ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июня 2014 г. № 1099-р
МОСКВА
Утратило силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 № 1582-р
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.2019 № 635-р)
1. Утвердить прилагаемую Программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года.
2. Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций осуществлять мониторинг реализации Программы, утвержденной настоящим распоряжением, и ежегодно, в апреле, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе ее реализации.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ социально-экономического развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Программой, утвержденной настоящим распоряжением.
4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 9, ст. 1132) .
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 1099-р
ПРОГРАММА развития угольной промышленности России на период до 2030 года
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.2019 № 635-р)
ПАСПОРТП рограммы развития угольной промышленности России на период до 2030 года
Наименование Программы | - | Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года |
Основание для разработки Программы | - | протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 24 июня 2010 г. № ВП-П9-35 пр (г. Новокузнецк) , протокол заседания Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2011 г. № 12, протокол заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 26 августа 2013 г. № А60-26-569, поручение Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2013 г. № АД-П9-7970 |
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство энергетики Российской Федерации |
Соисполнители Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.2019 № 635-р) |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование"; подпрограмма "Развитие производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации, завершение реструктуризации и создание новых центров угледобычи"; подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля"; подпрограмма "Обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров"; подпрограмма "Безопасность и охрана труда в угольной промышленности"; подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности"; подпрограмма "Развитие трудовых отношений, корпоративной социальной ответственности угольных компаний и совершенствование системы подготовки кадров для угольной промышленности" |
Инструменты Программы | - | стимулирование недропользователей, получивших лицензию на участок недр с низкой степенью геологической изученности, путем предоставления льгот при проведении работ по геологическому изучению и разведке (перенос сроков уплаты разового платежа за пользование недрами, снижение размера разового платежа и др.) ;стимулирование создания необходимой для развития рынков российского угля транспортной и портовой инфраструктуры за счет софинансирования соответствующих проектов и региональных программ;стимулирование потребления высококачественных энергетических углей в отечественной электро- и теплоэнергетике, в том числе за счет разработки новых технических стандартов на угольную продукцию;стимулирование реализации энергосберегающих проектов в угольных компаниях; стимулирование инвестиционных вложений в создание новых центров угледобычи и модернизацию действующих производств по добыче и комплексной переработке угля с привлечением механизмов налогового стимулирования и предоставления государственных гарантий под привлекаемые кредиты; расширение источников долгосрочных заимствований или кредитов, а также привлечение зарубежных инвестиций; финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области совершенствования технико-технологических решений при добыче, обогащении, переработке и комплексном использовании угля, научного обеспечения деятельности организаций угольной промышленности; финансирование мероприятий по информационно-аналитическому обеспечению деятельности организаций угольной промышленности и совершенствованию отраслевой информационной системы; создание системы мониторинга реализации Программы (в том числе с использованием механизма индикативного планирования) ; организация и определение конкретных форм государственно-частного партнерства при реализации основных мероприятий Программы |
Государственные программы, в которые включены мероприятия Программы | - | государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов";государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики";государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы"; государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий";государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения";государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения"; государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы;государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" |
Цель Программы | - | создание российским угольным компаниям условий для стабильного обеспечения внутреннего рынка углем и продуктами его переработки, а также развития их экспортного потенциала |
Задачи Программы | - | развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование;развитие производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации, завершение реструктуризации и создание новых центров угледобычи;развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций Российской Федерации на мировом рынке угля;обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров; обеспечение безопасности и охраны труда в угольной отрасли;обеспечение экологической безопасности; развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний, совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | последовательная модернизация и обновление производственных мощностей по добыче угля: 25 процентов мощностей - на первом этапе;50 процентов - на втором этапе;100 процентов - на третьем этапе;увеличение производительности труда в отрасли в 1, 3 раза к 2015 году, в 2, 4 раза к 2020 году и в 5 раз к 2030 году;повышение конкурентоспособности угольных компаний (в том числе рост рентабельности активов от 8 до 25 процентов) ;повышение (не менее чем в 2-3 раза по основному кругу показателей) уровня промышленной и экологической безопасности в отрасли;увеличение примерно в 1, 5 раза объема поступлений в бюджет (недропользование, налоги, в ценах 2010 года) |
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2011 - 2030 годы, в том числе: первый этап - 2011 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2020 годы; третий этап - 2021-2030 годы |
Объем финансирования Программы | - | общий объем финансирования мероприятий Программы в 2014 - 2030 годах - 5014, 57 млрд. рублей (в том числе - 281, 81 млрд. рублей за счет бюджетных средств) , из них по подпрограммам: подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование" - 23, 7 млрд. рублей, из них 6, 64 млрд. рублей за счет бюджетных средств; подпрограмма "Развитие производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации, завершение реструктуризации и создание новых центров угледобычи" - 2071, 75 млрд. рублей, из них - 10, 7 млрд. рублей за счет бюджетных средств; подпрограмма "Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля" - 2584, 8 млрд. рублей, из них 260 млрд. рублей за счет бюджетных средств; подпрограмма "Обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров" - 105, 3 млрд. рублей, бюджетное финансирование не предусмотрено; подпрограмма "Безопасность и охрана труда в угольной промышленности" - 93, 37 млрд. рублей, из них 0, 57 млрд. рублей за счет бюджетных средств; подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности" - 134, 2 млрд. рублей, из них 3, 9 млрд. рублей за счет бюджетных средств; подпрограмма "Развитие трудовых отношений, корпоративной социальной ответственности угольных компаний и совершенствование системы подготовки кадров для угольной промышленности" - 1, 45 млрд. рублей, бюджетное финансирование не предусмотрено |
Объем бюджетных средств | - | всего - 281, 81 млрд. рублей (в том числе: бюджетных ассигнований - 131, 24 млрд. рублей, ассигнований из Фонда национального благосостояния - 150 млрд. рублей) , из них: на развитие сырьевой базы угольной промышленности - 6, 64 млрд. рублей; на завершение реструктуризации угольной промышленности - 10, 7 млрд. рублей; на развитие транспортной инфраструктуры - 110 млрд. рублей бюджетных ассигнований и 150 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния; на строительство и оснащение объектов Национального аэромобильного спасательного учебно-тренировочного центра подготовки горноспасателей и шахтеров - 0, 57 млрд. рублей; на проведение природоохранных мероприятий в угольной промышленности - 3, 9 млрд. рублей |
Объем внебюджетных средств | - | всего - 4732, 76 млрд. рублей, в том числе: инвестиции в основной капитал - 4612, 51 млрд. рублей (оценка инвестиций в основной капитал частными инвесторами сделана в предположении, что отдельным угольным компаниям в установленном порядке будут предоставлены налоговые льготы, в том числе на региональном уровне) ; средства угольных компаний, кроме инвестиций в основной капитал, - 1, 45 млрд. рублей; средства ликвидационных фондов, формируемые недропользователями, - 118, 8 млрд. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | в результате реализации мероприятий (проектов) Программы на принципах государственно-частного партнерства предполагается обеспечить: увеличение среднегодового прироста объема запасов углей до 530 млн. тонн, в том числе коксующихся - до 105 млн. тонн; введение за весь период 505 млн. тонн новых и модернизированных мощностей по добыче угля при выбытии 372 млн. тонн мощностей неперспективных и убыточных предприятий; рост поставок российского угля для электроэнергетики на внутреннем рынке с 102 млн. тонн в 2010 году до 123 млн. тонн в 2030 году при увеличении доли экспорта в поставках угольной продукции за этот период с 38, 7 процента до 49, 4 процента и объема мощностей угольных терминалов портов Российской Федерации с 69 до 230 млн. тонн; снижение не менее чем в 1, 5 раза энергоемкости добычи и переработки угля, объема переработки угля для производства синтетического жидкого топлива и сопутствующих продуктов - до 10 - 15 млн. тонн, доли комплексного использования отходов угольного производства - до 45 процентов; снижение аварийности и травматизма не менее чем на 30 процентов |
I. Развитие угольной промышленности России
1. Современное состояние российской угольной промышленности
Угольная промышленность, обладая значительными разведанными и прогнозными запасами угля, имеет все возможности для эффективного их извлечения и использования в целях стабильного обеспечения внутренних потребностей в угольной продукции и развития экспортных поставок.
Указанная отрасль промышленности одна из первых в топливно-энергетическом комплексе России после проведенных структурных преобразований полностью адаптирована к рынку, производство и реализация продукции отрасли осуществляется частными предприятиями в условиях рыночного ценообразования, финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств (около одной третьей общего объема инвестиций) .
Последние 10 лет стали для угольной промышленности этапом стабильного развития, который совпал с восстановительным ростом экономики страны. За этот период объем добычи российского угля вырос примерно на четверть и в настоящее время превышает уровень 350 млн. тонн в год. Практически в 4 раза (в текущих ценах) вырос объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий, ежегодно вводятся новые мощности по добыче угля в объеме более 20 млн. тонн. Угольными компаниями начата реализация масштабных проектов по освоению новых районов угледобычи в Республике Саха (Якутия) и в Забайкальском крае. Собственники угольных активов заинтересованно участвуют в строительстве новых и наращивании действующих мощностей угольных терминалов российских портов.
Завершается реализация комплекса мер по реструктуризации угольной промышленности России. В период с 1992 по 2013 год было закрыто 188 шахт и 15 разрезов, ликвидировано более 5000 километров горных выработок, снесено 14727 тыс. кв. метров зданий и сооружений, рекультивировано 5627, 7 тыс. гектаров нарушенных земель, потушено и ликвидировано 36 пожаров на породных отвалах и в подземных выработках, построено 53 водоотливных комплекса и 10 очистных сооружений шахтных вод, отремонтировано 36 объектов, пострадавших от ведения горных работ, переселено из ветхого аварийного жилья 34, 4 тыс. семей, реконструировано и построено 747 объектов социальной инфраструктуры, в том числе 96 котельных, 141 объект водоснабжения, 79 объектов газоснабжения, 86 объектов электроснабжения, 46 объектов теплоснабжения, 39 очистных сооружений бытовых стоков, 79 объектов связи и 181 прочий объект.
В настоящее время угольная промышленность представлена 86 шахтами и 129 разрезами, четвертая часть из которых введена после 2000 года. Новые предприятия оснащены высокопроизводительной техникой и используют самые современные технологии угледобычи. В отрасли растет производительность труда, идет концентрация производства, более 70 процентов угледобычи сегодня обеспечивают шахты и разрезы со среднегодовой мощностью соответственно 1, 6 и 3 млн. тонн.
В соответствии с требованиями рынков сбыта, и прежде всего внешнего, растет качество производимой угольной продукции. С 2000 года существенно (примерно в 1, 5 раза) увеличились объемы обогащения угля, в том числе энергетического - более чем в 2 раза. За этот период введено 20 новых обогатительных фабрик и установок, 11 из них для переработки энергетического угля. Абсолютное большинство введенных обогатительных фабрик - это фабрики нового поколения. В результате доля балластной составляющей в отгружаемой угольной продукции снизилась с 33, 3 до 28, 5 процента.
Реализуется Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей. За период с 2008 по 2012 год уровень смертельного травматизма снижен с 0, 19 до 0, 15 человека на 1 млн. тонн добычи угля.
Продолжаются работы по развитию трудовых отношений, совершенствуется система оплаты труда. С 2011 года доля условно-постоянной составляющей в структуре зарплаты увеличилась до 70 процентов. Утверждена Концепция совершенствования системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала для организаций угольной промышленности, выполняется комплекс мероприятий по ее реализации.
В то же время в отрасли существует ряд внутренних проблем.
Увеличивается доля подземной добычи угля, осуществляемой в неблагоприятных горно-геологических условиях. За последние 10 лет средняя глубина отработки пластов на шахтах увеличилась на 12 процентов, составив в 2012 году 441 метр.
Практически все (90, 8 процента) разрабатываемые угольные пласты являются опасными хотя бы по одному из факторов, при этом 74 процента шахт опасны по 2 и более факторам одновременно. Стабильно высокой (87, 3 процента) остается доля пластов, опасных по взрывчатости пыли.
Остается высокой вероятность возникновения аварийных ситуаций в организациях по добыче угля, эксплуатирующих опасные производственные объекты (за 2013 год смертельно травмировано 72 человека, что на 18 человек больше показателя прошлого года) . В целях коренного снижения уровня производственного травматизма на предприятиях отрасли требуется создание системы управления промышленной безопасностью и охраной труда.
В ведущих угольных бассейнах имеется ряд неэффективных угледобывающих производств, подлежащих ликвидации. В первую очередь это относится к проблемным шахтам в Прокопьевско-Киселевском районе Кузбасса и разрезу "Коркинский" в Челябинской области. Остро стоят проблемы переселения граждан из аварийного и подработанного в результате ведения горных работ жилья, реконструкции и замены объектов социальной и технической инфраструктуры. Наиболее характерными являются проблемы, связанные с необходимостью рекультивации нарушенных земель, ликвидации породных отвалов и шламоотстойников, тушения шахтных терриконов.
В последние годы в угольной промышленности из-за снижения престижности шахтерской профессии ощущается острый дефицит специалистов всех уровней. Средний возраст занятых в угольной отрасли приблизился к пенсионному возрасту (свыше 45 лет) .
2. Основные системные проблемы развития угольнойпромышленности России
Перспективы развития угольной промышленности связаны с решением проблем системного характера. К их числу относятся следующие проблемы:
падение внутреннего спроса на энергетический уголь - с момента наивысшего потребления энергетического угля на внутреннем российском рынк