О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. № 30
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 234, от 25.05.2016 № 464, от 05.05.2017 № 537, от 21.12.2017 № 1601, от 25.07.2018 № 865, от 15.05.2019 № 601, от 18.06.2019 № 776)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (далее - Программа) .
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Министерству спорта Российской Федерации осуществить меры, направленные на заключение до 1 января 2016 г. с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений об их участии в финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2016 - 2020 годах государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих направления по развитию физической культуры и спорта, учитывать положения Программы.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 21 января 2015 г. № 30
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА"Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 234, от 25.05.2016 № 464, от 05.05.2017 № 537, от 21.12.2017 № 1601, от 25.07.2018 № 865, от 15.05.2019 № 601, от 18.06.2019 № 776)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 января 2014 г. № 2-р |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство спорта Российской Федерации |
Основной разработчик Программы | - | Министерство спорта Российской Федерации |
Цели и задачи Программы | - | целями Программы являются создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.Задачами Программы являются:развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, строительство и реконструкция спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство и реконструкцию этих объектов; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 234; от 05.05.2017 № 537) развитие материально-технической базы спорта высших достижений для подготовки спортсменов в условиях различных природно-климатических зон (среднегорье, Черноморское побережье, Дальний Восток) и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва;развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа;развитие спортивной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа;развитие спортивной инфраструктуры Республики Крым и г. Севастополя; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 537) развитие спортивной инфраструктуры приоритетных территорий: Арктической зоны, Калининградской области (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865, от 18.06.2019 № 776) |
Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы | - | единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы по направлению, касающемуся совершенствования условий для развития массового спорта, - 17900 человек; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865, от 18.06.2019 № 776) эффективность использования существующих объектов спорта - с 60 процентов в 2015 году до 80 процентов в 2020 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2019 № 776) доля видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в эти программы, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены тренировочной инфраструктурой на территории Российской Федерации, в общем количестве видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, и наиболее массовых видов спорта, не включенных в эти программы, - с 76 процентов в 2015 году до 88, 7 процента в 2020 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) доля видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, по которым спортивные сборные команды Российской Федерации обеспечены спортивной инфраструктурой для акклиматизации в условиях среднегорья, Черноморского побережья (на территории Российской Федерации) , в общем количестве видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, - с 35 процентов в 2015 году до 59, 6 процента в 2020 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, - с 320 тыс. человек в 2015 году до 380 тыс. человек в 2020 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) количество спортивных региональных центров, введенных в эксплуатацию в рамках Программы, - 26; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) доля граждан, занимающихся в спортивных организациях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6 - 15 лет - с 35 процентов в 2015 году до 43, 8 процента в 2020 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, - с 46 процентов в 2015 году до 48, 5 процента в 2020 году; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания "Заслуженный мастер спорта") , в общем количестве спортсменов-разрядников в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва - с 22 процентов в 2015 году до 23 процентов в 2020 году;количество созданных в рамках Программы в Северо-Кавказском федеральном округе физкультурно-оздоровительных комплексов - 45, спортивных объектов в составе федеральных спортивно-тренировочных центров - 6; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 537, от 18.06.2019 № 776) количество созданных в рамках Программы в Дальневосточном федеральном округе физкультурно-оздоровительных комплексов - 25, спортивных объектов в составе федеральных спортивно-тренировочных центров - 4; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 234, от 25.07.2018 № 865, от 18.06.2019 № 776) количество созданных в рамках Программы объектов для массового спорта в Республике Крым и г. Севастополе - 7, спортивных объектов в составе федерального спортивно-тренировочного центра - 1; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 537) количество созданных в рамках Программы объектов спорта в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства - 14; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 537) количество созданных в рамках Программы объектов для массового спорта на приоритетных территориях: в Арктической зоне, Калининградской области - 9; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865, от 18.06.2019 № 776) количество спортивных площадок для занятий физической культурой в Республике Крым и г. Севастополе - 340 (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) |
Срок реализации Программы | - | I этап - 2016 - 2018 годы;II этап - 2019 - 2020 годы |
Объем и источники финансирования Программы | - | объем финансирования Программы (2016 - 2020 годы) составляет 64, 44 млрд. рублей, в том числе: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 234, от 05.05.2017 № 537, от 25.07.2018 № 865, от 18.06.2019 № 776) за счет средств федерального бюджета - 42, 81 млрд. рублей; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 234, от 05.05.2017 № 537, от 25.07.2018 № 865, от 18.06.2019 № 776) за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 16, 09 млрд. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) за счет средств внебюджетных источников - 5, 54 млрд. рублей (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 537, от 25.07.2018 № 865) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально- экономической эффективности | - | обеспечение необходимых инфраструктурных условий для достижения целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р;ввод в эксплуатацию в субъектах Российской Федерации малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности (в том числе в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы) , стоимость строительства и реконструкции каждого из которых составляет не более 100 млн. рублей, а также плоскостных сооружений, стоимость строительства и реконструкции каждого из которых составляет не более 25 млн. рублей, построенных по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения и (или) включенным в реестр типовой проектной документации, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обладающих совокупной единовременной пропускной способностью не менее 17, 9 тыс. человек; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 234, от 25.07.2018 № 865, от 18.06.2019 № 776) создание новых и развитие существующих федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки в условиях среднегорья и Черноморского побережья спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр;создание нового центра подготовки российских спортсменов на Дальнем Востоке; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) строительство и реконструкция региональных спортивно-тренировочных центров, в том числе не менее 3 региональных центров по гребным видам спорта, для подготовки спортсменов субъектов Российской Федерации, в которых эти виды спорта являются базовыми; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 234, от 25.07.2018 № 865) абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) создание в Северо-Кавказском федеральном округе 45 физкультурно-оздоровительных комплексов и 6 спортивных объектов в составе федеральных спортивно-тренировочных центров; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 234, от 05.05.2017 № 537, от 18.06.2019 № 776) создание в Дальневосточном федеральном округе 25 физкультурно-оздоровительных комплексов и 4 спортивных объектов в составе федеральных спортивно-тренировочных центров; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 № 234, от 25.07.2018 № 865, от 18.06.2019 № 776) создание в Республике Крым и г. Севастополе 7 объектов для массового спорта и 1 спортивного объекта в составе федерального спортивно-тренировочного центра; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865) создание в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства 14 объектов спорта; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 537) создание на приоритетных территориях: в Арктической зоне, Калининградской области 9 объектов для массового спорта (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 865, от 18.06.2019 № 776) |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 января 2014 г. № 2-р.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечается, что переход от экспортно-сырьевой модели экономического роста к инновационной модели связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на развитии человеческого потенциала России. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики (2013 - 2020 годы) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.
В целях определения направлений реализации государственной политики, предусматривающей создание для граждан страны условий, позволяющих им вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта, распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
Приоритетные вопросы развития физической культуры и спорта закреплены в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов.
Кроме того, спорт стал не только заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.
Благодаря принятым в последние годы в Российской Федерации комплексу мер по поддержке развития физической культуры и спорта, решениям о поддержке спортивных организаций и другим проектам удалось преодолеть тенденцию неуклонного снижения потенциала отрасли.
Решение поставленных в этих документах задач возможно только на основе развитой спортивной инфраструктуры с применением современных методологических решений. При этом область физической культуры и спорта многогранна, охватывает различные сферы деятельности, отличающиеся содержанием реализуемых внутри них мероприятий и целевыми аудиториями.
Эти сферы, охватывающие массовую физическую культуру и спорт, детский спорт, формирование и подготовку спортивного резерва, а также подготовку спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, образуют единое целое. Нерешенность проблем отдельных направлений приводит к отсутствию стабильного результата у всей отрасли. Соответственно комплексное решение возможно только на основе инфраструктурных решений по всем соответствующим направлениям.
Единовременная пропускная способность спортивных объектов по отдельным видам спорта, а также быстро устаревающая методическая база подготовки спортсменов не позволяют в полной мере обеспечить комплексное решение указанных проблем в соответствии с одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р социальными нормативами и нормами в сфере физической культуры и спорта.
Таким образом, нерешенность вопросов инфраструктурного и методического обеспечения на сегодняшний день является существенным фактором ограничения распространения стандартов здорового образа жизни.
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Программа на 2006 - 2015 годы) , положила начало формированию общефедерального комплекса мер по развитию физической культуры и спорта. В результате ее реализации удалось увеличить единовременную пропускную способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы на 2006 - 2015 годы, с 6840 человек в 2010 году до 11618 человек в 2013 году, а также создать инфраструктуру для тренировок спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр. Однако не были созданы федеральные тренировочные центры для академической гребли, бадминтона, бокса, борьбы (греко-римская, вольная) , велоспорта, конного спорта, современного пятиборья и стрельбы из лука.
При этом качество создаваемой инфраструктуры подтверждается результатами проведенных тестовых спортивных мероприятий (в том числе в рамках этапов международных соревнований) . Тем не менее цифры, подтверждающие достигнутые успехи, также свидетельствуют о необходимости продолжения работы.
При анализе вариантов решения указанной проблемы наиболее эффективным признан интенсивный вариант, предусматривающий решение проблемы программно-целевым методом.
Необходимость реализации Программы обусловливается высокой социальной значимостью решаемых проблем и невозможностью их комплексного решения в рамках рыночных механизмов в сроки, отвечающие задачам укрепления отрасли.
Программа, являясь программно-целевым инструментом реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - государственная программа) , опирается на результаты Программы на 2006 - 2015 годы и усиливает созданные ею содержательный, методологический и организа