской Федерации.
2. Порядок и условия обязательного представления
документированной информации доводятся до сведения граждан и
организаций.
Порядок обязательного представления (получения) информации,
отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации
устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством
об этих категориях информации.
3. При регистрации юридических лиц регистрационные органы
обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке
документов и адресами их представления. Перечень представляемой в
обязательном порядке документированной информации прилагается к
уставу каждого юридического лица (положению о нем) .
Необеспечение регистрационными органами регистрируемых
юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке
документов с адресами их представления не является основанием для
отказа в регистрации. Должностные лица регистрационных органов,
виновные в необеспечении регистрируемых юридических лиц перечнями
представляемых в обязательном порядке документов с адресами их
представления привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть
до снятия с должности.
4. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам,
могут включаться по желанию собственника в состав государственных
информационных ресурсов по правилам, установленным для включения
документов в соответствующие информационные системы.
Статья 9. Отнесение информационных ресурсов к
общероссийскому национальному достоянию
1. Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут
быть объявлены общероссийским национальным достоянием.
2. Отнесение конкретных объектов федеральных информационных
ресурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение их
правового режима устанавливаются федеральным законом.
Статья 10. Информационные ресурсы по категориям
доступа
1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации
являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет
документированная информация, отнесенная законом к категории
ограниченного доступа.
2. Документированная информация с ограниченным доступом по
условиям ее правового режима подразделяется на информацию,
отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие
правовой статус органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций, общественных объединений, а также
права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях,
экологическую, метеорологическую, демографическую,
санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для
обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов,
производственных объектов, безопасности граждан и населения в
целом;
документы, содержащие информацию о деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, об
использовании бюджетных средств и других государственных и местных
ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за
исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и
архивов, информационных системах органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений,
организаций, представляющие общественный интерес или необходимые
для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
4. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется
в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной
тайне".
5. Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего
Федерального закона.
Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные)
1. Перечни персональных данных, включаемых в состав
федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов
совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской
Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления,
а также получаемых и собираемых негосударственными организациями,
должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные
данные относятся к категории конфиденциальной информации.
Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную
тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его
согласия, кроме как на основании судебного решения.
2. Персональные данные не могут быть использованы в целях
причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения
реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение
прав граждан Российской Федерации на основе использования
информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной,
языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и
карается в соответствии с законодательством.
3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими
полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и
использующие ее, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты,
обработки и порядка использования этой информации.
4. Неправомерность деятельности органов государственной власти
и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в
судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основании
статей 14 и 15 настоящего Федерального закона и законодательства о
персональных данных.(Пункт 4 исключен; пункт 5 считается пунктом 4</p>